|
Двигательная активность - основа здорового образа жизни. Одной из особенностей современного общества является затянувшееся реформирование его общественно-производственной сферы, которое глубоко и не всегда позитивно меняет весь образ жизни, труда и быта человека, особенно учащейся молодежи. Усложнение школьных программ обучения, ЕГЭ, привело к существенному ограничению двигательной активности учащихся среднего и старшего звена, к снижению уровня их здоровья, работоспособности и росту заболеваемости. Желание родителей подготовить ребенка к жизни в современных условиях приводит к ограничению двигательной активности детей практически с рождения. Родители с 3-х лет водят малыша в кружки, школы. Мама малыша весь день в заботах, в движении. Как только ребенок начинает ползать - движение становится основным его времяпровождением. Чем же заняты дети постарше? Все жизненные условия и усилия воспитателей направлены на то, чтобы погасить заданную в генах потребность к движению. Дома ребенку нужно соблюдать порядок, компании нет, в одиночку можно только сидеть, а сейчас сидеть чаще всего у телевизора и компьютера. Во двор выпустить страшно, а вдруг травма, машины, дурные примеры. В детских садах мало пространства. Многие первоклассники на вопрос: «Где лучше в садике или школе?» Откровенно отвечают: «В школе, так как в школе есть где бегать ( большие коридоры), а в садике столы мешали». Поскольку человек самое воспитуемое существо, то погасить потребность ребенка в движении удается. Возродить потребность к движению в позднем возрасте уже не удается. Для этого нужны очень сильные стимулы. Как же быть? В детских садах проводятся занятия по физкультуре, в школах вводятся три урока физкультуры в неделю. Двигательная активность — это естественная потребность человека в движении. Количество движений, которые совершает человек в течение какого - либо времени, составляет объём двигательной активности. Учёные установили, что если потребность в движении не удовлетворяется, то наступает гиподинамия - недостаточная двигательная активность. Она отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной работоспособности и потребности в познавательных процессах. Норма двигательной активности подростков 18-25 тысяч шагов в течение дня, или 3,5-4,5 часов ходьбы. Конечно, всю двигательную активность нельзя сводить только к ходьбе. Древние греки утверждали: «Хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть умным - бегай, хочешь быть красивым — бегай!» Во время продолжительного бега, мышцы постоянно работают не только в области пояса, нижних конечностей, но и прочих отделов нашего тела и торс, и пояс верхних конечностей, так же принимает участие в движении, и они становятся не только сильнее, но и более развитыми и в плане выносливости и координации, так как все тело перемещается в пространстве, выполняя беговые действия согласованно. « Хочешь быть умным». Ну, какая связь между бегом на длинные дистанции и успехами, скажем, в математике? А прямая! Во время продолжительного бега, все клеточки нашего организма, начиная от волосяного покрова и заканчивая внутренними органами, получают во много раз больше кислорода и питательных веществ, чем в состоянии покоя. Так же с ускоренным темпом освобождаются от шлаков и углекислоты. Все процессы идут с максимальной скоростью, что позволяет каждой клетке - элементарной составляющей нашего организма - не только оздоровлять себя, но и совершенствоваться. И этот процесс затрагивает клетки головного мозга, наиболее восприимчивые к притоку кислорода. Именно поэтому принято считать, что двигательная активность положительно влияет на улучшение функций головного мозга, в том числе и познавательные функции. «Хочешь стать красивым». Раз все клетки организма ведут процессы обмена в повышенном режиме, то и кожный покров, и волосяной, и внутренние органы начинают быстрее обновляться и становятся более здоровыми. Ну, а лишние килограммы, просто «сгорают». Недостаточную двигательную активность в школьном возрасте можно восполнить тремя уроками физкультуры, посещением кружков, секций, спортивных школ. Занятия физическими упражнениями, спортом дают человеку чувство бодрости, уверенности в своих силах, повышают его эмоциональное состояние. Нам, педагогам, нужно, чтобы активно работал мозг ученика. Что делать? Прежде всего, нужно менять виды деятельности в течение урока. В начальной школе учителя используют физминутки. Оздоровительные паузы и физминутки:
Время, которое должно быть отведено на физминутки, должно быть не менее 3 минут за урок в начальной школе. ( это может быть 1 физминутка - 3 минуты, или 3 физминутки- по 1 минуте) У учителей начальных классов есть в арсенале физминутки для позвоночника, для глаз, для отдыха всего тела. Это могут быть физминутки под музыку, со стихами и движениями, стоя, сидя... В сам учебный процесс тоже можно включать двигательные упражнения. Ударение (зовем слово, помогаем рукой), деление слов на слоги ( тоже помогают руки.) Учимся читать помогают пальчики.... Изучаем геометрические фигуры глазами и плечом, носом рисуем или обводим круг, прямоугольник. В начальной школе - рисуем глазками и носом солнышко, морковку..., затем геометрические фигуры. Решаем математические выражения и соревнуемся, какой ряд быстрее украсит елку (решит примеры, записанные на ней). Надо добежать до доски, решить, вернуться назад. Движемся! Быстро соображаем! Игровые и здоровьесберегаюшие технологии - широкое поле деятельности для организации двигательной активности обучающихся и развития познавательных способностей детей. Творчество учителя, знания, желание - и двигательная активность учащихся на уроке обеспечена. Большое значение в желании вести здоровый образ жизни имеют семейные традиции. Если в семье родители делают зарядку, бегают по утрам, активно отдыхают (ходят в походы, ездят на велосипеде и т.п.), закаляются, правильно питаются, то и вы сразу приобщитесь к такому образу жизни. Пример родителей для ребенка очень важен. Родители должны это понимать, если хотят, чтобы ребенок был здоровым. А, следовательно, учитель должен иметь тесную связь с родителями. С положительным опытом семей нужно знакомить коллектив родителей. Работа по формированию потребности детей в двигательной активности и здоровом образе жизни не ограничивается уроками. Внеклассная работа внесет интересные и полезные для детей формы в этом направлении. Планируя воспитательную работу не надо забывать о спортивно- оздоровительном направлении. Цель этого направления: способствовать возникновению у школьников стремления к здоровому образу жизни. Примерный план работы по этому направлению.
Двигательная активность - основа здорового образа жизни. Добиться положительных результатов можно только тогда, когда объединят совместные усилия учитель, родители, дети. Взрослые должны дать детям самое простое: свободу, пространство, разновозрастное детское общество. |
![]() | Реферат по Физическому воспитанию на тему:,, Физические упражнения-основа здорового образа жизни. Тренировка спортсменов-разрядников в на- стольном теннисе Физические упражнения-основа здорового образа жизни. Тренировка спортсменов-разрядников в на | ![]() | День здоровья в лесу Цель: повышение роли семьи в формировании навыков здорового образа жизни, развития детского творчества; профилактика здорового образа... |
![]() | Сценарий театра здоровья «Иванушка в тридевятом царстве» Цель ... | ![]() | Программа семинара для кураторов «Психолого-педагогические проблемы работы куратора вуза. Формирование здорового образа жизни и ценностей здоровья у студентов-первокурсников» Цель семинара: повышение эффективности работы кураторов в системе деятельности университета по формированию здорового образа жизни,... |
![]() | Образовательная программа семь шагов к здоровью томск 2011 Целью программы является знакомство студентов, в том числе и входящих в группы риска по заболеванию наркоманией и спидом, с составляющими... | ![]() | Основа здорового образа жизни Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам... |
![]() | Vii. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом... | ![]() | 9-13 октября 2012 года «физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни» Социально-экономические, правовые и исторические аспекты физической культуры и спорта |
![]() | Ii. Методика воспитания культуры здорового образа жизни у подростков в рамках учебной программы Мотивационная составляющая здоровья человека и его образа жизни | ![]() | «утверждено» Советом школы Протокол № от 2011 г. «Утверждаю» Директор гбоу сош №538 Т. А. Огородова «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... |