Жидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук Ганичева Ирина Владимировна Москва 2011 Актуальность разработки регламент icon

Жидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук Ганичева Ирина Владимировна Москва 2011 Актуальность разработки регламент



НазваниеЖидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук Ганичева Ирина Владимировна Москва 2011 Актуальность разработки регламент
Дата конвертации25.08.2012
Размер166,72 Kb.
ТипРегламент
скачать >>>


Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»


Мероприятие 2-35.1. «Проведение на базе научно-образовательного центра РЭУ им. Г.В. Плеханова мероприятий по обучению руководителей и специалистов средних школ и колледжей г. Москвы методам и инструментам оценки качества образования на основе разработанных методик самообследования образовательных учреждений и методик анкетирования по оценке удовлетворенности внутренних и внешних потребителей с использованием результатов социологических опросов и мониторинга образовательной среды»


Раздел 2-35.1.2. Научно-методические подходы к формированию системы оценки качества образовательных услуг


Научно-образовательный материал (ЭВ)


«Регламенты применения технологий мониторинга и социологических опросов образовательных услуг»


Авторский состав:

Жидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент

Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук

Ганичева Ирина Владимировна


Москва – 2011

Актуальность разработки регламентов применения технологий мониторинга и социологических опросов образовательных услуг


Многообразие и сложность задач социального управления, решаемых органами власти в современных условиях, делают проблему изучения социальной реальности особенно актуальной.

Одним из направлений модернизации и инновационного развития среднего образования в рамках проекта Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является разработка современной системы оценки качества образования, «которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом». 1

Начиная с 2010 года, в России внедряются в практику новые требования к качеству образования, создаются разноуровневые системы мониторинга и комплексной оценки качества, начиная с оценки академических достижений и компетенций каждого ученика, и заканчивая общероссийской системой оценки качества и эффективности образования.

Сегодня диагностика социально-педагогической ситуации в среднем образовании становится не эпизодическим событием, а регулярным явлением. Набор социологических исследований, которые могут проводиться в образовательной среде, достаточно широк и многообразен. Это многообразие определяется, во-первых, составом объектов исследования (отдельный класс, учительский коллектив, школа, районное звено, город и т.д.), во-вторых, выбором проблем, которые планируется рассмотреть в процессе исследования конкретного объекта, в-третьих, комплектом признаков, описывающих каждую из выбранных проблем, и содержанием выдвигаемых гипотез, в-четвертых, составом респондентов (учителя, родители, дети, руководители образовательных учреждений, органы здравоохранения и т.д.), и, наконец, формой представления результатов.

Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы представления результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества и эталонные значения устанавливаются в специально разрабатываемых регламентах.


Социальная направленность разработки регламентов применения технологий мониторинга и социологических опросов образовательных услуг

Разработка ориентирована на использование регламентов в проведении мониторингов и социологических опросов в школах и средних профессиональных учебных заведениях.

Разработка нацелена на расширение профессиональной компетенции педагогических работников.

Разработка ориентирована на помощь педагогическим кадрам в разработке собственных систем мониторинга и социологических опросов.


Практическая значимость разработки регламентов применения технологий мониторинга и социологических опросов образовательных услуг

При проведении мониторинга или социологических опросов технологии измерения количественных и качественных показателей определяются видом избранных контрольных измерительных параметров и способом их применения. От степени соответствия разработанных регламентов поставленным целям и задачам мониторинга или соцопроса зависит эффективность и достоверность полученных результатов. Отсутствие четких механизмов учета результатов социологических исследований при выработке управленческих решений ведет к неэффективности работы органов исполнительной власти и неполноценности подготавливаемых решений.

Цель разработки регламентов применения технологий мониторинга и социологических опросов образовательных услуг – формализация процессов организации мониторинга и социологических опросов в области исследования качества образования в зависимости от целей, областей применения и средств осуществления исследований и внедрение их в практику работы учреждений общего среднего и среднего профессионального образования, районных и областных структур управления образованием.

Задачи разработки регламентов применения технологий мониторинга и социологических опросов образовательных услуг:

  • определение уровня исследований (области применения);

  • постановка цели и задач, определение предмета исследования;

  • описание условий и требований к проведению мониторинга и социологических опросов;

  • определение критериев и параметров исследований;

  • описание структуры документов для мониторинга и социологических исследований (анкет);

  • описание процедуры подготовки документов для мониторинга и социологических исследований (анкет);

  • описание процедуры мониторинга и социологических исследований (анкетирования);

  • описание процесса обработки и предоставления результатов мониторинга и социологических исследований;

  • порядок контроля и определение ответственности за соблюдение регламента проведения мониторинга и социологических исследований.

В соответствии с требованиями международных стандартов, применяемых к системам менеджмента качества в организации (ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования»), процесс мониторинга качества образования можно рассматривать как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации, ориентированную на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Социологический опрос – метод получения исследователем первичной социологической информации от респондента в виде ответов на поставленные вопросы.

Особенностью социологического опроса заключается в том, что полученная информация отражает социальную реальность с точки зрения её преломления в сознании респондентов, то есть данный метод позволяет работать с мнениями людей.

Уровни исследований

В зависимости от исследования различных уровней управления образованием, в регламентах определяется область описания объекта или область его применения. Это может быть:

  • уровень школы или среднего профессионального учебного заведения;

  • уровень районной системы образования;

  • уровень областного (регионального) руководства;

  • федеральный уровень.

Для каждого уровня исследований создается отдельный регламент, где определяются цели, задачи, требования, процедуры и исполнители, а также система показателей.

Существующие сегодня в области образования системы мониторинга можно разделить на четыре группы:

Первая группа предполагает мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании и т.д.

Вторая группа - мониторинг развития знаний учащихся, построенная с использованием модели «цель-результат» и учетом характеристик процесса обучения. Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики, так и сравнительные результаты относительно группы или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного ученика, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений; ими пользуются педагоги и администраторы различного уровня.

Третья группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели «вход-выход». В качестве входа рассматриваются характеристики ученика, например, такие, как социально-экономический статус семьи и способности. Для получения интегрального результата разработчики вводят понятие эффект влияния школы, имея в виду различия между средним уровнем деятельности образовательного учреждения и определенным стандартом с учетом статистической корректировки в отношении количества и состава учащихся в данном учебном заведении.

Четвёртая группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.

Виды мониторинга и социологического опроса

В зависимости от поставленных целей и задач исследования в области качества образования, регламентом определяется вид мониторинга или социологического опроса.

Информационный мониторинг предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.

Базовый мониторинг выявляет новые проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления.

Проблемный мониторинг позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, известные и насущные в плане управления проблемы. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих в зависимости от задач исследования:

  • проблемный мониторинг функционирования представляет собой базовый мониторинг, посвященный исследованию одной задачи или проблемы; его применение не ограничено временными рамками;

  • проблемный мониторинг развития завершается после решения выявленной задачи, хотя количество параллельно существующих проблем может быть достаточно большим.

Управленческий мониторинг подразумевает отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений. Для системы образования этот вид мониторинга может быть расширен путем исследования эффекта влияния, когда задачей становится построение регламентов систем оценок для определения динамики, качества влияния внешних или внутренних факторов.

B зависимости от выбранных критериев рассматриваются следующие виды мониторинга:

динамический - основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя;

конкурентный (cравнительный) - выбираются результаты идентичного обследования других образовательных объектов;

комплексный - в процессе мониторинга исследуется несколько критериев.

Социологический опрос может проводиться в форме анкетирования и интервью. Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.

Требования к организации процесса мониторинга и социологических опросов


В регламентах исследований требования к организации процесса мониторинга или социологического опроса формулируются в виде следующих принципов.

Объективность информации. Процесс исследований должен опираться на объективные данные, получаемые в ходе информационного обмена между учебными заведениями и органами управления образованием области. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация, предоставляемая учебным заведениям, также должна быть конкретной и полезной для руководства образовательного учреждения.

Сравнимость данных. Этот принцип обусловлен тем, что мониторинг критериев функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, на основе одинаковых эмпирических показателей.

Адекватность. Этот принцип предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий на соответствие им. Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований.

Прогностичность. Имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций в динамике качества образования.

Принцип целевого назначения предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности.

Критерии качества и параметры образовательных услуг

Регламентом проведения мониторинга и социологических опросов предусматривается выбор критериев и параметров исследования в зависимости от целей и задач исследования. Множество критериев качества деятельности средних учебных заведений, изучение которых предполагает мониторинг и социологические опросы, можно сгруппировать в тематические блоки: педагогический, социальный и управленческий.

Педагогический блок предполагает мониторинг результатов деятельности педагогических коллективов в обучении и воспитании учащихся, в формировании у них мотивации к профессиональной деятельности и решению актуальных проблем в системе реальных социально-экономических отношений.

В этом блоке выделяются три составляющие:

  • уровень подготовки учащихся в учебной и профессиональной области в соответствии с требованиями государственного стандарта;

  • профессиональный кругозор учащихся, их способность перенести имеющиеся у них академические и профессиональные знания в другие сферы;

  • уровень социализации учащихся, то есть освоение ими различных социальных ролей.

Для оценки педагогической эффективности важны также показатели поступления выпускников в высшие учебные заведения, востребованности их на рынке труда и профессиональный рост на производстве.

Социальный блок отражает адекватность функционирования системы образования требованиям общества. Эта адекватность характеризуется отношением различных социальных слоев к средней общеобразовательной и профессиональной школе:

  • отношением учащихся, которые осуществляет не только выбор профессии, но и способ ее приобретения;

  • отношением родителей учащихся, оказывающих влияние на учащихся и представителей властей;

  • отношением работодателей, владельцев предприятий, которые в перспективе будут не только осуществлять прием на работу выпускников, но и формировать заказ для систем начального и среднего профессионального образования;

  • отношением властей - осуществлением с их стороны реальной правовой и экономической поддержки средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Социальный блок отражает имидж учебного заведения, то место, которое оно занимает в структуре общественных отношений.

Управленческий блок предполагает отслеживание эффективности управления системой среднего образования в регионе. Он оценивает эффективность управленческой поддержки системы на разных уровнях.

На уровне региона это выражается в создании условий для взаимодействия общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений с региональными и муниципальными управленческими структурами, контроле над выполнением государственного стандарта, организационном и научно-методическом обеспечении педагогического процесса.

На уровне учебного заведения изучение управленческой эффективности может осуществлять как по общим результатам деятельности учебного заведения, так и на основе анализа косвенных данных, таких, как методическая обеспеченность педагогического процесса, подготовленность коллективов к решению педагогических задач, их кадровая обеспеченность педагогическими работниками.

Блоки разделяются на критерии, характеризующие качественные стороны функционирования и развития учебных заведений среднего образования:

  • процессуальный критерий – определяет достижение результатов через социально приемлемые способы, приемы, технологии;

  • pезультативный критерий – отражает воспитание личностных качеств, необходимых учащимся для жизни в быстро меняющемся социальном мире, демократическом обществе, готовности к саморазвитию, социальной и индивидуальной экономической ответственности, самостоятельному выбору, гуманистической ориентации; выполнение «социального заказа»;

  • прогностический критерий – показывает перспективы роста, определяет зоны развития среднего образования или его отдельных элементов;

  • нормативный критерий – отражает соответствие сущностных сторон функционирования учреждений среднего образования Государственным образовательным cтандартам;

  • критерий конкурентоспособности – демонстрирует достижение наилучших результатов при прочих равных условиях.

К основным критериям, определяемым системой мониторинга качества среднего образования, можно отнести процессуальный, результативный и прогностический критерии; к вспомогательным – нормативный и конкурентоспособности.

Поскольку регламенты мониторингов и социологических опросов предполагают не только общие, но и конкретные оценки качества образования, в них необходимо отразить совокупность параметров, описывающих каждый из предлагаемых критериев функционирования образовательного учреждения (табл. 1).


Таблица 1

Критерии и параметры мониторинга образовательных услуг


Критерии

Параметры

Процессуальные

- Использование современных развивающих технологий обучения.

- Возможность развития индивидуальности учащихся.

- Удовлетворенность педагогов и учащихся их взаимоотношениями.

- Отсутствие разрушающих конфликтов в коллективе

Результативные

- Фактическое владение знаниями, умениями, навыками (компетенциями).

- Ориентация в различных областях своей будущей профессиональной деятельности.

- Умение учащихся найти наиболее эффективные приемы профессиональной деятельности.

- Готовность учащихся к социальной самозащите.

- Поступление выпускников в вузы и колледжи.

- Трудоустройство выпускников

- Успешность карьеры выпускников в течение трех лет после окончания учебного заведения

Прогностические

- Способность коллектива работать в режиме саморазвития.

- Направленность управления на решение наиболее значимых проблем для инженерно-педагогического коллектива.

Нормативные

- Соответствие содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки образовательному стандарту

Конкурентноспособности

- Экономическая устойчивость

- Экономическая самостоятельность.

- Уровень оплаты труда работников.

- Востребованность выпускников



Структура регламента проведения мониторинга и социологических опросов:


Раздел 1. Общие положения

1.1 Назначение документа

1.2 Область применения

1.3 Термины и сокращения

Раздел 2. Условия и требования

2.1 Предварительные условия

2.2 Принципы исследований

2.3 Требования к конечному результату

Раздел 3. Требования к процедурам

3.1 Спецификация анкеты (опроса)

3.2 Процедура подготовки анкеты (опроса)

3.3 Процедура проведения мониторинга (опроса)

3.4 Обработка и предоставление результатов

Раздел 4. Контроль и ответственность

4.1 Контроль над исполнением

4.2 Ответственность за соблюдение регламента

Приложения: Формы документов, планы, графики


В разделе «Общие положения» дается характеристика регламентируемого процесса мониторинга или опроса и описываются:

  1. Назначение документа   цели и задачи процесса, достижение которых определяет данный регламент; предмет исследования.

  2. Область применения   указание направления деятельности, в рамках которого реализуется описываемый процесс, описание объекта исследования.

  3. Термины и сокращения   приводится перечень основных терминов и сокращений, используемых в регламенте. Данный подраздел должен использоваться в том случае, когда в регламенте применяются термины и понятия, которые могут иметь различные значения.

В разделе «Условия и требования» указываются:

  1. Предварительные условия начала исследования   прописано, в каких случаях должны проводиться регламентируемые процедуры, условия начала выполнения процедур (основание) и требования к исходным данным. Приводится порядок анкетирования или опроса, а также порядок определения выборки.

  2. Принципы исследований – указываются требования к обеспечению принципов проведения мониторинга или опроса.

  3. Требования к конечному результату   приводится описание конечного результата выполнения работ по данному регламенту. Указывается перечень выходных результатов в виде критериев и параметров мониторинга или опроса.

В разделе «Требования к процедурам» задаются правила выполнения исследований исполнителями.

  1. Спецификация анкеты (опроса)   приводится структура анкеты при проведении мониторинга или последовательность вопросов при социологическом опросе.

  2. Процедура подготовки анкеты (опроса)   указываются ответственный исполнитель и соисполнители работы, их функции; описывается процедура обеспечение программными средствами, предоставляется план и график проведения анкетирования (опроса).

  3. Процедура проведения мониторинга (опроса)   пошагово описывается процедура проведения мониторинга (опроса), указывается продолжительность, условия, ответственный сотрудник.

  4. Обработка и предоставление результатов   описывается процедура оформления и обработки результатов, порядок ознакомления с результатами исследований.

В разделе «Контроль и ответственность» устанавливается должностное лицо (менеджер процесса), которому делегируются полномочия по контролю исполнения данного регламента. В этом разделе фиксируется ответственность всех исполнителей за соблюдение исследований, а также фиксируются обязательства менеджера процесса. Данный раздел обычно состоит из следующих подразделов:

  1. Контроль над исполнением – указывается должностное лицо, подразделение, ответственное за соблюдение регламента; приводятся действия, которые предпринимает ответственное должностное лицо при обнаружении нарушений в соблюдении требований регламента;

  2. Ответственность   указывается мера ответственности должностных лиц и подразделений, участвующих в выполнении работ, по соблюдению данного регламента.

Радел «Приложения» содержит формы документов, используемые при выполнении процедур, планы исследований и графики проведения работ.

Степень включенности результатов мониторинга и социологических опросов в процесс принятия управленческих решений напрямую зависит от ценности их содержания, достоверности, применяемых методик, а также нормативно-правовой регламентации их учета и использования. Результаты социологических исследований становятся одним из факторов принятия решения, представляя информационную ценность для субъекта управления.

1 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Выступление на первой Президента России Д.А. Медведева на Педагогической ассамблее в рамках открытия Года учителя, Санкт-Петербург, 21 января 2010 года





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Жидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук Ганичева Ирина Владимировна Москва 2011 Актуальность разработки регламент iconТоргово-экономический университет (ргтэу) Кафедра Информационных технологий и телекоммуникаций
Авторы составители: Колпаков Юрий Алексеевич кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и телекоммуникаций;...
Жидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук Ганичева Ирина Владимировна Москва 2011 Актуальность разработки регламент iconКарточка программы учебной дисциплины по выбору студента
Преподаватель: Оловянникова Зоя Владимировна, доцент, кандидат философских наук, доцент
Жидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук Ганичева Ирина Владимировна Москва 2011 Актуальность разработки регламент iconИсаева Катерина Вадимовна, кандидат экономических наук, доцент, Кудинова Ирина Борисовна Давыдова Ольга Валерьевна Москва 2011 введение фокус-группа фокусированное интервью
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Жидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук Ганичева Ирина Владимировна Москва 2011 Актуальность разработки регламент iconК вопросу о роли и месте администрации президента российской федерации а. М. Волков, Е. А. Лютягина
Волков Александр Михайлович, заслуженный работник высшей школы рф, доцент кафедры административного и финансового права Российского...
Жидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук Ганичева Ирина Владимировна Москва 2011 Актуальность разработки регламент icon«Социология»
Авторы программы: кандидат экономических наук, ст научный сотрудник Кваша Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, ст...
Жидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук Ганичева Ирина Владимировна Москва 2011 Актуальность разработки регламент iconФакультет юридический Группа юс 2,5 Дипломная работа На тему: Правовые основы банковского кредитования в Российской Федерации Студент-дипломник: Мильштейн Олег Евгеньевич Научный кандидат экономических наук,
Научный кандидат экономических наук, доцент Мещерякова Елена Ивановна
Жидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук Ганичева Ирина Владимировна Москва 2011 Актуальность разработки регламент iconКандидат географических наук
Внедрение компетентностного подхода в образовательном процессе специальности Безопасность жизнедеятельности Автор: кандидат географических...
Жидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук Ганичева Ирина Владимировна Москва 2011 Актуальность разработки регламент iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Абрамова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, зав кафедрой бжд
Жидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук Ганичева Ирина Владимировна Москва 2011 Актуальность разработки регламент iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Абрамова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, зав кафедрой бжд
Жидкова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент Полянский Лев Николаевич, кандидат экономических наук Ганичева Ирина Владимировна Москва 2011 Актуальность разработки регламент iconМинистерство экономического Министерство
Авторы программы: проф., доктор экономических наук Чепуренко Александр Юльевич, доц., кандидат экономических наук Алимова Татьяна...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы