Конституция Болгарии (Контрольная) icon

Конституция Болгарии (Контрольная)



НазваниеКонституция Болгарии (Контрольная)
Дата конвертации25.08.2012
Размер101.85 Kb.
ТипРеферат
Конституция Болгарии (Контрольная)


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Ивановский государственный университет Юридический факультет Кафедра государственного права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ТЕМА: КОНСТИТУЦИЯ БОЛГАРИИ Выполнил:студент 4 курса второго года обучения заочного коммерческого отделения Жаров Николай Борисович Проверил: Иваново, 1997 ПЛАН 1. Основы государственного строя по Конституции Болгарии 2. Парламент 3. Президент 4. Конституционный Суд Конституция Республики Болгария принята Седьмым Великим НароднымСобранием и вступила в силу 13 июля 1991 г., отменив таким образомболгарскую Конституцию 1971 года. Конституция Республики Болгария состоит из краткой преамбулы и десятиглав, включающих 169 статей, а также имеет особый раздел “Переходные изаключительные постановления”. Структуру Конституции можно охарактеризоватькак переходную; только место прежних первых глав, посвященных общественно-политическому и общественно-экономическому устройству, занимает главапервая “Основные начала”. Вторая глава определяет конституционный статусграждан республики. В шести следующих главах (с третьей по восьмую)объединены нормы, регламентирующие формирование, статус, компетенцию ипорядок деятельности органов государства. Девятая глава регулирует условияи порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию, а также принятиеновой конституции, в десятой главе содержатся нормы о символах государства(гербе, печати, флаге, гимне, столице)[1]. Статья 5[2] устанавливает, что Конституция является верховным законом,и другие законы не могут ей противоречить. Предписания Конституции имеютнепосредственное действие. 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ[3] Конституция Республики Болгария устанавливает, что Болгария являетсяреспубликой с парламентарным правлением (ст. 1-1), что она - правовоегосударство и управляется в соответствии с Конституцией и законами страны(ст. 4-1). Этот принцип тесно увязывается с принципом народовластия. “Всягосударственная власть исходит от народа. Она осуществляется имнепосредственно и через органы, предусмотренные в этой Конституции.Осуществление народовластия предусматривается путем участия граждан ввыборах и референдумах, проводимых на основе всеобщего, равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании (ст.10). Никакая часть народа, политическая партия или другая организация,государственное учреждение или отдельная личность не может присвоитьосуществление народного суверенитета” (ст. 1). Конституцией провозглашается принцип разделения властей:“Государственная власть в республике подразделяется на законодательную,исполнительную и судебную” (ст. 8). Болгария - унитарное государство, в котором не допускаются автономныетерриториальные образования (ст.2). Эта же статья предусматривает наличие вреспублике местного самоуправления. Конституция устанавливает ( ст.
11) принцип политического плюрализма ворганизации политической жизни Болгарии, в соответствии с которым ни однаполитическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться какгосударственная. Партии содействуют формированию и изъявлению воли граждан.Объединения граждан, включая профсоюзы, не могут выдвигать политическиецели и осуществлять политическую деятельность, присущую политическимпартиям (ст. 12). Экономика Республики Болгария основана на свободной хозяйственнойинициативе (ст. 19). Конституция предусматривает две формы собственности -частную и общественную. Частная собственность неприкосновенна. Правособственности и наследования гарантируется и защищается законом (ст. 17). Внешняя политика Болгарии осуществляется в соответствии с принципами инормами международного права. Ее основными целями являются национальнаябезопасность и независимость страны, благополучие и основные права исвободы болгарских граждан, а также содействие установлению справедливогомеждународного порядка( ст. 24). Международные договоры, ратифицированные вконституционном порядке и вступившие в силу, являются частью внутреннегоправа страны и имеют преимущество перед теми нормами внутреннегозаконодательства, которые им противоречат( ст. 5-4). Болгарское государство исходит из признания естественных и неотъемлемыхосновных прав человека, их приоритетности в жизни общества. Статья 6провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в достоинстве иправах. Все граждане равны перед законом. Иностранцы в Болгарии имеют такой же статус, как и граждане Болгарии,кроме исключительных прав и обязанностей граждан (ст. 26-2). Конституцией признаются и гарантируются личные, политические,экономические, социальные и культурные права: право на жизнь и достойноеобращение - ст.28,29; право на личную свободу и неприкосновенность - ст.30; право на неприкосновенность личной и семейной жизни, неприкосновенностьжилища - ст. 32, 33; право на выбор места жительства и свободу передвижения- ст. 35; право на изучение и использование болгарского языка - ст. 36(является также и обязанностью);, право на свободу совести, мысли и выборавероисповедания - ст. 37; на свободу убеждений - ст. 38; на свободу слова -ст. 39; на свободу печати - ст. 40; на свободу информации - ст. 41;избирательное право - ст. 42; право на собрания, митинги, созданиеобъединений - ст. 43, 44; право на жалобы, предложения и петиции вгосударственные органы - ст. 45, право на вступление в брак и воспитаниедетей - ст. 46, 47; право на труд - ст. 48, на объединение в профсоюзы и назабастовку - ст. 49, 50; на общественное обеспечение и социальную помощь,на охрану здоровья - ст. 51,52; право на образование - ст. 53; право напользование культурными ценностями и развитие культуры - ст. 54; наздоровую и благоприятную окружающую среду - ст. 55; право на защиту - ст.56. Основные права граждан не могут быть отменены (ст. 57). Основные конституционные обязанности граждан состоят в соблюдении иисполнении Конституции и законов, защите отечества, уплате налогов, а такжев оказании содействия государству и обществу при стихийных бедствиях(ст.58-61). 2. ПАРЛАМЕНТ Парламент - Народное Собрание - Республики Болгария состоит из 240депутатов (народных представителей), избираемых на основе всеобщего,равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4года. Народное собрание является постоянно действующим органомзаконодательной власти и парламентского контроля (ст. 62, 74). Организация и деятельность Народного Собрания осуществляются на основеКонституции и принятого им регламента (ст.73). Народным представителем может быть избран дееспособный человек,достигший 21 года, имеющий только болгарское гражданство, за исключениемлиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (ст.65). Конституция содержит нормы, характеризующие статус народногопредставителя. Статья 67 предусматривает, что народные представителипредставляют не только своих избирателей, но и весь народ. В связи с этимимперативный мандат запрещен. В случае избрания народного представителяминистром он не лишается депутатского мандата, а лишь временно прекращаетсвои полномочия народного представителя и замещается в определенном порядке(ст. 68). За исполнение своих обязанностей народные представители получаютвознаграждение (ст. 71). Народные представители обладают депутатскойнеприкосновенностью (ст. 70). Возглавляет Народное Собрание председатель, имеющий также заместителя.Председатель Народного Собрания обладает полномочиями лишь по организациидеятельности Собрания (ст. 77). Парламент Болгарии однопалатный. Его структура состоит из постоянных ивременных комиссий. Постоянные комиссии помогают деятельности НародногоСобрания и осуществляют от его имение парламентский контроль. Временныекомиссии избираются для расследования и проверки (ст. 79). Парламент Болгарии обладает достаточно широкой компетенцией, состоящейиз 15 вопросов, изложенных в ст. 84 Конституции, а также некоторых иныхполномочий. Народное Собрание Болгарии: принимает, дополняет и изменяет законы; принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, избираетСчетную палату, осуществляющую контроль за исполнением бюджета; устанавливает налоги и определяет их размер; назначает выборы Президента республики; принимает решение о проведении национального референдума; избирает и освобождает председателя Совета Министров и по егопредложению Совет министров, производит изменения в правительстве попредложению его председателя, имеет право выразить недоверие правительству; создает, преобразует и упраздняет министерства по предложениюпредседателя Совета министров; избирает и освобождает руководителей Болгарского народного банка идругих учреждений, определенных законом; дает согласие на заключение договоров о государственных займах; ратифицирует и денонсирует определенные Конституцией международныедоговоры; решает вопросы об объявлении войны и заключении мира; разрешает направление и использование болгарских вооруженных сил запределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страныили прохождение через нее; объявляет военное или чрезвычайное положение на всей территории страныили на ее части по предложению президента или Совета министров; объявляет амнистию; учреждает ордена и медали; устанавливает официальные праздники. Правом законодательной инициативы обладает каждый народныйпредставитель и Совет министров (ст. 87). Законодательный процесс предполагает принятие законопроектов какправило в двух чтениях (ст.88) простым большинством голосов отприсутствующих на заседании депутатов (ст. 81). Принятые акты Народного Собрания официально публикуются не позднее 15дней со дня принятия. 3. ПРЕЗИДЕНТ[4] Президент Республики Болгария является главой государства. Онолицетворяет единство нации и представляет государство в международныхотношениях (ст. 92). Президентом Болгарии может быть избран болгарский гражданин порождению, достигший 40 лет, который отвечает условиям избрания народногопредставителя и проживает последние пять лет в стране (ст. 93-2). Президент избирается сроком на пять лет всеми гражданами, при этомпредельное время пребывания в должности - два срока подряд (ст. 93-1, 95-1). Президент не может быть народным представителем и исполнять другуюгосударственную, общественную и хозяйственную работу и участвовать вруководстве политической партии (ст. 95-1). Наряду с президентом избирается вице-президент. Президент обладает неприкосновенностью (ст. 101). Президент может быть принудительно отрешен от должности в случаедлительной невозможности исполнять полномочия вследствие тяжелогозаболевания (ст. 97-1) либо в случае государственной измены или нарушенияКонституции (ст. 103-1). Все Указы Президента, за исключением упомянутых в ст. 102 (3), должныбыть скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра (ст.102-2). Президент обладает несколькими группами полномочий. Полномочия Президента в отношении парламента: назначает выборы в Народное Собрание (ст. 98-1), сроки выборов ВеликогоНародного Собрания (ст. 106-3); может по своему усмотрению созывать сессии Народного Собрания (ст. 78-3), созывает сессию вновь избранного Народного Собрания (ст. 75); распускает Народное Собрание, если не удается добиться вотума доверияформируемому правительству (ст. 99-5); направляет обращения к Народному Собранию (ст. 98-2); имеет право отлагательного вето неопубликованных законов (ст. 101-3). Полномочия Президента в отношении правительства: организует формирование правительства (ст. 99); в случае неназначения правительства Народным Собранием назначаетслужебное (временное) правительство (ст. 99-5). Полномочия Президента во внешней политике: представляет государство во внешних сношениях (ст. 92-1); в ситуациях, предусмотренных законом, заключает международные договоры(ст. 98-3); по предложению Совета Министров назначает и отзывает дипломатическихпредставителей и принимает верительные грамоты от представителей другихгосударств (ст. 98-6). Полномочия Президента в военной сфере: является Верховным главнокомандующим вооруженными силами (ст. 100-1),председателем Консультативного совета национальной безопасности (ст. 100-3); по представлению Совета министров объявляет мобилизацию (ст. 100-4); по предложению Совета министров назначает и освобождает высшийкомандный состав вооруженных сил и присваивает высшие воинские звания; объявляет право объявлять войну и чрезвычайное положение с последующимутверждением Народным Собранием (ст. 100-5). Президент также обладает полномочиями по назначению ряда руководящихлиц в судебной системе, Главного прокурора, решает вопросы гражданства,осуществляет помилование, а также имеет некоторые другие полномочия. 4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД[5] Нормативной основой деятельности Конституционного Суда Болгарииявляется одноименная глава 8 Конституции Болгарии, а также некоторые другиенормы Конституции. В соответствии со ст. 152 Конституции 16 августа 1991года Народным Собранием принят закон о конституционном суде. Компетенция Конституционного Суда устанавливается только конституцией,в текущем законодательстве эти нормы присутствовать не могут. Главная задача деятельности конституционного суда состоит в обеспеченииверховенства конституции. Конституционный Суд не входит в систему судебной власти, а занимаетсамостоятельное место среди высших государственных институтов. Суд состоит из 12 судей, избираемых по одной трети соответственноНародным Собранием, президентом и общим собранием судей Верховныхкассационного и административного судов на срок 9 лет. Повторное избрание на должность запрещено. Состав суда обновляетсячерез каждые три года от каждой квоты. К компетенции суда относится (ст. 149): обязательное толкование Конституции); принятие решений по ходатайствам об установлениипротивоконституционности законов и других актов Народного Собрания, а такжеактов Президента; решение споров о компетенции между Народным Собранием, Президентом,Советом министров, а также между органами местного самоуправления ицентральными исполнительными органами; дача заключений о соответствии Конституции заключенных РеспубликойБолгария международных договоров по их ратификации, а также о соответствиизаконов общепринятым нормам международного права и международным договорам,по которым Болгария является стороной; вынесение решений по спорам о конституционности политических партий иобъединений; разрешение споров о законности избрания Президента и вице-президента; установление обстоятельств, при наличии которых полномочия президента ивице-президента прекращаются раньше срока; дача заключения о законности избрания депутатов парламента; установление неизбираемости депутатов или несовместимости депутатскихфункций с осуществлением других функций; вынесение заключения по обвинению, выдвинутому Народным Собранием вадрес президента и вице-президента; лишение иммунитета судьи Конституционного Суда и установлениефактической невозможности или несовместимости исполнения им своихобязанностей. Все решения Суда принимаются квалифицированным большинство голосов сперевесом минимум в 7 голосов. Акты Конституционного Суда окончательны. Его решения обязательны длявсех государственных органов, юридических лиц и граждан. По закону ни однорешение Суда не может быть отменено или приостановлено. ЛИТЕРАТУРА Конституция Республики Болгария. Перев. Г.В. Игнатенко// Правоведение,1992, № 1 Игнатенко Г.В. Новая конституция Болгарии// Правоведение, 1992, № 1 Ильинский И.П. Основные тенденции конституционного развития странВосточной Европы// Государство и право, 1992, № 6 Лаки К. Сводная таблица президентских полномочий в странах ВосточнойЕвропы// Конституционное право: восточно-европейское обозрение, 1993, № 4 -1994, № 1 Неновски Н., Жабинска М. Конституционный Суд в Болгарии// Государство иправо, 1993, № 9-----------------------[1] См.: Игнатенко Г.В. Новая конституция Болгарии// Правоведение, 1992, №1, с. 81[2] Здесь и далее ссылки на Конституцию делаются по: Конституция РеспубликиБолгария. Перев. Г.В. Игнатенко// Правоведение, 1992, № 1, с. 83-98[3] При написании этого раздела использована ст.: Ильинский И.П. Основныетенденции конституционного развития стран Восточной Европы// Государство иправо, 1992, № 6, с.126-133[4] При написании этого раздела использована ст.: Лаки К. Сводная таблицапрезидентских полномочий в странах Восточной Европы// Конституционноеправо:Восточно-европейское обозрение. 1993, № 4 - 1994, № 1.[5] При написании этого раздела использована ст.: Неновски Н., Жабинска М.Конституционный Суд в Болгарии// Государство и право, 1993, № 9, с. 74-79




Похожие:

Конституция Болгарии (Контрольная) iconКонституция Болгарии

Конституция Болгарии (Контрольная) iconАнализ экономического положения Болгарии
Согласно опубликованным Национальным статистическим институтом (нси) Болгарии данным, темпы прироста ввп в ценах базового периода...
Конституция Болгарии (Контрольная) iconДокументы
1. /Конституция Франции (контрольная).doc
Конституция Болгарии (Контрольная) iconПрограмма дисциплины «Конституционное право России»
Тема конституция и форма государства. Конституция и конституционализм. Общая характеристика Конституции РФ (6 ч.) 14
Конституция Болгарии (Контрольная) iconКурсовая работа тема : конституция российской федерации
Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция
Конституция Болгарии (Контрольная) icon«Конституционное право» по направлению 030500. 68 – Юриспруденция подготовки магистра Автор программы: д ю. н., профессор М. А. Краснов
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм. 10
Конституция Болгарии (Контрольная) icon«Конституционное право» по направлению 030500. 68 – Юриспруденция подготовки магистра Автор программы: д ю. н., профессор М. А. Краснов
Тема конституция – правовой феномен современности Конституция и конституционализм. 15
Конституция Болгарии (Контрольная) iconПрограмма дисциплины «Конституционное право России» для специальности 030501. 65 – Юриспруденция подготовки специалиста Авторы программы
Тема происхождение и сущность конституции. Конституция и конституционализм. Конституция РФ (4 ч.) 11
Конституция Болгарии (Контрольная) iconКонституция РФ провозглашает
Конституция РФ провозглашает, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. 
Конституция Болгарии (Контрольная) iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Тема конституция – правовой феномен современности Конституция и конституционализм. 15
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы