Федерализм icon

Федерализм



НазваниеФедерализм
Дата конвертации24.08.2012
Размер285.61 Kb.
ТипРеферат
Федерализм


ОГЛАВЛЕНИЕВведение 21.Формы государственного устройства. 22.Федеративное устройство государства. 3Заключение 21Литература и нормативные акты 22 Введение Целью настоящей курсовой работы является попытка раскрыть понятиефедерализма, основываясь на современной теории конституционного права, и дать примерное представление об этом. В большом количестве литературы по изучению курса государственногоправа, понятию федерализма уделено много внимания, так как вся правоваянаука в развитых государствах основывается на «демократизме». Прежде всего, по моему мнению, необходимо дать краткое определение впрагматическом смысле понятию «федерализм». 1.Формы государственного устройства. История существования государства свидетельствует о том, что во всехвека разные государства отличались друг от друга внутренним строением, тоесть способом территориального деления (административно-территориальныеединицы, автономные политические образования, государственные образования,обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственнойвласти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципудемократического централизма). Данный феномен обозначается термином «формагосударственного устройства», под которой понимается территориальнаяорганизация государственной власти, соотношение государства как целого сего составными частями. При всём многообразии форм государственного устройства двумяосновными среди них являются унитарная и федеративная. Третья формагосударственного устройства – конфедерация, но она встречается намного режепо сравнению с двумя первыми. Унитарное государство – это целостное централизованное государство,административно-территориальные единицы которого (области, провинции,округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладаютсуверенными правами. В унитарном государстве едины высшие органыгосударства, единое гражданство, единая конституция, что создаёторганизационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральнойгосударственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо вдвойном подчинении – центра и местных представительных органов. Большинство всех существующих и ныне существующих государствунитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, аунитарная форма достаточно надёжно обеспечивает государственное единство.Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция,Норвегия и др.) многонациональный (Великобритания, Турция и др.) составнаселения. Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемы длядостижения определённой цели (военных, экономических и др.). Союзные органылишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и толькопо тем вопросам, для решения которых они объединились. Поэтому,конфедерация не обладает суверенитетом.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеютнестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются вфедерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 были объединеныв конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британскоговладычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративногогосударства – США. Возможно, что у данной формы государственного устройства всё же естьбудущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР,Югославия, Северная и Южная Кореи. В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированногогосударственного объединения. Примером тому является ЕвропейскоеСообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется,что процесс современной европейской интеграции может привести отсодружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и кфедеративному всеевропейскому государству. 2.Федеративное устройство государства. Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство,части которого (республики, штаты, земли, кантоны и тд.) являютсягосударствами или государственными образованиями, обладающимисуверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строгонаучном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договореили конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяютсясамостоятельные государства. «При этом федеральные конституцииустанавливают, в чём именно политически срастающиеся малые государствасохраняют свою «самостоятельность» и в чём они её утратят». Входящие в состав федерации государственные образования игосударства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции,своё гражданство, собственные высшие государственные органы –законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух системвысших органов – федерации в целом и её субъектов – вызывает необходимостьразграничить их компетенции. Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях,многообразны, однако наиболее распространёнными являются два. В Канаде,Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы,подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительнуюкомпетенцию её субъектов. В ФРГ, Индии, Российской Федерации и иныхгосударствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действиясовместной компетенции федерации и её субъектов. Само применение термина«федерализм» должно подчеркивать тот факт, что основой федерации являетсясоглашение между сторонами о приверженности определенному порядку. Помнению видного мыслителя XX века Б.Рассела основная проблема федерализмазаключается в разграничении власти различных государственных органов, а еерешение связано с большими трудностями. Традиционное федеративноеустройство предполагает, прежде всего, добровольное объединение входящих вфедерацию территорий в единое государство с разделением при этомгосударственного управления между центром и составными частями. В центресоздаются общенациональные институты законодательной, исполнительной исудебной власти. Каждая из составных частей федерации также сохраняетсамостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.Между участниками достигается соглашение о разделении полномочий центра исоставных частей. Построенные на началах федерализма государства получилиразличные наименования. В некоторых случаях они определяются какобъединенные или соединенные (Соединенные Штаты Америки), в других –союзные (Швейцария, Германия) либо содружества (Австралия). К характернымпризнакам федерации относится и то, что отношения центра и составных частейрегулируются основным законом государства - конституцией, создающийспециальный механизм урегулирования конфликтов — конституционный надзор. Федеративные конституции включают в предметы ведения федерацииважнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику,финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешениеконфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитиетранспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит болееширокий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующиеединообразного регулирования. В их числе - организация местных органоввласти, общественно необходимые работы и службы. Конституция федеративных государств по-разному, с учетом уровняразвития экономики, исторических традиций, соотношения политических силопределяют объем предметов ведения федерации и её субъектов. Различнымобразом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, вШвейцарии и Мексике они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии иКанаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикциейсубъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, ноздесь необходимо учитывать, что более 30% всей территории США принадлежитфедерации на правах собственности. Во многих сферах федерация и ее субъектытесно взаимодействуют, в частности, в решении вопроса охраны окружающейсреды, ставшей в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указанийобъектом скоординированной политики федерации и её субъектов во многихгосударствах мира. В целом взаимоотношения между центром федерации исубъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходитусиление центральной власти, в ряде других - её ослабление. Эти процессызатрудняют объективную оценку федеративных отношений задачу, решениекоторой необходимо искать в срезе федеративных отношений в областиэкономики, политики, национальных отношений и права. По мнению большинства западных исследований, в современном миренаблюдается тенденция к федерализации, ведущая к возникновению наряду состарыми, традиционными федерациями новых федерализирующихся систем.Федерализация отнюдь не представляет собой установление федеративнойсистемы в обычном смысле. Современные западные исследователи видят смыслфедерализма, с одной стороны, в предоставлении составным частям федерациисамостоятельности и самоуправления, а с другой - в обеспечении их участия вуправлении государственными делами. Сам федерализм при этом рассматриваетсякак хорошо испытанное средство для решения конфликтов, в том числеоснованных и на этнических различиях. Так, в частности, считают авторыработы «Федерализм и роль государства», изданной под редакцией известныхправоведов Г.Баквиса и У.Чендлера. Как уже упоминалось, само понятие федерализма определяется довольношироко. Федерализм рассматривается не только как определеннаягосударственная структура, но и как понятие, предполагающее и непременновключающее в себя определенный процесс урегулирования отношений. Как пишетизвестный на Западе специалист по проблемам федерализма Д.Элизар, смыслфедерализма в этом контексте состоит в ом, чтобы обеспечить такоесоединение различных групп в союз, которое позволяло бы осуществлять общиецели и при этом сохранять самостоятельность частей. По его мнению,применение федеративного принципа означает определенную комбинациюсамоуправления и разделенного правления. Это такое конституционноеразделение власти, говорит он, при котором составным элементам федерациипринадлежит доля в процессе принятия политических решений и в управлении.Д.Элизар вводит понятие «федеративные устройства», понимая под этимприменение различного рода организационных средств для примирениятребований самоуправления и разделенного правления. Часть ученыхутверждает, что поскольку по самой своей сути федерализм - это средствоукрепления демократического республиканизма, предполагающего разделениевластей, тоталитарные системы, неотъемлемой чертой которых являетсянеприятие разделения властей в какой бы то ни было форме, не могут бытьподлинно федеративными. Другие, не отрицая справедливость подобныхутверждений, доказывали, что воздействие федерализма, даже если тот былзадуман в качестве ширмы, придает определенного рода институционально-конституционную силу местным этническо-территориальным интересам, позволяяим сохраняться хотя бы в ограниченной виде. Как показало дальнейшееразвитие событий, правы были и те, и другие. Стоило пасть тоталитарнымрежимам в СССР, Чехословакии и даже Югославии, где режим был относительномягким, они раскололись, и, по меньшей мере, в двух случаях из трех этотраскол повлек за собой кровопролитие. В то же самое время формирование натерритории распавшихся образований новых государств происходило в рамкахустановленных ранее федеральных границ и преподносилось как обретениекаждой из входивших в состав федерации этнических единиц суверенитета инезависимости. Несомненно, также, что для установления и поддержания мира,по крайней мере, в двух случаях из трех названных - потребуется какие-тоальтернативные федералистские решения. Из всего вышесказанного следует, чтов своей основе федерализм - это вопрос взаимоотношений. Он воплощается вконституциях и институтах, структурах и функциях, но, в конечном счете,имеют значение именно взаимоотношения. При столь широком подходе копределению федерализма в число государств с федеративным устройствомнаряду с традиционными федерациями включаются также и унитарныегосударства, применяющие федеративные принципы для примирения требованийсамоуправления и разделенного правления. Это Бельгия, Италия и Испания сприсущими им тенденциями к автономии; Португалия, передающая ряд полномочийостровным провинциям. Д.Элизар полагает, что усиление федеративных началотмечается в Швейцарии, Австрии, Германии, а в таких государствах какКанада и Великобритания использование федеративных устройств получает болееширокое распространение. Итак, развитие современного федерализма свидетельствует о том, чтопреобладающей является тенденция к интеграции при сохранении определенныхгарантий прав и интересов субъектов федерации. В то же время наблюдаются ивесьма серьезные всплески сепаратизма. Причем они имеют место и ввысокоразвитых странах (Австралии, Канаде), и в странах со средним уровнемразвития (Индии), и в экономически слаборазвитых государствах (Нигерии). Говоря о федерализме, следует также сказать об экономическойинтеграции субъектов федеративной структуры. Как известно, развитие любойтеории, в том числе и федерализма, неразрывно связано с практикой. Болеетого, философия нам неоспоримо указывает, что критерием истинности теорииявляется именно практика. Поэтому развитие теоретического исследованияфедерализма состоит в правильной интерпретации существующих федеративныхсистем, обобщения практических вопросов экономической, правовой, социальнойи других сфер. Развитие федерализма в нашей стране невозможно без постоянноготеоретического обобщения практического опыта федерализма в другихгосударствах и внедрения в практику передовой научной теории. Федерация как форма государственного устройства и федерализм какполитико-правовая и идейная философия развития общества по самой своей сутии природе в наибольшей степени отвечают общедемократическим тенденциямобщественной эволюции на постиндустриальной ступени его существования.Отсюда совсем неслучаен тот повышенный интерес к институту именнофедеративной государственности, который отчетливо прослеживается во всеммировом сообществе за последнее время. Достаточно упомянуть, что на сегодняшний день в мире насчитываетсяболее 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупнымнаселением около двух млрд. человек. Федерализм оказался жизненно стойкойформой государственного устройства. Он сохранился во всех буржуазныхстранах, где существовал до второй мировой войны, а в ФРГ был восстановлен.Причем показательно, что из семи наиболее развитых государств в мире, три (США, ФРГ, Канада ) являются федерациями. Еще лишь каких - нибудь четвертьвека назад в таком признанном федеративном образовании как США нередкоможно было столкнуться с тем, что вопросы федеративного развитиярассматривались чисто поверхностно. Определенный спад интереса к федерациикак перспективной форме государственного устройства в послевоенный периодсменился обратной реакцией приблизительно с конца 60-х гг. Во всем мире постепенно стала отчетливо проявляться набирающая силутенденция устойчивого возрождения интереса со стороны правящих круговмногих стран (политиков, правоведов, экономистов, предпринимателей и т.д.)к федерализму как многообещающей форме государственного устройства. Этообъяснялось целым комплексом обстоятельств. С одной стороны, качественноеусложнение процессов функционирования государственных структур как внутристраны, так и на международной арене, требовали поиска более оптимальныхформ и методов управления общественно-экономической и политической жизньюна государственном уровне. С другой стороны, углубление процессамеждународного разделения труда, интернационализация многих сторонобщественно-политической жизни диктовали необходимость создания в целомряде случаев единых межгосударственных структур управления с использованиемопыта и по образцу федеративных институтов (ЕС, союз Австралии и НовойЗеландии и др.). И наконец, распад одних федераций (СССР, Чехословакия,изменение границ Югославии), а также глубокий кризис или проявлениекризисных явлений в целом ряде казавшихся достаточно прочными федеративныхгосударственных образований (Канада, Австралия, Бразилия, Бельгия,Швейцария и др.) привлекли самое пристальное внимание мировойобщественности к своей эволюции. На современном этапе федерализм представляет собой чрезвычайноемкий, сложный и многомерный феномен, который одновременно характеризуетсяисключительным динамизмом. Данное понятие охватывает самые разные аспектыобщественной жизнедеятельности - политический, правовой, экономический,финансовый, культурный, международный и др. Разделение власти в федерациях,функциональных полномочий между центром и субъектами, не только позволяетучитывать национальный фактор в развитии государства, существенноприблизить аппарат и органы управления к территориям, но и значительноповышает возможности населения оказывать влияние на подотчетныегосударственные управленческие структуры. В этой связи показательна иприобретает немаловажное значение, та значительная трансформация взглядов иподходов к институту федерации и понятию федерализма в целом, с учетоместественной эволюции и накопленного опыта в данной области, происшедшая занесколько истекших десятилетий. Существуют самые разнообразные (подчассовсем не исключающие и не отрицающие одна другую) трактовки иинтерпретации федерализма, которые с течением времени претерпевали заметныеизменения. При этом самые авторитетные специалисты за рубежом и в Россиитак и не могут придти к единому знаменателю. Так К.К.Уир, австралийский ученый, характеризуя системуфедеративного устройства, акцентировал внимание на особой «методикеразделения полномочий, в соответствии с которой и центральное, ирегиональные правительства, каждое в своей области, оставались бы полностьюсамостоятельными и независимыми». Тем самым, исходя из так называемойтеории «водонепроницаемых переборок», автор основной упор делает нанедопустимость какого-либо нарушения сфер юрисдикции того или иного уровнявласти в рамках федеративного государства. В свою очередь, Дэниел Элазар,напротив, последовательно отстаивает концепцию неизбежного тесноговзаимодействия при характеристике федеративных взаимоотношений. По егомнению, федерализм - это прежде всего тесный союз, предусматривающий«распределение реальной власти между несколькими центрами, которые длядостижения общих целей должны вырабатывать совместные соглашения». С самым пристальным вниманием следует отнестись к характеристикерассматриваемой проблемы, которую дает политолог В.Острем. В своемфундаментальном исследовании «Смысл американского федерализма», основываясьна анализе достигнутого высокого уровня развития федеративных отношений вСША, он делает заключение: «Федерализм - не просто форма государственногоуправления, а это метод разрешения проблем, образ жизни». Среди отечественных авторов наибольшей разработанностью ифундаментальностью выделяется подход к проблеме федерализмаР.Г.Абдулатипова и Л.Ф.Болтенковой. По их мнению, «понятие принципафедерализма, на базе которого и должна строиться федерация», охватываетдесять основополагающих «элементов», таких как «определениегосударственности как федеративной; ...самостоятельность субъектовфедеративных отношений в осуществлении принадлежащих им полномочий; ...системообразующее единство и неразрывная связь субъектов федерации…». Ихотя подобный подход имеет полное право на существование, он не решаетглавной задачи - выработки достаточно краткого и вместе с тем емкого,обобщающего понимания проблемы федерализма. Таким образом, как в зарубежных, так и в отечественных научныхпубликациях, несмотря на многочисленные попытки пока не удается обнаружитьдостаточно емкого и краткого терминологического определения современногофедерализма. В сложившейся ситуации в наиболее общем виде под федерализмом, смоей точки зрения, следует понимать сложную, многогранную совокупностьотношений, которая возникает и развивается на основе и в рамках политическисогласованных и четко юридически закрепленных федеративных государственныхили международных структур. Преимущество данного понятия федерализмазаключается в том, что оно в сжатой и максимально сконцентрированной посодержанию форме позволяет охватить во многом полярные (от политико-правовых до экономических, культурных, национальных и др.) аспектыфедерализма как явления и философско-идеологической концепции развитияобщества, включая и процессы, происходящие в современной РоссийскойФедерации. Конституция как совокупность основополагающих законодательныхактов, в правовом порядке регулирующих весь спектр взаимоотношений вобществе, играет важнейшую роль в жизни любого государства. Но ее значениемногократно возрастает в странах с федеративной формой государственногоустройства, так как в подавляющем большинстве случаев именно в Основномзаконе закрепляется исходная юридическая база разделения полномочий ифункций между центром и субъектами федерации. Современная мировая практика формирования политико-правовых основфедераций наглядно демонстрирует, что конституционные положения в своемобобщенном виде подразделяются на предметы ведения, относящиеся к сферефедеральных (центральных) органов власти, на полномочия, закрепленные засубъектами союзного государства и так называемые остаточные полномочия, неотнесенные четко и однозначно в тексте Основного закона к ведению того илииного уровня власти. Подобное разделение позволяет достаточно четко соотнести целое счастным, наиболее общие вопросы, требующие совместных усилий от субъектовфедераций, с их собственными историческими, социально-экономическими,национально-культурными и другого рода особенностями. В настоящее время вопросы сохранения единства страны определяютсятеми положениями и составляют ядро той части федеральной конституции,которая регламентирует и содержит в общем сжатом или более пространном видеперечисление предметов ведения центральных органов власти. Это в равноймере характеризует конституционную практику как развитых, "устоявшихся"федераций (США, Австрии, Канады, Германии, Швейцарии, Австралии и др.), таки складывающихся заново или только формирующихся (Бельгия, Нигерия, ЮАР,Испания и др.). Это объясняется тем, что для любого федеративногогосударства проблема обеспечения всестороннего единства и целостностиотносится к кардинальным, первостепенным вопросам его существования. Но издесь просматриваются отдельные нюансы и различия, что во многом связано систорическими условиями образования и формирования тех или иных государств.Если для федераций североамериканского континента (Канада, CША) иАвстралии, сравнительно «недавно» возникших как государственные образованияи расширявшихся в значительной степени за счет освоения необжитыхпространств и новых территорий, в Конституциях вполне понятно наличиеположений о возможности «формирования» центральными властями новыхсубъектов в рамках федераций. В Европе данная ситуация выглядит несколькоиначе. Федеральные органы «обязаны» гарантировать неприкосновенностьтерриториальных границ субъектов от внешних и внутренних посягательств, вто время как сами субъекты ответственны за обеспечение внутреннего порядкана своих землях. Изменение территориальных границ субъекта возможно лишь висключительных случаях и, как правило, с законодательного одобрения«заинтересованных» субъектов, а также при согласии общефедеральной Палаты,представляющей интересы членов федерации. В целом во всех Основных законах современных федераций ихцелостность и единство гарантируется уже простым перечнем того кругаполномочий, который относится к ведению центрального уровня власти. В неговходят формирование общефедеральных органов власти, судебных органов,обеспечение обороны, внешних связей, торговли и обмена, прямого икосвенного налогообложения, банковского дела, службы связи и т.д., то естьзакрепляются все необходимые функции по созданию и закреплению гарантийнадлежащего развития единого государственного организма. В таких федерациях как Индия, Канада, Нигерия и ряде другихдополнительные права по обеспечению целостности государства могут такжевытекать и из совокупности остаточных полномочий, которые закрепляются вОсновных законах этих государств за федеральным уровнем власти.Фундаментальные положения международного права (Устав ООН, ЗаключительныйАкт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др.),провозгласившие приоритет прав и свобод личности, вместе с тем, базируютсяна необходимости соблюдения стабильности в существующей системемеждународных отношений и относят вопрос о единстве и целостностисовременного государства к его внутреннему законодательству. Говоря о соблюдении территориальной целостности федеративногогосударства, имеются в виду, прежде всего незыблемость его границ исохранение целостности общества, живущего на его территории. В частности, вконституциях некоторых государств прямо закреплено положение, всоответствии с которым их территория образуется из совокупности территорийсубъектов федерации. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что сам фактконституционно определения территории государства представляет собойсущественную гарантию его территориальной целостности, так как дляизменения территории необходимо внесение поправок и корректив в текст самойконституции. Другая важная гарантия обеспечения целостности федеративногообразования заключается в том, что конституции сосредоточивают решение всехвопросов, касающихся защиты неприкосновенности и неделимости государства отпосягательства со стороны внешних и внутренних недружественных сил,исключительно в руках федеральных властей. Следует особо отметить и тотфакт, что важнейшей гарантией, обеспечивающей целостность федеративныхгосударств, является и отсутствие в их конституциях специальныхпредписаний, которые предусматривали бы право субъектов федерации насвободный и односторонний выход из состава федерации. Конституции некоторых федеративных государств, помимо того что вних определенные вопросы отнесены к исключительному ведению федерации,содержат специальные предписания, которые запрещают субъектам федерациикакую-либо деятельность, относящуюся к этим вопросам. Подобный видконституционного запрета несомненно представляет собой существеннуюгарантию сохранения территориальной целостности федеративного государства.Что касается конституционных гарантий целостности общества, проживающего натерритории федеративного государства, то это прежде всего те из них,которые обеспечивают юридическое равенство граждан данного государства. В этом отношении конституции зарубежных федеративных государствустанавливают в качестве гарантий, во-первых, институт единого гражданствадля всего населения, обитающего на территории государства, во-вторых,равенство всех граждан перед законом и, в-третьих, определяют в качествеофициального языка один из языков или несколько языков, которыми пользуетсядля общения население, живущее на территории страны. Исключительно важной гарантией сохранения территориальнойцелостности государства представляется конституционно установленный приматфедерального права над правом субъектов федерации. Основной закон ФРГ потому же вопросу констатирует: «Федеральное право имеет преимущество передправом земель». Следует особо выделить предназначение целой совокупностиконституционных гарантий, обеспечивающих целостность конституционнойсистемы федеративного государства, направленных на преодолениенесоответствия между федеральной конституцией и основополагающими актамисубъектов федерации. Соответствующие положения содержатся практически вовсех без исключения федеральных конституциях. Так, в части 1 статьи 28Основного закона ФРГ говорится, что конституционное устройство в земляхдолжно соответствовать принципам республиканского, демократического исоциального правового государства в духе Основного закона Германии. Конституционной практике зарубежных стран присущи триразновидности гарантий. Первая из них предусматривает получениеофициального заключения со стороны федеральных органов о соответствииконституций субъектов федерации федеральной конституции. Например вШвейцарии в соответствии со статьей 6 Конституции Союза для полученияподобного заключения необходимо, чтобы конституции кантонов не содержалиничего противоречащего постановлениям союзной конституции; чтобы ониобеспечивали осуществление политических прав согласно республиканскимформам - представительным и демократическим, а также чтобы они были принятынародом и могли быть пересмотрены, если этого потребует абсолютноебольшинство населения. Вторая разновидность гарантий охватывает судебный контроль засоответствием конституций субъектов федерации общефедеральной конституции.Он осуществляется Верховным федеральным судом или Конституционным судом,которые вправе полностью или частично объявлять недействительнымиконституции субъектов федерации. Третий вид гарантий предусматривает конституционное закреплениеобязанности для высших должностных лиц субъектов федерации неукоснительнособлюдать федеральную конституцию и нести ответственность в случаенарушения установленных норм. В Мексике губернаторы, депутатызаконодательных органов и члены Высших судов штатов несут ответственностьза нарушение федеральной конституции. В случае ее нарушения со стороныназванных лиц они подлежат увольнению и лишаются права заниматьгосударственную должность. Целостность зарубежных федеративных государств обеспечиваетсятакже и тем, что их конституции предусматривают ряд гарантий,обеспечивающих строгое вертикальное соподчинение в деятельности федеральныхорганов и органов субъектов федерации. Подобная «субординация»соответствующих федеральных органов за деятельностью органов субъектовобеспечивается путем осуществления контроля со стороны федерации. Какправило судебным инстанциям предоставляется право контролировать акты,принимаемые органами субъектов федерации, с точки зрения их соответствияфедеральным законам. В случае возникновения коллизии соответствующиенормативные акты могут быть полностью или в какой-либо их части отменены. ВФРГ в соответствии с Основным законом, кроме контроля со стороныФедерального конституционного суда, контроль за выполнением федеральныхзаконов землями осуществляет и федеральное правительство. С данной цельюоно может направлять уполномоченных в высшие ведомства земель, а с ихсогласия или в случае их отказа с согласия Бундесрата - также в подчиненныеим ведомства. Если недостатки, обнаруженные федеральным правительством приисполнении землями федеральных законов, не будут устранены, то попредставлению федерального правительства или земли Бундесрат выноситрешение, нарушила ли земля соответствующую норму права. Решение Бундесратаможет быть обжаловано через Федеральный конституционный суд. Органы земельподчиняются указаниям компетентных высших органов федерации. Такие указанияпередаются высшим ведомствам земель, кроме случаев, признаваемыхфедеральным правительством срочными. Выполнение указаний должныобеспечивать высшие ведомства земель. Федерация осуществляет контроль зазаконностью и целесообразностью исполнения федеральных законов. Федеральноеправительство может в этих целях требовать отчета и предоставлениядокументов, а также направлять уполномоченных во все ведомства. Еще одна совокупность гарантий сохранения целостностифедеративного государства связана с обеспечением выполнения принятыхрешений федеральных органов на всей территории федерации. Сюда относитсяприменение определенных мер принуждения, если это продиктованоскладывающейся ситуацией. Статья 37 Основного закона ФРГ провозглашает, чтоесли земля не выполняет федеральных обязательств, возложенных на нееОсновным законом или другим федеральным актом, федеральное правительствоможет с согласия Бундесрата принять необходимые меры, чтобы побудить землюк выполнению этих обязательств в порядке принуждения со стороны федерации.Для осуществления таких мер принуждения федеральное правительство или егоуполномоченный имеет право давать указания всем землям и их учреждениям.Высший представительный орган Швейцарии - Союзное Собрание - по конституциивправе принимать меры, имеющие целью поддержание авторитета союзнойКонституции и обеспечение гарантий, данных кантональным конституциям, атакже обеспечение выполнения союзных обязанностей. Сохранению целостности федеративного государства в немалойстепени способствуют и содержащиеся в конституциях гарантии прав субъектовфедерации. Прежде всего, это относится к таким основополагающим принципамфедерализма, как равенство субъектов федерации и независимость в решениивопросов внутренней политики. Конституциями признается наличие собственныхправовых и политических систем субъектов федераций. А защита их прав вомногом обеспечивается конституционным надзором или контролем. В Канаде,Австрии, Германии, Индии, Нигерии, Малайзии и др. странах представительствосубъектов федерации в верхней палате федерального парламента на прямуюзависит от численности населения. В ФРГ каждая из земель имеет в Бундесратене менее трех мест. Земли с населением свыше двух миллионов человекпредставлены четырьмя, а свыше пяти миллионов жителей - пятьюзаконодателями. Одной из основополагающих гарантий прав штатов, провинций,земель, кантонов и т.д. является порядок принятия новой или изменениядействующей конституции. Какое-либо кардинальное изменение баланса сил исоотношения полномочий в пользу федерации может быть осуществлено только сизменением текста конституции, что в ряде случаев требует егосанкционирования определенным числом субъектов федерации. В Швейцарии,Австралии и некоторых других современных федерациях поправки к конституциямдолжны получить одобрение на специальных референдумах. К числу важнейших гарантий прав субъектов федерации следуетотнести и требование целостности и неприкосновенности территории земель,штатов, провинций или кантонов, границы которых не могут быть изменены безпредварительного согласияих представительных органов. Отдельные конституции закрепляют и ряддополнительных гарантий. Например, в ФРГ при заключении договоров,затрагивающих интересы отдельных земель, необходимо проведение с нимиконсультаций. В большинстве федераций центральные органы проводятпредварительные переговоры и консультации с субъектами федерации передпринятием законов, регулирующих важнейшие стороны государственной жизни. Вопрос об обеспечении территориальной целостности являетсяотносительно самостоятельным и одним из кардинальных вопросов существованияединого, в том числе и федеративного государства. На практике его решениене исключает конституционно предусмотренного использования и силовыхметодов, в том числе и привлечения для выполнения задачи специализированныхвоенных подразделений вплоть до армейских формирований. Так, в 1970 г.,после совершения крайне националистическими подпольными организациями рядатеррористических актов в крупном канадском городе Монреале, правительствоКанады на основании Конституции ввело в действие «Закон о мерах военноговремени» и направило туда и в столицу франкоязычной провинции г. Квебекчасти регулярной армии. Однако подобная акция носила и по времени, и посвоим масштабам крайне ограниченный характер. К тому же федеральные властинеоднократно объявляли, что действовали только в интересах наведенияобщественного порядка, а не против субъекта федерации - провинции Квебек иего властей. Однако в современных условиях подобные действия вгосударственных масштабах являются исключением из общей практики и сугубокрайней мерой со стороны федеральных властей, как в самой Канаде, так и вдругих развитых федерациях. На протяжении трех последних десятилетий острыйконфликт в Канаде нашёл своё разрешение мирными средствами- путем взаимныхполитических уступок и переговоров (так по поводу возможного отделенияКвебека от Канады в самой стране неоднократно высказывалась и высказываетсяточка зрения, что это будет не собственно отделение субъекта от федерации,а скорее неудачное стечение обстоятельств и неспособность самогофедеративного государства в целом найти внутренние резервы дляурегулирования взаимоотношений с одним из членов федерации). А примерыбывшей Югославии и горячих точек на территории СНГ показывают, чтоиспользование вооруженных сил сопряжено с многочисленными человеческимижертвами и зачастую малоэффективно для реального поиска компромисса. Следует особо подчеркнуть, что вопрос о территориальнойцелостности, хоть и носит важный, относительно самостоятельный характер, новсе-таки в наши дни все больше рассматривается как совокупная часть болееобщей проблемы, а именно сохранения и всестороннего обеспечения единства ивсеобъемлющей (исторической, экономической, социально-политической,правовой, национально- культурной и т.д.) целостности того или иногофедеративного образования. Для этого используется целый комплекс многообразных ивзаимосвязанных средств и методов. Обобщая, их можно подразделить на ужеупоминавшиеся чисто «силовые», и так называемые «цивилизованные». Действиепоследних, получающих все большее распространение в современном мире,основано как на прямом, так и на косвенном, опосредованном воздействии нарешение проблемы. В экономической области, например, центральные властиуделяют все большее внимание сглаживанию экономических диспропорций вразвитии отдельных субъектов федераций, проводя соответствующую финансовуюполитику и перераспределяя совокупный национальный доход в рамках федерации(не без конфликтов с наиболее развитыми регионами) с целью обеспечения вовсех районах конкретной страны единого, равного уровня предоставлениясоциальных благ и гарантий населению, который не опускался бы нижесреднестатистической величины по всей стране. В политической сфере для сохранения единства и обеспечениямаксимального «баланса интересов» в рамках федеративных структур (чтоявляется краеугольным камнем поддержания стабильной федерации) активноиспользуются разнообразные совещания, переговоры на самом различном уровне,разнообразные механизмы согласования, постоянные и временныеконсультативные комитеты и т.д. В правовой области огромное значение принадлежит (наряду с ужеупоминавшимися конституционными гарантиями) толкованию конституционныхположений в судебных инстанциях. Возникающие таким образом прецеденты нетолько стоят на страже сохранения законности, гарантии строгого соблюденияправ двух уровней власти, но и как бы корректируют правовые положения всоответствии с духом времени и реальностью развития данной конкретнойфедерации в более централизованном или децентрализованном состоянии. Наиболее впечатляющим и характерным из "косвенных" мервоздействия на сохранение и упрочение единства и целостности (в том числе итерриториальных) федеративного союза на современном этапе служит построениеотношений между двумя уровнями власти в области международных контактов.Как известно, сфера внешней политики и внешних сношений относится кпредметам ведения федеральных органов власти, и это положение являетсяодним из краеугольных камней существования жизнеспособного федеративногогосударственного образования. Но известен целый ряд примеров, приобретший в последниедесятилетия характер систематического и последовательного процесса, когдачлены того или иного федеративного государства самым непосредственнымобразом участвовали и участвуют в деятельности на международной арене. Чтоеще более важно, объективная тенденция развития современных международныхотношений создает основу для дальнейшего все более масштабногонепосредственного вовлечения субъектов различных федераций в международныесвязи. Осуществление субъектами федераций функций внешних сношенийсвидетельствует о том, что они обладают частичным международным статусом,но он так и не получил пока в силу различных причин хотя бы частичногоотражения в нормах международного права. Однако развитие собственныхмеждународных контактов в первую очередь зависит от того, позволяет лифедеральная конституция составным частям государства вступать вмеждународные сношения или нет. В зависимости от тех возможностей, которые внутреннеезаконодательство страны предоставляет субъектам федеративных государств вотношении международной деятельности, современные федерации можноподразделить на три группы. К первой из них относятся такие страны, вкоторых в соответствии с конституцией осуществление внешних сношенийявляется исключительной прерогативой центрального правительства. В качествепримера подобных федераций служит Австрийская Республика, АргентинскаяРеспублика, Венесуэла, Федеративная Республика Бразилии и др. Во вторуюгруппу федераций входят государства, в которых, согласно конституции,субъекты имеют некоторые права на осуществление международной деятельности,но для этого необходимо предварительное согласие и контроль со стороныобщенациональной администрации. Такого рода примером являются, прежде всегоСоединенные Штаты Америки. И, наконец, третью группу составляют такиефедерации, конституция которых признает за субъектами определенныеполномочия в области внешних сношений. К ним относятся ФРГ, ШвейцарскаяКонфедерация, Канада. Для того, чтобы сохранять верховенство и контроль надсферой межгосударственных связей и в то же время не создавать излишнююоснову для прямого конфликта, запрещая субъектам, прямое участие вустановлении и налаживании самостоятельной системы внешних контактов,федеральные власти многих современных федераций пошли на значительныеуступки, разрешив субъектам на современном этапе участие в системемеждународных отношений в их сфере юрисдикции. При этом следует считать,что сфера деятельности субъектов регулируется международным частным правом,а не международным публичным правом. Таким образом, предупредительнымидействиями в значительной мере устраняется почва для потенциальновзрывоопасного конфликта между двумя уровнями власти. Подводя итог, следует особо отметить: серьезную трансформациюфункций государства на этапе постиндустриального развития общества, длякоторого характерно максимальное стремление воздерживаться от «силового»решения проблем в пользу органичного использования совокупности средств иметодов предупреждения или цивилизованного преодоления конфликтныхситуаций; совокупность вопросов, относящихся к сфере обеспечения единствастраны, регулируется в федеративном государстве основными положениямиобщефедеральной конституции и относится к прерогативам центральнойвласти; вопрос о территориальной целостности составляет часть более общейпроблемы обеспечения единства и целостности страны; проблематерриториальной целостности (особенно в федеративных государственныхобразованьях, чья территория фактически состоит из территориальных владений субъектов федераций) может рассматриваться и как относительносамостоятельный вопрос, но в современной мировой практике и в правовыхдокументах предпочтение отдается его анализу в контексте других составныхэлементов государственной целостности; в Основных законах, как правило,отсутствует прямая конституционная норма, связанная с обеспечениемтерриториальной целостности федеративного государства, она трактуется всудебных прецедентах как производное от «единства федеративногогосударства»; набор средств и методов по обеспечению единства ицелостности федерации в решающей степени зависит от историческисложившихся традиций развития государственности, типа («силового» или«цивилизованного») федеративного образования; опыт современных развитыхфедераций показывает, что основной упор делается на профилактические,предупредительные меры по сохранению целостности государства;использование «силовых» действий, и в первую очередь регулярной армиипротив субъекта федерации является крайне редким, исключительным случаем,который должен в обязательном порядке получить одобрение федеральногопарламента; любые политические заявления руководящих государственныхдеятелей, направленные на запугивание субъектов федерации применениемвооружённой силы, преследуются по закону вплоть до отстранения от власти. Заключение В своей работе по государственному праву я попыталась раскрытьпонятие «федерализма». Итак, сам федерализм является важнейшим принципомоснов конституционного строя многих современных государств. Вопрос был рассмотрен, насколько это представлялось возможным,достаточно подробно. Проанализированы соотношение различных формгосударственного устройства, определены признаки, характерные для понятия«федерализма» в целом. Литература и нормативные акты 1. Основной закон ФРГ 1949 г. 2. Конституция РФ 1993 г. 3. Бабаев В. К. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 1999. - 592 с. 4. Баглай М. В. Конституционное право РФ. – М.: Юрист, 1997. – 554 с. 5. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. – М.: Юрист, 1997. – 437с. 6. Корельский В. М. и Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2000.- 595 с. 7. Марченко М. Н. Общая теория государства и права: Акад. курс в 2-х т. Теория права, т. 2. - М.: Зерцало, 1998. - 640 c. 8. Чиркин В. Е.Модели современного федерализма: Сравнительный анализ //Государство и право. 1994. № 8-9 С. 151. 9. Юсубов Э. С. Теория федерализма в России: - Томск: Изд-во НТЛ,1998. - 110 c.




Похожие:

Федерализм iconА. Г. Большаков Современный федерализм и кризис федералистских проектов в странах Центральной и Восточной Европы
О не тождественны. Федерализм может пониматься совершенно по-разному. Это технология разделения власти; политическая доктрина о человеке;...
Федерализм iconФакультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика»
Курс «Бюджетный федерализм: теория и практика» состоит из двух больших блоков: разделы I-II посвящены теоретическим вопросам и основам...
Федерализм iconФедерализм

Федерализм iconФедерализм и регионализм

Федерализм iconАмериканский федерализм

Федерализм iconФедерализм и его проявления в принципах конституционного строя России

Федерализм iconКурсовая работа на тему
Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации и межбюджетный федерализм
Федерализм iconГерманский федерализм
Образование современного германского государства явилось результатом поражения фашизма во второй мировой войне
Федерализм iconБельгийский федерализм
Работа выполнена на кафедре Конституционного права Московского государственного института международных отношений (Университета)...
Федерализм iconФинансовая академия при правительстве российской федерации
Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации и межбюджетный федерализм
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы