Народ, победивший судьбу icon

Народ, победивший судьбу



НазваниеНарод, победивший судьбу
страница1/4
Рыбаков А.С
Дата конвертации24.08.2012
Размер0,71 Mb.
ТипМонография
скачать >>>
  1   2   3   4





Народ, победивший судьбу

монография


Автор:
Рыбаков Антон Сергеевич





Автор:

Рыбаков А.С.

Компьютерная вёрстка и печать

Соломатин А.В.


________________________________________________________________________________

Рыбаков А.С.

Народ, победивший судьбу/ Рыбаков А.С. Пермь 2011-07-05

Данная работа является монографией посвящённой истории немцев на Урале.

Сейчас в российской истории наблюдается определённая тенденция обращения к истории отдельных регионов. Народам, оказавшим влияние на их развитие. Уральский регион в целом и Прикамье в частности является одним из центров немецкой культуры России, а немецкий вклад в его развитие поистине уникален.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

ХХ век стал трагичным для многих народов нашего многострадального государства, российское общество пережило несколько революций, нескончаемую гражданскую войну, которая отнюдь не закончилась в 1919 или 1921 году. Она продолжалась и в 1930, и в 40, да и в 90-х годах ХХ века, продолжается она и сейчас… Быть может в других формах, но продолжается.

Очень сильно «покромсали» наше государство и наше общество бесконечные репрессии, гонения. Тоталитарная система, раскулачивание…, но никогда нашим землякам, соотечественникам хорошо не жилось, поэтому не стану углубляться здесь в исторические детали, бесконечные размышления о том, что всё плохо и никакого просвета не видно, а перейду к основной теме, ради которой здесь всё и затеяно – российским немцам.

Можно считать, что мне повезло, я родился в городе, построенном во время Великой Отечественной войны, который приютил выходцев со всех концов Советского Союза, а порой и не только. И с детства я мог видеть и сравнивать русских, татар, немцев, даже китайцев и прочие народы и понимать их суть, понимать, чем они живут.

И с возраста 14 – 15 лет огромный интерес у меня вызвали русские немцы, которые населяли мой родной город процентов на 75, но со временем их численность заметно уменьшилась1.

Так же огромный интерес к этой теме вызван и родственными связями, сестра моего дедушки связала свою судьбу с представителем именно немецкой национальности, человеком, которого я безмерно уважаю и который дал мне в моей жизни много полезных знаний и развил мой жизненный опыт.

Однако уже на первой стадии изучения вопроса о жизни и быте российских немцев в довоенный2 и послевоенный период пришлось столкнутся с проблемой нехватки исторического материала, с одной стороны на бытовом уровне люди знают о том, что существует довольно крупная прослойка «русских немцев», с другой - по этой теме чрезвычайно мало литературы, в особенности научной.

«Русские немцы» были реабилитированы позднее остальных репрессированных в ХХ веке народов России и в отличие от крымских татар или чеченцев им не была восстановлена ни автономия, ни даже места своего исторического расселения. Всё это оставило некую недосказанность и незаконченность во взаимоотношениях с властью, а в связи с этим затрудняет по сей день процесс научного изучения.

Ещё одной важной причиной является массовые выезды на историческую (хотя уместнее было бы говорить предысторическую Родину) немцев в конце 1980-х – 90-х годах ХХ века.3 В волну эмиграции попали, в том числе, и представители интеллигенции, научной элиты, на которых должна была лежать основная ответственность за формирование научно-исторической базы по истории русских немцев.

Но тем не менее источники есть. В большинстве своём, это материалы, изданные краевыми, областными архивами, комиссиями по реабилитации, сборники, выпускаемые под патронажем общества российских немцев «Возрождение» и, конечно, мемуары.

Я не ставил перед собой задачи объективно и подробно рассмотреть судьбу немцев на Урале и в России. Ответить на вопрос об эмиграции и кропотливо собрать и обработать весь материал по этой теме, я стремился написать своё видение этих процессов с опорой на исторические источники и собственные наблюдения, вполне вероятно, они могут быть и субъективными, но они точно будут соответствовать историческим фактам и, надеюсь, пополнят ряд источников по истории великого народа и стать данью уважения и памяти людям, победившим судьбу, сумевшим пройти сквозь голод, холод, лишения и забвение.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Немцы, если говорить о них, как о всех выходцах с земель, населённых германскими племенами жили в России, а ещё точнее Руси с самого начала появления государственности.

Принято считать, что немцы стали селиться в России примерно с эпохи правления Петра I, а уж после манифеста Екатерины II от 22 июля 1763 года и вовсе повалили валом, однако это не совсем так. Например, исследователь российских немцев Гринемайер В.А. заявляет о том, что во времена существования Крымской готии её населяли в том числе и выходцы из германских земель.4 Кроме того известно, что в дружине киевского князя Игоря были так называемые «фризы», говоря современным языком - одно из элитных подразделений, состоящее из наёмников под руководством герцога Ингелота, немцы помогали Ивану IV Грозному брать Казань, после чего, правда, попали в немилость и были по одним сведениям выгнаны, по другим - посажены в темницы. Задолго до этого, в войске Дмитрия Донского сражались воеводы Формельг и Иоганн Дарвинц - оба погибли в сражении при Куликовом поле. Однако, подтверждение этих данных достаточно спорное, высказываемое отдельными авторами и не слишком подтверждено документально, а поэтому мы можем как спорить об этом, так и соглашаться или напротив отрицать.

Но что бы ни говорили, история - это наука точная и точно мы можем говорить о следующем, во времена Ивана Грозного (1533-1584), о чём говорилось выше, в Россию усиленно приглашались различные специалисты, в результате чего в Москве возникла целая немецкая слобода5. В историю она вошла как место, в котором активно проводил свои юношеские годы будущий Император Российской империи Пётр I .

Как известно именно при Петре I в России начинается процесс европеизации, которую помогали проводить первому российскому императору в большинстве своём именно выходцы из немецких Земель. Они не только помогали Петру наводить порядок, которого очень не хватало молодой Российской Империи, но и создавали акты и законы, регламентирующие деятельность в самых разных сферах. Так, например в 1698 г. майор А.А. Вейде на базе уже существовавших германских законов издал «Воинский устав»6 в котором были определены должности всех чинов и звания в армии. Другой выходец из германской среды Н. Швиммер открыл первую лютеранскую школу в которой обучал дворян математике и латыни, после передав своё дело Э. Глюку родившемуся в Мариенбурге, затем воевавшему в Северной войне (1700 - 1721) на стороне Шведов, там он был захвачен в плен, а потом переведён на российскую службу.

После смерти Петра традиция приглашать немцев на российскую службу продолжилась, более того немцы стали занимать всё более высокие должности, так например во времена правления Анны Иоанновны (1730-1740) её временником являлся Э.И. Бирон.

Согласно статистике, в 1729 году в полевой армии служил 71 генерал, из них 41 иностранец, т.е. 57,7%7.

Существует однако, серьёзное заблуждение которое встречается, в том числе и в учебной литературе (я сам имея педагогический опыт мог заметить это даже на страницах школьных учебников авт.) и гласит о том что в XVIII веке в России сложилась некая «немецкая партия» которая сосредоточила в своих руках всю полноту власти и подчиняла себе и монархов и инистров, не немецкого происхождения и купцов с мещанами. Но это не имеет ни малейших подтверждений так как немцы работали ничуть не меньше, а то и больше других, то наказывались они редко, но если уж «проштрафились» то отвечали как все и понижением заработка и лишением должности.

Кроме того нужно понимать, что Германия в то время страдала от феодальной раздробленности и немцы не чувствовали своего этнического единства не только на родине, но и на чужбине. Поэтому курляндец Бирон, лифляндцы братья Левенвольде, ольденбуржец Миних (бывший кстати одним из предков А.С. Пушкина8) вестфальца Остермана и прочих и между собой то не всегда могли договориться, что уж о заговоре с их стороны размышлять?

Вместе с тем нельзя отрицать, что в XVIII веке немцы играли чрезвычайно важную роль в развитии экономики, культуры и науки России. Это можно продемонстрировать на примере Российской Академии наук, которая именовалась Академия наук и художеств (авт.) По национальному составу своих членов она была преимущественно немецкой. В 1725-1799 гг. из 111 академиков для 71 немецкий был родным языком. Четыре первых президента академии – Блюментрост, Кайзерлинг, Корф и Бревен были немцами.

В 1762 году случилось знаковое для России событие, на престол взошла Екатерина II урождённая София Августа Фридерика Ангальцербская немка по происхождению, она начала свою колониальную политику с указа от 14 октября 1762 года9 в нём она сообщила, что разрешает сенату приём иностранных граждан. А 4 декабря того же года она подписала манифест «О позволении иностранцам кроме жидов выходить и селиться в России и о свободном возвращении в своё отечество русских людей бежавших за границу»10

Но на этом Екатерина не остановилась и 22 июля 1763 года был издан третий манифест в котором иностранные граждане приглашались на поселение в Россию.

Важнейшие положения этого Манифеста гласили:

  1. «Всем иностранцам дозволяем в Империю нашу въезжать и селиться кто где пожелает, во всех наших губерниях»

  2. «Всем прибывшим в Империю нашу на поселение иметь свободное отправление веры, по их уставам и обрядам беспрепятственно»

  3. «Не должны такие прибывшие из иностранных земель в казну нашу, податей никаких платить»

Кто из приезжих селился в необжитых землях освобождался от налогов на 30 лет, в других областях на срок от 5 до 10 лет.

Главными причинами эмиграции являлись; привилегии обещанные российским правительством, хозяйственная нужда, неурожаи голод11 семилетняя война, наполеоновские войны, ограничения вероисповедания.

Если задаться вопросом откуда прибывали эмигранты то источники чаще всего указывают следующее12. Из Гессена в 1763-67 годах шла основная волна эмигрантов переселения на Волгу, ранее они переселялись в Причерноморье. Из Данцига и Западной Пруссии шло переселение меннонитов (1704-1804) которые так же селились в Поволжье. В начале XIX века в Бессарабию переселились колонисты из Польши.

Но наиболее крупными районами поставлявшими эмигрантов были юго-запад и юг Германии: Вюртемберг, Баден, Пфальц, Эльзас, Прирейнские области Гессена и примыкающая к Вюртембергу Баварская Швабия.

XIX век не принёс больших изменений в судьбе Российских немцев, эмиграция пусть и более скромными темпами продолжалась, немецкие колонии в Поволжье разрастались, а немцы продолжали верой и правдой служить Российской империи на государственной службе, в армии и на флоте, заниматься промышленностью и сельским хозяйством. И всё бы ничего, но наступил век ХХ ставший трагическим, страшным и переломным в судьбе всего Мира, России, Германии, русского народа и всех национальных меньшинств населявших территорию России.

В первое десятилетие ХХ века жизнь русских немцев продолжала идти своим чередом, Российская империя активно развивалась, трудолюбивое немецкое население играло в этом одну из ключевых ролей, но в 1914 году всё изменил…

Несмотря на то, что в российской армии служило около 300 000 немцев, с началом Первой Мировой войны (1914-1918) в России появилась ненависть ко всему немецкому. В общественных местах не разрешалось даже говорить по-немецки, проповедь на немецком языке была запрещена, общественные собрания немцев (более трёх человек) объявили нелегальными. В Москве эта травля привела к немецкому погрому 27 мая 1915 года. Особенно большим ударом были так называемые Законы о ликвидации землевладения и землепользования от 2 февраля и 13 декабря 1915 года.

Эти законы требовали экспроприации недвижимого имущества у всех немцев живущих в полосе шириной 150 км. восточнее западной границы России и у Чёрного моря, и насильственного выселения немцев из этой зоны. Осуществить их удалось только на Волыни. Более 200 000 полностью разоренных волынских немцев отправились в Сибирь. Многие из них погибли в пути, длившемся несколько месяцев.

Упомянутые законы должны были вступить в силу во всех областях Урала, но из-за Февральской буржуазной революции 1917 года действием этих законов оказались охвачены только немцы Волыни.

До 1942 года трудности немцев нельзя было сравнить даже с осложнившимися условиями жизни других национальных меньшинств на фоне общего обнищания. Преследования по отношению к немцам были жёстче. В 1921-24 годах и в 1932-33 годах13 впервые за всю историю российских немцев разразился голод. Смерть нанесла глубокие раны, унося жизни в первую очередь детей и мужчин. В результате мировой войны, гражданской войны и голода число немцев сократилось с 1 621 000 (1914) до 1 238 500 (1924)14

В ходе коллективизации и раскулачивания немцы были депортированы на крайний Север и в Сибирь, откуда они ничего не могли сообщить своим семьям (это был первый разрыв немецкого общества в России, затем будет второй, третий и четвёртый авт.) Особенно жёстко ударили по немцам репрессии 1936-38 годов.

Есть сведения, что в некоторых местах проживания немецкого населения в 1937-38 годах было депортировано до 48% всех мужчин старше 20 лет. Безотцовщина среди немцев в тот период превышала общий уровень соответствующих данных после Великой отечественной войны. Последняя волна арестов и расстрелов пришлась на первые месяцы после нала Великой отечественной войны.

С введением колхозов и совхозов, раскулачиванием и обобществлением земель в сёлах с прежде однородным немецким населением начался процесс смешивания наций. Изменился и внешний облик села. Снесены были животноводческие постройки, дома стали короче, появились деревянные коровники и конюшни, принадлежавшие уже колхозу, а не отдельному хозяину. Длинные и высокие ремесленные скирды исчезли из крестьянских дворов.

Вместо красивых каменных зданий стали строить глиняные «мазанки», особенно по окраинам села. Каменные стены и ограждения, которые ранее так старательно обновлялись пришли в негодность. Коллектив одержал верх над индивидуумом. От былого великолепия немецких посёлков не осталось и следа.

КУЛЬТУРНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ АВТОНОМИЯ
В ПЕРИОД МЕЖДУ ВОЙНАМИ.


После установления советской власти в России немецкое национальное меньшинство, несмотря на голод 1921-24 годов, сумело пережить короткий, но бурный подъём. Уже в 1918 году была образована «Трудовая Коммуна немцев Поволжья», которая в 1924 году была возведена в ранг «Автономной Советской социалистической Республики немцев Поволжья» (АССР НП). В 1924 году Съезд Советов принял Конституцию Автономной республики.

Уже в первом десятилетии в Поволжской республике с небывалым размахом началось развитие промышленности и сельского хозяйства. По темпам внедрения современных методов производства Республика немцев Поволжья занимала ведущее положение среди территорий СССР. Из года в год повышалась урожайность полей.

Вместе с экономическим ростом и изменениями в структуре народного хозяйства республики начался и культурный подъём. Республика немцев Поволжья, которую официальные средства массовой информации называли «сталинским цветущим садом»15, была первой советской республикой, ликвидировавшей неграмотность. В 1918-19 году здесь существовало 236 земских школ, а в 1921 году – 317 школ первой ступени и 23 школы второй ступени, кроме того ряд других учебных заведений. . Здесь насчитывалось 11 техникумов, 5 высших учебных заведений, 3 рабочих факультета, 20 домов культуры, существовали Немецкий национальный и Детский театры. В республике издавалось более 20 местных и 5 областных газет. Только за период между 1933 и 1935 годами вышло 555 наименований немецких книг общим числом более трёх миллионов экземпляров.

Республика обладала всеми признаками национального образования (две трети жителей были немцами), это был центр, где готовили специалистов для немецких национальных групп в других областях СССР.

Но в 1938 году немецкие школы довольно резко начали закрываться, в 1939 году были упразднены немецкие районы. Ещё в 1931 году были закрыты церкви, богослужения запрещены, а большинство священников и служителей церкви арестованы и сосланы. Немцы, таким образом, оказались лишёнными всех прав национальных меньшинств, ещё до начала великой отечественной войны было положено начало русификации . Трудолюбие и достижения российских немцев были общепризнанными и упоминались с похвалой . Проблем в отношении добрососедства с другими национальными группами не было. Но положение немцев СССР радикальным образом изменилось уже после начала Второй мировой войны и, даже до.

Уже в 1934 году 15 тысяч немецких и польских семей (45 тыс. чел. В большинстве своём немцы) были депортированы из Западных районов Украины, на Урал и в Казахстан и переданы НКВД. Здесь они считались «трудпереселенцами», в действительности же были ссыльными. «Переселённый контингент имеет право свободного передвижения лишь в районе поселения, покидать места поселения запрещается»16.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ТРУДАРМИЯ.

Прежде чем перейти к основной теме этой работы, быту и жизни немцев на Урале, я считаю, что нужно особо остановиться на самой трагической странице в истории российских немцев. Ведь, несмотря на репрессии 1920-х и 1930-х годов, немецкое национальное меньшинство продолжало в большинстве своём проживать в местах исторического расселения, и лишь с началом Великой отечественной войны случилась та трагедия, отголоски которой слышны по сей день. Немцы лишились своей Родины.17

Вторая Мировая война нанесла немецкому национальному меньшинству как замкнутой группе смертельный удар. Первыми в Среднюю Азию переселили 45 тысяч крымских немцев, 28 августа 1941 года президиум верховного совета СССР издал Указ о «выселении» немцев из Поволжья18. В нём российские немцы обвинялись в активной поддержке германских войск, хотя данной обвинение, честно говоря может попахивать паранойей, ведь никто иные как русские немцы в течение войны неоднократно приходили на помощь советской армии в качестве переводчиков, разведчиков, а один из защитников Брестской крепости, немец по происхождению и вовсе вывесил простыню, на которой кровью было написано: «Не бывать фашистской свинье в русском огороде», надпись была сделана по-немецки, однако Советское руководство охваченное паникой видимо старалось этого не замечать…

340 000 волжских немцев в августе 1941 года были помещены в вагоны для перевозки скота и в нечеловеческих условиях отправлены в Сибирь. Мужчин отделили от семей. Старики, дети, больные погибали. В октябре 1941 года последовало перемещение кавказских немцев, в марте 1942 года – немцев из Ленинграда. Всего уже за первые пять месяцев войны было депортировано более 800 000 немцев, 400 000 уже находилось в уральских и сибирских лагерях, в следствии репрессий 1930-х годов. Женщины и дети определялись на убогие временные пристанища и были подчинены строгому надзору органов государственной безопасности (спецкоммендатуры). Мужчины в возрасте от 15 до 60 лет и женщины, если у них не было детей до трёх лет, призывались в трудармию где с ними обращались как с предателями Родины.

Трудармия в большинстве случаев представляла собой в действительности лагеря для принудительных работ окружённые высоким колючим забором и вооружённой охраной. Нахождение в лагерях для трудармейцев было даже более страшным, чем в лагерях для политических и уголовных заключённых. Вот что пишет об этом Яков Иоганнес19 в своей биографический книге «Мой путь в этой жизни» изданной во Франкфурте в 1997 году: «В 1942 году поезд с трудармейцами пришёл на станцию города Соликамск. Всех заключённых выгнали из вагонов и отправили пешком километров за 15 в лагерную зону. Когда их всех загнали туда, пришёл начальник и сказал:

- Девушки, это ваш дом

Нужно было слышать, что там творилось: женщины обнимали друг друга, плакали и даже кричали. Потом для профилактики вшивости их заставили убрать волосы со всех частей тела и поселили в бараки, где не дали даже постельного белья и люди спали на голых досках»

Его слова в своей книге «Это было недавно, это было давно» подтверждает первостроитель города Гремячинска Вили Рихардович Гебель:20 «Всех мужчин (а к ним приравнивались и мальчики с 16 летнего возраста авт.) поселили в зону. Сплошные двухэтажные нары вдоль обеих стен барака позволяли помещать в одно помещение до 200 человек, то есть по 50 человек в один ряд. Кто-то смог достать клок сена на подстилку, а большинству пришлось ложиться на голые мёрзлые доски. Стены бараков изнутри были покрыты льдом. Две железные печи, установленные в проходе, не могли обогреть жильцов, поэтому нередко к утру, одежда примерзала к нарам или к стене барака.

Обильно одобрена гремячинская земля костьми немцев-трудармейцев. Зимой 1943 по утрам из каждого барака выносили одного-двух покойников. Особенно большая смертность наступила к весне 1943 года, когда к голоду добавились ещё и инфекционные заболевания.

Похоронная команда едва успевала вывозить мёртвых. Нет, нет, здесь нет ошибки в употреблении слова «вывозить», а не «хоронить». Голого покойника, без всякого гроба, клали на сани и везли в ближайший лес. Там и выбирали место поближе к дороге, разгребали снег, старые листья, клали туда человека и засыпали его тем же самым».

Как видно условия в которых должны были жить и работать трудармейцы, по жестокости были сопоставимы с жизнью в колонии, а то как было отмечено выше и превосходили её. По пути на работу очень часто их сопровождал солдатский конвой, имевший право стрелять без предупреждения. В самих лагерях царил произвол начальства. Слово «Фриц» в значении «враг» или «фашист» было в обиходе и у малообразованных подчинённых и у высокого начальства.

Женщины на лесоповале, мужчины на шахтах Урала, подростки на угольных разработках, жалкие пайки хлеба в 300 грамм в день, умирающие от голода дети, жестокие морозы, голод, нищета, заболевание и смерть – всё это в кратких чертах было судьбой российских немцев в годы Великой отечественной войны. В этих условиях погибла значительная часть из них по различным подсчётам21 от 300 до 700 тысяч человек.

  1   2   3   4




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Народ, победивший судьбу iconХристиянські свята та обряди
Кожна нацiя, кожен народ має свої звичаї, обряди, що усталились протягом багатьох столiть I освяченi вiками. Звичаї народ це тi прикмети,...
Народ, победивший судьбу iconХристиянські свята та обряди”
Кожна нацiя, кожен народ має свої звичаї, обряди, що усталились протягом багатьох столiть I освяченi вiками. Звичаї народ це тi прикмети,...
Народ, победивший судьбу iconТемой моего сегодняшнего доклада станет тема недели и возможно, года новая, не побоюсь этого слова, очередная война на Балканах. На этот раз под огнем оказался славянский народ народ Суверенной Республики Югославия
Балканах. На этот раз под огнем оказался славянский народ народ Суверенной Республики Югославия. Народ, близкий нам по крови, по...
Народ, победивший судьбу iconНароднi звичаї та обряди. Святий вечiр
Кожна нацiя, кожен народ має свої звичаї, обряди, що усталились протягом багатьох столiть I освяченi вiками. Звичаї народ це тi прикмети,...
Народ, победивший судьбу iconНароднi звичаї та обряди. Святий вечiр
Кожна нацiя, кожен народ має свої звичаї, обряди, що усталились протягом багатьох столiть i освяченi вiками. Звичаї народ це тi прикмети,...
Народ, победивший судьбу iconОсвобожден народ, но счастлив ли народ ? по поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Народ, победивший судьбу iconРусь І корінні мешканці русі в австро-угорщині
Як колись не вдалися спроби царської Москви створити нашим коштом "адін русскій народ", так і тепер не вдасться й большевицькій Москві...
Народ, победивший судьбу iconРоль і місце української мови і літератури у громадянському вихованні
«народ» тісно пов'язані: один народ — це ті, хто розмовляє однією мовою. Саме мова об'єднує народ і відрізняє його від інших народів....
Народ, победивший судьбу iconHttp://www segodnya ua/news/14105534. html Как заглянуть в будущее Узнаем судьбу с помощью лука, хвороста, соломы и хлеба.// Сегодня. – 2010. №2. – 6 января. – С. 9
Узнаем судьбу с помощью лука, хвороста, соломы и хлеба.// Сегодня. – 2010. №2. – 6 января. – С. 9
Народ, победивший судьбу iconАдольф Гитлер
Средневековья. Немецкий народ выдержал затем религиозные войны Нового времени. Немецкий народ выдержал потом Тридцатилетнюю войну....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы