1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия icon

1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия



Название1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия
страница1/5
Дата конвертации24.07.2012
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4   5
1. /Вопросы по спецкурсу.doc
2. /Вопросы по философии.doc
3. /Ионийская философия.doc
4. /Особенности эпохи Возрождения и ее философии.doc
5. /Психоанализ Зигмунда Фрейда.doc
6. /Словарь.doc
7. /Специфика и особенности средневековой философии.doc
8. /Философия/23.doc
9. /Философия/29.doc
10. /Философия/32.doc
11. /Философия/Блаженный Августин.doc
12. /Философия/Великий инквизитор.doc
13. /Философия/Кант.doc
14. /Философия/Натурфилософия Древнего Китая.doc
15. /Философия/ПЛАТОН.doc
16. /Философия/Платон Государство.doc
17. /Философия/Платон Критий.doc
18. /Философия/Платон Тимей.doc
19. /Философия/Сартр.doc
20. /Философия/Ф. Ницше Так говорил Заратустра.doc
21. /Философия/Философия Аристотеля.DOC
22. /Философия/Ханс Иоахим Шедлих. Про Эзопа.doc
23. /Философия/Человек и толпа.doc
24. /Философия/несчастнейший.doc
25. /Философия_Билеты.doc
26. /Экзистенциальная философия и культура.doc
Целостность мира. Единство человека и Космоса в мифологической картине мира
Вопросы к экзамену по курсу «Философия»
«Ионийская философия»
«Особенности эпохи Возрождения и ее философии»
Психоанализ Зигмунда Фрейда
Словарь философских терминов
«Специфика и особенности средневековой философии»
23. человек и исторический процесс. Личность и массы. Свобода и необходимость
Познание начинается с наблюдения
Концепция бытия фундамент философской картины мира
Книга деcятая I. "Да узнаю Тебя Ты меня знаешь да узнаю Тебя так, как Ты знаешь меня"
Ф. М. Достоевский Из романа Братья Карамазовы. Часть вторая. Книга
§ 43 об искусстве вообще
Восточная философия
Книга седьмая греческий текст (Проект "Perseus") Перевод А. Н. Егунова Примечания (А. А. Тахо-Годи)
Платон государство
Платон. Критий
Платон тимей
Ж. П. Сартр
Ф. Ницше Так говорил Заратустра
Философия Аристотеля
Ханс Иоахим Шедлих
Человек и толпа
V. Несчастнейший
1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия
Согласно Карлу Ясперсу, природа, подчиняясь закон

1?  

1.1. Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия
      Ф. - вид мировоззрения, один из его видов. Мировоззрение по своему логическому объему шире, чем философия. Объект мировоззрения - мир в целом, а предмет - взаимоотношение мира природы и мира человека - макрокосма и микрокосма. Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также ос-нованные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его пове-дения и ценностные ориентации.
      Единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и др. критерии, формирующие в общест-ве общечеловеческие ценности, дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исто-рического развития. При таком подходе можно выделить мир-е первобытного общ-ва, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т.д. Мир-е каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, куль-туры и др.факторами. Вместе с тем в кач-ве основных выделяются след. типы мир-я: мифологическое, религиозное, обыден-ное и философское.
      В особый тип следует выделить обыденное мир-е, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повседневной деятельности, од-нако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных зна-ний, культуры мышления и чувств.
      Исторически первый тип - мифологическое мир-е - формируется на ранних стадиях развития общ-ва и предст. собой первую попытку человека объяснить происхождение и устр-во мира, появл-е на земле людей и жив-х, причины стихийных явл-й природы, опр-ть свое место в окруж.мире. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, к-рый формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появ-ся 3 мира: небесный, зем-ной и подземный. Весь этот процесс сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил. Мифология- фанта-стическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного чел-ка мифические сущ-ва - боги, духи, герои - наделены чел-ми чертами, совершают чел-е поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражалась слитность, нераздельность чел-ка и природы. Мифы были тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представления, включали зачатки знание и религиозных верований, сочетали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства. Мифология оказала значительное влияние на дух-ю жизнь чел-ва. Элементы миф-го мир-я сохранились в общественном сознании совр-го общ-ва. Это мифы об инопланетянах, полтергейстах, о волшебных снадобьях, исц-х от всех болезней и т.д.
      Религиозное мир-е сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общ-ва. Являясь фантастическим отражением действительности, религиозное мир-е отл-ся от миф-гии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное-основа религиозного мировоззрения. В мифе чел-к не выделяет себя из природы, боги живут в "земном" мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа явл-ся само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере. Религиозное сознание раздваивает мир на "земной", естест-венный, постигаемый органами чувств, и "небесный", сверхъестественный, сверхъчувственный. Религиозная вера проявл-ся в поклонении высшим сверхъестественным силам, к-рым приписывались св-ва матер-х предметов, связям между предмета-ми, богам и духам. Позднее формир-ся образ единого Бога - творца всего сущего, блюстителя обычая, традиций нравствен-ности, дух-х ценностей. Возникают монотеистические религии - иудаизм, христианство, ислам, буддизм.
      Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоре-тического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их ми-ровоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и со-держат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, представляет собой логически упорядоченную сис-тему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы. Это не означает, однако, что философии вообще не свойственно художественно-образное мышление. Поэтическая фантазия ярко выражена в антич-ной философии, тесно связанной с мифологичес-ким воззрением на мир. Но и в более поздних философских уче-ниях стро-гость мысли, логика доказательств нередко сочетались с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов. Характеризуя философское мировоззрение, необходимо отме-тить, что в его содержание входят не только собственно философские проблемы, но также обобщенные экономические, по-литические, правовые и естественнонаучные представления, нравственные, эстетические, религиозные (или атеистические) принципы, воззрения, идеалы. Поэтому философское мировоззрение не следует полностью отождествлять с философией. Однако теоретической основой, ядром этого типа мировоззрения является философия, вокруг которой группируются все дру-гие его элементы и по отношению к которым философия выполняет свою интегрирующую роль. Все это обусловлено миро-воззренческим характером философии, именно она ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, и прежде всего центрального вопроса всякого мировоззрения - отношение человека к миру. Поэтому, употребляя понятие "философское мировоззрение", следует иметь в виду мировоззрение, теоретической основой которого является философия.
      Специфика философии. Однако классическая, зрелая философия -философия по преимуществу ума. Философия -сис-тематическая попытка разгадать тайну бытия и небытия интеллектуальными средствами. Философия пользуется понятиями, в том числе и наивысшими понятиями-категориями. Рациональность и системность -таковы главные качества классической философии. Философия - системно-рационализированное мировоззрение. Системность определяет содержание философии, поиск ею единства и субстанции мироздания, а рациональность -ее форму, ее уровень.

2?

2.1. Структура фил. знания . Истор типы философствования
      Структура фил знания: 1) Ядро фил-ии - дилектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология(теория познания) - наука о том, как человек познает мир и самого себя. 3) Онтология - учение о бытии. 4) Общая социология о закономерностях и движ силах развития общества. От общей социологии отделились такие науки: этика, политология, религиоведение др, кот сущ-ют сегодня как самостоятельные науки.5)Историко-фил-ий раздел - изучение истории фил-их учений. (1-5)- Фил=ия в полном смысле слова, (1-3) - в узком смысле слова.
      Онтология равнозначно метофизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязательное для всех наук. Она выступают в тесной связи с естественным, научным и гуманит знанием. Онтология выступает как система умозрительных, всеобщих определений бытия. Проблема бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытным, с границами и возможностями познания действительности. Гносеология - важная часть философской теории, где фил теория учения способности человека познать действительность, об истьочнике, формах и методах познания, оь истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Метериалистич гносеология исходит из признания объективности внешнего мира и возможности его познания. Идеалистич гносеология либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия,т к предметы , суть "комплексы ощущений", либо в принципе отрицает возможность познания мира. Аксеология - разд ел философии, посвящ учению о ценностях. Преобразуя окр мир, люди создают матер и дух ценности. Среди них произв и быт техника, здоровье, семья, нравстев нормы, худ произведения. В контакты с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Региозно-христианская мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусству и завершилась разработкой новой системы ценностей, в которую должное место заняли труд, здоровье, просвещение познание и техника, государство и социальная справедливость.

4

7.2. Фундаментальные основы бытия. Материи, пространство и время
      В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия - категории, фиксирующие наиболее общие существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается это осмысление, является -"бытие" - наиболее широкое по объему и бедное по содержанию понятие, охватывающее все существующее и выражающее единственное свойство - быть, существовать.
      Категория бытия основывается на признании того очевидного факта, что мы сами, окружающие нас вещи, явления природы, Солнце, небо, звезды, весь мир существуют. Существованием обладает не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи и теории, фантазии и мифы. Противоположностью бытия является небытие, отсутствие существования.
      Отдельные проявления бытия - элементарные частицы, растения, животные, человеческие цивилизации - рождаются и гибнут, возникают из небытия и возвращаются в небытие. И в этом смысле правомерно говорить о взаимопереходах бытия и небытия, нечто и ничто. Но ни одна вещь, явление или процесс не возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия, в инобытие. Осмысление бытия человека приводит к признанию его раздвоенности на тело и душу, физическое и психическое, материальное и идеальное, к проблеме их соотношения.
      Личный опыт человека, опыт других людей убеждает в том, что бытие существует не только в данном месте, но и в других местах, и не только в настоящем, но также существовало в прошедшем и будет существовать в будущем . Формируются категории "пространство" и "время". Размышление о пространстве и времени ставит проблему о пространственных и временных границах бытия, проблему его вечности во времени и .бесконечности в пространстве.
      Эти и ряд других проблем и категорий составляют содержание онтологии - раздела философии, предметом которого являтся бытие как таковое, его фундаментальные принципы и свойства.
      Одной из онтологических проблем является проблема единства бытия. Фалес считал воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Анаксимандр пришел к выводу, что первоначалом не может быть одна из существующих "стихий" или их сочетания; им является . гипотетическое неопределенное вещество - алейрон. Другой древнегреческий философ - Анаксагор полагал, что бытие состоит из бесконечно разнообразных вечных и неизменных "семян вещей" - гомеомерии . В учении античных атомистов все существующее состоит из мельчайших неделимых частичек - атомов и пустоты.
      В субъективно-идеалистической философии пространство, и время рассматривают как субъективные формы упорядочения наших ощущений. Данной точки зрения, придерживались Беркли, Юм, Мах, Авенариус и др. По мнению Канта, наши ощущения, восприятия упорядочены в пространстве и времени, но на этом основании не может быть уверенности в упорядочении в пространстве и времени реальных тел. Наше восприятие упорядоченности вещей и событий нельзя переносить, "проецировать" на действительность. Концепция Канта отрицает объективное существование пространства и времени. По Канту, "вещи в себе" непространственны и невременны.
      На протяжении истории развития философии и естествознания сформировались две противоположные концепции, по-разному объясняющие пространство и время - субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция (Демокрит, Ньютон и. др.) рассматривала пространство и время абсолютными, неизменными и постоянными, не зависимыми от движущейся материи, как чистую протяженность и чистую длительность. Реляционное понимание рассматривало их как объективные формы существования тел и событие (Аристотель, Лейбниц и др.). Пространство и время - особые отношения между объектами и самостоятельно, отдельно от них не существуют.
      Суть реляционного понимания заключается в том, что, пространство и время - формы существования материи, они не просто зависят от своего содержания - движущейся материи,, а находятся в единстве со своим содержанием, определяются движущейся материей. В этом смысле пространство и время являются всеобщими, объективными формами движущейся материи, их природа всегда обнаруживается в конкретных формах, движения материи.. Пространство и время находятся в единстве друг с другом, с движением и материей. Пространство и время имеют общие характеристики как непосредственно связанные между собой формы существования материи: объективность, абсолютность (в значении всеобщности и необходимости), относительность (зависимость от конкретных свойств, особенностей, видов и состояний материи), единство непрерывности (отсутствие пустого пространства) и прерывности (раздельное существование материальных тел, каждое из которых имеет пространственные и временные границы), бесконечность. Вместе с тем они имеют и различие, которое характеризует свойственные им особенности.
      Пространство - объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем характеризующая их протяженность, взаимное расположение, структурность и сосуществование.
      Характерным свойством пространства выступает протяженность, проявляющаяся в рядоположенности и сосуществовании разных элементов. Образуется определенная система сосуществования, пространственная структура, которая имеет специфические свойства:
      трехмерность, непрерывность и прерывность, симметрия и асимметрия, распределение вещества и полей, расстояние между объектами, их местоположение и т.д. . Реальное пространство трехмерно.. Это означает, что всякие пространственные отношения в своем существовании могут быть описаны на основе трех измерений. Время также имеет свои специфические свойства. Взаимодействие различных материальных систем, процессов и событий составляет содержание реального времени. В самой действительности мы наблюдаем смену различных явлений, событий, процессов и т.п. Одни из них уже давно свершились, другие имеют место в настоящем, третьи ожидаются и т.д. Во всем этом многообразии мира мы наблюдаем различную продолжительность и различные временнйе интервалы между свершающимися событиями, отмечаем смену одних явлений другими
      Время - объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая длительность и последовательность смены их состояний. Время существует как связь смены, чередования различных систем и их состояний, выражающая их длительность и последовательность существования, представляющая собой объективную, всеобщую форму связи сменяющих друг друга событий и явлений..
      Реальное время характеризует определенную направленность всех явлений и событий. Оно необратимо, асимметрично, всегда направлено от прошлого через настоящее к будущему, его течение нельзя ни остановить, ни повернуть вспять. Пространство и время могут быть рассмотрены в отдельности лишь мысленно, в абстракции. В действительности же они составляют единую пространственно-временною структуру мира, неотделимы как друг от друга, так и от материального движения. Современное естествознание полностью подтверждает и конкретизирует представления о единстве пространства, времени, движения и материи.
      Пространство и время как формы существования материального движения всегда определяются конкретными свойствами и взаимодействием определенных материальных систем, и в этом смысле они всегда относительны. Но в другом, как иногда подчеркивают, в философском смысле, в понимании их как всеобщих, необходимых форм материального движения они абсолютны. Иначе материальное движение может осуществляться только в пространстве и во времени. Будучи объективными, всеобщими, необходимыми формами бытия материи, они неисчерпаемы в многообразии своих свойств, как и материя, так как выражают бесконечную последовательность и длительность, иначе выступают как всеобщая связь и взаимодействие многообразных превращений материальных процессов.
      Философия, основываясь на обобщении Достижений в изучении пространства и времени современной наукой, рассматривает их как объективные, всеобщие формы бытия материи, необходимые условия существования материального движения.

  6.2. Категория бытия
      В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия - категории. Категорией, с которой начинается это осмысление является -"бытие" - наиболее широкое по объему и бед кое по содержанию понятие, охватывающее все существующее и выражающее единственное свойство - быть, существовать.
      Категория бытия основывается на признании того очевидного факта, что мы сами, окружающие нас вещи, явления природы, Солнце, небо, звезды, весь мир существуют. Существованием об падает не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи и теории, фантазии и мифы.
      Охватывая все существующее, "бытие" близко по смыслу понятиям "космос" в древней философии, "действительность", а также "мир", "природа" в их широком понимании (мироздание, вся существующая природа), употребляемым в разных философских системах. Противоположностью бытия является небытие, отсутствие существования.
      Отдельные проявления бытия - элементарные частицы, растения, животные, человеческие Цивилизации - рождаются и гибнут, возникают из небытия и возвращаются в небытие. И в этом смысле правомерно говорить о взаимопереходах бытия и небытия, нечто и ничто. Но ни одна вещь, явление или процесс не возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия, в инобытие. Происходят взаимопревращения элементарных частиц, природных явлений, на обломках погибших цивилизаций возникают новые цивилизации. Поэтому небытие относительно, в абсолютном смысле существует только бытие, хотя формы его существования различны. Это бытие вещей, свойств и отношений неживой и живой природы, бытие человека и бытие общества, материальных предметов и их идеальных образов: представлений, понятий, теорий.
      Противопоставив миру вещей мир бестелесных и нечувственных идей, обладающих "истинным бытием", Платон распространяют бытие на идеальное. Аристотель рассматривал бытие как абстракцию, которая лежит в основе объяснения отдельных конкретных предметов материальной и духовной жизни. Всеобщность бытия проявляется в отдельных явлениях. Наряду с действительным, актуальным бытием Аристотель вводит понятие возможного, потенциального бытия. Таким образом, уже в античной философии категории бытия было уделено значительное внимание. Проблемы бытия занимают важное место во всей последующей истории философии.
      Осмысление бытия человека приводит к признанию его раздвоенности на тело и душу, физическое и психическое, материальное и идеальное, к проблеме их соотношения.
      Личный опыт человека, опыт других людей убеждает в том, что бытие существует не только в данном месте, но и в других местах, и не только в настоящем, но также существовало в прошедшем и будет существовать в будущем (глагол "есть" имеет временные формы, он употребляется в прошедшем и будущем времени: "был", "будет"). Формируются категории "пространство" и "время". Размышление о пространстве и времени ставит проблему о пространственных и временных границах бытия, проблему его вечности во времени и .бесконечности в пространстве.
      Признание существования во времени приводит к размышлениям об изменчивости различных форм бытия, к разработке категорий "изменение", "движение", "развитие".

5

   3.2. Философия познания Истина, заблуждение
      Теория познания (или гносеология, философия познания) - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.
      Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" - знание и "logos" - понятие, учение, и означает "понятие о знании", "учение о знании". В предмете философии как всеобщем в системе "мир - человек" коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения. Гносеология изучает всеобщее, характеризующее по-знавательную деятельность человека. В ее компетенции вторая сторона основного вопроса философии, чаще всего выражаемая вопросом "Познаваем ли мир?". В гносеологии имеются многие другие вопросы, раскрытие которых связано с иными категориями и понятиями: "сознание", "истина", "практика" и "познание", "субъект" и "объект", "ма-териальное" и "идеальное", "человек" и "компьютер", "чувственное", "рациональное", "интуиция", "вера" и т.п. Каждое из этих понятий, выражая духовные или материальные явления, автономно и связано с особой мировоззренческой проблемой. Однако в теории познания все они оказываются объединенными между собой посредством понятия "истина", с которым они так или иначе соотносятся.
      Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повсед-невная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. В этом отношении некорректно отождествление теории познания с эпистемологией (теорией научного познания), допускаемое в ряде философских публикаций, в том числе в "Философском энциклопедическом словаре". Широко распространено такое отождествление в современной западной философской литературе. Однако целесообразно разграничивать эти понятия, связывая эпистемологию только с анализом научного познания и включая ее в гносеологию. Научное познание мира обладает целым рядом специфических черт, которых мы не находим в обыденном, художественном, религиозном и ином познании; а поскольку исследования познавательных процедур и операций, кри-териев и способов образования абстракций, осуществляемых в научной деятельности, представляют для теории познания исключительный интерес, постольку в ней целесообразно выделить особый уровень или раздел, в котором будут сосредоточены проблемы собственно научного познания - эпистемологию. К числу понятий, относящихся к эпистемологии, можно отнести понятия эмпирического и теоретического уровней познания, понятия стиля научного мышления, метода научного познания и т.п. Все они являются также и понятиями теории познания. Предметом гносеологии выступает, наряду с другими сторонами субъектно-объектных отношений, специфика научного знания, специ-фика обыденного, повседневного знания, специфика других видов познавательной деятельности человека. Но рассмотрение самих этих видов познания здесь не становится самоцелью. Иначе философская гносеология по крайней мере частично превратилась бы в специально-научное исследование и стала бы частью науковедения или логики и методологии научного познания. Специфичность того или иного вица познания интересует гносеологию лишь с мировоззренческой стороны и в плане достижения и форм существования истины.
      Онтология и гносеология взаимосвязаны в научной философии посредством основного вопроса мировоззрения.
      Общее учение о бытии, как раздел философии, изучающий фундаментальные основы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего, выступает предпосылкой научной теории познания. Все понятия гносеологии и принципы диалектического мышления имеют свое онтологическое обоснование и в этом смысле - онтологическую сторону. Содержание теории познания, как и со-держание онтологии, пронизано идеей развития. В то же время кате-гории, раскрывающие существо детерминизма и развития, имеют логическую и гносеологическую функции, нацелены на обеспечение дальнейшего развития познания. Иначе говоря, теория познания и онтология, имея свою специфическую проблематику и содержание, будучи не сводимыми друг к другу, взаимосвязаны: гносеология "онтологична", а онтология "гносеологична". Гносеология как часть филосо-фии тесно связана также с этикой, эстетикой, с философским учением о человеке.
      И. Кант сделал решающий шаг в самоопределении гносеологии как учения о научном познании. "Критика чистого разума" - это тот "по-воротный пункт в истории гносеологии, в котором впервые из общей теории познания выделяется теория естественнонаучного знания в собственном смысле слова - то, что в англо-саксонских странах полу-чило название "эпистемология". И. Кант подчеркнул неот-рывность теории познания от проблемы человека, от философской антропологии и этики (связь теории познания в "Критике чистого разума" и этической проблематики в "Критике практического разума"). Философию, писал он, можно назвать наукой о высшей максиме применения нашего разума. Философия есть наука об отношении разума к его конечной цели, которой, как высшей, подчинены все другие цели и в рамках которой они должны образовать единство. Внимательное прочтение "Критики чистого разума" обнаруживает в этом произведении в неявной форме вопрос: как возможна свобода человека? Человек - не просто трансцендентальное единство апперцепции, но личность, обретающая предикат свободы, понимание долга и силу для того, чтобы ему следовать. Назначение философии - способствовать интеллектуальному самоопределению личности, формировать теоретический и практический разум человека.
      Философская теория познания исследует, во многом те же явления познавательной деятельности, но в другом ракурсе - в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины. Главной категорией в гносеологии является "истина". Ощущения, понятия, интуиция, сомнение и т. п. выступают для психологии в качестве форм психического, связанного с поведением, жизнедеятельностью индивида, а для гносеологии они - средства до-стижения истины, познавательные способности или формы существо-вания знания, связанные с истиной.
      Истина и заблуждение Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуи-тивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе миро-воззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими поняти-ями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни". Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: "Истина-это соответствие знаний действительности"; "Истина-это опытная подтверждаемость"; "Истина - это свойство самосогласованности знаний"; "Истина - это полезность знания, его эффективность"; "Истина - это соглашение". Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Она называется так потому; что оказывается древнейшей из всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем. Классичесское понимание истины разделяли Фома Аквинский, П.Гольбах, Гегель, Л.Фейербах, Маркс; разделяют его и многие философы XX столетия. Этой концепции придерживаются и материалисты, и идеалисты, и теологи; не отвергают ее и агностики; среди приверженцев классиче-ской концепции истины имеются и метафизики, и диалектики. Различия внутри нее проходят по вопросу о характере отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.
      Иногда говорят: классическое определение истины (через "соответ-ствие", "верное" или "адекватное" отражение) тавтологично. На наш взгляд, правы те, кто считает полезными и такие определения-тавто-логии, поскольку они играют роль разъяснений значений менее знако-мых слов через слова, значения которых интуитивно более ясны.
      Современная трактовка истины, которую разделяет, по-видимому, большинство философов, включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объ-ективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только Из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, в "действи-тельность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с прак-тикой; объект задается через практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике. В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты отграничивают диа-лектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, иде-ализма и упрощенного материализма.
      Антиподом истины является ложь. Ложь обычно понимается как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Понятие "ложь" оказывается близким по смыслу к понятию "дез-информация". Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осознанной или неосознанной, не переставая оттого быть неправдой. Понятие дезинформации отличается в данном отношении (в отношении интенции, намерения, направленности сознания) от понятия "ложь", кроме того, в нем оттеняется процесс передачи информации, т. е. коммуникативный, момент. 'Дезинформация - передача (объективноложного знания как истинного или (объективно) истинного знания как ложного; Оно не зависит однозначно от интенции информатора".
      Рассмотрим теперь феномен "заблуждение", причем применительно к науке. Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его суще-ственно отличающимся от лжи и дезинформации. В основе заблужде-ний может находиться дезинформация, но они могут порождаться и другими факторами. Причины появления заблуждений в науке, естествознании много-образны. Из гносеологических причин можно указать на характер поиска истины: он всегда сопряжен с выдвижением предположений, догадок, гипотез. К гносеологическим факторам относится также многогранность объектов изучения и нередко фрагментарное, поначалу одностороннее их отображение (вспомним хотя бы историю развития знания о природе света, где сначала познавалась одна сторона внутрен-него противоречия, затем другая). Часть выдается за целое, одна сторона, один элемент - за всю систему. В результате полученная первоначальная истина трансформируется в не-истину. Заблуждения неравнозначны по отношению к факторам, их вызвав-шим, по степени достоверности информации, в них содержащейся, по роли в развитии знания и т.п. Роль заблуждений в развитии науки неоднозначна. В принципе всякое заблуждение как заблуждение уводит в сторону от истины, мешает познанию. И подлинный ученый никогда сознательно не идет на его конструирование

6
  1   2   3   4   5




Похожие:

1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия icon1. Понятие, предназначение и смысл философии. Социокультурные предпосылки возникновения философии. Религия и мифология
Философия Нового времени. Эмпирические и рационалистические направления в философии Бэкон, Декарт
1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия iconУчебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Фролов И. Т. и др. М., 1989. Р вольф Р. П. О философии. М., 1996 Гл. 1
«Предмет философии, ее структура, функции и генезис. Философия и мировоззрение» (2 часа)
1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия iconРеферат по Философии Тема: «Древневосточная философия» Содержание. 1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии. 3 1 Специфика философии древнего Китая. 3
В древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми
1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия icon1. Философия Древнего Востока и основные особенности античной философии
Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени, развитие отечественной...
1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия iconЭкзаменационные вопросы по курсу «философия» для студентов IV курса 2007г. Понятие, предназначение и смысл философии. Социокультурные предпосылки возникновения философии. Религия и мифология
Онтология как раздел философского знания. Бытие как фундаментальная философская категория, структура бытия
1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия icon1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности
Дайте сравнительную характеристику философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских...
1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия iconСодержание программы по курсу «философия» Тема 1
Философия и мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения. Жизненно-практическое и теоретическое миропонимание. Исторические типы...
1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Философия»
Философия как наука и мировоззрение. Предмет, функции философии. Взаимосвязь философии, науки и религии
1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия iconУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социальной философии и культурологи кгу и предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020100 «Философия»
Умп по теме «Восточная философия как проблема западной философской культуры» является важной структурной компонентой курса «История...
1 Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия icon«основы философии»
Всеобщее как предмет философии. Плюрализм в определении предмета философии. Философия и специальные науки
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы