|
«Птицы Липецкого края» (сценарий городского праздника «День птиц»). Горлова Елена Алексеевна методист МОУДОД СЮН «эколог» г. Липецка. Цель: -- углубление школьных биологических знаний учащихся, -- формирование умений и навыков коллективной деятельности в решении экологических и творческих заданий, -- воспитание бережного отношения к природе родного края Задачи: -- развитие интереса школьников к изучению орнитологии, -- вовлечение в практическую природоохранную работу, -- выявление и поощрение одарённых детей Краткое описание. В игре участвуют 24 команды по 5 человек из школ города. Основной атрибут игры. Два игровых поля -- желтое и красное, на каждом из них 12 столов с указателями номеров школ, 120 стульев. Роли: ведущий - 2 человека, ассистент - 2 человека, жюри - 5 человек, 24 Команды игроков - 120 человек, зрители (до 100 человек). Рекомендации: возраст учащихся - 15 лет (9-ый класс) Оформление игры: таблички с номерами "i"?"2","3" и со словами "Да" и "Нет" (по 24 комплекта), таблички с номерами "1","2","3","4","5" (по 5 комплектов). Наглядные пособия: рисунки птиц на стендах, плакат с названием игры. Технические средства: магнитофон, кассеты с записями голосов птиц, песен о птицах и мелодий для музыкальных пауз. Поэтапное описание игры. Подготовительный этап. Организаторы готовят вопросы, игровое оборудование, протоколы игры и номера художественной самодеятельности. Игровое действие. Команды на желтом и красном игровом поле отвечают на вопросы раундов, которые задают ведущие. В ходе игры после коллективного обсуждения вопроса капитаны команд поднимают таблички с правильными ответами. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В игре 7 раундов, по их результатам 5 лучших команд участвуют в финале, а по итогам игры члены жюри определяют команды, занявшие 1,2 и 3 места. Ход игры. Первый раунд: «Собери слово».. (О птицах - символах года). Первый ведущий. -- В раунде одновременно участвуют капитаны всех команд: капитаны команд желтого игрового поля на желтом столе, а капитаны команд красного игрового поля на красном столе собирают, кто быстрее, слова из цветных букв. Команды школ, капитаны которых раньше выполнили задание, получают за слово 1 балл. А слово - это птица года, которую определяет Союз охраны птиц России. Первое слово - птица - символ 2002 года. Пустельга. Второе слово - птица - символ 2003 года. Кроншнеп. Второй раунд: "Да" и "Нет". (О птицах города). Первый ведущий. -- На вопросы раунда все команды должны ответить или «Да» или «Нет», при этом капитаны поднимут соответствующие карточки. (Раздача карточек). Липецку исполняется 300 лет. Сейчас наш родной город имеет красивый современный облик. Но бурное градостроительство привело к кардинальному изменению условий существования птиц. Сейчас на вопросы раунда будут отвечать все команды желтого игрового поля. На обсуждение не более минуты. 1. Приспособление пернатых к городским условиям привело к оседлости типичных мигрантов, например, грача. Можно ли считать, что оседлость грача - видовая форма поведения птиц? Нет. Оседлость - изменение поведения городских птиц вида, которое затрагивает не всех представителей вида, а только городскую популяцию. 2. Как вы считаете, целесообразна ли развеска искусственных гнездовий в городе? Да. После вылета птенцов гнездовья могут заселить другие виды птиц, численность которых в городе повысится, что имеет значение для борьбы с насекомыми-вредителями деревьев и кустарников. Второй ведущий. -- А теперь вопросы раунда для всех команд красного игрового поля: 1. Является ли Липецк - крупнейший металлургический центр страны - благоприятным местом для обитания некоторых птиц? Да. В связи с большими изменениями в пригородных районах (использование пестицидов, сооружение плотин и др.) для некоторых птиц город оказался местом спасения, например, полевых воробьев. Более того, ассортимент древесных и кустарниковых пород благоприятен для гнездования птиц и питания зимой. 2. Можно ли наряду со скворцами и синицами привлекать в город полевых воробьев? Да. Полевой воробей - наиболее перспективный вид для защиты зеленых насаждений города от вредителей. Его достоинство - возможность концентрации в стаи, очень широкий диапазон кормов, невзыскательность при выборе гнездовья. Третий раунд "Отгадай-ка!" (О загадках про птиц). Второй ведущий. -- К нам на праздник прилетел "петух" с мудреными вопросами на перьях. (Выносят картонного петуха с бумажными перьями, на которых написаны загадки для команд красного игрового поля). Капитаны красного игрового поля доставайте цветные перья и прослушайте правила выполнения задания. О пернатых сложено много загадок, которые характеризуют птицу. Каждая команда должна развернуть перо и прочитать первые строки загадки с левой стороны, а продолжение загадки найти из предложенных вариантов с правой стороны. Составив полный текст загадки, надо будет её отгадать и зачитать вслух. Итак, все команды приступают к выполнению поставленной задачи. (Звучит спокойная музыка). Начинаем слушать ответы. Первым отвечает капитан команды на загадку №1. (Ведущий называет номера загадок и приглашает для ответа капитанов всех команд красного игрового поля). №1 Птица сверху налетает,.. И цыплят внизу хватает. Крошки собирает. Крик поднимает. (Ястреб или сокол). №2 Он серенький на вид,.. Прямо с севера летит. А пеньем знаменит. Но это ни о чем не говорит. (Соловей). №3 На одной ноге стоит, Всем на свете будет рад. В воду пристально глядит. Ловит всех подряд. Тычет клювом наугад,.. Ищет в речке лягушат. (Цапля). №4 Маленький мальчишка И весело поет. В сером армячишке Крошки собирает. По дворам шныряет,... Покоя не дает. (Воробей). №5 По лужку он важно бродит, И показывает их нам. Из воды сухим выходит, Чистит землю от червей. Носит красные ботинки,.. Дарит мягкие перинки. (Гусь). №6 Он в своей лесной палате Постучит - и легче. Носит пестренький халатик, Сухой травой и глиной. Он деревья лечит,.. И пеньем знаменит. (Дятел). №7 В синем небе голосок,.. Сказочно поет. Будто крохотный звонок. Ищет в поле колосок. (Жаворонок). №8 Не ворона, не синица, Приглашает на уху. Как зовется эта птица? Превращает корм в муку. Примостилась на суку,.. Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка). №9 Прилетает к нам с теплом, Из сухой травы и глины. Путь проделав длинный. Сказочный и дивный. Лепит домик под окном... Теплый и красивый. (Ласточка). №10 Всех за день я навещу,.. Много страха напущу. Все, что знаю, растрещу! Никого не упущу. (Сорока). №11 Черный, проворный,.. Кричит «крак», червякам враг. Среди птиц задорный. Бывает и голодный. (Грач). №12 Черноклювый, красногрудый С первым снегом тут как тут! И зимой найдет приют: С нетерпеньем его дети ждут. Не боится он простуды - ... Там, где он, всегда уют. (Снегирь). Первый ведущий. -- Итак, в третьем раунде завершили свои ответы команды красного игрового поля и начинают играть команды желтого игрового поля. (Выносят картонного петуха с бумажными перьями, на которых написаны загадки для команд жёлтого игрового поля). Игроки команд желтого игрового поля должны прочитать первые строки загадки с левой стороны, а продолжение загадки найти из предложенных вариантов с правой стороны. Составив полный текст загадки, надо будет её отгадать и зачитать вслух. Итак, команды приступают к выполнению задания. (Звучит спокойная музыка). Приступаем к ответам. Первым приглашается капитан команды для ответа на загадку № 13. (Ведущий называет номера загадок и приглашает для ответа капитанов всех команд желтого игрового поля). №13 Прилетел к нам наконец Он поет. Лучший наш певец, Из болота не идет. Днем и ночи напролет... Свою службу он несет. (Соловей). № 14 На шесте дворец,.. На дворце венец. Во дворце певец. Построен, наконец, (Скворец). №15 Днем сидит он как слепой,.. Но не больной. А лишь вечер - за разбой. Друг мой. (Филин). №16 В болоте плачет,.. По земле скачет. А из болота не идет. Как ребенок маленький. (Кулик). №17 Спинкою зеленовата Красная маечка. Животиком желтовата, Беленькая лапочка. Черненькая шапочка,.. И полоска галстучка. (Синица). №18 Пусть я птичка-невеличка, Прямо с севера сюда. У меня, друзья, привычка - Стану я мудра. Как начнутся холода,.. Полечу я хоть куда. (Снегирь). №19 Непоседа пестрая, Очень звонливая. Птица длиннохвостая, Самая болтливая. Птица говорливая,.. Крикливая. (Сорока). №20 Проживает в странах жарких, И показывает нам. А не в жарких - в зоопарках, И он не хам. И спесив он, и хвастлив, А имеет высокий сан. Потому, что хвост красив. Им любуется он сам,.. (Павлин). №21 Это старый наш знакомый: Как на работу. Он живет на крыше дома. Потому, что хочет есть. Длинноногий, длиннохвостый, За лягушками к болоту. Длинношеий, безголосый Он летает на охоту... (Аист). №22 В серой шубке перовой Очень суетится. И в морозы он герой, Нет воды напиться. Скачет, на лету резвится, Не орел, а все же птица. (Воробей). №23 И петь не поет, Его птицей называют? И летать не летает. Ему жарко бывает. За что же тогда.. Его все обижают. (Страус). №24 Всех перелетных птиц черней.. И милей. Чистит пашню от червей. Спасает их от зверей. (Грач). Первый ведущий. -- Завершился третий раунд игры и жюри будет подводить итоги. (Номер художественной самодеятельности). (Председатель жюри объявляет итоги раундов). Четвертый раунд «Верно ли это утверждение?» (Обо всем из жизни птиц). Первый ведущий. -- Командам будут предложены вопросы. После обсуждения капитан каждой команды поднимает ответ "Да", если команда согласна с этим утверждением, или ответ "Нет", если – не согласна. Итак, начинают играть команды на желтом игровом поле. Верно ли, что: 1. Основу птичьего оперенья составляют пуховые перья? -- Нет. 2. Сердце птиц состоит из трех камер? -- Нет. 3. Куры насиживают яйца 21 день (три недели)? -- Да. 4. Птицы отряда Соколообразных - дневные хищники? -- Да. 5. Пеночка - самая маленькая птица Липецкой области? -- Нет. 6. Перепел - единственная перелетная птица в отряде Курообразных? – Да. 7. Кряква питается только водными насекомыми? -- Нет. 8. Зимородок выводит птенцов зимой? -- Нет. 9. Вертишейка гнездится в дуплах? -- Да. 10. На территории Липецкой области обитает более 270 видов птиц? -- Да. Второй ведущий. -- Продолжают раунд команды на красном игровом поле. Верно ли утверждение, что: 1. У птиц легкий скелет, так как кости полые, заполненные воздухом? -- Да. 2. У птиц кровь по составу венозная и артериальная? -- Да.. 3. В кладке серой куропатки насчитывается самое большое количество яиц - 20 и даже 24? – Да. 4. Самый многочисленный отряд птиц - Воробьинообразные? -- Да. 5. Снегирь - перелетная птица? -- Нет. 6. Сокол-сапсан охотится преимущественно на птиц? -- Да. 7. У выводковых птиц птенцы слепые, голые, не могут передвигаться? -- Нет. 8. Ласточка может строить гнезда на деревьях? -- Нет. 9. Предком домашнего гуся был сухонос? -- Да. 10.На территории Липецкой области создан питомник по разведению хищных птиц? -- Да. (В биосферном заповеднике «Галичья гора»). Пятый раунд «Найди правильный ответ». (О голосах птиц). Второй ведущий. -- Птицы, особенно весной, дарят нам свои песни. Сейчас вы будете слушать голоса с вопросами о птицах и определять, кто поет, после того, как прослушаете запись. На каждый вопрос прозвучит 3 варианта ответа. Вы должны найти правильный и поднять соответствующий номер. (Раздача карточек с номерами). Вопросы для команд красного игрового поля: 1. Эта птица обитает в населенных пунктах, обычна в Липецке. Перьевой покров имеет розоватый оттенок, послушайте ее голос. (Звучит запись голоса птицы). № 1. Кольчатая горлица. № 2. Свиристель. № 3. Скворец. 2. Об этой птице сложено немало легенд, она ведет ночной образ жизни, не строит гнезда, яйца откладывает на землю. Вот так звучит ее голос. (Звучит запись голоса птицы). № 1. Дрозд. № 2. Козодой. № 3. Коростель. Первый ведущий. -- А теперь вопросы командам желтого игрового поля. 1. Эта птица на глаза попадается редко, обитает среди верхушек деревьев, где и вьет гнездо, напоминающее по форме маленькую колыбельку. А ее крик тревоги - краткое «кошачье» верещание. (Звучит запись голоса птицы). № 1. Иволга. № 2. Сойка. № 3. Удод. 2.В городе самая обычная врановая птица, образует постоянные пары, существующие вплоть до гибели одного из супругов. (Звучит запись голоса птицы.) № 1. Голубь сизый. № 2. Сойка. № 3. Галка. Первый ведущий. -- Завершился пятый раунд, жюри будет подводить итоги. (Номер художественной самодеятельности). Объявление председателем жюри итогов раундов игры. Шестой раунд «Три вопроса». (Об обычных и многочисленных видах птиц Липецкой области). Первый ведущий. -- Вопросы раунда будут сопровождаться рисунками птиц с номерами 1, 2 и 3. При ответе после обсуждения вопроса членами команды капитан поднимет номер рисунка птицы. (Демонстрация стенда с рисунками птиц). Начинают раунд команды желтого игрового поля. 1. Эта лесная птица приспособлена к быстрому и верткому полету среди деревьев и на полянах. №3 - Перепелятник 2. Весной самцы этой птицы занимают определенную территорию, где токуют, совершая полеты с энергичными взмахами крыльев, с кувырками, поворотами, резкими снижениями и взлетами. №2 - Чибис 3. Предпочитает дубравы и леса с широколиственными породами деревьев. К гнездованию приступает в разгар весны или уже летом. №1 - Дубонос (Ведущий в конце раунда называет правильные ответы и при этом читает вопросы).. Второй ведущий. --Продолжают раунд команды красного игрового поля. (Демонстрация стенда с рисунками птиц) 1. Самка птицы, застигнутая на гнезде, может издавать шипящие звуки, а вылетев, с беспокойством летает с самцом вокруг потревожившего их человека. №3 – Синица. 2. Птица гнездится в лесах, преимущественно в смешанных и лиственных, в зеленых насаждениях культурного ландшафта. №2 – Щегол. 3. Среди этих пернатых есть такие, которые находят корм и на свалках. №1 – Коршун. (Ведущий в конце раунда называет правильные ответы и при этом читает вопросы). Седьмой раунд «Художественный». (О птицах в легендах и музыке). Второй ведущий. -- О птицах в народе слагали пословицы и поговорки, стихи и песни, легенды и мифы, им посвящены художественные и музыкальные произведения. В этом раунде вы можете показать знания художественного творчества о птицах. Из трех предложенных вариантов ответов на вопрос надо найти правильный и поднять соответствующий номер. Предлагаются вопросы с легендами для команд красного игрового поля. 1.Древнегреческую богиню разума, справедливости и мудрости часто изображают с птицей на плече. С какой? № 1.С соколом. № 2. С совой. № 3. С вороном. 2. Эту птицу почитали в России. Считалось, что тяжелая кара настигнет человека и весь его род, если он поднимет на нее руку. № 1. Журавль. № 2. Аист. № 3. Лебедь. Первый ведущий. -- А теперь вопросы о легендарных птицах командам желтого игрового поля. 1. Какая птица стала эмблемой конкурса "Учитель года"? № 1. Пингвин. № 2. Журавль. № 3. Пеликан. Правильный ответ - пеликан. И знаете, почему? У христианских народов пеликан - символ самоотверженной, материнской любви. 2. Много легенд и мифов сложено об этой птице. В одном из преданий говорится, что женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица, её слёзы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. № 1. Ласточка. №2. Горлица. № 3. Кукушка. А сейчас вопросы из музыкальной шкатулки для игроков желтого игрового поля. (Выносят музыкальную шкатулку капитану 1-го стола желтого игрового поля. После того, как ассистент откроет музыкальную шкатулку, капитан достанет вопрос и передаст ведущему, который его зачитывает). Вопрос: Какой птице композитор Поль Мориа посвятил музыку, которая звучит в телепередаче «В мире животных»? Прослушайте запись. № 1. Соловей. № 2. Жаворонок. № 3. Журавль. Второй ведущий. -- Предлагаю вопрос из музыкальной шкатулки игрокам красного игрового поля. (Выносят музыкальную шкатулку капитану 1-го стола красного игрового поля. После того, как ассистент откроет музыкальную шкатулку, капитан достанет вопрос и передаст ведущему, который его зачитывает). Вопрос. Прослушав мелодию, определите, какая птица вдохновила Давида Тухманова на творчество. Прослушайте запись. № 1. Соловей. № 2. Жаворонок. № 3. Зарянка. Первый ведущий. -- Снова для команд желтого игрового поля представляется выбор музыкального вопроса. {Выносят музыкальную шкатулку). Вопрос. На музыку какого композитора группа "Любэ" исполняет песню "Скворцы"? Прослушайте запись. № 1. Игорь Матвиенко. № 2. Юрий Антонов. № 3. Игорь Крутой. Второй ведущий. -- И последний музыкальный вопрос выбирает капитан команды на красном игровом поле. {Выносят музыкальную шкатулку). Вопрос. Кто автор аранжировки музыки к песне "Орлята", которую тоже исполняет группа "Любэ". № 1. Игорь Матвиенко. № 2. Юрий Антонов. № 3. Игорь Крутой. Вот и подошли к концу 7 раундов игры. Сейчас жюри подведет итоги и определит лучшие команды школ для участия в финале. (Номер художественной самодеятельности). (Председатель жюри объявляет итоги раундов и называет команды для участия в финале). ФИНАЛ. (О редких птицах, занесенных в Красную книгу Липецкой области). Первый ведущий. -- Правила финала. На предложенном стенде 5 рисунков птиц. При ответе на вопрос после его обсуждения командой капитан поднимет номер рисунка птицы. Итак, внимание, вопросы для всех участников финала. {Выносят стенд с рисунками птиц). 1. Когда не повезет эта птица в исключительных случаях охотится и на лягушек. №5 – Скопа. 2. В жаркий день, когда птенцы этой птицы изнывают от зноя, родители поят их водой, принесенной в клюве, и даже устраивают освежающий душ, поливая птенцов водой из клюва. №4 - Аист. 3. Гнездится птица обособленными парами, самцы при территориальных конфликтах дерутся и устраивают турниры наподобие петушиных. №2 – Удод. 4. В зоопарках эта редкая птица живет до 70-80 лет, в природе - значительно меньше, пока известно, что лишь более 20 лет. №3 – Филин. 5. У этой птицы широкий набор звуковых сигналов, для нее характерны коллективные танцы. №1 – Журавль. (Ведущий в конце финала называет правильные ответы и при этом читает вопросы).. Второй ведущий. -- Закончилась игра. Жюри подведет итоги. (Номер художественной самодеятельности). Председатель жюри объявляет результаты игры. Награждение команд, занявших 1, 2 и 3 места. |
![]() | День открытых дверей станции юных натуралистов (сценарий экологического праздника) Знакомство с кружками сюн, привлечение детей в объединения, пропаганда экологических знаний | ![]() | Сценарий праздника «День встречи птиц» Вбегает мальчик с колокольчиком и разгоняет ребят со словами Грач на горе – весна на дворе. Кукушка стала куковать – морозу больше... |
![]() | Сценарий праздника «Весну открывают птицы» | ![]() | Сценарий проведения «дня птиц» Традиционно в школах нашей страны во второй половине марта проводится «День птиц». Как вы думаете почему? |
![]() | Сценарий праздника «Мисс Юность» Международный женский день приходятся праздники, никак не связанные со слабой половиной человечества. Так, 8 марта в Замбии отмечают... | ![]() | Тема: «Зимующие птицы» Оборудование: барабан, иллюстрации зимующих птиц, запись голосов птиц, видео; части тела птиц, запись плаката : воробей, снегирь,... |
![]() | Сценарий праздника «день смеха!» Цели: познакомить детей с историей праздника; развивать чувство юмора, фантазию. Проводить этот праздник можно на 1 апреля, в лагере Подготовку к нему лучше начинать заранее, чтобы дети приняли в этом активное участие, прониклись атмосферой праздника | ![]() | Документы 1. /Сценарии мероприятий Программа Школа ПРАЗДНИКА/1сентября/сценарий 1 сентября для первоклашек... |
![]() | Классный час Тема: «День птиц» Цель: Формирование бережного отношения к природе ... | ![]() | Хищные птицы Дрофа Птиц в России определённо больше, чем людей. Учёные насчитывают сейчас более 8 тыс видов птиц. Из них 750 видов встречается в нашей... |