Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины icon

Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины



НазваниеСредства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины
Дата конвертации25.08.2012
Размер184.54 Kb.
ТипРеферат
Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины


ВВЕДЕНИЕ Существование противодействующих друг другу государств, ставит переднациональными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, втом числе за счет протекционистских мер. Основная задача государства в области международной торговли – помочьэкспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товарыболее конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделавиностранные товары менее конкурентноспособными на внутреннем рынке. Поэтомучасть методов государственного регулирования направлена на защитувнутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится преждевсего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формированиеэкспорта. Средства регулирования внешней торговли могут принимать различныеформы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы,налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничивающие стоимостныеобъемы или количество поступающего товара (количественные ограничения,лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.). Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целямииспользования которых являются получение дополнительных финансовых средств(как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговыхпотоков (более типично для развитых государств) или защита национальныхпроизводителей (главным образом в трудоемких отраслях). Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения,дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализироватьтаможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций. ДОВОДЫ «ЗА» НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ Среди многочисленных доводов в пользу введения ограничений вообще итаможенно-тарифной защиты в частности используется положение онеобходимости защиты нарождающейся национальной промышленности. Смысл защиты создаваемой промышленности сводится к следующему.Утверждается, что страна обладает сравнительными преимуществами впроизводстве какого-либо товара, однако в связи с отсутствием знаний инезначительного начального объема производства промышленность не можетначать его выпуск. Поэтому необходима временная защита, так какпромышленность находится на этапе становления. Трудно предположить, чтовновь создающаяся промышленность может на равных выдержать конкурентнуюборьбу с развитым производством другой страны. После того какпромышленность сможет достигнуть «зрелого» или «развитого» уровня,обеспечить массовость производства, защита может быть снята. Однако проблема заключается в выборе отрасли производства,действительно нуждающейся в защите и обладающей сравнительнымипреимуществами. В противоположном случае возможны неправильное развитиеотдельных отраслей и значительные потери для общества, вызванные поддержкойнеэффективных производств. Защищаемая промышленность обычно надолгосохраняет отсталость производства, задерживается ее развитие, онастановится обузой для общества, снижается эффективность производства.
На деле очень часто тарифы защищают не «молодые» отрасли, а, напротив,как раз старые, теряющие свою конкурентоспособность. Будет ли введеназащита или нет, зависит от значения данной отрасли для экономики страны иот политической силы заинтересованных кругов. В условиях современной России большинство старых действующих отраслейоказывается неконкурентоспособным по сравнению с иностраннымипроизводителями. Их защищают. Главный довод здесь—угроза спадапроизводства. Этим, например, объяснялось повышение пошлин на импорт вРоссию иностранных автомобилей во второй половине 1993 г. В соответствии с определениями, существующими в таможенной практике,под протекционизмом понимается экономическая политика данной страны,стремящейся оградить свой внутренний рынок от проникновения импорта винтересах развития внутреннего производства и ограждения отечественныхпредпринимателей от иностранной конкуренции. Протекционизм осуществляетсякак с помощью повышения ставок ввозных таможенных пошлин, так и путемнетарифных мер внешнеэкономического регулирования. Известный экономист Эдвин Дж. Долан под протекционизмом понимает любыегосударственные меры, целью которых является защита промышленности своейстраны от конкуренции. За последние четыре десятилетия объем мировойторговли сильно возрос. Однако, кроме традиционных тарифов, зародился такназываемый «неопротекционизм», который привел к введению дополнительныхограничений на мировую торговлю. Неопротекционизм использует такиеразнообразные экономические механизмы, как «упорядоченные торговыесоглашения» и «добровольное ограничение экспорта». Заключение такого родасоглашений зачастую происходит под прямым «силовым давлением»,подкрепленным угрозой введения высоких тарифов или квот на импорт. Современный протекционизм концентрируется в относительно узкихобластях. В отношениях развитых стран между собой – это области сельскогохозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран сразвивающимися – это экспорт промышленных товаров развивающимся странам. Вторговле развивающихся стран между собой – это товары традиционногоэкспорта. В России дискуссии о преимуществах и недостатках протекционизма исвободы торговли начались в начале 90-х годов. В пользу открытиявнутреннего рынка для иностранных товаров говорит мировой опыт,свидетельствующий о том, что защита от конкуренции сама по себе часто ведетк развитию производств, не способных конкурировать на мировом рынке. Однаков нынешней ситуации, имеющей место в национальной экономике, этот тезисверен только отчасти. Ему можно противопоставить другое утверждение:целенаправленная промышленная политика государства приняла такие масштабы,что невозможно привести примеры, которые подтверждали бы, чтоконкурентноспособные отрасли возникают исключительно по законам стихиирынка. Идея свободной торговли исходит из необходимости ликвидации таможенныхи прочих барьеров на пути движения товаров между странами. Аргументы впользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, показывающемвыгоды от либерализации торговли как для отдельных стран, так и для всегомирового хозяйства. Однако профессор Н.Н. Шапошников еще в 1924 году писал о том, что«свободная торговля – идеал будущего, но в настоящее время она выгоднатолько для той страны, которая в своем экономическом развитии успелаопередить другие страны.» Сущность этого высказывания полностьюсоответствует и нынешнему состоянию экономики России. В настоящее времяустранить всякие протекционистские преграды для развития внешнеторговойдеятельности не представляется возможным, в противном случае страна имеетперспективу превратиться в колонию стран с развитой рыночной экономикой. Поэтому аргументы в пользу свободы торговли не всегда оправданы и темболее не применимы для нашей экономической ситуации. В пользу сохранения вближайшем будущем протекционистских мер можно привести следующие аргументы: - необходимость обеспечения экономической безопасности страны; - специфика отдельных регионов и необходимость для их поддержки протекционистских мероприятий со стороны государства; - в условиях спада производства – сохранение необходимых рабочих мест; - в условиях экономического кризиса протекционистские таможенные меры не допустят превращения страны в экономический придаток развитых стран мира; Естественно, что перечисленные аргументы в защиту протекционизма вбольшей степени относятся к имеющейся у нас в стране экономическойситуации. Таможенный тариф – основополагающий инструмент протекционистскойполитики. Таможенно-тарифное регулирование – совокупность таможенных итарифных мер, использующих в качестве национального торгово-политическогоинструментария для регулирования внешней торговли. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ. Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органамипри импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. При анализе пошлин с помощью неоклассической концепции будем исходитьиз следующих положений: 1. Пошлина (налог) взимается с товара, пересекающего национальнуюграницу. 2. Вкусы, доходы и привычки потребителей не меняются. 3. Не учитываются технологические нововведения. 4. Не принимаются во внимание тарифы на сырье, используемое дляпроизводства товара. 5. Не учитываются транспортные расходы. [pic] Рис.1 Построим график (рис. 1), полагая, что иностранный поставщик готов поставлять любые количества товара по данной цене, т. е. полностью удовлетворить потребности данной страны. На рис. 1 линия DDi обозначает изменение величины потребления товара взависимости от изменения цены; линия SSi показывает количество производимыхнациональной промышленностью товаров, изменяющихся в зависимости отизменения цен. При цене Р1 из общего количества потребляемого товара Q0Q4 на долю местного производителя будет приходиться величина Q0Q1, в то время как на долю иностранного поставщика придется величина Q1Q4. Введем дополнительный импортный налог Т1, повышающий цену товара доуровня Р2. В этом случае общее количество уменьшившегося потребления будетопределяться величиной О3Q4; в то же время национальные производителиувеличат объем производства на величину Q1Q2; потери для иностранныхпоставщиков будут равны сумме отрезков Q1Q2 и Q3Q4. Площадь прямоугольника Р1Р2Q0Q4 будет определять величину потерь илидополнительных расходов, понесенных потребителями в связи с общимувеличением цен продаваемых товаров. Эта сумма включает дополнительныеприбыли, полученные национальными производителями (четырехугольник «а»), ипотери общества, возникающие в связи с тем, что в производство вовлекаютсяновые, менее эффективные факторы, использование которых стало возможнымблагодаря протекционистской политике правительства (треугольник «b»).Треугольник «d» показывает потери, возникающие в связи с уходом с рынкачасти иностранных производителей, а прямоугольник «с» — величину выигрышалиц, получающих средства, собранные налогами. Большинство современных экономистов исходят из того, что материальныепреимущества от следования принципу свободной торговли, несомненно, больше,нежели потери национальной экономики. Протекционизм снижает конкурентноедавление на национальных производителей и приводит к уменьшениюэффективности производства. Кроме того, если он используется в течениедесятилетия (например, в Латинской Америке в 1960—1970 гг.), то онблокирует доступ к новым и новейшим технологиям. Это вредно для рынка,характеризуемого как совершенной (наличие множества производителей ипотребителей), так и несовершенной (наличие одной или нескольких монополий)конкуренцией. В условиях монопольного производства производитель получаетсверхприбыль. При импорте свободная конкуренция сокращает величинусверхприбыли. В теоретическом плане экономисты классической школы допускаютвозможность наличия ряда оговорок к идее «свободной торговли». Наиболеераспространенной является возможность установления «оптимального»таможенного тарифа. Суть ее сводится к следующему: если страна достаточновелика, то она в состоянии обеспечить снижение цен на импортируемые товарыза счет сокращения спроса на них. В этом случае она может ввести таможенныйтариф с целью улучшения «условий торговли», т. е. заставить иностранныхпоставщиков снизить цены. Такая ситуация свойственна для рядасельскохозяйственных товаров, обладающих низким уровнем эластичностипотребления, при этом производство и потребление их сконцентрированы внескольких местах. Поставщик после введения дополнительного налога (импортной пошлины), опасаясь потерять большой экспортный рынок, может пойти на снижение цены, превышающее величину вводимого налога. Такое явление называется «парадоксом Мецлера», графически его можно представить на рис. 2. [pic] Рис.2 На графике линия WWs обозначает динамику предложения товара на мировомрынке до момента введения таможенного тарифа; линия WWsn - тенденциюпредложения на рынке к моменту установления тарифа Т, когда поставщики,опасаясь потерять рынки, снизили цену на величину РР3, превышающую величинутарифа Т; линия WWsn+Tпредложение товара на рынке после установлениятарифа. Параметры q1, q2, q3 показывают соответствующее количествоприобретенного товара, а линия DDi—потребность в импортном товаре,изменяющаяся в зависимости от цены. Как видно из графика, при снижении цен объем расходов потребителей всвязке с общим увеличением поставок с q1 до q2 будет определяться площадьюпрямоугольника P2D2q2O вместо величины, равной площади P3D1q1O, а выгодадля потребителей составит сумму четырехугольника «а» и треугольников «b» и«с». Обязательным условием, при котором экспортеры оказываются готовымипойти на такое снижение цены, выступает большая величина потребления вимпортирующей стране или странах, вводящих новые таможенные пошлины. Вкачестве примера возникновения «парадокса Мецлера» могут служить поставкикакао из Ганы в I960 г. и масла из Новой Зеландии в начале 70-х годов вВеликобританию. Вступление Великобритании — основного потребителя новозеландского масла— в «Общий рынок» и последовавшее за этим увеличение ввозных пошлинзаставило новозеландских поставщиков резко снизить цены даже за счетуменьшения прибыли с целью сохранения большей части английского рынка. КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлинследует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особовыделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистскаяфункция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взиманиетаможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних приих реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышаетконкурентноспособность аналогичных товаров, производимых национальнойпромышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенноготарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин вдоходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенноотличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут засобой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могутобходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможеннаяпошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временемпротекционистской, и четкого разделения между ними нет. Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам,установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров,внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (внастоящее время в РФ практически не применяется). Итак, таможенные пошлины делятся на: 1.По объекту обложения: - Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово- экономической политики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается. - Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет. - Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны. 2. По способу взимания: - Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары. - Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости); - Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торговополитические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин. - Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.). 3. По характеру: - Сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. - Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный). Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам. Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям. На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности. Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг. - Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах. 4. По происхождению: - Автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны; - Конвенционные – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТТО; - Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран. 5. По типам ставок: - Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств. - Переменные- таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. 6. По способу вычисления: - Номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт. - Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. В таможенно-тарифной практике большинства стран наибольшеераспространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значениеприобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которыхв немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. Взависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-25%, а в отдельных случаях и в два раза. Поэтому методы определения ценыимпортного товара также важны для расчета сумм пошлин, как и размер самойпошлины. В настоящее время средний уровень ставок таможенного тарифа промышленноразвитых стран относительно низок: приблизительно 6% от стоимости товара. Вразвивающихся странах уровень таможенного обложения импорта значительновыше. Средний уровень таможенных тарифов многих развивающихся странсоставляет 38-40%, а ставки колеблются от 1% до 100% и более. На отдельныетовары пошлина составляет 150-200% и более. ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе, представляющемсобой список (или реестр) облагаемых таможенными пошлинами товаров. По мереразвития мировой торговли структура таможенных тарифов усложнялась. Еслипервоначально существовала только одна ставка пошлины, накладываемая на всеимпортированные товары, и тариф был одноколонным, то впоследствии началишироко использоваться и многоколонные тарифы. При одноколонном (простом) тарифе величина пошлины едина внезависимости от страны происхождения товара. Недостаток такого тарифа связанс тем, что он не позволяет гибко менять величину пошлин и использовать ихпри решении торгово-политических задач. В настоящее время все страны имеют многоколонные тарифы,устанавливающие для каждой группы товара две или большее количество ставок.В таком сложном тарифе обычно наибольшей является генеральная, илиавтономная, пошлина. Она налагается на товары, импортируемые из тех стран,с которыми нет торговых договоров или соглашений (табл.1). Таблица1 Многоколонный таможенный тариф России|Код товара по |Краткое наименование|Ставки импортной ||товарной |товара |таможенной пошлины в||номенклатуре | |% от таможенной ||внеш-неэкомическо| |стоимости товара ||й деятельности | | ||37 |Фото и кинотовары |1 |2 |3 || | |2,5 |5 |10 | В примере тарифа автономная, или генеральная, пошлина составляет 10%(третья колонка), она максимальная. Базовую ставку тарифа представляетпошлина в 5% (вторая колонка). Первая колонка предназначена для пошлин натовары из развивающихся стран. Особыми льготами (беспошлинный ввоз)пользуются товары, происходящие из наименее развитых стран. Это наиболее типичный пример сложного многоколонного тарифа,позволяющего использовать таможенные пошлины дифференцированно взависимости от конкретного торгово-политического режима, применяемогоРоссией в отношениях с конкретной страной (группой стран). Аналогичнытаможенные тарифы большинства стран Европы и Америки. Таможенные тарифы распределяют товары по производственному признаку, т.е. товары, относящиеся к одинаковым производствам, объединены в группы. Таможенные тарифы промышленно развитых стран строятся так, чтобыуровень налогообложения увеличивался одновременно с увеличением степениобработки товара. Например, если таможенная пошлина на импортнеобработанного хлопка отсутствует, т. е. равна нулю, то дляхлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7—9%, а для изделий уже можетдостигать 20%. Таким образом, английский производитель хлопчатобумажных изделий,покупая беспошлинно иностранный хлопок, получает фактический уровеньтаможенной защиты, намного превышающий номинальную величину таможеннойпошлины. На практике эта величина тем больше, чем выше доля сырья,ввозимого беспошлинно или с минимальными пошлинами. Величина действительной ставки таможенной защиты оказывается тембольше, чем выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырьеи чем большая доля сырья входит в готовое изделие. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В соответствии со ст.13 Федерального Закона «О государственномрегулировании внешнеторговой деятельности» внешнеторговая политикаосуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулированияэкономических операций. Иные методы регулирования путем вмешательства иустановления различных ограничений органами государственной власти РФ и еесубъектов не допускается. В этом же Законе (ст.4) закреплен приоритетэкономических мер, среди которых центральное место занимает таможенныйтариф. В Законе «О таможенном тарифе» сформулированы основные цели таможенноготарифа. В качестве одной из них определена рационализация товарнойструктуры ввоза товаров в Россию. Как правило, снижаются или полностьюотменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим дляразвития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки нате товары, которые могут составить конкуренцию отечественнымпроизводителям. Еще одной задачей таможенного тарифа в Законе названа защита экономикиРоссии от неблагоприятного иностранной конкуренции. Тариф – средствостимулирования отечественного производства. Тариф – важный источник бюджетных доходов. Кроме того, таможенный тарифвыполняет еще одну важную на сегодняшний день функцию – обеспечениеэкономической безопасности России, под которой понимается состояниеэкономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического иоборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимости инезависимости ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Наконец, еще одной задачей таможенного тарифа является обеспеченияусловий для эффективной интеграции России мировую экономику. Эта задача нетолько тарифной, но и таможенной политики в целом. Действующий в настоящее время таможенный тариф в значительной мерестимулирует приток иностранных инвестиций именно в производство,ориентированное на внутренний рынок. Уровень ставок таможенных пошлин,применяемых в отношении готовых изделий, выше уровня выше уровня ставок дляподавляющего большинства сырьевых товаров или комплектующих изделий в 2-5раз. Для сырьевых товаров и комплектующих изделий установлена минимальновозможная ставка пошлины в размере 5%, в то время как для большинства частиготовых изделий она составляет максимально возможную величину в 30%. Таможенный тариф во всем мире является одним из важнейших инструментовструктурного регулирования экономики. Между тем возможности российскоготаможенного тарифа выполнять данную функцию недостаточны и настоящее времяони обнаруживают тенденцию к дальнейшему сужению. Во-первых, степень егодифференциации в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых стран, гдечисло тарифных позиций превышает 10 тысяч. Диапазон ставок российскоготарифа узок – от5 до 30%. Несмотря на все недостатки действующего таможенного тарифа, таможенно-тарифное регулирование в России создается не вопреки, а на базе мировойтрадиции, отражает стремление России стать полноправным членоммирохозяйственных связей, реально участвуя в принятии глобальныхэкономических решений. ЛИТЕРАТУРА1. В.Б.Буглай, Н.Н.Ливенцев. «Международные экономические отношения» М., “Финансы и статистика”, 1997 г.2. Зубарев С.В., Савои И.В. «Таможенно-тарифное регулирование какпротекционистский инструмент внешнеторговой политики государства», Ростов на Дону, 1998г.




Похожие:

Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины iconТаможенные пошлины и сборы

Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины iconТаможенные пошлины и сборы и их роль в формировании доходной части бюджета РФ

Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины iconДокументы
1. /Таможенные пошлины.doc
Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины iconМолчанова Ольга Петровна
Доктор экономических наук, профессор кафедры международной торговли и внешней торговли Российской Федерации Российской академии внешней...
Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины iconИндивидуальный сборник заданий
А применение методов регулирования внешней торговли только на основе правил вто
Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины iconКурсовая работа по "Управлению Внешней Экономической Деятельностью"
Международно-правовая система согласованного регулирования международной торговли. 5
Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины iconДоклад тема : «внешняя торговля россии»
России. Проведен анализ ориентации внешней торговли Росси по странам группам стран и регионам мира. Всё выше указанное позволяет...
Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины iconУнификация таможенного регулирования и развитие международного таможенного права (на примере таможенных режимов международного таможенного транзита и временного ввоза)1
И, от работы которого зависит развитие приоритетных направлений экономики и предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса....
Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины iconКонтрольная работа по мировой экономике на тему: «Теории мировой торговли»
Целью данной работы является исследование мировой торговли на основе теорий. Поставленная цель предполагает раскрытие теоретических...
Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины iconМеждународное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая система России международное регулирование внешней торговли

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы