Методические рекомендации Звездное небо (19 ч.) icon

Методические рекомендации Звездное небо (19 ч.)



НазваниеМетодические рекомендации Звездное небо (19 ч.)
Дата конвертации30.06.2012
Размер58.78 Kb.
ТипМетодические рекомендации
скачать >>>

Методические рекомендации


Звездное небо (19 ч.)

Звездное небо и его вращение. Звездные карты. Видимая и абсолютная звездная величина. Измерение угловых расстояний между звездами. Высота светила над горизонтом. Прямое восхождение и склонение. Суточные круги звезд. Вид звездного неба на разных широтах. Особенности движения Солнца Солнечные и звездные сутки.

Методы изучения звезд (12 ч.)

Свет и его роль в изучении звезд. Телескопы и особенности телескопических наблюдений. Способы изучения звезд. Звездные спектры. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела. Эволюция звезд. Гиганты и карлики в мире звезд. Новые и сверхновые звезды.

Звездные системы (5 ч.)

Галактика Млечный Путь. Звездные скопления. Галактики, классификация галактик. Скопления галактик. Взаимодействующие галактики. Эволюция Вселенной.

Солнце (11 ч.)

Солнце и его наблюдение. Солнце – ближайшая звезда. Строение Солнца. Атмосфера Солнца. Шкала электромагнитных излучений. Спектр и химический состав Солнца. Семья Солнца.

Планеты и их спутники (15 ч.)

Движение планет. Эклиптика. Законы Кеплера. Характеристики планет. Планеты земной группы. Земля. Планеты-гиганты и их спутники. Изучение планет космическими аппаратами. Луна. Солнечные и лунные затмения. Физические условия на Луне. Малые тела Солнечной системы. Планетоиды. Жизнь в Солнечной системе.


Практические работы (13 ч.)

  1. Установить модель небесной сферы на заданную широту, показать на модели небесной сферы солнечные и звездные сутки. Показать связь прямого восхождения, часового угла и звездного времени

Изучить устройство небесной сферы по ее модели, установить на заданную широту, определить экваториальные и горизонтальные координаты звезд: Полярная, Вега, Ригель, Сириус, Денеб. Выполнить чертеж небесной сферы, на котором изобразить ее основные точки и линии. Выполнить чертеж небесной сферы с указанием на нем одного из светил и его экваториальных и горизонтальных координат. Указать суточные пути звезды. Сделать вывод о координатах светил северного и южного полушарий, а также звезд, находящихся над и под горизонтом.

  1. Установка карты звездного неба на данную дату, суточное вращение неба, изменение вида неба с течением времени.

Используя карту звездного неба, установить, какие из ярчайших звезд видны сегодня на звездном небе, какова высота звезды в верхней и нижней кульминации, какие звезды кульминируют к северу, а какие – к югу от зенита. Проследить за изменением горизонтальных координат светила при суточном вращении звездного неба. Определить зенитное расстояние в верхней и нижней кульминации звезд Альдебаран, Альтаир, Полярная, Вега. Изучить созвездия, используя «слепую» карту.
Разработать порядок определения на этой карте основных созвездий, видимых на широте Нижнего Новгорода. Узнать созвездия на звездном небе при выходе на астрономическую площадку.

На модели небесной сферы изучить вид и особенности видимых движений звезд для наблюдателей, находящихся на географических полюсах, в средних широтах и на экваторе. Составить список созвездий, видимых на широте Нижнего Новгорода, с указанием условий их наблюдения.

  1. Определить положение Солнца на эклиптике, показать на звездной карте суточное и годовое движение Солнца.

Определить положение Солнца на эклиптике и созвездие, в котором оно находится, на данные сутки года и его положение на небесной сфере на данный час. Проследить видимое движение Солнца по эклиптике, записать экваториальные и горизонтальные координаты Солнца для дней равноденствий и солнцестояний. Пользуясь астрономическим календарем, а также компьютерной программой, определить изменение склонения Солнца в течение года. Используя модель небесной сферы, проследить путь видимого суточного движения Солнца на разных географических широтах. По подвижной карте звездного неба определить точки восхода и захода Солнца, продолжительность дня и ночи в данные сутки года на широте Нижнего Новгорода. Убедиться, что для данной широты точки восхода и захода звезд практически неизменны, а восход и заход Солнца в течение года происходит в различных точках горизонта.

  1. Наблюдения покрытий звезд Луной. Фотографические наблюдения Луны

Изучить условия прохождения явления по справочным таблицам и компьютерным программам, определить блеск звезды, ее положение по отношению к Луне. Обнаружить покрываемую Луной звезду и установить визуально сближение ее с Луной, проследить за появлением открываемой звезды в предвычисленном районе. Отметить моменты покрытия и открытия звезды, предварительно выверив секундомер в аналогичных температурных условиях.

  1. Исследование движения Луны

Изучить особенности видимого движения Луны на небе. Выписать из астрономического календаря моменты восхода и захода Луны. Провести глазомерные наблюдения за изменением фаз Луны, зарисовывая форму ее диска и положение относительно звезд созвездий, в границах которых находится Луна. Определить фазу Луны по отношению к земному наблюдателю и проследить за ее изменением. Проследить за изменением формы терминатора с течением времени.

  1. Определение высоты лунных гор методом Галилея

Изучить по карте (глобусу) Луны основные образования на ее поверхности, научиться при телескопических наблюдениях делать зарисовки основных деталей на ее поверхности, отождествлять объекты. Оценить диаметры некоторых образований на Луне. Используя тот факт, что вершина горы, расположенной на неосвещенной стороне Луны, освещается Солнцем раньше, чем подножие горы, и видна как светлая точка на темном фоне, из прямоугольного треугольника определить высоту горы на Луне. Оценить наименьший диаметр образований на лунной поверхности, видимых при данном увеличении.

  1. Наблюдения планет. Наблюдение фаз Венеры

Изучить виды конфигураций планет и характеристики их положений на орбите. Определить условия видимости планет по астрономическому календарю. Пользуясь подвижной картой звездного неба, определить положение планет на звездном небе. Определить видимую звездную величину планеты и отождествить ее с яркими звездами созвездий, в которых планета находится. Определить расстояние от планеты до Солнца и до Земли, используя законы Кеплера. Рассчитать угловой размер светила и определить необходимое увеличение телескопа для реализации наблюдений. Научиться делать зарисовки астрономических объектов.

  1. Изучение условий солнечных и лунных затмений

Определить обстоятельства лунных и солнечных затмений по астрономическому календарю, а также границы видимости затмений с поверхности Земли, моменты и координаты точек касания Луны с диском Солнца, моменты и координаты точек касания Луны с тенью и полутенью Земли для лунных затмений., момент и наибольшую фазу затмения, его продолжительность. Определить возможности наблюдений атмосферы Солнца, видимость звезд вблизи затененного диска Солнца. Оценить степень ослабления света Луны в целом и отдельных участков лунной поверхности, вызываемого земной атмосферой. Провести записи оценки цвета деталей поверхности, а также краев Луны на протяжении затмения. Обязательно отметить погодные условия.

  1. Влияние атмосферы на видимое положение светила.

  2. Методы определения собственных движений звезд, определение лучевой скорости звезды Процион.

Выяснить причины движения звезд. Рассмотреть визуальный и фотографический методы определения собственных движений звезд. Оценить их точность. Определение пространственной скорости звезды как суммы лучевой и касательной. Определение лучевой скорости из эффекта Доплера. Определить собственные движения звезды по прямому восхождению и склонению. Вычислить лучевую скорость звезды Процион и пространственную скорость Капеллы.

  1. Определение положения звезд на диаграмме «Спектр-светимость». Фотографический метод изучения звезд

Изучить принцип построения шкал блеска и звездных величин светил и зарисовать их. Нанести положение Сириуса, Полярной звезды, Луны, Солнца, планеты Венера в местах, соответствующих их блеску. Отметить на шкалах места, соответствующие видимости звезд невооруженным глазом, в школьный телескоп увеличением 28 и 60 раз. Определить светимость звезды Денеб и ее видимую звездную величину. Сравнить истинный блеск Солнца и Проксимы Центавра. Вычислить расстояние до этих звезд в парсеках. Пользуясь астрономическим календарем-ежегодником или звездным каталогом, выписать показатели цвета для 5-7 наиболее ярких звезд неба. Выписать звезды с максимальным и минимальным показателем цвета.

  1. Отождествление звезд во время наблюдений, наблюдение двойных и переменных звезд

  2. Изучение физической природы Солнца по фотографиям. Астронаблюдения Солнца, изучение солнечной активности.




Похожие:

Методические рекомендации Звездное небо (19 ч.) iconЗвездное небо

Методические рекомендации Звездное небо (19 ч.) iconМетодические указания для студентов дисциплины/ практики (рекомендации по планированию, организации и проведению занятий)
Охватывают весь материал, изучаемый студентами. Методические рекомендации по практическим занятиям обеспечивают формирование необходимых...
Методические рекомендации Звездное небо (19 ч.) icon«догматический сон»
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное...
Методические рекомендации Звездное небо (19 ч.) iconМетодические рекомендации Издательство
...
Методические рекомендации Звездное небо (19 ч.) iconМетодические рекомендации для магистрантов 31 Методические рекомендации по подготовке к лекциям и семинарским занятиям 31
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Методические рекомендации Звездное небо (19 ч.) iconРеферат на тему: "Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества"
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное...
Методические рекомендации Звездное небо (19 ч.) iconЗвездное небо
Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездной Вселенной? С глубокой древности...
Методические рекомендации Звездное небо (19 ч.) iconМетодические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в доу забаровская Юлия Ивановна учитель-логопед высшей категории методические рекомендации по организации работы
Научно-методические аспекты воспитания к обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (тнр)
Методические рекомендации Звездное небо (19 ч.) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические рекомендации для преподавателей; методические указания для студентов с перечнем тем для самостоятельного изучения, вопросов к зачету

Методические рекомендации Звездное небо (19 ч.) iconМетодические рекомендации для студентов должны состоять из: Методические рекомендации по дисциплине
Методические рекомендации для студентов должны быть в электронном виде на сайте кафедры и в печатном виде в документах кафедры
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы