Политико-правовые теории средневековой Западной Европы icon

Политико-правовые теории средневековой Западной Европы



НазваниеПолитико-правовые теории средневековой Западной Европы
Дата конвертации24.08.2012
Размер131,11 Kb.
ТипРеферат
Политико-правовые теории средневековой Западной Европы


1. Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества. Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядкии правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись темифакторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию,социальную направленность политико-юридических идей западноевропейскогосредневековья. Три крупных исторических этапа включает в себя эта эволюция.Первый – раннефеодальный (конец 5 – середина 11 в.); феодализм только ещеконсолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическаяформация. Второй этап – пора полного развития феодального строя, фаза егорасцвета ( середина 11 – конец 15 в.). Третий позднее средневековье ( конец15 – начало 17 в.); полоса заката, упадка феодализма и зарождениякапиталистических общественных отношений. Поэтапный характер развитияфеодального общества во многом предопределял особенности и динамикусредневековой западноевропейской политико-юридической мысли. Своеобразие последней придавал также факт исключительно сильноговлияния на нее христианской религии и римско-католической церкви. Этацерковь практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни напротяжении почти всех Средних веков. Средневековая христианская религиябыла ядром мировоззрения феодального общества, стержнем единой христианскойкультуры. В руках священнослужителей политика и юриспруденция, как и всеостальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. Известнуюбиблейскую формулу – « Нет власти не от Бога, существующие же власти отБога установлены » - богословы превратили в непререкаемую догму феодальногостроя. Одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридическогознания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметьприоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Те, кто противился стремлению церкви подчинить себе государей,светских феодалов, кто сопротивлялся ее настойчивым попыткам руководитьполитической жизнью в обществе, кто выступал за примат государства наддуховной властью, в целом разделяли принципы христианского вероучения.Апелляция к текстам Священного Писания как к решающим доказательствамправоты, схоластическая манера обосновывать защищаемые тезисы, языкбогословия и т. д. – все это обычно присутствовало в выступленияхпредставителей каждого из враждовавших между собой лагерей. Различныеидейные течения, в которых выражался протест против засилья официальнойцеркви, эксплуатации и произвола светских феодалов, тоже не выходили зарамки религиозного мировоззрения. Правда, социально-политические программы,рождавшиеся в лоне этих оппозиционных движений, резко отличались отобщественно-классовых установок идеологов феодализма. Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, подколоссальным воздействием христианства, католической церкви, политико-юридическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем восприняло ипо-своему в новых исторических условиях продолжило ряд существенных идейантичной политической и правовой мысли. К числу подобного рода идей следуетотнести, представление о государстве как о некоем организме, положение оправильных и неправильных государственных формах и об их круговороте, идеюестественного права как нормы, вытекающей из природы вещей, положение овысокой значимости закона для устройства нормальной государственной жизни. В методе средневекового политико-юридического мышления,разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма великудельный вес религиозного догматизма. Но присутствовала в нем и ярковыраженная тенденция обеспечить строгость рассуждения, последовательность,непротиворечивость и ясность получаемых выводов. Схоласты проявляли большойинтерес к вопросам логической техники: приемам классификации, формамведения споров, искусству аргументации и проч. Изменявшиеся и усложнявшиеся нужды производства, общения и обмена,потребности политического и правового развития не давали пребывать политико-юридическим учениям западноевропейского средневековья в состоянии покоя,стимулировали постепенное расширение и углубление знаний о политике,государстве и праве. 2. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. В своих произведениях ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат)(1225-1274), пытается приспособить взгляды Аристотеля к догмам католическойцеркви и таким путем еще более укрепить ее позиции. От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природеесть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложеностремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночкуудовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине ивозникает политическая общность (государство). Процедура же учереждениягосударственности аналогична процессу сотворения мира богом. При актетворения сперва появляются вещи как таковые, потом следует ихдифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границахвнутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа сактивностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит внего стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает иустраивает государство, а затем начинает управлять им. Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий длядостойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной целипредполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированноеположение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политикиземледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всемипредписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям,олицетворяющим собою государство. Стремясь подвести базу под вмешательство клира в дела государстваи доказать превосходство духовной власти над светской, Аквинат ввелразличение трех следующих моментов государственной власти: 1) сущности, 2)формы (происхождения), 3) использования. Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения,при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движетнизшими слоями населения. Данный порядок заведен богом. Таким образом, посвоей сути власть есть установление божественное. Потому она неизменнодобро, всегда нечто хорошее, благое. Конкретные же способы еепроисхождения, те или иные формы ее конституирования , устройства могутиногда являться дурными, несправедливыми. Не исключает Аквинат и ситуаций,при которых пользование государственной властью вырождается взлоупотребление ею. Стало быть второй и третий элементы власти вгосударстве подчас оказываются лишенными печати божественности. Тиранию Аквинат отграничивал от монархии, которую оценивал каклучшую форму правления. Он отдавал предпочтение монархии по двум причинам.Во-первых, ввиду ее сходства с мировозданием вообще, устроенным ируководимым одним богом, а также из-за ее подобия человеческому организму,разнообразные части которого объединяются и направляются одним разумом. Во-вторых, вследствие показаний исторического опыта, демонстрирующегоустойчивость и преуспевание тех государств, где властвовал один, а немножество. Фома Аквинский, тщательно изучавший Аристотеля, имел, конечно,достаточное понятие и о других политических формах: аристократии,олигархии, демократии, смешанном правлении. Но среди всех них в качествевысшей им отмечалась монархия. Причем он выделял две разновидностимонархического устройства – абсолютную монархию и монархию политическую. Всравнении с первой вторая, на взгляд Аквината, обладает рядом преимуществ.В ней весомую роль играют крупные феодалы. Власть государей тут зависит от закона и невыходит за его рамки. К этой второй разновидности монархии склонялисьидеологические симпатии Аквината. Их глубинные общественно-историческиеистоки – интенсивно совершавшиеся в 13 веке в Западной Европе процессобразования феодальных сословно-представительных монархий. В христианствеосновную социально-практическую функцию выполняет содержащаяся в нем этика.Сердцевину религиозной этики составляет проблема должного. Должным здесьвыступает определенный тип нормативного отношения индивида к людям,человеческим институтам в целом, изображаемый как закон самого бога.Аквинат широко применял категорию «закон» для объяснения различных явлений,свойственных политически оформленному обществу. Он разработал особую теориюзакона. Согласно Фоме Аквинскому, все законы связаны между собой нитямисубординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы,общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный законзаключен в боге, тождествен ему; он существует сам по себе, и от негопроизводны иные виды законов. Прежде всего – естественный закон, которыйесть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме, всознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться ксамосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину и уважатьдостоинство людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий закон.Его предназначение – силой и страхом принуждать людей избегать зла идостигать добродетели. В отличие от закона естественного человеческий закон– это императив с меняющимся содержанием. Нормы человеческого закона могутбыть в разных странах весьма несхожими. То, в чем они оказываютсяодинаковыми, образует «право народов». Специфическое в них интегрируется вправо граждан каждого отдельного государства.Византийской империей. Взгляды, аналогичные богомильским и выраставшиепримерно на одинаковой социальной почве, проповедовали в Западной Европе в11-13 веках катары, патарены, альбигойцы, вальденсы и др. Программы еретических движений, выразившие интересы самихобездоленных, плебейско-крестьянских масс, призывали верующих вернуться краннехристианской организации церкви. Библия стала в руках еретиков грозными мощным орудием в их борьбе против римско-католической церкви. Тогдапоследняя просто-напросто запретила мирянам читать главную книгухристианства. Самые радикальные их еретических течений восприняли еще инекоторые идеи манихейства. Манихеи объявляли весь телесный мир порождениемдьявола, извечным воплощением зла, заслуживающим лишь презрения иуничтожения. Подобное огульное очернение мира в целом, равно как иотнесение чаемого идеала к прошлому, искажало действительные общественно-политические потребности народных масс того времени; оно ослаблялопритягательную силу еретических движений. Как уже было сказано, в 14-15 вв. в общем потоке оппозиционныхеретических движений отчетливо вырисовывались два самостоятельных течения:бюргерская и крестьянско-плебейская ереси. Первая отразила общественно-политические интересы зажиточных слоев горожан и примыкавших к нимсоциальных групп. Бюргерская ересь тесно соприкасалась с бюргерскими жеконцепциями государства, в которых теоретически осмысливалась назревшаяпотребность образования единой национальной государственности. Политическийлейтмотив этой ереси – требование «дешевой церкви», означавшее установку наупразднение сословия священников, ликвидацию их привилегий и богатств,возврат к простому строю раннехристианской церкви. Видные представители бюргерской ереси – доктор богословия ипрофессор Оксфордского университета в Англии Джон Уиклиф (1324-1384) ичешский теолог Ян Гус (1371-1415). Крестьянско-плебейские еретические движения 14-15 вв.представлены выступлениями лоллардов в Англии и таборитов в Чехии.Лолларды, которые желали передачи земли крестьянским общинам и освобожденияземледельцев от пут крепостничества, пытались на практике реализоватьпростой, аскетический образ жизни ранних христиан. Таборитский лагерьсформировался в ходе национально-чешской крестьянской войны, разгоревшейсяпротив немецкого дворянства и верховной власти германского императора послежестокой казни Я. Гуса. Будучи выразителями интересов крестьянства,городских низов, обедневшего мелкого рыцарства, табориты боролись не толькос римско-католической церквью, но и добивались также осуществления мерсобственно антифеодального характера. Они надеялись на наступление«тысячелетнего царства » и думали, что в нем-то утвердится наконецравенство и общие дела станут решаться людьми совместно. В таборитскомдвижении проступала даже республиканская тенденция. Ни лоллардам, нитаборитам не удалось добиться своих целей. Они были разгромленыобъединенными усилиями духовных и светских феодалов. 4. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. В своем пространном сочинении «Защитник мира» (1324-1326 гг.)Марсилий Падуанский возлагает на церковь ответственность за все беды инесчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будутзаниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Церковь должна бытьотделена от государства и подчинена светской политической власти. Эта власть и представляющее ее государство возникли, как считалМарсилий Падуанский, в процессе постепенного усложнения форм человеческогообщежития. Поначалу семьи во имя общего блага и с общего согласиясоединяются в роды, роды – в племена. Затем таким же путем и во имя той жецели консолидируются города; завершающая стадия – появление государства,базирующегося на общем согласии всех составляющих его лиц и преследующегоих общее благо. В этом описании происхождения и природы государства легкораспознать следы соответствующих аристотелевских идей. Марсилий Падуанский отстаивал очень смелый тезис о том, чтонастоящий источник всякой власти – народ. От него исходит как властьсветская, так и духовная. Только он один – носитель суверенитета иверховный законодатель. Правда, под народом Марсилий Падуанский разумелотнюдь не все население государства, а лишь лучшую, достойнейшую его часть.Сколь глубокой оставалась в 15 веке убежденность в естественностинеравенства людей, говорит тот факт, что и Марсилий Падуанский делил членовобщества на две категории: высшую и низшую. Высшая служит общему благу;низшая заботится о своих частных интересах. Государственная власть действует прежде всего посредствомиздания законов. Они суть веления, подкрепляемые угрозой реальногонаказания или обещания реальной награды. Этим законы государства отличаютсяот законов божеских, сопровождаемых посулами наград или наказаний взагробной жизни. Право издавать юридические законы имеет народ. Исходя изполитической практики итальянских городов-государств того периода, МарсилийПадуанский конкретизирует эту фундаментальную прерогативу в том смысле, чтозаконодательствовать должны наиболее заслуживающие выполнять подобнуюмиссию люди, выбираемые народом. Законы обязательны как для самого народа,так и для издающих их лиц. Ясно выражена у Марсилия Падуанского мысль онеобходимости обеспечить такое положение, при котором властвующиенепременно были бы связаны издаваемыми ими же законами. Автор «Защитника мира» одним из первых стал проводить четкоеразличие между исполнительной и законодательной властями государства.Притом он писал, что власть законодательная определяет компетенцию иорганизацию исполнительной власти. Последняя вообще действует благодарятому авторитету, которым ее наделяет законодатель, и призвана строгодержаться рамок закона. Эта власть может быть устроена по-разному. Но влюбом случае она должна осуществлять волю законодателя – народа. Обобщая опыт функционирования политических институтов,существовавших во многих современных ему итальянских республиках, МарсилийПадуанский важное место отводил выборности как принципу конституированияучреждений и подбора должностных лиц государства всех рангов. Даже вусловиях монархии, которая казалась ему наилучшим государственнымустройством, должен был действовать этот принцип. Избираемый монарх,полагал Марсилий Падуанский, как правило, наиболее подходящий правитель, апотому избирательная монархия гораздо предпочтительней монархиинаследственной. 5. Средневековая юридическая мысль. Юриспруденция, столь пышно расцветшая в античном Риме и затемсвоеобразно продолженная византийскими правоведами, возродилась в ЗападнойЕвропе в 12 веке. Начало этому процессу положило основание Ирнерием (1065-1125) школы глоссаров в Болонье. Целью данной школы являлось изучение попервоисточникам собственно римского права без наслоившихся на него впоследующем иных юридических норм. Интерес к римскому праву стимулировалипрежде всего обстоятельства сугубо практические. Как только промышленностьи торговля активизировали хозяйственную деятельность, развили дальшечастную собственность, имущественный оборот, было восстановлено и вновьполучило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право.Потребности развития феодальной государственности обусловили тот факт, чтов некоторых отношениях рецепции подверглось и публичное право ДревнегоРима. В западноевропейском средневековье кроме римского правадействовало также право каноническое и обычное. Каждая из этих трех ветвейимела своих приверженцев. Приверженцы римского права не ограничились одним только егоштудированием и комментированием, но занимались еще и тем, чтоприспосабливали таковое к экономическим и политическим изменениям, которыеобъективно происходили в феодальном обществе. Как противники системыпривилегий они добились, например, получения лицами из бюргерского сословиялегальной возможности приобретать недвижимость. Многое было предпринято имидля того, чтобы изъять дело правосудия из рук отдельных сеньоров, римско-католической церкви и сосредоточить его в руках королевской,общегосударственной власти. В своей поддержке государей, боровшихся ссепаратизмом феодалов и притязаниями папства на светскую власть, юристырассматриваемого направления доходили до оправдания абсолютизма и признанияволи монарха силой более высокой и авторитетной, нежели право. Сторонники обычного права тоже являлись союзниками королевскойвласти. Однако у них в целом не было намерения считать эту властьабсолютной и подчинять ей закон. По их мнению, долг государя – повиноватьсязакону, стоящему над ним. Законы же, которыми государю надлежитруководствоваться при управлении страной, следует создавать не единоличнымповелением монарха. Английский правовед Генри Брэктон в трактате «О законахи обычаях Англии» (ок. 1256 г.) прямо писал: «...силу закона имеет то, чтопо справедливости постановлено и одобрено высшей властью короля или князя,по совету и с согласия магнатов и с общего одобрения государства». В этойюридической конструкции нетрудно распознать отражение процесса формированиясословно-представительной монархии, лимитировавшей публично-властныеполномочия государей. Приверженцы обычного права активно собирали, изучалии систематизировали юридически значимые нормы, традиции, обыкновения,которые спонтанно зарождались в общественной жизни, создавались судебнойпрактикой. Некоторые из них выдвигали прогрессивные социально-политическиетребования. Так, видный французский правовед Филипп де Бомануар (1250-1296),автор произведения «Кутюмы Бовези», протестовал против сохранения всовременном ему обществе крепостничества, поддерживал идею правовойконсолидации страны. Иные общественно-политические позиции занимали правоведы, которыеотдавали предпочтение каноническому праву, регулировавшему отношения каквнутри самой церковной организации, так и между церковью и мирянами. Юристыэтого направления старались выстроить единый и эффективный правовойкомплекс, объединяя в нем ряд предписаний Библии, решения церковныхсоборов, извлечения из папских энциклик и булл, отрывки из трудов отцовцеркви, некоторые нормы римского и обычного права. Первый сводканонического права – «кодекс Грациана» – составил в 12 веке монах Грациан.Теоретической посылкой канонического права служило представление о том, чтоцерковь законно обладает юрисдикцией судить и вершить дела, носящие нетолько нравственно-религиозный, но и чисто светский характер. Каждое из направлений юридической мысли западоевропейскогосредневековья изучало свой самостоятельный объект, решало своинепосредственно практические задачи, имело свой конкретный социальныйсмысл. Вместе с тем в методологическом плане у них было немало общих черт.Эти черты шли от схоластики, определявшей стиль мышления подавляющегобольшинства ученых средневековья. Правовое сознание средневекового общества было повернуто впрошлое: давно минувшее виделось идеальным состоянием, древние порядкипочитались в качестве образцов для подражания. Поэтому даже фактическоеобновление системы юридико-нормативного регулирования воспринималось какжелаемый и необходимый возврат к существующим от века правилам. Однакокаким бы образом субъективно не расценивали сами средневековые юристы своюпрактическую и теоретическую деятельность, объективно она содействовалапрогрессу законодательства, обогащала политико-правовое знание.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Политико-правовые теории средневековой Западной Европы iconРеферат по культурологии на тему: архитектура стран западной европы
Западной Европы. Это исторический стиль зрелого средневековья, характеризующийся общностью типов зданий, их конструктивных приёмов...
Политико-правовые теории средневековой Западной Европы iconРеферат по истории экономики Возникновение и развитие городов Англии и Франции Бездверная З. 722 гр
Западной Европы в основном сложились города, как и все главные структуры феодализма, — является хронологическим рубежом между ранним...
Политико-правовые теории средневековой Западной Европы iconРеферат на тему: Первоначальное накопление капитала, особенности в странах Западной Европы и России Барнаул 2005 Содержание
Данный реферат посвящен изучению рынка капитала, его особенностям в странах Западной Европы и России
Политико-правовые теории средневековой Западной Европы iconВопросы к кандидатскому экзамену по специальности 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве для аспирантов и соискателей
Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в конце XVIII – XIX вв
Политико-правовые теории средневековой Западной Европы iconЭтимология названия еми
Историко-географический аспект как раннесредневековой, так и средневековой истории Русского Севера никогда не был предметом специального...
Политико-правовые теории средневековой Западной Европы iconКультура средневековой Европы

Политико-правовые теории средневековой Западной Европы iconТерминологический словарь по курсу «Правовые основы туристской деятельности» Агроэкологический туризм
Развитие такого вида туризма наиболее актуально для стран Западной Европы (и отчасти сша) с небольшим процентом естественных ландшафтов...
Политико-правовые теории средневековой Западной Европы iconТема: Культура средневековой Европы
Это одна из Старейших литератур Европы. Её начальный, или древ-нейший, период длился более семи столетий, с 11 по 17 век, и имел...
Политико-правовые теории средневековой Западной Европы iconПолитико-правовые учения

Политико-правовые теории средневековой Западной Европы iconН. А. Бердяев: политико-правовые взгляды

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы