Сальвадор Дали icon

Сальвадор Дали



НазваниеСальвадор Дали
Дата конвертации26.08.2012
Размер269.11 Kb.
ТипРеферат
Сальвадор Дали


ОглавлениеВведение 2Сюрреализм: становление и основные принципы 3Жизнь и творчество Сальвадора Дали 6Начало пути 6Дали и сюрреализм 7Жизнь в Америке 10Последние годы жизни 11Картина «Предчувствие гражданской войны» 13Тест 15Ответы к тесту 17Список использованной литературы 18 Введение Почему я выбрала творчество Сальвадора Дали? Творчество этого художникадавно меня привлекает. Его картины, в самом деле, похожи на сны, скореедаже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человекпрежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы,странные видения… Именно их Сальвадор Дали запечатлевает на своих картинах.При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое:точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскимимазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотнахудожника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и поройотвращение, зачарованность и ужас… Еще одной особенность даже не картин, а всего творчества Дали, на мойвзгляд, является некая объединенность сюжета большинства картин. Здесьчасто мелькают одинаковые или похожие образы – расплавленные часы, слоны надлинных тонких, словно бы птичьих ногах, и почти везде в том или ином видеощущается присутствие Галы, музы художника. Таким образом, творчествоСальвадора дали можно воспринимать как одну эпопею, графические главыкоторой – картины. Для меня знакомство с Дали началось с картины «Постоянство памяти». Этаработа поражает своей аллегоричностью, осмысленностью, несмотря накажущееся отсутствие сюжета. Да, картины Дали далеки от классических, новозможно, именно это проявление его гения – ведь, несмотря на странныеобразы, которыми они наполнены, зритель понимает смысл, переданный в них.Как говорят, простота и гениальность, гениальность и сумасшествие всегдашагают рядом. Мне кажется, именно это можно наверняка отнести к художнику.Если вглядеться, его образы просто, если вдуматься, трудно представить себеход мыслей человека, изобразившего их. Как сказал Дали, единственноеразличие между сумасшедшим и им самим состоит в том, что он таковым неявляется. Думаю, эта фраза передает душевное состояние художника напротяжении всей его жизни. Я выбрала творчество этого испанского художника именно из-за егозагадочность, неопределенности, необъяснимости, - из-за всего того, чтозаключено в слове «сюрреализм». А описывая это направление, вполне логичноотдать предпочтение человеку, названному «королем сюрреализма», ответившемуна вопрос, что же представляет собой это направление, фразой: «Сюррелизм –это я». И пусть эта фраза звучит несколько напыщенно, на мой взгляд, онавполне обоснована. Ведь какая ассоциация возникает у нас со словом«сюрреализм»? Какая ассоциация возникает у нас с именем «Сальвадор Дали»? Дали поистине человек неограниченных талантов: будучи гением живописи,он испытал себя в режиссуре, литературе, в качестве дизайнера, и даже впарфюмерии.
Один из величайших художников ХХ века, хотя и успешноразрекламированный, этот человек до сих пор остается загадкой, окруженнойореолов всевозможных слухов, домыслов и мифов. Сюрреализм: становление и основные принципы Слово сюрреализм (франц. «сверхреальность») уже давно превратилось вобщеупотребительное понятие, которым обозначают всё странно сочетаемое,удивительное, фантастическое, оторванное от реальности. Что же касаетсясюрреализма как художественного направления, то начало ему положил«Манифест сюрреализма», опубликованный французским поэтом Андре Бретоном в1924 г. В это время вокруг теоретика искусства Андре Бретона группируется рядединомышленников - это художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты -Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новыйстиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремилисьпеределать мир и изменить жизнь. Они были уверены в том, чтобессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину,которая должна быть утверждена на земле. Свои собрания эти люди называлитермином sommeils - что означает "сны наяву". Во время своих "снов наяву"сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера)занимались странными вещами - они играли. Их интересовали случайные ибессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа"буриме": они по очереди составляли фразу, ничего не зная о частях,написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза "изысканныйтруп будет пить молодое вино". Целью этих игр была тренировка отключениясознания и логических связей. Таким образом, из бездны вызывалисьглубинные подсознательные хаотические силы. Сюрреалистические группы постоянно обновлялись. Поэтому за всё времясуществования движения с ним оказалось связано множество художников,определивших развитие искусства XX в. Начиная с 30-х гг. выставкисюрреалистов стали международными. По определению Андре Бретона сюрреализм есть «чистый психическийавтоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другимспособом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякогоконтроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических илинравственных соображений». В предысторию сюрреализма неизменно включается «этап дада».Действительно, сюрреализм многое почерпнул из легкомысленных открытийдадаизма, отринув, правда, его насмешливость. Дадаисты Ханс Арп, МаксЭрнст, Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа и другие составили ядро новогодвижения. Сюрреализм использовал ключевые приёмы дада — «реди-мэйд»,«автоматическое письмо», совмещение в одном произведении образов, лишённыхлогических взаимосвязей. Всё это подкреплялось философией Анри Бергсона,который считал, что суть явлений можно постичь не разумом, а толькоинтуицией. Сюрреалисты взяли на вооружение и теории австрийского психологаЗигмунда Фрейда о бессознательном как важнейшей сфере человеческой психики,о значении сновидений для понимания подлинных вкусов, влечений и причинпоступков человека. Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методесвободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова,представления, образа из сновидений и т. п., высказывает все, без разборумысли, которые приходят в голову. Так же рождается сюрреалистический образ:он возникает вследствие «чудесной встречи», т. е. произвольного с точкизрения обыденной логики соединения в тексте либо на холсте различных словили изображений. Считалось, что именно в этих случайных «встречах» могутобнаружиться черты ощущаемой, но скрытой для разума поэтической реальности.Ещё в 1919 г. Андре Бретон и Филипп Супо написали поэму «Магнитные поля» —по сути, первое сюрреалистическое произведение, созданное методомавтоматизма. Вообще коллективное творчество характерно для сюрреалистов. Поэтому онитак любили всевозможные игры, в частности игру в слова. По её правиламигрок записывал слово и, перегнув листок, передавал соседу. Тот, не видяпредыдущего, вписывал своё слово. Однажды составилась фраза, которая всехвосхитила: «Изысканный труп будет пить прекрасное вино». С тех пор игруназывали «Изысканный труп», а со временем её видоизменили: стали не писать,а рисовать. Методом графического автоматизма начал свою деятельность, включившись всюрреалистическое движение, французский художник Андре Массон (1896—1987).Индийской тушью он водил по бумаге. Случайно возникающие линии и пятнанапоминали некие образы, которые при последующем движении руки изменялись.Птица могла превратиться в женщину, а затем в каплю, и наоборот. Художниказавораживал этот процесс. Подчас рождались очень цельные композиции,наполненные «знаками» людей, животных, растений или непонятными,таинственными узорами. Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:1. Освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу;2. Полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам;3. Работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного. Практиковались и другие новоизобретённые техники (всего ихнасчитывалось около тридцати), например фроттаж (франц. «натирание»). Как-то Эрнст положил бумагу на пол и натёр её графитом. Рельеф растрескавшегосяпаркета создал на листе выразительную фактуру. Впоследствии фроттажиделали, используя любую негладкую поверхность. Случайный рисунок, по мнениюавторов, напоминал галлюцинации. Австрийский художник Вольфганг Паален(1905—1959) изобрёл фюмаж (франц. «копчение»), при котором использовалисьследы на бумаге или холсте от копоти свечи. Однако эксперименты с различными техниками не были основным признакомизобразительного искусства сюрреализма. В книге «Сюрреализм в живописи»(1928 г.) Бретон выделил его главные принципы: автоматизм, сновидческиеобразы и использование «обманок». Отличительной особенностью многих полотенстали реальные, подчас доходящие до натурализма изображения персонажей и ихокружения, но в фантастических, бредовых сочетаниях. Этот приём называли«обман зрения» или «обманка». Такова скандальная работа «Дева наказываетИисуса в присутствии А. Б., П. Е. и художника» (1926 г.) Макса Эрнста, чейавторитет среди сюрреалистов и помог утвердиться подобной манере. Картины Ива Танги (1900—1955) «Мама, папа ранен!» (1927 г.), «Лентаизлишеств» (1932 г.) наполнены тревогой. Эти пустынные ландшафты назвали«жестоким и дотошным описанием первых дней после катастрофы», а позже —предчувствием пейзажей после атомного взрыва. Танги заселяет полотнанепонятными предметами-существами, выписанными с убедительнойконкретностью. Совсем иная интонация в не менее загадочных по характеру картинахбельгийского художника Рене Магритта (1898—1967). На картине «Шедевр, илиМистерия горизонта» (1955 г.) синей лунной ночью на городском пустыре стояттри человека в одинаковых чёрных пальто и чёрных котелках, похожие друг надруга, как близнецы. Их фигуры чётко видны на фоне отдалённой городскойзастройки. Они повернулись в разные стороны, и ни один не смотрит назрителя. Над головой каждого — тоненький серп месяца. Этот загадочный,неподвижный господин в котелке, который может раздваиваться, растраиваться,а иногда выступает и в одиночку (обычно спиной к зрителю), — сквознойперсонаж творчества художника. Героев Магритта очень трудно назвать одушевлёнными, несмотря на то чтоони хорошо и точно выписаны. Поэтому превращения, происходящие с ними, —неожиданное растворение в пространстве («Чёрная магия», 1935 г.) илиисчезновение лица почтенной дамы за букетом фиалок («Большая война», 1964г.) вполне соответствуют ещё одной идее сюрреализма, идее«промежуточности». Литераторы изобретали «промежуточные слова», вроде«облаколенопреклонение». У Магритта в «Красной модели» (1935 г.) на землюперед деревянной стеной аккуратно поставлена пара ботинок-ног. Тщательновыписаны десять пальцев и даже прожилки на коже стоп. Но на месте лодыжек(здесь художник и завершает «ноги») — шнуровка, а сами они полые. КартиныМагритта — интеллектуальные игры, подчас очень жёсткие, посредством которыхон пытался вызвать изумление у зрителя, заставить его заметить странности,скрытые в упорядоченном и незыблемом, на взгляд обывателя, укладе жизни. В отличие от Магритта «промежуточные образы» другого мэтра сюрреализма,испанского художника Хоана Миро, часто теряют конкретные, реальныепризнаки. Впрочем, искусство Миро так многогранно, что его нельзя отнеститолько к сюрреализму. Символом же движения стало творчество испанского художника СальвадораДали. Жизнь и творчество Сальвадора Дали Начало пути Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы такоеколичество мифов, как о Дали. Пожалуй, сам он считал существование напублике ещё одной гранью творчества и потому постоянно провоцировалскандальный интерес к своей особе. Но сегодня ясно, что этот универсальныймастер — живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист —действительно занимает уникальное место в художественной культуре XX в. Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился 1 мая 1904 года в Фигерасе —маленьком торговом городке в долине Ампурдана на севере Каталонии. Этотбогатый историческим прошлым край видел греческие колонии на своих берегах,содрогался от побед Сципиона Африканского, восхищался дерзостью Ганнибала.У Дали был брат по имени Сальвадор. Он был на три года старше и умер ввозрасте семи месяцев. В честь этого ребенка безутешные родители окрестилиДали тем же именем. С этих пор вся жизнь его будет отмечена присутствиемнесуществующего двойника. Он отождествляет себя с братом и одновременноотвергает его. От этого раздвоения он сможет избавиться лишь написав в 1963году “Портрет моего умершего брата”. Во время одного выступления вПолитехнической школе в Париже в декабре 1961 года Дали так выскажется поэтому поводу: “Все эксцентричные поступки, которые я имею обыкновение совершать, всеэти абсурдные выходки являются трагической константой моей жизни. Я хочудоказать себе, что я не умерший брат, я живой. Как в мифе о Касторе иПоллуксе: лишь убивая брата, я обретаю бессмертие”. Отец Дали был государственным нотариусом в Фигерасе. Он знал свое местов обществе и, как многие каталонцы, был антимадридским республиканцем и ктому же атеистом. Мать Сальвадора также была типичным представителем своегокласса. Она была любящей женой и непоколебимой католичкой, которая, вневсякого сомнения, настояла на том, чтобы ее семья регулярно посещалацерковь. Оба родителя любили Сальвадора и его младшую сестру Анну-Марию иобеспечили им самое лучшее для того времени образование, которое былодоступно им. Дали рано начал рисовать и мечтал иметь собственную мастерскую. В егораспоряжение отдали бывшую прачечную на чердаке, где юный художник устроилрабочий стол прямо в ванне. «Многое из того, что я сделал после, я задумали даже испробовал в той первой мастерской», — утверждал Дали. Идействительно, на протяжении всей жизни он черпал образы в яркихвоспоминаниях детства. Так, почти лишённый растительности пейзаж Кадакеса —небольшого средиземноморского посёлка, где мальчиком проводил школьныеканикулы и куда потом приезжал постоянно, — стал фоном многих живописныхпроизведений (зрителям этот ландшафт казался фантастическим). Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве.Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь (по причинеотсутствия холста) всего тремя красками и без использования кисти нарисовалнатюрморт, изумивший друзей и родственников, увидевших его тогда. Это былоизображение пригоршни вишен, лежащих на солнце. Кто-то из зрителей заметил,что у вишен нет хвостиков, о которых юный художник действительно забыл.Быстро сориентировавшись, Дали начал есть вишни, которые служили емунатурой, а настоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине. Древоточцев,изъевших же деревянную дверь и вылезавших теперь наружу сквозь слой краскипоменял местами с червячками из натуральных вишен. Детство Сальвадора казалось счастливым, хотя смерть матери от рака в1921 году явилась огромным эмоциональным потрясением и тяжелым ударом длясемьи. Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшейжене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самыхпервых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Далипревратил в Эдиповского отца, желающего уничтожить своего сына. Далииспользовал эту тему в некоторых своих картинах на протяжении многих лет.Иногда он включал в них свою жену Галу и Владимира Ильича Ленина, которогоДали считал неприкосновенной фигурой отца (как тому учили сюрреалисты). Уже в 1918 г. Дали представил две работы на выставке художников вФигерасе. Он страстно увлекался импрессионизмом, затем кубизмом,футуризмом, лихорадочно выхватывая сведения о новостях в искусстве изпарижских журналов. Но при этом в отличие от многих представителейавангарда всегда почитал классиков и не стремился никого ниспровергать. Поступив в 1922 г. в мадридскую Королевскую академию изящных искусствСан-Фернандо, Дали сблизился с поэтом Федерико Гарсия Лоркой и ЛуисомБуньюэлем — в будущем знаменитым кинорежиссёром. Эта юношеская дружба трёхвыдающихся художников Испании значительно повлияла на их творчество.Воздействие Лорки определило дальнейший выбор Дали. Шаг за шагом«приверженец точности» Дали, уверенный во всемогуществе Разума, погружалсяв «поэтическую Вселенную» Лорки, провозглашавшего присутствие в миренеподвластной определению Тайны. Из академии Дали был исключён в 1926 г. за подстрекательство кбеспорядкам среди студентов. Но к тому времени уже состоялась его перваяперсональная выставка в Барселоне, короткая поездка в Париж, знакомство сПикассо. Имя и работы Дали привлекли к себе пристальное внимание вхудожественных кругах. Большинство его работ в то время было сделано в духе исследования новыхтечений, преобладавших тогда в художественном мире Парижа. Он попробовалсебя в качестве импрессиониста в "Автопортрете с шеей в стиле Рафаэля"(1921-22). Горы в Кадакесе на втором плане картины стали типичным пейзажныммотивом работ Дали. Затем была попытка создания картины в стиле кубизма.Подражая его основателям Жоржу Браку и Пабло Пикассо, Дали написал еще одинавтопортрет: "Автопортрет с "Ла Публичитат" (одна из барселонских газет). В1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: "Венера и моряк".Она вошла в число семнадцати картин, экспонировавшихся на первойперсональной выставке Дали. Дали и сюрреализм В 1928 г. Дали вместе с Буньюэлем написали сценарий, а затем поставилифильм «Андалузский пёс». Картина стала сюрреалистическим манифестом в кино и вызвала скандальнуюреакцию у критики и публики (как, впрочем, и следующий их совместный фильм— «Золотой век», 1930 г.). На экране появлялись мёртвый осёл на рояле,разрезаемый бритвой глаз, морские ежи под мышками у девушки и т. д., изрителям приходилось ломать голову над немыслимой логикой совмещения. Когда в 1928 г. в Париже художник познакомился с Андре Бретоном и ПолемЭлюаром, сюрреализм переживал первый кризис. Тем не менее Далиприсоединился к группе, и очень скоро его имя в сознании публики сталоолицетворением сюрреализма. В 1929 г. Дали соединил свою судьбу с Элен Элюар. Элюар (урожденнаярусская Елена Делувина-Дьяконова) была любовницей Макса Эрнста, основателядадаизма, а затем и сюрреализма, даже тогда, когда она стала женойфранцузского поэта Поля Элюара. Ее встреча с Сальвадором Дали летом 1929года стала роковой для обоих. У неё было прозвище Гала (франц. «праздник»). Гала, которая была почти на десять лет старше его, казалась Далиутонченной самоуверенной женщиной, вращавшейся долгое время в высшиххудожественных кругах Парижа, в то время как он был всего - навсего простыммолодым человеком из маленького провинциального городка на севере Испании. Она стала постоянной моделью художника, его праздником, его музой. Этимже годом помечены первые сюрреалистические полотна Дали. Обычно в них нафоне пустынного ландшафта возникали фантастические видения, растекающиесяили разрушающиеся формы которых выписаны художником не как туманные миражи,а абсолютно чётко. Его творческий почерк определился окончательно. Большинство сюрреалистов, таких как Андре Массон, Макс Эрнст и ХоанМиро, начали исследование подсознательного, освободив свой разум отсознательного контроля и позволив мыслям всплывать к поверхности, какмыльным пузырям, без какой-либо сознательно установленнойпоследовательности. Это назвали "автоматизмом", и при письме это отразилосьв создании абстрактных форм, которые представляли собой образы изподсознания. Подход Дали был иным. Он рисовал образы, знакомые разуму: людей,животных, здания, пейзажи - но позволял им соединиться под диктовкусознания. Он часто сливал их в гротескной манере так, что, например,конечности превращались в рыб, а туловища женщин - в лошадей. В какой-томере это несколько походило на сюрреалистический автоматизм письма, гдеслова были знакомыми, так как использовались в каждодневном общении, новыстраивались в ряд свободно и без ограничений, чтобы выразить свободныеидеи. Впоследствии Дали назовет свой уникальный подход "параноидально -критическим методом". Как утверждал художник, он освобождался отподсознательных образов, как сумасшедший. Единственным его отличием отсумасшедшего было то, что он не был таковым. Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человекаего времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция("Загадка желания", "Великий мастурбатор") и гражданские войны ("Лицовойны", "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Ядерный крест")и нацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера ("Распятие", "Христос св.Иоанна") и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. Ипочти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующеепрактически всех здравомыслящих людей. И этот вызов был не только еголичным делом, это было целью сюрреализма. Дали действительно былсюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превращалось все,что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал своесюрреалистическое "Я" теми самыми способами, которые особенно ценились ипочитались всеми сюрреалистами. В глазах "разумных и нравственных" людейрадикальная философия сюрреализма, взятая совершенно серьезно и без всякихоговорок (как у Дали), вызывает протест. Каждая картина становилась своеобразным интеллектуальным ребусом. Наодном из самых известных полотен XX в. — «Постоянство памяти» (1931 г.) —мягкие, словно расплавленные циферблаты часов свисают с голой ветки оливы,с непонятного происхождения кубической плиты, с некоего существа, похожегои на лицо, и на улитку без раковины. Каждую деталь можно рассматриватьсамостоятельно, а все вместе они создают магически загадочную картину. И в этой и в других работах, таких, как «Частичная галлюцинация: шестьпортретов Ленина на фортепьяно» (1931 г.), «Мягкая конструкция с варёнымибобами: предчувствие гражданской войны в Испании» (1936 г.), «Пылающийжираф» (1936 г.), «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секундудо пробуждения» (1944 г.), прочитывается чёткость и абсолютнаяпродуманность композиционного и колористического строя. Совмещениереальности и бредовой фантазии как бы конструировалось, а не рождалосьвдруг, по воле случая. В это время и сама биография Дали уже определяется как своего родапроизведение искусства. Он часто воплощает в жизнь свои приемысюрреалистического парадокса, и его высказывания и общественные акцииотталкивают от него корифеев движения, в первую очередь Андре Бретона.Уверенность в себе, в своем таланте проявляется в демонстративных формахвызывающей и явно форсированной "мании величия". Он идет на разрывы связейс людьми, близость к которым осеняла его "ученический" период. В 1934 годуДали изгоняют из группы сюрреалистов, которая продолжает "леветь" исочувствует коммунистам. Он вызывающе отказывается занять стольопределенную позицию и даже начинает опасную сюрреалистическую игру сшовинизмом и фашизмом. В 1941 году практически все прежние друзья рвут сним всякие личные отношения, после того как он провозглашает себясторонником католицизма и монархии. В 30-х гг. Дали много путешествовал — ездил в Лондон, Париж, Вену,Италию, США. С его прибытием в Америку страну охватила «сюрреалистическаялихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами,на которых гости появлялись в костюмах, словно бы вдохновлённых фантазиейхудожника, — экстравагантных, провоцирующих, забавных. Балы и выставки с успехом проходили и в Европе. Дали предлагалпотрясённым зрителям не только картины, но и сюрреалистические предметы:ножи с зеркальцами, калейдоскопические очки для автомобилистов, следующихскучными и однообразными маршрутами, туфли на пружинках и т. д. Успехпринёс богатство. «Avida Dollars» («жажду долларов») — такую анаграммуимени «Сальвадор Дали» составил Андре Бретон, рассорившись с художником. Насамом деле Дали не лукавил, когда однажды обмолвился: «Я понятия не имею,богат я или беден. Всем распоряжается жена. А для меня деньги — мистика».Причину же исключения его из группы сюрреалистов (это произошло в 1938 г.)следует искать в другом. Культ индивидуализма, который всегда проповедовалДали, заставлял его разрушать любые групповые устои, действовать вразрез слюбой идеологией — художественной или политической. Многие сюрреалисты не предавали большого значения технике написаниякартин. Среди молодых художников в то время образовался всплеск нигилизма.Не веря ни во что, они и рисовали «это самое НИЧТО». Дали же напротив, былприверженцем идеальной техники, Традиции (Традиции именно с большой буквы).В своей книге «50 секретов магии мастерства» он напишет «10 заповедей длятого, кто собирается стать художником»: 1. Художник предпочитает быть богатым, а не бедным; поэтому научись делать так, чтобы кисть твоя рождала золото и драгоценные камни. 2. Не бойся совершенства - ты никогда его не достигнешь! 3. Сначала выучись рисовать и писать красками, как старые мастера, затем можешь делать что хочешь - все будут тебя уважать. 4. Не отказывайся от собственного видения, своей манеры и своих представлений: они тебе пригодятся, если ты станешь художником. 5. Если ты из тех, кто считает, будто современное искусство превзошло Вермеера и Рафаэля, отложи эту книгу в сторону и продолжай пребывать в блаженном идиотизме. 6. Не плюй на собственную живопись - ведь она сможет плюнуть на тебя, когда ты умрешь. 7. Шедевр и праздность несовместимы! 8. Живописец, пиши! 9. Живописец, не бери в рот алкоголя и не кури гашиш более пяти раз в жизни.10. Если живопись тебя не любит, вся твоя любовь к ней ничего не даст. Хотя Дали часто выражал мысль о том, что события мировой жизни, такиекак войны, мало касались мира искусства, его сильно волновали события вИспании. Свои непроходящие страхи он выразил в "Осеннем каннибализме"(1936), где переплетенные пальцы едят друг друга. Ужас художника смягченздесь привычным пейзажем Кадакеса на втором плане как выражение мысли отом, что такие события, даже гражданская война, преходящи, а жизнь всеравно продолжается. Комментарий Дали гражданской войны в Испании был назван просто"Испания". Картина была написана в 1938 году, когда война достиглакульминационного момента. На этой двусмысленной, параноидально-критическойработе изображена фигура женщины, опирающейся локтем на комод с однимоткрытым ящиком, из которого висит кусок красной ткани. Верхняя часть телаженщины соткана из маленьких фигурок, большая часть которых - ввоинственных позах, напоминая о группах Леонардо да Винчи. На втором планеизображена пустынная песчаная равнина. Многие друзья Дали стали жертвами гражданской войны на его родине. Попривычке он старался не думать о плохом. Одним из способов забыть былаанестезия разума, для которой идеально подходил сон. Это отражено в картине"Сон" (1937), где художник создал один из самых сильных образов. Голова безтуловища покоится на непрочных подпорках, которые могут обломиться в любоймомент. В левом углу картины изображена собака, которую тоже поддерживаетподпорка. Справа вырастает деревня, похожая на одну из деревень побережьяКоста Брава. Остальное пространство картины, кроме далекой маленькойрыбацкой лодки, пусто, символизируя беспокойство художника. Жизнь в Америке В 1940 г. Дали на целых восемь лет обосновался в Америке. Он, каквсегда, очень много работал: сотрудничал с кинорежиссёром АльфредомХичкоком, делал иллюстрации к книгам, декорации к балетам, спектаклям,писал, рисовал и выставлял свои работы. В американский период художник приступил к циклу картин на религиознуютематику. «Искушение Святого Антония» (1946 г.), «Мадонна порта Льигат»(1949 г.), «Открытие Америки Христофором Колумбом» (1959 г.) и другиеполотна создали ему славу «католического живописца». Сам он говорил, что вкатолической религии его пленило «редкое совершенство замысла». В 1949 г.Дали даже удостоился аудиенции у Папы Римского Пия XII (позже его приглашалв Ватикан и Папа Иоанн XXIII). Но при этом художник внимательно следил и задостижениями научной мысли. Он написал «Атомную Леду» (1949 г.) и «Ядерныйкрест» (1952 г.), как бы объявляя о множественности своих интересов, овозможности разных путей в попытках проникнуть в тайны Вселенной. В Нью-Йорке пристанищем Дали и Галы стал отель Санкт-Реджис, где художник создалсвою мастерскую. Там он трудился над портретами миссис Джордж Тейт Второй,Елены Рубинштейн, королевы косметики (Дали также работал над дизайном ееквартиры), миссис Лютер Грин. К тому же Дали снова был вовлечен в работу над фильмами. Он сэнтузиазмом приветствовал этот способ самовыражения, в котором виделцарство творчества будущего, несмотря на то, что потом умалил вкладкинематографа в искусство. Именно он создал знаменитую сюрреалистическуюпоследовательность сна в фильме Альфреда Хичкока "Зачарованный" в 1945году. Хичкок хотел создать первый фильм про психоанализ в то время, какучение Фрейда начало оказывать глубокое влияние на мышление американцев,поэтому сам Бог велел ему обратиться к Дали. В следующем году художникначал работать над проектом Уолта Диснея "Дестино", который, к сожалению,не был доведен до конца. Был создан лишь еще один полнометражный фильм посценарию Дали "Дон Жуан Тенорио", сделанный в Испании в 1951 году. Дали, как правило, нравилась активная деятельность, и вместе с Галой,постоянно находящейся рядом с ним, он стал известен всем Соединенным ШтатамАмерики как король современного искусства. Он даже нашел время, чтобынаписать роман "Скрытые лица" о группе аристократов на пороге второймировой войны. После войны, в 1948 г., вернувшись в Испанию и поселившись в родномФигерасе, Дали ездил в Америку с выставками и лекциями. Европа также снеубывающим интересом следила за его творчеством (он часто приезжал вПариж). Дали всерьёз увлёкся экспериментами с фотографией, голографией,сочинил оперу (для этого на седьмом десятке ему пришлось осваивать нотнуюграмоту), написал трагедию на французском языке. Дали писал и много портретов, среди которых портрет художественногоколлекционера Джеймса Дана, сделанный в 1949 году. В 1950-х годах Далинаписал ряд прекрасных портретов артистов театра, в том числе КатериныКорнел (1951) и Лоренса Оливье в роли Ричарда III(1951). Портреты, какисточник больших доходов, были на первом месте у Дали до 1970-х. Портретдочери Франсиско Франко Кармен Бордью-Франко был подарен испанскому лидерув 1974 году на специальной церемонии. Самой значительной картиной Дали 1951года была "Распятие Христа от святого Иоанна" с распятием, висящим в небенад Порт Лигат. Эта безукоризненная и ненавязчивая картина без каких-либосюрреалистических обертонов, была продана Художественной галерее Глазго.Однако сразу же после того, как ее повесили, она была порезана вандалом,протестующим против суммы в 8200 фунтов стерлингов, заплаченной за картинугалереей. (За пять лет галерея вернула эти деньги от процентов, продаживходных билетов и прав на производство репродукций.) Еще одна картина стаким же упрощенным визуальным подходом называется "Евхаристическийнатюрморт". На ней изображен покрытый скатертью стол с лежащими на немхлебом и рыбой. Обе эти картины дышат необычной для Дали простотой.Возможно, в них отразились радость и благодарность Дали по поводу еговозвращения на родную землю в Порт Лигат. Дали не оставил своей рвущейся наружу тяги к религии. Она сновапроявилась в 1955 году в "Тайной вечере", где коленопреклоненные фигуры,завернутые в плащи, стоят вокруг стола в комнате с видом на залив ПортЛигат, из вод которого вырастает почти прозрачный Христос. Религиозная тематак же сильна во "Вселенском соборе" (1960), куда Дали поместил и своеизображение. В центре Гала держит крест. Позади нее - какая-то туманнаясцена с фигурами, над которыми парит белый голубь, олицетворяющий СвятойДух. Многочисленные работы художника того периода отличаются разнообразиемстилей и подходов, как будто бы он еще не нащупал новый путь в искусстве,который указывали ему мистицизм и наука. Совершенство его техникиоставалось неизменным, как, например, в "Открытии Америки ХристофоромКолумбом" (1958). На этом шедевре изображены Гала и корабль Колумба всложной сине-серой композиции. Или в "Святой Деве Гуадалупской" (1959) с еепирамидальной композицией: два священника стоят на коленях на облаках, изкоторых вырастает восхитительная ряса, увенчанная Святой Девой и Ребенком.Дали также искал новые подходы в технике письма и даже экспериментировал соспециально изготовленным ружьем, стреляя из него гвоздями и кусками металлапо рисункам. Последние годы жизни Начиная примерно с 1970 года здоровье Дали стало ухудшаться. Хоть еготворческая энергия и не уменьшилась, стали беспокоить мысли о смерти ибессмертии. Он верил в возможность бессмертия, включая бессмертие тела, иисследовал пути сохранения тела через замораживание и пересадку ДНК, чтобывновь родиться. Однако более важным было сохранение работ, что стало егоосновным проектом. Он направил на это всю свою энергию. Художнику пришла идея построить для своих работ музей. Вскоре он взялсяза перестройку театра в Фигерасе, своей родине, сильно разрушенного вовремя гражданской войны в Испании. Над сценой был воздвигнут гигантскийгеодезический купол. Зрительный зал был расчищен и разделен на сектора, вкоторых могли быть представлены его работы разных жанров, включая спальнюМаэ Уэст и большие картины, такие как "Галлюциногенный тореадор". Дали сам расписал входное фойе, изобразив себя и Галу, моющих золото вФигерасе, со свисающими с потолка ногами. Салон был назван Дворец Ветров,по одноименной поэме, в которой рассказывается легенда о восточном ветре,чья любовь женилась и живет на западе, поэтому всегда, когда приближается кней, он вынужден повернуть, при этом на землю падают его слезы. Эта легендаочень понравилась Дали, великому мистику, который посвятил другую частьсвоего музея эротике. Как он часто любил подчеркивать, эротика отличаетсяот порнографии тем, что первое приносит всем счастье, а второе - тольконеудачи. В Театре-музее Дали было выставлено много других работ и прочихбезделушек. Салон открылся в сентябре 1974 года и был похож не столько намузей, сколько на базар. Там, среди прочего, были результаты экспериментовДали с голографией, из которой он надеялся создать глобальные трехмерныеобразы. Кроме того, в Театре-музее Дали выставлены двойныеспектроскопические картины с изображением обнаженной Галы на фоне картиныКлода Лорэна и другие предметы искусства, созданные Дали, такие, как«Дождливое такси» (старый «кадиллак», в котором «идёт дождь», если опуститьмонету), и розовая софа в форме гуто американской актрисы Мей Уэст, идругие экспонаты. В 1979 г. Дали избрали во Французскую академию. Высшим испанскиморденом — Большим крестом Карлоса III — Дали был награждён в трагическийдля него год: в 1982 г умерла Гала. Роль гениального безумца сделалась непод силу осиротевшему художнику, и с тех пор до конца дней он жилзатворником. Он ушел с головой в работу. Всю свою жизнь он восхищалсяитальянскими художниками эпохи Возрождения, поэтому начал рисовать картины,навеянные головами Джульяно де Медичи, Моисея и Адама (находятся вСикстинской капелле) кисти Микеланджело и его "Снятием с креста" в церквисвятого Петра в Риме. Он также начал рисовать в свободном стиле. Линейный,экспрессионистский стиль письма, напоминающий манеру Винсента ван Гога,проявился в такой его картине, как "Кровать и прикроватный столик яростноатакуют виолончель" (1983), где четкие классические линии ранних работ Далиуступают более свободному, более романтичному стилю. А в 1984 году Дали чуть было не лишился жизни. Он уже несколько днейбыл прикован к постели, когда каким-то образом загорелась кровать.Возможно, причиной была неисправная лампа при кровати. Запылала всякомната. Ему удалось доползти до дверей. Роберт Дэшарне, управляющий деламиДали на протяжении многих лет, спас его от смерти, вытащив из горящейкомнаты. Дали получил тяжелые ожоги, и с тех пор о нем было мало слышно, хоть в1984 Дэшарне и опубликовал монографию "Сальвадор Дали: человек и егоработа". Вскоре поползли неизбежные слухи о том, что Дали был полностьюпарализован, что он болен болезнью Паркинсона, что его насильно держатвзаперти. И даже о том, что он на протяжении нескольких лет физически немог делать те работы, которые продолжали появляться под его именем. Сальвадор Дали, Маркиз Пубол, умер 23 января 1989 года, спустя шестьлет после завершения своей последней работы "Ласточкин хвост", простойкаллиграфической композиции на белом листе. Простота картины напоминаетработы Поля Кли и трогательна, как музыка скрипки. Был ли это настоящий Дали? Скрывался ли под усами-антеннами, которыеодин журналист из французского журнала однажды попросил сбрить, чтобыувидеть настоящего Дали, простой деревенский философ с инстинктивноймудростью? Работая над своей последней картиной, Дали однажды призналсяредкому гостю, что собирается написать серию картин, основанную не начистом воображении, настроении или снах, а на реальности его болезни,существования и важных воспоминаниях. При этом нельзя иногда не подумать,что Дали представлял свою жизнь как какую-то катастрофу. Благословленныйтитанической энергией и живым творческим умом, он был одновременно проклятестественным талантом заводилы и балагура, который бросал тень на егорепутацию художника. Как большинство художников, включая таких современныхмастеров, как Поль Сезанн и Клод Моне, Дали скорее всего чувствовал, что невыразил всего виденного, что жгло его душу. Но его бесспорное мастерство,которое он развил, и сила его самых выразительных образов затронули струныдуши многих людей, принадлежащих к самым разнообразным культурным слоям.Его запоминающиеся образы находятся среди символов духовного пантеонаискусства и скорее всего останутся стойкими вехами искусства двадцатоговека. Сальвадор Дали, со свойственной ему при жизни странностью, лежитнепохороненный, как он и завещал, в склепе в своем Театре-музее Дали вФигерасе. Он оставил свое состояние и свои работы Испании. По-видимому, можно утверждать, что задача изучения основ сюрреализмачисто искусствоведческая или чисто литературоведческая или киноведческаязадача. Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именнотип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и,соответственно, стиль жизни. Когда один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такоесюрреализм, художник ответил: " Сюрреализм - это Я". Картина «Предчувствие гражданской войны» Возвращению Дали в Испанию после лондонской выставки сюрреалистов в1936 году помешала гражданская война, начавшаяся с восстания генералаФранко и верных ему войск против народного правительства. Правительствобыло вынуждено бежать в Валенсию, а затем, когда городу стала угрожатьопасность, - в Барселону, каталонскую родину Дали. Страх Дали за судьбу своей страны и ее народа отразился в его картинах,написанных во время войны. Среди них - трагическая и ужасающая "Мягкаяконструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны" (1936).Чувства, выраженные Дали в этой картине, сравнимы с ошеломляющей "Герникой"Пикассо. Два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиесячасти человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций.Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди иноги; другое — из двух рук, исковерканных как бы самой природой, иуподобленной тазобедренной части формы. Они сцеплены между собой в жуткойсхватке, отчаянно борющиеся друг с другом, эти существа-мутанты вызываютотвращение как тело, разорвавшее само себя. Существа эти изображены на фоне пейзажа, написанного Дали в блестящейреалистической манере. Вдоль линии горизонта, на фоне невысокой горнойгряды, расположены мини-изображения неких старинных по виду городков. Низкая линия горизонта гиперболизирует действие фантастических существна первом плане, одновременно она подчеркивает необъятность небосвода,заслоняемого огромными облаками. И сами облака своим тревожным движениемеще больше трагический накал нечеловеческих страстей. Публику в самом деле больше ужаснул реализм Дали, чем символическиеабстракции картины Пикассо. Кроме того, Дали удалось найти сильный образ,выражающий ужасы войны, символизируемые простыми вареными бобами, - едойбедных. К тому же позади скрюченной руки на переднем плане мы видиммаленькую согнутую фигуру - фигуру простого человека, изображенногохудожником и в "Химике Ампурдана в поисках абсолютно ничего" как символнигилизма современной жизни. Картина «Предчувствие гражданской войны» небольшая, но она обладаетподлинной монументальной выразительностью, которая рождается изэмоционального контраста, из масштабною противопоставления безграничноживой природы и сокрушающей тяжеловесности ирреальных фигур-мутантов. Этопроизведение открывает антивоенную тему в творчестве С. Дали, она звучитпугающе, предупреждает разум и взывает к нему. Сам художник говорил, что«это не просто монстры — призраки испанской гражданский войны, а войны кактаковой вообще». Тест1. Что в переводе с французского значит «сюрреализм»? a) нереальность; b) сверхреализм; c) соцреализм.2. Кто положил начало сюрреализму как художественному направлению? a) Андре Бретон; b) Поль Элюар; c) Сальвадор Дали; d) Макс Эрнст.3. У кого сюрреалисты позаимствовали название своего течения? a) Артюр Рембо; b) Поль Верлен; c) Стефан Малларме; d) Гийом Апполинер.4. Дата рождения Сальвадора Дали: a) 1 мая 1904 г.; b) 12 июля 1905 г.; c) 31 декабря 1900 г.; d) 17 апреля 1903 г.5. В каком городе родился художник? a) Барселона; b) Фигерас; c) Кадакес.6. В честь кого был назван Сальвадор Дали? a) дедушки; b) отца; c) брата.7. Кем по национальности была жена и муза Дали? a) англичанка; b) русская; c) испанка; d) француженка.8. Назовите настоящее имя Галы: a) Елена Дьяконова; b) Анастасия Голицина; c) Ольга Романова.9. Как переводится анаграмма от имени Сальвадора Дали «Avida Dollars»? a) «Пренебрегающий долларами»; b) «Разбрасывающийся долларами»; c) «Забывший о долларах»; d) «Жаждущий долларов».10. Какая знаменитая фраза принадлежит С. Дали? a) «Государство – это я»; b) «Сюрреализм – это я»; c) «Величайший художник – это я».11. Каким художественным направлением не увлекался С. Дали? a) импрессионизм; b) экспрессионизм; c) кубизм; d) футуризм.12. Как назвал Дали свой метод написания картин? a) параноидально-критический; b) реально-сюрреалистический; c) автоматический.13. Автором какой картины не является С. Дали? a) «Постоянство памяти»; b) «Открытие Америки Христофором Колумбом»; c) «Герника»; d) «Испания».14. На каком основании С. Дали был исключен из Королевской академии изящных искусств? a) по причине отсутствия таланта; b) за неявку на занятия; c) за подстрекательство к беспорядкам среди студентов.15. Какого политического деятеля С. Дали часто изображал на своих картинах? a) И. Сталина; b) В. Ленина; c) А. Гитлера; d) Ф. Франко.16. Автором сценария и постановщиком какого фильма был С. Дали? a) «Великий диктатор»; b) «Маленький Цезарь»; c) «Багдадский вор»; d) «Андалузский пес».17. Знакомство с каким поэтом определило творческий путь С. Дали? a) Федерико Гарсия Лорка; b) Андре Бретон; c) Хуан Рамон Хименес; d) Филипп Супо.18. В какой стране жил С. Дали в 40-е годы? a) Великобритания; b) Франция; c) США.19. Описание какой картины приведено ниже: «Мягкие, словно расплавленные циферблаты часов свисают с голой ветки оливы, с непонятного происхождения кубической плиты, с некоего существа, похожего и на лицо, и на улитку без раковины»? a) «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»; b) «Постоянство памяти»; c) «Предчувствие гражданской войны»; d) «Евхаристический натюрморт».20. Какая картина была последней работой С. Дали? a) «Ангел»; b) «Ядерный крест»; c) «Искушение святого Антония»; d) «Ласточкин хвост». Ответы к тесту1. b)2. a)3. d)4. a)5. b)6. c)7. b)8. a)9. d)10. b)11. b)12. a)13. c)14. c)15. b)16. d)17. a)18. c)19. b)20. d) Список использованной литературы 1. Вирмо А., Вирмо О. «Мэтры сюрреализма» - С.-Пб.: Академический проект, 1996 2. Ионина Н. А. 100 великих картин – М.: Вече, 2000 3. Хрестоматия по культурологии/Под редакцией А. А. Радугина - М.: Издательство «Центр», 1998 4. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков/Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999 5. Сайт «Мир Сальвадора Дали» http://dali.dem.ru/




Похожие:

Сальвадор Дали iconСальвадор Дали и сюрреализм

Сальвадор Дали iconСюрреализм и Сальвадор Дали

Сальвадор Дали iconСюрреализм и Сальвадор Дали

Сальвадор Дали iconСальвадор Дали король сюрреализма

Сальвадор Дали iconИз истории и предыстории сюрреализма
Сальвадор Дали "король сюрреализма" стал известен в нашей стране относительно недавно. В сентябре (1994) закончилась ретроспективная...
Сальвадор Дали iconСюрреализм и Сальвадор Дали
Сюрреализм (от французского surrealisme буквально сверхреализм) модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой...
Сальвадор Дали iconРеферат на тему: Сюрреализм и Сальвадор Дали
Сюрреализм (от французского surrealisme буквально сверхреализм) модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой...
Сальвадор Дали iconВведение "Сюрреализм не партия, не ярлык, а единственное в своём роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм-полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я сюрреализм." С. Дали
Отрывок из книги Сальвадора Дали ”Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем” 24
Сальвадор Дали iconДокументи
1. /Сальвадор Минухин, Чарльз Фишман - Техники семейной терапии. Перевод с английского А.Д....
Сальвадор Дали iconКонтрольная работа по дисциплине эконометрика наблюдения за дневной выручкой восьми продавцов на рынке дали следующие результаты: Выручка
Наблюдения за дневной выручкой восьми продавцов на рынке дали следующие результаты
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы