Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России icon

Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России



НазваниеБюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России
Дата конвертации25.08.2012
Размер373.77 Kb.
ТипРеферат
Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России


Содержание. Введение 1. Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России: 2. Источники финансового обеспечения пенсий; 3. Причины финансового кризиса пенсионной системы. 4. Альтернативные системы финансирования: 5. Пенсионная система на основе накопительных принципов финансирования: 6. Механизм осуществления начального этапа реформы; 7. Государственное регулирование накопительной пенсионной системы; 8. Проблема льготных пенсий. 9. Какую систему пенсионного обеспечения выбрать: перераспределительную или накопительную ?: 10. Зависимость от экономических и политических изменений; 11. Влияние на экономический рост; 12. Зависимость от специфики демографического развития; 13. Какую систему предпочесть? 14. Пенсионная реформа. Заключение. Список литературы. Приложение. Введение . Пенсионная система, являясь органической частью финансовой системыгосударства, образует объемные финансовые потоки социальных трансфертов вкругообороте доходов, ресурсов и товаров. Так в 1996 году бюджетПенсионного фонда РФ составил около 40 % доходов федерального бюджета. Государственная пенсионная система в РФ имеет всеобщий характер. Содной стороны, предусматриваются все виды пенсий, которые в соответствии сконвенциями и рекомендациями Международной организации труда применяются вмировом сообществе - по старости, за выслугу лет, по инвалидности, семьям вслучае потери кормильца. С другой стороны право, на пенсию при определенныхусловиях предоставляется всем гражданам, занятым трудовой,предпринимательской и иной общественно-полезной деятельностью илипроходящим государственную, включая военную службу. Граждане, которые поразным причинам не приобрели права на указанные пенсии, устанавливаютсясоциальные пенсии. Пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе,насчитывающей свыше 50 основных федеральных нормативных правовых актов .Наиболее общими и важными из них являются законы «О государственныхпенсиях в Российской Федерации.», «О пенсионном обеспечении лиц,проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»,«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствиекатастрофы на Чернобыльской АЭС», которые регулируют условия и нормыобеспечения государственными пенсиями. В то же время положение в пенсионном обеспечении не можетудовлетворять ни пенсионеров, ни властные структуры, ни работников органовПенсионного фонда и социальной защиты населения. Идет болезненный поискконкретных решений и мер по пути реформ, которые были очерчены в Концепцииреформы системы пенсионного обеспечения в РФ, одобренном Правительством в1995 году. Реформирование пенсионной системы направлено на выработку наиболеесправедливых с точки зрения нынешнего состояния общества способовмобилизации взносов в нее, распределение пенсионного бюджета междупенсионерами, рационального управления финансовыми потоками и обслуживаниемпенсионеров.
Отношение общества к пенсионной системе характеризуется двумяразличными факторами. С одной стороны ведется поиск мер, которые позволяютпротиводействовать негативному влиянию кризисного состояния экономики нажизненный уровень пенсионеров. Поскольку наиболее просто и быстро этопротиводействие может себя проявить через корректировку правил и нормраспределения средств, то внимание населения и политиков привлечено квопросам индексации пенсий и изменению порядка их назначения. В 1996 году дважды ( 01 января и с 01 мая ) индексировались пенсии всоответствие с принимавшимися Федеральными законами и дважды увеличивалиськомпенсационные выплаты ( с 01 февраля и с 01 мая ). Численностьпенсионеров за выслугу лет увеличилась в 1.8 раза в связи с принятиемФедеральных законов о выплате пенсий работникам образования издравоохранения. С другой стороны идет процесс формирования рыночных отношений, вчастности, развитие и распространение государственных форм собственности.В то же время механизмы пенсионной системы и ее взаимодействие с остальнойчастью общества в ходе экономических преобразований последних летизменились мало. Это порождает дисгармонию отношений субъектов экономики ипенсионной системы По всей видимости, можно признать, что в ходетрансформаций экономики имела место недооценка влияния государственногопенсионного обеспечения на экономические процессы в государстве. 1.Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России. Пенсионная система России является составной частью государственногосоциального страхования. Эта система уникальна и включает страхование постарости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности,беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование.Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, егофинансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносовработодателей, работников и самозанятого населения. Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегоднясоответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однакоорганизация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы ксегодняшней реальности. Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей вразвитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданиемПенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджетагосударства. Это дает возможность правительству, парламенту и всемуобществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионногострахования и как они расходуются, а также является залогом того, что этисредства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом.Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могуткапитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшенииэкономической и демографической ситуаций. Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантийграждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенныйкомплекс государственных органов социальной защиты, ответственных заназначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России ( ПФР ). Пенсионный фонд обеспечивает выполнение следующих основных функций впенсионной системе:сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии состраховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;финансирование выплаты пенсий. В большинстве регионов РФ назначение и выплата пенсий проводятсяучреждениями социальной защиты населения, которые получают средства отПенсионного фонда и доводят их до пенсионеров. Выплата пенсий осуществляется путем их доставки в форме наличностиили путем перевода на счета пенсионеров в банках. Кроме того, ПФР осуществляет:начисление и сбор штрафов и пени при несвоевременной и неполной уплатестраховых взносов плательщиками;подготовку проекта бюджета пенсионной системы, который независим отфедерального бюджета, контроль за его использованием и составление отчетаоб исполнении бюджета пенсионной системы. В силу сложившихся объективных причин развития и размещенияпроизводства , природно-климатических условий концентрация пенсионеровразлична: от 15 до 20 % к трудоспособному населению на Севере , до 50 - 60% в центральных и южных районах России. В связи с этим Пенсионный фондосуществляет:перераспределение финансовых ресурсов между регионами. Представление об объемах средств, которые собирает и направляет нафинансирование выплаты пенсий ПФР можно оценить по бюджету фонда за тригода.1 Конечно же, первоочередной задачей Пенсионного фонда России являетсяобеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условийдля регулярной выплаты пенсий в уставленные сроки и повышение их размеров сучетом изменения потребительских цен. Доставкой пенсий занимаются органы федеральной почтовой связиМинсвязи России, отделениями Сбербанка России и другими банковскимиучреждениями, а также доставочными организациями. Отмеченное разделение функций между различными органами создаетопределенные трудности в работе пенсионной системы. Однако основной ихпричиной является финансовая несбалансированность пенсионной системы,вследствие чего объем средств . необходимых для выплаты пенсий, уже давноснизившийся до критической черты ( средний размер пенсий близок кпрожиточному минимуму пенсионера, а минимальный - составляет лишь четвертьминимума ), не обеспечивается поступлением страховых платежей.__________ 1См. Приложение таблица 1. 1.1.Источники финансового обеспечения пенсий. Источниками финансового обеспечения пенсий являются:федеральный бюджет в отношении пенсий гражданам, проходившим военнуюслужбу, службу в органах внутренних дел, отдельным категориям лиц в связи сособенностями прохождения ими государственной службы ( федеральнымгосударственным служащим, депутатам, судьям, прокурорским и таможеннымработникам и другим ) , гражданам в связи с аварией на Чернобыльской АЭС ивследствие других радиационных аварий и катастроф, а также социальныхпенсий;Пенсионный фонд России - в отношении «трудовых» пенсий гражданам,работавшим по трудовому договору, по договорам гражданско - правовогохарактера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг,индивидуальным предпринимателям, членам производственных кооперативов икрестьянских ( фермерских ) хозяйств, лицам свободных профессий ( писатели,композиторы, художники и т.п. ) и другим гражданам, подлежащимгосударственному пенсионному страхованию. Финансовые средства ПФР состоят из:обязательных взносов работодателей;обязательных взносов наемных работников;поступлений из государственного бюджета; Первые страхуют работников, выплачивая в Пенсионный фонд 28 % фондазаработной платы. Доля этих средств в доходной части бюджета ПФ составляет85-90 %. Сами работники вносят 1 % вознаграждения за свою трудовуюдеятельность . В доходах ПФР их доля не превышает 2-3 %. Кроме тогогосударство перечисляет необходимые средства на выплату социальных пенсий,пенсий военнослужащим и членам их семей, пособий пострадавшим отчернобыльской катастрофы и т.п. Вклад госбюджета в доходы ПФР едвадостигает 5-6 %.Совсем незначительную часть в бюджете Пенсионного фонда составляют такиепоступления, как суммы пени и штрафов, финансовые санкции, банковскиеначисления по остаткам средств на счетах региональных отделений ПФР и пр. Назначение пенсий по закону «О государственных пенсиях в РоссийскойФедерации», в т.ч. социальных, по чернобыльской программе, а также лицам,проходившим военную службу по призыву, и их семьям при утрате кормильцаосуществляется органами социальной защиты населения субъектов РФ,финансирует на эти цели Пенсионным фондом России.2 Назначение пенсий отдельным категориям пенсионеров осуществляетсяорганами Минобороны России, МВД России, ФСБ России, СВР России,Госналогслужбы России, ФСНП России, Генеральной прокуратуры России идругими государственными органами с выделением средств федерального бюджетапо соответствующим министерствам и ведомствам. С началом радикальных рыночных реформ экономическое и социальноесодержание пенсионной системы коренным образом изменилось, хотя для самихполучателей пенсий и плательщиков страховых взносов это оставалось и вомногом все еще остается незамеченным. За 70 дореформенных лет пенсионерысвыклись с мыслью, что пенсионное обеспечение исключительная прерогативагосударственной системы управления. Плательщики же, как правило,отождествляют страховые взносы в ПФР с другими федеральными налоговымипоборами. Да и для государственного бюджета обязательные взносы в пенсионнуюсистему также представляется обременительным. 2. Причины финансового кризиса пенсионной системы. Одним из самых болезненных социальных явлений сегодня стали задержкис выплатой пенсий. В результате сложной финансовой ситуации в настоящеевремя многие регионы не могут обеспечить самостоятельно своевременную и вполном объеме выплату пенсий. Первый пик задержек пенсионных выплатпришелся на август-сентябрь 95 года, когда накопленный дефицит ( недостатоксобственных средств ) ПФ едва ли не достиг половины его месячного бюджета. Причин было несколько. Первое. Рост просроченной задолженностипредприятий и организаций по страховым взносам. Накопленная за 1992-1996годы задолженность составила на начало 1997 года 61 трлн. рублей, причемза последний год увеличилась в 3 раза.__________ 2См. Приложение таблица 2,3 В свою очередь образование просроченной задолженности передПенсионным фондом можно отнести:. рост задолженности предприятий и организаций по выплате заработной платы своим работникам, которая в свою очередь вызвана рядом причин, в т.ч. недофинансированием из бюджетов всех уровней;. тяжелое финансовое положение предприятий в связи с отсутствием заказов или трудностями со сбытом (незавершенность структурной перестройки );. уклонение предприятий и организаций от уплаты страховых взносов путем выплаты вознаграждения работникам косвенным путем (через дочерние или вышестоящие организации, банковские депозиты, страхование сотрудников, выплату вознаграждения, минуя расчетный счет, из выручки или натурой, путем использования множества счетов ). В целях мобилизации ресурсов и обеспечения своевременности выплатыпенсий в соответствии с решением Временной чрезвычайной комиссии приПрезиденте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетнойдисциплины от 26.12.96 Пенсионным фондом совместно с ГосналогслужбойРоссии, Банком России и другими федеральными министерствами и ведомствами,а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерациипринимаются меры по снижению указанной задолженности по платежам вПенсионный фонд, включая усиление ответственности за нарушение дисциплинырасчетов, в т.ч. обеспечение контроля за деятельностью коммерческий банковпо обязательному перечислению платежей своих клиентов в фонд. Справочно : Применение Пенсионным фондом механизмовэкономического стимулирования организаций к погашению задолженности постраховым взносам в сочетании с жесткими мерами контроля и принудительноговзыскания дают определенный результат. Так, в 1996 году в счет погашенияэтой задолженности в фонд поступило 11 трлн. рублей. Другой причиной ухудшения финансовой базы пенсионной системы -расширение масштабов безработицы, которая все более оказывает воздействиена пенсионную систему путем снижения доходной части рынка труда ирасширение расходной части пенсионного бюджета за счет увеличения числапенсионеров - «досрочников», которые по законодательству имеют право выйтина пенсию до истечения трудоспособного возраста. Непосредственным поводом возникновения финансового дефицита бюджетаПФР явилось принятие Госдумой РФ закона о внеочередной индексации пенсийс июня 1995 г. в 1.2 раза. Это повлекло за собой увеличение расходнойчасти пенсионного бюджета. Соответственно, возросли ежемесячные расходы Пенсионного фонда, чтоне могло не сказаться на его финансовой стабильности. Вслед за темнезамедлительно последовало резкое сокращение наличных оборотных средств,необходимых для своевременного обеспечения деньгами органов социальнойзащиты и отделений связи. Однако изъятие оборотных средств, использованныхна покрытие текущего дефицита пенсионного бюджета, не только не решилопроблемы своевременной выплаты пенсий, но привело к тому, что большинстводотационных территорий оказались без средств для выплат пенсий наочередной период. К объективным причинам кризисного состояния пенсионной системыотносятся общее постарение населения страны: при общем его росте запоследние 10 лет на 7.7 % численность лиц пенсионного возраста увеличиласьна 33.4 %, а доля их в составе населения поднялась с 16.3 до 20.2 %. Нагрузка на занятое экономически активное население, которое несетвсю тяжесть по социальному обеспечению пенсионеров, за 1990 - 1996 годывозросла на 27 %: на 1000 занятых сегодня приходится 565 пенсионеров. Правительственная политика оплаты труда в основном нацелена насдерживание ее роста. Фонд оплаты труда ( ФОТ ), представляющий собой базудля начисления взносов в Пенсионный фонд, имеет тенденцию к сжатию. ДоляФОТ в ВВП снизилась с 27.1 % (1992г. ) до 23.5 ( 1995 г. ). Одновременносокращается и доля в ВВП государственных расходов на пенсии. Справочно: За 1996 год в бюджет Пенсионного фонда поступилотекущих доходов ( без привлеченных кредитов и средств федерального бюджета) в сумме 118.1 трлн. рублей, из них 113.2 трлн. рублей страховых взносов (97.7 % ) и 5 трлн. рублей прочих поступлений ( 4.3 % ). Минимальная пенсия по старости с установленной компенсацией возрослас 342 рубля в 1991 году до 219.6 тыс. рублей к концу 1996 года, а средняяпенсия по старости с 438 рублей до 337.2 тыс. рублей. Доля расходов напенсии в ВВП на пенсии колебалась в пределах от 4 до 6 % , в 1996 годусоставила 6.2 %. Другой возможной причиной недостаточности средств для своевременнойвыплаты пенсий, является то, что сложившийся механизм взаимоотношенийфедерального бюджета и Пенсионного фонда России по возмещению расходов напенсии подлежащие финансированию из федерального бюджета ( социальныепенсии, пенсии военнослужащим по призыву и их семьям, пенсии почернобыльской программе ), практически не гарантируют своевременногопокрытия данных расходов. Справочно: В 1996 году поступления из федерального бюджета вПенсионный фонд составили 9.28 трлн. рублей, из которых 4.16 трлн. рублей -частичная компенсация расходов на выплату пенсий 1996 года; 3.48 трлн.рублей - бюджетная ссуда; 1.64 трлн. рублей - средства в счет погашениядолга за 1992 - 1994 годы. Однако накопленная задолженность федеральногобюджета перед Пенсионным фондом на начало 1997 года составила 14.1 трлн.рублей. Необходимо отметить, что в связи с тяжелым финансовым положением иневозвратом долгов федерального бюджета Пенсионный фонд вынужден привлекатькредиты на межбанковском рынке, что еще более усугубляет его положение,имея ввиду не только необходимость возврата кредитов, но и расходы по ихобслуживанию. Организационно-правовая система пенсионного обеспечения представляетсобой сочетание некоторых организационных форм страховой фондируемойсистемы и бюджетного обеспечения. Создание автономного Фонда, учреждениепостоянного источника поступления в форме страховых взносов, наделениеФонда полномочиями по капитализации средств при отсутствии законодательногозакрепления за Фондом долговременных обязательств перед активнымиплательщиками взносов сформировали реальные предпосылки длянедолговременной финансовой стабильности Пенсионного Фонда. Государственная программа в области пенсионного обеспечения с тех порне раз менялась. Но в этих изменениях не прослеживалось продуманнойстратегической линии. Все многократные перемены в значительной мере«работали» на снижение надежности государственного пенсионного обеспечения,так как привели к разбалансированию текущих обязательств и ресурсногообеспечения. В конечном счете оказалось, что уровень пенсионного обеспеченияосновной части пенсионеров не обеспечивает им прожиточного минимума. Ксередине 1995-го средняя пенсия снизилась до 94 % прожиточного минимума, ав среднем за год составила 98 % от него.3 Анализ причин возникновения финансового кризиса пенсионной системыпоказал , что они значительно глубже и серьезнее, чем только непредвиденныйрезультат популистской социальной политики. В чем же кроются экономическиепричины и где искать пути стабилизации пенсионной финансовой системы? Финансовая система государственных фондов обязательного социальногострахования и , в первую очередь ПФР, хотя и является__________ 3См. Приложение таблица 4.внебюджетной системой, но входит составной частью в финансовую системустраны. И вынужденно разделяет все общие проблемы этой экономическойсистемы, отягощенные трудностями переходного периода, которые всем хорошознакомы: невыполнение финансовых обязательств по хозяйственным договорам ,невыплата зарплаты по трудовым договорам, задержки выплати замораживаниевсех видов бюджетных платежей и т.п. Из этого должно следовать, что покуда не изменится ситуация вфинансовой системе страны, нельзя надеяться на спокойную и увереннуюперспективу и пенсионной финансовой системы, хотя она формально иизолирована от госбюджета. Как известно, после реформы пенсионной системы в 1991 году средствана выплату пенсий поступали в виде страховых платежей, начисляемых взависимости от размера фонда оплаты труда. Понятно, что чем больше будетзарплата трудоспособных граждан, тем больше будет доходов Пенсионного фондаи, соответственно, средств на выплату пенсий и, наоборот. В этомзаключается простейшая формула устойчивого функционирования пенсионнойсистемы. Что же происходит, когда на этот базовый механизм накладываютсямногие другие факторы? Первый из них - пенсия начинает повышаться не всвязи с ростом доходов пенсионной системы, а по пенсионному закону - «всоответствии с ростом стоимости жизни». Попросту говоря, в соответствии скоэффициентом инфляции. Одновременно с этим действует и второй фактор -обратный: зарплата, даже минимальная, не повышается в соответствии с ростомпотребительских цен. Начиная с 1994 г. зарплата была фактически заморожена, т.е.минимальный размер оплаты труда изменен один раз - в июле 1994 г. А чистономинальное «повышение» минимальной зарплаты в 1995 г. не сопровождалосьадекватными денежными выплатами, поскольку по большинству отраслей и сферхозяйственной деятельности, связанными с производством, оно не былообеспечено финансовыми источниками. Проще говоря, зарплата начислялась, ноне выплачивалась. Сравним динамику индексов инфляции, пенсии и зарплаты.4 Данные таблицы свидетельствуют, что даже упрощенное сопоставлениетрех взаимосвязанных социально-экономических процессов, определяющихуровень жизни: инфляции ( роста__________ 4См. Приложение таблица 5.потребительских цен ), определяющего роста стоимости жизни, ростасреднемесячной зарплаты, средней назначенной трудовой пенсиисвидетельствуют о наличии объективного экономического противоречия. При этом темпы роста зарплаты практически на треть отстали от ростастоимости жизни, а пенсии более чем в 2 раза опередили рост зарплаты.Экономический смысл этого противоречия заключается в том, что только за тригода проведения такой социальной политики в сфере доходов резко сократиласьэкономическая база обеспечения пенсионной системы. Таким образом, экономическим причинами финансового кризиса пенсионнойсистемы являются, с одной стороны, монетаристские ориентиры проводимойгосударственной политики регулирования доходов населения, которыеопределили перманентное отставание цены рабочей силы в целом и зарплаты вчастности, от роста стоимости жизни. С другой стороны - это принципыформирования бюджетной и финансово-кредитной системы страны, направленныена зажатие финансовых ресурсов и оборотных средств предприятий иорганизаций, что вынуждает их использовать многообразные способынеденежного проведения хозяйственных операций. Только при изменении этихобщих условий функционирования хозяйства можно рассчитывать на высокуюэффективность мер по упорядочению поступлений страховых платежей,увеличение их размеров и своевременную выплату пенсий. Что касаетсяформирования средств, то здесь без усиления страхового принципа необойтись. Представляется целесообразным изменить порядок расчетов с ПФР иукрепить платежные дисциплины. Особенно важно своевременно утвердить пенсионный бюджет не впоследние дни года, что называется «по факту», а впервые, что позволитувидеть все проблемы , которые ожидают как пенсионную систему, так ирядовых пенсионеров. Был принят целый пакет новых законодательных актов, среди которыхцентральное место естественно занимает федеральный бюджет, а такжеФедеральный закон «О тарифах страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фондсоциального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ иФонды обязательного медицинского страхования». При формировании проекта бюджета ПФ были учтены действующиезаконодательные акты, Указ Президента РФ «О дополнительных мерах поукреплению платежной дисциплины по расчетам с ПФ РФ» и другие нормативныедокументы в области пенсионного обеспечения. В расчетах доходов на 1996г. размер страхового тарифа был установленна уровне, утвержденном Федеральным законом «О тарифах страховых взносах вПенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фондзанятости населения РФ и Фонды обязательного медицинского страхования на1996год».5 Для расчета поступления страховых взносов фонд оплаты труда на 1996г.был принят по уточненному прогнозу макроэкономических показателей страны на1996г. в сумме 570 трлн. руб. В доходной части кроме страховых платежей ,исчисляемых из фондаоплаты труда, значительное место занимали прочие доходы, включающие суммыпени и штрафов за нарушение законодательства, а также средства, возмещаемыеПФР за выплату досрочных пенсий безработным гражданам. В 1996 году значительные особенности содержатся в расходной частибюджета Пенсионного фонда.6 Особую проблему финансирования представляет обеспечение повышеннойпенсии участникам войны, которая, начиная с 95 года, введеназаконодательством о ветеранах, что резко увеличило расходы ПФР на выплатупенсий и пенсионных пособий соответствующим категориям участников войны иих семьям. Так, расходы на выплату второй пенсии вдовам погибших на войне такжеподлежали финансированию из федерального бюджета в сумме 0,6трл.руб. на1996г. Таким образом, суммарная величина расходов, подлежащая позаконодательству возмещению пенсионному бюджету в расчете на 1996г.изфедерального бюджета составить 15,7трл.руб. В доходной части бюджета предусматривается 2000млрб.руб прочихпоступлений, из них 1650 млрд. руб. суммы пени и штрафов за несвоевременноеперечисление средств и нарушение порядка начисления и уплаты страховыхвзносов и 350 млрд. рублей доходы, получаемые по текущему обслуживаниюорганов Пенсионного фонда в коммерческих банках. Расходы по проекту бюджету в сумме 148.3 трлн. рублей спроектированыс учетом прогнозированного роста численности получателей пенсий, их среднихразмеров, а также уточненного среднегодового роста индекса цен в 1.6 раза. Основная сумма расходов бюджета (87 %) предусматривается на__________ 5См. Приложение таблица 2. 6См. Приложение таблица 6.выплату трудовых пенсий. За базу расчетов расходов на выплату трудовых пенсий принятасреднегодовая численность пенсионеров труда с учетом ее ежемесячногоприроста и средний размер назначенной трудовой пенсии с учетом ееиндексации. Расходы, производимые за счет средств федерального бюджета,определены в общей сумме 11.1 трлн. рублей, в т. ч. По видам пенсий икомпенсаций. Они приведены в таблице 7.7_________ 7См. Приложение таблица 7. 2. Альтернативные системы пенсионного обеспечения Известны две системы финансирования обеспечения граждан в старости:перераспределительная и накопительная. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплатыпенсий пожилым людям используются актуальные поступления в фондыпенсионного страхования ( ведомство пенсионного страхования ). Лица,платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного возрастаправо на пенсию, которая финансируется в свою очередь следующимипоколениями плательщиков страховых взносов. В таком случае говорят о такназываемом договоре между поколениями. При использовании же накопительной системы финансирования поступающиестраховые взносы не сразу расходуются на выплату пенсий, а накапливаются ввиде определенного ( резервного ) капитала. Аккумулированные средства идутна приобретение различных титулов собственности ( акций, недвижимости,ценных бумаг и т.д. ). При достижении пенсионного возраста застрахованныелица получают пенсию, которая финансируется из прибыли или из средств отпродажи резервного капитала, т.е. приобретенных титулов собственности. 2.1. Пенсионная система на основе накопительных принципов финансирования. Перераспределение текущих доходов от работающих (плательщиков) кнетрудоспособным (пенсионерам) предполагает достаточно эффективноесоотношение двух указанных категорий. Распределительные системы бескризисносуществуют при соотношении 10-11 работающих на одного пенсионера: ситуация,характерная для экономики 50-60-х годов. Распределительная система начинаетдавать сбои при более низком соотношении. Учитывая, что сегодня вРоссийской Федерации на одного пенсионера приходится 1.7 работающих, трудноожидать положительных сдвигов при сохранении прежних принципов построениясистемы. Столь низкая пропорция вызвана не только демографическимифакторами и уровнем занятости в экономике, но и широким распространениемсистемы досрочного выхода на пенсию, по существу снижающим фактическийвозраст выхода на пенсию по сравнению с общеустановленным 1.5-2 года. Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы страны иодновременно создать предпосылки для быстрого и устойчивого экономическогороста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительнойсистемы, построенной на принципе « солидарности поколений », кнакопительным принципам финансирования пенсий. *В качестве реальной альтернативы действующей распределительнойсистеме предлагается принятая во многих странах смешанная пенсионнаясистема, построенная на реализации трех уровней пенсионного обеспеченияграждан. Первый уровень-система унифицированных по размерам и условиямсоциальных пенсий, предоставляемых за счет общих налогов и послеобязательной проверки нуждаемости лишь тем лицам, кто не имел возможностинакопить необходимые средства и не имеет иных источников средствсуществования в пенсионном возрасте. Второй уровень - обязательная накопительная система, охватывающаявсех лиц, работающих по найму, построенная на принципе индивидуальногофинансирования пенсий каждым работникам за счет отложенного процента отзаработной платы и инвестиционной прибыли, размер пенсии второго уровнязависит исключительно от размера индивидуального сбережения иинвестиционного дохода на протяжении трудового стажа. Третий уровень - дополнительные пенсионные системы как и обязательныедля отдельных категорий работодателей. Так и носящих добровольный характер,позволяющие пенсионное обеспечение в большем размере, чем второй уровень. При этом ядром новой системы должна являться обязательнаянакопительная система второго уровня, в рамках которой каждый работающийсам накапливает в течение активной трудовой жизни сумму средств,необходимую для финансирования пенсий. Элементы перераспределения рисков врамках системы второго уровня присутствуют на этапе приобретения лицом,выходящим на пенсию, аннуитета. Создание накопительной системы способна стать механизмом выхода изпенсионного кризиса в России. Однако сам переходный период связан сдополнительными затратами. Причем более радикальные и последовательныепреобразования, приближающие период резкого снижения для работодателей иработников бремени финансирования пенсионной системы, оказываются на первомэтапе одновременно и более дорогостоящими. В рамках переходного периода предполагается предоставление правагражданам в возрасте от 30 до 40 лет с 1999 года перечислять частьстраховых взносов не в Пенсионный фонд РФ, а на собственные именныепенсионные счета. При этом те граждане, которые выбрали накопительныйвариант, отказываются от права получения в будущем государственной пенсиииз Пенсионного фонда РФ. Граждане, находящиеся в возрасте, превышающем 40 лет, не охватываютсяданным элементом реформы вообще. По достижении соответствующего возрастаони будут получать государственную пенсию так же, как сегодняшниепенсионеры, по распределительным принципам. При этом не предусматриваетсявведение каких-либо механизмов осовременивания размера выплачиваемых пенсийи их увязки с уровнем заработной платы, на который начислялись страховыевзносы в Пенсионный фонд РФ. В перспективе это приведет к унификациитрудовых пенсий, выплачиваемых через распределительную систему всехполучателей. Переход предполагает обязательность выбора накопительного вариантапенсионного страхования для молодых людей, как только они достигнут 30-летнего возраста. В то же время предложенная реформа на 20-летнийпереходный период оставляет за пределами возможностей выбора междунакопительным и распределительным вариантами граждан, не достигших 30-летнего возраста. Они сами и их работодатели должны будут в обязательномпорядке перечислять взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а не наименной пенсионный счет - мера, носящая фискальный характер. В рамках создаваемой системы предполагается установление минимальной,гарантированной государством пенсии первого уровня (социальной пенсии),право на которую имеет каждый гражданин страны. Размер этой пенсии долженбыть низким (на уровне 70-80 % прожиточного минимума пенсионера),достаточным лишь для удовлетворения минимальных, наиболее насущныхжизненных потребностей. Эта пенсия должна выплачиваться из бюджета как мерасоциальной защиты и финансироваться за счет общих налогов. Предполагается создание пенсий третьего уровня в добровольном порядкедля всех граждан и в обязательном порядке для некоторых категорий труда.Для того, чтобы распространение третьего уровня пенсий стало реальностью,необходимо предоставление льгот по подоходному налогу. Программапредполагает освобождение пенсионных взносов в негосударственные пенсионныефонды (естественно, в некоторых пределах) от подоходного налога. Подобнаяльгота станет стимулом для отчисления пенсионных сбереженийвысокооплачиваемым работникам. Для граждан возрастной когорты, не охваченной накопительной системойвторого уровня (свыше 40 лет), дополнительная негосударственная пенсиятакже позволит смягчить негативные последствия унификации размероввыплачиваемых пенсий. 1. Механизм осуществления начального этапа реформы. Обязательным условием заключаемых с 1999 года трудовых контрактовдолжно стать указание на обязанность работодателя перечислять страховыевзносы либо полностью в Пенсионный фонд (в том случае если работникпредпочел остаться в распределительной системе или по возрасту не имеетправа на выбор), либо одновременно в определенной пропорции и в Пенсионныйфонд Российской Федерации, и на именной накопительный счет (в том случаеесли работник избрал накопительную пенсионную систему). Открытие именных пенсионных счетов первоначально придетсяосуществлять в отделениях Сберегательного банка, обладающего необходимойинфраструктурой для ведения значительного числа депозитных счетов по всейтерритории России, если не будет найден иной вариант решения проблемы. Приэтом следует учитывать, что существующие негосударственные пенсионные фондына современном этапе не способны справиться с задачей осуществленияобязательного страхования. Конечно, вариант использования Сбербанка можно рассматриватьисключительно в качестве компромисса между потребностью в ускорении началареформирования пенсионной системы и возникновением необходимой для этогоинфраструктуры. Создание пенсионных фондов, приспособленных для решенияглобальных задач, потребует значительного времени: в первую очередь в связис необходимостью создания и проведения через Государственную Думунеобходимых для обеспечения их деятельности законов. В случае решения этойзадачи вариант начала перехода к накопительной системе на основе пенсионныхфондов является более предпочтительным. Поскольку каждый гражданин должен иметь право на открытие толькоодного именного счета с одновременным исключением такого лица из реестраполучателей государственных пенсий, который должен вести Пенсионный фондРФ, очевидно, что проблема учета застрахованных является основнойтехнической проблемой на начальном этапе реформирования пенсионной системы. В рамках проводимой реформы одним из ключевых вопросов становитсявопрос гарантий сохранности накоплений участников системы. Предполагаетсясоздание четырехзвенной системы финансовых гарантий, реализация которыхобеспечивается через механизмы нормативных ограничений, текущего публичногои государственного контроля. Первая ступень - создание обязательных резервов негосударственногопенсионного фонда, размер которого будет установлен соответствующиминормативными актами. Указанные резервы будут использоваться на покрытиесверхнормативных колебаний доходности и текущих убытков. Вторая ступень - имущество самого фонда и имущество его учредителялибо обязательства по солидарной ответственности. Третья ступень - создание гарантийного перестраховочного фонда,нормативы отчислений в который устанавливаются в соответствии снормативными актами и подлежат жесткому государственному контролю. Участие в едином перестраховочном фонде, создаваемом на принципахвзаимного страхования при обязательном участии государства будетобязательным для всех фондов, осуществляющих обязательное пенсионноестрахование в накопительной системе второго уровня, а также - дляпенсионных фондов и иных страховщиков, обеспечивающих третий уровеньпенсионной системы. За счет отчислений фондов устанавливается фондстрахования деятельности негосударственных пенсионных фондов, из которогоможет быть покрыт дефицит средств определенного фонда в том случае, еслиего управляющая компания оказалась не способна сделать это самостоятельно.Если для покрытия дефицита пришлось применять этот рычаг, тогда вводитсявнешнее управление данного фонда. Кризисный фонд ликвидируется путеминкорпорирования его в состав иного фонда. Четвертая ступень - гарантия покрытия катастрофических потерь изгосударственного бюджета в размере до 70 % пенсионных накоплений. 2.1.2. Государственное регулирование накопительной пенсионной системы. Для эффективной работы обязательной накопительной пенсионной системынеобходимо адекватное государственное регулирование. Поскольку государствотребует отчислений на именные пенсионные счета граждан, оно обязанотщательно регулировать те организации, которые будут осуществлятьнакопление и инвестирование пенсионных взносов граждан. Предотвращение финансовых злоупотреблений частными организациямиявляется основной целью регулирования. В отличие от случаев потерисбережений гражданами в некоторых банках и мошеннических финансовыхкомпаниях государство не может допустить потери гражданами пенсионныхнакоплений, сделанных в обязательном порядке. Основной защитой граждан от злоупотреблений являются четыремеханизма: . профессиональное распределение средств; . отчетность и прозрачность всех финансовых операций; . право собственности; . страхование. 2.1.3. Проблема льготных пенсий. Существование системы льготных пенсий является серьезной проблемойдля распределительной пенсионной системы. Суммарная нестраховая нагрузка польготным пенсиям составляет около четверти всего объема текущих выплатПенсионного фонда РФ. В целом проблема компенсации за тяжелые условия труда, и особеннопроживания на Крайнем Севере, не относится к сфере компетенциигосударственного пенсионного страхования. В большинстве развитых стран онарешается за счет более высокого уровня заработной платы, мероприятий поулучшению условий производства, адекватного медицинского страхования,включая и реабилитационные мероприятия. Тяжелые условия труда должныкомпенсироваться не общим государственным бюджетом, а предприятиями и,конечно, также потребителями этого производства путем повышения цен напроизводство. В условиях распределительной системы пенсионного обеспеченияреструктурирование системы льгот является наиболее очевидным и доступныминструментом временной стабилизации ситуаций . Отказ от практикипредоставления льгот позволит ускорит сокращения потребностейраспределительной системы в финансовых ресурсах на обеспечение текущихпенсионных выплат. Предполагается в рамках реформирования системы установить дляработодателей, имеющих рабочие места с вредными условиями труда по СпискамN 1 и N 2, более высокий тариф обязательных взносов в ПФР с одновременнымпредоставлением им права исключения соответствующих рабочих мест испециальностей из указанных списков. Очевидно , что в достаточно короткийсрок существенное сокращение числа льготников. В последующем предполагается произвести эмиссию специальных купонныхсертификатов, в которые будут конвертированы уже накопленные на моментначала реформы право по льготным пенсиям. Предлагаемый подход никак не затрагивает условия выплаты пенсий дляпенсионеров, которые являются получателями льготных пенсий по состоянию наянварь 1998г. . Проблемой, близкой по сути выше указанной, являются пенсии за выслугулет, предоставляемые врачами в сельской местности и учителям. В ближайшиегоды ожидается, что пенсии за выслугу лет будут назначаться для 30-60тысяч человек ежегодно. Реформирование пенсий за выслугу лет потребуетувеличения расходов территориальных бюджетов в размере 0.5-1.0 % фондазаработной платы медицинских работников в сельской местности и учителей. Если пенсии за выслугу лет не упразднить на данном этапе, они так илииначе перестанут быть действительными в течение 20 лет, т.к. переход киндивидуальным накопительным счетам обеспечит финансирование пенсий самимиработниками для всех возрастных когорт, охваченных основной пенсионнойреформой. Предложенный комплекс мер способен обеспечить рациональный переходот распределительной пенсионной системы к накопительной при соблюдениинеобходимых гарантий для населения страны, а также стимулировать устойчивыйэкономический рост в долгосрочной перспективе. 2.2 Какую систему пенсионного обеспечения выбрать: перераспределительную или накопительную ? Выбирая способ финансирования обеспечения граждан пожилого возраста,не стоит отдавать предпочтения одному из них. В большинстве стран мирадействует смешанная система, которая содержит элементы как накопительной,так и перераспределительной системы, причем, как правило, элементыперераспределительной системы преобладают. Тем не менее. В последнее время во многих странах серьезнообсуждается вопрос : не следует ли финансировать обеспечение гражданпожилого возраста в основном за счет или исключительно за счетнакопительной системы. При этом сторонники усиления роли накопительнойсистемы приводят в ее защиту три основных аргумента :меньшая зависимость от экономических и/или политических изменений в стране;увеличение доли накопления в народном хозяйстве, а следовательно,возможности роста экономики ;независимость от демографической ситуации. На первый взгляд, эти аргументы убедительны. Поэтому у системыфинансирования обеспечения граждан пожилого возраста накопительным способомнаходится много приверженцев. Однако детальный анализ этого подходапозволяет сделать вывод, что вышеназванные доводы являются. По крайнеймере, сомнительными, а иногда и вовсе неверными. 2.2.1. Зависимость от экономических и политических изменений. Довод о независимости накопительного способа финансирования отизменений в экономической и политической ситуации страны можноопровергнуть. Если обратиться к истории развития системы пенсионногострахования. Обязательное пенсионное страхование, введено в Германии вконце XIX века, финансировалась накопительным способом. В первые 20 летсвоего существования ( т.е. к началу первой мировой войны ) германскаясистема пенсионного страхования накопила огромный капитал. В 1913 годуобъем его был достаточен для выплаты пенсий в последующие 13 лет. Однако,во время первой мировой войны государство воспользовалось этим денежнымисточником для финансирования военных расходов. В результате значительнаячасть накопленного в системе пенсионного страхования капитала пришлосьвложить в акции государственного займа, которые обесценились, посколькувойна была проиграна. К тому же в стране разразилась сильнейшая инфляция,превратившая оставшиеся в фонде пенсионного страхования средства в пустыебумажки. От чистого капитала, с которым система пенсионного страхованияработала до первой мировой войны, к 1924 году осталось приблизительно 15 %. Потеря капитала, обусловленная второй мировой войной и последующей заней инфляцией, была еще ощутимее, т.к. в результате войны обесценилась и тачасть капитала, которая была вложена в недвижимость. Поэтому послеокончания второй мировой войны Германия отошла от идеи финансированияпенсионного страхования накопительным способом. Этот краткий исторический обзор показывает, насколько иллюзорна верав то, что накопительная система финансирования делает независимой системупенсионного обеспечения от политический и экономический изменений в стране. 2.2.2. Влияние на экономический рост. Рост экономики рассматривают как положительный момент в использованиенакопительного процесса как раз в тех странах, в которых только начинаютсоздаваться конкурентоспособные экономические структуры: например, вгосударствах Латинской Америки. Однако положительное влияниерассматриваемого способа финансирования пенсионного обеспечения на ростэкономики имеет место лишь при соблюдении известных условий, которые невсегда могут быть выполнены. Одно из них - повышение уровня сбереженийнаселения, если понизится доля потребительских расходов. Но остается неясным, может ли это быть вызвано именно введением системы пенсионногообеспечения, финансируемой накопительным способом, и если да, то в какойстепени ? И еще вопрос: можно ли вообще ожидать от граждан той или инойстраны отказа от приобретения товаров широкого потребления и в каком объеме? Если и признать, что накопительная система финансирования способствуетрасширению режима экономии во всех сферах хозяйствования, то это еще неприводит однозначно к подъему экономики. Специфика пенсионного обеспечения предполагает безопасное, без риска,вложения капитала, накапливаемого с целью финансирования выплаты пенсий. Вусловиях быстрых изменений и роста экономики риск вложения капиталаувеличивается. 2.2.3. Зависимость от специфики демографического развития. Ни у кого не вызывает сомнения, что изменения демографическогоструктуры населения влияют на развитие системы пенсионного обеспечения.Практически во всех странах мира ожидается увеличение доли людей пожилоговозраста в общей структуре население. Это обусловлено двумя условиями:увеличение продолжительности жизни и падение рождаемости, наблюдаемых напротяжение последних лет. Поэтому возникает необходимость адаптироватьразвитие системы пенсионного обеспечения к наступающим изменениям. Этоотносится к системам, финансируемым как по распределительному, так и понакопительному принципам. Если продолжительность жизни увеличивается, а возраст выхода напенсию не повышается, то и в среднем период времени, в течение которогопожилые люди получают пенсию, увеличивается. В этом случае существуеттолько две возможности адаптации к наступившим изменениям: независимо отвыбора способа финансирования при возрастающей продолжительности жизниследует либо понизить размер предоставляемой пенсии, либо увеличить размеротчислений на пенсионное обеспечение. Падение рождаемости приводит к постепенному сокращенному количествулюдей, участвующих в трудовом процессе. Более того, ухудшается и численноесоотношение между гражданами, которые могут активно работать, и пожилыми.При перераспределительном способе финансирования, при прочих равныхусловиях, обеспечивать пенсионеров будет все меньшее количествоплательщиков страховых взносов. И это, несомненно, скажется на системепенсионного страхования. Однако меняющаяся возрастная структура населениявлияет и на системы, финансируемые накопительным способом. Выплата пенсии вэтом случае напрямую связана с получением прибыли от капитала, созданногоактивно работающим населением, или с готовностью активно работающегонаселения приобретать титулы собственности из резервного капитал, делая еголиквидным. 2.2.4. Какую систему предпочесть ? Введение или расширение системы пенсионного обеспечения,финансируемой перераспределительным способом протекает без проблем.Поскольку пенсии финансируются из актуальных поступлений страховых взносов,в принципе выплату пенсий можно начать с того месяца, за который былисобраны страховые взносы. При введении системы пенсионного обеспечения, финансируемойнакопительным способом, наблюдается другая картина. Уплаченные страховыевзносы используются в начале в основном для того, чвтобы создать резервныйкапитал, а потому пенсии можно начать выплачивать только тогда, когда топоколение, которое активно работает сейчас и создает этот резервный капиталза счет уплаты страховых взносов, достигнет пенсионного возраста, т.е.станет следующим поколением пенсионеров. Однако ни одно цивилизованное государство не позволит себе оставитьбез пенсионного обеспечения современное поколение пенсионеров: этопоставило бы под угрозу социальное согласие в обществе. Поскольку вводимаясистема пенсионного страхования, финансируемая накопительным способом, не всостоянии обеспечить выплату пенсий современному поколению пенсионеров,нужны иные источники средств - например, из госбюджета или особыеотчисления ( удержания ) из зарплаты активно работающего населения. В любомслучае поколение, работающее сегодня, будет подвергаться двойной нагрузке:с одной стороны, на него ложится бремя вычетов из зарплаты, из которыхбудет создаваться резервный капитал, откуда в дальнейшем будетфинансироваться выплата их собственных пенсий; с другой стороны, за счетуплаты налогов или других отчислений из зарплаты должно осуществлятьсяфинансирование пенсий современного поколения пенсионеров. Бремя двойных вычетов, конечно же, снижает мотивацию к труду, чточрезвычайно рискованно в первую очередь для стран. Где еще толькоформируются современные экономические структуры. Таким образом, при переходе от распределительной системы кнакопительной неизбежен период существования двух систем, в рамках которогогосударству потребуется возмещать потери поступлений в распределительнуюсистему, вплоть до полного исполнения обязательств. Ввиду сосуществования двух систем в необходимости дополнительногофинансирования распределительной системы необходимо соизмерять темпыперехода с возможностями дотирования распределительной системы за счетисточников, отличных от страховых взносов. Оптимальное сочетание. Вопрос использовать только накопительный или толькоперераспределительный способ не следует ставить категорично. Опыт Германииздесь достаточно показателен: система финансирования обеспечения людейпожилого возраста должна содержать элементы как одного, так и другогоспособа; она называется « системой трех уровней ». Первый уровень ( около80 % всех пенсионных выплат, в основном финансируемых перераспределительнымспособом ) охватывает прежде всего обязательное пенсионное страхование всехработников по найму. Это означает, что этим людям при достижениипенсионного возраста должна быть предоставлена пенсия, которая обычнодостаточна, чтобы обеспечить уровень жизни в соответствии с запросамипожилого человека. Второй и третий уровни, а именно - пенсионноеобеспечение из фондов предприятии и частные накопления - финансируютсянакопительным способом. Пенсия от предприятия или индивидуальные пенсионныенакопления являются дополнением к государственной пенсии. Концепция трехуровней, основанная на комбинации положительных черт перераспределительногои накопительного способов, хорошо зарекомендовал себя. 3. Пенсионная реформа. Принимаемые оперативные меры по стабилизации ситуации с пенсионным обеспечением в Российской Федерации не могут заменить необходимостиглубинного реформирования пенсионной системы в целях ее адаптации кформирующимся рыночным отношениям. Многие проблемы, накопившиеся в пенсионном обеспечении, обусловленытем, что действующая пенсионная система еще в значительной степени носитсоциально-иждивенческий характер, унаследованный от складывающейсядесятилетиями централизованно регламентируемой экономики. Переход кмногоукладной экономике, развитие рыночных отношений требует созданияпринципиально иной финансовой и правовой модели пенсионного обеспечения,основанной на более полном воплощении принципов социального страхования. Потребность в пенсионной реформе вызывается также и расточительнымхарактером действующего пенсионного обеспечения. Многочисленные льготы и привилегии для отдельных категорий работниковв отношении условий выхода на пенсию и ее выплаты, введения возможныхнадбавок и повышений, установления льготного порядка исчисления стажа,включения в стаж, наряду с работой, иных периодов и т.п., превратились водин из существенных факторов, приводящих к низкому уровню пенсий. Расточительность пенсионной системы связана с избыточной численностьюпенсионеров, образовавшейся в результате искусственного сохранения низкихвозрастных условий выхода на пенсию ( до 25 % общей численности пенсионеровполучили пенсию досрочно ). Это усиливает тенденцию непропорциональногоувеличения числа пенсионеров по отношению к трудоспособному населению. Справочно: В 1996 году соотношение численности занятогонаселения и пенсионеров по старости составляло 1.99 против 2.21 в 1992году. Для сравнения этот показатель составил в Швеции - 2.8; Великобритании- 3.1; США - 4.0; Канаде - 4.6.( 1993 г. ) В современных экономических условиях повысить уровень пенсионногообеспечения и добиться объективной дифференциации размеров пенсий можнотолько через внутреннее перераспределение имеющихся ресурсов посредствомоптимизации и рационализации условий и норм пенсионного обеспечения иустранения неоправданных « излишеств » ( нестраховые льготы и привилегии )пенсионной системы. Суть процесса оптимизации и рационализации пенсионного обеспеченияможно свести, таким образом, к трем основным положениям. Первое - необходимости более четкого определения круга лиц,нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению. Второе- более тесной увязке уровня пенсий различных категорий пенсионеров с ихвкладом в финансирование пенсионной системы. Третье - освобождениюпенсионной системы от предоставления пенсионных привилегий одним категориямработников за счет других. Именно такой подход позволит укрепить финансовую стабильностьпенсионной системы и на этой основе усилить государственные гарантиипенсионных прав граждан. Основные направления пенсионной системы определены в соответствующейконцепции, одобренной Правительством Российской Федерации, котораяпредполагает формирование трехканальной будущей пенсионной системы приведущей роли государственного пенсионного страхования. Наряду с этим будетусовершенствовано государственное пенсионное обеспечение, охватывающееотдельные категории граждан в связи с особенностями прохождения имигосударственной, включая военную, службу, а также лиц, которые в силуразных причин не приобрели права на «страховую» пенсию. Предстоит создатьусловия для развития негосударственного пенсионного обеспечения,предусматривающего дополнительные возможности для материального обеспеченияпри выходе на пенсию. Для устранения несоответствия механизмов пенсионной системыразвивающимся рыночным отношениям, создания заинтересованности и мотивацийк полной уплате страховых взносов работающим населением намечается теснееувязать размер назначаемой пенсии с вкладом конкретного лица в бюджетпенсионной системы. Создание информационной основы для такой связипредусмотрено Федеральным законом «О индивидуальном (персонифицированном)учете в системе государственного пенсионного страхования». Закономпредусмотрена фиксация и сохранение Пенсионным фондом пенсионных правработающих, т.е. сведений о стаже и заработке каждого, в течение всей егоактивной деятельности. При наступлении пенсионного возраста на основанииэтих сведений будет назначаться пенсия. Справочно: Предусмотренные указанным законом технологииотработаны в 1996 году в рамках пилотного проекта в пяти регионахРоссийской Федерации. С 01 января 1997 года начата реализация пораженийзакона на всей территории страны. Опыт внедрения персонифицированного учетапоказал, что он положительно воспринимается населением и работодателями иможет быть до 2000 года осуществлен для всех 67 млн. работающих граждан. Проведение пенсионной реформы предполагает формирование обширнойзаконодательной базы в настоящее время Правительственной комиссией ведетсяработа по их подготовке. К числу важнейших из них можно отнестиподготовленные в части реализации решения Временной чрезвычайной комиссиипроекта федеральных законов «Об основах пенсионной системы РоссийскойФедерации» и «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Законопроект «Об основах пенсионной системы в Российской Федерации»предусматривает определение новой пенсионной системы в целом и ееструктурных составляющих, устанавливает правовые и финансовые основы, атакже общее начало и основные принципы организации этой системы. С учетом анализа международного опыта и финансового состояния вобществе предусматривается организация государственного пенсионногострахования, охватывающего большинство активного населения страны, наоснове социальной солидарности материальных обязательств и финансовогообеспечения за счет текущих поступлений в бюджет государственногопенсионного страхования. Накопительные принципы лежат в основедополнительного пенсионного обеспечения, включая обязательныепрофессиональные системы ( куда имеется ввиду постепенно передать льготныепенсии ), что соответствует положениям концепции. При этом имеется в виду, что финансовая устойчивостьгосударственного пенсионного страхования будет обеспечиваться не толькоформированием его бюджета на актуарной основе, но и упорядочениемфедерального и «пенсионного» бюджетов, снижением нестраховой на страховуюподсистему, которая в настоящее время по разным оценкам составляет 25-30 %бюджета Пенсионного фонда России. Приоритетное развитие государственного пенсионного страхования всвоей основе будет иметь Федеральный закон «Об организации государственногопенсионного страхования», который систематизирует правовые нормы,действующее в этом основном звене пенсионной системы, определяетобязанности и права участников пенсионного процесса, оптимизируеторганизационную структуру государственного пенсионного процесса,консолидируя соответствующие обязанности и ответственность в рамкахфедеральной пенсионной службы. Что касается негосударственного ( дополнительного ) пенсионногообеспечения, то оно развивается пока бессистемно. Отсутствие специального законодательства, неурегулированностьналогообложения деятельности фондов, слабое развитие соответствующихуправленческих структур, связанных с государственным регулированием ихфункционирования, существенным образом сдерживают развитиенегосударственных пенсионных фондов, аккумулирование в них необходимых дляулучшения пенсионного обеспечения граждан финансовых ресурсов, выступающиходновременно и мощным инвестиционным фактором. Предусматривается двухэлементная структура страховой пенсии, котораябудет состоять из базовой части в размере 80 % прожиточного минимумапенсионера и части пенсии, исчисленной в зависимости от заработка,продолжительности страхового стажа и величины индивидуального коэффициентапенсионера. При определении размера этой пенсии будут учитываться, как правило,только периоды, когда уплачивались страховые взносы, а учетный период, закоторый берется заработок, будет увеличен с 2 до 5 лет с последующимувеличением на 1 год за каждый год после введения закона в действие. Указанные меры в сочетании с системой индивидуального(персонифицированного) учета будут побуждать людей не только впредпенсионном возрасте, но и более молодых к зарабатыванию пенсий (полному отражению в учете данных о стаже, заработке, уплаченных взносах ),что одновременно будет способствовать укреплению дисциплины страховыхвзносов. Предусматриваются сохранять существующие границы пенсионного возрастадля пенсий по старости - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Болеепоздний выход на пенсию стимулируется возможностью получить боле




Похожие:

Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России icon19. 11. 2008 г. 200 000 россиян подали заявление на государственное софинансирование пенсии
Пенсионного фонда. Эти данные были приведены на расширенном совещании глав территориальных отделений Пенсионного Фонда России, проходящем...
Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России iconПенсионный фонд сокращает дефицит
Пенсионного фонда России в 2011 году прогнозируются в сумме 5,14 триллиона рублей. А расходы оцениваются в 4,82 триллиона. Таковы...
Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России iconПенсионный фонд сокращает дефицит
Пенсионного фонда России в 2011 году прогнозируются в сумме 5,14 триллиона рублей. А расходы оцениваются в 4,82 триллиона. Таковы...
Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России iconНаходясь в Берлине, лидер «Единой России» господин Б. Грызлов удивил мировое сообщество инициативой прекратить пенсионное обеспечение граждан рф, проживающих за рубежом
«Учитывая, что пенсионные деньги для нас не роскошь, сотрудникам Пенсионного фонда будет дана рекомендация более тщательно администрировать...
Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России iconНаходясь в Берлине, лидер «Единой России» господин Б. Грызлов удивил мировое сообщество инициативой прекратить пенсионное обеспечение граждан рф, проживающих за рубежом
«Учитывая, что пенсионные деньги для нас не роскошь, сотрудникам Пенсионного фонда будет дана рекомендация более тщательно администрировать...
Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России icon“финансовая и денежно-кредитная система в россии в XIX веке. Денежная реформа с. Ю. Витте.” Выполнил студент Кособоков А. Л., факультет э и М, группа 102, шифр 96090 г. Москва 1997 г финансовая и денежно-кредитная система в россии в XIX веке. Денежная реформа с. Ю. Витте содержание: Финансовая систе
Финансовая и денежно-кредитная система в России в XIX веке. Денежная реформа С. Ю. Витте
Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России iconСпоры с органами Пенсионного фонда РФ
Обзоре примеров рассмотрения споров, связанных с применением налогового и пенсионного законодательства, с участием органов управления...
Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России iconНаименование льготы
Копия пенсионного удостоверения или справка из Пенсионного фонда о назначении пенсии по спк
Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России icon«Финансовая система и финансовая политика государства»
Из предложенных мне трех тем я выбрала «Финансовая система и финансовая политика государства». Она очень интересна, так как финансы...
Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России iconУчебно-консультационный центр
Есн – кардинальные изменения: разъяснения специалистов пенсионного фонда россии и фсс РФ
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы