«Школа будущего первоклассника» Дополнительная образовательная программа icon

«Школа будущего первоклассника» Дополнительная образовательная программа



Название«Школа будущего первоклассника» Дополнительная образовательная программа
Дата конвертации24.08.2012
Размер198,64 Kb.
ТипОбразовательная программа
скачать >>>

«Школа будущего первоклассника»


Дополнительная образовательная программа


(192 часа)


Пояснительная записка.



  1. Введение: организация дошкольной подготовки детей в школе


Одной из приоритетных задач модернизации российского образования. является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение дошкольного образования детей 5-7 лет.


2. Организация работы школы будущего первоклассника


Правовую основу организации дошкольного образования составляют: Закон об образовании РФ от 10.07.1992 года №3266-1, типовое Положение об образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196, ст. 52 ГК РФ и ст. 86 ГК РФ, письмо МОПОРФ “О подготовке детей к школе” № 990/14 /15 от 22. 07. 97.

На основе этих документов в школе была открыта школа будущего первоклассника для детей 5,6-6,6 лет.

Прием детей осуществлялся по заявлению родителей, медицинскому заключению (медицинская справка) с приложением копии свидетельства о рождении ребенка. Между администрацией школы (в лице директора) и родителями или лицами, их заменяющими, заключаются договора на образовательные услуги.

До открытия группы в школе была подготовлена необходимая предметно-образовательная среда. Она включает: помещение для занятий и совместной деятельности детей; малый спортивный зал (2-й этаж) со спортивным инвентарем для детей дошкольного возраста; медиатека.

Дополнительно приобретены:

  • наборы настольных игр, мягких игрушек;

  • наглядные пособия для проведения занятий;

Количество детей в группе: от 14 до 17 воспитанников.

Организация работы группы дошкольной подготовки на базе нашей начальной школы имеет свою особенность. Режим работы группы включает не только время на проведение учебных занятий, но и время для развития способностей и занятий по интересам.


3. Режим работы школы будущего первоклассника


Школа будущего первоклассника работает 2 раза в неделю (по 3 занятия в день по 30 минут).

Дети посещают школу с 18.00 до 20.00 часов.


4. Цели дошкольной подготовки детей


  1. Обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ

  2. Формирование готовности детей к школьному обучению.

  3. Создание условий для развития индивидуальных способностей ребенка.

  4. Сохранение и укрепление здоровья детей.

  5. Развитие театрально-эстетической культуры детей.


5. Особенности образовательного процесса в школе будущего первоклассника

  • Сохранение самоценности дошкольного детства;

  • Комплексность содержания дошкольного образования, его направленность на развитие разных сторон личности ребенка;

  • Преобладание продуктивно-игровой деятельности детей;

  • Выявление, учет и развитие индивидуальных способностей детей;

  • Интеграция общего и дополнительного образования;

  • Сохранение здоровья детей через использование здоровьесберегающие технологии.

6. Методические рекомендации к проведению занятий

Что бы настроить детей на занятие, привлечь их внимание, перед занятием проводится гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. Далее в течении 10 минут предлагается рассказ на новую тему, который затем обсуждается, задаются загадки, и работа в тетрадях, 5 минут на физ.минутку, следующие 10 минут выполнение очередного задания в тетрадях сопровождаемых объяснениями на наглядном материале и с возможностью поработать самостоятельно. Оставшиеся 5 минут закрепление пройденного материала через игру. Во время прогулки закрепляется пройденный материал в подвижных играх. На занятиях по лепке, аппликации, трудам, рисованию, ручному труду, так же идёт закрепление темы. Вся образовательная среда работает на то, что бы дети усвоили данный им материал.

7. Программно-методическое обеспечение работы школы будущего первоклассника.

Образовательный процесс в ШБП строится на основе комплексной программы «Школа-2100» . При выборе программы мы руководствовались тем, что эта программа прошла экспертизу и имеет гриф МОиН РФ; содержание программы соответствует требованиям стандарта по дошкольному образованию и обеспечивает подготовку детей к школе; имеются авторские методические пособия и дидактические материалы по всем разделам программы.

Образовательная программа «Школа-2100» адаптирована по содержанию и часам и состоит из авторских программ:

- «Риторика общения», пособие «Ты – словечко, я - словечко», (авторы: З.И. Курцева, под редакцией Т.А. Ладыженской).

- «Изобразительная деятельность», (автор О.А. Куревина).

- «Синтез искусств. Музыка», (авторы: О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва).

- «Лепка. Аппликация. Конструирование», (автор И.В. Маслова)

- «Социально-личностное развитие», (автор М.В. Корепанова), пособие «Это я», (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова).

- Физическое развитие, автор М.М. Борисова

Особенность содержания программ комплекта подготовки к школе «Школа-2100» заключается в том, что оно строится по принципу «минимакса», т.е. детям даётся знаний больше, чем они могут усвоить, и каждый ребёнок усваивает столько материала, сколько ему необходимо по его индивидуальным способностям в соответствии с условиями развития. Материал в комплекте построен по принципу последовательности и взаимодополнения по всем разделам, что даёт возможность педагогу творчески подходить к образовательному процессу, не останавливается на одном и том же материале. Данный подход позволяет простраивать целостность образовательного процесса без постоянных повторений одного и того же материала в разных видах деятельности, что способствует лучшему усвоению материала.

Программа «Школа-2100» даёт возможность развить диалогическую и монологическую речь детей при освоении всех курсов, что необходимо для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Особо стоит отметить методическую разработанность предложенного материала в виде методических рекомендаций по каждому из обозначенных направлений. Методическое обеспечение по всем разделам и рабочие тетради для детей дисциплинируют ребёнка, приучают его к аккуратности и дают возможность педагогу моделировать занятия с той или иной степенью самостоятельной трактовки, а также направлять работу родителей с детьми. Пособия красочны, воспринимаются детьми с радостью открытия нового материала, доступны по содержанию и технологии преподнесения.

В нашей деятельности возникла необходимость адаптировать программу «Школа-2100» по содержанию и часам к условиям работы ШБП в течение одного, а не двух лет.

В результате был разработан тематический план.

Примерный тематический план подготовки будущих первоклассников

(по программе “Школа 2100”)





Занятия

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

Риторика общения

1

32

2

Изобразительная деятельность

1

32

3

Музыка

1

32

4

Лепка. Аппликация. Конструирование

1

32

5

Социально-личностное развитие

1

32

6

Физическое развитие

1

32

Всего




6

192

8. Психолого-педагогическое обследование детей.

Решение задачи учета и развития индивидуальных способностей детей требует проведения психолого-педагогического обследования.

Обследование детей целесообразно проводить трижды. Первый раз – в октябре после 15 числа, когда пройдёт период адаптации, чтобы выявить проблемные моменты в развитии ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции. Повторно – в конце января, чтобы сделать контрольный срез на полугодие. Третий раз – в конце мая, для того чтобы иметь представление о знаниях детей на конец года. Дать конкретные советы родителям на лето, а также познакомить учителя с особенностями ученика и тем самым помочь педагогу правильно спланировать образовательный процесс в первом классе. Необходимо, чтобы оценка школьной готовности носила комплексный характер. Основными методами психолого-педагогического обследования являются беседа и наблюдение.

9. Результаты работы школы будущего первоклассника

Оценка результативности работы в группе включала педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения программным содержанием; оценку удовлетворенности родителей работой педагогов с детьми (анкетирование); оценку учителями школы выпускников групп протекания школьной адаптации.

10. Литература

  1. Вагурина Л. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста. Вып. 1. – М., 1995.

  2. ВенгерЛ.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.

  3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М., 1991.

  4. Волина В.В. Учимся играя. - М., 1994.

  5. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М., 1993.

  6. Власова Г.М., Пфафенродт. А.Н. Фонетическая ритмика. Пособие для учителя. Изд. 2- е, перераб.- М., 1996.

  7. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. – М., 1991



Тематическое планирование

Риторика общения

Пособие «Ты – словечко, я - словечко»

Автор: З.И. Курцева, под редакцией Т.А. Ладыженской



Дата

Тема

Кол-во часов

1




Общение.

Что такое общение?

Для чего люди общаются?

Общение письменное и устное.

Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?)

Правила общения.

Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения)

Слушание.

Слушать – значит понимать.

12

1

1

2

2


2

2


1

1

2




Речевой этикет.

Приветствие.

Прощание.

Обращение.

Поздравление.

Благодарность.

Извинение.

Просьба.

Разговор по телефону.

10

1

1

2

2

2

2

1

1

3




Техника речи.

Речевое дыхание.

Четкость дикции.

Чистоговорки и скороговорки.

Интонация.

Голос - наш помощник.

10

2

2

2

2

2







Всего:

32


Изобразительная деятельность

Автор О.А. Куревина



Дата

Тема

Кол-во часов

1




Материалы.

Работа с карандашом.

Работа с гуашью.

Работа с акварелью.

Работа с бумагой разной фактуры.

Работа с ножницами.

Работа с использованием дополнительного материала (манка, соль)

7

1

1

1

1

1

1

2




Цветоведение.

Холодные и теплые тона.

Передача особенностей цвета в разное время суток.

Способы передачи фактуры (гладкая, пушистая).

Эмоциональная характеристика цвета.

6

1

1

1

1

3




Композиция.

Построение линейной композиции.

Выразительность формы.

Пропорции фигур в рисунке и композиции.

Смысловой центр в композиции.

Воздушная перспектива и ее передача.

Особенности, стилевое своеобразие орнамента.

Декоративная роспись на фоне.

Своеобразие жанровой живописи (сказочная, фантастическая).

Создание рисунка на заданный сюжет.

Знание о жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт).

Передача движения в рисунке.

15

1

1

2

2

1

1

1

1


1

2

2

4




Эстетический контекст.

Соотношение живописи с музыкой (по настроению).

Соотношение живописи с литературой (по схожести сюжета).

Отличие изделий декоративных промыслов (Гжель, Хохлома, Жостово, дымковская игрушка)

4

1


1


2







Всего:

32



Музыка.

Авторы: О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва



Дата

Тема

Кол-во часов

1




Представление о ладовом своеобразии музыкального произведения.

2

2




Мажорное и минорное звучание

3

3




Высота звука

3

4




Различение звуков высокого, среднего и нижнего регистров

3

5




Представление о ритмической организации музыки.

3

6




Умение повторять заданный ритмический рисунок.

3

7




Возможности темпа в создании музыкального образа.

2

8




Представление о музыкальной динамике.

2

9




Определение на слух определять быстрый, медленный, умеренный темпы.

2

10




Представление о мелодии и аккомпанементе.

2

11




Различение мелодии и аккомпанимента в музыкальном произведении.

3

12




Представление о композиции музыкального произведения.

2

13




Восприятие композиционного построения на слух.

2







Всего:

32



Лепка. Аппликация. Конструирование.

Автор И.В. Маслова



Дата

Тема

Кол-во часов

1




Лепка.

Знакомство с основными материалами (пластилин, глина, соленое тесто).

Знакомство с основными инструментами и приспособлениями (доска, нож, палочки разных размеров, тряпочки).

Способы крепления элементов изображения.

Изготовление посуды.

Роспись изделия.

Создание целой композиции.

Расположение и движение изображаемых фигур.

Лепка предметная, с натуры.

Лепка декоративная.

Изделия из природного материала.

Лепка по замыслу.

12

1


1


1

1

1

2

1

1

1

1

1

2




Аппликация.

Знакомство с основными материалами (цветной бумагой, картоном, гофрокартоном, бархатной бумагой).

Знакомство с основными инструментами и приспособлениями (ножницы, клей, клеенка, тряпочка, шаблоны, трафареты, готовые выкройки, линейка).

Вырезание из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.

Изображения повторяющихся элементов.

Самостоятельное создание работы из вырезанных форм.

Составление узоров на бумаге разной формы по мотивам народных промыслов.

Работа с шаблонами и трафаретами.

Аппликация предметная с натуры.

Аппликация декоративная.

Аппликация из природных материалов.

Аппликация по замыслу.

13

1


1


1


1

1


2


2

1

1

1

1

3




Конструирование.

Знакомство с основными материалами и инструментами (конструктором, бумагой, картоном, природным материалом).

Изделия из бумаги, картона.

Деревянный конструктор.

Лего.

Ткань.

Природный материал.

7

1


2

1

1

1

1







Всего:

32



Социально-личностное развитие.

Автор М.В. Корепанова

Пособие «Это я», авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова





Дата

Тема

Кол-во часов

1




Раздел «Я среди других».

Кто я?

Какой я?

Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга?

Мы все разные

Мое настроение

Я умею

Я не боюсь научиться.

Если надо – я научусь.

Я и мои друзья.

Я и моя семья.

Мои мечты.

Мои сказочные сны.

Веселые сказки.

Рассказ о себе.

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2




Раздел «Что я могу?».

Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз.

Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе Чуткие уши.

Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх.

Путешествие на озеро «Вкусная вода» к лягушке Умный язык.

Путешествие на «Чувствительные холмы» к Обезьянке Любопытные руки.

Страна «Что я могу?»

6

1

1


1


1


1


1

3




Раздел «Я и другие».

Кто ты такой?

Кто они такие?

Описание человека.

Что я могу делать хорошо?

Переезд.

Смелость.

Дорогая лена.

В гости к интересному человеку.

Трудные ситуации.

Положите этому конец.

Дразнить и докучать.

Чью сторону ты примешь?

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1







Всего:

32



Физическое развитие.

Автор М.М. Борисова



Дата

Тема

Кол-во часов

1




Упражнения в основных движэениях.

Упражнение в ходьбе.

Упражнения в равновесии.

Упражнения в беге.

Упражнения в бросании, ловле, метании.

Упражнения в ползании, лазаньи.

Упражнение в прыжках.

Построение и перестроение.

7

1

1

1

1

1

1

1

2




Общеразвивающие упражнения.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

Упражнения для туловища.

Упражнения для ног.

3

1

1

1

3




Спортивные упражнения.

Катание на санках.

Скольжение.

Ходьба на лыжах.

6

2

2

2







Игры с элементами спорта.

Городки.

Баскетбол.

Бадминтон.

Футбол.

Хоккей.

Настольный теннис.

6

1

1

1

1

1

1







Подвижные игры.

Игры с бегом.

Игры с прыжками.

Игры с ползанием и лазаньем.

Игры с метанием, бросанием и ловлей.

Игры-эстафеты.

Игры с элементами соревнования.

Народные подвижные игры.

10

1

1

1

1

2

2

2







Всего:

32




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Школа будущего первоклассника» Дополнительная образовательная программа iconОсновная цель «Школы будущих первоклассников»: пробуждение живой мысли ребенка, интереса и желания познавать, умение получать и анализировать информацию. Задачи «Школы будущего первоклассника»
«Школа будущего первоклассника», которая позволяет определить готовность дошкольника к обучению в начальной школе, увидеть «слабые...
«Школа будущего первоклассника» Дополнительная образовательная программа iconФёдоровой Ольги Анатольевны Дополнительная образовательная программа
Дополнительная образовательная программа «Мастерок», представленная О. А. Федоровой, является основным документом детского творческого...
«Школа будущего первоклассника» Дополнительная образовательная программа iconОбразовательная программа «школа решения нестандартных задач» Для учащихся 13-14 лет
Дополнительная образовательная программа «Школа решения нестандартных задач» предназначена для детей 13-14 лет, склонных к занятиям...
«Школа будущего первоклассника» Дополнительная образовательная программа iconЗанятие по математике в,,Школе будущего первоклассника” (геометрический материал) Как называется эта фигура?
Занятие по математике в,,Школе будущего первоклассника (геометрический материал)
«Школа будущего первоклассника» Дополнительная образовательная программа iconПояснительная записка настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»
«Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2011, программы курса информатики Тур С. Н., Бокучава Т. П. для 1-4 классов,...
«Школа будущего первоклассника» Дополнительная образовательная программа iconМой класс
...
«Школа будущего первоклассника» Дополнительная образовательная программа iconРасписание учебных занятий «Школы будущего первоклассника»

«Школа будущего первоклассника» Дополнительная образовательная программа iconПояснительная записка дополнительная образовательная программа «Музейная азбука» предназначена для учащихся 1-го 2-го классов общеобразовательной школы
...
«Школа будущего первоклассника» Дополнительная образовательная программа iconУчебный план дополнительная профессиональная образовательная программа «Название»

«Школа будущего первоклассника» Дополнительная образовательная программа iconУчебно-тематический план дополнительная профессиональная образовательная программа «Название»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы