Организация паблик рилейшнз на предприятии icon

Организация паблик рилейшнз на предприятии



НазваниеОрганизация паблик рилейшнз на предприятии
Дата конвертации26.08.2012
Размер334.09 Kb.
ТипРеферат
Организация паблик рилейшнз на предприятии


Содержание:Введение ………………………………………………………………………....Глава 1. Понятие и сущность паблик рилейшнз ………………………….. 1. История развития паблик рилейшнз ……………………………. 2. Цели, задачи и функции паблик рилейшнз ……………………..Глава 2. Работа служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации……………………………………………………………………….. 2.1. Характеристика средств массовой информации ………………. 2.2. Информационные материалы паблик рилейшнз ………………. 2.3. Работа служб паблик рилейшнз со СМИ ……………………….Глава 3. Отношения предприятий с потребителями и мероприятия в областипаблик рилейшнз ……………………………………………………. 1. Отношения предприятий с потребителями …………………….. 2. Организация мероприятий паблик рилейшнз …………………..Заключение ……………………………………………………………………...Список использованных источников ………………………………………... Введение В последние годы на мировом рынке заметно усилилось значениеобщественной репутации производителей товаров и услуг, особеннопредназначенных для зарубежных потребителей. Покупатель стал уделять большевнимания предприимчивости, надежности, оперативности и другимнематериальным факторам, которые формируют престиж поставщика. Поэтому в современных условиях при организации сбыта товаров, особенномассового спроса, реклама не может быть успешной, если она ограничиваетсяодной лишь информацией о товаре. Чтобы реклама изделий и услуг действовалана потребителей достаточно эффективно, для нее создается фон,способствующий восприятию, т.е. предварительно обеспечивается достаточнаяпрестижность рекламного предложения. Престижность формируется рекламнымимероприятиями на институциональном, корпоративном уровне и на уровнетовара. Реализация престижных рекламных кампаний на всех трех уровняхосуществляется, в основном, рекламными мероприятиями паблик рилейшнз,направленными на завоевание благожелательного отношения общественности кстране, отрасли, фирме и ее продукции в целом, т.е. именно на завоеваниеобщественной репутации. Качество и технический уровень выпускаемых фирмой товаров являютсяважнейшими факторами престижа и используются в качестве основных аргументовпри создании материалов корпоративной престижной рекламы. Высокий авторитетфирмы создается на основе информации о ее лидирующем положении впроизводстве и реализации товаров, особенно уникальных, требующихусложненных исследований, высокой квалификации в проектировании иисполнении, современной технологии. В настоящее время очень развита предпринимательская деятельность.Наряду с крупными предприятиями все чаще появляются малые предприятия.Когда владельцу крупного магазина или небольшого ларька захочется расширитьсвое торговое дело, скорее всего он не будет просто ждать увеличения числапокупателей. Он выставит яркие, привлекающие внимание ценники, сделаеткрасивую выкладку товаров, ярко оформит витрины, вывесит бросающиеся вглаза рекламные объявления с бойкими, остроумными сведениями о товарах.Создаст общественную репутацию магазина, фирмы и т.п. Для созданияобщественных отношений, предпринимателю поможет организация мероприятийпаблик рилейшнз. Поэтому тема данной работы была, есть и будет актуальнавсегда. Цель работы состоит в том, чтобы показать, какую важную роль играеторганизация паблик рилейшнз на предприятиях. Для достижения цели курсовой работы, предстоит решить следующие задачи: . раскрыть понятие «паблик рилейшнз»; . рассмотреть цели, задачи, функции паблик рилейшнз, работу служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации; . рассмотреть проводимые мероприятия в области паблик рилейшнз. Глава 1. Понятие и сущность паблик рилейшнз. Паблик рилейшнз – это система связей с общественностью, предполагающаяпостоянную деятельность по развитию взаимоотношений между фирмой иобщественностью. Паблик рилейшнз (ПР) понимается как одна из функций менеджментадействующей организации, предприятия. Из множества различных определенийможно дать как одно из лаконичных следующее. Паблик рилейшнз –самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержаниюкоммуникаций между организацией и общественностью. Коммуникация – этообмен информацией между людьми. Обмен информацией осуществляется такжемежду организацией и людьми, между организациями. Массовая коммуникация –это систематическое распространение сообщений через средства массовойинформации (СМИ) с целью информирования и оказания воздействия на оценки,мнения и поведение людей. Вместе с тем паблик рилейшнз тесно связана с маркетингом. В западныхстранах подчеркивается, что паблик рилейшнз является пятым элементом «р»(«пи») маркетингового комплекса, наряду с «product» (продукт), «price»(цена), «promotion» (продвижение), «place» (место). Однако паблик рилейшнзотличается от «продвижения» тем, что продвигает в общественное сознание(рекламирует на рынке) не столько продукт, сколько само предприятие.Продвижение продукта (товара, услуги) осуществляется главным образом спотребителями, паблик рилейшнз же – с широкой общественностью. Следует также подчеркнуть, что паблик рилейшнз одновременно являетсяодним из средств рекламы, представляющим широкой общественностипредприятие, занимающееся определенной деятельностью. Следует учитыватьтакую важную особенность: паблик рилейшнз ориентированы на продвижение нетовара, а фирмы, и не на рынке, а в обществе. Паблик рилейшнз не связаны снемедленной продажей продукта. Это реклама дальнего действия. Выражение «паблик рилейшнз» дословно означает публичные, общественныеотношения. В настоящее время в соответствующей литературе России можновстретить два равнозначных названия одного понятия – «паблик рилейшнз» и«связь с общественностью», «общественные связи», под которыми надо пониматьсвязи предприятия, направленные на повышение эффективности егодеятельности. Основным направлением деятельности паблик рилейшнз является управление,манипулирование общественным сознанием, т.е. создание внешней и внутреннейсоциальной, экономической, политической, психологической среды,благоприятной для успеха организации. Решение этой стратегической целиневозможно без обеспечения коммуникации фирмы с ее социальной средой:клиентами, органами власти, средствами массовой информации, сотрудникамифирмы. Система паблик рилейшнз должна воздействовать на общественное мнение стем, чтобы сформировать, усилить или изменить общественное мнение вотношении предлагаемого продукта, организации (предприятия), какого-либоявления. Мнение – это отношение к какому-либо явлению отдельного человека.Мнение группы, т.е. общности людей, определяется как общественное мнение. Общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее всебе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельностиразличных групп, организаций, отдельных личностей. Это совокупностьсуждений о действительности. Мнение может быть положительным, отрицательным(негативным), нейтральным, несуществующим, т.е. отсутствующим. Общественное мнение в коммерческой сфере определяется как синтезчастных мнений относительно продукта (товара, услуги), которые выясняются,как правило, на основе рыночных исследований, информации о конъюнктурерынка, рыночной политике конкурентов и т.д. В процессе своей деятельности фирма постоянно сталкивается с деловойобщественностью, т.е. с финансовыми учреждениями, местными, муниципальнымии федеральными органами власти, с партнерами, собственными акционерами,покупателями и т.д. Рационально организованная работа паблик рилейшнз оперативно вскрыватьнедостатки в планировании и организации своей предпринимательскойдеятельности. Без знаний паблик рилейшнз невозможно устанавливатьэффективное сотрудничество с общественностью. Общественность – это группа людей, сложившаяся под влияниемопределенных обстоятельств, осознающих проблемность ситуации и реагирующихна нее одинаковым образом. Следует различать внутреннюю (закрытую) ивнешнюю (открытую) общественность. Внутренняя общественность – этосотрудники предприятия, объединенные служебными отношениями, традициями,корпоративной ответственностью, подчиняющиеся служебной дисциплине. Такаяобщность называется и социальной общностью. Внешняя общественность – этомногочисленная группа потребителей товаров и услуг, средств массовойинформации, участники политических движений, партий и фракций.«Собственная» общественность – это тот контингент людей, организаций, скоторыми работает или может соприкасаться в силу специфики своейдеятельности данное предприятие. Важным элементом паблик рилейшнз является деловое общение, котороенаправлено на решение текущих и перспективных задач предпринимательскойдеятельности фирм. Деловое общение – это деятельность, позволяющая войти вконтакт с партнерами по бизнесу для достижения желаемого результата. Существует еще понятие «паблисити» и между понятиями «паблик рилейшнз»и «паблисити» имеется тесная связь. В дословном переводе паблисити(publicity) означает публичность, популярность, известность предприятия иего деятельности. Широкое распространение у нас получило и такое понятиекак «имидж», что в переводе с английского означает «образ», т.е. образпредприятия, сложившийся у общественности. Позитивный имидж повышаетконкурентоспособность предприятия на рынке, привлекает потребителей ипартнеров, увеличивает объем деятельности и, следовательно, доходыпредприятия. Паблик рилейшнз – это одновременно наука и искусство, синтезирующееусилия различных специалистов – психологов, социологов, экономистов,журналистов и т.д. Они должны разрабатывать и проводить кампании поразвитию авторитета фирмы. 1. История Развития паблик рилейшнз Возникновение области знаний, сферы деятельности в части влияния наобщественное мнение относится к древним временам. В ХХ веке в связи сростом всех видов человеческой деятельности, развитием технических средствраспространения информации способы влияния на общественное мнение обреталивсе более самостоятельные очертания и сложились в самостоятельную науку«паблик рилейшнз». Деятельность паблик рилейшнз существовала на протяжении всей историичеловечества как один из элементов управления обществом. Прообразы службпаблик рилейшнз можно найти на Древнем Востоке, в Древнем Египте, в ДревнейГреции, Риме и т.д. Впервые же выражение «public relations» высказал в 1807г. президент США Томас Джефферсон в своем «Седьмом обращении к Конгрессу». Зарождение самостоятельного вида деятельности и науки «паблик рилейшнз»относится к началу ХХ столетия. Еще в 1900 г. Гарвардский университет СШАиспользовал бюро паблисити, а в университете штата Пенсильвания в 1904 г.был создан собственный офис паблисити. Первое крупное бюро паблик рилейшнзбыло создано в 1912 г. при американском телефонно-телеграфном объединении.В 1918 г. курс паблик рилейшнз был включен в учебный план университеташтата Иллинойс, в 1922 г. – в Нью-Йоркском университете. В 1923 г.племянник З. Фрейда Э. Бернауз выпустил первую книгу по паблик рилейшнз«Crystalling Public Opinion» («Кристаллизуя общественное мнение»). В начале1930 годов в США паблик рилейшнз сложились как самостоятельная функцияменеджмента, которая получила широкое распространение в крупных компанияхстраны. В настоящее время более 5400 американских компаний имеют подразделенияпаблик рилейшнз. Сейчас в США насчитывается более 5080 агентств пабликрилейшнз, в бизнесе паблик рилейшнз работает около 9000 специалистов покоммуникациям. Этот вид деятельности обслуживает 250 тысяч рекламистов, 150тысяч ПР-мэнов, 130 тысяч журналистов. Более двухсот американскихуниверситетов и колледжей обучают учащихся ПР. В 1948 г. в США создаетсяОбщество паблик рилейшнз. В 1948 г. в Великобритании был открыт Институт общественного мнения(Institute of Public Relations – IPR). В настоящее время в институтеработает свыше 3000 человек. В 1955 г. в Лондоне была создана МеждународнаяАссоциация паблик рилейшнз – ИПРА (International Public Relationassociation – IPRA), которая ныне объединяет специалистов из 65 стран.Очень важную роль в Великобритании играет крупная организация пабликрилейшнз – Центральное информационное агентство, которое предоставляетразличные консультационные услуги в области формирования общественногомнения государственным учреждениям и организациям. В 1970-х годах паблик рилейшнз получает широкое распространение во всеммире. Самостоятельные подразделения по общественным связям имеются вМеждународном валютном фонде и Европейском банке реконструкции и развития. В связи с переходом нашей страны в условия рыночной экономики всебольше стало уделяться внимания возможностям паблик рилейшнз. У многихгосударственных и коммерческих организаций и предприятий возникланеобходимость в использовании методов паблик рилейшнз. Соответственновозникшим потребностям в России были введены курсы паблик рилейшнз в МГУ,МГИМО, ГАУ, МГТУ. В настоящее время десятки вузов России уже ведутподготовку специалистов по паблик рилейшнз. Около тридцатиспециализированных агентств в стране предлагают свои услуги в этой области.Многие министерства, госкомитеты и другие государственные органы Россииимеют собственные службы и центры консультирования паблик рилейшнз. Имеюттакие службы и многие крупные промышленные фирмы и компании. Значительнуюработу в области паблик рилейшнз ведет Торгово-промышленная палатаРоссийской Федерации. В России уже несколько лет действует Российскаяассоциация по связям с общественностью, а также Гильдия работников пресс-служб и служб «Паблик рилейшнз» России. 2. Цели, задачи и функции паблик рилейшнз Генеральной целью паблик рилейшнз является создание успеха фирмы вобществе. Отсюда вытекают следующие основные цели. 1. Позиционирование объекта паблик рилейшнз (от англ. position – положение, нахождение), т.е. создание и поддержание благоприятного имиджа фирмы, преодоление «барьера недоверия» к фирме. 2. Возвышение над конкурентами. 3. Контрреклама – восстановление сниженного по различным причинам имиджа, опровержение недобросовестной информации о фирме. Контрреклама распространяется с целью ликвидации отрицательных последствий негативной информации. 4. Изучение влияния внешней среды на деятельность фирмы, отслеживание (мониторинг) изменений государственной политики, международного положения, общественного мнения, настроения общественности. Основной целью ПР-компании, проводимой предприятием, является созданиеблагоприятного общественного мнения и завоевание расположения конкретногоконтингента потребителей продукции данного предприятия. Средствомдостижения этой цели является развитие коммуникации (общественных связей)предприятия с ее социально-экономической средой: потребителями, органамивласти, средствами массовой информации путем проведения широкихпрезентаций, выставок и т.п. Одной из главных задач работы по связям с общественностью являетсяправильное определение предприятием круга «собственной» общественности иформирование ее общественного мнения. Важной задачей является формирование круга друзей и доброжелателейфирмы среди авторитетных, известных и влиятельных бизнесменов, властныхструктур, политиков и т.д. Работа в области приобретения друзей,доброжелателе, связей, постоянной поддержки властей должна вестисьпостоянно, регулярно, а не в тот момент, когда возникла необходимость вчьей-то поддержке. Паблик рилейшнз должна заниматься и профилактикой возможных конфликтови недоразумений с общественность, борьбой с нежелательными слухамиотносительно фирмы и ее деятельности. Например, прежде чем начать строитькакое-либо сооружение, необходимо провести очень серьезную работу с местнымнаселением. Иначе население может организовать мероприятия протеста(митинги, демонстрации). Паблик рилейшнз–кампания должна внушить общественности, что предприятиев своей деятельности исходит прежде всего из интересов общества в целом икаждого его члена в отдельности. Для этого могут использоваться скрытыеспособы паблик рилейшнз. Например, помощь малоимущим, спонсорскаядеятельность. При этом необходимо, чтобы информация о благотворительностифирмы получила широкое распространение среди общественности. Всемирной Ассоциацией паблик рилейшнз принят Кодекс чести, которыйдалеко не всегда соблюдается. Нередко организации и отдельные широкоизвестные лица используют себе на пользу умело организованные скандалы,слухи, сплетни. Многогранная деятельность в области паблик рилейшнз включает в себякомплекс функций, необходимых для достижения целей и решения задач. o Аналитико-прогностическая функция направлена на выработку информационной политики, ее стратегии и тактики. Сюда включается изучение партнеров, анализ конкретных ситуаций, оценка общественного мнения, подготовка результатов анализа для принятия решений. o Организационно-технологическая функция включает меры и действия по проведению и организации активных действий ПР-кампаний, деловых встреч, конференций, презентаций с использованием СМИ. o Информационно-коммуникативная функция предполагает подготовку и распространение информации при выполнении разъяснительной и пропагандистско-рекламной работы. o Консультативно-методическая функция предполагает консультации по организации и развитию отношений с общественностью, разработку форм сотрудничества, различных программ, кампаний паблик рилейшнз. Результативность работы службы паблик рилейшнз оценивается по следующимпоказателям: - расширение круга деловых контактов с целевой, собственной аудиторией; - развитие активных связей со СМИ, общественными и властными структурами; - нейтрализация с помощью контррекламы и мер паблик рилейшнз создавшегося негативного имиджа фирмы (вредные слухи); - ликвидация с помощью паблик рилейшнз кризисных ситуаций. Направлениями деятельности паблик рилейшнз могут быть: - работа со средствами массовой информации (СМИ); - отношения с широкой и местной общественностью; - отношения с потребителями; - отношения с партнерами; - отношения с собственными работниками (персоналом); - отношения с государством и местными органами власти; - отношения с инвесторами; - управление кризисом и т.д. Глава 2. Работа служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации 2.1. Характеристика средств массовой информации Для успешной деятельности организациям и предприятиям, особеннокрупным, со значительными объемами деятельности, приходится постоянноразвивать свои связи с общественностью и в связи с этим работать сосредствами массовой информации (СМИ). Средства массовой информации – этоорганизационно-технические комплексы, оперативно передающие различного родаинформацию на широкую аудиторию. В зависимости от средства информация можетпередаваться текстом в устной или письменной форме, визуальным образом илимузыкой. В настоящее время широкое распространение получили следующие средствамассовой информации: - информационные агентства; - пресса; - радио; - телевидение; - Интернет. Информационные агентства – это организации, собирающие и, как правило,на платной основе обеспечивающие новостями средства массовой информации(газеты, журналы, радио, телевидение), государственные, общественные икоммерческие учреждения. Широко, например, известно крупнейшее информационное агентство СШАAssociated Press (AP). Оно имеет более 80 бюро в различных странах мира иболее 140 – в США. Это агентство обслуживает более 15 тысяч клиентов(газеты, журналы, теле-, радиокомпании, государственные организации и т.д.)во всем мире. Информацию от АР получают МИД РФ, ИТАР-ТАСС, ряд российскихгазет, телекомпаний и т.д. Вторым по величине информационным агентством США и конкурентом АРявляется не менее известное United Press International (UPI), имеющее 146отделений в США и более 80 за их пределами. В Москве еще в начале 90-х годов насчитывалось 16 российскихинформационных агентств. Среди них наиболее известны РИА «Новости», ИТАР-ТАСС, «Прайм»-ТАСС, «Интерфакс», информация которых широко используетсяразличными средствами массовой информации. Существуют и такие информационные агентства, которые занимаютсямониторингом средств массовой информации по заказу отдельных организаций ипредприятий. Мониторинг – это отслеживание, анализ и оценка сообщенийпечати, радио, телевидения. Такие агентства могут предоставить подборкуматериалов газет, журналов по любому вопросу и о любой компании. В США,например, имеется такое агентство – пресс-клипинг бюро Burrel, котороеотправляет ежедневно своим клиентам до 50 тысяч клипов-подборок (clip –нарезка, вырезка). Бюро подписано на 1700 ежедневных и 8300 еженедельныхгазет, 6300 журналов и на другие публикации. Цена услуги бюро составляет200 долларов в месяц и, кроме того, 1 доллар за каждый клип. В США имеются компании, которые занимаются круглосуточным мониторингомосновных радио- и телестанций. Во многих городах России уже десятки лет назад существовали небольшиеинформационные агентства, которые за определенную плату отслеживали впечати для заказчика (физического или юридического лица) определенную иминформацию и поставляли ее в полном объеме, комплекте. Такую подборкуклипов из газет, телерадиопередач о какой-либо организации или видедеятельности можно организовать во многих городах России. Каждое предприятие стремится распространить о себе положительнуюинформацию, создать общественное мнение. Вместе с тем для предприятияпредставляет интерес информация о деятельности других, идентичных им фирм,их конкурентов, а также вся информация в СМИ о них самих. Мониторинг СМИ может вестись предприятиями не только для оценкиобщественного мнения собственной деятельности. Он весьма полезен дляанализа и использования опыта других предприятий, конкурентов в решениисвоих проблем, повышения конкурентоспособности и т.д. Пресса – это массовые периодические печатные издания, к которымотносятся газеты и журналы. Только в Москве выходит около 600 периодическихизданий. Наиболее массовой является еженедельная газета «Аргументы ифакты», тираж которой даже в условиях экономического кризиса составил вконце 1998 г. более 3 млн. экземпляров. В США издается более 1650 толькоежедневных газет. Ведущие газеты мира имеют свои бюро в различных зарубежных странах.Например, в Москве работают бюро таких американских изданий какеженедельный журнал «Time» (тираж 4 млн. экз. объемом 80-100 стр.), газет«Wall Street Jornal» (2 млн. экз.), «New York Times» (1,2 млн. экз.),«Business Week» (1 млн. экз.) и т.д. Газеты публикуют в основном информацию о текущих актуальных событиях,обзорно-аналитические материалы. Немало площади отводится рекламно-информационным материалам. Например, содержание американских и немецкихгазет на 50-70% состоит из материалов, присылаемых специалистами по пабликрилейшнз различных организаций. Объем газеты колеблется в широкомдиапазоне, от 2 до 100 и более страниц. Газеты различаются: . по периодичности выхода – ежедневные (утренние, вечерние); воскресные; еженедельные; . по масштабам – центральные или общенациональные; региональные; местные (областные, районные, городские); корпоративные (компаний, вузов и т.д.); . по профилю (массовой ориентации; специализированные; отраслевые). Как правило, каждая газета имеет свою аудиторию определеннойчисленности, социально-демографического профиля. Специалисты в областипаблик рилейшнз, подготавливая рекламно-информационный материал о своейфирме, должны четко себе представлять на какой контингент (социальнуюгруппу, численность) читателей они должны ориентироваться и, следовательно,в какую газету следует обращаться со своим материалом. Радио, как и пресса, в значительной мере пользуется информацией,предоставляемой информационными агентствами. Эта информация редакторамипреобразуется в тексты для радиовещания. Только в Москве зарегистрировано более 30 российских и около90иностранных теле- и радиокомпаний. Радио имеет преимущества перед прессой в том, что оно охватываетширокие массы населения. Его слушают в автомобильных поездках, в свободноевремя и даже во время рабочего процесса. Телевидение не только сочетает в себе информацию, доносимую звуком, нои в виде изображения. К началу 2001 г. в целом в России насчитывалось более 600 телекомпаний. Около 80 иностранных телерадиокомпаний имеют в Москве свои бюро. Срединих такая известная частная телекомпания как CNN (Cable News Network). Онасуществует на отчисления от абонентской платы кабельных передач и доходовот рекламы. Компания работает 24 часа в сутки и ведет передачи для болеечем 150 стран различных континентов. Хорошо известна во всем мире государственная телерадиокомпанияВеликобритании BBC (British Broadcasting Corporation), имеющая своепредставительство в России. Объем ее вещания составляет 785 часов в неделю.Служба иностранного вещания BBC, созданная в 1938 г., ведет передачи на 46языках мира. Интернет является сравнительно новым информационным средством,постепенно превращающимся в средство массовой информации. Через интернетможно пользоваться письменными текстами, звуком речи, музыкой, движущимисяцветными изображениями (анимацией). Число пользователей этой международнойинформационной системы стремительно растет. Если в 1996 г. по крайней мерераз в неделю к Интернету подключались 61 млн. человек, то в 1998 г. – 147млн. граждан разных стран. Предполагается, что в 2010 г. числопользователей глобальной компьютерной сети возрастет еще в несколько раз ибудет превышать 800 млн. человек. В 1998 г. на долю США приходилось 52% всех пользователей Интернетом напланете, или 76,5 млн. человек, в Японии – 9,8 млн., в Великобритании –8,1, Германии – 7,1, в Канаде – 6,5, в Китае – более 2 млн. Совокупнаясумма европейских государств в мире Интернета составила в 1998 г. более 36млн. пользователей. Интересно отметить, что в скандинавских странах числопользователей Интернетом на душу населения выше, чем где-либо, даже чем вСША. По некоторым данным, в России насчитывается свыше 2 млн. пользователейИнтернета. Для поиска информации в сети Интернет служит информационно-поисковаясистема Word Wide Web (WWW – всемирная паутина), предлагающая информацию вмультимедийной форме от текста до видеоизображения и звуков. Применение сети Интернет в бизнесе началось с услуг электронной почты,которые использовались для связи с отделениями больших компаний прирассылке документации. Следующим направлением использования Интернет вбизнесе стала реклама, рассылаемая в режиме электронной почты потенциальнымпокупателям. Примером использования Интернет в рекламных целях являетсяфирма IBM. Весной 1996 г. компания потратила многие десятки тысяч долларов,рекламируя в российской прессе свою WEB-страницу. Торговые предприятияиспользуют Интернет в основном для рекламы товаров и для организациидиалоговой торговли. Интернет широко используется в области оптовойторговли. Многие российские компании имеют собственные Web-серверы,например, Российская продовольственная сеть. Услуги электронной почтыявляются самыми массовыми в рамках Интернет. Объем их в середине 2001 г.составлял до 50 тыс. сообщений в секунду. Для крупных российских фирм сегодня уже невозможно организовать широкиефорумы (пресс-конференции, переговоры и т.д.) без использования глобальнойсети Интернет, которая объединяет в своем составе свыше 100 тысяч различныхсетей. Использование Интернет приносит коммерческим структурам значительнуюэкономию, так как снижает рекламные затраты – на 60%, полиграфические – на40%, консультационные – на 50% и транспортные затраты – на 80%. 2.2. Информационные материалы паблик рилейшнз В целях обеспечения стабильного положительного к себе отношенияпредприятия должны регулярно предоставлять прессе различные информационныематериалы. В связи с переходом России в условия рыночной экономики в нашейстране широко распространяются новые средства работы на рынке, понятия,лексика. Появились новые для нас и информационные материалы пабликрилейшнз. К ним относятся следующие: 1. Бэкграундеры (backgrounder) – информационные данные не сенсационного характера, отражающие текущие события каких-либо организаций и предприятий. Это может быть информация о проведении ВУЗом «дней открытых дверей», сообщения о круглосуточной работе магазинов какой-то фирмы, или, например, расширении ассортимента продажи предприятием стройматериалов и т.д. 2. Ньюз-релиз или пресс-релиз (new-release, press-release) – сообщение для печати, содержащее важную новость или полезную информацию для широкой общественности. Это может быть сообщение об открытии крупного магазина, какого-то учреждения, представляющее интерес для широкой публики. 3. Медиа-кит (media-kit) – комплект нескольких видов информационных материалов, распространяемых в широкой аудитории через прессу. Кит (комплект) может представлять собой материалы, выполненные в виде перечня вопросов и ответов. 4. Фитче (feature) – сенсационный, развлекательный материал. Эта статья излагается в увлекательной, юмористической форме с возможным использованием анекдотов, смешных, занимательных ситуаций. Вместе с тем она должна нести для широкой публики полезную деловую информацию. 5. Кейс-история (case history) – случай, сюжет из истории деятельности предприятий, которые должны играть на повышение авторитета предприятия. При этом описанный в кейс-истории опыт должен представлять общественный интерес и использоваться другими предприятиями. Здесь следует показать, какими средствами была решена проблема, какие положительные результаты были получены в результате ее решения. 6. Именные статьи (by-liner) по каким-либо проблемам пишутся специалистом. Подписываются и публикуются, как правило, под именем руководителя фирмы. Такие именные, авторские статьи представляют руководителя в качестве эксперта, значительно повышают авторитет руководства фирмы и самого предприятия. 7. Обзорные статьи (round-up article), как правило, посвящены относительно крупным проблемам. В зависимости от масштабности деятельности предприятия, его работники могут представить проблемы и пути их решения на уровне региона, страны, своей отрасли. Такие статьи издательства обычно публикуют с большой охотой. 8. Заявление какого-либо предприятия в прессе обычно связано с необходимостью объяснить его политику в каком-либо вопросе, сложившуюся ситуацию. Заявление может носить оборонительный характер, чтобы избежать каких-либо нежелательных последствий. 9. Интервью – беседа в форме вопросов и ответов, диалог между человеком, владеющим информацией, и журналистом, желающим ее получить.10. Репортаж – представление содержания события от имени лица, являющегося непосредственным свидетелем или участником события.11. Брифинг – короткая, сжатая во времени встреча руководства учреждения с журналистами. Брифинг носит односторонний оповещательный характер с иллюстрацией конкретных фактов. Это та же пресс-конференция, но без комментариев. 2.3. Работа служб паблик рилейшнз со СМИ Средства массовой информации в России работают на основе законов «Осредствах массовой информации», «О связи», «О рекламе», «Об информации,информатизации и защите информации». Помимо законов деятельность СМИопределяется многочисленными указами президента РФ, постановлениямиПравительства РФ, ведомственными инструкциями. В своей работе со СМИ всепредприятия и учреждения должны всегда основываться на этих документах. Главной задачей для служб паблик рилейшнз является налаживаниеконтактов со СМИ и влияние через них на свою общественность (аудиторию).Для этого служба паблик рилейшнз должна проводить следующую работу: - сбор и анализ информации, опубликованной СМИ; - предоставление информации для СМИ. Важной задачей предприятия является завоевание им симпатий СМИ.Специалисты паблик рилейшнз должны стремиться дирижировать отношения междусвоей фирмой и СМИ. Формируя отношения со СМИ, фирма должна определитьчеткую политику взаимодействия с ними. Эта политика предусматриваетсоблюдение службой паблик рилейшнз следующих правил: - быть всегда доступной для контактов со СМИ; - предоставлять материалы для СМИ, на основе которых журналисты готовят материал для публикаций; - передавать заблаговременно информацию для СМИ, чтобы дать им возможность изучить и своевременно опубликовать ее; - сообщения для СМИ должны быть точными, понятными, отвечать принятым нормам; - сообщения должны быть объективными, без преувеличений и искажений; - следует немедленно реагировать на ложные слухи, ошибочные факты и опровергать их. Служба паблик рилейшнз должна координировать работу со СМИ со своимруководством и всегда придавать своей информации нужный оттенок. Глава 3. Отношения предприятий с потребителями и мероприятия в области паблик рилейшнз 3.1. Отношения предприятий с потребителями Отношения предприятий с потребителями должны строиться прежде всего наоснове Закона РФ «О защите прав потребителей». Главная цель отношений с потребителями – увеличение объема продажипредприятием своего продукта. Эта цель может быть достигнута при следующихусловиях: 1. Сохранение имеющихся потребителей. Отношения с потребителями должны обеспечить удовлетворенность фирмой этих покупателей ценой определенных усилий. Например, продовольственный магазин, отпуская постоянным покупателям своего микрорайона товар в кредит, под честное слово, может навсегда к себе «привязать» этих людей. 2. Привлечение новых потребителей. Например, фирма в случае какого-либо стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия, обеспечивая пострадавших, продовольствием, теплой одеждой, создает себе положительный имидж и, следовательно, привлекают новых покупателей, что приводит к росту объема продажи своего продукта. Стабильные, доверительные отношения с потребителями позволяют продаватьзначительно больше товаров и услуг. В связи с этим отношения с потребителемявляются важнейшим направлением деятельности паблик рилейшнз. На Западемногие фирмы в составе служб паблик рилейшнз имеют подразделения отношенийс потребителями. В 90-х годах в США получила распространение консьюмеристская(потребительская) философия, т.е. философия защиты прав потребителей.Например, компания Chrysler Motors разработала и широко обнародовала «Билльо правах покупателей», гарантирующий решение проблем с гарантией товара.Чтобы сохранить доверие покупателей, не потерять их, фирмы идут насерьезные расходы. Например, в 1995 г. фирма Intel развернула широкуюкампанию по обмену процессоров Pentium с дефектным чипом. В результатекомпания сохранила доверительные отношения не только с потребителями, но ис партнерами и продавцами компьютеров. Помимо основной деятельности – продажи товаров – предприятия могутоказывать различные бесплатные услуги покупателям. Например, в связи согромным ассортиментом товаров, вводящих покупателей в замешательство,компания General Electric создала бесплатную круглосуточную телефоннуюуслугу, информирующую потребителей о новых товарах. 2. Организация мероприятий паблик рилейшнз Проведение различных мероприятий в области паблик рилейшнз призванопривлечь внимание общественности к фирме, ее деятельности и продукции. Очень важно четко определить цель мероприятия и средства достиженияэтой цели. В зависимости от цели могут использоваться и различныемероприятия. Следует стремиться к тому, чтобы мероприятия получили широкийобщественный резонанс, а информация о них была широко распространенасредствами массовой информации и различными другими путями. Для эффективного проведения мероприятий паблик рилейшнз необходимотщательно готовиться. Для этого составляется полный сценарий с указаниемпоследовательности всех этапов, а также подробной программы. Заранее должныбыть подготовлены и изданы соответствующие печатные материалы: проспекты,пресс-релизы, каталоги и т.д. Для участия в мероприятии определяется круг приглашенных. Имрассылаются специальные приглашения с программой, где указывается место,время и прочая информация о проведении мероприятия. Основными мероприятиями фирмы в области паблик рилейшнз являютсяследующие: - презентации; - конференции; - круглые столы; - дни открытых дверей; - выставки; - приемы. Презентация (presentation) – представление какой-либо фирмы, лица,продукции представителям общественности. Презентация предприятия может проводиться в связи с его: - открытием; - реконструкцией, реорганизацией, созданием новых подразделений; - высокими, качественно новыми достижениями в работе и т.п. Как правило, презентация является начальным этапом деятельности новогопредприятия. Однако это мероприятие может проводиться и в связи с открытиемкаких-либо новых подразделений уже действующего предприятия: цеха, филиалаи т.п. Презентация полезна не только для производственного предприятия,магазина, ресторана, гостиницы, но и для учебного заведения, медицинскогоучреждения и т.д. Эффективным это мероприятие будет в том случае, если на него будутприглашены не только представители широкой общественности, т.е.потенциальные покупатели, клиенты, но и, прежде всего, представителигородской администрации, законодательных органов, знаменитые, известныелюди города. Результат будет несравненно выше, если на церемонию открытиятакже будут приглашены работники средств массовой информации, т.е. газет,радио, телевидения. Следует подчеркнуть, что работники СМИ с большей охотой примут участиев презентации, если на ней будут присутствовать известные фигуры города,региона или даже страны. Например, если в крупном городе или столицеоткрывается совместное предприятие, организаторы могут пригласить посласоответствующей страны. У журналистов появляется возможность задать послунесколько вопросов по проблемам текущей политики, о событиях в мире иотношениях между странами, что непременно заставит их явиться намероприятие. В небольших городах у местных журналистов не меньший интересможет вызвать общение с руководителями местной администрации, депутатамизаконодательных органов, возможность их интервьюирования. Необходимо иметь в виду, что, в отличие от руководителей, депутатовгорода, региона, приглашение на церемонию открытия знаменитых артистов,спортсменов может сопровождаться выплатой им гонораров, ценных подарков заучастие в церемонии и их выступления. Презентация обычно проводится во второй половине дня. Условно она может быть разделена на две части. Первая, официальнаячасть, предполагает представление приглашенным фирмы, и вторая,неофициальная – включает в себя коктейль-вечер, фуршет и т.п. Координатор презентации может публично вести весь процесс, предоставляяслово выступающим, объявляя этапы проводимого мероприятия. Однако, он можетоставаться в тени в течение всего проводимого мероприятия, незаметновключая в процесс поочередно всех действующих лиц. Первая часть начинается с небольшого выступления одного изруководителей фирмы, который дает характеристику своему предприятию, егопродукции, рассказывает о планах дальнейшего его развития. Представительместной власти города в своем выступлении может показать значимость, местоэтого предприятия в общегородской хозяйственной или социальной системе. После вышеотмеченных выступлений у гостей могут возникнуть вопросы, накоторые руководители фирмы должны дать исчерпывающие, полностьюудовлетворяющие гостей ответы. В процессе презентации может бытьпредоставлено слово и гостям для выступления с поздравлениями, пожеланиями,с конструктивными замечаниями по дальнейшему совершенствованию деятельностифирмы. В процессе этих небольших выступлений или после них при необходимостиможет быть показан не более чем на 10-минутный рекламный видеофильм о фирмеи ее продукции. В зале для участников презентации могут быть размещеныкрупные фотографии или установлены диапозитивы с изображением и, возможно,краткой технической характеристикой производимой фирмой продукции. Организаторы презентации могут предусмотреть в своей программе вручениерекламных, памятных сувениров, значков и т.п. Кроме того, может бытьпредусмотрено распространение рекламных проспектов, буклетов, каталогов.Для этого их размещают на столах в местах, легко доступных для гостей. Вторая, не столь официальная часть презентации, может проходить вдругом или в том же помещении, где предусматривается свободное общениемежду всеми участниками презентации в процессе коктейль-вечера. Какправило, вдоль стен помещения размещаются столы с легкими спиртными ибезалкогольными напитками, а также легкой закуской в виде бутербродов,салатов и т.п. Коктейль-вечер по своей значимости может быть более важной частьюпрезентации, чем официальная часть. Здесь в непринужденной обстановкеучастники презентации могут собираться в небольшие группы, переходить отодной группы к другой, знакомиться, обмениваться визитными карточками,обсуждать какие-то вопросы, находить взаимные интересы в бизнесе,договариваться о будущих деловых встречах и т.д. Руководителям предприятияважно установить добрые, неофициальные отношения с руководителями местныхвластей. Для представителей средств массовой информации должны быть заранееподготовлены, помимо проспектов, подробные материалы о фирме, возможно,короткое, но содержательное телеинтервью. Конференция – это средство общения, обсуждения и решения проблем внаучных, политических, профессиональных сообществах. Вместе с темконференции являются средством делового общения предпринимателей в целяхповышения эффективности их деятельности. Конференции позволяют предпринимателям реализовывать свои идеи в жизнь,продвигать продукцию, создавать для себя благоприятную ситуацию в бизнесе. Конференции могут быть внутренними, участниками которых являются членыколлектива предприятия и внешними, в которых участвуют представителиразличных учреждений. Конференции могут быть научными, практическими,научно-практическими. Они могут проводиться по любым проблемам: попроблемам политики, образования, бизнеса или, например, по вопросамсотрудничества предприятий в целях роста их конкурентоспособности. Задолго до начала конференции готовится основной состав выступающих.Заранее формируется программа, в которой расписан весь порядок проведенияконференции с указанием дней, часов, тем выступлений, докладчиков. Поматериалам конференции, представляющей интерес для широкого круга, могутиздаваться сборники докладов или их тезисов еще до проведения конференцииили по ее результатам. В программе конференции могут быть предусмотреныэкскурсии, посещения предприятий или их подразделений, коктейль-вечер ит.п. Для проведения конференции может быть создан комитет во главе спредседателем, координатором проведения конференции. В состав комитетавходят лица, каждый из которых является ответственным за определенный этапработы конференции: принятие и размещение участников конференции,организацию их питания и проведение коктейль-вечера, связь спредставителями СМИ и т.д. В целях рекламирования конференции и ее организатора-предприятиянеобходимо сформулировать тему и содержание конференции таким образом,чтобы они представляли большой интерес для широкой деловой общественности,чтобы конференцией заинтересовались средства массовой информации иопубликовали ее материалы. Для этого организаторы конференции должнызаранее подготовить и передать журналистам медиа-кит, содержащий: - программу конференции; - бэкграундер, общую информацию о предприятии-организаторе конференции (название, виды деятельности, краткая история, структура и т.п.); - список участников конференции с краткой характеристикой их; - тезисы наиболее важных и интересных для общественности докладов; - текст пресс-релиза. Очень важно, чтобы конечным результатом проведения конференции былаширокая информированность деловой общественности о положительном образепредприятия-организатора, его продукции. «Круглый стол» – одно из средств обсуждения проблем, выработкистратегии и тактики, деловой политики фирмы или сообщества предприятий. Участниками круглого стола обычно являются руководители предприятий илиавторитетные специалисты в соответствующей области предпринимательскойдеятельности. Участие в «круглом столе» представителей фирмы помогает нетолько решить какие-то проблемы, но и при освещении его работы средствамимассовой информации позволяет получить достаточно широкую известность средиделовой общественности. Как и любое мероприятие в области «паблик рилейшнз» работа «круглогостола» должна быть заранее должным образом спланирована и подготовлена.Заранее подготавливается тема и обсуждаемые вопросы, состав участников.Предварительное ознакомление участников «круглого стола» с предлагаемымидля обсуждения вопросами позволяет им уточнить свои позиции, мнения,подготовить аргументы, материалы. Количество участников такого мероприятия не должно превышать 10-15человек. Для работы не обязательно наличие реального круглого стола.Участники могут размещаться за столами, расположенными по кругу,прямоугольником, квадратом с тем, чтобы они были обращены лицом друг кдругу. На столе перед каждым участником должна стоять табличка-идентификатор, на которой крупным шрифтом указаны их имена, названия фирм идолжности. Работу круглого стола организует ведущий, который может подготовитьзаранее согласованный с участниками «стола» сценарий, перечень ипоследовательность обсуждаемых вопросов, выступлений. Особенно важна такаяподготовка, если предполагается, что это мероприятие будет отражено впередачах телевидения. В этом случае, несмотря на наличие обсуждаемыхпроблем, нерешенных вопросов, участники «круглого стола», его ведущий впроцессе этого мероприятия должны отдельными штрихами, фразами тактично,ненавязчиво создать у телезрителей или читателей благоприятное впечатлениео своем предприятии или предприятиях-участниках «стола». Для представителей СМИ следует заранее подготовить исходный материал,который они могли бы использовать для информирования своей аудитории обэтом событии. Для многих организаций и учреждений серьезным средством своегорекламирования, установления связей с общественностью могут служить дниоткрытых дверей. Для привлечения большего числа абитуриентов ежегодно ихшироко практикуют, например, высшие учебные заведения. Для проведения такого мероприятия необходимо заранее детальноподготовить сценарий с определением ответственных за каждый элементмероприятия. О проведении дня открытых дверей с указанием даты и часа общественностьзаранее оповещается через средства массовой информации и посредствомсобственных объявлений. В помещениях, коридорах, где будут присутствоватьгости, следует разместить плакаты, стенды, различный иллюстративныйматериал и прочую информацию о работе рекламируемого учреждения. В точно назначенное время гости приглашаются в зал, где руководительучреждения лаконично, сжато преподносит информацию о своей организации, еепреимуществах перед другими, планах дальнейшего развития. Далее выступаютруководители подразделений учреждения, информируя гостей об особенностях ихдеятельности. После выступления в зале ведущих работников гостям следует показатьдеятельность всех подразделений организации, работу оборудования,лабораторий, если они имеются и т.д. Результат проведения дня открытых дверей будет значительно выше, еслисамо это мероприятие будет освещено в средствах массовой информации.Информация должна преподноситься таким образом, чтобы заинтересовать людейв деятельности этой организации, вызвать желание прямо или косвенно принятьучастие в ее работе. Одним из важных средств паблик рилейшнз являются выставки, которыепомогают предприятиям серьезно укрепить свои позиции на рынке. Предприятиеможет принять участие в выставках, организуемых каким-либо выставочнымкомитетом, где представлено множество различных фирм. Однако предприятиеможет и самостоятельно организовать «персональную» выставку, на которой онобудет представлено в единственном числе. Необходимость проведения выставки может быть определена следующимицелями, которые ставит перед собой предприятие: - создание предприятию определенного имиджа; - продвижение своей продукции; - исследование рынка. Однако создание, например, имиджа или рост объема продаж можнообеспечить и обычными рекламными средствами. Поэтому участие в выставке илисамостоятельная ее организация требуют в каждом конкретном случаеопределения ее целесообразности, соотношения затрат и предполагаемыхрезультатов. Вместе с тем, сочетание различных средств укрепления своихпозиций на рынке с проведением выставок дает значительный положительныйрезультат. Таким образом, прежде чем начинать подготовку к работе на выставке,следует определиться с целями ее проведения, а затем уже в соответствии сними проводить соответствующий комплекс взаимосвязанных работ, направленныхна достижение конкретной цели. Приемы проводятся предприятиями для совместного проведения времени сгостями, сочетая отдых, развлечения с деловым общением. Приемы могутпроводиться как самостоятельные мероприятия или в сочетании с деловымимероприятиями, например, с презентацией. Приемы обычно организуются вслучаях: - торжественной даты создания предприятия или какого-либо юбилея; - посещения предприятия делегацией партнеров, важными лицами; - заключения крупной сделки, проведения серьезного мероприятия и т.д. Прием должен способствовать расширению и укреплению деловых контактов,созданию имиджа предприятия среди деловой общественности. Это мероприятиедолжно быть тщательно подготовлено. Подготовка приема включает в себя: - определение цели приема; - выбор формы приема; - определение состава участников; - составление сценария приема; - рассылка приглашений; - составление меню; - сервировка стола; - составление плана рассадки гостей за столом; - порядок обслуживания гостей; - подготовка тостов и речей. Приемы можно классифицировать по разным признакам. Приемы могут бытьформальные и неформальные, дневные и вечерние, с рассадкой (заранеераспределенными местами участников) и без рассадки. К формальным относятся приемы, к которым заранее тщательно готовятся иприглашающие и приглашенные с соблюдением определенных условностей.Неформальные приемы проводятся как бы экспромтом, в рабочей дружественнойобстановке. Проводятся она, как правило, на небольших предприятиях. Однакок ним надо быть всегда готовыми. К дневному приему относятся мероприятия «бокал вина», «завтрак». «Бокал вина» – наиболее простая форма приема. Она может проводитьсястоя или с размещением гостей в кабинете руководства за столом заседаний,журнальным столиком и т.п. Для поднятия престижа предприятия гостей следуетугощать редким вином, шампанским, коньяком, а также фруктами, легкимизакусками (бутербродами с икрой и т.п.). Это мероприятие не должнозатягиваться во времени. «Завтрак» может проводиться с утра и до 12 часов, продолжаясь полтора-два часа. Стол не отличается большим разнообразием блюд. В процессезавтрака могут обсуждаться деловые вопросы, перемежаясь с общими темами. Указанные мероприятия предусматривают повседневную одежду. Вечерние приемы – мероприятия более торжественные. К ним относятся«коктейль», «фуршет», «обед», «обед-буфет», «ужин». Коктейль (cocktail – петушиный хвост) – смесь из спиртных напитков сдобавлением сахара, пряностей, фруктов и т.п. «Коктейль», «коктейль-вечер»обычно начинается между 17-ю и 18-ю часами, его продолжительностьсоставляет около двух часов. Официанты подносят к группам беседующих людейнапитки (как правило, коктейли) и холодные закуски. «Фуршет» (фр. Fourchette – вилка) практически мало чем отличается от«коктейля». Здесь гости сами подходят к накрытым столам, накладывают натарелки закуски и отходят к группам беседующих лиц. Кстати, на фуршете, каки на коктейле, традиционные вилки практически не используются, если несчитать миниатюрные пластмассовые двурогие вилочки или шпажки. «Обед» или «ужин» практически ничем не отличаются между собой, кромевремени их проведения. Эти мероприятия – наиболее торжественные формыприема. Обед обычно начинается около17 часов и длится в течение 2-3 и болеечасов. Ужин же начинается в более позднее время. Обед и ужин можетпроводиться с «рассадкой» (с указанием конкретного места за столом длякаждого приглашенного). Места за столом делятся на более и менее почетные.Самыми почетными считаются места рядом с хозяевами. Форма одеждыпредусматривается торжественная. Следует обратить внимание, что смысл проведения обедов и ужинов –общение между людьми, в том числе деловое. Однако часто эти мероприятияпревращаются в обыкновенное застолье, не достигающие основной цели.Председательствующий (как правило, руководитель учреждения), не обладаяфантазией, считая своим долгом «командовать парадом», поочереднопредоставляет каждому сидящему за столом слово для тоста. После застольягости встают из-за стола и, попрощавшись, расходятся. На таком приемебольшинство из присутствовавших лишаются возможности обсудить между собойинтересующие их вопросы. Заключение В курсовой работе раскрыта тема «Организация паблик рилейшнз напредприятии». Были рассмотрены следующие вопросы: раскрыто понятие «пабликрилейшнз»; показана история развития паблик рилейшнз, из которой узнаем,что его деятельность существовала на протяжении всей истории человечествакак один из элементов управления обществом, но выражение «паблик рилейшнз»впервые высказано в 1807 г., а зарождение самостоятельного видадеятельности и науки «паблик рилейшнз» относится к началу ХХ века. Рассмотрены цели, задачи и функции паблик рилейшнз. Главной цельюкоторого является создание успеха фирмы в обществе. В работе приведена характеристика средств массовой информации, спомощью которых предприятия развивают свои связи с общественностью.Рассмотрены информационные материалы паблик рилейшнз, которыепредоставляются предприятиями прессе в целях обеспечения стабильногоположительно к себе отношения. Показана работа служб паблик рилейшнз, которая занимается налаживаниемконтактов со средствами массовой информации и через них влияет наобщественность. Главная цель отношений предприятий с потребителями – это увеличениеобъема продажи предприятием своего продукта. Показано, при каких условияхэта цель может быть достигнута. В работе рассмотрена организация мероприятий паблик рилейшнз. Приведеныосновные мероприятия фирмы в области паблик рилейшнз, проведение которыхпризвано привлечь внимание общественности к фирме, ее деятельности ипродукции. Список использованных источников: 1. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Ф.Г. Панкратова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: «Маркетинг», 2001 2. Основы маркетинга: 100 экзаменационных ответов / Под ред. В.П. Федько, Н.Г. Федько. – Ростов-на-Дону: «Март», 2001 Основы маркетинга / Под ред. В.П. Федько, Н.Г. Федько, О.А. Шапов. –Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 Основы маркетинга / Под ред. И.Л. Акулича, Е.В. Демченко. – 2-е изд.,исправленное. – Минск: «Вышэйшая школа», 1999----------------------- 3 5 7 8 11 11 14 16 17 17 18 25 26




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Организация паблик рилейшнз на предприятии iconПаблик рилейшнз Понятие и направления пр
Паблик рилейшнз (ПР), очевидно, является термином, по множественности и многозначности толкований превосходящим все остальные категории...
Организация паблик рилейшнз на предприятии iconФ. И. О. преподавателя Название дисциплины по выбору
Цель курса – познакомить студентов со спецификой Паблик рилейшнз (связь с общественностью), подробнее осветить особенности Паблик...
Организация паблик рилейшнз на предприятии iconОсновы паблик рилейшнз
Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. М., "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 2000. 528 с
Организация паблик рилейшнз на предприятии iconОсновы паблик рилейшнз
Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. М., "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 2000. 528 с
Организация паблик рилейшнз на предприятии iconОсновы паблик рилейшнз
Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. М., "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 2000. 528 с
Организация паблик рилейшнз на предприятии iconДоцент кафедры Менеджмента и Маркетинга Васильева Т. Н., аспирантка Васильева И. В. Некоторые особенности французской школы паблик рилейшнз
Естественно, что в связи с различием общественно-политических и культурных традиций в различных странах мира, экономических моделей,...
Организация паблик рилейшнз на предприятии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы рекламы и паблик рилейшнз Специальность: 030601. 65 журналистика
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы рекламы и паблик рилейшнз» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Организация паблик рилейшнз на предприятии iconПрограмма дисциплины Паблик рилейшнз  для специальности 032401. 65 Реклама подготовки специалиста
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 032401. 65 Реклама...
Организация паблик рилейшнз на предприятии icon2011 Паблик рилейшнз

Организация паблик рилейшнз на предприятии iconОрганизация и управление торговым персоналом акционерного общества
«паблик рилейшнз»; создать благоприятное отношение к предприятию, его товарам; сформировать имидж предприятия; определить методы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы