Название работы icon

Название работы



НазваниеНазвание работы
Винникова Лина Алексеевна
Дата конвертации25.08.2012
Размер242,88 Kb.
ТипКонспект
скачать >>>


Конспекты уроков

в номинации:


Название работы:

«Он слушал речь, как музыку…»

(О творчестве Владимира Ивановича Даля)


Выполнил: Винникова Лина Алексеевна,

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение города Орска

Оренбургской области,

город Орск,улица Комарова 36


Орск, 2010

«Он слушал речь, как музыку…» (О творчестве Владимира Ивановича Даля)

Имя Владимира Ивановича Даля живёт в нашем сознании, прежде всего как имя создателя знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», богатейшей сокровищницы русского слова и народной мудрости. Не менее примечательным трудом Даля является его сборник «Пословицы русского народа», во многих пословицах его правдиво и ярко запечатлена жизнь русского народа. Даль мог бы наверное, начертить и закрасить в разные цвета свою карту земли русской, закрасить не по рельефу местности, а по различиям в языке.

Известность Даля как лингвиста, фольклориста и этнографа вышла за пределы России, но немногие сейчас знают, что В.И.Даль является также автором очерков, рассказов, повестей из русской народной жизни и когда-то широко популярных русских народных сказок.

Первая книга Даля была напечатана в 1832 году. Владимир Иванович взял псевдоним Казак Луганский (казак – вольный житель земли Русской, Луганский – уроженец города Лугани). Полный заголовок книги в двести страниц гласил: «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Луганским. Пяток первый».

Автор не считал эту книгу художественным произведением. Он лишь искал предлог поделиться с соотечественниками своими запасами слов и поговорок разговорного языка. В.И.Даль понимая, что весь богатейший материал, накопленный годами для будущего словаря и отражающий силу, ясность живого народного языка, нельзя держать под спудом.

«Русские сказки Пяток Первый» были с одобрением встречены А.С.Пушкиным. Через год после их выхода поэт послал В.И.Далю свой рукописный экземпляр «Сказки о рыбаке и рыбке» с надписью: «Твоя – от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

Основными положительными героями своих сказок Даль избрал мужика, солдата или бездомного бедняка. Сказочник ориентировался на простых слушателей, на тех, кто поймёт и сочувственно отнесётся к его героям.

В присказке определена позиция автора произведения: «Кто сказку мою послушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается, у меня сказочник в лаптях, по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает». Перед читателем развернётся не только сказка – история, а раскроется мировоззрение «сказочника в лаптях», и это достигается Далем благодаря тому, что он использует всё богатство русского народного языка, которое противопоставлено, как отмечает Владимир Иванович, «грамотам французским», «бредням высокоумным». «А мы люди тёмные, не за большим гоняемся, сказками потешаемся, с ведьмами, с чародеями якшаемся».

«Не сказки были для меня важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода. И сказка послужила предлогом.

В сказках Даля поражает свежий, меткий, живой язык, без фальши, привлекают истинно русские, чистые и благородные мотивы, потому что эти сказки глубоко национальны по своему духу, по завораживающей мелодичности речи.

Представляем разработки уроков по изучению произведений В. И. Даля.

Урок литературного чтения по теме: "Война грибов с ягодами"в 4-м классе по теме: "Война грибов с ягодами" (русская народная сказка в литературной обработке В.И. Даля)

Цель урока: показать суть литературной обработки сказки.

Задачи: систематизировать знания учащихся о русской народной сказке, её основными признаками;

познакомить с литературной сказкой Даля “Война грибов с ягодами”, указав её отличительные особенности от русской народной сказки;

совершенствовать виды работы над литературным текстом;

воспитывать нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности;

развивать речь, память, логическое мышление, расширять кругозор.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний (на доска иллюстрации сказочного города, нарисованные детьми)

Сегодня мы снова отправляемся в сказочный город (запись песни Б.Гребенщикова)

Под небом голубым

Есть город золотой

С прекрасными воротами

И яркою звездой. (поют учащиеся)

В этом городе живут необычные сказочные герои В. И. Даля.



II. Проверка домашнего задания.

Расскажите отрывки из произведений А. С. Пушкина, В. А. Жуковского.

Итак, на прошлом уроке мы пришли к выводу, что А. С. Пушкин и В. А. Жуковский, используя народные сказки, создали авторские, литературные, которые с удовольствием читали их современники и читаем мы.

Сравните народную и литературную сказки, используя основные признаки сказки:

Композиция

Сюжет

Количество героев

III. Работа с текстом до чтения .

а) Беседа с учащимися.

Вспомните, чьи сказки советовал читать А. С.Пушкин? ((Пушкин советовал читать сказки В.И.Даля).

Диалог, подводящий к теме:

- Я читаю книгу « Русские народные сказки. Мне очень понравилась сказка «Война грибов с ягодами»

- А я взяла в библиотеке книгу русских сказок в обработке В. И. Даля. Здесь есть сказка « Война грибов с ягодами»

- А ты знаешь, чем обработка сказки отличается от записи народной сказки?

Ребята, ответьте на вопрос: Чем сказка в обработке В. И. Даля отличается от записи народной сказки? ( учащиеся выдвигают гипотезы)

В течение урока мы будем проводить работу, чтобы ответить на этот вопрос.

Возникли ли у вас вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на уроке?

  1. Какие сказки обрабатывал В. И. Даль?

  2. Мне хочется узнать, почему А. С. Пушкин говорил, что в сказках В. И. Даля бездна поэзии.

  3. Я знаю, что В. И. Даль всю свою жизнь собирал толковый словарь. Использовал ли он эти знания при обработке сказки?

б) Задание в “Тетради для чтения” (стр. 37)

- Познакомьтесь с этапами жизни В.И.Даля и определите, на каком этапе жизни были созданы авторские литературные сказки? (В 1832 году вышли в свет “Русские сказки казака Луганского.)

- Но мы же говорили о В.И.Дале, а при чём здесь Луганский? (Он взял псевдоним.)

- Для чего же он взял псевдоним?

- В.И.Даль. Кто это такой? (Владимир Иванович Даль – учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора. Он собирал народные сказки, песни, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения.)

Итак, В. И. Даль всю свою жизнь записывал меткие слова, выражения, народные песни и сказки. Прочитаем, как определяет Даль понятие сказка (работа по толковому словарю)

Как рождались сказки Даля:

1. Он их сочинял сам.

2. Обрабатывал русские народные сказки.

iV. Работа с текстом во время чтения

а) Послушайте сказку в исполнении мастера слова Ю. Голышева. Перед вами текст, следите внимательно. После чтения вы должны ответить на вопрос: Что необычного в этой сказке?

б) Ответы на вопросы по смысловому содержанию прочитанного.

- Чем оказалось богато лето? (Ягодами и грибами.)

- Что задумал гриб-боровик? (Он задумал вести войну против ягод.)

- Какие грибы он призвал на помощь? (показываются муляжи грибов):

Волнушки Опёнки Сморчки Грузди

- Кто откликнулся на призыв гриба-боровика? (На призыв откликнулись грузди .)

в) Самостоятельное чтение последнего абзаца.

- Чем закончилась сказка В.И.Даля? (Собрала тетка Варвара грибы в короб да в карманы.)

Какой пословицей можно закончить сказку?

Сам себя наказал.

На иную мудрость хватает и простоты.

Много воевал, да себя потерял.

Дружно, не грузно, а врозь, хоть брось.

Физминутка: учащиеся показывают движения:

Встану вместе с солнышком

К лесу час ходьбы

Там в траве под листьями

Ждут тебя грибы.

Здравствуй, Лес Берёзович,

Здравствуй Дуб и Клён

А тебе боровичок

До земли поклон.

г) Наблюдение над языком сказки.

Найдите устойчивые слова и выражения, характерные для русского простонародного языка. Какие необычные сравнения даются персонажам? Найдите спрятавшиеся рифмы.

земляники – с черникой

и малины - с ежевикой

- волнушки – старые старушки;

- опёнки – ноги больно тонки;

- сморчки – старички;

- грузди – братья дружны.

- В какой части текста спряталась рифма, которая и придаёт сказке стихотворную речь? (Та часть, где Варвара собирает грибы.)

- Давайте найдем и прочитаем.

Дописывается на доске

волнушки – в кадушки

сморчки – в бурачки

опёнки – в бочонки

груздки – в кузовки


- Что такое кузовок? (Лукошко.) После обращаемся к словарю В.И.Даля и демонстрируем ребятам лукошко.

- Где вы видели лукошко? (На иллюстрации в учебнике.)

д) Выразительное чтение сказки.

- В каком варианте, по-вашему, сказка звучит интереснее: когда один читатель-сказитель, или если её читать по ролям? (Инсценирование сказки)

- Так успела начаться война? (Нет.)

- Ну и чем она закончилась? (Варвара собрала все грибы в кузовок и в карманы.)

- Какова же основная идея сказки? (Надо всем жить дружно.)

V. Работа с текстом после чтения. Игра “Кузовок”.

а) Подготовка к игре:

- Любой текст в обработке В.И.Даля начинал всегда “играть”. Вот послушайте:

запись на доске:

кадушки – бочонки (обручная посуда);

буравки – кузовки (корзина, лукошко).

- Слова не просто рифмуются, они не случайно стоят парами, каждая пара слов обозначает одно и то же.

- Как называются такие слова? (Синонимы.)

- Дайте значение словам, записанным на доске.

- А что можно положить в кузовок?

б) Чтение описания игры “Кузовок”.

в) Игра в слова.

- Я поднесу к кузовку … (слова на -ку) Дети кладут залоги в лукошко и называют слова на – ку-, затем разыгрывают залоги.

VI. Итог урока.

- Что такое обработка народной сказки писателем? (Сохраняется сюжет, герои, язык, идея, особенности текста.)

- Чем тогда литературная сказка отличается от народной? (Писатель делает текст более грамотным выделяя особенности, достоинства.)

Объясните смысл записи:

Не сказки сами по себе были ему важны, а руcское слово и сказка служила предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких об- разных словечек, введённых в текст сказки.

журнал «Москвитянин» 1842 г.



VII. Домашнее задание.

- Прочитать любую другую сказку в обработке В.И.Даля (по выбору.)

- Задания №2 стр.37 в “Тетради для чтения”.

Приложение:

Русская народная сказка

Война грибов

В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.

Гриб-боровик, над грибами полковник, — под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:

— Приходите вы, белянки, ко мне на войну!

Отказалися белянки:

— Мы — столбовые дворянки! Не пойдём на войну!

— Приходите вы, рыжики, ко мне на войну!

Отказались рыжики:

— Мы — богаты мужики! Не пойдём на войну!

— Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!

Отказалися волнушки:

— Мы, волнушки, — старушки! Не пойдём на войну!

— Приходите вы, опёнки, ко мне на войну!

Отказалися опёнки:

— У нас ноги очень тонки! Не пойдём на войну.

— Приходите, грузди, ко мне на войну!

— Мы, грузди, — ребятушки дружны! Пойдём на войну!

Урок литературного чтения во 2-м классе

В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Цели:

1) Обучающая:

формировать понятия об авторской и народной сказках;

формировать навык сравнительного анализа литературных произведений.

2) Развивающая:

развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание);

развивать навыки чтения (понимание, правильность, выразительность).

3) Воспитывающая:

воспитывать любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества;

воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.

Тип урока: обобщающий.

Методическое сопровождение:

Блокнот для моделирования.

Цветные карандаши.

Портреты В.И. Даля и Л.Н. Толстого

Книги со сказкой “Снегурочка” (различные варианты)

Рисунок Снегурочки

Таблица “Приметы сказки”

Ребус для разгадывания слова “Снегурочка”

Таблица для сравнения сказок (общая и индивидуальные)

Таблица “Алгоритм для определения жанра произведения”

Снежинки для целеполагания и планирования учебной деятельности

Снежинки для словарной работы (определения из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

Индивидуальные карточки для восстановления плана сказки

Структура урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой: песня «В мире много сказок»

В мире много сказок

Грустных и смешных.

Нам нельзя без света

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

- Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.

II. Определение темы урока.

- Тема урока запрятана в ребусе:

(На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. От слова Снеговик берём Снег, от слова куры – ур, от слова бочка – очка, получаем слово Снегурочка).

- В каких изученных произведениях встречается это слово? (“Девочка Снегурочка”, “Снегурочка”).

- Это и есть тема нашего урока.

III. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.

- Снежинки упали и к вам на стол. Выберите из двух определений то, которое подходит к Снегурочке из наших произведений.

(У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)

Снегурочка:

1) СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2) СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

- Почему второе определение нам сегодня не подходит?

- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца.

(Вывешиваю рисунок Снегурочки на доску)

- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).

- А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).

I
сравнение сравниватььь
V. Работа по сравнению произведений. Детям предлагается снежинка

- Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнение”.

Мы сравним два произведения про Снегурочку. Для этого работаем

по вариантам в парах. Выберите задание для своего варианта.

(Два ребёнка с разных вариантов выбирают карточки, на обороте которых написаны названия произведений. Одному варианту достаётся произведение “Девочка Снегурочка”, другому – “Снегурочка”)

- Предлагаю поиграть в игру “Крестики-нолики”. На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные.

(на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках)

Название

Автор

Герои

Жанр

Модель

Начало (зачин)

Основ. часть

Окончание

I






















II























1) Название произведения. (устные ответы)

1 вариант - “Девочка Снегурочка”

2 вариант – “Снегурочка”

(по мере ответов заполняем таблицу)

2) Автор (устные ответы)

1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)

2 вариант – сказка народная

Проблемная ситуация: Снеговик спорит с вами и говорит, что сказку “Снегурочка” написал Л.Н. Толстой. Что вы ему ответите? (Толстой не написал сказку, а только обработал её и записал).

3) Герои (выбор правильного варианта ответа)

Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, на каком столбике герои из какого произведения.



Старик

Дед

Старуха

Баба

Снегурочка

Снегурочка

Медведь

Подружки

Волк

Коровушка

Лиса






(Дети замечают, что первый столбик к произведению “Девочка Снегурочка”, а второй “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)

4). Жанр произведения.

- Определить жанр произведений нам помогут две таблицы. Первая - “ вторая – Алгоритм для определения жанра произведения “, вторая - ” Приметы сказки”.


Приметы сказки:

Зачин

Присказка

Сказочные явления

Сказочные предметы

Сказочные герои

Концовка

Троекратный повтор

Добро побеждает зло

Устаревшие слова



По таблице дети находят сказочные приметы и доказывают, что изученные произведения – сказки. По алгоритму дети уточняют, какие это сказки.

1 вариант – сказка авторская (В.И.Даль)

2 вариант – сказка народная (в обработке Л.Н.Толстого)

Физминутка:

“Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть.

Я мороза не боюсь!

Я с ним крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет уши, тронет нос.

Значит надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть!

А ещё снежки бросать.

5) Сравнить зачин сказки. (Выборочное чтение)

- Сделать вывод. (Начало сказок одинаковое)

6) Сравнение основной части сказки.

- Расскажите, как появилась Снегурочка в вашей сказке.

(Каждый вариант рассказывает, как появилась Снегурочка)

- За что старики любили Снегурочку?

- Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Об этом написано на карточ-

ках. Но порядок событий перепутан. Восстановите содержание сказки, расставив события по

порядку.

Карточка 1 варианта:

“Девочка Снегурочка”

Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.

Карточка 2 варианта:

“Снегурочка”

Снегурочка прыгнула через костёр.

Снегурочка боится идти летом в лес.

Снегурочке весной стало грустно.

Девушки развели костёр.

Снегурочка превратилась в облако.

Снегурочка с подружками пошла в лес.


(Дети восстанавливают содержание сказки)

7) - Сравнить, как закончилась каждая из сказок. (Выборочное чтение)

- Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?

- Придумайте своё окончание сказки.

V. Обобщение.

Вариант

Название

Автор

Герои

Жанр

Модель

Начало (зачин)

Основ. часть

Окончание

I

Девочка Снегу-рочка

В.И.

Даль


Х


Старик

Старуха

Снегу-рочка

Медведь

Волк

Лиса

Жучка

Х

Авторская

сказка


Х

В.И.

Даль

0

Девочка Снегурочка


Х

Жили- бы-

ли…


Х

Разные события


Х

Снегурочка вернулась домой


Х

II

Снегурочка


О

Народ


О

Дед

Баба

Снегу-рочка

Подруж-ки

Х

Народ-ная

сказка


О


Сказка Народ-ная


О


Снегурочка

Жили-были…


Х



Разные события


О

Снегурочка растая-ла и прев-ратилась в облако

О


((Х и О обозначают различия в сказках)

- Вот мы и сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?

Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.

  • В сказках добро побеждает зло.

  • Обе сказки по-своему хороши.

  • Обе Снегурочки понравились. и т.д.

VI.Дополнительное задание.

- Снегурочка – одна из любимых героинь русских сказок. На основе народных сказок В.И. Даль создал литературную сказку “Девочка Снегурочка”. Русский писатель А.Н. Островский написал поэтическую сказку для взрослых “Снегурочка”, а композитор Н.А. Римский-Корсаков – музыку к этой сказке. Так появилась опера “Снегурочка”. У русской народной сказки “Снегурочка” очень много вариантов. Как вы считаете, почему это происходит?

(Народная сказка передавалась устно от человека к человеку, изменялась, поэтому, в итоге, получались различные варианты.)

- Прослушайте пересказ народной сказки в обработке Л.Н. Елисеевой.

- Ещё один вариант сказки в обработке М.Х.Свентицкой пересказывает другой ученик.

Подготовленные ученики рассказывают сказку, остальные находят различия

VII. Итог урока.

1). - В чём различия сказок авторских и народных?

- Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)

2). – Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?

(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания)

3). Оценки за урок.

4). Домашнее задание: Читать сказку по ролям.

Творческое – нарисовать иллюстрацию к сказке.

Урок литературного чтения 2 класс

Тема: В. И. Даль «Старик-годовик».

Цели: Знакомить учащихся с творчеством В. И. Даля; создать условия для формирования умения проникать в глубину содержания произведения, формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; развивать внимание к слову, речь учащихся; воспитывать коммуникативные отношения: ученик-учитель, ученик-ученик.

Задачи: 1) совершенствовать умения самостоятельно работать с текстом, выражать свои мысли вслух, уметь слушать друг друга;

2) развивать познавательный интерес к книге, потребность в чтении.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: портрет писателя, словарь, книги, фонограмма «Времена года» П.И.Чайковского, репродукции картин.

ХОД УРОКА:

I. Эмоциональный настрой (Учащиеся выразительно читают стихотворение М. Пляцковского)

Со сказками все дружат –

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что может было,

А может быть, и нет.

II. Постановка задач:

- Каким бы вы хотели, чтобы получился наш урок?

( Мы хотим научиться читать бегло, грамотно, выразительно;

Чтобы урок получился интересным, познавательным)

- Протяните мне свои руки, я хочу, чтобы вы стали моими добрыми помощниками.

III. Речевая разминка

а) дыхательная гимнастика:

«Свеча»

б) работа над дикцией:

От топота копыт пыль по полю летит.

( интонационное чтение: серьёзно, с удивлением, недовольно, насмешливо)

IV. Введение в тему. Постановка учебных задач перед детьми.

- Все вы очень любите сказки. Вспомните, какими бывают сказки? И вот сегодня мы прочитаем не просто сказку, а сказку-загадку Владимира Ивановича Даля – великого русского писателя. Мы не только прочитаем эту интересную сказку-загадку, а постараемся понять замысел автора и отгадать её.

V. Рассказ о Владимире Ивановиче Дале

- Посмотрите внимательно на портрет В.И. Даля. Что вы можете сказать о человеке, изображённом на портрете? Послушайте рассказ о писателе и постарайтесь ответить на вопросы: что узнали о нём, чем он вам интересен? (рассказывают заранее подготовленные дети)

1. Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века. Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой. В. И. был другом А.С. Пушкина и Жуковского В.А.

2. Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова. 53 года В.И. занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка, «Живаго» как называл его сам Владимир Иванович. Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком.

3. Владимир Иванович долгое время жил в Оренбурге, где построил мост, соединивший Оренбург с Зауральской рощей;

4. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

- Прочитаем и подумаем, почему сам В.И.Даль определил жанр своего произведения как сказка-загадка.

VI. Первоначальное чтение (за диктором)

- Почему сказка-загадка?

Сказка: волшебные птицы, вымысел

Загадка: узнать, разгадать названия непростых птиц.

VI. Повторное чтение по группам:

1 группа (сильные учащиеся) упражнение «Спринт»

2, 3 группа «Жуки» ( жужжащее чтение)

- Какие же загадки предлагает нам автор отгадать?

- Что за птицы вылетели из рукава Старика-годовика?

- Какие это 4 крыла у каждой птицы?

- Какие 7 перьев в каждом крыле?

- Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – чёрная?

- Наша задача – ответить на эти вопросы.

VII. Работа над содержанием сказки

- Прочитайте о птицах, которые вылетали из рукавов.

- Какие первые три птицы полетели?

- Как догадались?

- Назовите 2-ю тройку.

- Докажите словами текста своё предположение.

- Какие птицы вылетели в 3 раз?

- Что происходит в эти месяцы?

- Что означают слова: жарко

душно

знойно

жарко - жаркая, горячая (погода)

душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание

знойно - сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень)

- Как они называются?

- Как вы думаете, почему Даль использует все 3 слова?

(чтобы показать оттенки жаркой погоды летом)

- Дополните синомический ряд (тепло, пекло)

- Установите в порядке усиления тепла.

- Как вы думаете, а когда же, в какой месяц, начинали крестьяне рожь жать. Что означает глагол жать? (срезать под корень стебли зерновых)

- Кто из вас знает, чем жали рожь раньше? (иллюстрация - серп)

- А что используют сейчас во время жатвы? (иллюстрация - комбайн)

- Какая же последняя тройка вылетела из рукава Старика-годовика? Докажите.

- Догадались ли, что это были за тройки?

- Послушайте ещё одну загадку, а потом скажите, что это за тройки.

Четыре ковра рукодельницы ткут

Один за другим их на землю кладут:

Белый, зелёный, пёстрый и жёлтый.

- Что же это за тройки? А четыре рукодельницы?

(иллюстрации времён года)

- Какое время года любите вы?

- Да, все времена года хороши по-своему. Вы можете убедиться в этом, если прочитаете рассказ К.Д. Ушинского

- Сколько же всего птиц выпустил старик-годовик?

- Мы ответили на первую загадку. Это месяцы.

- Прочитайте описание птиц.

- Что за 4 крыла у каждой птицы? (4 недели в месяце)

- Почему в каждом крыле (неделе) по 7 перьев? (7 дней)

- Почему у каждого пера одна половина белая, а другая-чёрная? (день и ночь-сутки)

- Мы с вами ответили на все 4 вопроса – загадки Даля.

- Сейчас я вам загадаю 3 загадки, а вы соотнесите каждую с вопросом Даля.

- Есть 7 братьев – годами равные, а именами разные (неделя. Вторая загадка Даля)

- Стоит дерево: с одной стороны листья белые, с другой-черные. (день и ночь. Четвёртая загадка Даля)

- Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.

( 12 месяцев. 1 загадка)

- А в чём же заключается главная загадка Даля? Кто же такой старик-годовик? (это год)

- В чём волшебство (сказочность) этого произведения? (в жизни не бывает такого старика-годовика)

- А каким вы его представляете?

- Как вы думаете, всё ли Даль рассказал нам про год?

- Трудно ли было отгадать загадку, которую загадал нам Даль. Почему?

- По заголовку мы догадались, что это за старик?

- Что отражает заглавие? (тему сказки)

- Тема сказки – волшебник Старик-годовик

- В чём главная идея сказки?

- Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама.

Независимо от нас приходит зима, весна…Наступает день, ночь…

VIII. Итог: Какое открытие сделали сегодня на уроке?

IX. Рефлексия:

- Если вы считаете, что урок прошёл для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбирались в особенностях сказки – наденьте на ёлочку, которую подарил вам старик-годовик, красный шарик.

- Если пока не всё удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось – жёлтый.

- Если было сложно разобраться, есть трудности – зелёный.

X. Домашнее задание.

Выразительное чтение сказки.

Нарисовать Старика-годовика, сказочных птиц из сказки.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Название работы iconНазвание проектной работы
Трудовая деятельность (в хронологическом порядке: название организации, период работы и занимаемые должности)
Название работы iconАннотаци я диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата наук Шифр и название специальности Название темы диссертации: Исполнитель
Вак, оформление диссертационной работы, представление работы на кафедре, секции нтс, диссертационный Совет
Название работы iconНазвание работы: проектно-исследовательская деятельность школьников как средство активизации работы по здоровьесбережению
Название школы: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Демидова, Смоленской области
Название работы iconНазвание работы: проектно-исследовательская деятельность школьников как средство активизации работы по здоровьесбережению
Название школы: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Демидова, Смоленской области
Название работы iconНазвание дипломной работы
Название дипломной работы: Совершенствование системы управления сф ргуитп на основе качества
Название работы iconНазвание работы
Название учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
Название работы iconНазвание работы
Название учреждения моу нурлатская гимназия, города Нурлат, Нурлатского муниципального района, Республики Татарстан
Название работы iconПлан работы над проектом по курсу «Оргнизация работы рекламного отдела»: Описание предприятия (название, предоставляемые услуги (производимые товары)
Описание предприятия (название, предоставляемые услуги (производимые товары), конкурентные преимущества, принципы работы предприятия...
Название работы iconАннотаци я диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата наук Шифр и название специальности
Вак, оформление диссертационной работы, представление работы на кафедре, секции нтс, диссертационный Совет
Название работы iconСоснова Татьяна Николаевна Номинация: исторические науки Название работы: деловая игра по окружающему миру «Пётр Великий»
Название работы: деловая игра по окружающему миру «Пётр Великий» «Школа 2100», 3 класс
Название работы iconНазвание дипломной работы: «Применение метода «Непрерывное улучшение»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы