Федерализм icon

Федерализм



НазваниеФедерализм
Дата конвертации25.08.2012
Размер374.42 Kb.
ТипРеферат
Федерализм


КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: « » на тему: « » Научный руководитель: Калиничева Выполнил: Студент: Ставрополь 2005 ПЛАНВведение ……………………………………………………………… 31. Государство и формы государственного устройства …………… 52. Унитарное государство. его основные признаки ……………….. 63. Современные федерации и их субъекты ………………………. 94. Федерализм в современной России …………………………….. 16Заключение …………………………………………………………… 30Список литературы ………………………………………………….. 34 ВВЕДЕНИЕ Hа сегодняшний день выpаботаны лишь две фоpмы оpганизациимногонациональных госyдаpств-унитарная и федеративная. Пpи yнитаpизме всеpешения, как внyтpегосyдаpственной, так и во внешней сфеpе являютсяпpеpегатива одной единой, центpальной власти. Федеpализм пpедпологает тy или инyю степень самостоятельностинациональных обpазований, входящих в состав единого госyдаpства. Что же касается конфедеpации, то pечь в этом слyчае идет лишь омежгосyдаpственных обpазованиях. Иными словами, это союз госyдаpств,объединившихся с опpеделенными целями и для pешения определенных задач, носохранившие полную независимость. Hельзя отрицать, что участникиконфедеpации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, ноpешения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членовконфедеpации. В настоящее время наша страна переживает сложный и многогранныйпроцесс становления своей государственности. Изменение политического режимаповлекло за собой разрушение старых политических институтов и созданиеновых. Распад СССР поставил вопрос о существовании России каксамостоятельного государства. В то же время недавний опыт появлениягосударств ближнего зарубежья не замедлил сказаться: не только автономныереспублики, но и отдельные области стремились выйти из состава РоссийскойФедерации, делая тем самым бесполезным ее существование. Все это указывалона необходимость внутренней трансформации и видоизменения самойфедеративной системы. Попытки выработки оптимальной модели для России всвою очередь подняли вопросы об истории становления и сущности федерализма. Вопросы совершенствования федерализма, автономизации в современныхунитарных государствах, конституирования рациональных отношений междуцентральной властью и регионами в едином политическом пространстве -предмет повышенного внимания политиков и политологов многих стран. И,прежде всего потому, что сложные этнополитические процессы, ревнивоераспределение прерогатив и сфер компетенции между властями разных уровней,сочтены аналитиками едва ли не самыми политически взрывоопасными проблемамиXX века даже для вроде бы благополучных западных демократий, не говоря ужео «переходной» России. Исследованиями Российского федерализма занимались следующие авторы:Гаджиев К.С., Тавадова Г.Т., Чиркин В. Е., Ржевский В. А. и др.[1] Целью данной работы является попытка показать сущность унитаризма ифедерализма, в частности, рассмотреть специфику федерализма в России ивыявить основные противоречия, проявившиеся в становлении нашейгосударственности.
Источниками при написании реферата послужили труды отечественных изарубежных политологов, учебная и справочная литература по курсу "ТГиП". 1. ГОСУДАРСТВО И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Государство - это политическая целостность, образуемая национальнойили много национальной общностью, закреплённой на определённой территории,где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, котораямонополизирует институционализованную власть, обладая законным правомприменения принуждения. История знает три основных типа устройства государства: унитарное,федеративное и конфедеративное государство. Унитарное (неделимое) государство - форма государственного илинационально-государственного устройства, при котором территория государствав отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц -субъектов федерации, а подразделяется на административно-территориальныеединицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.) . Федерация - форма государственного устройства, в соответствии скоторой государство состоит из государственных образований - субъектовфедерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако,целостности государства. Наименее жесткие связи существуют в конфедеративном союзе, гдечасти (субъекты федерации) могут не подчиняться целому и даже превалироватьнад ним. Федеративное государство является “компромиссным” вариантомгосударственно-территориального устройства, компромиссом междуцентрализацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия ипредметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями. Подавляющая часть государств в прошлом и настоящем являютсяунитарными (Китай, Великобритания, Франция, Болгария, Египет, Польша ит.д.). Федеративных государств около 30 (США, Канада, ФРГ, Австралия,Бразилия, Индия, Малайзия, ОАЭ, Россия, Югославия и т.д.). 2. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО. ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ Для стран с унитарной формой государственного устройства характерноналичие следующих признаков: 1) На территории унитарного государства действует одна конституция навсей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В нейсодержится, принципы разграничения полномочий между центральной властью итерриториальными единицами высшего уровня, административно-территориальноеделение, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенциюглавы государства, правовое положение личности, форма правления, структуравысших органов государственной власти. (Конституция Франции 1958 г.) Носуществует исключения из правила Конституция Великобритании и НовойЗеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатсяне в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты иправовые обычаи). 2) Единая система высших органов государственной власти (главагосударства, правительство, парламент), юрисдикция которыхраспространяется также на территорию всей страны. Органы местногосамоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительныйхарактер и не противоречит Конституции и также центральными органамивласти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главегосударства, правительству, парламенту. 3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы какФинляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует иисключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палатапарламента формируется по политико-административным территориальнымединицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний –Национального собрания и верхний – Сената8. На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентовбыли двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания,Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако внастоящее время большинство парламентов однопалатные. 4) Составные части унитарного государства (области, департаменты,округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают.Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельныхвоинских формирований, внешнеполитических органов и других элементовгосударственности. В то же время местные органы в унитарном государствеобладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степениих зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройствоможет быть централизованным или децентрализованным. Принято считатьгосударство централизованным, если во главе местных органов власти стоятназначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местногосамоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляетсягубернатором, который назначается президентом. В децентрализованныхунитарных государствах местные органы государственной власти избираютсянаселением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросовместной жизни. Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, вкоторых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местноесамоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. Впрефектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания.Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборнымиявляются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах –губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях – старосты. Примеромсмешанной системы местного и государственного устройства может служитьТурецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах в Турции осуществляется представителямицентральной власти, но есть еще и Генеральные Советы, и их исполнительныеорганы – Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираютсямуниципальные советы, в селах – совет старшин и староста, которыйодновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.9 5) Унитарное государство, на территории которого проживаютнебольшие по численности национальности, широко допускает национальную изаконодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственнымобразованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которогопроживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласнозакону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное правопредоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народныйсовет, который формирует исполнительный орган – Высший исполнительныйсовет. Самостоятельные автономные образования имеются в составеАзербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств; 6) В унитарном государстве все внешние межгосударственныесношения осуществляют центральные органы, которые официально представляютстрану на международной арене. Административно-территориальное единицы неимеют правового статутса так как они все равны и не обладают суверинитетом(как субъекты федерации). 7) В подавляющем большинстве современных унитарных государств основноетерриториальное деление является политико-административным. Наряду с ним вряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа,где действуют органы общей администрации, так и специального где действуютспециализированные государственные органы. Число ступеней политико-административного деления зависит отчисленности населения и размеров территории страны, однако зависимость этане жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем вболее крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровнятерриториального деления, то Франция четыре. 8) В унитарном государстве действует единая судебная система,которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясьобщими для всех государственных образований нормами материального ипроцессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другиеправоохранительные органы, представляют собой звенья единой ценрализованнойсистемы. Этому способствует единая правовая система.Ее базу образуетединая конституция, и нормативные акты издаваемые государственной властью,так же нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления(подчиненный характер и только в соответствии со своей компетенции). 3. СОВРЕМЕННЫЕ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ СУБЪЕКТЫ Федерация является распространенной формой государственногоустройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств,большинство из них крупные по территории и численности населениясообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношениигосударства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким(Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития(Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиесястраны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморскиеострова). Федерация, как говорилось уже выше, - это такая форма государственногоустройства, при которой несколько государственных образований объединяютсяи создают новое союзное государство. Составляющие федерацию государственныеобразования (штаты, республики, земли, провинции, кантоны и др.) являютсяее субъектами, обладающими определенной политико - правовойсамостоятельностью. В состав современных федераций входит различное число субъектов: США -50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ -16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики- 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21,Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в составРоссийской Федерации - 89.[2] Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространеннымиявляются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ,Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). Впрошлом существовали федерации, основанные по национально -территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия). Однако этифедерации распались , не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что втаких федерациях сохраняется угроза национал - сепаратизма. Приопределенных обстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденциимогут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства.Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики, входящиев их состав, под флагом самоопределения наций отделились и создалисуверенные государства. К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В еесоставе находятся субъекты, представляющие собой национально -государственные и национально - территориальные образования (республики,автономные области, автономные округа), а также административно -территориальные образования (края, области, города федерального значения).И все же многонациональность является существенным признаком России, апотому национальный фактор является определяющим в федеративном устройствегосударства. Существуют федерации, в которых при доминировании территориальногопризнака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор. К такимфедерациям можно отнести Швейцарию, Канаду, Пакистан, Бирму. Естьфедерации, созданные по языковому признаку. Это, например, Индия, Бельгия,где помимо прочего субъекты отличаются наиболее употребляемым языком. Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различные видывесьма условно. В чистом виде не существует ни территориальной, ниэтнонациональной, ни языковой модели федерации. Нет и федераций вообще в«чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот,унитарное государство в определенной степени является носителем элементовфедерализма. К примеру, Испания является унитарным государством. Однако еезаконодательная власть, широкие полномочия 17 автономных областейприближают Испанию к федеративной форме устройства. Федеративное государство отличается от конфедерации, или союзагосударств. Конфедерация - это межгосударственный союз, члены которогосуверенны, обладают правом санкционирования и отмены актов федеративныхорганов, имеют независимую систему органов власти, самостоятельноегражданство, валюту национальную армию. Конфедерация носит международно-правовой характер и, как правило, образуется для достижения ограниченныхцелей (военных, политических и т. п.), является аморфным образованием, вкотором отсутствует единообразие экономической, политической и правовойсистемы. Поэтому конфедерации, как показывает история, имеют временныйхарактер. Они формируются либо на пути к созданию федерации, либо - к ееразмежеванию. Так, Европейский союз в настоящее время представляет собойконфедерацию, трансформирующуюся в федерацию. Когда - то США, Швейцариябыли конфедерациями, а затем превратились в федерации. Федерация - это объединение государственно - правовое. Оназакрепляется в виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеютправа нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннемпорядке выйти из нее, хотя на практике это имело место. В федеративномгосударстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральнымцентром и субъектами федерации. Как правило, в таких государствахсуществует двухпалатный парламент. Одна палата (верхняя) выражает интересысубъектов федерации (штатов, провинций, земель, кантонов, республик и т.д.), другая (нижняя палата) - является органом общефедеральногопредставительства. В этом одно из принципиальных отличий федеративногогосударства от унитарного. Федерализм нельзя смешивать с децентрализацией и автономнымсамоуправлением. Государство может быть чрезвычайно централизованным,однако федеративным. И, наоборот, государство может быть построено наширокой автономии частей и в то же время может быть нефедеративным. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. Ему предоставляется право принятия собственной конституции, котораядолжна соответствовать союзной конституции. Он обладает правом изданиязаконодательных актов, действующих только на территории этого субъекта исоответствующих федеральному законодательству (принцип приоритетафедерального законодательства). Субъект федерации имеет свою собственнуюправовую и судебную системы. Однако, принципы организации и пределыюрисдикции судебных и иных органов определяются конституцией федерации. Субъекты федерации имеют представительство и участвуют в работе высшихорганов государственной власти, прежде всего в парламенте. В двухпалатномпарламенте во многих странах в верхнюю палату избирается равное количестводепутатов от каждого субъекта федерации, хотя бывают и исключения. Так, вАвстралии в состав верхней палаты (сената) входят 76 человек - по 12 откаждого из шести штатов и по два от двух территорий, которые избираются посистеме пропорционального представительства. В сенате США, палате,выражающей интересы штатов, 100 человек - по два от каждого из 50 штатовнезависимо от численности населения штата. В Совете кантонов Швейцариизаседают 46 депутатов - по два депутата от 22 кантонов и по одному отполукантонов. Часть их избирается местными парламентами, часть назначаетсяправительствами кантонов. В Совет Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации входят по два представителя от каждого субъектаФедерации, т. е. по одному от представительного и исполнительного органовгосударственной власти. А вот в нижнюю палату законодательной власти Австрии - Федеральныйсовет (бундестаг), в составе которого 63 человека, - каждая земля выделяетчисло депутатов, пропорциональное числу граждан земель. Федерация есть форма разграничения предметов ведения между федерациейи входящими в ее состав субъектами - государственными образованиями.Предметы ведения федерации и ее субъектов - это круг конституционнозакрепленных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления,соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентныпринимать решения. Конституции федеративных государств используют несколько принциповразграничения предметов ведения. Согласно принципу «дуалистическогофедерализма», впервые использованному в США, устанавливается сфераисключительной компетенции федерации, т.е. дается перечень вопросов, покоторым принимать решения может только федерация, а вопросы, не упомянутыев этом перечне, считаются относящимися к ведению штатов. В ФРГ и Австрии устанавливаются две сферы компетенции: исключительнаякомпетенция федерации и членов федерации, а в Индии и Малайзии -трехчленная система разграничения полномочий между союзом и субъектамифедерации. Например, по Конституции Индии в первую сферу полномочий входятвопросы, отнесенные к исключительной компетенции федерации, во вторую сферу- вопросы, отнесенные к компетенции штатов, в третью сферу - вопросы,отнесенные к совместному ведению федерации и штатов. Конституция РФ не содержит общих положений о порядке распределенияполномочий между Федерацией и ее субъектами и не закрепляет каких - либопринципов на этот счет. Есть перечень полномочий Федерации, где указываютсяпредметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов этогосубъекты обладают всей полнотой власти. Федерации отличаются друг от друга по степени централизации власти иуправления. Преобладают федерации централизованные, в которых довольноширок круг вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федерации.Например, в перечень вопросов, отнесенных к компетенции федерации, вКонституции Индии входит 97 пунктов, в том числе такие вопросы, какустановление маяков, добыча и распределение соли, налоги на продажу газет ина объявлениях, помещенные в них, разрешение демонстрирования кинофильмов ит. п. Согласно конституциям федеративных государств к совместному ведениюфедерации и ее субъектов относятся: гражданское право, трудовое право,уголовное право, земельное право и некоторые другие отрасли права,,социальное обеспечение, общие принципы налогообложения и сборов, торговля,транспорт за исключением федерального, банковское и биржевое дело,образование, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды, демографическая и национальная политика. Гораздо шире круг вопросов, отнесенных к совместному ведению вРоссийской Федерации. Так, к предметам совместного ведения относятся:защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности,правопорядка, общественной безопасности, вопросы владения, использования ираспоряжения землей и недрами, кадры судебных и правоохранительныхорганов, установление общих принципов организации системы органовгосвласти, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийнымибедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий и др. (ст. 72 КонституцииРФ). К исключительному ведению субъектов федерации, как правило, относится:местное управление, местные работы и предприятия, регистрация регулированиядеятельности и ликвидация местных предприятий, местные налоги, учреждение изамещение должностей, учреждение, содержание и управление местными тюрьмамии исправительными учреждениями, а также вопросы общественного порядка,культуры, санитарии, здравоохранения, местных коммуникаций, коммунальногообслуживания , пособий престарелым и инвалидам, организации местнойполиции, городского устройства и др. Конституции федеративных государств предметы ведения субъектовфедерации определяют двумя способами. Во - первых, установлением перечняпредметов исключительного ведения субъектов федерации (Австрия, Индия,Канада); во-вторых, отнесением к предметам ведения субъектов того, что незакреплено за федерацией или не является предметами совместного веденияфедерации и ее субъектов. Так, в Конституции США записано: «Полномочия, неделегированные Соединенными Штатами настоящей Конституцией и не запрещенныедля отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами, либо занародом»[3]. Конституция ФРГ отмечает: «Осуществление государственных полномочий ивыполнение государственных задач принадлежит землям, поскольку настоящийОсновной Закон не устанавливает или не допускает другого порядка»[4]. В Конституции РФ установлен следующий способ разграничения: «Внепределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации попредметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотойгосударственной власти» (ст. 73). Субъекты РФ обладают широкимиполномочиями. Они самостоятельно принимают свои конституции, имеютсобственное законодательство. Нормативный правовой акт субъектов РФ является приоритетным в случаепротиворечия между федеральным законом и нормативным правовым актомсубъекта РФ, изданным в соответствии со своими полномочиями. В современных федерациях происходит процесс усиления политическойинтеграции. Входящие в состав федераций земли, провинции, кантоны,республики, области) не обладают суверенитетом. Это значит, что субъектыфедераций не обладают верховенством на своей территории. Сфера действияфедерального права распространяется на всю федерацию, и ни в одной из нихсубъекты не вправе препятствовать его применению. Тот факт, что субъектыфедерации не суверенны, следует из тестов конституций. В США, Канаде,Австралии этот факт подтвержден решениями федеральных верховных судов. Самиконституции о суверенитете ничего не говорят, хотя отдельные конституции(Швейцария, Мексика) за субъектами федераций формально признаютсуверенитет, но лишь в той мере, в которой он не ограничен федеральнойконституцией. Это значит, что субъекты федерации обладают ограниченнымсуверенитетом. В конституциях некоторых федераций устанавливаются те или иныезапреты субъектам. Так, в Конституции США имеется запрет штатам вступать вдоговоры, союзы или конфедерации. Ни один штат не может без согласияконгресса облагать пошлинами или сборами импорт и экспорт товаров,содержать в мирное время войска, входить в соглашения или заключатьдоговоры с другим штатом или с иностранным государством. В КонституцииМексики тщательным образом расписывается, что должны делать штаты в порядкеорганизации управления, что они не могут делать ни в коем случае безразрешения Федерального Конгресса. В федеративных государствах предусмотрены гарантии выполнения решенийфедеральных органов на всей территории федерации. Эти гарантии включают применение определенных мер принуждения поотношению к субъекту федерации, если это продиктовано соответствующейситуацией. Об этом в Конституции ФРГ (ст. 37) сказано: «Если земля невыполняет федеральных обязательств, возложенных на нее Основным Закономили другим федеральным законом, федеральное правительство может с согласияБундестага принять необходимые меры, чтобы побудить землю к выполнениюэтих обязательств в порядке принуждения со стороны федерации»[5]. Дляпроведения мер принуждения федеральное правительство или его уполномоченныйорган имеют право давать указания всем землям и их учреждениям. Вместе с тем федеральные конституции содержат ряд гарантий и правсубъектов федерации, опирающихся на такие основополагающие принципы, какравенство субъектов федерации и самостоятельность в решении вопросоввнутренней политики. Гарантией прав субъектов федерации служат формированиеверхних палат союзных парламентов на основе их равного представительства,нерушимость территории субъектов федерации без их согласия. Отдельныеконституции закрепляют ряд дополнительных гарантий. Например, призаключении договоров, затрагивающих интересы отдельных субъектов,необходимо проведение консультаций с ними. Особое значение имеютконституционные нормы, гарантирующие сохранение культуры, языка, традицийнародов многонациональных федераций. Взаимоотношение между федерациями и их субъектами развиваютсяпротиворечиво. Преобладающей является тенденция к интеграции при сохраненииопределенных гарантий прав и интересов субъектов федерации. Ныне федерацииостаются одной из эффективных и жизнеспособных форм государственногоустройства. 4. ФЕДЕРАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В последние десятилетия роль федерализма трактуется в западной наукеболее широко: он рассматривается не как совокупность структур и норм, а какпроцесс, призванный заглушать конфликты центра и мест, устанавливать ихвзаимодействие, обеспечивать наиболее целесообразные в данных условияхметоды управления. Территориальный подход к строительству федерации непредполагает учета национального фактора. В отличие от западного подхода кфедерализму, в марксистско-ленинской концепции федеративная формаобязательно увязывалась с решением национального вопроса. Национально-территориальный подход соответствует международномупризнанному коллективному праву народов на самоопределение, он можетспособствовать интеграции частей распавшегося унитарного государства,ускорению экономического и культурного развития, способен снятьопределенные противоречия между национальностями. На протяжении истории понятия “Россия”, “Российская империя”,“Советский Союз” охватывали примерно одну и ту же территорию. В настоящеевремя происходит формирование Российского государства в новыхтерриториальных границах, в иных геополитических, экономических и прочихусловиях. Поэтому говорить о развитии федеративных отношений в России,лучше с точки зрения государственно-территориального устройства. В современных условиях в преобразовании из формально федеративного, афактически унитарного Российского государства в подлинно федеративное,можно выделить следующие основные вехи развития: 1-й этап. С 12 июня 1990 г. по декабрь 1992 г., от провозглашенияДекларации о государственном суверенитете до распада СССР. 2-й этап. Декабрь 1991 г. - март 1992 г. От распада СССР до подписанияФедеративного договора. 3-й этап. Март 1992 г. - декабрь 1993 г. От Федеративного договора допринятия новой Конституции Российской Федерации. 4-й этап. Декабрь 1993 г. - июль 1996 г. от принятия Конституции РФ довыборов Президента РФ. Разрушение СССР, отказ от прежней политической и социально-экономической системы породили множество противоречивых проблем в вопросахгосударственного устройства. Бывшие союзные республики, независимо отизбранной ими формы национально-государственной организации в равной мерестали жертвами системного кризиса, охватившего все сферы жизни общества. Россия внешне сохранила основную схему советского федерализма. Послепринятия Декларации о государственном суверенитете в 1990 году были внесенысоответствующие дополнения и изменения в Конституцию страны, повысилсястатус субъектов федерации, подписан Федеративный договор. Однако поискпутей преобразования российского федерализма не прекращен. Принятие новой Конституции Российской Федерации, закрепившей еефедеративное государственное устройство, также не прекратило дискуссии попроблемам российского федерализма. Некоторые вопросы федеративных отношенийприобретают еще большую остроту. К их числу относятся прежде всегопроблемы суверенитета и самоопределения народов; типа федерации:конституционная, конституционно-договорная или договорная; национальная илитерриториальная модель устройства; особенности статуса отдельных субъектовФедерации и так называемого асимметричного федерализма; создание Русскойреспублики, как нового субъекта Российской Федерации. Политические игры вокруг разработки Союзного договора и их трагическоезавершение в августе 1991 года не стали уроком. С трудом преодолеваетсяопасный характер дезинтеграции Российской Федерации, крайними проявлениямикоторой явилось то, что руководство Чеченской республики де-факто поставилоее вне Российской Федерации, республика Татарстан конституционнопровозгласила установление ассоциированных отношений с нею, Тува вписала всвою Конституцию право выхода из состава России. В основеимеющегося несоответствия между фундаменталь-ными положениями КонституцииРоссийской Федерации и конституциями ряда республик или их разночтения,лежит проблема суверенитета. Камнем преткновения стало положение оКонституциях республик, об их государственном суверенитете, котороеотсутствует в Конституции РФ. Представление о суверенитете государства претерпели значительнуюмодификацию. Государственный суверенитет есть своеобразный синдромполитического развития человечества. В качестве способа обеспеченияравноправия субъектов Российской Федерации некоторые государственныедеятели и ученые предполагают переход к одной модели федерализма -территориальной. Обычно ссылаются на территориальную модель федерализмаСША, ФРГ. Но ее невозможно переносить на Россию. Государство нашемногонациональное, поэтому не следует пытаться слепо копировать чужиеобразцы. Конституция Российской Федерации является крупным шагом на путизаконодательного оформления российского федерализма. В ней зафиксированофедеративное устройство России, хотя российская модель федерализмаполностью еще не сложилась. Она находится в стадии становления, развития.Но сейчас уже можно определить принципиальные основы и особенностироссийского федерализма. Россия - единое, союзное государство, в основу которого заложеныпринципы федерализма. Это закреплено Конституцией Российской Федерации."Российская Федерация - Россия, - говорится в статье 1, - естьдемократическое федеративное правовое государство с республиканской формойправления". Российская Федерация является федерацией договорно-конституционноготипа. Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г., его основныеположения вошли в Конституцию РФ. Государственная власть осуществляется наоснове договорно-конституционного распределения полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами государственнойвласти субъектов Федерации. Одной из особенностей российского федерализма является то, что онбазируется на двух началах: национально-территориальном и административно-территориальном. В настоящее время в РФ входят 32 субъекта (21 республика,1 автономная область, 10 автономных округов), представляющих собойнационально-территориальные образования, а также 58 субъектов (6 краев, 50областей, 2 города федерального значения), которые являются административно- территориальными единицами. Права и полномочия первых и вторых различны,как различны и признаки, по которым образованы субъекты Федерации, чтопорождает противоречия и напряженность в федеративных отношениях. Такое построение РФ обусловлено тем, что Россия многонациональноегосударство. Десятки этнических общностей, исторически проживающих наопределенной территории, создали свою национальную государственность всоставе России, являясь членами Федерации. Это реальность, с которой нельзяне считаться. Сейчас активно обсуждается вопрос о судьбе национально-государственныхобразований и модели российского федерализма. Одни считают, что национально-государственные начала нужно сохранить, и развивать их за счет созданияновых национально-государственных образований, в том числе Русскойреспублики. Другие полагают, что наиболее разумный выход - это переход Федерациина территориальный принцип построения, т.е. упразднение национально-государственных образований и деление всей страны на губернии, области(земли). Они ссылаются на мировой опыт, свидетельствующий, что из 30существующих ныне федераций нет ни одной, построенной по этническомупринципу, а три федерации национально-территориального типа (СССР,Югославия, Чехословакия) перестали существовать как федерации именнопотому, что были построены по этническому принципу. Бесспорно, этнонациональный принцип построения федерации весьмауязвим, поскольку существует угроза территориальной целостностигосударства. В последние годы такая угроза преследует и Россию. Этотпринцип провоцирует претензии со стороны титульной нации на исключительныйстатус в вопросах контроля власти и ресурсов, затрагивая интересыостального населения и порождая межнациональную напряженность и конфликты.Этнонациональный принцип российского федерализма исчерпал себя и пришел впротиворечие с реальной действительностью. Границы национальных республик вРоссии лишь условно соотносятся с этническими ареалами народов. Так, в 15из 21 республиках титульное население составляет менее половины всегонаселения. Представляется, что России придется пойти по пути федераций,основанных на территориальном принципе. Необходимыми шагами в этомнаправлении являются: а) уравнение в правах с республиками краев и областей как субъектовФедерации с возможным формированием в последующем новых интеграционныхобразований (губерний, земель); б) обеспечение на территории страны всех конституционных правчеловека, гражданина независимо от национальности; в) пропорциональное представительство в органах власти и управленияреспублик, в "престижных" сферах граждан титульной и нетитульнойнациональности, двухпалатное законодательное собрание или квотностьпредставительства в однопалатном парламенте. Конституция РФ подчеркивает, что в основе федеративного устройстваРоссии лежит примат ее государственной целостности. В статье 4зафиксировано, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию ичто РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории."Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов,внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними"(ст. 67). Тем самым поставлен правовой предел попыткам расшатать илиразрушить единство Российской Федерации. После принятия Конституции РФугроза территориальной целостности, опасность распада России заметноослабли. Территория - сфера территориального верховенства и суверенитетагосударства. Под территориальном верховенством понимается полновластиегосударства на своей территории. Суверенитет государства - это еговерховенство по отношению ко всем другим организациям и лицам внутри страныи самостоятельность во всех вопросах его политики в отношениях с другимигосударствами. Суверенитет РФ в международно - правовых отношениях вкомментариях не нуждается. В сфере внутриполитических отношений самостоятельность властиРоссийской Федерации не подлежит сомнению. Это проявляется в том, чтоКонституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяетсяна всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые вРоссийской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (см. ст. 15);законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречитьфедеральным законам (ст. 76); система органов государственной властиреспублик, краев, областей, городов федерального значения, автономнойобласти, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно всоответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципамиорганизации представительных и исполнительных органов госвласти,установленными федеральным законом (см. ст. 77); Президент и ПравительствоРФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочийфедеральной государственной власти на всей территории России 9см. ст. 78);Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительнойвласти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ ифедеральным законам (см. ст. 85); указы и распоряжения Президента РФобязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90);постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению вРоссийской Федерации (см. ст. 115). Для Российской Федерации весьма актуальным является конституционноеположение об обеспечении целостности и неприкосновенности своей территории.Государство вправе обеспечивать территориальную целостность всеми законнымимерами. Любые поползновения, направленные на отторжение той или инойтерритории, провозглашение независимости какого-либо субъекта РФ, являетсяантиконституционным. В связи с этим объявление Чечни "независимым" отРоссии государством было противозаконным актом. Конституция РФ непредоставляет права выхода из состава Федерации ее субъектам. Отсюдаследует, что проведение референдумов по данному вопросу в субъектах РФявляется неконституционным, не имеет юридической силы. Одним из принципов российского федерализма является самоопределениенародов. На основе этого принципа формировалась сама Федерация, чтосвидетельствует о свободном и добровольном характере создания РФ. Однакоимеются случаи, когда отдельные представители национальной элиты вновьподнимают вопрос о "самоопределении народа" и требуют его осуществления. Всвязи с этим необходимо отметить два момента. Во-первых, надо уточнить, что имеется в виду под термином "народ". Те,кто манипулирует "самоопределением народа" в своих политических целях,считают, что термин "народ" относится к крупным однородным этническимобщностям и право на самоопределение должно быть признано только за ними.Но это противоречит международным актам, в которых под народом понимаетсясовокупность всех граждан государства. Во-вторых, следует иметь в виду, что принцип самоопределения народоввсегда реализовывался с учетом политической целесообразности. В современнуюэпоху неприемлемо истолкование этого принципа как непременного политико-территориального самоопределения с правом "выхода". Такое толкованиепринципа самоопределения народов в многонациональном государстве неучитывает права других народов, рядом и вместе живущих, игнорирует правомногонационального государства на суверенитет и обеспечение целостностисвоей территории. Принцип самоопределения должен реализовываться в соответствии ссовременным международным правом. В частности, Декларация ООН о принципахмеждународного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничествамежду государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 декабря 1970 г. ,устанавливает: "Ничто не должно толковаться как санкционирующее илипоощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частному, илиполному нарушению территориальной целостности или политического единствасуверенных или независимых государств, действующих с соблюдением принципаравноправия и самоопределения народов . . . и вследствие этого имеющихправительства, представляющие весь народ, принадлежащий к даннойтерритории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи". Принцип самоопределения народов может быть реализован в различныхформах в рамках существующего государства. Это проявляется всамостоятельности установления системы органов госвласти субъектамифедерации, утверждении национального достоинства, развития языка и культурыи т.п. Форма реализации должна учитывать интересы всех этнических групп,проживающих в республике, и не нарушать целостности территории государства. Важнейшим принципом федерализма является равноправие субъектовфедерации относительно федеральных органов государственной власти, а такжево взаимоотношениях друг с другом. Это важное условие прочности иэффективности федеративных отношений. В Конституции РФ записано, что "во взаимоотношениях с федеральнымиорганами госвласти все субъекты Российской Федерации между собойравноправны" (ст.5). Однако, это равноправие имеет формальный характер. Содной стороны, в Конституции РФ провозглашены права, которыми в равнойстепени обладают все субъекты Федерации. Например, в Совет Федерации входятпо два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, независимоот размеров территории, численности населения и других различий. Гражданевсех субъектов Федерации участвуют в избрании Президента РФ иГосударственной Думы. С другой - конституционные полномочия субъектовФедерации заметно различаются. Больше прав имеют республики в составеРоссийской Федерации. В федеративном правовом государстве объем полномочий республик -субъектов федерации не должен быть связан с этнонациональным составомнаселения, поскольку это противоречит принципу равноправия людей независимоот их национальной принадлежности. Нарушением равноправия является иприоритет прав "коренного" населения внутри республик. Отсюда все"некоренное" население автоматически попадает в разряд неполноправного. Втаком положении оказались 12 млн. русских в РФ, национальность которых несовпадает с названием республики проживания. В таком же положении миллионыдругих этносов, которые живут не в "своей" республике или вовсе не имеютсвоего национально-государственного образования. Речь идет о десяткахнародов: среди них 32 народа имеют свою государственность за пределамиРоссии; 22 малочисленных народа не имеет своих национально-территориальныхобразований в России; 16 народов, в основной своей части проживающие запределами РФ, расселены в республиках РФ и других национально-территориальных образованиях. Республики имеют признаки и атрибуты государств, а другие субъектыявляются административно-территориальными единицами. Каждая республикаимеет свою конституцию и законодательство. Край, область, городфедерального значения, автономная область, автономный округ имеют толькосвой устав и законодательство. Известно, что некоторые субъекты Федерации (автономная область,автономный округ) входят в состав других субъектов. Согласно Конституции РФ(ст. 66) отношения автономных округов, входящих в состав края или области,могут регулироваться федеральным законом и договором между органамигосвласти автономного округа и, соответственно, органами госвласти края илиобласти. Такая субординация также не свидетельствует о равноправиисубъектов РФ. В результате этого федеративное устройство России выглядитассиметричным: республики обладают большими правами, нежели другие субъектыФедерации. Более того, некоторые из республик (Татарстан, Башкортостан) наоснове Договора с Российской Федерацией получили дополнительные права иимеют особый статус. Сейчас образовалась "очередь" на подписание договоровмежду субъектами Федерации и Российской Федерацией по примеру Татарстана.Если эта тенденция будет продолжаться, то све 89 субъектов будут иметьдвусторонние договоры с Российской Федерацией и каждый из субъектов будетиметь свои "особые" права. Понятно, что такая федерация станет весьмазапутанной и неуправляемой. Разумеется, теория федерализма не исключает того, что субъектыфедерации могут оказаться неравными. Однако, это бывает в исключительныхслучаях и должно быть обосновано особыми обстоятельствами или традицией. Кпримеру, Калининградская область, будучи географически оторванной отостальной территории России, может претендовать на "особый статус ". То жеможно сказать и о Сахалинской области из-за отдаленности и островногоположения. В этих случаях предоставление дополнительных прав было быоправданным и могло быть воспринято другими субъектами с пониманием. Справедливости ради надо отметить, что за последние два года былипредприняты попытки уравнять в правах края и области с республиками. Так, смомента подписания Федеративного договора края и области, автономнаяобласть и автономные округа стали субъектами Российской Федерации.Конституция РФ сделала еще один шаг на пути установления равноправия всехсубъектов РФ. Вместе с тем в нее не включено положение о суверенитетереспублик. Несмотря на это большинство республиканских конституцийопределяют свои государства как суверенные. О суверенитете республик в составе РФ пока можно говорить весьмаусловно. Во - первых, речь идет лишь о внутреннем суверенитете, посколькуреспублики не являются субъектами международного права. Во-вторых,республики обладают лишь некоторыми свойствами суверенитета (наличиемсвоего законодательного органа власти, правительства Верховного суда,конституции, законодательства, герба, флага и гимна). В-третьих, республикикак субъекты Федерации, делегируя федеральным органам часть полномочий инекоторые предметы ведения, тем самым добровольно отказываются от частисуверенитета. Лишь вне пределов ведения Российской Федерации и ееполномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и еесубъектов, республики в составе Российской Федерации обладают всей полнотойгосвласти. Таким образом, республики в составе РФ обладают ограниченнымсуверенитетом. Носителем государственного суверенитета, является еемногонациональный народ. Конституция РФ закрепляет принцип государственного единства - основыфедеративного государства. "Федеративное устройство Российской Федерацииосновано на ее государственной целостности, единстве системы госвласти,разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвластиРоссийской Федерации и органами госвласти субъектов Российской Федерации,равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации" (ст. 5). Система органов госвласти субъектов РФ устанавливается имисамостоятельно, но в соответствии с конституционным строем РоссийскойФедерации. Субъекты Федерации, вступая друг с другом в отношенияхозяйственного, культурного и иного характера, не могут образовыватьполитические союзы. Каждый из них есть часть общей (федеративной) системы,внутри которой не должно быть промежуточных объединений. Статус субъекта РФможет быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФв соответствии с федеральным конституционным законом. Все это укрепляетгосударственное единство Российской Федерации, выступает гарантом еестабильности, устойчивости. Конституция РФ устанавливает общие принципы организации госвласти навсей территории страны. Однако, существующие разные формы субъектовФедерации затрудняют осуществление принципа единства системы госвласти.Ныне в РФ сложились три формы субъектов: национально-государственныеобразования (республики в составе РФ); административно-территориальные(края, области, а также города Москва и Санкт-Петербург) и национально-территориальные образования (автономная область и автономные округа). В федеративном государстве одним из главных аспектов федеративныхотношений является вопрос о разграничении предметов ведения и полномочиймежду федеральными органами госвласти и органами власти субъектовФедерации. Конституции государств с федеративными устройствами знаютнесколько принципов разграничения компетенции между федерацией и еечленами. В США впервые использовался принцип "дуалистического федерализма",согласно которому устанавливается сфера компетенции союза, т. е.определяется перечень вопросов, по которым принимать решения может толькосоюз, а все остальные вопросы считаются относящимися к ведению штатов.Однако реально полномочия федеральной власти значительно шире, т. к.американские правовые доктрина и практика пошли по пути применения принципа"подразумеваемых полномочий". Суть его сводиться к тому, что все вновьвозникающие предметы правового регулирования относятся только к компетенциисоюза. В некоторых федерациях (ФРГ, Австрия) устанавливаются две сферыкомпетенции: исключительная компетенция союза в сфере так называемойконкурирующей компетенции союза и членов федерации. В двух азиатскихфедерациях (Индия и Малайзия) устанавливается трехчленная системаразграничения компетенции между союзом и субъектами федерации. В Конституции РФ закреплен принцип трехчленной системы разграниченияпредметов ведения и полномочий. В статье 71 дается перечень 18 позицийнаходящихся в ведении Российской Федерации; в статье 72 указано 14 позиций,находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;статья 73 относит к полномочиям субъектов Федерации все другие вопросы, врешении которых субъекты обладают всей полнотой государственной власти. В ведении Российской Федерации находятся: федеративное устройство;основы федеральной политики и федеральные программы в областигосударственного, экономического, экологического, социального культурного инационального развития; основы единого рынка; федеральный бюджет,федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы, ядернаяэнергетика; внешняя политика и международные отношения;внешнеэкономические отношения; оборона, оборонное производство ибезопасность; определение статуса и защита госграницы; судоустройство,прокуратура; федеральная государственная служба; система федеральныхорганов законодательной, исполнительной и судебной власти и другие предметыведения и полномочия. Указанные сферы имеют общегосударственное значение, и деятельность в их пределах преимущественно федеральных органов полезна ивыгодна как федерации в целом, так и ее субъектам. Статья 72 к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФотносит: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов,законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов КонституцииРФ и федеральным законам; защиту прав и свобод человека и гражданина;вопросы владения, пользования и распоряжения землей; природопользование;разграничение государственной собственности; общие вопросы образования,науки и культуры; вопросы здравоохранения, социальной защиты, социальногообеспечения; осуществление мер в чрезвычайных ситуациях; установление общихпринципов налогообложения и сборов в РФ; отраслевое право; адвокатуру,нотариат; защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизнималочисленных этнических общностей; установление общих принциповорганизации государственной власти и местного самоуправления; выполнениемеждународных договоров Российской Федерацией. Анализ содержания предметов совместного ведения показывает, что срединих преобладают объекты социально-культурного развития. Здесь допустима ицелесообразна большая степень децентрализации и учета конкретно -исторических и иных условий развития образования, культуры, науки,здравоохранения, социальной защиты, природопользования и охраны окружающейсреды. Следующая группа предметов совместного ведения включает согласованноерешение общеэкономических вопросов. К ним относятся также отраслизаконодательства, допускающие более широкий спектр объемов и методовправового регулирования. Здесь центр тяжести перемещается на республики каксубъекты законотворчества в области административного, трудового,семейного, земельного, жилищного, водного, лесного и иных отраслейзаконодательства. Следующая группа предметов совместного ведения - этосогласованная организация некоторых видов государственных органов: судебныеи правоохранительные, местного самоуправления и др. Наконец, еще однагруппа включает согласование основных элементов правовой системы в РФ. К ихчислу относится обеспечение соответствия конституций и законов республик,уставов и иных нормативных актов субъектов Конституции РФ и законамФедерации. Сюда же относятся вопросы обеспечения законности, правопорядка иобщественной безопасности, борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями. Таким образом, Конституция в статьях 71 и 72 приводит исчерпывающиеперечни того, что находится в ведении Российской Федерации и в совместномведении Федерации и ее субъектов. Соответственно субъекты Федерацииобладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и ееполномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Что касается полномочий субъектов Федерации, то все субъекты РФформально равноправны, имеют одни и те же права и полномочия, а также несутравные обязанности в социальной, экономической и культурной областях.Однако, исходя из сложившихся традиций и реалий, за республиками в составеРоссийской Федерации закрепляется статус государств: они имеют своиконституции, принимают законы, в них избираются законодательные органы(парламенты), Верховные Суды, а также (по усмотрению), президенты, имеютони и собственную национальную государственную символику, вправеустанавливать свои государственные языки. Отдельные республики имеютдополнительные права. По Конституции РФ субъекты РФ имеют право : принятия своих конституцийи уставов без утверждения их федеральными органами; собственного правовогорегулирования, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов;самостоятельного образования системы органов государственной власти;участия в работе Федерального Собрания. Кроме того, каждый субъект имеетсвою территорию, которая не может быть изменена без его согласия. Помимо зафиксированных в Конституции прав и полномочий субъектыФедерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределовведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектовРФ. Субъекты РФ участвуют в формировании и деятельности федеральныхгосударственных органов. Законодательным органам субъектов принадлежитправо законодательной инициативы. Итак, Российской Федерации присущи черты, свойственные переходномупериоду. Она будет изменяться соответственно реалиям страны. Вероятнеевсего направления этих изменений будут связаны с правовым положениемсубъектов РФ. Актуальной проблемой остается поиск оптимального соответствия междуцентрализацией и самостоятельностью субъектов, сохранение равновесия междуэтими началами, чтобы избежать эволюционирования федерализма либо в сторонуунитаризма, либо к конфедерализму. Как же сохранить единство РФ, не допуская при этом ущемления интересовреспублик, автономий, краев и областей? Предлагается, например, модель построения Российской Федерации,согласно которой Россия строится по территориальному принципу (губернии,земли). Сторонников этой модели становится все больше. Переход отсмешанного принципа федеративного устройства к единому, территориальномуснял бы существующее противоречие между национально-государственным иадминистративно-территориальным принципами государственного устройства. Разумное решение проблемы федеративного устройства России может бытьобеспечено плавным переходом от национально-территориального деления кадминистративно - территориальному, т. е. такому, когда не этносы создаютданное территориальное образование, а сограждане. В традициях России -сохранение многообразия в самоуправлении народов и территорий, бережныйучет и согласование интересов наций, обеспечение их демократическогосожительства в рамках Федерации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ проблемы унитаризма и федерализма позволяет сделать рядвыводов. 1. Государство - это политическая целостность, образуемаянациональной или много национальной общностью, закреплённой на определённойтерритории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой,которая монополизирует институционализованную власть, обладая законнымправом применения принуждения. История знает три основных типа устройства государства: унитарное,федеративное и конфедеративное государство. Унитарное (неделимое) государство - форма государственного илинационально-государственного устройства, при котором территория государствав отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц -субъектов федерации, а подразделяется на административно-территориальныеединицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.) . Федерация - форма государственного устройства, в соответствии скоторой государство состоит из государственных образований - субъектовфедерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако,целостности государства. Наименее жесткие связи существуют в конфедеративном союзе, где части(субъекты федерации) могут не подчиняться целому и даже превалировать надним. 2. Федерация является распространенной формой государственногоустройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств,большинство из них крупные по территории и численности населениясообщества. Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространеннымиявляются федерации, построенные по территориальному признаку. К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В еесоставе находятся субъекты, представляющие собой национально -государственные и национально - территориальные образования (республики,автономные области, автономные округа), а также административно -территориальные образования (края, области, города федерального значения). Существуют федерации, в которых при доминировании территориальногопризнака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор. Естьфедерации, созданные по языковому признаку. Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различныевиды весьма условно. В чистом виде не существует ни территориальной, ниэтнонациональной, ни языковой модели федерации. Нет и федераций вообще в«чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот,унитарное государство, в определенной степени, является носителем элементовфедерализма. Федерация - это объединение государственно - правовое. Оназакрепляется в виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеютправа нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннемпорядке выйти из нее, хотя на практике это имело место. В федеративномгосударстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральнымцентром и субъектами федерации. Как правило, в таких государствахсуществует двухпалатный парламент. Одна палата (верхняя) выражает интересысубъектов федерации (штатов, провинций, земель, кантонов, республик и т.д.), другая (нижняя палата) - является органом общефедеральногопредставительства. В этом одно из принципиальных отличий федеративногогосударства от унитарного. Федерация есть форма разграничения предметов




Похожие:

Федерализм iconА. Г. Большаков Современный федерализм и кризис федералистских проектов в странах Центральной и Восточной Европы
О не тождественны. Федерализм может пониматься совершенно по-разному. Это технология разделения власти; политическая доктрина о человеке;...
Федерализм iconФакультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика»
Курс «Бюджетный федерализм: теория и практика» состоит из двух больших блоков: разделы I-II посвящены теоретическим вопросам и основам...
Федерализм iconФедерализм

Федерализм iconФедерализм и регионализм

Федерализм iconАмериканский федерализм

Федерализм iconФедерализм и его проявления в принципах конституционного строя России

Федерализм iconКурсовая работа на тему
Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации и межбюджетный федерализм
Федерализм iconГерманский федерализм
Образование современного германского государства явилось результатом поражения фашизма во второй мировой войне
Федерализм iconБельгийский федерализм
Работа выполнена на кафедре Конституционного права Московского государственного института международных отношений (Университета)...
Федерализм iconФинансовая академия при правительстве российской федерации
Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации и межбюджетный федерализм
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы