Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  icon

Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации



НазваниеСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Дата конвертации26.08.2012
Размер136.33 Kb.
ТипСеминар
скачать >>>

СЕМИНАР

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ

СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7-8 ноября 2007 г.,

оздоровительный комплекс «Левково»

(141200, Московская область, Пушкинский район, с. Левково)


ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ


Ларина Валентина Петровна –

кандидат педагогических наук, проректор по научно-исследовательской работе Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Основной задачей региональных органов управления образованием, усиленной в условиях его модернизации, является организация совокупности направляемых самоизменений и изменений других элементов региональной системы образования, приводящая к наращиванию существующих и появлению новых возможностей в создании условий для достижения личных и социальных целей образования. В основе названных изменений лежат инновационные процессы, требующие адекватных механизмов управления.

Одним из управляемых инновационных процессов, протекающих в системе образования Кировской области, является организация профильного обучения на старшей ступени общего образования в рамках регионального проекта «Организация профильного обучения на старшей ступени общего образования в учреждениях образования Кировской области» на 2006-2008 гг.

Реализация названного проекта потребовала изменения деятельности регионального органа управления образованием, в частности задействования им новых организационных механизмов в управлении образованием.

Такими механизмами в деятельности регионального органа управления образованием Кировской области являются следующие.

Механизм 1. Изменение организационно-финансовых механизмов деятельности региональной системы образования.

Цель: создание конкурентной среды образовательных учреждений и организаций инфраструктуры образования региона как условие повышения качества образования, обеспечение эффективности использования имеющихся ресурсов и стимулирование привлечения дополнительных ресурсов в систему образования.

Кировская область работает в условиях нормативно-бюджетного финансирования второй год (переход состоялся с 1 января 2006 года).
При этом поправочные коэффициенты на финансирование общеобразовательных школ, реализующих программы профильного обучения, первоначально не были введены (за исключением эксклюзивных общеобразовательных учреждений, предоставляющих услуги углубленного уровня).

Такая позиция департаментом образования была выбрана принципиально, т.к. предполагалось и предполагается, что оказание профильных услуг будет осуществляться не за счет дополнительного финансирования старшей ступени общего образования, а за счет укрупнения старшей ступени школ в рамках процессов реструктуризации сетей.

Однако процесс укрупнения школ (в первую очередь, концентрации старшеклассников в крупных школах, определенных муниципальными программами реструктуризации) в области происходил недостаточными темпами, поэтому с целью мотивации руководителей образования всех уровней, субъектов внешней по отношению к системе образования среды к реализации идей профильного обучения на 2008 год в области предусмотрен поправочный коэффициент для школ, реализующих программы профильного обучения.

Это не означает, что далее этот коэффициент будет увеличиваться или гарантированно сохраняться. Вероятно, что он будет временно сохраняться определенный период как фактор, мотивирующий руководителей муниципальных органов управления образованием на укрупнение средних школ и их профилизацию, а затем, после создания в регионе достаточного количества крупных школ с профильным обучением, доступных большинству учащихся Кировской области, коэффициент может быть (и с большой долей вероятности будет) пересмотрен, так как концентрация финансов произойдет за счет концентрации старшеклассников.

Признание профильного обучения одним из приоритетных направлений развития образования Кировской области предполагает его первоочередную ресурсную поддержку. Именно поэтому в соответствии с рассматриваемым механизмом департаментом образования разработаны и реализуются программы, обеспечивающие целевую концентрацию ресурсов, направленную на реализацию идей профильного обучения («Информатизация образования Кировской области», «Школьный автобус» и пр.).

Механизм 2. Изменение структуры сети общеобразовательных учреждений в регионе.

Цель: приведение сети общеобразовательных учреждений Кировской области в соответствие с меняющимися целями и условиями деятельности региональной системы образования.

Кировская область характеризуется большой географической протяженностью, негативными демографическими тенденциями, низкой плотностью населения, не везде хорошим транспортным сообщением, что накладывает отпечаток на процесс изменения муниципальных сетей общеобразовательных учреждений.

Анализ состояния муниципальных сетей общеобразовательных учреждений Кировской области на 1 января 2006 года показал следующие тенденции (присущие, как показывает изучение опыта работы органов управления образованием других регионов, большинству субъектов Российской Федерации):

- были неравномерно распределены в муниципальных системах образования гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов (т.е. общеобразовательные учреждения, предоставляющие эксклюзивные образовательные услуги);

- наблюдалось нерациональное размещение учреждений, реализующих программы расширенного или углубленного уровня в городской сети, в том числе происходило дублирование названных программ рядом расположенными общеобразовательными учреждениями;

- отмечалось малое количество классов в параллелях старших классов, что затрудняло организацию индивидуального профильного обучения старшеклассников (так, в силу демографических причин в Кировской области есть муниципальные образования, в которых общее количество детей составляет чуть более 600 человек);

- осуществлялось недостаточное для организации профильного обучения старшеклассников ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое, финансовое, информационное и пр.), особенно в сельской местности;

- отмечалась нерациональность институциональных решений cетей образовательных учреждений, незадействованность в образовательных целях из-за ведомственной разобщенности других имеющихся элементов социальной инфраструктуры;

- был выявлен низкий уровень специализации сетевых элементов;

- наличествовало частичное использование (особенно в условиях сельской местности) имеющихся зданий (довольно незначительной части их проектной мощности) в связи с неблагоприятным демографическим фактором.

Анализ действующих муниципальных сетей общеобразовательных учреждений на предмет их имеющихся и потенциальных возможностей для реализации идей профильного обучения, и, в первую очередь, для организации индивидуального профильного обучения на старшей ступени общего образования, показал, что главным препятствием реализации идей профильного обучения на 1 января 2007 года явилось недостаточное количество старшеклассников в параллелях 10-х и 11-х классов, что повлекло за собой недостаточность финансовых ресурсов, объяснимую в условиях нормативного бюджетного финансирования.

Был сделан ключевой вывод о том, что образовательные потребности учащихся должны удовлетворяться не отдельными образовательными учреждениями, а сетью в целом.

В связи с вышесказанным департаментом образования Кировской области изменение структуры сети общеобразовательных учреждений в регионе стало рассматриваться как организационный механизм, способствующий достижению целей и задач профильного обучения.

В соответствии с планом деятельности департамента в течение 2006-2007 года были разработаны муниципальные программы реструктуризации сетей общеобразовательных учреждений всеми 45 муниципальными органами управления образованием Кировской области.

Согласованию деятельности муниципальных органов управления образованием по проектированию муниципальных сетей общеобразовательных учреждений способствовали следующие ограничения со стороны регионального субъекта управления образованием: регламент временных рамок разработки программ реструктуризации; определение логики управленческой деятельности по разработке программ; заданная структура программ; заданные индикаторы, позволяющие определить нацеленность разработанных программ на реализацию идей профильного обучения.

Рекомендуемая логика предполагала выполнение следующих шагов:

- разработка проекта муниципальной программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений;

- согласование муниципальной программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в управлении образовательного округа с целью организации межмуниципального взаимодействия при обеспечении школьникам доступности к получению качественного образования (c 1 июля 2006 года департамент образования Кировской области вступил в федеральный эксперимент по освоению механизмов управления образованием в условиях образовательных округов. В настоящее время в области выделено 8 образовательных округов, в которые в общей сложности входят 45 муниципальных систем образования);

- cогласование муниципальной программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений на общественном совете по вопросам образования образовательного округа;

- утверждение муниципальной Программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений на заседании районной (городской) думы.

Рекомендованная структура программы реструктуризации муниципальных сетей общеобразовательных учреждений выглядела следующим образом:

1. Название программы.

2. Анализ состояния действующей сети общеобразовательных учреждений района (города):

2.1. Информационная справка, отражающая:

- информацию о географическом месторасположении района (города) с возможным приложением карты, поясняющей месторасположение района (города) на территории Кировской области и (или) округа;

- характеристику демографических процессов (в динамике);

- особенности этнического состава населения (желательно в динамике);

- тенденции экономического развития территории;

- тенденции развития инфраструктуры территории;

- потребности в капитальных вложениях в недвижимость, используемую учреждениями образования.

2.2. Оценка действующей сети общеобразовательных учреждений.

Было предложено выполнить картографическое изображение района (города) на карте округа Кировской области с указанием действующих общеобразовательных учреждений и способов передвижения детей по сети (дороги, расстояния, транспорт, наличие интернатов и пр.).

К карте было рекомендовано приложить таблицы, отражающие некоторые данные о действующей сети общеобразовательных учреждений (количество юридических лиц, виды общеобразовательных школ, динамика учащихся, предоставление услуг старшеклассников на профильном уровне стандарта и пр.).

2.3. Основные проблемы действующей сети.

3. Концептуальная часть Программы.

3.1. Цели Программы (разработчикам муниципальных программ реструктуризации сетей общеобразовательных учреждений были рекомендованы цели, адекватные целям разрабатываемой региональной программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Кировской области):

- обеспечение полноты предоставляемых сетью образовательных услуг с учетом их территориальной доступности;

- повышение соответствия образовательных услуг сетевых элементов потребностям учащихся разного возраста;

- рационализация использования ресурсов в сети общеобразовательных учреждений.

3.2. Планируемое состояние сети.

Было рекомендовано выполнить картографическое изображение района (города) с указанием действующих образовательных учреждений и способов передвижения детей по сети (дороги, расстояния, транспорт, интернат и пр.) на 1 января 2010 года.

К карте было предложено приложить таблицы, отражающие некоторые данные о планируемой сети общеобразовательных учреждений (количество юридических лиц, виды общеобразовательных школ, динамика учащихся, предоставление услуг старшеклассников на профильном уровне стандарта, перечень и сроки реорганизуемых школ и пр.).

4. План реализации Программы (предлагалось на выбор три варианта).

5. Мониторинг Программы.

Были заданы следующие индикаторы планируемого состояния муниципальных сетей общеобразовательных учреждений.



Показатель:

Состояние сети через 5 лет

Без проектного вмешательства

В случае реализации проекта

1. Общее количество учреждений общего образования как юридических лиц







2. Количество школ среднего полного образования







3. Из них: школ старшей ступени (только 10-11 кл.)

(для городской местности)







4. Количество основных школ







5. Количество начальных школ







6. Процент старшеклассников, которые обучаются в школах, в старших параллелях которых выдержано минимальное количество классов-комплектов:

- не менее 2-х классов в селе;

- не менее 3-х классов в поселке городского типа, малом городе;

- не менее 5 классов в городе Кирове







7. Минимальное число учащихся в параллели в одной сетевой единице на ступени основного общего образования (5-9 кл.).







8. Среднее количество детей в параллели основной школы в одной сетевой единице территориальной системы образования







9. Количество сетевых единиц общего образования, реализующих программы дошкольного образования (только для сельской местности)







10. Максимальное расстояние подвоза:

для учащихся 5-9-х классов

для учащихся 10-11-х классов

(для сельской местности)







11. Количество имеющихся автобусов

/количество необходимых автобусов

(для сельской местности)







12. Процент детей, обучающихся в школах-ступенях (отдельных образовательных учреждениях) или физически изолированных подразделениях-ступенях одного учреждения (для городской местности)







13. Количество детей на 1 педагога в сети учреждений общего образования







14. Наличие (с указанием населенных пунктов и количества детей) межмуниципального внутриокружного подвоза







15. Наличие (с указанием населенных пунктов и количества детей) межокружного подвоза








Механизм 3. Изменение механизмов работы с кадрами.

Цель: приведение кадрового ресурса региональной системы образования в соответствие с ее новыми задачами.

Реализация этого организационного механизма в области осуществляется в нескольких направлениях.

Во-первых, с 2007 года в Кировской области изменена процедура аттестации педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений в направлении приведения их профессиональной готовности в соответствие с новыми целями и задачами образования.

Во-вторых, ведется системная работа по подготовке руководителей и педагогов Кировской области к профессиональной деятельности, направленной на реализацию идей профильного обучения; в ее рамках меняются содержание, формы и методы подготовки работников образования:

- разработаны и утверждены специальные дополнительные образовательные программы повышения квалификации, предусматривающие выдачу слушателям системы повышения квалификации особые удостоверения, подтверждающие их готовность к решению задач профильного обучения (этот шаг был определен региональным Положением о профильном обучении);

- для подавляющего количества педагогических и руководящих работников обеспечена территориальная доступность качественного повышения квалификации, в том числе идет апробация ее организации в дистанционной форме;

- апробируются формы повышения квалификации руководителей и педагогов через подготовку школьных команд и пр.;

- осуществляется подготовка тьюторов профильного обучения и пр.

Механизм 4. Изменение механизмов взаимодействия системы образования и отдельных образовательных учреждений с субъектами внешней среды.

Цель: создание механизмов перевода требований к образовательным услугам субъектов внешней среды (их привлечение к экспертизе и принятию решений) и информирование общественности.

Названный организационный механизм связан с организационным механизмом «Изменение структуры сети общеобразовательных учреждений в регионе», так как логика разработки программы реструктуризации предполагает ее согласование с представителями общественных советов, созданных при управлениях всех образовательных округов Кировской области с последующим утверждением на заседаниях районных или городских дум.

Кроме того, рассматриваемый механизм связан со следующим, пятым организационным механизмом, предполагающим изучение реальных потребностей конкретных потребителей образовательных услуг, так как именно ориентация на последние позволит создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов в систему образования.

Механизм 5. Изменение контрольных механизмов, механизмов информационного сопровождения принятия управленческих решений, мониторинга качества образования.

Цель: максимальная ориентация названных механизмов на сбор информации, отражающей степень достижения целей и задач модернизации образования на основе включения иных параметров, отражающих новые цели образования, прозрачной и доступной всем заинтересованным сторонам.

В рамках регионального проекта «Управление качеством образования» (2006-2008 гг.) региональным Центром оценки качества образования как ресурсной службой департамента образования Кировской области апробируется региональная система оценки качества образования, позволяющая выполнять оценку степени достижения задач профильного обучения.

Реализуемый проект направлен на решение следующих основных задач:

- на максимальную ориентацию контрольно-измерительных процедур на сбор информации, отражающей степень достижения целей и задач модернизации образования;

- на осуществление постоянного отслеживания (мониторинга) качества образования (в том числе результатов профильного обучения) при одновременном отказе от устаревших параметров и включение иных, отражающих новые цели образования;

- на придание информации максимальной прозрачности и доступности всем заинтересованным сторонам с целью обеспечения упреждающего влияния на региональную систему образования.

Использование названных организационных механизмов региональным органом управления образованием способствует реализации в системе образования Кировской области управляемому продвижению идей профильного обучения, а, следовательно, развитию системы образования региона в целом.









Похожие:

Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconО проведении интернет-совещания в рамках Августовского педсовета 2008 года
Августовского педсовета 2008 года для руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных...
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для работников региональных и муниципальных органов управления образованием, методистов, администраторов образовательных учреждений. Сроки проведения: 21-26 марта; середина апреля; середина мая. Ожидаемые результаты
Семинар «Инструментально-методическое оснащение и экспертиза проектов по развитию образовательных учреждений»
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconРегламент распределения централизованного фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений муниципального округа
Фотцентр руководителей, сроки и последовательность действий (процедуру) муниципального совета по образованию (совет) и органов управления...
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconЯнварь2012: с 16 января по 20 января Февраль2012
К сведению руководителей экспертных групп, руководителей образовательных учреждений, педагогических работников образовательных учреждений...
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconПрограмма обучающего семинара для руководителей и ответственных представителей стажировочных площадок, задействованных в реализации мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем,
Программа обучающего семинара для руководителей и ответственных представителей стажировочных площадок, задействованных в реализации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы