Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  icon

Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации



НазваниеСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Дата конвертации26.08.2012
Размер58.77 Kb.
ТипСеминар
скачать >>>

СЕМИНАР

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ

СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7-8 ноября 2007 г.,

оздоровительный комплекс «Левково»

(141200, Московская область, Пушкинский район, с. Левково)


ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ


ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


Илюшин Леонид Сергеевич –

доктор педагогических наук, начальник сектора модернизации образования Комитета по образованию Правительства г. С.-Петербурга


Процесс модернизации образования затрагивает все его стороны – от экономических принципов построения отрасли до содержательных аспектов самого процесса обучения. В этом смысле, переход к профильное школе – одно из наиболее глубоких, системных изменений, касающееся не только подходов к построению школьных дисциплин, учебных планов и т.п., но, безусловно, затрагивающее область «миссии» школы, как национального института социально-экономического развития. Взаимосвязь содержания школьного образования на завершающей, наиболее ответственной с точки зрения дальнейшей самореализации ученика, ступени с «вызовами» социума, экономики является необходимым условием эффективности и качества образования. Понимание важности этой взаимосвязи давно и прочно закреплено в стратегии развития петербургской школы.

Санкт-Петербург – уникальный по целой совокупности особенностей социально-экономического характера регион. Являясь вторым по величине российским мегаполисом, он представляет собой значимый инновационный технологический центр, транспортный узел. Его громадный инвестиционный, культурный, научный потенциал прогнозируемо развивается и требует от системы образования, с одной стороны, гарантий благополучного трудоустройства (продолжения образования) для выпускников школ, а с другой – обеспечения потребностей региона в квалифицированных кадрах.

Основные направления развития Санкт-Петербурга определены в соответствующем документе («Стратегическом план социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года»).
К наиболее значимым направлениям отнесены:

- дальнейшая концентрация высокотехнологичного и наукоёмкого производства в регионе;

- реализация проекта «Наукоград», повышение эффективности научно-исследовательских программ;

- развитие региона как национального и европейского образовательного центра;

- повышение эффективности усилий, способствующих повышению роли Санкт-Петербурга как мирового культурного центра;

- осуществление мер социально-экономического характера, направленных на укрепление демографической ситуации в городе.

На первый взгляд связь этих направлений с модернизацией системы общего образования не очевидна, но это не так, поскольку именно выбором того или иного профиля обучения на старшей ступени школьного образования во многом определяется личностная стратегия освоения образовательного и профессионального маршрута.

Развитие практики профильного обучения и предпрофильной подготовки в школах Санкт-Петербурга активно началось ещё в начале 90-х годов, когда на волне инновационных процессов в образовании в городе появились первые «авторские школы», стали внедряться в образовательный процесс «индивидуальные маршруты» учащихся, получили развитие авторские программы и методики педагогов-практиков. Следующим шагом на пути к профильной школе стали реформы, происходившие в логике процесса модернизации образования в 2001 – 2003 гг. В этот период наиболее чётко оформились две тенденции, определившие современную линию развития петербургской школы. С одной стороны, образовательные учреждения год за годом становились всё более самостоятельными, прежде всего, в вопросе определения собственной стратегии развития, изменения статуса, инновационной практики. С другой стороны, ускорение темпов социально-экономического развития региона, детальная «прорисовка профиля» Санкт-Петербурга с точки зрения инвестиционных проектов, градостроительной политики и т.п. значительным образом повысило актуальность задачи согласованности процессов, происходящих в рамках модернизации школы. Иными словами, появилась экономически- и социально-обусловленная потребность в интеграции задач развития города в целом и каждого образовательного учреждения. На сегодняшний день можно выделить следующие условия такой интеграции, создание которых позволит решить главную задачу профильной школы – обеспечение широкого индивидуального образовательного и профессионального выбора на старшей ступени образования в соответствии с объективными потребностями региона.

  1. Расширение и технологическое оснащение (прежде всего средствами ИКТ) информационного поля, обеспечивающего достаточный уровень компетентности принимаемых управленческих решений. Практика профильного обучение – динамичный процесс, когда школа имеет возможность «конструировать» тот или иной профиль или их сочетание из блоков-модулей: компонентов образовательной программы, элективных курсов, технологий индивидуального обучения и др. Решение о целесообразности такого «конструирования» для школы, районной и городской образовательной системы должно быть аргументировано не только на уровне материально-технического потенциала ОУ и мотивации педагогического коллектива, но и с точки зрения общей стратегии построения сети ОУ. Наиболее перспективным для Санкт-Петербурга в этом отношении была признана концепция создания «образовательных округов», одной из целей которой является компетентная политика развития профильного обучения, в т.ч. с опорой на потенциал социального партнёрства и сетевого взаимодействия ОУ различных типов и видов.

  2. Модернизация постдипломного педагогического образования и повышения квалификации с учётом задач профильной школы. Данные мониторинга профессиональных потребностей педагогов показывают, что востребованность непрерывного сопровождения запросов учителей, связанных с освоением ими новых подходов к организации процесса обучения, разработке собственных и адаптации имеющихся элективных курсов, постоянно растёт. По сути дела происходит постепенный переход от традиционной системы периодического повышения квалификации к такой практике, когда педагог имеет возможность широкого выбора форм, способов, содержания собственного профессионального развития.

  3. Изменение качества образовательной мотивации учащихся, создание условий для компетентного выбора собственного образовательного и профессионального маршрута. Исследования, проводимые в Санкт-Петербурге, показывают очень важную роль позиции семьи ученика в вопросах, связанных с выбором того или иного профиля обучения. При этом, часто такой выбор оказывается определён весьма поверхностными представлениями о «престижности» той или иной сферы деятельности, конкурентоспособности выбираемого направления на рынке труда сегодня, завтра и в отдалённой перспективе. Возникает риск зависимости построения образовательной программы ОУ исключительно от амбиций родителей учащихся. Для преодоления этого риска в городе предпринимаются меры по модернизации системы профессиональной ориентации учащихся, в т.ч. с опорой на действующую сеть районных психолого-педагогических медико-социальных центров, а также через развитие психологической службы в школах.


В целом, анализ данных по распространённости в регионе профилей обучения показывает наличие конструктивной тенденции в интеграции образовательных потребностей учащихся и стратегии развития региона. Так, наиболее распространённым в ОУ Санкт-Петербурга (24,6 %) является «универсальный» профиль. При этом, более глубокое изучение структуры, содержания этого профиля позволяет сделать вывод о том, что он действительно «оснащён» различными элективными курсами и не является результатом формального переименования «общеобразовательной» программы.

Далее первая пятёрка рейтинга «профилей» выглядит следующим образом:

Филологический профиль – 14.3 %; информационно-технологический – 11.7%; физико-математический – 11.1%; социально-гуманитарный – 10.0% . В настоящее время Комитетом по образованию совместно с Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли разрабатываются согласованные рекомендации по развитию профильной школы в Санкт-Петербурге. Наряду с социально-экономическими аспектами в этих материалах будут представлены развёрнутые рекомендации сугубо педагогической проблематики, касающиеся совершенствования образовательной практики, а именно:

- организация внутрисетевого взаимодействия образовательных учреждений, развитие практики социального партнёрства;

- расширение педагогического инструментария оценки знаний учащихся; применение методик «компетентностного подхода», в т.ч. «портфолио» и накопительной системы баллов;

- построение образовательной среды школы, включающей потенциал системы дополнительного образования на базе ОУ.









Похожие:

Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconО проведении интернет-совещания в рамках Августовского педсовета 2008 года
Августовского педсовета 2008 года для руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных...
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для работников региональных и муниципальных органов управления образованием, методистов, администраторов образовательных учреждений. Сроки проведения: 21-26 марта; середина апреля; середина мая. Ожидаемые результаты
Семинар «Инструментально-методическое оснащение и экспертиза проектов по развитию образовательных учреждений»
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconРегламент распределения централизованного фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений муниципального округа
Фотцентр руководителей, сроки и последовательность действий (процедуру) муниципального совета по образованию (совет) и органов управления...
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconЯнварь2012: с 16 января по 20 января Февраль2012
К сведению руководителей экспертных групп, руководителей образовательных учреждений, педагогических работников образовательных учреждений...
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconПрограмма обучающего семинара для руководителей и ответственных представителей стажировочных площадок, задействованных в реализации мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем,
Программа обучающего семинара для руководителей и ответственных представителей стажировочных площадок, задействованных в реализации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы