Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  icon

Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации



НазваниеСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Дата конвертации26.08.2012
Размер108.44 Kb.
ТипСеминар
скачать >>>

СЕМИНАР

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ

СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7-8 ноября 2007 г.,

оздоровительный комплекс «Левково»

(141200, Московская область, Пушкинский район, с. Левково)


ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ


«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ» - МОДЕЛЬ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Гаврилин Александр Васильевич –

доктор педагогических наук, Фонд содействия информатизации образования, НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Владимире, директор филиала


Модель основана на паритетной кооперации общеобразовательных учреждений с целью привлечения дополнительных образовательных ресурсов в учреждение. На муниципальном и региональном уровне происходит перераспределение и интеграция ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах. ОУ получает объективные показатели для оценки востребованности, актуальности, уникальности предлагаемых ее работниками сетевых профильных и элективных курсов, привлекает дополнительные средства для стимулирования творчески работающих учителей. На муниципальном и региональном уровне создается конкурентное образовательное информационное пространство.

Образовательный округ создаётся по инициативе муни­ципальных органов управления образованием и педагогических коллективов школ. Он не имеет юридического лица, его работа строится на основе коллективного договора о совместной деятельности между школами. Для управления округом избирается Совет образовательного округа, в который входят директора общеобразовательных учреждений, включенных в сетевое взаимодействие и представители муниципальных органов управления образованием. На территории одного муниципалитета может быть создано несколько образовательных округов.

Муниципальные органы управления образованием:

  1. Разрабатывают и утверждают:

  • Положение об образовательном округе;

  • Коллективный договор.

  1. Принимают участие в создании: Образовательной карты территории.

  2. Проводят ярмарку образовательных услуг территории в начале учебного года.

  3. Участвуют в организации совместного повышения квалификации учителей, принимающих участие в сетевом взаимодействии.


  4. Согласовывают решения ОУ по развитию материальной базы.

Новыми структурными единицами управляющей системы модели являются:

    • Сетевой совет по предпрофильной подготовке и профильному обучению;

    • Межшкольные методические объединения учителей по профилям обучения (гуманитарного, естественно-математического, технического и пр.), совместные творческие группы учителей;

Новые единицы информационных потоков:

      • Программа общих образовательных событий и внеурочных мероприятий ОУ, включенных в сетевое взаимодействие;

      • Сетевой учебный план;

      • Образовательная карта территории.

      • Информация об успешности прохождения профильного курса

Уникальность каждой школы в этой сети сохраняется за счёт того, что каждая из них предлагает свои способы реализа­ции тех или иных образовательных задач в пространстве общих целей совместной деятельности.

Разрабатывается программа общих образовательных событий и внеурочных мероприятий, в том числе направленных на сопровождение образовательных иници­атив.

Создается сетевой учебный план элективных курсов. Возможно проведение сессий для уг­лубления профильных предметов.

Введение сетевого учебного плана включает:

  • Его разработку и утверждение в рамках МО учителей по профилю;

  • сопровождение индивидуальных учебных планов школьников со стороны классного руководителя;

  • текущую аттестацию;

  • введение единого для муниципалитета порядк­а итоговой аттестации

Учебно-календарные графики де­ятельности школ тщательно согласовываются и координируются. Каждая из школ, включенная в сетевое взаимодействие, обеспечивает в полном объеме изучение всех предметов учебного плана на базовом уровне и ту часть профильной составляющей, которую она способна реали­зовать в рамках своих возможностей. Ос­тальную профильную подготовку и внутрипрофильную специализацию берет на себя сетевая организация профильного обучения, используя для этого необходимое количество часов в конце каж­дой недели, или месяца, или четверти.

Для информирования родителей и учащихся о возможностях, которые пре­доставляет кооперация школ, разрабатывается образовательная карта терри­тории, создаются буклеты, проводятся информационные мероприятия.

Коллективы школ организуют совместно повышение квалификации учителей, принимают со­гласованные решения по развитию материальной базы образовательных учреждений. Вопросы, касающиеся организации работы, обсуждаются на совместных педагогических советах, согласуется и уточняется тематическое планирование, рассматриваются методические вопросы, формы и методы работы с учащимися в условиях обучения по индивидуальным учебным планам. Между членами сетевого сообщества организуется обмен ресурсами в т.ч. информацией. (Осуществляется взаимообмен библиотечного фонда, лабораторного и учебного оборудования, педагогического опыта учителей и другой информацией).






Основные сокращения:

Органы УО - Муниципальные органы управления образования, принимающие решения о создании образовательного округа

Сетевой совет – Сетевой свет по профильной подготовке и профильному обучению

МО учителей - Методические объединения учителей по профилям, межшкольные творческие группы учителей

ОШ – основная общеобразовательная школа, включенная в сетевое взаимодействие

ШП1 - основная общеобразовательная школа с профильными классами (направление1)

ШП2 - основная общеобразовательная школа с профильными классами (направление 2)

ШП3 - основная общеобразовательная школа с профильными классами (направление 3)

ШП4 - основная общеобразовательная школа с профильными классами (направление 4)


В целях эффективного введения профильного обучения, согласования и утверждения общих концептуальных подходов, определения стратегии реали­зации предпрофильной подготовки и профильного обучения создается Сетевой совет по предпрофильной подготовке и профильному обучению, который создается при муниципальном органе управления образованием.

Функции Сетевого совета по предпрофильной подготовке и профильному обучению:


Совет является консультационно-совещательным органом и осуществляет деятельность на основе Положения. Ключевой компетенцией совета является координация входящих в сеть образо­вательных учреждений, что необходимо для ее надежного функционирования и предупреждения сбоев в учебном процессе.

На первом этапе деятельности совет проводит исследование потребностей учащихся, в рамках которого решаются следующие вопросы:

  • какие профили будут востребованы учащимися разных школ;

  • какое количество учащихся в школах желает обучаться на каждом
    профиле и в общеобразовательном классе;

  • какие элективные курсы будут востребованы учащимися;

  • каковы цели учащихся и насколько они готовы перейти в другие образовательные учреждения;

  • какова будет динамика перемещения учащихся в сети.

Для этого Советом осуществляется:

- Разработка, утверждение и согласование с управлением образования нормативно-правовых документов, обеспечивающих функционирование сетевого взаимодействия школ, включая коллективный договор о совместной деятельности по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в школах, приложений к договору.

- Согласование планов, программ, режимных моментов организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

- Разработка мер по организации учебного процесса в рамках предпрофильного и профильного обучения (условия подвоза учащихся, привлечение к работе отдельных специалистов и др.).

- Утверждение плана мероприятий повышения квалификации кадров.

- Согласование должностных обязанностей работников, осуществляющих организацию предпрофильного и профильного обучения учащихся.

- Согласование положений о системе мер поощрения участвующих в сетевом взаимодействии.

- Анализ и оценка результативности организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях сетевой формы.

- Утверждение отчета о ходе и результатах реализации программы по сетевому взаимодействию школ.

Функции сетевых МО учителей по профилям





  1. Участие в экспертизе учебных планов, программ по предпрофильному и профильному обучению.

  2. Разработка программно-методического обеспечения предпрофильного и профильного обучения.

  3. Изучение, обобщение (создание информационного банка) передового педагогического опыта, накопленного отдельными школами и учителями по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  4. Изучение и апробация новых технологических подходов к организации предпрофильного и профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия школ.

  5. Отбор и апробация технологий, обеспечивающих эффективность предпрофильного и профильного обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

  6. Разработка системы контроля (мониторинга) результативности предпрофильного и профильного обучения.

  7. Участие в оценке профессионализма педагогических кадров по осуществлению предпрофильного и профильного обучения.

  8. Подготовка научно-методических разработок, необходимых для профильного обучения.

  9. Внесение предложений по поощрению учителей, участвующих в сетевом взаимодействии.

  10. Организация системы состязательных мероприятий (рейтинги, конкуры, олимпиады и т.д.) среди учащихся старших классов.

  11. Информирование родителей и учащихся по организации и результатам предпрофильного и профильного обучения в рамках территориального образовательного округа.

Требования к ресурсному обеспечению модели


  1. Нормативно-правовое обеспечение: Положение о школе с профильными классами, положение о профильном классе; положение о порядке комплектования профильного класса; договор о совместной деятельности школ; должностные обязанности педагогических и руководящих кадров, участвующих в организации профильного обучения.

  2. Научно-методическое обеспечение предполагает обязательность подготовки педколлективов школ по организации психолого-педагогического сопровождения личностного развития школьников, освоение технологий индивидуализации образовательного процесса, освоение коллективных форм взаимодействия на основе социально-педагогического партнерства между специалистами разного профиля (педагог, психолог, классный руководитель), между коллективами разных школ.

  3. Кадровое обеспечение предполагает усиление ведущих направлений функционирования профильной школы через создание структурных подразделений: службы сопровождения личностного развития учащихся, информационно-ресурсного центра, научно-методического совета с включением представителей всех школ, творческих групп из состава учителей всех школ.

  4. Учебное и материально-техническое обеспечение предполагает выделение под цели профильного обучения учебных площадей, оборудования в соответствии с основными профилями: кабинеты гуманитарного, естественно-научного циклов, мастерские базовой школы, а также совместное использование имущества школ, необходимого для организации профильного обучения в рамках совместной деятельности (транспорта, оборудования, земельных площадей).

  5. Программно-методическое обеспечение представляет собой образовательную программу школы как комплекс программ основного (учебных), дополнительного (воспитательных, развивающих, социализирующих) образования, осуществляющих самоопределение учащихся по всем ступеням обучения с учетом преемственности содержания образования (базового, предпрофильного, профильного компонентов); учебного плана межшкольных сетевых структур; программ медико-психологического, социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Функциональная структура модели:

Завуч - создаёт организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников; комплектует потоки и группы, решает вопросы организации образовательного процесса, корректирует ИУП и индивидуальное учебное расписание в соответствии с базисным учебным планом школы и школьным расписанием.
Психолог - осуществляет диагностическую помощь ученикам в области личностно-допрофессиональной компетентности;

Классный руководитель - отвечает за осуществление предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в сво­ем классе:

- организовывая индивидуальные и групповые консультации для учеников и их родителей при выборе и продвижении по индивидуальной образовательной траектории,

- обеспечивает продвижение ученика по индивидуальной образовательной траектории, осуществляя мониторинг развития каждого ученика,

- курирует проектную и исследовательскую деятельность учащихся,

- изучает потребности учеников и их родителей в дополнительном образовании, соотнося спрос и реальные предложения.

- организовывает индивидуальные и групповые консультации для учеников и родителей по вопросам устранения возникающих учебных трудностей и коррекции потребностей,

- ежедневно ведёт учёт посещаемости и успеваемости учащихся, делая соответствующие отметки в журналах базового и профильного уровня.
- еженедельно делает отчёт о посещаемости учащихся и сдаёт его курирующему завучу.
- один раз в две недели заполняет соответствующие его функционалу разделы портфолио ученика.
- регулирует нагрузку для самостоятельной работы учеников

- по окончании первой и третьей четверти подводит предварительные итоги успеваемости и составляет с учениками планы ликвидации пробелов и задолженностей; знакомит учащихся с расписанием проведения зимней и летней сессии.
- предоставляет отчёт по итогам первого полугодия через 3 дня после окончания четверти, по итогам года - через два дня по окончании экзаменов или переводных испытаний в данном классе.

Тьютор осуществляет персональное сопровождение каждого школьника в процессе становления у него ответственного выбора.

Цель работы тьютора ─ персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения. В ходе этого сопровождения тьютор «увязывает», координирует различные направления предпрофильной подготовки и профильного обучения (преподавание предметных и ориентационных курсов, информационной работы и профориентации), разворачивающиеся в современной школе в ориентации на конкретного ученика, тем самым предоставляя ему возможности реального индивидуального выбора дальнейшего профиля обучения и самоопределения в профессиональном будущем.

Различается позиция и профессия тьютора. В некоторых образовательных учреждениях (гимназиях и лицеях, частных и государственных школах) существуют определенные возможности для введения отдельной педагогической «единицы» - тьютора. Но в массовом варианте предпрофильной подготовки и профильного обучения речь идет прежде всего об осуществлении целей и задач тьюторского сопровождения психологами, классными руководителями, завучами или координаторами старшей школы.

Поэтому осуществление каким-либо педагогом тьюторских функций задает тот необходимый педагогический фокус, который, с одной стороны, обеспечивает координацию всех многообразных структур, ставящих своей целью помощь ученику в осознанном выборе, а с другой - удерживает проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения.

Благодаря тьюторским функциям становятся возможным мониторинг процесса выбора каждым школьником, а не просто фиксация его движения во внешнем многообразии форм предпрофильной подготовки и профильного обучения.







Похожие:

Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconО проведении интернет-совещания в рамках Августовского педсовета 2008 года
Августовского педсовета 2008 года для руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных...
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconСеминар для работников региональных и муниципальных органов управления образованием, методистов, администраторов образовательных учреждений. Сроки проведения: 21-26 марта; середина апреля; середина мая. Ожидаемые результаты
Семинар «Инструментально-методическое оснащение и экспертиза проектов по развитию образовательных учреждений»
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconРегламент распределения централизованного фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений муниципального округа
Фотцентр руководителей, сроки и последовательность действий (процедуру) муниципального совета по образованию (совет) и органов управления...
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconЯнварь2012: с 16 января по 20 января Февраль2012
К сведению руководителей экспертных групп, руководителей образовательных учреждений, педагогических работников образовательных учреждений...
Семинар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации  iconПрограмма обучающего семинара для руководителей и ответственных представителей стажировочных площадок, задействованных в реализации мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем,
Программа обучающего семинара для руководителей и ответственных представителей стажировочных площадок, задействованных в реализации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы