Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов icon

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов



НазваниеПрофессионально-прикладная физическая подготовка студентов
Дата конвертации26.08.2012
Размер207,96 Kb.
ТипРеферат
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Институт экономики и финансов. Кафедра «Физического воспитания и спорта». Реферат на тему: Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Исполнитель: Дудинова М. В. Преподаватель: Маврина С.Б. Москва 1999 год.Содержание. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 4 Формы ППФП в высшем учебном заведении 5 Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навыков, физических и специальных качеств 15 Заключение. 18 Список литературы. 20ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В настоящее время ППФП студентов к высокопроизводительному труду вразличных сферах народного хозяйства осуществляется в вузах страныпоследующим основным направлениям: o овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта; o акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии; o приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.). Первое из направлений связано с проблемой обучения движениям, второе —с воспитанием физических (двигательных) и специальных качеств, третье — сприобретением прикладных знаний по использованию средств физическойкультуры в режиме труда и отдыха, а также с проблемой подготовкиобщественных физкультурных кадров для производства. Указанные направленияимеют достаточно глубокое научно-методическое обоснование в советскойтеории и методике физического воспитания и изложены в специальной,литературе. Этим определяется и структура изложения материала в данном реферате:она основана на положениях теории и методики физического воспитания,применительно к задачам ППФП вообще и студентов высших учебных заведений вчастности. При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положенияППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведениясоциологических исследований, должны дополняться более углубленнымипсихофизиологическими исследованиями на рабочих местах с применениемметодик, используемых в физиологии, психологии, гигиене труда и спортивнойтренировке. Такие исследования должны носить перманентный характер,обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянныхизменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства подвлиянием научно-технической революции. Следует отметить, что при определении содержания ППФП студентов всешире используются математические методы анализа полученных материалов. Есть все основания полагать, что более широкое применениедисперсионного, корреляционного и регрессионного методов для объективнойоценки существенности значения различных компонентов в ППФП намного повыситнаучность подбора средств и методов для ее реализации в системефизического воспитания студентов. В идеале необходимо построение многофакторных статистических моделейППФП специалиста будущего с определением наиболее существенных факторов,влияющих на его профессиональную работоспособность, а также, форм связи истепени взаимозависимости различных параметров, включенных в модель.Необходимость в перспективе решения этой сложной проблемы для каждойпрофессии подчеркивается временным разрывом между периодом изучениясуществующих условий труда специалистов и реализации ППФП студентов в вузе,с одной стороны, и условиями и характером труда будущих специалистов втечение последующих 30—35 лет—с другой. Естественно, что эта проблема тесносвязана с проблемой определения профессиограммы специалиста будущего, надкоторой работают философы, социологи и психологи труда, специалисты поорганизации производства и др. Результаты этих исследований должны бытьтакже использованы при построении модели ППФП специалистов.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙПОДГОТОВКИ Организация ППФП студентов в процессе их физического воспитания иособенно на учебных занятиях связана с рядом объективных трудностей,главными из которых являются: отсутствие или недостаток надлежащей базы дляпроведения занятий по данному разделу физического воспитания;неподготовленность преподавателей кафедры физического воспитания дляпроведения отдельных разделов ППФП студентов; влияние климатических ипогодных условий на возможность проведения специально организованныхзанятий по ППФП; недостаточная физическая подготовленность поступающих ввуз, затрудняющая реализацию некоторой части ППФП в учебное время. Последнее положение является одним из существенных, так как основойфизического воспитания студентов (и, в частности, ППФП) являетсявсесторонняя физическая подготовка, которая определена программой изачетными нормативами по этому разделу физического воспитания. Поэтому любые колебания уровня физической подготовленностиабитуриентов, погодных условий и др. требуют увеличения учебных часов наобщую физическую подготовку, вынужденного сокращения других разделовпрограммы физического воспитания, а следовательно, гибкого планирования ииспользования различных форм ППФП в системе физического воспитаниястудентов.Формы ППФП в высшем учебном заведении В настоящее время определилось несколько форм ППФП в системефизического воспитания, которые могут быть сгруппированы по следующемупринципу: учебные занятия (обязательные и факультативные), самодеятельныезанятия, физические упражнения в режиме дня, массовые оздоровительные,физкультурные и спортивные мероприятия. Каждая из этих групп имеет одну илинесколько форм реализации ППФП, которые могут быть избирательноиспользованы или для всего контингента студентов, или для его части. ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий. Программой физического воспитания предусматривается проведение теоретических занятий в форме лекции по обязательной теме «Профессионально- прикладная физическая подготовка студентов», цель которых — вооружить будущих специалистов необходимыми знаниями, обеспечивающими сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда с учетом специфики каждого факультета. Значение теоретических занятий велико, так как в ряде случаев этоединственный путь для изложения студентам необходимых профессионально-прикладных знаний, связанных с использованием средств физической культуры испорта. На этом занятии (лекции) должны быть освещены такие вопросы: o краткая характеристика различных видов труда с более подробным изложением психофизиологических особенностей труда специалистов, готовящихся на данном факультете; o динамика работоспособности человека в процессе труда, с освещением особенностей изменения работоспособности специалистов данного профиля в течение рабочего дня, недели и года; o влияние возрастных и индивидуальных особенностей человека, географо- климатических и гигиенических условий труда на динамику работоспособности специалиста; o использование средств физической культуры и спорта для повышения и восстановления работоспособности специалистов, с учетом условий, характера и режима их труда и отдыха; o основные положения методики подбора физических упражнений и видов спорта в целях борьбы с производственным утомлением, для профилактики профессиональных заболеваний; o влияние занятий физической культурой и спортом на ускорение профессионального обучения. Как правило, эти вопросы следует изложить в первой половине занятий.Содержание материала должно основываться на общих теоретических положенияхс привлечением примеров из профессиональной деятельности выпускниковданного факультета. При избытке материала некоторая часть его может бытьизложена в другой обязательной теме «Физическая культура в режиме труда иотдыха», где имеется ряд положений, близких к перечисленным вопросам. Вторая половина занятий посвящается вопросам, которые непосредственносвязаны с профессиональной деятельностью выпускников данного факультета: o характеристика условий труда и психофизиологических нагрузок специалиста в процессе труда, на различных рабочих местах; o основные требования к физической и специальной прикладной подготовленности специалиста, обеспечивающие высокую и устойчивую продуктивность его труда; o перечень основных профессионально-прикладных навыков, необходимых специалисту для обеспечения высокой производительности и безопасности труда; o использование средств физической культуры и спорта с целью подготовки (самоподготовки) к профессиональной деятельности, предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения активного отдыха в свободное время. Эти вопросы должны освещаться по материалам специальных исследованийработников кафедр физического воспитания или других кафедр и учреждений исодержать достоверные сведения, прикладные для будущих специалистовконкретной профессии, специальности специализации. При изложении данной темы должна быть учтена и другая особенностьподготовки специалистов высшей квалификации. Учебный материал должен бытьрассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовкукак будущего руководителя производственного коллектива. От знания ипонимания им комплекса этих вопросов нередко в будущем зависит степень имасштабы использования средств физической культуры и спорта впроизводственном или другом коллективе. Однако не всегда весь необходимый теоретический материал по ППФП можетбыть изложен в течение двух часов занятий. В этом случае следуетиспользовать и форму краткой тематической беседы во время проведенияпрактических занятий по разделу физического воспитания. В частности,вопросы техники безопасности во многих случаях более целесообразнообъяснять именно во время практических, а не теоретических занятий. Следует указать, что в различных вузах наряду с обязательнымитеоретическими занятиями, предусмотренными единой учебной программой пофизическому воспитанию, проводятся занятия и на другие темы, освещающиеотдельные разделы ППФП. В содержании таких занятий, как правило,раскрываются наиболее актуальные стороны ППФП студентов данного учебногозаведения. Так, в университетах и педагогических вузах чаще всегодополнительно читаются лекции о формах и методах физического воспитания вшколе, об основных организационно-методических положениях проведенияпознавательных туристских походов, о подготовке мест для проведения учебныхзанятий по физической культуре, об организации и проведении массовыхспортивных соревнований, о страховке при выполнении упражнений в отдельныхвидах спорта. На естественных факультетах университетов, в геологоразведочных, сельскохозяйственных и некоторых других вузах на теоретических занятиях студентам даются знания об основах альпинизма, топографии, спортивного ориентирования и различных видов туризма. Подобные темы в различных вузах раскрываются с разной степенью детализации отдельных вопросов, зависящих от профиля подготовки специалистов. Следует отметить, что при достаточном качестве этих лекций, вполне компенсируется соответствующее сокращение часов практических занятий в связи с повышением уровня подготовки и сознательности студентов в ходе освоения ими практического материала. Практические учебные занятия по ППФП могут проводиться в учебныхгруппах всех отделений (специального, подготовительного и спортивногосовершенствования). В процессе этих занятий могут в той или иной степени решаться всеосновные задачи ППФП. Однако главная целевая направленность этих занятий —преимущественное и специальное воспитание прикладных физических испециальных качеств, умений и навыков, особенно необходимых впрофессиональной деятельности. Программа и содержание этих учебных занятий для учебных группподготовительного отделения разрабатывается кафедрой физического воспитаниятакже на основе изучения условий и характера труда выпускников данногофакультета. Так, например, в разделе ППФП слушателей институтов гражданскойавиации и некоторых морских училищ уделяется большое внимание специальнойтренировке вестибулярного аппарата будущих специалистов (элементыакробатики, упражнения на батуте, вращающем колесе и т.п.). В то же времядля студентов «полевых» и др. подобных факультетов необходимо применятьсредства, направленные на акцентированное развитие общей и специальнойвыносливости и т. д. В то же время следует учитывать, что само содержание практическихзанятий, методических разработок и указаний по одному и тому же виду ППФП,но на разных факультетах может иметь свою специфику. Например, туристскаяподготовка будущих специалистов, связанных в своей работе с полевымиизысканиями, имеет существенное отличие от подготовки к познавательнымтуристским походам будущих педагогов, художников и т. д. По этой причинесуществующие методические разработки по отдельным разделам ППФП студентов внекоторых вузах (например, для естественных факультетов МГУ) зачастую немогут быть использованы другими вузами без тщательной корректировки. При проведении практических учебных занятий в специальном учебномотделении содержание специально направленных занятий по ППФП должно бытьсогласовано с возможностями каждого студента в зависимости от характераотклонений в состоянии его здоровья. При проведении подобных занятий вучебных группах отделения спортивного совершенствования должны бытьмаксимально использованы возможности каждого вида спорта для воспитанияприкладных физических и специальных качеств для успешного формированияприкладных умений, и .навыков. Имеющиеся теоретические работы, опыт ряда кафедр физическоговоспитания указывают на возможность опосредствованной реализации задач ППФПстудентов не только на специально организованных учебных занятиях, но и длятех практических занятиях, целевая направленность которых — общаяфизическая подготовка. По этому поводу проф. В. В. Белинович справедливоотмечал, что ни в коем случае нельзя проводить резкую грань междуобщеразвивающими и прикладными упражнениями. Как общая, так и прикладнаяфизическая подготовка, поскольку они не противопоставляются, должны идтипараллельно на протяжении всего срока обучения, но удельный вес той илидругой подготовки может меняться как на протяжении определенного периода,так и в каждом отдельном занятии. Таким образом, прикладные физическиеупражнения могут одновременно служить средством всесторонней физическойподготовки, и наоборот. Успешность подобной формы реализации ППФП во многом зависит отправильного подбора средств на практических занятиях во всех учебныхотделениях, включая отделение спортивного совершенствования. Кроме учебных занятий (обязательных и факультативных) все болееширокое распространение приобретают учебные занятия по ППФП подруководством преподавателей в период учебных практик. По примеру МГУ в рядевузов страны (Горьковском университете, Тюменском индустриальном институтеи др.) ректоратом определен специальный обязательный курс ППФП и выделеныдля этой цели дополнительные часы на учебных практиках студентов на второми третьем семестрах. Так, в Горьковском университете на учебных практикахотводится по 6 ч. неделю (2 ч обязательных и 4 факультативных) дляпроведения занятий по физическому воспитанию со сдачей зачетов по темразделам ППФП, которые направлены на обеспечение безопасности студентов вовремя учебных и производственных практик. Аналогичная работа проводится и в период инструкторской ипедагогической практик (в Калининском университете, Московском городском,Дрогобычском пединститутах и др.). В некоторых педагогических вузах(Ростовском, Хабаровском и др.) проводятся и специальные лагерные сборы поподготовке студентов к педагогической практике в пионерских лагерях. Наэтих сборах студенты, объединенные в отряды по типу организации пионерскихлагерей, поочередно отрабатывают практические навыки физкультурной работы. В некоторых вузах различного профиля практикуется самостоятельноевыполнение студентами . заданий преподавателя физического воспитания,требующих определенных прикладных знаний, способствующих воспитанию иформированию прикладных физических и специальных качеств, умений и навыков.Выполнение подобных заданий контролируется преподавателем, а в отдельныхслучаях они включаются в зачетные требования по семестрам. К ним относятсясамостоятельное составление и проведение с группой своих товарищейкомплексов гигиенической и производственной гимнастики, приобретениеприкладных знаний и умений организаторской, инструкторской и судейскойработы по физической культуре и спорту и др. Интересен опыт Латвийскойсельскохозяйственной академии, где ответственный преподаватель по видуспорта или учебной группе в начале каждого учебного года дает студентамперсональные задания по общественной работе, которые заносятся в учебныйжурнал. Ход и результаты проведенной общественной физкультурной работыфиксируются в учебном журнале. Эти отметки в журнале являются основными,подтверждающими общественную работу студента, и по ним выставляется зачет(табл. 1). Таблица1 Контрольные задания по общественно-физкультурной работе для студентов Латвийской сельскохозяйственной академии|Виды и формы работ (по выбору) |Требования ||Судейство соревнований по избранному|Судить не менее 3—5 ||и по массовым видам спорта |соревнований за учебный год||или | ||Организовать и провести массовые |Представить отчет по ||соревнования по любому виду спорта с|установленной форме о ||участием 25—50 человек |проведенном соревновании ||или | ||Организовать на факультете |В начале учебного года ||спортивную секцию по любому виду |представить план работы ||спорта и руководить ею в течение |секции, а в конце года — ||учебного года |отчет о проведенной работе ||или | ||Руководить работой физкультурного |Представить в начале ||совета на факультете в течение |учебного года план работы ||учебного года |совета, а в конце года — || |отчет ||или | ||Активно выполнять обязанности |Работа оценивается по ||физорга группы, курса в течение года|членству спортивного клуба,|| |участию студентов в || |соревнованиях, по || |подготовке разрядников ||или | ||Ведение учебно-тренировочной работы |Представить учебную ||с командой по виду спорта в течение |документацию. Работа ||учебного года или в детской |оценивается по спортивным ||общественной спортивной школе |достижениям и результатам ||или | ||Ежедневное проведение утренней |По выполненной работе ||гимнастики с группой студентов(10—15| ||чел.), проживающих в обще житии | ||или | ||Ведение производственной гимнастики |По отзыву и результатам ||на предприятиях города, в учхозе, |работы ||колхозе периодически или в течение | ||учебного года | ||или | ||Участие в строительстве, ремонте и |Проработать не менее 20 ч ||содержании спортивных баз, летних |или заведовать объектом в ||площадок, спортинвентаря и |течение учебного года ||оборудования | ||или | ||Активно участвовать в работе |По выполненной работе, ||общественных физкультурных |результатам и отзыву ||организаций вуза в течение учебного | ||года | ||или | ||Организовать на курсе, факультете, в|По представленным ||общежитии туристскую группу и |маршрутным листам и ||совершить с нею не менее 5 походов |оформленной документации по||выходного дня и подготовить не менее|значкистам «Турист СССР» ||5 значкистов «Турист СССР» в течение| ||учебного года | ||или | ||Изготовить и оформить на факультете,|По исполненной работе и ||в общежитии в течение учебного года |положительной оценке ||не менее двух фотовитрин, отражающих| ||спортивную жизнь студентов | ||или | ||Поместить в стенной и периодической |По опубликованным статьям ||печати не менее 5 статей о | ||спортивной жизни академии, | ||факультета, общежития, команды | ||или | ||Организовать или провести |По выполненной работе и ||физкультурный вечер, спортивный |отзыву ||праздник в вузе, на факультете, в | ||общежитии, на местах практики | | ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время также имеет несколько форм: . занятия прикладными видами спорта под руководством преподавателей- тренеров в спортивных секциях спортивного клуба, ДОСААФ, в оздоровительно-спортивном лагере, на учебных практиках; . самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами спорта, способствующими воспитанию прикладных физических и специальных качеств, формированию прикладных умений и навыков в свободное время в течение учебного года, на учебных и производственных практиках, в каникулярное время. Кроме того, во многих вузах знания и навыки общественно-физкультурнойработы будущие специалисты получают на соответствующем отделении факультетаобщественных профессий. Эта форма подготовки студентов получила особоераспространение в педагогических, сельскохозяйственных, медицинских вузах,в высших учебных заведениях системы Центросоюза. Не менее распространенной является форма подготовки студентов кобщественной физкультурно-спортивной работе на специальных семинарахспортивных клубов вузов и добровольных спортивных обществ. При этом однойиз задач таких занятий является привитие будущим командирам производствазнаний и навыков, необходимых для управления группами людей. Все вышеизложенное, во-первых, свидетельствует о разнообразии формподготовки студентов к общественно-физкультурной работе на производстве, аво-вторых, указывает на необходимость унификации в дальнейшем существующихв различных вузах разнообразных программ, форм, методов и средств такойподготовки. Одной из форм ППФП являются массовые оздоровительные, физкультурные испортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и календарьвнутриинститутских соревнований между учебными группами, курсами,факультетами. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видамиспорта пли их элементами, регулярность проведения подобных соревнованийможет во многом способствовать качеству ППФП. Следует указать, что имеетсяопыт проведения таких мероприятий (соревнований) кафедрами физическоговоспитания, спортивными клубами совместно с профилирующими кафедрами вузов.В Московском институте инженеров землеустройства уже более 20 летпроводится традиционная летняя спартакиада студентов, находящихся нагеодезической практике на загородной базе института. В программуспартакиады, кроме обычных видов спорта, включается и специальнаяприкладная геодезическая эстафета, правила и условия которой разработаныпреподавателями кафедры геодезии. Содержание этого специального командноговида спартакиады предусматривает, например, упражнение по быстрейшемупреодолению заданного расстояния с обязательным выполнением сериинаблюдений с помощью приборов и точных расчетов. Следует особо указать, что отдельные разделы (элементы) ППФП студентовмогут быть реализованы в учебные часы, отводимые на специальные предметы.Из курса физического воспитания необходимо исключать те разделы илиэлементы ППФП, которые осваиваются на профилирующих кафедрах. Так, вВоронежском университете на естественных факультетах введено спортивноеориентирование, а все необходимые для этого вида, спорта знания потопографии студенты получают на кафедре топографии. В некоторых вузах (Дальневосточном университете, Западно-Казахстанскомсельскохозяйственном, Тюменском индустриальном институтах) отдельныераздели ППФП осваиваются студентами и на занятиях по физическому воспитаниюи на учебных занятиях, проводимых кафедрами военной подготовки как встационарных условиях, так и в период военно-лагерных сборов (стрельба,вождение маломерных судов, управление автомототранспортом и т. п.). Таким образом, многообразие условий работы вузов, целевойнаправленности и содержания ППФП в них и на факультетах различного профиляпредполагает выбор и использование различных форм и методов ППФП студентов.Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навыков,физических и специальных качеств Основное преимущество физических упражнений как фактора адаптациизаключается не только том, что с их помощью можно моделировать различныеситуации трудовой деятельности, а, главным образом, в том, что они являютсянаиболее адекватным средством воспитания необходимых качеств. Однако, какпоказали специальные исследования, занятия различными видами спортаоказывают неодинаковое воздействие на совершенствование отдельныхпсихофизиологических функций, необходимых для конкретной профессиональнойдеятельности. Поэтому в процессе ППФП студентов должны быть использованывполне определенные виды спорта, избирательно (или преимущественноизбирательно) формирующие и развивающие необходимые прикладные умения,навыки, физические и специальные качества. Работы ряда исследователей показали возможности использованиясоответствующих классификаций для рекомендации отдельных видов спорта сцелью комплексного решения задач ППФП студентов. Наиболее, обобщеннаяхарактеристика и группировка видов спорта и спортивных упражненийпредложена А. Б. Гандельсманом и К. М. Смирновым. 1-я группа — преимущественное совершенствование координации движений.К этой группе относятся акробатика, спортивная и художественная гимнастика,прыжки в воду и подобные виды спорта. Упражнения 1-й группы развивают исовершенствуют у человека «мышечное чувство», проприоцептивный(двигательный) анализатор, способность к полной ориентировке в пространствепри самых необычных перемещениях тела, способствуют развитию отдельныхгрупп мышц. К спортсменам этой группы предъявляются разносторонниетребования в проявлении силы, быстроты, гибкости. 2-я группа —преимущественное достижение высокой скорости в циклическихдвижениях. В эту группу упражнений входят легкоатлетический бег, бег наконьках, велосипедный спорт и т.д. Главная направленность этих видов спорта— достижение высокой скорости передвижения. Скорость передвижения подистанции в каждом из видов 2-й группы зависит не только отсовершенствования самих циклических движений (техники), но и от способностиспортсмена преодолевать утомление. 3-я группа — совершенствование силы и быстроты движения. Физическиеупражнения этой группы отличаются направленностью на достижениемаксимальной величины силы. При их выполнении наибольшие нагрузки (исоответственное развитие) испытывает двигательный аппарат спортсменов. Этоосуществляется в двух крайних вариантах. Первый — за счет совершенствованияспособности к максимальному увеличению перемещаемой при движениях массы,что характерно, например, для занятий тяжелой атлетикой. Второй — путеммаксимального увеличения ускорения при известной величине перемещаемых масс(метание, прыжки в легкой атлетике). 4-я группа —совершенствование движений в обстановке непосредственнойборьбы с соперником. Спортивные игры и различные виды единоборств (бокс,борьба, фехтование и т. п.), входящие в данную группу ациклическихупражнений, направлены на совершенствование функций анализаторов, быстрого«освоения» широкого диапазона меняющейся информации в процессенепосредственной борьбы со спортивным противником. Постепенносовершенствуется комплекс физических качеств и способность к внезапнымдействиям тренирующегося в этих видах. Физиологические нагрузки в процессеупражнений весьма переменны, но в целом они довольно значительны. Эмоции,связанные с упражнениями, требуют специального внимания, поскольку онизначительно усиливают влияние физических нагрузок на организм. 5-я группа — совершенствование управления различными средствамипередвижения. Эта группа упражнений (мотоциклетный, водной моторный, конныйспорт н др.) изучена в физиологическом отношении крайне недостаточно, хотяимеет бесспорно прикладное значение. Сами двигательные действия спортсменовявляются ациклическими, преимущественно малой мощности, требующими длясвоего выполнения значительного напряжения центральной нервной системы из-за необходимости опережающих действий по отношению текущих движений иситуаций. Эти упражнения воспитывают выдержку, хладнокровие, смелость,инициативу и для своего выполнения требуют достаточного проявлениякоординации, быстроты, силы и выносливости. 6-я группа — совершенствование предельно напряженной центральнойнервной деятельности при весьма малых физических нагрузках. Строго говоря,упражнения этой группы не являются физическими упражнениями (стрельба,шахматы и др.), поскольку двигательный компонент в них выражен в малойстепени (при весьма малых энергетических затратах и небольшом диапазонеациклических движений). Однако упражнения это? группы вызываютнапряженность функций центральной нервной системы. В процессе этихупражнений развивается способность сосредоточения внимания на решении задачв короткие отрезки времени при чередовании различных действий, суправлением действиями вообще. 7-я группа — воспитание способности к переключениям в многоборье(современное пятиборье, биатлон и др.). Физиологическое и педагогическоезначение компонентов разнообразных многоборий не может быть сведено кпростому суммированию эффекта от каждой из составляющих частей многоборья.Каждое сочетание различных видов упражнений оказывает особое действие наорганизм, подлежащее как частному, так и комплексному изучению исопоставлению. Опираясь на данную классификацию и основные методические положения,определяющие совершенствование двигательных умений и навыков, воспитаниефизических и специальных качеств, кафедры физического воспитания вузовмогут обоснованно проводить направленный подбор видов спорта в целяхрешения проблемы ППФП студентов различных факультетов. Здесь будет уместно еще раз подчеркнуть прикладное значение спортивнойподготовки вообще — элемент сознательности в занятиях, сопряженный сповышенными физическими и психическими нагрузками, позволяет использоватьспорт для совершенствования наиболее важных в современном производствепсихофизиологических функций, психологической закалки людей, воспитаниянеобходимых моральных качеств. Все это особенно ярко выражено в командныхвидах спорта и в командных спортивных соревнованиях, проведение которых встуденческих коллективах предпочтительней перед личными первенствами.Широкое применение различных видов спорта в процессе ППФП студентовоправдано также высокой заинтересованностью, положительной эмоциональной иоздоровительной окраской спортивных занятий молодежи. Однако если такаяспортивная тренировка проводится с целью подготовки студентов к ихпрофессиональной деятельности, то должна. быть обеспечена ее доступностьдля каждого студента вне зависимости от степени его способностей к данномувиду спорта. В то же время следует учитывать, что «спортивный метод» не можетявляться единственным методом при решении всего комплекса вопросов ППФПстудентов из-за его недостаточной избирательности. Кроме того, нельзя непризнать справедливыми замечания ряда авторов о том, что неправильнаяпостановка учебной и тренировочной работы может из самого прикладного видаспорта выхолостить его прикладную сущность.Заключение. Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами. В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно. Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов. Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП. Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.Список литературы. 1. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. — М.,1978. 2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. — М., 1983. 3. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. — М., 1980.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов iconТема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов. Часть Основные положения ппфп студентов. Часть ппфп студентов отдельного факультета Основные понятия

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов iconПрограмма профессионально-ориентированной практики по направлению
Программа профессионально-ориентированной практики по направлению 032100- физическая культура для IV курса дневного обучения (специализация...
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов iconТема: Личность педагога и его профессионально значимые качества
Цель: Сформировать у студентов представление о личности педагога и его профессионально-значимых качествах
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов iconПрограмма дисциплины «Банковское дело» для направления 010500. 62 отделение «Прикладная математика и информатика»
«Прикладная математика и информатика» факультета «Бизнес-информатики», подготовка бакалавров
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов iconАннотация на магистерскую программу «Прикладная информатика в экономике» по направлению 230700. 68 «Прикладная информатика» по профилю
Целью данной магистерской программы является теоретическая и практическая подготовка высококвалифицированных специалистов в области...
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Целью производственной практики является профессионально-практическая подготовка обучающихся, ориентированная на углубление теоретической...
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Целью производственной практики является профессионально-практическая подготовка обучающихся, ориентированная на углубление теоретической...
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов iconРабочая учебная программа по профессионально-ориентированному английскому языку для студентов 3-4 курсов
Программа предназначена для студентов, продолжающих изучение английского языка, ориентирована на студентов 3 и 4 курсов нормативного...
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов iconФизическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека
Тема: Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов iconПеречень теоретических вопросов по учебной дисциплине «Физическая культура»
Тема Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы