Тит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа icon

Тит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа



НазваниеТит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа
страница1/5
Дата конвертации29.06.2012
Размер1.27 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

121

Тит Нат Хан:

Мир в каждом шаге

Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа

Каждый день, когда мы просыпаемся, перед нами Двадцать четыре 24 совершенно новых часа жизни. Какой драгоценный дар! У нас есть воз­можность прожить эти Двадцать четыре 24 часа так, чтобы они принесли покой, радость и счастье нам и окружающим.

Покой есть прямо здесь и сейчас, в нас и во всем, что мы делаем и ви­дим. Вопрос в том, в контакте ли мы с ним или нет. Нам не нужно ехать далеко, чтобы полюбоваться голубым небом. Нам не нужно покидать го­род или окрестности, чтобы насладиться глазами прекрасного ребенка. Даже воздух, которым мы дышим, может быть источником удовольствия.

Мы можем улыбаться, дышать, гулять и есть пищу так, что это позво­лит нам быть в контакте с тем изобилием счастья, которое доступно нам. Мы хороши в подготовке к жизни, но не в самой жизни. Мы знаем, как пожертвовать 10 лет ради высшего образования, и мы готовы упорно трудиться ради того, чтобы получить работу, машину, дом и т.д. Но мы с трудом вспоминаем о том, что мы живем в настоящем миге, что есть только этот мир, чтобы жить. Каждый вдох и каждый шаг, который мы делаем, могут быть наполнены покоем, радостью и ясностью. Мы нужда­емся только н том, чтобы проснуться и жить в настоящем мгновении. Эта маленькая книга есть колокол, призывающий вас к осознанности. напоминание о том, что счастье возможно только в настоящем. Конечно, планировать будущее это часть жизни. Но даже планирование может происходить только сейчас. Эта книга есть приглашение вернуться в настоящий миг и найти спокойствие и радость. Я предлагаю вам немного своего опыта и ряд техник, которые могут помочь. Но пожалуйста, не дожидайтесь окончания книги, чтобы найти спокойствие. Мир и счастье возможны в каждый миг. Мир в каждом шаге. Мы пойдем, взявшись за руки. Приятного путешествия.

122

У одуванчика моя улыбка

Очень важно если улыбается ребенок, если взрослый улыбается. Если в нашей ежедневной жизни мы можем улыбаться, если мы можем быть спокойными и счастливыми, то не только мы, но и каждый может полу­чить от этого пользу. Если мы действительно знаем как жить, что может быть лучше, чем начать день с улыбки? Наша улыбка утверждает нашу осознанность и решимость жить в мире и радости. Источник искренней улыбки - пробужденный ум.

Как можно помнить о том, чтобы улыбаться, когда вы просыпаетесь? Вы можете повесить себе напоминание в виде веточки, листика, рисунка или что-нибудь, содержащее слова напоминания, на окне или на потолке над кроватью так, чтобы это привлекало ваше внимание, когда вы про­сыпаетесь. Когда вы развили практику улыбки, вам не нужны будут на­поминания. Вы улыбнетесь, как только услышите пение птиц или уви­дите солнечный свет, струящийся через окно.
Улыбка поможет вам по­дойти к новому дню с мягкостью и пониманием.

Когда я вижу, как кто-то улыбается, я сразу знаю, что он или она на­ходятся в осознанном состоянии. Эта полуулыбка, которой добиваются многие художники на губах бесчисленных статуй и картин. Я уверен, что та же самая улыбка была на лицах самих художников и скульпторов, когда они творили. Можете ли вы представить себе сердитого художника, рождающего такую улыбку? Улыбка Монны Лизы легка, это просто на­мек на улыбку. Уже только улыбки достаточно, чтобы расслабить все мышцы лица и прогнать прочь все тревоги и усталость. Крошечный бу­тончик улыбки на наших губах питает нашу осознанность и удивительно успокаивает. Она возвращает нам спокойствие, которое мы считали ут­раченным.

Наша улыбка будет приносить счастье нам и всем окружающим. Даже если мы тратим огромные деньги на подарки каждому в нашей семье, мы не можем им купить нечто такое, что подарит им столько же счастья, как дар нашей осознанности и нашей улыбки. И этот драгоценный дар ниче­го не стоит. В конце ритрита в Калифорнии, одна участница написала такое стихотворение:

Пусть потерян а моя улыбка.

Но в этом нет печали. Улыбка есть у одуванчика.

123

Если вы потеряли свою улыбку и еще способны увидеть, что одуван­чик сохранил ее для вас, то все не так уж плохо. У вас есть достаточно внимания, чтобы заметить, что улыбка есть. Вам только нужно сделать один или два сознательных вдоха, и вы вновь обретете свою улыбку. Одуванчик лишь один из числа ваших друзей. И он здесь, преданный вам, хранящий улыбку для вас.

Фактически, каждый, кто вас окружает, хранит для вас улыбку. Вам не нужно чувствовать себя изолированным. Вам просто надо открыться той поддержке, которая есть вокруг вас и внутри вас. Как девушка, которая увидела, что одуванчик сохранил улыбку для нее, вы можете дышать осознанно, и улыбка вновь вернется к вам.

Осознанное дыхание

Существует большое количество различных дыхательных техник, ко­торые вы можете использовать для того, чтобы прибавить ясности и ра­дости в своей жизни. Первое упражнение очень простое. Когда вы вды­хаете, скажите себе: “Вдыхая, я знаю, что я вдыхаю”. А когда вы выды­хаете, скажите: “Выдыхая, я знаю, что я выдыхаю”. Только это. Вы осоз­наете свой вдох, как вдох, и свой выдох как выдох. Вам даже не нужно повторять все предложение, достаточно двух слов: “вдох” и “выдох”. Эта техника поможет вам сохранять свое внимание на дыхании. По мере того, как вы будете практиковать, вы будете становиться более спокойным и мягким, и ваш ум и тело тоже будут становиться более спокойными и мягкими. Это нетрудное упражнение. За несколько минут вы поймете, к чему ведет эта медитации.

Вдыхать и выдыхать очень важно и приятно. Наше дыхание - это связь между нашим умом и телом. Иногда наш ум думает одно, а тело делает другое, они не объединены. Концентрируясь на дыхании, вдохе и выдохе, мы возвращаем тело и ум друг другу, делаем их снова одним целым. Осознанное дыхание - это важный мостик.

Для меня дыхание - это удовольствие, которое я не могу упустить. Каждый день я практикую осознанное дыхание, и в своей комнате для медитаций я написал такую фразу: “Дыши, ты жив!”. Просто дыхание и улыбка могут сделать нас очень счастливыми, потому что когда мы ды­шим осознанно, мы возвращаемся неожиданно и полностью в настоящий миг.

124

125

Настоящий миг- прекрасный миг

В нашем деловитом обществе будет большой удачей дышать осоз­нанно постоянно. Мы можем практиковать осознанное дыхание не только в комнате для медитации, но даже в офисе, дома, r машине, в автобусе, везде, где бы мы ни находились в течение дня.

Существует много упражнений, которые могут помочь нам дышать более осознанно. После простого упражнения “Вдох - выдох”, мы можем говорить про себя следующие строки, когда мы вдыхаем и выдыхаем:

Вдыхая, я успокаиваю тело. Выдыхая, я улыбаюсь. Пребывая в настоящем мгновении, Я осознаю, что оно прекрасно.

“Вдыхая, я успокаиваю свое тело”. Повторяйте это предложение так, словно вы пьете холодный лимонад в жаркий день, и вы можете чувство­вать прохладу, проникающую в ваше тело. Когда я вдыхаю и произношу мысленно это предложение, я действительно чувствую, что успокаивается мое тело и ум.

“Выдыхая, я улыбаюсь”. Вы знаете, что улыбка может расслабить сотни мышц на вашем лице. Постоянная улыбка на вашем лице - это знак, который показывает, что вы хозяин себя.

“Пребывая в настоящем мгновении”. В то время, как я сижу здесь, я не могу думать о чем-нибудь еще. Я сижу здесь, я точно осознаю, где я есть.

Я знаю, что оно прекрасно”. Приятно сидеть, неподвижно и спокой­но, и возвращаться к дыханию, улыбке и своему естеству. Мы считаем, что жизнь - в настоящем. Если мы не спокойны и не радуемся прямо сей­час, то когда же мы успокоимся, и будем наслаждаться - завтра или по­слезавтра? Что мешает нам быть счастливыми прямо сейчас11 По мере того, как мы следуем за своим дыханием, мы можем просто говорить: “Спокойствие. Улыбка, Настоящее мгновение, Прекрасное мгновение”.

Это упражнение не только для начинающих. Многие из тех, кто зани­мается медитацией и осознанным дыханием 40 или 50 лет, продолжают это практиковать, потому что этот вид упражнений так важен и так прост.

Думать меньше

Когда мы практикуем осознанное дыхание, наши мысли замедляются, и мы можем отдохнуть по-настоящему. Большую часть времени мы ду­маем так много, и внимательное дыхание помогает нам быть более спо­койными, расслабленными и мирными. Это помогает нам перестать ду­мать так много и не позволять себе быть охваченными печалью о про­шлом и тревогой за будущее. Это дает нам возможность быть в контакте с жизнью, которая прекрасна в настоящий миг.

Конечно, мышление важно, но большая часть наших мыслей совер­шенно бесполезна. Это все равно, как если бы у каждого из нас в голове была кассета с магнитофонной записью, которая крутилась бы всегда, днем и ночью. Мы думаем об этом, мы думаем о том, и этот поток очень трудно остановить. В случае с кассетой мы могли бы просто нажать на кнопку “стоп”. Но когда мы думаем, у нас нет никакой кнопки. Мы уме­ем думать и беспокоиться так много, что не можем уснуть. Если мы об­ратимся к врачу за какими-нибудь пилюлями или транквилизаторами, то это только все ухудшит, т.к. мы все равно не будем иметь полноценный отдых при таком сне, а длительный прием препаратов может вызвать привыкание. Мы продолжаем жить напряженно и мучаться ночными кошмарами.

Согласно методу осознанного дыхания, когда мы вдыхаем и выдыха­ем, поток мыслей останавливается, потому что слова “Вдох” и “Выдох” — это не мысли, это просто слова, которые помогают нам сконцентриро­ваться на дыхании. Поддерживая такое дыхание в течение нескольких минут, можно значительно восстановить свои силы. Мы раскрываемся и встречаемся е прекрасными вещами вокруг нас в настоящем. Прошлое уже ушло, будущее еще не наступило. Если мы не возвращаем себя в на­стоящий момент, то мы не можем быть почувствовать нашу жизнь.

Когда мы не чувствуем обновляющие, успокаивающие и целительные элементами внутри нас и вокруг нас, мы учимся взращивать и защищать это в себе. Эти частички спокойствия доступны для нас всегда.

Питать осознанность в каждый миг

Однажды холодным зимним вечером, возвращаясь домой с прогулки по горам, я обнаружил все двери и окна своей хижины распахнутыми настежь. Уходя, я не закрыл их, и порыв холодного ветра открыл окна и разбросал бумаги с моего стола по всей комнате. Я немедленно закрыл

126

окна и двери, включил лампу, собрал бумаги и аккуратно сложил их на столе. Затем я развел огонь в камине, и скоро потрескивание дров снова наполнило комнату теплом.

Иногда в толпе мы чувствуем себя устало, холодно и одиноко. У нас может возникнуть желание уйти, чтобы побыть с самим собой и снова ощутить тепло, как это сделал я, закрыв окна и сев у камина, защитив­шись от сырости и холодного ветра. Наши чувства - это наши окна в мир, и иногда ветер дуст в них и что-то нарушает внутри нас. Некоторые из нас оставляют окна открытыми все время, позволяя взглядам и звукам мира завоевывать нас, проникать в нас, выставлять на показ нашу грусть и беспокойство. Мы чувствуем такую слабость, одиночестео и страх. Случалось ли с вами однажды, что вы смотрите ужасную телепрограмму и не способны ее выключить Хриплые звуки, вспышки выстрелов выво­дят из душевного равновесия. Тем не менее, вы не поднимаетесь и не вы­ключаете это. Почему вы себя этим мучаете? Не хотите ли вы закрыть свои окна? Вы боитесь уединения, из-за той пустоты и одиночества, с которыми вы можете столкнуться, когда окажетесь одни?

Когда мы смотрим телевизионную программу, мы становимся ей. Мы то, что мы чувствуем и ощушаем. Когда мы злимся, мы - гнев. Когда мы любим, мы - любовь. Когда мы смотрим на покрытые снегом вершины, мы становимся горами. Мы можем стать тем, чем хотим, так зачем же мы открываем свои окна отвратительным телевизионным передачам, рассчитанным на сенсацию и легкие деньги, программы, которые остав­ляют тяжесть на сердце, заставляют сжиматься наши кулаки, и не вызы­вают ничего, кроме опустошения. Кто позволяет производить такие про­граммы и смотреть их даже детям? Мы! Мы слишком неразборчивы, слишком готовы смотреть все, что идет на экране, слишком одиноки, ле­нивы или устали создавать свою жизнь сами. Мы включаем телевизор и оставляем его включенным, позволяя кому-нибудь вести, менять и раз­рушать нас. Давая себе волю в этом, мы отдаем свою судьбу в руки тех, кто, возможно, не отвечает за свои поступки. Мы должны осознавать, какие программы вредят нашей нервной системе, уму и сердцу, а какие приносят нам пользу.

Конечно, я говорю не только о телевидении. Как много соблазнов окружает нас и наших собратьев? Сколько раз в день мы чувствуем себя потерянными и рассеянными из-за них? Мы должны больше заботиться о своей судьбе и спокойствии. Я не предлагаю вам разом закрыть все окна, ведь существует много чудес, которые мы относим к внешнему миру. Мы можем открыть окна этим чудесам и смотреть на них осознанно. Та­ким образом, даже сидя у прозрачной бегущей реки, слушая красивую музыку, смотря великолепный фильм, нам не нужно полностью теряться

127

в реке, музыке или фильме. Мы можем продолжать осознавать себя и свое дыхание. Вместе с солнцем осознанности, светящим нам, мы можем избежать многих опасностей. Река будет чище, музыка гармоничней, а душа режиссера больше видна для нас.

Как люди, начинающие медитировать, мы можем захотеть уехать из города в сельскую местность, чтобы помочь себе закрыть окна, беспо­коящие нашу душу. Здесь мы можем стать едиными с тихим лесом, зано­во открыть и восстановить себя, и нас не будет уносить хаос внешнего мира. Свежие тихие леса помогают нам оставаться осознанными, и когда наше осознание глубоко укоренено, и мы можем поддерживать его без колебаний, тогда мы, возможно, захотим вернуться в город и оставаться там уже более спокойными. Но иногда мы не можем покинуть город, и тогда нам надо найти освежающие и спокойные мгновения, которые по­могут нам исцелиться непосредственно в гуще деловой жизни. Возможно, мы захотим посетить доброго друга, который сможет успокоить нас, или отправиться па прогулку в парк, радуясь деревьям и прохладному ветру. Находимся ли мы в городе, на природе или в глуши, нам необходимо ук­реплять себя, выбирая свое окружение внимательно и каждый момент подпитывая наше осознание.

Просто сидеть

Когда вам надо замедлиться и вернуться к себе, нет необходимости мчаться домой к своей подушке для медитации или в медитационный центр, чтобы практиковать осознанное дыхание. Вы можете дышать вез­де. Например, сидя на стуле в офисе или в своем автомобиле. Даже если вы в магазине, полном людей или стоите в очереди в банке, если вы на­чинаете чувствовать истощение и потребность вернуться к себе, вы може­те практиковать осознанное дыхание и улыбаться, оставаясь там же. Где бы вы ни были, вы можете дышать с полным вниманием. Всем нам надо время от времени возвращаться к себе, чтобы суметь противостоять труд­ностям жизни. Мы можем делать это в любом положении: стоя, сидя, ле­жа или гуляя. Однако, если вы можете сесть, помните, что сидячее поло­жение самое устойчивое.

Однажды я 4 часа ждал самолет, который опаздывал в аэропорт Кен­неди в Нью-Йорке, и я сидел со скрещенными ногами прямо в зале ожи­дания. Я просто скатал свой свитер и пользовался им как подушкой и си­дел. Люди смотрели на меня с любопытством, но затем перестали обра­щать меня внимание, и я сидел совершенно спокойно. Там было негде отдохнуть - аэропорт был полон людей, поэтому я просто устроился по

128

удобней там, где находился. Возможно, вы не захотите медитировать так заметно для окружающих, но осознанное дыхание в любом положении в

любое время поможет вам восстановиться.

Сидячая медитация

Самое устойчивое положение для медитации - сидеть со скрещенны­ми ногами на подушке. Выберите подушку удобной для вас толщины. Позы лотоса и полу лотоса очень хороши для того, чтобы сохранять ус­тойчивость тела и ума. Чтобы сесть в позу лотоса, просто скрестите свои ноги, положив одну стопу (для полу лотоса) или обе стопы (для полного лотоса) на противоположное бедро. Если поза лотоса слишком сложна, достаточно просто сидеть со скрещенными ногами в любом удобном по­ложении. Пусть ваша спина будет прямой, наполовину прикройте глаза и удобно сложите руки перед собой. Если вы предпочитаете, можно сидеть на стуле, поставив ноги на пол, и сложив руки перед собой. Или вы може­те лежать на полу на спине, с вытянутыми ногами, слегка разведя их и положив руки по сторонам, желательно ладонями вверх. Если ваши руки или ноги немеют или начинают болеть во время сидячей медитации, и это нарушает вашу концентрацию, вы вполне можете изменить свою позу. Если вы делаете это медленно и внимательно, следя за дыханием и каж­дым движением своего тела, вы не потеряете ни единого момента удо­вольствия. Если боль слишком сильна, поднимитесь, пройдитесь медлен­но и осознанно, а затем можете сесть снова.

В некоторых медитационных центрах практикующим не позволяют двигаться во время сидячей медитации. Им часто приходится испыты­вать сильный дискомфорт. Мне это кажется не естественным. Когда часть нашего тела онемела или болит, она что-то говорит этим, и нам нужно прислушаться к ней. Мы сидим в медитации, чтобы культивировать в себе спокойствие, радость и ненасилие, а не переносить физическое на­пряжение или вредить своему телу. Если мы изменим положение ног или совершим небольшую медитацию с ходьбой, это не слишком отвлечет других, а нам может оказаться полезным.

Иногда мы можем использовать медитацию как средство спрятаться от себя и от жизни, как кролик, прячущийся в своей норке. Таким обра­зом, нам удается на время избежать некоторых проблем, но когда мы по­кидаем свою “нору”, нам снова приходится с ними встречаться. Напри­мер, если мы практикуем свою медиацию очень интенсивно, мы можем чувствовать некоторое облегчение, когда мы истощаем себя и направляем

129

свою энергию в сторону от наших трудностей. Но когда наша энергия возвращается, вместе с ней возврашаются и проблемы.

Нам надо практиковать медитацию мягко, но постоянно в своей по­вседневной жизни, не упуская ни единой возможности или события, по­зволяющих глубже заглянуть в истинную природу жизни, включая паши житейские проблемы. Практикуя таким образом, мы пребываем в глубо­ком единстве с жизнью.

Колокола осознанности

В моей традиции используются храмовые колокола для того, чтобы напомнить нам о возвращении к настоящему мгновению. Каждый раз, когда мы слышим колокол, мы прекращаем говорить, прекращаем думать и возвращаемся к себе, вдыхая и выдыхая и улыбаясь. Что бы мы ни де­лали, мы останавливаемся на мгновение и просто наслаждаемся дыхани­ем. Иногда мы произносим такие стихи:

Слушай, слушай, этот прекрасный звук возвращает меня к моему истинному я.

Когда мы вдыхаем, мы говорим “слушай, слушай”, а когда выдыха­ем, говорим: “Этот прекрасный звук возвращает меня к моему истинному я”.

С тех пор, как я приехал на Запад, мне не часто приходится слышать буддистские храмовые колокола. Но к счастью, в Европе есть церковные колокола. Их не так много в соединенных Штатах, а жаль. Когда я читаю лекции в Европе, я всегда пользуюсь звоном церковных колоколов, чтобы практиковать осознанность. Когда звонит колокол, я прекращаю гово­рить, и все мы слушаем этот звук. Это так приятно ( я думаю, это лучше, чем лекция!). Когда звонит колокол, мы можем остановиться и насла­диться своим дыханием и прикоснуться к чуду жизни, которое есть по­всюду вокруг нас - в цветах, в детях, в прекрасных звуках. Каждый раз, когда мы соприкасаемся с собой, возникают благоприятные условия для того, чтобы встретиться жизнь как она есть сейчас.

Однажды в Беркли я предложил профессорам и студентам Калифор­нийского Университета, чтобы каждый раз, услышав звон колокола, они делали паузу и осознанно дышали. Каждый должен иметь время, чтобы порадоваться жизни! Мы не должны целый день носиться сломя голову. Мы должны научиться с радостью слушать церковными колокола. Коло­кольный звон прекрасен и он может пробудить нас.

9 Тит Нат Хан

130

Если у вас дома есть колокольчик, вы можете практиковать дыхание и улыбку под его звук. Но нет необходимости носить с собой колокольчик в офис или на производство. Вы можете использовать любой звук для того, чтобы напомнить себе, что пора остановиться, вдохнуть, выдохнуть и порадоваться настоящему мигу. Гудок, который включается, когда вы забываете застегнуть ремень безопасности в своей машине, это колокол внимания. Это не обязательно должен быть звук. Например, солнечный луч в нашем окне - это колокол осознанности, который зовет нас вер-!гуться к себе, вдохнуть, улыбнуться и полностью жить в настоящем мгновении.

Пирожное из детства

Когда мне было четыре года, моя мать обычно приносила мне пирож­ное каждый раз, когда возвращалась домой с рынка. Я всегда выходил во дворик и уделял полчаса или сорок пять минут тому, чтобы съесть это пирожное. Я откусывал маленький кусочек и смотрел на небо, затем я трогал ногой собаку и откусывал другой маленький кусочек. Я просто радовался всему вокруг: небу, земле, бамбуковым зарослям, кошке, соба­ке, цветам. Я был способен радоваться всему, потому что мне не о чем было беспокоиться. Я не думал о будущем, я не сожалел о прошлом. Я был полностью в настоящем Мгновении со своим пирожным, с собакой, с бамбуковыми зарослями, с кошкой и со всем остальным.

Можно есть так же медленно и с удовольствием, как я ел это пирож­ное в детстве. Может быть, вам кажется, что вы потеряли это свое детское пирожное, но я уверен, что оно все еще здесь, где-то в вашем сердце. Все еще здесь. И если вы действительно хотите, вы можете найти его. Осоз­нанное употребление пищи - это самая важная практика медитации. Мы можем есть так же образом, как ели то пирожное в детстве. Настоящий миг наполнен радостью и счастьем. Если вы внимательны, ш это увиди­те.

Медитация с мандарином

Если я предложу вам свеже сорванный мандарин, насколько вы су­меете насладиться им, зависит от вашей осознанности. Если вы свободны or забот и беспокойства, он принесет вам больше радости, если вы охва­чены гневом или страхом, мандарин не сможет стать для вас настоящим источником наслаждения.

131

Однажды я предложил детям полную корзину мандаринов. Корзину передавали по кругу, и каждый ребенок брал мандарин и держал его в руке. Каждый из нас смотрел на свой мандарин, и детям предложили ме­дитировать о его происхождении. Они видели не только -свой мандарин, но также его мать - мандариновое дерево. Получив наставления, они на­чали видеть цветущее дерево в солнечном свете и под дождем, потом они видели, как опадают лепестки и появляется маленький зеленый плод. Солнце сменялось дождем, и маленький мандарин рос, а потом кто-то сорвал его. И теперь мандарин здесь. После этого каждому ребенку пред­ложили медленно очистить свой мандарин, обращая внимание на его влажность и аромат, а-затем поднести его ко рту и внимательно откусить, полностью осознавая плотность и вкус фрукта и сока, который из него вытекает. Вот так медленно мы медленно ели его.

Каждый раз, когда вы смотрите на мандарин, вы можете глубоко за­глянуть в него. Вы можете увидеть всю Вселенную в этом мандарине. Когда вы чистите его и ощущаете запах, это прекрасно. Позвольте себе не спеша съесть мандарин, и быть совершенно счастливым.

Причастие

Практика причастия - это практика осознанности. Когда Иисус пре­ломил хлеб и разделил его со своими учениками, он сказал: “Ешьте его, это моя плоть”. Он знал, что если его ученики съедят хоть один кусочек хлеба осознанно, они будут жить по-настоящему. В обычной жизни они могли есть свой хлеб, забывая о нем, поэтому хлеб вовсе не был хлебом, он был лишь призраком. В нашей обычной жизни мы можем видеть лю­дей вокруг себя, но если нам не достает осознанности, это просто фанто­мы, а не настоящие люди, и мы сами тоже являемся призраками. Практи­ка осознанности позволяет нам стать настоящей личностью. Когда мы -настоящая личность, мы видим вокруг себя настоящих людей, и .жизнь предстает во всем своем богатстве. Когда мы таким образом едим хлеб, мандарин или пирожное, это та же самая практика.

Когда мы дышим, когда мы внимательны, когда мы вглядываемся в свою пищу, жизнь в этот момент становится реальной. Для меня обряд причастия - это прекрасная практика осознанности. Таким решительным способом Иисус пытался пробудить своих учеников.

132

Осознанная еда

Несколько лет назад я спросил у детей, зачем надо завтракать. Один мальчик ответил: “Чтобы набраться энергии на весь день”. Другой ска­зал: “Мы едим завтрак, чтобы завтракать”. Я думаю, что второй ответ более правильный: цель еды - это еда. Есть осознанно - это важная прак­тика. Мы выключаем телевизор, откладываем газету и работаем вместе пять или десять минут, накрывая на стол и завершая другие дела. Эти несколько минут мы можем быть очень счастливы. Когда пища на столе и все сидят за столом, мы практикуем дыхание. “Вдыхая, я успокаиваю свое тело, выдыхая, я улыбаюсь” три раза. Мы можем полностью восста­новиться после трех таких дыханий.

Затем мы смотрим на каждого человека, в то время как мы дышим, чтобы быть в контакте с собой и со всеми, кто за столом. Нам не требу­ется два часа, чтобы увидеть другого человека. Если мы действительно спокойны внутри, нам достаточно смотреть одну или две секунды, чтобы увидеть. Л думаю, если в семье пять человек, достаточно пять или десять секунд для такой практики - смотреть и видеть.

После дыхания мы улыбаемся. Сидя за столом с другими людьми, у нас есть возможность подарить подлинную улыбку дружелюбия и пони­мания. Это очень легко, но не многие делают это. Для меня это самая важная практика. Мы смотрим на каждого человека и улыбаемся ему или ей. Дыхание и одновременно улыбаться это важная практика. Если лю­ди, живущие вместе, не могут улыбаться друг другу, ситуация очень опасна.

После дыхания и улыбки мы смотрим на пищу таким образом, чтобы она стала настоящей. Эта пища раскрывает нашу связь с землей. Каждый кусочек содержит в себе жизнь солнца и земли. То, насколько пища рас­кроет себя, зависит от нас. Мы можем видеть и ощущать вкус целой Все­ленной в куске хлеба. Созерцание пищи в течение нескольких секунд и затем осознанный прием пищи могут принести много счастья.

Возможность сидеть со своей семьей и друзьями и наслаждаться пре­красной пищей - это большая ценность, которая не каждому дана. Мно­гие люди в мире голодают. Когда я держу чашку риса или кусок хлеба, я знаю, что я удачлив, и я чувствую сострадание к тем, у кого нет пищи, и кто одинок без друзей и без семьи. Это очень глубокая практика. Нам не надо идти в храм или в церковь, чтобы выполнять ее. Мы можем практи­ковать прямо за обеденным столом. Осознанный прием пищи взращивает

133

семена сострадания и понимания, которые укрепят нас в помощи голод­ным и одиноким людям.

Чтобы добавить осознанность во время еды, вы можете время от вре­мени есть молча. Первый раз, когда вы будете есть молча, вы можете чув­ствовать некоторое неудобство, но когда вы привыкнете, вы поймете, что прием пищи в молчании приносит покой и счастье. Так же, как мы вы­ключаем телевизор перед едой, мы можем “отключить” разговор, чтобы наслаждаться пищей и присутствием других.

Я не советую есть молча каждый день. Разговор друг с другом может быть прекрасным способом объединиться в осознанности. Но мы должны различать различные типы разговора. Некоторые темы могут разделять нас. Например, если мы говорим о недостатках других людей. Тщательно приготовленная пища будет бесполезна, если мы позволим такому разго­вору присутствовать во время еды. Вместо этого мы говорим о тех вещах, которые питают наше осознание пищи и наше единство друг с другом, и таким образом культивируем счастье, необходимое нам для роста. В этом случае осознание вкуса хлеба во рту и его питательность совсем иные, чем в той ситуации, когда мы обсуждали недостатки других людей. Те­перь вкус хлеба приносит жизнь и делает ее настоящей.

Так что во время еды лучше воздерживаться от обсуждения тем, кото­рые могут разрушить наше внимание по отношению к семье и к пище, но мы можем свободно говорить вещи, которые питают осознанность и сча­стье. Например, если какое-то блюдо вам очень нравится, вы можете спросить, попробовали ли его и другие люди, а если пет, то предложите им попробовать это прекрасное блюдо, приготовленное с любовью и за­ботой. Если у кого-то есть другие заботы помимо пищи на столе, напри­мер, трудности на службе или проблемы с друзьями, то он теряет настоя­щий миг и вкус пищи. Вы можете сказать: “Это очень вкусно, ты согла­сен?", чтобы отвлечь его от беспокойства и посторонних мыслей и вер­нуть к настоящему мгновению, радуясь вкусной еде и вашему обществу. Вы становитесь Бодхисаттвой, помогая живым существам стать просвет­ленными. Дети особенно хорошо практикуют внимательность и напоми­нают другим делать то же самое.

Мытье посуды

Мне кажется, что мысль о том, что мыть посуду неприятно, может возникнуть только тогда, когда вы этого не делаете. Когда вы стоите пе­ред раковиной с закатанными рукавами, погрузив руки в теплую воду, это по-настоящему приятное ощущение. Мне нравится мыть каждую тарелку,

134

полностью осознавая эту тарелку, воду и каждое движение рук. Я знаю, что если я буду спешить, чтобы побыстрее приступить к десерту, время мытья посуды будет неприятным и не стоящим того, чтобы его прожить, а очень жаль, потому что каждая минута, каждая секунда жизни - это чу­до. Сами тарелки, и тот факт, что я их мою, это чудеса.

Если я не способен с радостью мыть посуду, если хочу закончить это дело быстрее, чтобы пораньше приступить к десерту, я точно также не сумею насладиться своим десертом. Держа в руке вилку, я буду думать о том, что произойдет позже , а ощущение и аромат десерта вместе с удо­вольствием от еды будут потеряны. Меня всегда будет тянуть в будущее, и я не смогу жить в настоящем.

Каждая мысль, каждое действие в свете осознания становится свя­щенными. В этом свете не границ между священным и обыденным. Дол­жен признаться, что из-за этого я мою посуду дольше, но я полноценно живу каждый миг, и я счастлив. Мытье посуды - одновременно средство и цель, т.е. мы моем тарелки не только для того, чтобы они были чисты­ми, мы моем их ради самого процесса мытья посуды, чтобы в это время полностью переживать каждое мгновение.

Медитация хождения

Медитация при ходьбе может быть очень приятной. Мы идем медлен­но, в одиночестве или с друзьями в каком-то красивом месте. Эта медита­ция в действительности состоит в том, чтобы радоваться прогулке. Идти не с целью придти куда-то, а просто гулять. Наша цель - быть в настоя­щем, и осознавая дыхание и ходьбу, радоваться каждому шагу. Поэтому нам следует стряхнуть все печали и беспокойства, не думать о будущем, не думать о прошлом, а просто радоваться настоящему мигу. Мы можем взять ребенка за руку. Мы гуляем, делаем шаг за шагом, как если бы мьг были самым счастливыми людьми на земле.

Хотя мьг ходим все время, наша ходьба больше похожа на бег. Когда мы ходим таким образом, мьг впечатываем в землю беспокойство и пе­чаль. А мы должны ходить так, чтобы запечатлевать на земле только мир и покой. Мы все можем это сделать, конечно, если очень захотим. Любой ребенок может сделать это. Если мы можем сделать одигг шаг подобным образом, затем мы можем сделать два. три и пять шагов. Когда мы спо­собны сделать один шаг умиротворенно и счастливо, мы работаем на де­ло мира и счастья всего человечества. Медитация при ходьбе - это пре­красная практика.

135

Когда мы медитируем, гуляя по улице, мы идем немного медленнее, чем обычно, и согласуем свое дыхание с шагами. Например, мы можем делать три шага на каждом вдохе, и три шага на каждом выдохе, Мьг мо­жем произносить: “Вдох, вдох, вдох. Выдох, выдох, выдох”. Слово “вдох” помогает нам обозначить вдох. Каждый раз, когда мы произносим это слово, мы делаем вдох более реальным, как будто произносим имя

друга.

Если ваши легкие требуют четыре шага вместо трех, пожалуйста, дайте им четыре шага. Если они хотят только два шага, дайте им только два. Длительность вдоха и выдоха не обязательно должны быть одинако­выми. Например, вьг можете делать три шага на каждый вдох и четыре на каждый выдох. Если вы чувствуете себя счастливым, спокойным и радо­стным во время ходьбы, вьг практикуете правильно.

Осознавайте прикосновения ног к земле. Идите, как бы целуя землю ногами. Мы причинили много вреда земле, сейчас пора позаботиться о ней. Мьг приносим свой покой на поверхность земли и делим с ней урок любви. В таком настроении мы продолжаем гулять. Время ot времени, когда мьг видим что-то красивое, мы можем остановиться и посмотреть -на дерево, на цветок, на играющих детей. Когда мы смотрим, мьг продол­жаем следовать за своим дыханием, чтобы не потерять прекрасный цве­ток в погоне за своими мыслями. Когда мьг захотим продолжить прогул­ку, мы просто трогаемся дальше. Каждый наш шаг вызывает прохладный ветер, освежающий наше тело и ум. С каждым шагом цветы расцветают под нашими ногами. Это случается только в том случае, если мьг не дума­ем о будущем или прошлом, если мы знаем, что жизнь можно найти только в настоящем.

Телефонная медитация

Телефон очень удобен, но он может стать нашим тираном. Нас может беспокоить звук телефона или слишком частые звонки. Когда мьг говорим по телефону, мы можем забыть, что мы говорим по телефону и при этом тратим драгоценное время “и деньги”. Часто мы говорим о вещах, кото­рые совершенно не важны. Сколько раз мьг получали телефонный счет и изумлялись его сумме. Телефонный звонок создает в нас своего рода виб­рацию, а возможно, и некое беспокойство: кто звонит, хорошие новости или плохие. Но какая-то внутренняя сила притягивает нас к телефону, и мы не можем сопротивляться. Мы - жертвы своего собственного телефо­на.

136

Я советую вам, что когда вы в следующий раз услышите звонок теле­фона, просто оставайтесь на месте, вдохните и выдохните осознанно, улыбнитесь себе и повторите этот стих:

Слушай, слушай Этот прекрасный звук возвращает меня if моему истинному я

Когда телефон позвонит во второй раз, вы можете повторить стих, а ваша улыбка будет еще шире. Когда вы улыбаетесь, мышцы вашего лица расслабляются, и ваше напряжение быстро проходит. Вы можете позво­лить себе такую практику “Дышать и улыбаться”, потому что, если зво­нящий хочет сказать что-то важное, он прослушает хотя бы три гудка. Когда телефон звонит в третий раз, вы можете продолжить практику ды­хания и улыбки в то время, как вы медленно идете к телефону с полным самообладанием. Вы - хозяин себя. Вы знаете, что улыбаетесь не только ради себя самого, но также ради другого человека. Если вы раздражены или сердиты, другой человек воспримет вашу негативность. Но так как вы осознанно дышали и улыбались, вы погружены в полноту внимания, и когда вы снимаете трубку, как счастлив человек, позвонивший вам!

Перед тем, как звонить по телефону, вы также можете три раза вдох­нуть и выдохнуть, а затем набирать номер. Когда вы слышите гудки в трубке, вы знаете, что ваш друг практикует дыхание и улыбку и не сни­мет трубку до третьего звонка. Так что говорите себе: “Она дышит, а как же?” Вы практикуете вдохи и выдохи, и она тоже делает это. Это так за­мечательно!

Вам не нужно ходить в медитациопный зал, чтобы выполнять эту пре­красную практику. Вы можете заниматься этим на работе и дома. Я не знаю, как могут практиковать телефонные операторы, если у них звонят одновременно несколько телефонов, я полагаюсь на вас, чтобы найти практику телефонной медитации для операторов. Но те из нас, кто не ра­ботает телефонными операторами, имеют право на три дыхания. Практи­ка телефонной медитации противостоит стрессам и депрессии и приносит полноту внимания в нашу обычную жизнь.

Медитация во время вождения машины

Сорок лет назад во Вьетнаме я был первым монахом, который ездил на велосипеде. В то время водить велосипед не было таким уж “монаше­ским” делом. Но сегодня монахи водят машины и ездят на мотоциклах. Нам необходимо продолжать свою практику медитации и реагировать на

137

реальную ситуацию в мире. Поэтому я написал простой стих, который вы можете повторять перед тем как поехать на машине. Я надеюсь, он ока­жется полезным для вас:

Прежде чем вести машину,

Я знаю, куда я еду.

Машина и я одно целое.

Еслимашина едет быстро, я тоже еду быстро.

Иногда нам в действительности нет необходимости пользоваться ма­шиной, но поскольку мы хотим убежать от самих себя, мы идем кататься. Мы чувствуем пустот)' внутри и не хотим встречаться с ней лицом к ли­цу. Нам не нравиться бывать слишком занятыми, но каждый раз, когда появляется свободное время, мы боимся остаться наедине с самими со­бой. Нам хочется выйти. Мы включаем телевизор или висим на телефо­не, читаем роман, уходим к друзьям или берем машину и едем куда-то. Наша цивилизация учит нас действовать таким образом и предлагает нам много возможностей убежать от себя. Если мы повторяем этот стишок, поворачивая ключ зажигания в машине, он может помочь нам увидеть, что в действительности нам никуда не надо ехать. Куда бы мы ни поеха­ли, наше Я всегда с нами; мы не можем выйти. Так что может быть луч­ше и приятней оставить транспорт и отправиться на медитацию хожде­ния.

Говорят, что в последние несколько лет два миллиона квадратных миль леса погибли из-за кислотных дождей, отчасти благодаря нашим машинам. “Прежде чем вести машину, я знаю, куда я еду”, это очень глубокий вопрос. Куда вы собираетесь ехать? К своему собственному разрушению? Если деревья умрут, то люди тоже начнут умирать. Если поездка действительно необходима для вас, езжайте без колебаний. Но если вы видите, что на самом деле она не так важна, вы можете вытащить ключ зажигания и отправиться на прогулку вдоль берега реки или через парк. Вы вернетесь к самому себе и станете снова другом деревьям.

“Машина и я одно целое”. Мы чувствуем себя хозяевами, а машина это только инструмент, но это не так. Когда мы используем какой-либо инструмент или машину, мы меняемся. Скрипач со скрипкой становится очень красивым. Человек с пистолетом становится опасным. Когда мы пользуемся машиной, мы - это мы и машина.

Вождение машины, это ежедневное занятие в нашем обществе. Я не предлагаю вам перестать водить машину, но делать это осознанно. Когда мы едем, мы думаем только о конечном пункте поездки. Поэтому, каж­дый раз, когда мы видим красный свет светофора, нам это не нравится.

138

Красный свет подобен врагу, препятствующему достижению цели. Но мы также можем смотреть на красный свет как на колокол осознанности, предлагающий нам вернуться в настоящее. В следующий раз. Когда вы увидите красный сигнал светофора, пожалуйста, улыбнитесь и верни­тесь к своему дыханию. “Вдыхая, я успокаиваю мое тело. Выдыхая, я улыбаюсь”. Очень легко превратить раздражение в приятное чувство. И тогда тот же самый красный свет станет другим. Он станет другом, на­поминающим о том, что есть только настоящее мгновение, чтобы жить.

Несколько лет назад в Монреале я вел ритрит, и один участник возил меня через весь город в горы. Каждый раз, когда перед нами останавли­валась машина, я замечал надпись “Je me souviens” на разрешительной карточке. Это означало “Я помню”. Я не уверен, о чем именно они хоте­ли помнить, возможно, о своем французском происхождении, но я сказал своему знакомому, что у меня есть для него подарок. “Каждый раз, когда ты видишь машину с надписью “Я помню”, вспоминай о дыхании и улыбке. Это колокол осознанности. У тебя будет много поводов дышать и улыбаться в то время, когда ты едешь машине в Монреале”.

Ему это очень понравилось, и он поделился этой практикой со своими друзьями. Позднее, приехав ко мне во Францию, он сказал, что в Париже было труднее практиковать, чем в Монреале, потому что в Париже не было надписей “Помни”. Я сказал ему: “Повсюду в Париже есть красные сигналы светофоров и знаки остановки. Почему бы тебе не использовать их для практики”. А потом, когда он вернулся в Монреаль, он написал мне такое письмо: “Тай! В Париже было очень легко практиковать. Каж­дый раз, когда передо мной останавливалась машина, я видел, как мне подмигивают глаза Будды. Мне приходилось отвечать ему дыханием и улыбкой. Это был самый лучший ответ.- Я с большим удовольствием во­дил машину по Парижу”.

В следующий раз, когда вы попадете в дорожную пробку, не сражай­тесь, сражаться бесполезно. Откиньтесь на сиденье и улыбайтесь себе улыбкой любящей доброты. Радуйтесь настоящему мигу, дышите и улы­байтесь, и другие люди в вашей машине тоже будут счастливы. Счастье всегда рядом, если вы знаете, как дышать и улыбаться, потому что в на­стоящем моменте всегда можно найти счастье. Практика медитации - это возвращение к настоящему, где можно встретиться с цветком, с синим небом, с ребенком. Счастье всегда доступно вам.

139

Устранение раздробленности жизни

В нашей жизни так много различных частей. Как мы можем перенести медитацию из медитациоиного зала на кухню и в офис? В медитационном зале мы сидим спокойно и пытаемся осознавать каждый вдох. Как это может повлиять на нас в остальное время? Когда доктор делает вам укол, это приносит пользу не только руке, но всему телу. Когда вы практикуете полчаса сидячей медитации в день, результат должен распространяться на все 24 часа, а не только на эти полчаса. Одна улыбка, одно дыхание должны приносить пользу этому дню, а не только этому мгновению. Мы должны действовать таким образом, чтобы устранить барьер между прак­тикой и не практикой.

Когда мы ходим в медитационном зале, мы шагаем внимательно и медленно. Но когда мы идем по аэропорту или супермаркету, мы стано­вимся совсем другими людьми. Мы ходим очень быстро и менее осоз­нанно. Как мы можем практиковать осознанность внимания в аэропорту и в магазине? У меня есть знакомая, который практикует телефонную медитацию, и это ей очень помогает. Другой мой знакомый практикует медитацию ходьбы между деловыми встречами, сознавая, как он идет между городскими зданиями. Прохожие улыбаются, глядя на него, и его встречи даже со сложными людьми часто оказываются довольно прият­ными и очень успешными.

Нам надо научиться переносить нашу практику из медитационного за­ла в повседневную жизнь. Нам следует обсудить и подумать самим, как сделать это. Будете ли вы практиковать дыхание между телефонными звонками? Будете ли вы улыбаться, когда режете морковку? Будете ли вы практиковать расслабление после многочасовой трудной работы? Это практические вопросы. Если вы знаете, как применить медитацию во время ужина, во время отдыха, во время сна, она распространится на ва­шу повседневную жизнь и окажет огромное влияние на отношения с об­ществом. Осознанность может проникнуть во все виды деятельности, в каждую минуту, в каждый час нашей обыденной жизни и не быть просто описанием чего-то далекого.


140

Дышать и косить траву

Косили ли вы когда-нибудь траву? Немногие люди делают это сейчас. Около десяти лет назад я купил косу и попытался косить траву вокруг своего дома. Мне понадобилась неделя, чтобы научиться этому. Очень важно то, как вы стоите, как вы держите косу, под каким углом. Я заме­тил, что если я сочетаю движения рук с дыханием, и работаю не спеша, сохраняя осознанное гь, я могу работать достаточно долго. Если я не де­лаю этого, я устаю уже через 10 минут.

Последние несколько лет я стараюсь не уставать и не сбиваться дыха­ния. Я должен заботиться о своем теле, обращаться с ним как музыкант со своим инструментом, Я не насилую свое тело, потому что это не про­сто инструмент для выполнения чего-либо. Оно совершенно. Я точно так же обращаюсь с моей косой. Так как я пользуюсь ей и одновременно ды­шу, я ощущаю, что и моя коса дышим вместе в одном ритме. Это также справедливо и по отношению к другим инструментам.

Однажды меня посетил пожилой мужчина, сосед, и предложил пока­зать мне, как надо косить. Он был более опытен в этом вопросе, чем я, но большую часть времени использовал ту же позу и движения, что и я. Я был удивлен, что он также сочетает движения с дыханием. С тех пор, ко­гда я вижу, как кто-нибудь косит траву, я знаю, что он практикует осоз­нанность.

Отсутствие цели

141

То же самое относится и к сидячей медитации. Мы сидим, просто насла­ждаясь своим сидением; мы не сидим для того, чтобы достичь какой-то цели. Это очень важно. Каждый момент сидячей медитации возвращает нас к жизни, и мы должны сидеть так, чтобы наслаждаться все время, по­ка мы сидим. Едим ли мы мандарин, пьем ли мы чай, гуляем ли в меди­тации, мы должны делать ую с отсутствием цели.

Часто мы говорим себе: “Не сиди просто так. делай что-нибудь!” Но когда мы практикуем осознанность, мы обнаруживаем нечто необыкно­венное. Мы открываем, что противоположный подход полезнее: “Прекра­ти что-либо делать, просто сиди!” Мы должны учиться останавливаться время от времени, чтобы видеть яснее. Во-первых, “остановка” может выглядеть как сопротивление современной жизни, но это не так. Это не просто реакция, это способ жизни. Выживание человечества зависит от нашей способности останавливать спешку. У нас есть более пятидесяти миллионов ядерных бомб, и мы все еще не можем прекратить делать но­вые. “Остановиться” значит не только остановить негативное, но по­зволить произойти позитивному исцелению. Это цель нашей практики -не избегать жизни, а чувствовать и демонстрировать, что счастье а жизни возможно прямо сейчас и в будущем тоже.

Фундамент счастья - осознанность. Основное условие для того, чтобы быть счастливым - это сознательное бытие в счастье. Если вы не осозна­ем, что мы счастливы, мы не счастливы на самом деле. Когда у нас болит зуб, мы знаем, как чудесно, когда он не болит. Но когда у нас не болит зуб, мы все еще не счастливы. Отсутствие зубной боли очень приятно. Существует много, вещей, которые могут принести радость, но если мы не практикуем осознанность, мы не ценим их. Когда мы практикуем осознанность, мы начинаем любить эти вещи и учимся, как защищать их. Заботясь о настоящем, мы заботимся о будущем. Работа для мирного бу­дущего, это работа для мирного настоящего.


На Западе все очень ориентированы на достижение цели. Мы знаем. Куда м хотим идти, и мы очень сконцентрированы па том, чтобы достичь этого. Может быть это полезно, но часто мы забываем радоваться в слу­чае поражения.

В буддизме есть слово, которое означает “отсутствие желания” или “отсутствие цели”. Идея состоит в том, что вы не ставите что-то перед собой и не бежите потом за этим, потому что все уже есть здесь, внутри вас. Во время медитации хождения мы не пытаемся куда-либо придти. Мы просто делаем спокойные, счастливые шаги. Если мы будем думать о будущем, о том, что бы мы хотели осуществить, мы потеряем наши шаги.

Наша жизнь - это искусство

После ритрита в южной Калифорнии, один художник спросил меня: “Как смотреть на цветок таким образом, чтобы получить наибольшую пользу для моего искусства?” Я сказал: “Если смотреть на цветок таким образом, то вы не сможете быть в контакте с цветком. Откажитесь от всех своих планов и так вы сможете быть с цветком без какого-либо намере­ния что-то получить от него”. Тот же художник сказал мне: “Когда я с

142

другом, я хочу получить пользу от него или от нее”. Конечно, мы можем получить выгоду от друга, но друг - это больше чем источник выгоды. Просто быть с другом, без мыслей о том, чтобы просить его или ее о поддержке, помощи, или совете, это искусство.

Смотреть на вещи, желая что-то получить, становится привычкой. Мы называем это “прагматизм”, и мы говорим, что истина - это что-то, за что нужно платить. Если мы медитируем для того, чтобы достичь истины, это значит, что нам придется хорошо заплатить. В медитации мы оста­навливаемся и смотрим глубже. Мы останавливаемся просто, чтобы быть, быть с самими собой и с миром. Когда мы способны остановиться, мы начинаем наблюдать, и если мы можем наблюдать, мы понимаем. Мир и счастье - плоды этого процесса. Мы можем обучиться искусству оста­навливаться, для того, чтобы реально быть вместе с нашим другом или вместе с цветком.

Как мы можем привнести элементы спокойствия в общество, которое ищет только выгоду. Как наша улыбка может стать источником радости, а не только дипломатическим маневром? Когда мы улыбаемся себе, эта улыбка - не дипломатия; это доказательство того, что мы в контакте с самими собой, что мы имеем полную власть над собой. Можем ли мы написать поэму об остановке, отсутствии цели или о просто бытии? Мо­жем ли мы что-нибудь нарисовать об этом? Если мы делаем что-то осоз­нанно, то что бы мы ни делали, будет поэзией или живописью. Выра­щивание салата-латука - это поэзия. Прогулка по магазину может быть живописью.

Когда мы не беспокоимся о том, является ли что-либо искусством или нет, если мы просто действуем в каждый миг жизни со спокойствием и осознанностью, каждый миг нашей жизни становится искусством. Даже когда мы ничего не рисуем и не пишем, мы все же творим. Мы наполне­ны красотой, радостью и миром, и мы делаем жизнь более красивой для многих людей. Иногда лучше не' говорить об искусстве, используя слово “искусство”. Если мы просто действуем осознанно и честно, наше искус­ство расцветет, и нам не надо будет говорить об этом все время. Когда мы знаем, как быть спокойным, мы обнаруживаем, что искусство - это пре­красный способ делиться своим умиротворением. Можно выражать себя тем или другим способом, но бытие - это суть. Так что мы должны вер­нуться к себе, и когда у нас радость и покой внутри, наши творения будут совершенно естественным и, и они будут служить миру положительным образом.

143

Надежда как препятствие

Надежда очень важна, потому что она может облегчить переживание настоящего момента. Если мы верим, что завтра будет лучше, мы можем вынести лишения сегодня. Но самое большее, что может сделать для нас надежда, это облегчить лишения. Когда я размышляю глубже о природе надежды, я вижу нечто трагическое. В то время как мы цепляемся за свою надежду в будущем, мы не фокусируем нашу энергию и способности в настоящем. Мы используем надежду, чтобы верить в то, что в будущем случиться что-то лучшее, что мы придем к умиротворению, или Царству Божьему. Надежда становится препятствием. Если вы можете воздер­жаться от надежды, вы можете всецело присутствовать в настоящем мо­менте и открыть для себя радость, которая уже здесь.

Понимание, спокойствие и радость не могут быть предоставлены кем-то еще. Источник находится внутри нас, я если углубимся в настоящий момент, вода в нем пребудет. Мы должны вернуться в настоящий миг для того, чтобы быть действительно живыми. Когда мы практикуем осознан­ное дыхание, мы практикуем возвращение в настоящий миг. где все про­исходит.

Западная цивилизация ставит такой сильный акцент на идею надеж­ды, что мы жертвуем настоящим мгновением. Надежда - это будущее. Он& не может помочь вам открыть радость, мир или понимание в на­стоящем. .Многие религии основываются на понятии надежды, и это учение о том, чтобы воздерживаться от надежды может вызвать сильную реакцию. Но толчок может сделать что-то важное. Я не говорю, что вы не должны надеяться, но одной надежды не достаточно. Надежда может стать для вас препятствием, и если вы живете на энергии надежды, вы не можете присутствовать полностью в настоящем. Если вы перенаправите эту энергию на осознание того, что происходит в настоящий миг, вы бу­дете способны сделать шаг вперед и открыть радость и спокойствие пря­мо сейчас, внутри и вокруг себя.

Мусте, лидер пацифисте ко го движения в середине двадцатого века в Америке, который вдохновлял миллионы людей, сказал “Нет пути к ми­ру, мир - это путь”. Это означает, что мы можем создать спокойствие прямо в настоящем нашим взглядом, нашей улыбкой, нашими словами и нашими действиями. Создание спокойствия это не средство. Каждый шаг, который мы делаем, может быть миром. Если мы полны решимости, то мы можем сделать это. Мы не нуждаемся в будущем. Мы можем улыб-

144

нуться и расслабиться. Все, что нам хочется, есть прямо здесь в настоя­щем мгновении.

Озарение, полученное от цветка

Есть одна буддистская история о цветке. Однажды Будда показал цве­ток перед аудиторией в 1250 монахов и монахинь. Он хранил молчание. Слушатели тоже молчали. Каждый напряженно думал, пытаясь понять, ч го означает поведение Будды. Затем, внезапно, Будда улыбнулся. Он улыбнулся, потому что один человек, присутствующий здесь улыбнулся ему и цветку. Этого монаха звали Махакашьяпа. Улыбнулся именно он, и Будда улыбнулся в ответ и сказал: “У меня есть дар озарения, и я передал его Махакашьяпе”. Эта история обсуждалась многими поколениями дзэн-ских студентов, и люди продолжают искать смысл этой истории. Для меня смысл очень прост. Когда кто-то держит цветок и показывает его вам, он хочет, чтобы вы увидели это. Если вы продолжаете думать, вы не поймете, что происходит. Человек, который не думал, который был про­сто самим собой, смог увидеть этот цветок у себя внутри и улыбнулся.

Эта трудность все время возникает у нас в жизни. Если мы не полно­стью являемся самими собой и не искренни в настоящий момент, мы все упускаем. Когда ребенок улыбается вам, то если вы оторваны от дейст­вительности, думая о будущем или о прошлом, или охвачены мыслями о других проблемах - ребенок для вас реально не существует. Метод ясно­сти восприятия заключается в том, чтобы вернуться к себе для того, что­бы ребенок проявился для вас как чудесная реальность. Затем вы можете увидеть его улыбку и обнять его.

Я хочу привести вам стихотворение, написанное моим другом, кото­рый умер в возрасте двадцати восьми лет в Сайгоне, около тридцати лет тому назад. После его смерти, люди нашли много прекрасных стихотво­рений, написанных им, и я был поражен, когда читал этот его стих. Он очень короткое, но очень красивый;

Стоя тихо у изгороди, Ты улыбаешься прекрасной улыбкой, Я безмоявен и мог> чувства наполнены Звуками твоей прекрасной песни, У которой кет начала и нет конца. Я глубоко кланяюсь тебе.


145

“Ты” - относится к цветку, георгину. В то утро он шел вдоль изгоро­ди и увидел этот маленький цветок во всей его полноте, и пораженный им, он остановился и написал это стихотворение.

Я наслаждаюсь этим стихотворением. Вы можете подумать, что его автор был мистиком, поскольку его способ видения вещей очень глубок. Но он был обычным человеком, таким же, как любой из нас. Я не знаю, каким образом и почему он смог так видеть, но это прекрасный способ практики осознанности. Мы нуждаемся в том. чтобы быть в контакте с жизнью и смотреть глубже, независимо от того, пьем ли мы свой чай, гуляем, сидим или аранжируем цветы. Секрет успеха в том, чтобы быть реально самим собой, и когда вы естественны, вы пребываете в контакте с жизнью.

Комната для дыхания

У пас есть комнаты для всего, для приема пищи, для сна, для того, чтобы смотреть телевизор, но у нас нет комнаты для осознанности. Я рекомендую вам выделить маленькую комнату в своем доме назвать ее “комнатой для дыхания”, где мы можем побыть в одиночестве и практи­ковать правильное дыхание и улыбку, особенно в трудные мгновения. Эта комната должна стать Посольством Королевства Спокойствия. Ее нужно уважать и не допускать в ней гнева, криков и подобных вещей. Когда на ребенка начинают кричать, он может найти там прибежище. Ни отец, ни мать не могут на него кричать. Он там в безопасности. Родите­лям тоже необходимо уединяться в этой комнате, для того чтобы сидеть, дышать, улыбаться и восстанавливаться. Такая комната полезна для всей вашей семьи.

На мой взгляд, комната для дыхания должна быть обставлена очень просто, и не быть слишком светлой. Купите маленький колокольчик с красивым звуком и несколько подушек для сидения или стулья, и воз­можно вазу для цветов, чтобы напоминать вам о вашей истинной приро­де. Вы или ваши дети могут составлять букеты, сохраняя состояние осознанности и улыбаясь. Каждый раз, когда вы немного огорчаетесь, вы знаете, что лучшее в этом случае - пойти в эту комнату, медленно от­крыть дверь, сесть, позвонить в колокольчик - в моей стране мы не гово­рим “ударить” в колокол или “бить” в колокол - и начать дышать. Звук колокольчика поможет не только тому, кто находится в комнате для ды­хания, но и другим людям в этом доме.

10 Тит Нат Хан

146

Например, ваш муж раздражен. С тех пор, как он практикует осоз­нанное дыхание, он знает, что лучшее, что можно сделать в этом случае -пойти в эту комнату, сесть и начать практиковать. Вы не предполагаете о том, куда он пошел; вы были заняты тем, что резали морковку на кухне. Но вы тоже страдаете, потому что, только что вы поругались между со­бой. Вьг режете морковку и сильно стучите ножом, потому что энергия гнева передается движениям. Внезапно, вы слышите колокольчик, и вы знаете, что делать. Вы останавливаетесь, вдыхаете и выдыхаете. Вы чув­ствуете себя лучше, и вы уже можете улыбнуться, подумать о своем му­же, который знает, что делать, когда он в гневе. Сейчас он сидит в ком­нате для дыхания, дышит и улыбается. Это прекрасно; не многие люди делают это. Внезапно, чувство нежности приходит к вам, и вы чувствуете себя намного лучше. После трех дыханий вы начинаете резать морковку снова, но уже совсем по-другому.

Ваш ребенок, который был свидетелем этой сцены, знает, какой ура­ган мог разразиться. Она заперлась в своей комнате и молча ждет. Но вместо бури, она слышит колокольчик, и понимает, что происходит. Она чувствует облегчение, и хочет выразить свое уважение отцу. Она мед­ленно идет в комнату для дыхания, открывает дверь, тихо входит и садит­ся рядом, чтобы показать свою поддержку. Это ему очень помогает. Он уже готов выйти - он снова способен улыбаться - но пока его дочь сидит там, он хочет позвонить в колокольчик снова, чтобы она подышала.

Находясь на кухне, вы слышите второй звон колокольчика и пони­маете, что резать сейчас морковку - не лучшее дело. Поэтому вы кладете нож и идете в комнату для дыхания. Ваш муж замечает, что дверь откры­та, и вы входите. Таким образом, он сейчас уже в порядке, и задержива­ется еще немного, и звонит в колокольчик, для вашей практики дыхания. Это прекрасная сцена. Если вы очень богаты, вы можете купить изыскан­ную картину Ван Гога и повесить в своей комнате. Но она будет менее прекрасна, чем эта сцена в комнате для дыхания. Практика спокойствия и умиротворения - это одно из самых живых и вдохновенных человеческих действий.

Я знаю семьи, где дети входят в комнату для дыхания после завтрака, садятся и дышат, “Вдох - Выдох”, и так до десяти дыханий, и затем они идут в школу. Если ваш ребенок не хочет дышать десять раз, возможно три раза для него достаточно. Это прекрасное и полезное для всей семьи начало дня. Если вы осознанны утром и стараетесь сохранять осознан­ность в течение дня, вы можете придти домой и завершить день с улыб­кой, которая свидетельствует о том, что осознанность еще здесь.


147

Я уверен, что в каждом доме должна быть комната для дыхания. Такая простая практика, как осознанное дыхание и улыбка, очень важны. Они могут изменить нашу цивилизацию.

Продолжая путешествие

Мы прогуливались вместе в состоянии осознанности, учимся как ды­шать и улыбаться в полной осознанности, дома, на работе и в течение всего дня. Мы обсуждали осознанное принятие пищи, мытье посуды, во­ждение машины, ответы по телефону, и даже то, как косить траву. Осоз­нанность - это фундамент нашей счастливой жизни.

Но как мы можем справляться с трудными эмоциями? Что нам делать, когда мы чувствуем гнев, ненависть, угрызения совести или печаль? Здесь представлено много практик, которым я учился и некоторые из них я открыл для себя в течение последних сорока лет работы с подобными состояниями. Давайте продолжим наше совместное путешествие вместе и попробуем некоторые из этих практик?

ю*

148

  1   2   3   4   5




Похожие:

Тит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа iconТит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа
Каждый день, когда мы просыпаемся, перед нами Двадцать четыре 24 совершенно новых часа жизни. Какой драгоценный дар! У нас есть воз­можность...
Тит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа iconСамостоятельная работа №1 «Обозначение натуральных чисел» Вариант I записать цифрами число: а двадцать миллиардов двадцать миллионов двадцать тысяч двадцать; б 433 млн
Три доярки надоили 127886 л молока. Первая надоила 38804 л, вторая – на 2409 л больше, чем первая. Сколько литров молока надоила...
Тит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа iconМногошаговые игры двух лиц с принятием решений на каждом шаге при агрегированной информации о выборе «осторожного» второго игрока Алиев В. С. 1
Игрок 2, получая информацию о выборе игрока 1, действует осторожно, т е выбором стратегии на этом ходе стремится к увеличению своей...
Тит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа iconФронтальная работа 287 : 15 =
Четыре семнадцатых, одиннадцать семнадцатых, восемь семнадцатых, четыре двадцать первых
Тит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа iconДвадцать первая международная ярмарка образования
Организационный комитет двадцать первой выставки образовательных услуг «Международная ярмарка образования» приглашает Вас принять...
Тит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа iconНачальная (максимальная) цена контракта: 124 000,00 (Сто двадцать четыре тысячи) рублей 00 копеек

Тит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа icon18. Управление нелинейным расчетом
При этом на каждом шаге решается линеаризованная система разрешающих уравнений для текущего приращения вектора узловых нагрузок,...
Тит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа iconМетод градиентного спуска
Рис. 1 Геометрическая интерпретация метода градиентного спуска с постоянным шагом. На каждом шаге мы сдвигаемся по вектору антиградиента,...
Тит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа iconБөек хан биләмәләрендә
Укучыларны монголларның яулап алу походлары белән таныштыру. Марко Поло, Чыңгыз хан турында мәгълумат бирү
Тит Нат Хан: Мир в каждом шаге Часть первая: Дыши! Ты жив! Двадцать четыре совершенно новых часа iconНачальная (максимальная) цена контракта: 4 329 186 (Четыре миллиона триста двадцать девять тысяч сто восемьдесят шесть) руб. 00 коп

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы