Проект «Моя родословная» icon

Проект «Моя родословная»



НазваниеПроект «Моя родословная»
Дата конвертации25.08.2012
Размер80,84 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Проект «Моя родословная»


Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей и является определяющим фактором формирования личности ребенка. Семья – это первая школа воспитания растущего человека, ведь все человеческие тропы начинаются именно в семье. Семья - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.

Семья и детский сад - два воспитательных института, каждый из которых даёт ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии  друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить детям чувство привязанности к семье и дому.

На протяжении многих лет я сталкиваюсь с одной и той же проблемой: не все дети знают, как зовут их родителей, кем они работают, не могут назвать свой домашний адрес. А про знания имен и отчеств бабушек-дедушек и говорить не приходится!

Проблема недостатка знаний детей о своей семье натолкнули меня на мысль начать работу с дошкольниками по созданию проекта «Моя родословная». Выбор темы проекта связан с историей семьи, ее родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в то же время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди которые живут рядом.

Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог – дети – родители.

В наше время эта тема очень актуальна. Уходят в прошлое семейные традиции и семейные праздники, мало кто из детей знает свою родословную. Забыты такие понятия как: «род», »родословная», «предки».

Цель проекта:

Формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе.

Формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.

Создание генеалогического древа семьи.

  • Развитие познавательных способностей у детей, активное включение их в творческо-поисковую деятельность.

  • Укрепление детско–родительских отношений.

Для достижения поставленных целей необходимо поэтапное решение следующих задач:

Дать представление о том, что семья – это мама, папа, бабушки и дедушки, братья и сестры; семьи бывают разные (большие и маленькие); в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.

  • Закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек.




  • Дать детям представление о понятиях «род», »родители», »семья», родные», близкие», «родословная», »предки».

  • Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

  • Совершенствовать умения составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества родителей, бабушек и дедушек.

  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

  • Воспитывать чувства долга и внимания к ближним.

  • Воспитывать интерес к своей родословной как к истории семьи, народов и народной традиции;

Работа по реализации проекта была начата с детьми четырех лет.

На начальном этапе основным направлением моей деятельности являлось формирование интереса к своей семье, воспитание любви и бережного отношения к членам своей семьи. Для этого я использовала разнообразные формы работы:

  • Беседы «Моя семья»; «Моя дружная семья», «Наши путешествие», «Мир семейных увлечений», «Папа – мой лучший друг», «Мои близкие», «Как я помогаю маме», «Моя мама, мой папа» (расширение представлений детей о родителях), «Отдыхаем всей семьей»; «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу); «Кем работают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии); «Домашние обязанности» (ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями дома); и т.д.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В качестве форм и методов положительного образа семьи  использовала разнообразные игры:

Сюжетно-ролевые: «Дочки-матери», «Семья». «Детский сад», «Дом», «Играем в профессии», «Кем быть», «Мы идем в гости», «День рождения», «Наш дом»;

Конструктивные игры- драматизации. В игровых действиях дошкольник воспроизводит поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.

Было предложено попробовать  записать игры, в которые играют в семьях. «Копилка» семейных игр очень быстро наполнилась. Игры были самые разнообразные. Часто встречались такие игры как «У медведя во бору», «Колечко», «Фанты», «Испорченный телефон», «Ловишки».

  • Дидактические игры: «Кто я» (укрепление представлений о родственных отношениях в семье); «Найди сходства и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими близкими), «Занимательная арифметика», «Занимательная история», «Семейные головоломки», «Кто кому мама, кто кому папа», »Занимательные профессии».

  • Настольные игры «Собери мамин портрет», «Семья», »На кого я похож», «Занимательная география».

  • Пальчиковые игры.

Большую роль играет знакомство детей с художественной литературой Я.Аким «Моя родина», Т. Бокова «Папа», Т. Шорыгина «Дедушка», В. Драгунский « Моя сестренка», В. Осеева «Обычная Старушка», Ш.Перро «Красная шапочка». При чтении народных сказок подчеркивала круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки); проведение викторин, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о семье и дружбе . Раскрываются понятия «род», «семья».

  • Встреча с близкими людьми: «Наша бабушка» (воспитание уважения к старшим членам семьи и заботливого отношения к близким людям);

  • дни рождения совместно с родственниками;

  • спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»;

  • викторина для детей и родителей (играем вместе);

  • посещение семей на дому



Организовали выставку рисунков: «Моя мама – самая лучшая», «Праздник в нашей семье», «Наша дружная семья», «Как мы отдыхаем», «Портрет родителей», «А это, я». Продуктивная деятельность: «Моя дружная семья», «Семейный герб», «Дом в котором мы живем», «Как мы отдыхаем», «Родословная моей семьи» - домашнее задание.

  • Создание альбомов: «Моя дружная семья»

  • «Дом, в котором я живу»

  • «Вся семья вместе и душа на месте»

  • «Лето – это маленькая жизнь»

  • «Рисуем все вместе»

  • «Моя мамочка»

  • «Праздник в нашей семье»

  • «Папа и я – лучшие друзья»

  • «Отдыхаем всей семьей»

  • «Семейный герб»

  • «Моя родословная»

Оформили семейную газету с фотографиями, рисунками, аппликациями, стихами и мини-рассказами.

Воспитательная ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувства благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада и семьи.

Для более эффективного формирования нравственных чувств у детей установила тесную взаимосвязь с семьями воспитанников: провела консультации родителям по темам «Семья - мой дом родной», «Ты и твое имя», «Семейные праздники и традиции», «Откуда произошла моя фамилия» т.п.

Следующим этапом нашей деятельности была выставка на основе собранных материалов на основе собранных материалов - своеобразного рассказа детей о самом главном: о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках. В группе детского сада был объявлен конкурс на лучший детский рисунок для «Семейного альбома». По результатам конкурса все работы были собраны в альбомы по темам и стали экспонатами семейного музея, в роли экскурсоводов выступали сами дети, они рассказывали интересные случаи из жизни своих родителей, бабушек, дедушек, об их деятельности, достижениях и т.д.

Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера при работе над составлением родословной и герба создается общим настроением и активностью всех участников проекта: детей, родителей, воспитателей. Совместные творческие занятия с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. Очень важно что, участвуя в этом мероприятии, родители и дети узнали много нового не только о себе, но и о своих предках, а узнав – научились любить и уважать историю своей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

В настоящее время уделяю большое внимание изучению собственной родословной. Личный опыт составления родословной заинтересовал родителей.

На основе полученных в ходе проектной деятельности знаний участникам проекта было предложено составить генеалогическое древо своей родословной и семейный герб. Совместное составление родословной и семейного герба родителями и детьми побуждает у них интерес к истории своих предков.

Перед тем как дать такое задание, родителям я дала консультации: «Родословная – традиция российской культуры», «Как создать герб своей семьи», «Правила составления родословной», «Родословная моя гордость», «Памятка по составлению родословной». (с эскизами по ее оформлению).

Рекомендовала методическую литературу по проведению занятий с детьми, по продуктивной деятельности, по ознакомлению с художественной литературой, по проведению игр. Безусловно, данная работа требовала больших усилий в плане сбора информации. Но оказалось, что данная работа увлекла всю семью.

Родители с большим удовольствием откликнулись на мою просьбу. Много интересного узнаешь о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное - родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Практика показала, что родители и дети стремятся подчеркнуть особенности своей семьи, рода. Родословные и семейные гербы получились разнообразные. В гербах отображались труд родителей, их профессии, семейные традиции.

Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и вместе трудимся и активно отдыхаем. Работая в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители являются активными участниками жизни детей в детском саду, мы получили ожидаемые результаты.

Дети выступили с рассказами о своих семьях на родительском собрании: продемонстрировали свои родословные древа, рисунки о семье, играли в игры «Кто я.», «Моя семья», провели викторину: «Что ты знаешь о родителях?» (дедушках и бабушках?).

В результате получились замечательные работы: родители вместе с детьми сделали небольшие альбомчики, генеалогическое древо родословной, на большом листе ватмана с фотографиями пап, мам, бабушек, дедушек прапрадедушек. Семья отметила, что эти альбомы станут семейной реликвией, тем способом, - на котором дети смогут увидеть наглядно своих близких родственников.

Появилась гордость за свою семью, за их предков и за труд, которым занимаются их семьи и занимались их предки.

Совместная работа с семьей сплотила семьи, т.к. родители тесно общались со своими детьми, полезно и познавательно провели свободное время. В дальнейшем полученные детьми знания пригодятся для изучения истории Родины, ведь история начинается с семьи. Благодаря выбранным мною формам работы появилась реальная возможность познакомить детей с особенностями родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного отношения к членам семьи, а главное – научить дошкольников азам такого же отношения.

К концу работы над проектом у детей расширился кругозор о составе семьи, родственных отношениях, обогатился словарный запас. Дети стали употреблять в речи такие слова как: «род», «родословная», «предки», «родственники», «уютный дом», »родной дом», «родня», »мои родственники» и др. У детей появился особый интерес к семейным традициям и реликвиям.

По итогам трехлетней работы уровень знаний у детей повысился на 25 %.







Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Проект «Моя родословная» iconПроект «Моя родословная»
Метод проектов позволяет учащимся развивать познавательную активность, творческое мышление, организаторские навыки, нравственные...
Проект «Моя родословная» iconПроект «Моя родословная»
Семья – это первая школа воспитания растущего человека, ведь все человеческие тропы начинаются именно в семье. Семья целый мир для...
Проект «Моя родословная» iconМоу «Травниковская средняя общеобразовательная школа» моя родословная
План стр. 3
Проект «Моя родословная» iconПоложение о проведении школьной экспедиции «Моя родословная»
Изучения и популяризация историко-культурного наследия города, школы, увековечение памяти земляков
Проект «Моя родословная» iconВ. П. Астафьев Моя семейная родословная
Расскажите ребенку о том, как вы были детьми, как и где учились, о выборе профессии, о своей первой любви
Проект «Моя родословная» iconКритерии оценивания ученического проекта «Моя семейная родословная» (Презентации и плакаты)
Стиль работа оформлена красочно и интересно (3 балла), произведено изменение готового шаблона (2 балла), выбран шаблон без изменения...
Проект «Моя родословная» iconПоложение о конкурсе «Университетская родословная»
В рамках объявленного президентом России 2008 г годом семьи, для гимназистов, студентов, профессорско-преподавательского состава...
Проект «Моя родословная» iconМоя родословная
Нарисуй своё родословное древо, используя схему. Для этого на листья в верхних ветвях нужно вписать своё имя, отчество и фамилию....
Проект «Моя родословная» iconДокументи
1. /Мой дом-моя крепость/Проект Мой дом-моя крепость.doc
2. /Мой...

Проект «Моя родословная» iconДокументи
1. /Мой дом-моя крепость/Проект Мой дом-моя крепость.doc
2. /Мой...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы