Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями icon

Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями



НазваниеИндивидуальные особенности памяти и их связь со способностями
Дата конвертации26.08.2012
Размер357.99 Kb.
ТипРеферат
Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями


Министерство общего и профессионального образования Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. Кафедра социальной психологии. Курсовая работа По предмету: «Общая психология» На тему: «Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями». Выполнила: студентка факультета психологии группы. 15 – 99 Ефимова О.Н Научный руководитель Доцент Вайберт М.И. Чебоксары 2000 г. Оглавление. Введение. Глава I. Состояние проблемы и её исследование. 1. Анализ теории памяти и проблемы способностей 2. Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями. Индивидуальные особенности памяти их качественная и количественная характеристика. Глава II. Экспериментальные исследования особенностейпамяти и способности человека. 1. Методы исследования индивидуальных особенностей памяти. 2. Методы исследования особенностей. 3. Анализ экспериментальных данных.Заключение.Литература.Введение. Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессоввключающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации. Память это основа личности. По представлению древних греков богиняпамяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда науки искусств. «Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком»(Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередковстречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям.Приведём несколько примеров. Историки утверждают, что персидский царь Кир.,А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, аколичество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими жеспособностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по именикаждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А.Ф.Иоффепо памяти знал таблицу логарифмов. Современник А.Ф.Иоффе – академикА.А.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номертелефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз.Книговеды – древнейший памятник индейской литературы на протяжении вековпередавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнятнародный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примерынаглядно демонстрируют безграничные возможности памяти. Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделалрасчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместитьпримерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас можетзапомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в миреРоссийской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить:никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили кграницам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своеймощности.
Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегдапользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-затого что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой. Актуальность. Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире,оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимостии возможности воспроизводятся. «Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Нашепрошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания,безвозвратно исчезло бы в прошлом». Память лежит в основе способностей человека и является условиемнаучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памятиневозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаряпамяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, накоторых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека безпостоянного улучшения этой функции немыслим. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своегоразвития она достигла у человека. Такими мнемическими способностями ивозможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существов мире. Более точно и строго память человека можно определить, какпсихофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию,запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неёосновными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходнымданным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплоховоспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Этоиндивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которыенапротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда- то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативнаявиды памяти. Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих испециальных способностей. При факторном анализе многочисленныхпознавательных функций она выделена, как первичная умственная способность. Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общуюспособность к учению и обучаемости, является необходимым условиемнакопления фонда знаний и «интеллектуальных умений». Слуховые представленияи оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальныхспособностей, а математическая память включена в структуру математическихспособностей. (Голубев «Индивидуальные особенности памяти» М. «Педагогика»1980г.) Индивидуальные различия всегда универсальные. В животном мире онимогут перекрывать видовые различия, а у людей в размах этих различий стольвелик, что от них нельзя отвлекаться, поскольку конкретное проявлениелюбого общего закона всегда включает в себя «фактор личности» и «факториндивидуальности». Так подчёркивая актуальность разработки данногонаправления. Теплов Б.М. Размах индивидуальных различий памяти человека весьма велик случайвыдающихся памяти наблюдаются не только у мнемистов профессионалов, но имузыкантов, полководцев и вообще лиц самых разнообразных профессий. Даже в обычных группах людей индивидуальные различия памятизначительны. Эти различия носят количественные и качественныехарактеристики. Какова же природа этих различий и чем они обуславливаются,врожденными способностями или свойствами человеческого мозга или же взначительной степени является продуктом систематических тренировок иливыработки целесообразных приёмов запоминания. Поэтому исследование данной проблемы является важным и необходимымусловием для осмысливания самого процесса памяти. Т.к. память являетсяважнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности. Рольпамяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом».Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протеканиелюбого, пусть даже самого элементарного психологического акта обязательнопредполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления споследующим. Без возможности к такому сцеплению невозможно развитие:«человек остался бы вечно в положении новорожденного». (И.М.Сетченов). Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов,память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Разработанность проблемы. Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии.Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало еёодной из узловых проблем. Высоких успехов в изучении памяти добились английские Психологи XVIII-XIX вв. собравшие большой экспериментальный материалдавший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. Хотяпопытки подойти к пониманию памяти мы находим уже у Платона и Аристотеля,которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. Что же касается конкретно проблемы индивидуальных различий памяти тобольшое внимание ей уделялось как советскими, так и зарубежнымиисследователями, такими как Паллет (1909г.), Мак Елви (1933) и Мак Пич(1935г.), Леонтьев (1931), П.И.Зинченко (1961г.), Е.Д. Кажерадзе цель иметоды, исследования памяти которых были подробно будет описано далее. Цель работы и задачи исследования. Память еще более аспекта, чем другие познавательные процессы, поэтомуиз одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить еёпрактически невозможно. Поэтому, определяя память и её продуктивность поразличным параметрам, целью данного экспериментального психологическогоисследования является: Выявить индивидуальные особенности памятиэкспериментальной группы и установить их связь (если такая есть) синтеллектуальными способностями. В соответствии с данной целью были выявлены следующие задачи:1. Оценить дифференцированно по отдельным показателем память испытуемых выявить индивидуальные особенности.2. Выявить общий уровень интеллектуального развития испытуемых – для оценки их способностей.3. установить существует ли закономерность между хорошей памятью и высоким интеллектом. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:1. ТЕСТ. Аизика в котором активно используется образно логическое мышление.2. Наблюдение3. Эксперимент Положение, выносимое на защиту Если верно, что одарённость и память идут параллельно, то всегда лиэто закономерность. Так как зачастую факты свидетельствуют, что хорошаяпамять не всегда является показателем хорошего интеллекта. Историясохранила сведения, показывающие нам, что далеко не всегда хорошая памятьгарантирует человеку хороший интеллект. Описывая сведения об диомпорсинанце, который мог запомнить и повторить в прямом и обратном порядке36 тысяч слов. Увы, этим его таланты и ограничивались. Некий англичанинумудрился в уме перемножить пяти восьмизначные числа, давая правильныйответ, но, не обладая при этом хорошей памятью. А французский психологТ.Рибо даже описал слабоумного мальчика, способного легко запоминать рядычисел. В этих случаях одарённость и память идут не параллельно, и всё жеодна одарённость без памяти является по образному выражению, полководцембез войска, или живописцем без красок. Такие индивидуальные особенностипамяти встречаются очень часто, но как они связаны со способностямичеловека и всегда ли хорошая память и высокий уровень интеллектуальныхспособностей идут параллельно. Практическая значимость данной работы. Практическая значимость данной работы определяется возможностьюиспользования полученных данных и выводов на практике: вобщеобразовательных учреждениях для улучшения усвоения знаний детьмиразличного возраста и повышения продуктивности запоминания учебногоматериала. 1.2 Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями. Интерес к проблеме памяти проявляется уже в далёкой древности.Попытки подойти к её пониманию мы находили у Платона и Аристотеля, которыеосмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. Древнегреческиефилософы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке дляписьма на ней и запечатляются происходящие события. Более высоких успехов в научном изучении памяти добились английскиепсихологи XVIII – XIX вв. собравшие большой экспериментальный материалдавший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. Вчастности, получено развитие представления об ассоциациях. И их роли впроцессах памяти. Проблеме развития памяти и её индивидуальных различий большое влияниеуделялось советскими и зарубежными психологами. Одна из самых ранних работ– исследование Геллета(1909г), проводившего опыты над самим собой и своимдвухлетним сыном. Сравнительное изучение продуктивности памяти детей от 5до 10 лет проводил Декроли и Деганом. Из более поздних работ можно указатьисследование Мак Елви(1933) и Мак Пич(1935), изучавшие память детейдошкольников на предметы. Ломли и Колхаун посвятили свои исследованияразвитию памяти на слова. Из советских работ, посвященных изучению памяти необходимо указать,прежде всего, работу А.Н. Леонтьева(1931),исследовавшего возрастные ииндивидуальные различия в продуктивности запоминание бессмысленных слогов иосмысленных слов, а также развитию непосредственного и опосредованногозапоминания. В обширном исследовании П.И.Зинченко(1961) сопоставлялосьпродуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – уиспытуемых разного возраста. Л.В.Зайков и Д.М.Маянц исследовали различия запоминания детьмипредметов, предъявляемые в одиночку и парами. В работе Е.Д.Кажерадзе(1949)предметом изучения было влияние, оказываемое на объём памяти группировкойпредметов с различной степенью сложности или трудности наименования каждойгруппы соответствующим обобщающим словам. В исследованияхН.А.Корниенко(1955) сравнивалось развитие запоминания наглядного исловесного материала. Изучению индивидуальных различий в запоминанием посвящено большоечисло работ обзор которых представлен в монографии Меимана (1913,1916),Гауппа(1913), И.С.Продановой в обобщающих трудах Уипма(1913),С.А.Рубинштейна(1940), Мак Пича и Аарона(1952), Хавланда(1951). Подавляющиеся большинство этих исследований направлено на вычислениетого, как изменяются с возрастом продуктивность запоминания его объём,скорость, длительность удерживания заученного материала, т.е.количественная и качественная сторона процессов. Именно в этом направлении пошли уже самые ранние исследования памяти,проводимые Джкобсом (1887) и Болтанов(1992) изучавшие запоминаниеоднозначных чисел учащиеся начальной и средней школы. Таковы были и другие исследования, проводившиеся примерно в то жевремя – в конце XIX в и в середине ХХ в проводившиеся Бене и Анри (1894)Бурдон (1894) Эбенгауз (1894) Келуис (1900) Нечаевым (1900) Смедли, КулиМаксилан (1900) Лобзин (1901) Снултен (1904) Менман и Винтелер (1905)Бернштейн и Богданов (1905) Польман (1906) Норсуорзи (1906) Дроли и Деган(1907) Уинг (1905). Все они использовали в качестве материала для запоминания: числа,геометрические фигуры, буквы, бессмысленные слоги, слова, фразы и.т.д. Результаты всех этих исследования показали, что все люди поспособности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленнозапоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстрозаучивающие способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов в то время какмедленно заучивающие помнят только 3. Если добавить к характеристикеназванных групп ещё и то, что быстро заучивающие быстро и забывают, амедленно заучивающие забывают медленно, то станет ясно, что для оценкикачества памяти в целом, применять какой либо один показатель нельзя.Поэтому необходимо отметить, что память людей различается по несколькимпараметрам: скорости, прочности, длительности, точности, объему заполнения.Все эти количественные характеристики памяти по существу и качественнымразличиям. Т.е. говоря о людях с хорошей или плохой памятью, имея в виду общуюнедифференцированную характеристику памяти можно выделить также уровеньразвития у каждого человека по ее видам. Так, например, словесно – логическая память на знание в речевойформе, логические схемы, математическую символику человека с хорошоразвитым этого вида памяти легко запоминает слова идеи, логическиеконструкции. Запоминаемый материал часто не вызывает зрительных ассоциаций,такой человек легко запоминает фамилии, имена и отчества. Но образнаяидентификация модели осуществляется с большими усилиями. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного кфилософским обобщениям и теоретическим рассуждениям. Говоря об образной памяти на представление необходимо такжеподчеркнуть что её уровень развития неодинаков также для различныхмодальностей, т. е доминирование отдельных видов памяти зрительной,слуховой, эмоциональной, двигательной и других не одинаково, также как и ихфункционирование. По этой причине в положении о совпадении свойств быстрого заучения ибыстрого забывания, а медленного заучивания и медленного забывания следуетвнести оговорку. Т.к среди прочих есть и также которые медленно заучивают ибыстро забывают, и одаренные с очень хорошей памятью, быстро заучивают имедленно забывают. Иногда одному человеку для того чтобы лучше запомнить материалнеобходимо его прочесть т. к при запоминании и воспроизведении ему легчеопираться на зрительную память то другому легче опираться на слуховуюпамять и акустические образы. Третьему легче запоминать и воспроизводить движение и ему можнорекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями. Чистые виды памяти в смысле безусловного доминирования одного изперечисленных крайне редки. Чаще всего можно столкнутся c различнымисочетаниями зрительной, слуховой, двигательной памяти. Типичными ихсмешениями является: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, слуховая -двигательная. Однако у большинства людей все же доминирующей выступаетзрительная память. Есть уникальные случаи такой памяти. Один из них нам представилА.Р.Лурье. Он подробно изучил и описал память человека по фамилии Ш.,который мог быстро прочно и надолго запомнить зрительную информацию. Объёмего памяти так и не удалось экспериментально установить. Ему писалА.Р.Лурье: « Было безразлично предъявлять ему осмысленные слова,бессмысленные слоги, числа или звуки, ему нужна была лишь пауза в две-трисекунды». У обычных людей это время гораздо больше. Как выяснилось, механизм памяти Ш. Был основан на эйдетическомзрении, которое у него было особенно хорошо развито. После однократногозрительного восприятия материала Ш. Как бы продолжал его видеть. Он былспособен восстановить зрительный образ, спустя много времени, даже черезнесколько лет. Эйдетическая память не такое уж редкое явление. В детстве она имеетсяу всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Данный тип памяти бываетхорошо развит у художников и, по-видимому, является одним из задатковразвития соответствующих способностей. Сферой профессионального применениятакой памяти может стать музыка, т.е. виды деятельности, в которыхпредъявляются особые требования к зрительно-точному запоминанию ивоспроизведению увиденного. Наибольшее развитие у человека обычно достигают те виды памяти,которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесснакладывает профессиональная деятельность. Например: у учёных отмечаетсяочень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабаямеханическая память. У актёров и врачей хорошо развита память на лица. Процессы памяти тесно связаны с особенностями личности человека, егоэмоциональном настроем, интересами, потребностями. Они определяют то, чтои как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависитот отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяетизбирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что нам интересно иэмоционально значимо. Существенную роль в запоминании может играть общеесостояние личности в момент запечатления, а также её физическое состояние вцелом, доказательством этому служит болезненное нарушение памяти. В такихслучаях происходит характерное расстройство памяти, которое в своихособенностях отражает расстройства личности больного. Известныйисследователь расстройства памяти Т. Рибо писал по этому поводу, что нашаболее или менее представление о себе в каждый данный момент времениподдерживается памятью, и питается его, и стоит памяти прийти в состояниерасстройства, как тотчас же меняется представление человека о самом себе.Существует, не очень заметная, но похожая на заметное расстройствочеловеческой памяти, которое мы не замечаем так же, как акцентуациихарактера. Также расстройства в жизни встречаются очень часто, поэтомуважно иметь представление о таких типичных нарушениях. По динамике протекания мнемических процессов амнезия делится наретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезияпредставляет собой забывание прошлых событий, антероградная – невозможностьзапоминания на будущее; ретрардиванная амнезия – вид изменения памятисвязанный с сохранением в памяти событий, переживаемых во время болезни ипоследующим их забыванием. Ещё один вид амнезии это прогрессивная амнезия –проявляется в постепенном ухудшении памяти, до её полной потери. При этомвначале утрачивается то, что не устойчиво в памяти, а затем и более прочныевоспоминания. Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которыевстречаются в повседневной жизни. Он писал, что один из распространённыхмеханизмов состоит в нарушении хода мысли, силой внутреннего теста;исходящего из чего-то вытесненного. Он утверждал, что в забывании лежитмотив нежелания помнить. Примером мотивированного забывания по З.Фрейду являются случаи, когдачеловек непроизвольно теряет, закладывает, куда – либо вещи, которые оннамеренно хочет забыть, т.к. они могут напомнить ему о психологически неприятных обстоятельствах. Поэтому особенно часто такое забываниепроявляется в тех случаях, когда эти воспоминания связаны с отрицательнымипереживаниями. Много факторов касающихся памяти было установлено генитальтеориейпамяти. Один из них получил название Эффект Зейгарник, открытый Б.В.Зейгарником. Он состоит в следующем: если людям предложить серию заданий иодин из них позволить довести до конца, а другой прервать незавершённым, тооказывается, что в последствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминаютнезавершённые задания, чем завершённые к моменту прерывания. Объясняетсяэто тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребностьвспомнить его, которое усиливается в процессе исполнения задания. Этапотребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остаётсянеудовлетворённой, если оно не доведено до конца. В силу связи междумотивами и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в нейсреды незавершённых заданий. Проводя соответствующие экспериментыБ.В.Зейгарник, отметила ещё один интересный факт - «Преобладаниенезавершённых заданий выражается не только в числе удержанных заданий, нотакже в той последовательности, в которой испытуемый перечисляетнезавершенные задания». Из этого замечания можно сделать следующий вывод:человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередьвоспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне ещёудовлетворённым потребностям. Далее говоря о памяти, возникает вопрос, является ли память признакомбольшого интеллекта. В действительности же есть огромное количество людей,которые отличаются феноменальной памятью, но не отличаются глубокиминтеллектом, т.к. феноменальная память не всегда служит истинным критериемума. Справедливо и другое утверждение совсем не обязательно быть человекомсредних или ниже средних способностей, чтобы обладать феноменальнойпамятью, так например, по истине великие математики как А.М.Ампер, ДжонУоллес, Карл Фридрих Гаусс, также обладали феноменальной памятью. Нопамять, помогая им в работе, отнюдь не была причиной их гениальности. И все же нужно сказать, что память и интеллект тесно взаимосвязаны,т.к. чем одарённей человек умственно, тем лучше у него память. Так,например, запас слов человека является довольно хорошим показателем, какпамяти, так и ума. Известно, что люди с бедным опытом тяготеют кмеханическому запоминанию. Любая работа научного характера способствует улучшению памяти, т.к.обогащает новыми категориями, точками зрения, исходя из которых можно,классифицируя запоминать факты и явления. Таким образом, память нельзяоторвать от других психических процессов, в том числе и от мышления, скоторым она тесно связана., т.к. в большинстве случаев при хорошеминтеллекте мы имеем хорошую память. При прочих равных обстоятельствахпамять является ценным качеством, способностей интеллектуальном Д. Этотпараллелизм, однако не обязателен. Приводится ряд исследований, в том числеизвестного психолога Оффнера, который доказал меньший объём запоминания,более низкий темп запоминания и меньшую точность воспроизведения услабоумных. Память у слабоумных носит чисто механический характер, безвключения в этот процесс какой-либо интеллектуальной проработки полученнойинформации. Память слабоумных почти не отражает специфические особенностичеловеческой памяти ее опосредованный характер и наиболее существенные еёкачества заключаются в том, что человек своими знаниями владеет и может имипользоваться. Механическая память наблюдается у умственно отсталых людей ине несёт в себе высших проявлений памяти и не может быть разумноиспользована. Эксперименты, проводимые с детьми школьниками, Х.Эббенгаузомв Бреснавской гимназии показали, что элементы памяти заключённые внемедленном воспроизведении ряда простых относительных впечатлений всреднем не лучше чем у одарённых детей. Правда есть ряд другихисследований, которые устанавливают лучшую память у более одарённых детей.Исследования, проведённые во Франции, показали, одарённые ученики имелиболее сильную память, успех в школьных занятиях у учеников сильнорасходился между собой. Так как у некоторых хороших учеников обнаружиласьнеудовлетворительная память, а у некоторых средне одарённых, памятьоказалась очень хорошей. Если верно то, что одарённость и память идут не параллельно, то иодна одарённость без памяти являлась бы по образному выражению, полководцембез войска или живописцем без красок. Поэтому на вопрос о том, почему уодного человека память лучше другого, или почему один человек бывает умнеедругого. Можно сказать, что это пока физиологическая тайна. Возможно, в исключительных случаях мозг может иметь такое строение,что определенный вид долговременной памяти, например, на числа возникает сособой лёгкостью и поэтому есть люди которые помнят имена и не помнят лица.И наоборот рассеянные учёные помнят до мельчайших подробностей аспектысвоего предмета, но с трудом вспоминают свой домашний адрес. Однако следует подчеркнуть, что возможности памяти только отчастиотражают врожденные свойства человеческого мозга. В значительной степенипамять можно развить путём систематической тренировки и об этомсвидетельствуют многие приводимые примеры. Несомненное значение, особеннодля высших проявлений памяти, имеет и общий уровень эрудиции человека,позволяющий связывать каждый новый факт с имеющимися знаниями. 1.1 Анализ теории памяти и проблемы способностей. При классификации видов памяти возможны самые различные подходы,дающие возможность рассмотреть многообразие форм памяти с разных точекзрения. Поэтому существует несколько оснований для классификации видовчеловеческой памяти. Одно из них деление памяти по времени сохраненияматериала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения ивоспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную,кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Вовтором случае, говорить о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной,осязательной, эмоциональной и других видов памяти. Мгновенная или иконическая, память связанна с удержанием точной илиполной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то нибыло переработки полученной информации. Эта память – непосредственноеотражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 секунд.Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, котороевозникает от непосредственного восприятия стимулов. Это память – образ. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации втечение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемическихследов здесь не превышает нескольких секунд, в среднем около 20 (безповторения). В кратковременной памяти сохраняется неполный, а лишьобобщенный образ воспринятого, его как более существенные элементы. Этапамять работает без сознательной предварительной установки на запоминание,но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он всреднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единицинформации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустянескольких десятков секунд после однократного предъявления ему этойинформации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознаниемчеловека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, котораясоотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает ксебе его повышенное внимание. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации втечение определенного, заранее заданного срока в диапазоне от несколькихсекунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяетсязадачей, ставшей перед человеком, и рассчитан только на решение даннойзадачи. После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности сохранения информации по своимсвойствам занимает промежуточное положение между кратковременной идолговременной. Долговременная – это память, способная хранить информацию в течениепрактически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилищадолговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз,без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведениеданной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти.Последнее предполагает способность человека в любой нужный моментприпомнить то, что когда-то им было запомнено. При пользованиидолговременной памяти для припоминания требуется мышление и усилие воли,поэтому её функционирование на практике обычно связанно с двумя этимипроцессами. Генетическую память – можно определить такой, в которой информацияхранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Основнымбиологическим механизмом запоминания информации в такой памяти является, по-видимому, мутации, и связанные с ними изменениями генных структур.Генетическая память человека – едина, на неё не возможно оказать влияниечерез обучение и воспитание. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительныхобразов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно дляинженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди сэйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительноговремени «видеть» воспринятую картину в своём воображении после того, какона перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный видпамяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На нейоснован, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала; то,что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легчевоспроизводит и запоминает. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведениеразнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходимафилологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, котораятесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памятихарактеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точнозапомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства,смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственнымисловами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ,опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, апри необходимости и воспроизведение с достаточной точностью сложныхмногообразных движений. Она участвует в формировании двигательных, вчастности, трудовых и спортивных умений и навыков. Совершенствование ручныхдвижений человека напрямую связано с этим видом памяти. Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует вработе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческихотношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочностьзапоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональныепереживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли вжизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной,слуховой, двигательной, эмоциональной памятью ограничен. Их роль в основномсводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностейсвязанных с безопасностью и самосохранением организма. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведенияматериала память делится на непроизвольную и произвольную. В первом случаеимеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходитавтоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки илиперед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание,сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательноприсутствует, и сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевыхусилий. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чемпроизвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено,например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который являетсяобъектом внимания и сознания, выступает, в качестве цели, а не средстваосуществления деятельности. Непроизвольно лучше также запоминаетсяматериал, с которым связана интересная и сложная умственная работа по егоосмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нём определённыхвнутренних (структура) и внешних (ассоциаций) связей, непроизвольно онможет запомнить лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детейдошкольного и младше школьного возраста. Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основныхвидов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни:кратковременной и долговременной. Объем кратковременной памятииндивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживаеттенденцию сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, её возможности сособенностями кратковременной памяти, обусловленными органичностью егообъема, связано такое свойство как замещение. Оно проявляется в том, чтопри переполнении индивидуального органического объёма кратковременнойпамяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюсятам. Это происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такойинформацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая емупредъявляется непрерывно и последовательно. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаряей перерабатывается самый большой объем информации, ненужная отсеивается иостаётся потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузкадолговременной памяти изменёнными сведениями. Кратковременная память имеетбольшое значение для организации мышления; материалом последнего, какправило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкойк ней по своим характеристикам оперативной памяти. Данный вид памяти активно работает в процессе общения человека счеловеком. Установлено, что в том случае, когда впервые встретившиеся людипросят рассказать о своих впечатлениях друг, о друге, описать теиндивидуальные особенности, которые они во время первой встрече увиделидруг в друге, в среднем ими называется такое количество черт, котороесоответствует объёму кратковременной памяти, т.е. 7±2. Без хорошейкратковременной памяти невозможно нормальное функционированиедолговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложится лишь то,что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременнаяпамять выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра,который пропускает нужную уже отобранную информацию в долговременнуюпамять. Переход информации из кратковременной в долговременную связан с рядомособенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единицинформации, поступившей через органы чувств, они-то и проникают в первуюочередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяяматериал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на болеедлительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечитьперевод из кратковременной в долговременную память такое количествоинформации, которое превышает объём кратковременной памяти. Этот механизмлежит в основе запоминания путём повторения. Обычно в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится всфере внимания человека. Одним из возможных механизмов кратковременногозапоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемогоматериала в виде определённых последовательно расположенных символов вслуховой и зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечтотакое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как, правило,пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причём делая этоили осознано, продумано или неосознанно, механически. Если требуетсязрительно запомнить какую либо картину, то, внимательно посмотрев на нее,мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для тогочтобы сосредоточить его на запоминание. При этом мы стараемся мысленновоспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смыслсловами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мыстараемся по ассоциациям с ним вызвать у себя определённую реакцию.Порождение такой реакции следует рассматривать как особыйпсихофизиологический механизм, способствующий активизации и интернированиюпроцессов, служащих средством запоминания и воспроизведения. Память лежитв основе способностей человека и является условием научения, приобретениязнаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальноефункционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человеквыделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчаснаходится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этойфункции немыслим. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своегоразвития она достигла у человека. Такими анемическими способностями ивозможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существов мире. Более точно и строго память человека можно определить, какпсихофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию,запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неёосновными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходнымданным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплоховоспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Этоиндивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которыенапротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда-то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная видыпамяти. 1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов (в том числе и памяти) и состояний. 2. Способности представляют собой высший уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающие успешное выполнение человеком различных видов деятельности. 3. Способности – это, то что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение закрепление и эффективное использование на практике. Это определение является наиболее узким и наиболее точным из всех трёх. Поэтому рассматривая различные классификации особенностей человека.В первую очередь различают природные, или естественные, способности испецифические человеческие способности, имеющие общественно-историческоепроисхождение. В данной классификации память является одной из природных способностейнаряду с мышлением, воображением. Эти способности непосредственно связаны сврождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основепри наличии жизненного элементарного опыта через механизмы научения типаусловно-рефлекторных связей, оперативного обусловливания, импринтинга иряда других. Этот вид памяти является общим у человека и животных особенно высших,например у обезьян. У человека, кроме биологических обусловленных естьспособности, обеспечивающие его жизнь и развития в социальной среде. Этообщие и интеллектуальные специальные высшие способности, основанные напользовании речью и логикой, теоретические и практические учебные итворческие, предметные и межличностные. Общие способности это такие способности, которые определяют успехчеловека в самых различных видах деятельности к ним, и относится развитаяпамять наряду с умственными способностями совершенной речью тонкостью иточностью ручных движений. Обратимся теперь к непосредственному анализов некоторых фактовсвидетельствующих, за и против обусловленности индивидуальных различий впознавательных процессах и интеллектуальных способностей детей. В результатах исследования очень много противоречивого. В однихслучаях эта связь прослеживается, а в других нет. Поэтому такие суждениятипа: «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят вабстрактном мышлении.». «Память является необходимым показателеминтеллекта» не вполне соответствуют действительности. Вывод: Т.е индивидуальной особенностью памяти какими по себе является важнойхарактеристикой памяти и, как правило, они обуславливаются не скольковрождёнными особенностями, и скорей во многом зависит от уровня ихтренировки. Т.е. спортсмены или люди которые занимаются танцами, спортомимеют хорошую слуховую и двигательную память. И наоборот художники,фотографы обладают хорошими зрительной или слуховой памятью. Что естественно откладывает свой отпечаток на степень развития ихобщих и специальных способностей т.к. использование предполагает и активноеиспользование образно- логического мышления от неё зависит и успех другихвидов деятельности. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладалиспособностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то,что они узнали о действительности в процессе восприятия и мышления. Не менее важную роль играет память и в процессе формирования личности.Это объясняется тем, что явление памяти в равной мере относится и кэмоциональной сфере восприятия, к закреплению двигательных процессов иинтеллектуального опыта. Все – закрепление знаний и навыков и возможностьпользоваться ими – относится к разделу памяти. Память ещё более многооспектна, чем другие виды познавательныхпроцессов, поэтому из одного или двух частных показателей удовлетворительнооценить её практически невозможно. Методика. Оценка оперативной зрительной памяти. Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек можетхранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, котораянеобходима для поиска правильного решения. Время удержания информации воперативной памяти служит её основным показателем. В качестведополнительной характеристики оперативной памяти можно использоватьколичество ошибок, допускаемых человеком во время решения задачи (имеются ввиду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной длярешения задачи информации). Оперативную зрительную память и её показатели можно определить припомощи процедуры. Человеку последовательно по 15 минут каждая, предлагаютсякарточки-задания, представленные в виде шести по-разному зрительныхтреугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместонеё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которыхнаходятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, наотдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильноуказать в матрице все 6 треугольников. Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частноеотделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых впроцессе решения, плюс единица. Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольниками илите из них, которые ребёнок не смог по какой либо причине найти. Практически для получения показателя поступают следующим образом. Повсем четырём карточкам определяется количество правильно найденных наматрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это есть числоправильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти.Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяетсясреднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми4 карточками на 4. Момент окончания времени работы испытуемого над подсчётомтреугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Ты уже всёнашёл, что увидел.» после утвердительного ответа можно прекратить поисктреугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском наматрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получитьискомый показатель. Оценка результатов. 10 баллов – получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памятиравный 8-и и более единицам. Аналогическое количество баллов-10 –получают дети от 6 до 9 лет, еслиобъём их памяти составляет 7-8 единиц. 8 баллов – оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрастеот 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов получает ребёнок в возрасте от 12 и старшелет, имеющие объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам. 4 балла – получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти,составляющий 4-5 единиц. 2 балла – ставится в том случае если объём кратковременной памятисоставляет 1-3 единицы. 0 баллов – объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц. Выводы по уровням развития. 10 баллов – хорошая развитая по объему кратковременная память. 8 баллов – среднеразвитая по объёму кратковременная память. 4 балла – не вполне достаточная по объёму уровень кратковременнойпамяти. 2 балла – низкий уровень кратковременной памяти. 0 баллов – очень низкий объём кратковременной памяти.|Ф.И.О |Возраст |Время |Количество |Искомый || |(лет) |(мин) |ошибок |показатель ||1 |16 |5 |7 |9 ||2 |17 |7 |8 |7 ||3 |17 |5,5 |5 |8 ||4 |18 |6,5 |7 |6 ||5 |15 |6 |12 |5 ||6 |14 |5 |7 |9 ||7 |15 |6,5 |5 |8 ||8 |17 |5,5 |4 |9 ||9 |16 |8 |9 |9 ||100 |15 |9 |8 |9 || | | | | | Методика. Оценка оперативной слуховой памяти. Этот вид памяти определяется следующим способом. Испытуемому синтервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие слова.|I |II |III |IV ||Месяц |Ковёр |Вилка |Школа ||Дерево |Стакан |Диван |Человек ||Прыгать |Плыть |Шутить |Спать ||Жёлтый |Тяжёлый |Смелый |Красный ||Кукла |Книга |Пальто |Тетрадь ||сумка |яблоко |телефон |Цветок | После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читатьследующий набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельнымисловами. Стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек, диван,корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь,картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга,цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать, слон. В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятыена слух слова из всех 4-х прослушанных наборов, отмеченных выше римскимицифрами. Для их лучшей идентификации они подчёркнуты различными способами,причём каждому набору из 6 слов соответствуют свои способы подчёркивания.Так слова из первого малого набора подчёркнуты сплошной ординарной чертой,слова из второго набора – сплошной двойной чертой, слова из третьего набора– пунктирной одинарной чертой, и, наконец, слова из четвертого набора –двойной пунктирной чертой. Испытуемый должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которыеему только что были представлены с соответствующем малом наборе,подтверждая идентификацию найденного слова «да» а его отсутствие –высказыванием «нет». На поиск каждого слова отводится 5 секунд. Если втечение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментаторзачитывает следующее слово и так далее. Оценка результатов. Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное отделения среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большомнаборе (для этого общее время работы ребёнка над заданием делится на 4), насреднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибкамисчитаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которыеребёнок не смог за отвёденное время найти, т.е. пропустил. Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных показателей,поэтому выводы об уровне развития памяти на её основе, равно как и наоснове аналогичной методики для зрительной оперативной памяти. Показателипо этим методикам можно только сравнивать у разных испытуемых при ихповторном обследовании, делая относительные выводы как память одногоиспытуемого отличается от другого, или о том какие изменения произошли современем в памяти.|№ |возраст |время |ошибки ||1 |16 |4 |0 ||2 |17 |5 |2 ||3 |17 |3,9 |1 ||4 |18 |3,5 |0 ||5 |15 |3 |3 ||6 |14 |3,8 |0 ||7 |15 |3 |0 ||8 |17 |5 |2 ||9 |16 |6 |0 ||10 |15 |5 |1 || | | | | Вывод: Обработка данных показывает, что память людей принципиальноотличается, эти отличия и являются теми самыми индивидуальнымиособенностями о которых было сказано выше. Данное исследование зрительной ислуховой оперативной памяти испытуемых показывает, что одним людям лучшезапоминать материал опираясь на зрительные образы. У других преобладаетслуховое восприятие и акустические образы им лучше один раз услышать, чемнесколько раз увидеть. Конкретнее же, что касается исследования в даннойгруппе показатели в методике на оперативное слуховое запоминание болеевысокие, чем на оперативное зрительное запоминание. В целом оперативная слуховая память данной экспериментальной группыможно оценить как высоко развитая слуховая память т.к. у большинстваиспытуемых не вызвало затруднения поиск слов на слух во всех четырёхнаборах прослушанных слов. Что говорит о преимуществах слуховогозапоминания. Хотя среди них оказались и те (в целом это два человека) укоторых зрительное запоминание преобладает над слуховым однако этопреимущество не является ярким т. к показатели их оперативного слухового изрительного запоминания приблизительно равны. И всё же их зрительнаяоперативная память оценивается как хорошая и развитая по своему объёму. Методика «исследования опосредованного запоминания». Цель работы: Исследование уровня доступной смысловой организациипамяти, сравнение продуктивности непосредственного и опосредованногозапоминания пиктограмм. Материалы и оборудования: 40 отвлечённых понятий. Метод: учебные модификации Ю.В. Вотлетовой и А.Р. Луриа методовисследования уровня доступной смысловой организации памяти, разработанныхИ.С. Выгодским и А.Н. Леонтьевым. Методика «диагностика опосредованной памяти». Материал необходимый для проведения методики служит лист бумаги иручка. Перед началом обследования испытуемому предлагается следующие слова. «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложение и после этогоделать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумагенарисовать или написать что нибудь такое что позволит тебе запомнить изатем легко вспомнить те слова, которые я произнёс. Постарайтесь рисункиили записи делать как, можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить всезадания. Слов и выражений необходимых запомнить, довольно много». Испытуемому последовательно одно за другим зачитываются следующиеслова и выражения. Дом, палка, прыгать высоко, солнце светит, весёлый человек, детииграют в мяч, часы стоят, лодка плывёт по реке, кошка ест рыбу. После прочтения испытуемому каждого слова или словосочетанияэкспериментатор делает паузу в 20 сек. В это время ребёнок должен успетьизобразить на данном листе бумаги, что-либо такое, что в дальнейшемпозволит вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведённое времяребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор зачитываеточередное слово или выражение. Оценка результатов. За каждое правильно воспроизвёдённое по собственному рисунку илизаписи слова или словосочетание испытуемый получает 1 балл. Правильно воспроизведёнными считаться не только те слова исловосочетания, которые восстановлены в памяти буквально но и те, которыепереданы другими словами но точно по смыслу. Приблизительно правильноевоспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное 0 баллов. Максимальная общая оценка, которую ребёнок должен или может получить вэтой методике, равна 10 баллам. Такую оценку испытуемый получает тогда,когда правильно вспомнит всё без исключения и выражения минимальновозможная оценка 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребёнок немог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ник одному слову рисунка или записи. Для испытуемого более старшего возраста используются более сложныеслова которые нельзя изобразить наглядно, поэтому испытуемому необходимобудет использовать какой-либо условный рисунок, взглянув на который ондолжен будет вспомнить отмеченное слово. Например: Биолог. Закон. Черепаха. Пшеница. Девочке холодно.Сочинение. Невежество. Узнавание. На улице тепло. Красивый цветок. Выводы об уровне развития. 10 баллов – очень высоко развитая опосредованная память. 8-9 баллов – высоко развитая опосредованная память. 4-7 баллов – среднеразвитая опосредованная память. 2-3 балла – низко развитая опосредованная память. 0-1 балл – слабо развитая опосредованная память.|Испытуемые |Возраст |Общая оценка ||1 |16 |0 ||2 |17 |1 ||3 |17 |0 ||4 |18 |2 ||5 |15 |0 ||6 |14 |1 ||7 |15 |3 ||8 |17 |0 ||9 |16 |0 ||10 |15 |0 | Вывод: данные показатели свидетельствуют о том, что процессосмысленного, логического, запоминания по своей психологической структуреявляется совершенно иным, чем процесс, механического запоминания, об этом исвидетельствуют такие высокие показатели, т.е. человеку легче запоминатьматериал через посредники включающие вспомогательные минуты, облегчающиепроцесс воспроизведения материала. Поэтому посредственная память у многихлюдей и в этом случае у испытуемых достаточно хорошая т.к. она наиболееприближена к процессу логического мышления с той только растущей, чтоприёмы этого мышления направлены не только на то, чтобы усвоитьсущественные связи и соотношения элементов, но и на то, чтобы сделать этиэлементы доступными для сохранения в памяти на определённый период времени. Методика. Тест Аизенка. Данный тест приводится фрагментарно. В действительности он состоит извосьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки уровня общегоинтеллектуального развития человека и три для оценки степени развитости унего специальных способностей: математических лингвистических и тех,которые важны для технической, дизайнерской, художественно-изобразительныхи других видов деятельности, где активно используется образно-логическоемышление. Каждый из субтестов теста Аизенка включает в себя серию постепенноусложняющихся задач, на решении которых в каждом субтесте отводиться по 30мин. Т. О полное время работы над всем тестом, включая прохождение всех егосубтестов, составляет 4 часа. Только при условии выполнения всех 8субтестов можно давать полную оценку, как уровня общего интеллектуальногоразвития человека, так и степени развития у него названых выше специальныхспособностей. Для практического ознакомления с тестом. Аизенка и его использованиемв школьной психолого-педагогической выбирается два из восьми имеющихся втесте субтестов с помощью которых оценивались менгвистические иматематические способности испытуемых. На выполнении задания отводилось по 30 мин. т.е. в целом 1 часа. Заэто время нужно постараться решить как можно задач. Оценка уровня развития способностей производится по общему числуправильно решенных за это время задач путем сравнения числа решенных задачс нормативными показателями, проводимыми далее в виде графика. Там же вконце описания обоих субтестов, даются правильные ответы. Замечание: Если какая-либо задача не решается быстро можно временноприступить к решению другого, в конечном счете, учитывается только общеечисло правильно решенных за отведенное время задач. Предлагаемые решения - это в первую очередь касается математическоготеста - могут отличаться от тех, которые даны в ключе, но, тем не менее,быть правильными, если испытуемому удается достаточно убедительно и логичнообосновать их справедливость. Оценка результатов исследования. Оценка результатов исследования производится при помощи графиков. Онипредставляют собой усредненные нормативные показатели по данным этих двухсубтестов. Норме в строгом смысле этого слова на каждом графикесоответствует показатель равный 100% по вертикальной оси. Найдя пользуясьграфиком, соответствующую точку на нижней оси (количество задач, правильнорешённых испытуемым за 30 минут), восстановив из неё перпендикуляр доперечисления на вертикальную ось, можно определить коифициентинтеллектуального развития испытуемого по данному виду мышления. Так,например, если за отведенные 30 минут испытуемый решил 16 задач, топоказатель уровня развития его лингвистического мышления будет равна 130%.Если за такое же время число задач решённых по математическому субтесту топоказатель условия развития математического мышления окажется равным 115%.Норме для лингвистического субтеста соответствуют 4-е правильно решённыхзадач а в норме для математического субтеста – 11 правильно решённых задач. Результаты опроса. №1 Вывод : Тест. Айзенка и его показатели оказались менее высокие чем показателизрительной и слуховой памяти. Многие испытуемые столкнулись с трудностями,на решение многих задач субтеста Аизенка испытуемые затрачивали половину изобщего время, хотя оценка результатов показало, что общий уровеньинтеллектуального развития испытуемых данного возраста более приближен кнорме, что демонстрируют графики, на пересечении которых с линией графикадали на вертикальную ось. Можно увидеть коэффициент интеллектуальногоразвития каждого испытуемого. Заключение. Проведённое выше исследование, констатирует тот факт, что память людейразличается. Обработка данных




Похожие:

Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями iconКурсовая работа По предмету: «Общая психология» На тему: «Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями»
Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями. Индивидуальные особенности памяти их...
Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями iconИндивидуальные различия памяти и особенности их проявления в младшем школьном возрасте
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №21»
Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями iconИндивидуальные различия памяти и особенности их проявления в младшем школьном возрасте
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №21»
Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями iconНекоторые особенности
Индивидуальные особенности, учитываемые в процессе обучения ребенка математике 6
Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями iconС. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента
Необходимо учитывать не только возрастные особенности учащихся, но и их индивидуальные особенности
Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями iconФизика конденсированного состояния вещества Силы связи в твердых телах
Электронная структура атомов. Химическая связь и валентность. Типы сил связи в конденсированном состоянии: ван-дер-ваальсова связь,...
Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями iconРасслоение памяти (интерливинг)
В обычном случае во время обращения к памяти никакие другие обращения к памяти производиться не могут. При расслоении соседние по...
Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями iconИндивидуальные особенности личности

Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями iconИндивидуальные особенности внимания

Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями icon2. Детерминантная связь а Детерминантная связь
Детерминантная связь связь свободного присоединения словоформы к предложению в целом, выражает объектные и обстоятельственные синтаксические...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы