Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  icon

Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации



НазваниеСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Дата конвертации26.08.2012
Размер118.07 Kb.
ТипСеминар
скачать >>>

СЕМИНАР

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ

СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7-8 ноября 2007 г.,

оздоровительный комплекс «Левково»

(141200, Московская область, Пушкинский район, с. Левково)


ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ


МОДЕЛЬ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ


Новичкова Евгения Валерьевна – руководитель центра профильного обучения Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Красноярского края


Прогноз социально-экономического развития Красноярского края, особенность демографической ситуации и географического расположения его населенных пунктов явились основанием для проектирования и реализации разных моделей развития сети образовательных учреждений, обеспечивающих для учащихся старшей ступени возможность выбора профиля обучения и существенного повышения качества.

C 2003 года в крае с участием 12 муниципальных образований (пилотных территорий) реализуется проект «Апробация моделей профильного обучения для разных типов и видов образовательных учреждений», в рамках которого осуществлялась разработка основных принципов и подходов к организации образовательного процесса старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов (ИУП). В систему апробации моделей включены 71 образовательное учреждение 3763 ученика, 320 педагогов.

Основные принципы организации профильного обучения в Красноярском крае: для регионального уровня

Учет социально-экономической ситуации каждой территории

Ориентация на потребности учащихся

Открытости – обязательное предъявление результатов, государственно-общественная экспертиза

На уровне отдельных школ

  • Выстраивание работы (мероприятия, процедуры, технологии), обеспечивающей формирование и сопровождение ИУП

  • Создание насыщенного учебного пространства, которое обеспечивает школьнику реализацию его ИУП


Основное содержание проекта по профильному обучению состояло в построении такого образовательного процесса, который позволяет старшеклассникам приобретать (осваивать), с одной стороны, ключевыми компетентностями, с другой, деятельностно овладевать предметным содержанием выбранных ими учебных курсов.


Необходимо отметить, что территории выбрали для апробации разные модели профильного обучения, среди которых однопрофильная школа, многопрофильная школа и модель сетевого взаимодействия, представленная совокупностью образовательных учреждений, взаимодействующих друг с другом в режиме кооперации.

В ходе реализации краевого проекта для ряда муниципальных образований наиболее эффективной оказалась модель сетевого взаимодействия, поскольку ресурсы (материально-технические, организационные, кадровые) нескольких образовательных учреждений позволяют старшеклассникам сформировать свои учебные планы, исходя не из возможностей отдельной школы, а ориентируясь на личные образовательные интересы и потребности. Условия, при которых модель сетевого взаимодействия является наиболее приемлемой, следующие:

  • территориальная близость образовательных учреждений;

  • наличие не менее 8-10 классокомплектов в сети;

  • сопоставимый кадровый потенциал образовательных учреждений.

Создание оптимальных сетей позволило существенно повысить качество образования, расширить количество реализуемых ИУП, повысить удовлетворенность качеством образования среди учащихся и их родителей, обеспечить участие родителей в управлении школой. Это видно по результатам проведенного анкетирования в рамках реализации краевого проекта «апробации моделей старшей профильной школы»

Обобщенные данные участников проекта:




Территория

Реализуемая модель

Используемая форма

Кол-во уч-ся

Количество ИУП

1

Емельяновский р-н

Сеть для реализации элективных курсов

Договор

112

82

2

Шушенский р-н

Обучение по ИУП в сетевом взаимодействии ОУ

Договор «Простое товарищество»

212

172

3

Березовский р-н


Использование ресурса НПО

Договор

181

181

4

Енисейский р-н


Многопрофильная школа

Договор

51

15

5

г. Канск


Обучение по ИУП в сетевом взаимодействии ОУ

Фонд

359

359

6

г. Зеленогорск


Сеть на основе ИУП

Ассоциация

171

171

7

г. Железногорск


Многопрофильная школа

Договор «Простое товарищество»

400

42

8

г. Лесосибирск


Многопрофильная школа

Договор

411

12

9

Ленинский р-н г. Красноярск

Сеть на основе ИУП

Союз

587

400

10

Кировский р-н г. Красноярск


Сеть для реализации элективных курсов

Некоммерческое партнерство

-

-

11

Октябрьский р-н г. Красноярск


Многопрофильная школа



Договор

311

66

12

Балахтинский р-н


Сетевая организация

Договор «Простое товарищество»

120

96










Итого:

2915

1596



Общая схема организации работ:


Была создана Краевая проектная команда, координацию проекта осуществлял Центр профильного обучения при Институте повышения квалификации

Отобраны муниципальные команды, которые в режиме проектных и эксперно-аналитических семинаров краевого и муниципального уровней осуществляли разработку и реализацию пилотных проектов введения профильного обучения.

Мы считаем что интересны темы, которые обсуждались на семинарах

например

«Основные содержательные направления реализации профильного обучения», «Профильное обучение: расширение знаний по предметным областям или………..» в 2004

«Организационные формы реализации профильного обучения», «Основные условия функционирования сети» «Разработка механизмов мониторинга» 2005

«Экономическая и образовательная эффективность реализации моделей профильного обучения» 2006

В среднем в год мы проводили по 4 семинара, с обязательным участием команд 12 территорий. Результатом каждого семинара становилось формулирование технического задания для каждой команды на следующий семинар.

Региональный уровень управления по отношению к муниципальным локальным сетям в Красноярском варианте выполняет функции, обеспечивающие качество образовательных программ и качество управления.

Сюда включаются экспертно-аналитическая функция и функция стратегического управления.

Важно понимание как работает система! Понимание становилось через проведение ПУБЛИЧНЫХ ОТЧЕТОВ, раз в год на выездных семинарах, в каждой территории с привлечением муниципальной власти, родителей, учащихся, членов краевой команды, муниципальных команд пилотных территорий.

В ходе реализации краевого проекта для ряда муниципальных образований наиболее эффективной оказалась модель сетевого взаимодействия, поскольку ресурсы (материально-технические, организационные, кадровые) нескольких образовательных учреждений позволяют старшеклассникам сформировать свои учебные планы, исходя не из возможностей отдельной школы, а ориентируясь на личные образовательные интересы и потребности.

  • Индивидуализацию (индивидуальные учебные планы) сложно реализовать на необходимом уровне качества отдельному образовательному учреждению. Объединение ресурсов нескольких учреждений и использование сетевых форм организации позволяет во многом решить эту проблему.

При реализации модели много профильной школы наибольшее количество ИУП 12-18

В сетевой форме количество ИУП - 147

  • Сетевые формы организации существенно снижают издержки на реализацию ИУП, удешевляет эту реализацию (при реализации модели многопрофильной школы необходимо 15-18 дополнительных часов, при сетевой 5-7)


Результаты

Результатами проекта стали разработки в следующих областях

Нормативно-правовой:

разработаны организационно-правовые формы, обеспечивающие государственно-общественное управление профильным обучением: ассоциация (Зеленогорск, Ленинский р-н), некоммерческое партнерство (Кировкий р-н);

в форме договорных отношений: простое товарищество (Шушенский район, Балахтинский район), договора между ОУ (Енисейский район, Емельяновский район, г. Лесосибирск);

разработаны типовые документы, регламентирующие внутреннюю деятельность образовательного учреждения в рамках выбранных организационно-правовых форм (договоры, уставы) с учреждениями дополнительного образования, НПО, СПО.

Ассоциации, фонды, некоммерческие партнерства, имеющие юридическое лицо, становятся новым субъектом в пространстве образовательной политики, которая направлена на развитии профильной старшей школы. А это значит, что такая структура может формировать свою стратегию, выстраивать новые отношения с родительскими сообществами и управлением образования.


Организационно-педагогический и методический аспекты:

  • описаны процедуры в методических рекомендациях формирования индивидуальных учебных планов и «мобильного расписания» в основных видах моделей профильной школы (сетевая модель, многопрофильная школа);

  • оформлены отдельные процедуры оценивания учебных достижений школьников в профильном обучении (промежуточная аттестация, портфолио, МЭКи) во всех экспериментальных территориях;

  • апробируются процедуры отбора элективных курсов, в том числе - конкурсный механизм отбора элективных курсов в системе дополнительного образования на краевом уровне.

  • для снижения отрицательных факторов сетевой организации учебного процесса каждый учащийся, обучающийся на основе индивидуального учебного плана, имеет индивидуальное расписание (маршрутные листы) и график учебного процесса по всем предметам на текущую четверть (какие темы, сроки и формы изучения, сроки и формы контроля).


Кадровый аспект:

  • разработана примерная программа курсов повышения квалификации для управленческих команд, которая позволит подготовить управленческие команды муниципального уровня, способные осуществить введение профильного обучения в муниципальной системе образования в целом, а не только в пилотной группе школ. Что способствует развитию сети образовательных учреждений

  • 35% управленческих команд прошли подготовку в рамках организации профильного обучения

  • Управленцы и педагоги из 43% территорий прошли подготовку в рамках организации итоговой аттестации в новой форме

  • Разработано 28 мастер классов для педагогов профильной школы 246 человек посетили эти мастер классы

Управленческий аспект:

  • управление образовательной сетью профильного обучения выстраивается с участием общественности, что позволяет использовать не только ресурсы образовательных учреждений, но и других учреждений и физических лиц;




  • В каждой территории создана организационная структура управляющей системы образовательной сети: сетевой педагогический совет, сетевой координационный центр;

Повестка орг единиц была на начальном этапе: координация режима работы образовательных учреждений входящих в сеть

Организация информирования участников образовательного процесса

Выбор правовых форм организации межшкольного взаимодействия

Организация мониторинга реализации профильного обучения


Организация промежуточной аттестации

  • сформирован пакет нормативно-правовой документации по управлению образовательной сетью;

  • создана новая форма взаимодействия родителей, школы, местного сообщества в виде переговорных площадок; сетевого совета

  • налажено взаимодействие сетевых образовательных учреждений со СМИ;

Экономический аспект

В рамках проекта из краевого бюджета выделено дополнительное финансирование для реализации ИУП – 5 часов на каждый класс, для удовлетворения наибольшего количества потребностей учащихся в 2006-2007 уч. Году, введение поправочного коэффицента в 2007-2008 уч.году на реализацию ИУП

Независимая оценка результатов

Мы опираясь на систему независимой оценки ЕГЭ в отношении пилотных территорий фиксируем:

Увеличение количества учащихся выбирающих 2 и более предметов для сдачи ЕГЭ в пилотных территориях на 5-9% больше чем в среднем по краю

12-17% Увеличение вариативности выбора предметов для сдачи в форме ЕГЭ

Повышение % качества и успеваемости при сдачи ЕГЭ у учащихся в профильном обучении.

Например в Шушенском районе в 2007 году:

показатели

Красноярский

край

Шушенский район

Количество учебных предметов, по которым в территории предоставлена выпускникам 11-х классов возможность сдачи ЕГЭ

12

10

Количество выпускников 11-х классов, прошедших государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ

58%

182 чел. (77%)

Количество выпускников 11-х классов, сдавших ЕГЭ по трем и более предметам

26%

87 чел. (37%)

Проблематика

Сегодня очевидны следующие противоречия:

  • не решенным вопросом остается нормативно-правовая база для следования денег за учеником, на выбранную им образовательную программу

  • финансирование участия учреждений СПО НПО в сетевом взаимодействии;

  • решение вопросов имущественного характера, связанных с участием подведомственных ОУ в сетевом взаимодействии;

  • Норма финансирования рассчитывается на одного учащегося и она цельна, при этом возможность реализовывать ИУП в рамках одного образовательного учреждения (если наполнение на параллели менее 100-150 человек) весьма затруднительно

  • Единицей комплектования остается класс наполняемостью 25 человек, а не ИУП

  • Открыт вопрос безопасности учащихся при перемещении в сети для реализации ИУП.

  • Учет трудозатрат при преподавании предмета на профильном уровне (предлагаем учитывать в базовой части заработной платы % за преподавание предмета на профильном уровне).







Похожие:

Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconО проведении интернет-совещания в рамках Августовского педсовета 2008 года
Августовского педсовета 2008 года для руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных...
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для работников региональных и муниципальных органов управления образованием, методистов, администраторов образовательных учреждений. Сроки проведения: 21-26 марта; середина апреля; середина мая. Ожидаемые результаты
Семинар «Инструментально-методическое оснащение и экспертиза проектов по развитию образовательных учреждений»
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconРегламент распределения централизованного фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений муниципального округа
Фотцентр руководителей, сроки и последовательность действий (процедуру) муниципального совета по образованию (совет) и органов управления...
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconЯнварь2012: с 16 января по 20 января Февраль2012
К сведению руководителей экспертных групп, руководителей образовательных учреждений, педагогических работников образовательных учреждений...
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconПрограмма обучающего семинара для руководителей и ответственных представителей стажировочных площадок, задействованных в реализации мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем,
Программа обучающего семинара для руководителей и ответственных представителей стажировочных площадок, задействованных в реализации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы