Одарённые дети в системе воспитания и обучения icon

Одарённые дети в системе воспитания и обучения



НазваниеОдарённые дети в системе воспитания и обучения
Дата конвертации24.08.2012
Размер232,99 Kb.
ТипРеферат
Одарённые дети в системе воспитания и обучения


Кишинёвский педагогический колледж им. А. Матеевича Гром Денис «педагогика начальных классов» 1 курс дневного отделения Реферат Одарённые детив системе воспитания и обучения [pic] Кишинев , 2004 План : 1-определение одарённости у детей . 2-трудности обучения одарённых детей 3-причины развития одарённости . 4-типы одарённости : . а – интеллектуальный б - «академический» в - художественный г - Креативный д – социальный е – спортивный 5-заключение .Библиографический список :Лейтес Н. С Воспоминания, размышления, беседы.. // Психологический журнал.№ 1, 1992.Юрий БЕЛЕХОВ, кандидат медицинских наук, руководитель окружного центрапо работе с интеллектуально одарёнными учащимися "Школа сильного мышления"Лариса ВОЛЬБЕРГ, детский психолог молодёжного центра "Творческое развитиеличности"В.С. Юркевич , «Одаренный ребенок. иллюзии и реальность»1998. книга дляучителей и родителей – взята с Интернета – с сайта www.parents.agava.ruСамо слово "одарённый" вызывает довольно противоречивое отношение.Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека ив противовес - обычного, бездарного, со стандартным развитием и стандартнойжизнью.Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык"одарённости" или "не одарённости ". Все дети талантливы. У каждого свойособенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет ихрасти и развиваться. С каким упорством и отвагой ребёнок делает свои первыешаги, идёт, падает, снова встаёт. Он активно осваивает окружающий мир,стремится наиболее полно реализовать себя. Эта универсальная способностьприсуща всем детям вне зависимости от конкретных способностей и уровняразвития.Если всё же настаивать на так называемом термине "одарённые дети", то срединих есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те,кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способностимогут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздопозже. К последним относится, например, Альберт Энштейн, который в детствеотнюдь не считался одарённым, а в дальнейшем оказался гением. Интересен егоответ на вопрос, как он умудрился открыть теорию относительности: "Вдетстве я очень медленно развивался, поэтому те вопросы, на которые вседети получили готовый, авторитетный ответ от взрослых, возникли в моейголове гораздо позже, и мне пришлось искать ответ на них самому". Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикойпотенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив,движущий человеком. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями,преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именнодля них задачу, оказываются более продуктивными, чем способные, но менеезаинтересованные. В этой связи достаточно сложно ответить родителям напросьбу профориентации или школьной специализации ребёнка. Далеко не всегдатот вид деятельности, в которой человек наиболее одарён, совпадает с егоинтересами, внутренним мотивом. Присматривайтесь к своему ребёнку, дайтеему возможность попробовать себя в разных сферах, расширить область егокомпетентности, позволить сделать максимально свободный выбор. Конечно,существуют специальные тесты способностей, но они могут только помочьобнаружить способности, сориентироваться в ситуации. Результаты специальныхтестов иногда оказываются неожиданными для родителей, зачастую они неподозревают о действительном уровне развития ребёнка, удивляются, когдапсихолог начинает хвалить ребёнка и показывает им его успешные работы. Темаэта требует отдельного обсуждения. Мы же поговорим о тех детях, которыепроявили выдающиеся способности именно в детстве.Не существует определённого стандарта одарённости, каждый ребёнок проявляетеё по-своему. Большинство специалистов определяют одарённость каквыдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высокихрезультатов и уже имеющиеся достижения в одной или более областях. Выделяютследующие области проявления способностей: интеллектуальные способности,специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление,способности к изобразительному искусству или музыке, психомоторныеспособности, социальные способности.Чаще всего именно родители первыми замечают особые способности, одарённостьсвоего ребёнка. Наиболее рано проявляется музыкальная и художественнаяодарённость. Различают общую и частную одарённость. Примерамивсесторонне одарённого человека являются М.В. Ломоносов и Леонардо даВинчи. Последний обладал не только художественными талантами, но инаучными, причём реализовывал их в самых различных областях науки и жизни.Признаки одарённости проявляются достаточно рано и являются залогом будущихуспехов. Многие из них можно заметить в обычной жизни, не прибегая кспециальным тестам. Одарённые дети очень любопытны и не терпят ограничений своейисследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию,поиску новой информации: если интересно, как устроена игрушка, значит, надоеё разобрать. Они буквально забрасывают взрослых вопросами, и не всегдапросто на них ответить. Кстати, именно способность задавать вопросы ивидеть проблему там, где другие ничего особенного не замечают, - важнейшаяхарактеристика одарённости. Способность к прогнозированию проявляется в умении представитьвозможные последствия действий. Уже в раннем возрасте такие детипрослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы.Одарённым детям часто свойственна оригинальность мышления - способностьвыдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от принятых стандартов.Гибкость мышления проявляется в способности находить альтернативные способырешения проблем, быстро менять направление поиска решения. Обычно одарённыедети обладают хорошей памятью, "впитывают, как губка" огромный потокинформации. Обнаруживают необычную для своего возраста способность надолгоконцентрировать внимание, полностью погружаясь в задачу, и упорство вдостижении цели в интересующих их видах деятельности. Одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим имдостаточно чётко излагать свои мысли. Для обозначения понятий ивоображаемых событий могут придумывать свои слова. Они с удовольствием занимаются сложными задачами и сопротивляютсяпредоставлению готового ответа, стремятся сделать то, что им пока не посилам. Необходимо отметить, что наличие высокого IQ (коэффициентаинтеллекта) не имеет первостепенного значения, гораздо большее влияниеоказывает способность к творческому мышлению . Большинство одарённых детейотличаются живым воображением и богатой фантазией. Им присуще чувствоюмора, они любят смешные несоответствия, игру слов. Ребёнок, одарённый всоциальной сфере, легко приспосабливается к новым ситуациям. Другие детипредпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям. Вокружении посторонних людей такой ребёнок сохраняет уверенность в себе. Слёгкостью может общаться с детьми и взрослыми, проявляет инициативу,руководит играми детей и принимает на себя ответственность.Безусловно, эти описания не исчерпывают всё многообразие одарённости, номогут помочь не только в определении одарённости ребёнка, но и найти у неготе качества, которые можно стимулировать и развивать. Одарённость может быть как преимуществом, так и источником проблем.Демонстрируя высокий уровень развития мышления и речи, одарённые детисоздают иллюзию взрослости. По инерции окружающие начинают предъявлять кним повышенные требования. Для таких детей вполне естественным являетсяразный темп развития интеллектуальной и эмоциональной сферы. Одарённыйребёнок может решать сложные задачи, "как большой", а эмоциональнореагировать в соответствии со своим возрастом, "как маленький", может беглочитать и при этом с трудом владеть простейшими ручными навыками. В школетакие дети далеко не всегда демонстрируют высокую академическуюуспеваемость, если содержание обучения не совпадает с их интересами. Частоони сопротивляются зубрёжке, строгой дисциплине и конформизму, чтонеобходимо учитывать в воспитании и обучении одарённых детей. Игнорированиеих особенностей может привести к развитию отрицательного восприятия себя,вызвать трудности в общении со сверстниками. Многие одарённые дети обладают повышенной чувствительностью, часто имнедостаёт эмоционального баланса. В раннем возрасте они очень мало спят.Высокая активность воображения может порождать преувеличенные страхи. Такая положительная черта, как стремление довести дело до конца, нередкопревращается в перфекционизм - стремление довести дело до полногосовершенства. Часто одарённые дети предъявляют повышенные требования ксебе, не умеют переживать малейшие промахи, воспринимают себя какнеудачников. К этому же могут приводить преувеличенные ожидания и амбициивзрослых, наша привычка ожидать и требовать лучшего: "Это неплохо, но тымог бы лучше". Таких детей надо стимулировать и поощрять не только задостижение результата, но и за участие, попытку. Родители по-разному относятся к одарённости ребёнка. Условно можновыделить две крайние позиции: одни стараются всеми силами развиватьспособности ребёнка, другие же считают, что "талант сам себе дорогупробьёт". Есть и такое мнение: одарённый - значит ненормальный, "белаяворона", "пусть будет обычным ребёнком, как все". Для детей очень важнопризнание их способностей со стороны значимых взрослых. Исследованияпсихологов показывают, что дети часто скрывают свои способности, еслиродители их не поощряют, привыкают вести себя, "как все", не доставляявзрослым лишних хлопот. И в то же время ребёнок достигает более высокихрезультатов в деятельности, если родители или учителя считают егоспособным. Важно выдерживать баланс в отношении к тем способностям, которыепроявляет ребёнок. Слишком высокая концентрация на теме способностей,высоких достижений при игнорировании других сторон личности ребёнка частопревращается в "гонку за достижениями": ребёнок может решить, что его любяти ценят только за это. Игнорирование же способностей нередко приводит кстолкновению ребёнка с собственными проблемами один на один. Одарённые детинуждаются в поддержке взрослых не меньше, чем все остальные дети. Ребёнокможет обладать высоким IQ и при этом низкой самооценкой, и каковы будут егоперспективы, зависит от взрослых. Конечно, не стоит создавать "тепличныеусловия", чрезмерно опекая ребёнка. Однако его индивидуальные особенностиразвития требуют особого внимания со стороны взрослых. Любой родитель,который хотел бы способствовать наибольшей реализации потенциала своегоребёнка, в первую очередь должен взглянуть на себя и признать наличиеспособностей у себя, признать свою индивидуальность и значимость.|Лариса ВОЛЬБЕРГ, ||детский психолог молодёжного центра ||"Творческое развитие личности" |Согласно представлениям современной психологии одарённость включает в себя:способность порождать модели объективного мира, максимально приближающиесяк реальности; высокую познавательную активность, которая не обязательнопорождена решением сиюминутных проблем; способность к активномувоображению, то есть возможность "в уме" создавать, удерживать и работать сразличными образами. Не важно, насколько ярко выражена каждая из этих составляющиходарённости, опосредующая высокие результаты творческих достижений.Способность к творческому мышлению - не набор психических способностей, аединый, не разложимый на составные части талант. Но этот дар - всего лишьнекая возможность, которая не обязательно осуществится. А вот его развитиезависит от системы воспитания. К сожалению, среди родителей и педагогов часто можно встретитьмнение, что отлично успевающим по большинству предметов ученикам не нужнакакая-либо специальная подготовка для развития творческого мышления. Они ибез неё станут прекрасными мыслителями. Заранее предполагается, что уотличников и так высокие способности к творческому мышлению. А вот плохоуспевающим ученикам вряд ли что-то поможет - они не смогут совершенномыслить. Однако мы забываем или не знаем, что связь мышления со скоростнымиспособностями анализировать и синтезировать информацию, обобщать полученныеданные - такая же, как между компьютером и его пользователем. Можно неумелоработать на мощной машине, а можно великолепно программировать и наскромном компьютере. Конечно же, эта способность помогает успешномуусвоению школьной программы. Но знания ради знаний никогда не приводиличеловека к прогрессу. Наверное, всем известны печальные примеры круглыхотличников, которые становились полными "банкротами" в "послешкольной"жизни. Недаром известный китайский философ Лао Цзе говорил, что надо меньшечитать и меньше знать, а больше думать. Так что потенциал ума, так же какмощность компьютера, нужно умело использовать. К сожалению, результатом большинства учащихся на сегодня чаще всегоявляются заученные знания. А вот осмыслением, адекватным пониманиемокружающей нас реальности могут похвастаться единицы. Более того, большинство далеко неглупых людей, выработав однажды своюточку зрения, используют всю мощь своего интеллекта на её защиту. И обычноэто им неплохо удаётся. У них просто не возникает потребности глубжеразобраться в предмете. Это и есть образец негативного мышления - "школьнаяловушка интеллекта".В связи с этим хотелось бы вспомнить Россию девятнадцатого века (т.к. нашаМолдова тесно связана культурой и развитием с Россией – к нам , например ,ссылали Пушкина) В России ни до, ни (увы!) после не было такого всплескавыдающихся творческих личностей буквально во всех областях науки икультуры. Более того, таланты века двадцатого либо родом из девятнадцатого,либо связаны с ним через своих наставников.Считаю, что подобный феномен связан со следующими факторами: . Семейное воспитание девятнадцатого века в России - образец психолого- педагогического сопровождения развития способности к творческому мышлению. . Наличие в девятнадцатом веке уникальной культурно-образовательной семейной среды, в которой выделю лишь одно - доступность даже для средних слоёв общества "общения" с выдающимися образцами цивилизации. . Уважение и социальная защищённость талантливых педагогов (коих было немало). к тому - же тогда к педагогам относились более уважительно , ( снимали шляпу , повстречав на улице . ) . Социальный заказ и протекция творческой личности со стороны государства.Итак, связь появления талантливых, творчески мыслящих молодых людей ссемейным воспитанием налицо. А поэтому попробую предложить вашему вниманиюнеобходимые и достаточные условия, обеспечивающие развитие и реализацию вчеловеке его интеллектуальной одаренности: . С раннего возраста создание условий поиска ребёнком своей успешности для поиска среди широкого спектра занятий: музыка, рисование, изучение языков, танцы, спорт и т.п. . Раннее знакомство одарённого ребёнка с шедеврами человеческой культуры. Не забывайте о важности стимуляции активного воображения - путешествия, экскурсии, частая смена впечатлений. Потрясение от созданного подлинным талантом породит потребность создать своё чудо. . Организация своевременной встречи с наставником - талантливым педагогом. Так, если я не глух, не ослеплен И творческий огонь во мне бушует - Повинен тот, кем сердце зажжено. . Воспитание бережного отношения к научному знанию. Вовлекайте одарённого ребёнка в организацию и проведение традиционных семейных капустников, клубов и т.д. Потому что любое знание приобретает ценность для человека, только если он сам принял активное участие в его создании. . Важно научить ребёнка ценить непознаваемость мира. Пусть он стремится разгадать его тайны, учится оценивать и себя в этом огромном и загадочном мире. Незнание является уникальной для одарённого ребёнка научно-педагогической "лабораторией". Именно стремление к осознанию своего незнания должно быть воспитано в талантливом человеке- мыслителе.Каков же вклад школьного образования в процесс развития талантливойличности? Ведь без стройной системы знаний о мире попытки создать нечтоновое бесплодны. Поэтому роль школы в воспитании одарённой личностиогромна.Только творческий диалог, личностная заинтересованность участниковвоспитательного процесса создадут благоприятные условия для воспитаниятворческой личности.Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёмазнаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслитьсамостоятельно, на основе полученного материала. Сотрудничествопреподавателей и семьи, полноценный диалог ученика и педагога, ребёнка иродителей обеспечат необходимый рост личности, понимание реальности, аследовательно, и творческое мышление.|Юрий БЕЛЕХОВ, ||кандидат медицинских наук, ||руководитель окружного центра по работе ||с интеллектуально одарёнными учащимися ||"Школа сильного мышления" | Типы одаренности :Зачем учителю нужно знать типы одаренности?Все дело в том, что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход,у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с нимиучителей и психологов.Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценитьвозможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильноориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблемазаключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, некоторые из нихможно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческойдеятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности.Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьмазагадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видетьв своих учениках основные типы одаренности.1. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемыйинтеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют«умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлымиголовами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьмазначительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно ихполучать — сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестиськ тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубокоанализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскомуосмыслению материала.Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостьюусваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьнымпредметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по однимпредметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим — нет.Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когдапроявляется прежде всего общие умственные способности и нет какой-либоспециализации и когда, напротив, высокие способности проявляются преждевсего в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различиямежду этими подтипами всего лишь вопрос времени — сначала высокиеспособности проявляются как бы «по всему фронту», а со временемобнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов. Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикойлюбого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболееотчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренностиотмечается устойчивая система познавательных интересов.Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственныхакселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов» .Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных учащихся невсегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть иблестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь всеопределяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще кшколе.2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, которыйпринято называть «академическим» . При этом типе одаренности достаточновысокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особыеспособности именно к обучению. Учащиеся этого типа одарённости прежде всегоумеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательнойсферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивациитаковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев дажеприятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы,чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзянедооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствиизамечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся сширокой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность,проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, укоторых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной илинескольких близких областях деятельности (дети с академическимиспособностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный иакадемический тип одаренности — и те и другие могут блестяще учиться, у техи других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается вособой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышеннойкритичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное,философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академическиодаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего родаблестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда,великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особоготруда для учителей,— это художественный тип. Этот вид одаренности, какправило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности —музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учительдолжен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случаедействительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такойребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смогбы профессионально с ним заниматься.Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться ушкольников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживаетсяцелый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, итанцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личностихарактеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей,однако есть творческие личности, а соответственно и дети лишь с одной ярковыраженной способностью такого рода.Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самимучителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощипсихолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация вряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и яркоодаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшеймере это относится к так называемой креативности, или к творческойодаренности.4. Креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается внестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде намир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренностис большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартныешкольные программы не дают возможности этим детям выразить себя.Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, непонимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почтивсегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость всуждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) иавторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большиепроблемы.Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаютсязаметные поведенческие проблемы, не случаен — именно так называемая некомфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумениеидти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой иходаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видениемира.У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вотувидеть в школьной деятельности их особые творческие способности оченьтрудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении.Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, итому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать имбывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливыйпознавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, имнужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающуюпроявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартныетемы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детейдолжен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя быдостаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении ив работе.У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики,проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любойдеятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такоенестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.5. Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, ноочень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, — это такназываемая лидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого являетсявыражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуетсяспособностью понимать других людей, строить с ними конструктивныеотношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многихисследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однаконаряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств ипотребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях улюдей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора,помогающее им нравиться другим людям.Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональныелидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, ихмнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия — ониумеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели инаправление движения, ведут за собой.К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностямиинтерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерскиевозможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но ииногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями неимеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером инезависимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможностьзавоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятсялидерами анти социальных группировок. Такие ученики часто рассматриваютсяучителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответноенегативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этихучеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногдадлительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типомодаренности лицом к школе.6. Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности,проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте среднейобщеобразовательной школы не представляющем все же специального интереса.Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Сразу следуетотметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях успортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследованияпоказали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднегооказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким,казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика илифутбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт,становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, ужконечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики соспортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано преждевсего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников,увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой,то они, как правило, могут превосходно учиться.Понимание типологии одаренности — это первый, хотя и необходимый шагучителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действеннойпомощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.|[ © В.С. Юркевич ] |у части детей с заметным опережением развития яркая одаренность остается навсю жизнь, являясь, таким образом, индивидуальной, устойчивойхарактеристикой развития. Ускоренно развивались и Норберт Винер, и ЛевЛандау, и поэт Александр Грибоедов. Предсказать, во что выльется то илииное ускоренное развитие достаточно трудно, хотя определенные возможностидля прогноза уже имеются. Учитель должен всегда понимать относительностьсамого явления яркой одаренности, его условность и во многих случаях тольковозрастной, временный характер.Существуют одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нетрезкого возрастного опережения. Их одаренность видна толькоквалифицированным профессионалам-психологам или внимательным учителям,много и серьезно работающим с ребенком. Видимо, к этому типу принадлежалвеликий математик Андрей Николаевич Колмогоров.И, наконец, существует и своего рода «антивундеркиндный» тип возрастногоразвития одаренности, когда одаренность не только не сопровождаетсязабеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях, как это нипарадоксально, обнаруживается и замедленное развитие. Так, Альберт Эйнштейнпозднее, чем другие дети, заговорил, не блистал успехами в гимназии и дажебыл изгнан из нее за неуспеваемость. Заметить одаренность такого ребенкатрудно, еще труднее поверить в то, что именно такие дети могут вырасти вгения.В любом случае важно знать, что, с одной стороны, не всегда вундеркинд,подававший много надежд в детстве, вырастает в выдающегося человека, а, сдругой стороны, не всегда исключительная одаренность проявляется вблестящих школьных успехах или в явном опережении в развитии.Если особо одаренные дети с трудом общаются, их резкое опережениесверстников не проходит бесследно для их социального и эмоциональногоразвития, то для другой группы одаренных детей, более обычных, проблемобщения даже меньше, чем у самых обычных детей. Несколько гиперболизируяразличия между двумя этими группами детей, можно сказать, что если первые —талантливые изгои общества, то вторые — «баловни судьбы», любимчикиучителей и потом общества.Идет контрольная работа по математике. Все дети еще возятся с первойзадачей, а одна из учениц уже поднимает руку и сообщает, что она не толькоуже все решила, но и готова решать еще. Эта ученица любит задавать учителямкаверзные вопросы, а дома увлеченно решает трудные задачи, читает учебникипо математике для старших классов. В этом случае трудно не догадаться, чтоперед вами одаренный ребенок, опережающий своих сверстников в умственномразвитии.Далеко не все ситуации столь очевидны. Вот ученик с необычным увлечением:он читает серьезные книги по археологии. Может быть, этот ребенок сможетповторить судьбу Генриха Шлимана, с детства мечтавшего найти Трою иосуществившего свою мечту. Однако удивительная страсть к познанию нашегопитомца не замечается в школе. На фоне серьезных научных проблем урокиистории кажутся юному археологу скучными и неинтересными, поэтому он неособенно утруждает себя выполнением домашних заданий и нередко получаетплохие оценки даже по истории. Эта парадоксальная ситуация не так уж редка:ребенок, обладающий выдающимися способностями, может плохо учиться в школе.Несомненно, что одаренность ребенка может проявляться и вне учебнойдеятельности. Именно потому учителю нужно быть более внимательным и большеинтересоваться увлечениями своих учащихся, не делая отметку главным мериломспособностей.Причины академической (школьной) неуспеваемости одаренных детей кроются вособенностях их возрастного развития, в личностных особенностях, внесовершенстве современных методов обучения и т.п. Несмотря на критикучисто "оценочного подхода" к академическим достижениям, вплоть донастоящего времени в школе придается большое значение оценкам. Наиболее благоприятный период для развития способностей из задатковназывается сензитивным. Если в этот период способности по каким-то причинамне развивались, то развитие ребенка происходит менее благоприятным образом.Если в этот период развитие способностей не происходит, то, как правило,многое в развитии способностей уже очень трудно компенсировать, а иногда ипросто невозможно. Хорошо известна грустная судьба детей, с раннеговозраста попавших в неблагоприятные условия. Например, в Индии былиобнаружены две девочки, чуть ли не с рождения воспитывавшиеся среди волков.И хотя они были найдены сравнительно рано (одной из них было всего четырегода, а другой на несколько лет больше), они, в общем-то, так и не овладеличеловеческой речью. Задатки у них были, но сензитивный период для развитияспособностей был упущен, и речевые способности практически так и несформировались.Задатки у разных детей, конечно, разные и в связи с этим встает один изсамых болезненных вопросов теории и практики способностей: в какой мереодаренность определяется природой, а в какой воспитанием? Этими проблемамизанимается специальная наука — психогенетика. Один из основных методов,используемых этой наукой, — так называемый «близнецовый метод», когда ороли среды и наследственности судят по развитию близнецов — с одинаковой(однояйцовые близнецы) и разной наследственностью (разнояйцовые близнецы).Конечно, единого мнения относительно роли наследственности и среды несуществует, однако во всех случаях экспериментальные исследования сдостаточной очевидностью показывают весьма значительную роль среды, то естьвоспитания и обучения в развитии способностей. Правда, в случае такназываемых исключительных способностей роль наследственности оказываетсяособенно заметной, но воспитание и в этих случаях оказывается весьмазначимым. Цифры конкретного вклада наследственности и среды в развитиеспособностей весьма отличаются: они разные для разных способностей и дляразного возрастного периода, да и методы, используемые разными учеными,также отличаются, что не всегда позволяет прямо сравнивать различныерезультаты, однако в большинстве случаев оказалось, что никак не менее 50 %«вклада» в способности приходится на роль среды. Это означает, что во всехслучаях в развитии одаренности ребенка от родителей, от школы, от учителяочень многое зависит.Задатки по своей природе противоречивы. С одной стороны, они специфичны, тоесть изначально существует известная расположенность к той или инойдеятельности. Например, от природы в значительной мере будет зависеть,будут ли у ребенка в большей мере проявляться способности к точным или кгуманитарным наукам. С другой стороны, задатки многозначны, то есть,скажем, в какой именно гуманитарной науке проявится одаренность ребенка, взначительной степени зависит от конкретных особенностей его воспитания.Если художественно одаренный ребенок воспитывается в семье музыканта,существует большая вероятность, что он станет именно музыкантом.Исследования показывают, что у многих выдающихся музыкантов (по некоторымданным, у 85 %) кто-то из родителей был обязательно профессиональныммузыкантом. Тут еще дело в том, что именно в отношении музыкальныхспособностей обнаружен самый ранний сензитивный период — где-то до трех-четырех лет. Я познакомил вас с главными подходами к определениюодаренности, с критериями ее категоризации, показал путь, по которому идётусложнение взглядов на нее. Очевидно, что нет единственного, всемипризнанного определения одаренности и/или таланта. Однако в современныхвзглядах на одаренность есть согласие по нескольким пунктам. Их важнопомнить при работе с одаренными детьми.• Одаренность проявляется как способность к выдающимся достижениям в любойсоциально значимой сфере человеческой деятельности, а не только вакадемических областях. Одаренность следует только как возможностьдостижений. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и теспособности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться (т. е.потенциальные).• Одаренность и/или талант являются результатом взаимодействия многихфакторов. В первую очередь это означает, что одаренность не равняетсявысокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ), а следовательно, неопределяется только исключительным интеллектом.• Одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферахжизнедеятельности. Социально значимые достижения невозможны без высокоразвитой способности к творчеству (креативности) и лидерству, вследствиечего встает особая задача выявления и развития детей с творческой илидерской одаренностями. Все виды одаренности имеют сложную структуру, втом числе и интеллектуальная одаренность.• Выявление одаренности — это сложная процедура, требующая специальныхзнаний и умений, участия профессиональных психологов.• Каждый одаренный — индивидуальность, требующая особого подхода.Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особойсреды, включающей специальное образование, которое выходит за рамкиобучения в обычной школе.спасибо.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Одарённые дети в системе воспитания и обучения iconМосковский Международный Форум «Одаренные дети» уникальная программа
Московский Международный Форум «Одаренные дети» уникальная программа всестороннего развития личности ребенка, которую реализует в...
Одарённые дети в системе воспитания и обучения iconПриказ №87/п о формировании электронной базы данных «Одаренные дети Красноярья» в целях решения задач краевой долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» на период 2011-2013 годы
Руководителям мбоу сош №№6,17, 23, 25, 34, 42, 45, 62, 76, 78, 92, 93, 97, 124, 137, оош №26, лицея №9, гимназии №14 назначить ответственных...
Одарённые дети в системе воспитания и обучения iconОбщероссийское общественное Движение «Одарённые дети – будущее России»
Вашем регионе. Общероссийское общественное движение «Одарённые дети – будущее России» также оказывает всемерную общественную поддержку...
Одарённые дети в системе воспитания и обучения iconОдаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения
А. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета
Одарённые дети в системе воспитания и обучения iconОдаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения
А. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета
Одарённые дети в системе воспитания и обучения iconВоспитательная деятельность
«Сыны Отечества», цель которой формирование личности гражданина, патриота. Данная программа нашла свое место в системе других действующих...
Одарённые дети в системе воспитания и обучения iconПроект «проектная деятельность в поддержке талантливых детей» Паспорт проекта
Подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы
Одарённые дети в системе воспитания и обучения iconПроект «проектная деятельность в поддержке талантливых детей» Паспорт проекта
Подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы
Одарённые дети в системе воспитания и обучения iconПрограмма «Одаренные дети»
Основание: постановление правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года №732 «Федеральной целевой программе «Дети России»...
Одарённые дети в системе воспитания и обучения iconОбъявление Года Семьи на государственном уровне актуализирует задачу создания всевозможных условий для существования триединства школа-семья-ребёнок. Решается задача
Праздник проводится в рамках реализации подпрограммы развития начальной школы «Одарённые дети», в системе традиционных мероприятий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы