Томас Мор icon

Томас Мор



НазваниеТомас Мор
Дата конвертации24.08.2012
Размер60,09 Kb.
ТипРеферат
Томас Мор


РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА ОТДЕЛЕНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ РЕФЕРАТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТОМАСА МОРА СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение ...............................3 2. Биография Т. Мора ..................... 4 3. Основные идеи книги "Утопия" .......... 5 4. Критика "Утопии" ...................... 8 5. Заключение ............................ 9 1. ВВЕДЕНИЕ Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новымвременем - эпоха Возрождения - обогатила политическую мысль блестящей иглубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии исправедливости на базе общественной собственности. Этот научный подвиг былсовершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую "Утопию" ("Золотаякнига, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройствегосударства и о новом острове Утопия"), восемь изданий которой, вышедшиеодно за другим, были с невероятной быстротой раскуплены. Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее "место,которого нет", стало нарицательным и дало имя целому направлениюобщественной мысли - утопическому социализму. То. что "Утопия" появилась в Англии начала ХУ1 в. не былослучайностью. Книга Мора - не просто игра воображения, это своеобразное,хотя и сугубо умозрительное решение проблем, волновавших его современников. Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, варварскогосгона крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложившихся векамисоциальных связей. Эти обстоятельства породили обнищание многочисленныхмасс населения, подвергаемых безжалостной эксплуатации. И именно в этовремя вопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Норзаявляет, что только отказ от частной собственности может обеспечитьсоциальную гармонию. Биография Т. МОРА Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатогогорожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того временикардинала Нортона. Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете,где в течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческойфилософии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (средикоторых был Эразм Роттердамский), а затем, по настоянию отца - видногокоролевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальныхшколах английских легистов.Как адвокат он быстро завоевывает признаниекупечества. В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилостьГенриха УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом королеего назначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, онснискал себе репутацию справедливого судьи, "покровителя всех нуждающихся". В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годовподдерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в1529 г. принимает высшую должность - лорда-канцлера. Однако, когда,убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, ГенрихVIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сохраняя верность своимубеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномочия лорда-канцлера. 6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене(отказ от присяги королю как "верховному главе" английской церкви). Спустянесколько веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокогоинтеллектуального и нравственного ранга, канонизировала Т. Мора. 3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ "УТОПИЯ" 3.1. Критика феодального и раннекапиталистического общества "Утопия" написана в форме рассказа о путешествии, который ведется отимени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в нейпреобладают два круга тем: критика современного Мору обцества; описаниегосударственного строя на острове Утопия, затерянного в просторахИндийского океана. Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг,наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши приполном отсутствии забот о тружениках. "Существует большое число знатных, - пишет он, - которые живут впраздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своихземель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса". Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма наанглийской почве - "огораживанию", приводящему к тому, что "овцы пожираютлюдей". Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется наполитике государства. По Мору, европейское общество само создало воров длятого, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемыпреступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках,охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т. п. Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказаниедолжно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления инаказания: о замене смертной казни принудительными работами.Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призваниев завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальнойнесправедливости Мор видит в частной собственности. "Я полностью убежден, -говорит Гитлодей, - что распределить все поровну и по справедливости, атакже счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсеунич-тожив собственность..."3.2. Идеальный общественный и государственный строй На острове Утопия нетчастной собственности, денежного обращения, царит полное равенство. Основуобщества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен длявсех. Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаютсяземледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на двагода. Чтобы не способствовать развитий собственнеческих инстинктов, семьирегулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают также совместныетрапезы граждан. ^ - Мор Т. Утопия. М.. 1978, с. 129Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов..Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторыйкомпромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцыприбегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Имистановятся военнопленные', граждане Утопии, осужденные за преступления (наострове запрещена смертная казнь).Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан навыборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемогокаждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами изчетырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно.Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании.Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан,избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народногособрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.Таким образом, представительная система сочетается с элементаминепосредственной демократии.Главная забота государства - организация производства и распределения.Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны отагрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечениемира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своимдрузьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарностьутопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспортанеимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.^-Там же, с. 164.4. КРИТИКА "УТОПИИ"По мере того как социалистические идеи завоевывали общественное признание,вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можновыделить два главных направления: одно заключалось в том, чтобы доказать,что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том, чтобыдоказать, что этот идеал плох.Видное место в интерпретации "Утопии" принадлежит католической литературе.Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическаяцерковь должна была отмежеваться от социализма. Поэтому идеологи церквипытаются разными способами внушить мысль, что коммунизм не являетсяубеждением Мора, что смысл "Утопии" всего лишь в абстрактной проповедибратской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинктастяжательства. Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает егоидеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и дажес реальным. Лейтмотив этих критиков - опасность утопий, их способностьстановиться явью и угроза, которую они несут свободному развитию человека."Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, - писал Н. Бердяев -...и ныне мы стоим перед лицом проблемы. мучительной в совершенно новомотношении: как мы можем избежать их действительной реализации ?"5. ЗАКЛЮЧЕНИЕMop был не только основателем школы утопического социализма, но иродоначальником ее демократического направления, понимающего социализм непросто как рациональную организацию общества, но и как средство решениясоциальных противоречий, упразднения общественного неравенства иэксплуатации. Мор - демократ и в том смысле,что он построил политическую систему утопийцев на принципах свободы,равенства и уважения человеческой личности.Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма. Утопическиепроизведения Томаса Нора и другого крупнейшего философа-гуманиста - ТоммазоКампанеллы (1568-1&39) - послужили источником для социально-политическихучений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона,Ш Фурье, Р. Оуэна идругих представителей социалистической мысли.ЛИТЕРАТУРА1. Гвозданный В. А., Гусев Г. А., Мееровский Б. В., Сидоренко Н. А. Основыфилософии: этапы развития и современные проблемы. История западнойфилософской мысли. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993, 3г8 с.2. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М.,Наука, 1986. 50 с.3. Hop Т. Утопия. Н.. 1978.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Томас Мор iconТомас Мор І Томазо Кампанелла
Томас Мор використав слово «утопія» для позначення ідеального гуманістичного суспільства. Його книга «Утопія» була надрукована латинською...
Томас Мор iconРеферат на тему Томас Мор І Томазо Кампанелла
Томас Мор використав слово «утопія» для позначення ідеального гуманістичного суспільства. Його книга «Утопія» була надрукована латинською...
Томас Мор iconТомас Мор и Томмазо Кампанелла
Художественный процесс без них невозможен так же. Сыграв свою роль, они попадают в историю литературы. Одно из таких явлений – утопия....
Томас Мор iconУтопизм эпохи возрождения томас Мор/Тормазо Кампанелла
Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Первое из них было идейной основой...
Томас Мор iconКонспект урока английского языка для 2 класса а тема: у тебя есть друг?
Сегодня в гости к нам пришел слоненок Томас. Но он пришел не просто в гости, а за помощью. Томас потерялся и не может найти свою...
Томас Мор iconДокументы
1. /мор и кампанелла.doc
Томас Мор iconДержава скіфів історія державно-правового розвитку на території су­часної України бере свій початок від середини І тис до н е., коли у народів І племен Північного Причорно­мор'я з'являються перші державні утворення.
України бере свій початок від середини І тис до н е., коли у народів І племен Північного Причорно­мор'я з'являються перші державні...
Томас Мор iconТомас Джефферсон

Томас Мор iconТомас Джефферсон

Томас Мор iconТомас Джефферсон

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы