Правовой режим военного мореплавания icon

Правовой режим военного мореплавания



НазваниеПравовой режим военного мореплавания
Дата конвертации25.08.2012
Размер77.54 Kb.
ТипРеферат
Правовой режим военного мореплавания


ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФкафедра “Теории и истории государства имеждународного права”КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАпо дисциплине “Международное право”слушателя 1 курса факультета заочного обучения(специальность - юрисконсультская)майора ИВАНИСОВА С.С.тема: “ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОЕННОГО МОРЕПЛАВАНИЯ”МОСКВА - 1996ПЛАН 1. Введение 2. Право мирного прохода военных кораблей 3. Заключение Военное мореплавание, как составная часть судоходства, существует сдревнейших времен. В те эпохи военное мореплавание осуществляемое на “правесильного”, способствовало, с одной стороны, товарообмену, великимгеографическим открытиям, а с другой - работорговле, бесчисленным войнам иколониальным захватам. В современную эпоху военное мореплавание, осуществляемое в рамкахсвободы судоходства, является одной из эффективных форм внешнеполитическойдеятельности государств. Вместе с тем государства не свободны в выборесвоих действий в мировом океане. Они должны строить свои межгосударственныеотношения в морском пространстве в полном соответствии с требованиямиУстава ООН и принципам мирного существования, разумно учитыватьзаинтересованность других государств в использовании свободы открытогоморя. Вследствии этого и сама свобода военного мореплавания не являетсяабсолютной. Она также должна осуществляться с соблюдением основныхпринципов и норм международного права в целях содействия миру,международной безопасности и поддержанию правопорядка на морях и в океанах. Кроме того, свобода военного мореплавания в определенной мереограничена и другими действующими договорными нормами международного права. А в отдельных морских районах свобода военного мореплаваниярегулируется национальным законодательствам пребрежных государств. На этихограничениях и правовой регламентации военного мореплавания следуетостановиться отдельно, особенно в связи с принятием Конвенции ООН поморскому праву в 1982 году. Так, например, во внутренних и территориальных водах прибрежныхгосударств свобода иностранного военного мореплавания как таковаяотсутствует. Признавая право мирного прохода иностранных военных кораблейчерез территориальные воды, национальные законы и правила многих государств содержат весьма существенные ограничения, которые должны осуществлятьсяиностранными военными кораблями осуществляющими мирный проход. Юридическаяоснова этих ограничений была заложена в Конвенции 1958 года “Отерриториальном море и прилежащей зоне”. Но если в Конвенции 1958 года только в самой общей форме говорилось омирном проходе и о законах и правилах прибрежного государства, относящегосяк транспорту и судоходству, то в Конвенции 1982 года эти вопросыизлагаются в развернутом виде.
Согласно статье 18 Конвенции 1982 года под проходом черезтерриториальное море “понимается плавание через территориальное море сцелью:а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь нарейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде илиу такого портового сооружения”. Таким образом, Конвенцией 1982 года предусмотрены два вида проходачерез территориальное море: без захода во внутренние воды и порты и сзаходом во внутренние воды и порты. Далее, согласно статье 18 следует, что проход иностранного суднаявляется мирный, если только им не нарушается мир, добрый порядок илибезопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться всоответствии с Конвенцией 1982 года и другими портами международного права. Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядокили безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оноосуществляет любой из следующих видов деятельности:а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальнойцелостности или политической независимости прибрежного государства иликаким-либо другим образом в нарушении принципов международного права,воплощенных в Уставе ООН;б) любые маневры или учения с любым видом оружия;в) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательства на оборону илибезопасность прибрежного государства;г) любой акт, направленный на на сбор информации в ущерб обороне илибезопасности прибрежного государства;д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательногоаппарата;е) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадкулюбого лица, вопреки таможенным, фискальным, имиграционным или санитарнымзаконам и правилам прибрежного государства;ж) любой акт преднамеренного и серьезного загрезнения вопреки Конвенции1982 года;з) любую рыболовную деятельность;и) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;к) любой акт, направленный на создание помех функцианированию любых системсвязи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;л) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу. Также в Конвенции 1982 года указывается,что в территориальных водахподводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать внадводном положении и под своим флагом. Весьма существенно расширена возможность для прибрежных государствпринимать законы и правила, относящиеся к мирному проходу в отношенииследующих вопросов:а) безопасность судоходства и регулирования движения судов;б) защиты новигационных средств и оборудования, а также других сооруженийили установок;в) защиты кораблей и трубопроводов;г) сохранения живых ресурсов моря;д) предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежногогосударства;е) сохранение окружающей Среды прибрежного государства и предотвращения,сокращения и сохранения под контролем ее загрезнения;ж) морских научных исследований и гидрографических съемок;з) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных илисанитарных законов и правил прибрежного государства. Для этих законов существуют некоторые оговорки. Специально подчеркивается, что такие законы и правила не относятся кпроектированию, конструкции или оборудованию иностранных судов, а также ккомплектованию экипажа, если только они не вводят в действие общепринятыемеждународные нормы и стандарты. Кроме того, иностранные суда при мирном проходе должны соблюдать всезаконы и правила и все общепринятые международные правила, касающиесяпредотвращения столкновения в море. Особо указывается на возможностьустановления прибрежным государством морских коридоров и схем разделениядвижения в территориальных водах. Все эти положения относятся в равной мере ко всем судам, в том числеи военным кораблям. Если какой либо военный корабль не соблюдает законов и правилприбрежного государства, касающиеся прохода через территориальное море, иигнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежноегосударство может потребовать от него немедленно покинуть территориальноеморе. Закрепленная в Крнвенции регламентация мирного прохода военныхкораблей через территориальные воды прибрежных государств учитываетисторический опыт, объективные потребности государств в развитиимеждународного судоходства и международной торговли, обоснованныеэкономические интересы и интересы безопасности прибрежных государств.Конвенция не дает оснований прибрежному государства препятствовать мирномупроходу иностранных военных кораблей, если они полностью выполняют всеположения Конвенции касающиеся мирного прохода. Конвенция недвусмысленнопризнает за военными кораблями право мирного прохода через территориальныеводы иностранных государств, также как признается это право за невоеннымисудами. Следует также, отметить, что в соответствии с Конвенцией суда всехгосударств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды всоответствии с правилами, предусматривающими мирный проход черезтерриториальные воды. Особый интерес с точки зрения возможного ограничения военногомореплавания вызывает международно-правовой режим экономических зон.Существует ряд аспектов, касающихся нахождения военных кораблей вэкономической зоне. Экономическая зона представляет собой морской район шириной не более200 миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширинатерриториального моря, находящийся за пределами территориального моря иприлегающий к нему, попадающий под особый режим, согласно которому права июрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государстврегулируются соответствующими положениями Конвенции 1982 года. Правовойстатус экономической зоной можно определить следующим образом: “Находящиесяза пределами территориального моря и прилегающий к нему морской район,называемый исключительной экономической зоной, является открытым морем вотношении осуществления в нем свобод открытого моря и других законных видовиспользования моря, как это установленно Конвенцией 1982 года. Однако он несчитается открытым морем в отношении осуществлении в нем суверенных прав июрисдикции прибрежного государства. Прибрежное государство в своей исключительной экономической зонеимеет:а) суверенные права в целях развития, разработки и сохранения природныхресурсов как живых так и неживых находящихся на дне, в его недрах ипокрывающих водах, а также в целях управления этими ресурсами;б) юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях Конвенции вотношении: создание и использование искуственных островов, установок исооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морскойСреды, а также другие права, предусмотренные в Конвенции”. Конвенция 1982 года не содержит норм, запрещающих или ограничивающихвоенное мореплавание или выполнение военными кораблями и самолетами задачбоевой подготовки. Более того статьи 88 - 115 Конвенции, относящиеся коткрытому морю, распространяются и на экономическую зону. А это значит, чтоэкономическая зона резервируется для мирных целей и в ней каждоегосударство пользуется свободой судоходства, прокладки подводных кабелей итрудопроводов и другими правомерными с точки зрения международного прававидами использования моря. Вместе с тем военные корабли должны воздерживаться от любых действий,нарушающих правовой режим экономической зоны, установленной прибрежнымгосударством в соответствии с положениями Конвенции 1982 года. В часностине приходется сомневаться в том, что объявление районов в иностраннойэкономической зоне, временно опасных для плавания вследствии проведения наних учений и стрельб будут неправомерными, так как нарушаются праваприбрежного государства на осуществление экономической деятельности в своейзоне. Также неправомерными будут и действия связанные с практическимрешением боевых задач, поскольку их выполнение не возможно без нанесенияущерба живым ресурсам или создания помех экономической деятельностиприбрежного государства. Что же касается других вопросов военного мореплавания, то Конвенция1982 года не дает прибрежным государствам права произвольно ограничиватьсвободу военного мореплавания, сближать режим экономической зоны с режимомтерриториальных вод. Военные корабли в иностранной экономической зоневправе осуществлять военно-морское присутствие и повседневную деятельностьв полном соответствии с Уставом ООН, другими действующими международнымидоговорами и соглашениями. Таким образом право мирного прохода распространяется только натерриториальное море прибрежного государства и любые попытки этогогосударства к распространению правил прохода на свободную экономическуюзону незаконны и не имеют под собой никаких юридических оснований. Завершая написание данной темы я хочу отметить, что морскоезаконодательство, касающееся мирного прохода военных кораблей втерриториальном море развито и затрагивает практически все аспектыпребывания иностранных военных кораблей в территориальном море, что сводитдо минимума возникновения различных конфликтов между прибрежнымгосударством и государством к флоту которого относится какой-либо военныйкорабль, при соблюдении обеими сторонами правил предусмотренных Конвецией1982 года и законами и правилами установленными прибрежным государством. Используемая литература: 1. Конвенция по морскому праву 1982 года. 2. Гришков Г.С. “Военное мореплавание и стратегическое равновесие”. 3. Иващенко Л.А. “Основы международного морского права”.




Похожие:

Правовой режим военного мореплавания iconПравовой режим лесопользования

Правовой режим военного мореплавания iconЭколого-правовой режим лесопользования

Правовой режим военного мореплавания iconПравовой режим недвижимых вещей

Правовой режим военного мореплавания iconПравовой режим мирового океана

Правовой режим военного мореплавания iconЭколого-правовой режим недропользования

Правовой режим военного мореплавания iconПравовой режим охраны и использования лесов

Правовой режим военного мореплавания iconМеждународно-правовой режим мирового океана

Правовой режим военного мореплавания iconЭколого-правовой режим пользования животным миром

Правовой режим военного мореплавания iconПравовой режим особо охраняемых территорий и объектов

Правовой режим военного мореплавания iconМеждународно-правовой режим международных проливов (Контрольная)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы