Значение игры для всестороннего развития ребёнка icon

Значение игры для всестороннего развития ребёнка



НазваниеЗначение игры для всестороннего развития ребёнка
Дата конвертации24.08.2012
Размер292,13 Kb.
ТипРеферат
Значение игры для всестороннего развития ребёнка


Межшкольный учебный комбинат № 1 « Перово » Экзаменационный реферат по курсу: «Основы дошкольного воспитания» Тема: «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»Ученика 11 «А» школы № 810Скоркина СергеяПреподаватель: Фёдорова Елена Александровна План 1 Вступление 2 Сюжетно-ролевые игры. 1 Своеобразие сюжетно-ролевых игр. 2 Средства изображения в игре. 3 Руководство сюжетно-ролевой игрой. 3 Игры-драматизации и руководство ими. 4 Строительные игры. 1 Своеобразие строительных игр. Их воспитательное влияние. 2 Строительные игры с природными материалами и руководство ими. 3 Руководство строительными играми. 4 Хранение строительного материала и пользование им. 5 Дидактические игры. 1 Своеобразие дидактических игр. 2 Педагогическая ценность дидактических игр 3 Руководство дидактическими играми. 6 Настольные игры-пособия. 7 Подвижные игры с правилами. Вступление. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какоеместо они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководствевоспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такиеигры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не простокопируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят всоздаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игрявляются строительные игры. В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые длядетей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные,игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание,дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детейпри этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководствомвоспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности ксамоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно. Своеобразие сюжетно-ролевых игр.Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста вразвитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли(функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровыхусловиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Дляэтих условий характерно использование разнообразных игровых предметов,замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, чтоони воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно исвоеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей,понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличиемили отсутствием опыта и непосредственностью чувств. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёноккак бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря вправду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчаетсяпо ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным,потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет черезигровые действия. Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствамиизображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкиймир человеческих стремлений и героических поступков. В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческоговоспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная рольпринадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры,образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное свымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присущатолько ей. В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический,жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваютсяуспешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури,пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных. В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделируетявления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатымсодержанием, оставляя след на долгие годы. Средства изображения в игре. В сюжетно-ролевой игре средством изображения являются роль и игровыедействия. По своему характеру они чаще всего бывают подражательными,близкими к реальным. Большое место в развитие игры принадлежит сюжетно-образным игрушкам,которые являются как бы вспомогательными и вместе с тем необходимымисредствами изображения. Дети полнее отображают те или иные явления, входятв роль, если предоставлять возможность использовать реальные предметы:зонты, сумки, одежду посуду, условные знаки и т.п., а так же картины,фотографии, иллюстрации, усиливающие ситуацию игры. Например, отделымагазина обозначаются соответствующими изображениями, которые являются какбы вывесками (фрукты, овощи, игрушки, одежда и др.). В качествеизобразительных средств используются и театральные костюмы. Однако сама фантазия, выдумка, способность вообразить, домыслить частовосполняют отсутствие реальных предметов и средств изображения.Руководство сюжетно-ролевой игрой Руководство этим видом игр требует большого мастерства ипедагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её,сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей,непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержаниежизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, овзаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или инойигровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направленына все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают еёсодержание, на обогащение их духовного мира. Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимособлюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностномуотражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости,недостаточной организованности.Воспитатель не должен спешить, пробуждая детей к быстрому воспроизведению вигре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т.д.Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямоговоспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как быотстаивается в сознание и чувствах детей. Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оноспособствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровыхдействий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель долженстремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальнымиотношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должнобыть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместнынаводящие вопросы, советы, рекомендации. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемыедетьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего вигре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов,удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртыватьпокупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавецвежливо приглашает приходить в магазин за покупками. Наиболее эффективным способом руководства является участие самогопедагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия онвоздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всехдетей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своихсилах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей. По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старшихпривлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения еёучастников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующимиграм. Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить еёвоспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшегоруководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у нихколлективных начал. Игры-драматизации и руководство ими. В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловленысюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки ит.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условноевоспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а такжеимеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заклычается втом, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли,воспроизводят события в точной последовательности. Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образыгероев очерчены наиболее ярко, они превлекают детей динамичностью и ясноймотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое идошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьминародные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играхдраматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которымсоздаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержаниепроизведения, логику и последовательность событий, их развитие и причиннуюобусловленность. Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитиеинтереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения,наличие костюов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не долженстеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельныеего элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа:гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмовхорошо привлекать самих детей. Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всегоподбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которыхдетям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию. С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасныйязык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия -всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказываниисказки дети дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться вигру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственновыражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации. В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иныевыразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой. Большое значение в развитии игры-драматизации , в усвоении характерныхчерт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, егоумение пользоваться средствами художественной выразительности при чтенииили рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы,некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у нихжелание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются впомощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игредраматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, ипедагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками. Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желаниядруг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некотороевлияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников кробким детям, подсказать, какие роли им можно поручить. Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитательиспользует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям ,уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей кигре. Своеобразие строительных игр. Их воспитательное влияние. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержаниемкоторой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанныхс ними действиях. Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой ирассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающаяжизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки имногое другое. В строительных играх они не только изображают окружающиепредметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел,индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых истроительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основеобщих интересов, совместной деятельности и являются коллективными. Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игрепрежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношениямежду людьми, а в строительной основным является ознакомление ссоответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и еёиспользованием. Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевойи строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры.Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимостьстроить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т.д. Однакостроительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основеразвивается та или иная сюжетно-ролевая. Например дети строят театр, апотом играют в артистов. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольносложные постройки, практически постигая простейшие законы физики. Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено видейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способамистроительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи,упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитиеопределяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена таили иная умственная задача, решение которой требует предварительногообдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательностидолжно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительнойзадачи способствует развития конструктивного мышления. В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать,сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать ивоспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание напоследовательности действий. Под его руководством школьники овладеваютточным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственныхотношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий,широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т.п. Строительные игры имеют важное значение для физического воспитаниядошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активностьребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитиемелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, детиприлагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость. Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающиеразнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы,полушарья), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы и т.д.)и вспомогательные материалы для украшения построек. В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образныеигрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег,камешки, шишки, тростник и др. Руководство строительными играми.Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишьтогда, когда целенаправленное обучающее и направляющее руководствовоспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей.При этом воспитатель осуществляет следующие задачи: а) расширение представлений детей и направление их внимания на трудстроителей, используемую ими технику; б) обучение способам строительства, воспитание и развитиесамостоятельности и активности мышления, конструктивно- творческихспособностей; в) формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей,объединение их в дружный коллектив. Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды - отборестроительного материала. Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее -соединяющие доски, пластины. По размерам кубики и кирпичи должны бытьтакими, чтобы малыши могли охватить их рукой. Когда разовьётся координациядвижений рук, можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек наполу, на участке. Предпочтение стоит отдавать устойчивому строительномуматериалу из дерева. Пластмассовый строительный материал очень лёгок,скользит в руках, малоустойчив в постройках, а поэтому они быстрееразрушаются, что вызывает огорчение детей. Материала должно быть достаточно для того, чтобы могли играть всежелающие. В играх детей 2-3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекаетсам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладываютих, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Детикак бы осваивают материал. Воспитатель должен уметь выждать сравнительнокороткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужнопредупреждать неорганизованное, не соответствующее его назначениюпользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики,кирпичики, колотят ими и т.п. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательныйхарактер. Окружающий детей мир ещё сложен для них. Поэтому малышам 2-3 летвоспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Обстраивание игрушек исоставляет содержание строительных игр у младших детей. Детей побуждаютстроить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки - дворики,заборчики и организуют на этой основе игры. У маленьких детей ещё нет опыта строительства, они не могут самистроить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показываетзнакомую игрушку - маленькую куколку, говорит, что она устала и спрашивает,что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть(стульчик, кроватку). Из трёх кубиков он тут же делает стульчик. Ребёнкувоспитатель даёт коробку- ящичек, в котором находятся игрушки - кукла,маленький медвежонок и строительный материал - кубики, кирпичики вдостаточном количестве, чтобы построить два-три стульчика, кроватку. Детирассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагаетстроить вместе с ним, показывая последовательность приёмов и действий, учитдетей не спешить, ставить кубики аккуратно, поощряет старание детей ивыражает радость при их успехах. Педагог обращает внимание на окружающие предметы и постройки: скамеечкив саду, заборчики, игровые домики на участке, лесенки, побуждает отражатьвиденное в строительных играх. Для детей 3-4 лет предусматривается дальнейшие развитие интереса кстроительным играм, использование созданных построек в сюжетноролевых играх, воспитание умения строить не только по предложенномуобразцу, но и по намеченной самими теме, обучение более сложным приёмамработы. Под руководством воспитателя ребёнок 4-5 лет способен отражать встроительной игре впечатления об окружающем. У них есть уже и необходимыйопыт в его наиболее простых формах, умение играть небольшими коллективами,умение распределять между собой строительный материал, позволяющийпроизводить более сложные постройки. Дети 4-5 лет ещё не могут самостоятельно отразить в строительной игрето, что они видели. Воспитатель, используя образец постройки объясняет, чтокаждое здание имеет основание - фундамент, на котором возводятся стены.Вместе с детьми отбирает нужный материал, и они под руководством педагогадолжны укладывать фундамент. Далее возводятся стены, делаются окна и т.д.Сооружая постройку совместно с воспитателем, дошкольники осваивают общиеосновы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д.По мере овладения основами строительства он учит их выбирать тему,определять последовательность возведения постройки: с чего начинать, какпродолжать, чем закончить её. Детей побуждают оценивать сделанное, намечать варианты его использованияв сюжетно-ролевой игре, предлагать необходимые изменения и дополнения. Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этоговозраста расширяются их представления об окружающем, которые онииспользуют в игре. Целесообразно обучать детей строительным приемам путемиспользования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений вповторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогатьдетям в самостоятельном выборе сюжетов строительных игр. Для детей 5-6 лет программа предусматривает обучение предварительномупланированию строительных игр, постановке цели игры, применениеконструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и порисункам, фотографиям различных сооружений. Руководство играми старших детей в большей мере направленно насочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит ихобдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим,развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизньпринятое решение. Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительныематериалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, каксоединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными,прочными, красивыми. Развитие содержания игры определяется богатством, ясностью,отчётливостью впечатлений детей от окружающей жизни. Показывая им сложныепостройки (жилые дома, вокзалы, театры, пристани и т.д.), воспитательобращает внимание детей на общий вид зданий, раскрывает соответственархитектурных особенностей их назначению, учит выделять отдельные части,указывает на симметрию, контрасты. Дошкольников обучают также "читать"изображения (фотографии, рисунки), т.е. выделять в них общее, основное,части и т.д. Зрительный анализ помогает детям глубже запечатлеть особенностирассматриваемого сооружения, составить о нём представления, затемиспользовать его как основу в строительной игре. Для старших детей большое значение приобретает слово. Так, источникомзамысла и содержания строительной игры иногда является рассказ воспитателя.Он сообщает ребёнку о цели игры, последовательности игровых действий,поддерживает интересные предложения, критические замечания, это развивает уребёнка самостоятельность мысли и поиска. Со старшими детьми возможно обсуждение хода строительной игры, качествадействий её участников, так как они стремятся хорошо выполнять необходимыедействия , получают удовольствие от заслуженной похвалы и способны учестькритические замечания. Многие строительные игры направлены на удовлетворение познавательныхинтересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторомуснижению игровой условности. Ребёнок хочет, чтобы игровая постройка былапохожа на настоящую. Сходство с изображаемым реальным сооружением,относительная масштабность, декоративность, художественная выразительностьявляются для него критериями правильности конструирования. Интересы ребёнка 5-6 лет, его возможности предъявляют к руководствустроите льнами играми большие требования. Воспитатель должен иметьнеобходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Избольшого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства он отбираетнемногое, то, что доступно детям и оказывает обучающее и воспитательноевоздействие. В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостногоизображения (фотографии, рисунка) в объёмную постройку, что предъявляет кребёнку значительные требования и содействует развитию аналитическойдеятельности. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в томчисле и строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учитдетей соотносить цель и процесс строительства с результатом. Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействиястроительных игр является руководство ими при сохранении творческойсамодеятельности детей, развитие их интереса к технике, использованиенаглядных пособий (иллюстраций, фотографий, простых технических рисунков),обучение способам перевода плоского изображения в объёмную постройку. Хранение строительного материала и пользование им. Воспитатель уделяет большое внимание хранению строительного материала,использованию его ребёнком, участию его в уборке материала после игры.Крупный строительный материал хранится в определённом, постоянном местекомнаты. Детали складываются аккуратно, устойчиво, иначе, рассыпавшись прислучайном толчке, они могут ушибить ребёнка. Ребёнок 3-4 лет должен братьматериал и укладывать его после игры только с помощью воспитателя и под егоконтролем. Старшие дошкольники должны хорошо знать порядок хранениякрупного строительного материала и укладывать его самостоятельно. Материал среднего размера хранится на открытых полках и стелажах так,чтобы ребёнок мог взять его для игры сам. Мелкий строительный материал длямалыша лучше всего хранить в неглубоких ящичках, чтобы можно было видетьвсе детали и легко доставать их. У детей 5-6-лет мелкий материал хранится вболее глубоких деревянных ящиках, куда его аккуратно складывают несколькимирядами. Воспитетель знакомит ребёнка с порядком хранения строительного материала, учит аккуратно обращатся с ним, самостоятельно использовать его в играх. Дошкольник не сразу усваивает все требования. Педагог приучает егособлюдать необходимый порядок, поощряет при правильном выполнении еготребований, проверяет, как он сложил материал после игры помогает ему.Старшие дети усваивают его указания быстро, но не всегда выполняют их.Воспитатель разъясняет недопустимость нарушения правил хранения ииспользования, нстойчиво требует наведения должного порядка.Строительные игры с природным материалом и руководство ими. Для строительных игр в детском саду широко используются не толькостроительные, но и природные материалы: снег, вода, песок, камешки, ветки,шишки, тростник и т.п. Песок насыпается в специальный ящик с бортиками, на которые дети ставятигрушки. Малышам для игр даются обычно маленькие формочки и маленькиесалочки, игрушки с подставкой, которую можно воткнуть в песок. Место на участке, где хранится песок, огораживается, чтобы он нерассыпался; ящики-песочницы на ночь и на то время, когда дети не играютзакрываются сетками, чтобы песок не загрязнялся и вместе с темпроветривался. Старшие дети сооружают из песка горки, туннели, русла рек, строятплотины, водопады, крепости. Такими играми дети более охотно занимаются вестественных условиях: на пляже, на берегу реки, озера. Здесь естьвозможность использовать большое пространство. И грая со снегом, младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки.Старшие дошкольники строят из снега дома, крепости, пароходы, лодки, мосты,украшают участок скульптурами из льда и снега. Воспитатель учит их строитьпостройки из снега разными способами (из накатанных снежных комов, изснежных кирпичей), побуждает к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игрысо снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мёрзли, и вместес тем предупреждает чрезмерную двигательную активность, чтобы они неперегревались. Воспитатель учит детей выкладывать узоры из камешков на дорожке,площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условиерасположения камешков. Такие игры полезны для развития и уточненияпространственных ориентировок. Старшие дети под руководством воспитателейделают из шишек человечков, зверюшек, сооружают для них постройки из веток,тростника. Таким образом строительные игры при правильном руководстве ими являютсяважным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способностьтворческого отображения явлений окружающей жизни, интерес к технике,конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружескиевзаимоотношения. Своеобразие дидактических игр. Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболеехарактерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, котораясоздала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, сдвижениями. В потешках, игровых песенках, в играх "Ладушки", "Сорока-белобока", в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка кокружающим предметам, называет их. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части),характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание,игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько инойформе и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучениидетей дошкольного возраста. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры,направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей.В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре онавозникает и ка игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактическойигры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активностьмышления и речи у детей. Например, в игре "Раскроем тайну волшебных колпачков" (старшая группа)воспитатель ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развиватьсвязанную речь. Игровая задача - узнать, что под колпачком. В случаеправильного решения ребёнок получает поощрительный значок. Педагог вкачестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая поднаходящейся под ним игрушке ( например, матрёшке), даёт образец еёописания. Если играющий ребёнок затрудняется дать такое описание илиуказывает мало признаков, воспитатель говорит: "А колпачок, который поднялВова, сказал, что Вова ещё мало рассказал о том, что колпачок прятал." Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что вчудесном мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т.п. Интерес к ней,стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем ониразнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и темуспешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии играприобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучениеигровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самогодействия, раскрыттановится содержательной. Обучение игровым действиямосуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия,раскрыттановится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляетсячерез пробный ход в игре, показ самого действия, раскрыттановитсясодержательной. ем познавательного содержания и игровой задачи, возрастнымиособенностями детей. В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. При распределении детей на группы или при наличие ролей игровые действияразличны. Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всегоодно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть. В играхспортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого началарасчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладевими, дети действуют целенаправленно, чётко, быстро, согласованно и в ужеотобранном темпе решают игровую задачу. Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяютсязадачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характери способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей,взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует удетей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умениесдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие.В результате этого развивается способность управлять своими действиями,соотносить их с действиями других играющих. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать:они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способвыполнения; организующие определяют порядок, последовательность ивзаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего ипочему нельзя делать. Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать имиигру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнениеих детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерноедисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, аиногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил. Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводитьдополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и темсамым выправить нарушение. Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваютсядетьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий идействия товарищей, взаимоотношения в игре. Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей вусвоении знаний, в развитие умственной деятельности , взаимоотношений, а непросто выигрыш, полученный любым путём. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, иотсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность,снижает воспитательное воздействие. Педагогическая ценность дидактических игр. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решениекоторых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, уменияосмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Онисодействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированиюпредставлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детейразнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иныхумственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не толькоформой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общемуразвитию ребёнка, служила формированию его способностей. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания,развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия,которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение,быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Руководство дидактическими играми.Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматриваетотбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач,определение места и роли в целостном воспитательном процессе,взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно бытьнаправлено на развитие и поощрение познавательной активности,самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способоврешения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения междуучастниками, готовность прийти на помощь товарищам. Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материаламидолжны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобратьна составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Нопоскольку они могут многократно повторять одни и те же действия,воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокуюступень. Например, дидактическая задача "научить детей различать кольца повеличине" реализуется через игровое задание "собери башенку правильно". Удетей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действийсодержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровоеправило. Выбирая колечко за колечком и надевая на стержень, воспитательдаёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетымколечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой,ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показываетновое игровое действие - проверить правильность собирания башенки-предлагает детям самим это сделать. Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровойдеятельности у более старших детей (от 4-х до 6-ти лет) достигается тем,что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешитподсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становитсяболее осознанной, она в большей мере направлена на достижения результата, ане на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должнобыть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоцианальноенастроение, непренуждённость, чтобы они переживали радость от участия в нейи чувство удовлетворения от решения поставленных задач. Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся посодержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правиламОтдельные, изолированные игры могут быть очень интересными, но, используяих вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающегорезультата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения назанятиях и в дидактической игре. Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболееподходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьемгоду жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающейдействительности, происходит интенсивное усвоение родного языка.Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитиеих речи требуют сочетание дидактических игр с целенаправленным обучениемна занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программойзнаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре, формируютсяи способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть ивидеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их. Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильноесочетание наглядности, слова воснитателя и действия самих детей сигрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядностиотносятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляютматериальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия сними, отчётливо выделяющие назначение, основные ризнаки предметов, свойстваматериалов; 3) наглядный показ пояснение словами игровых действий ивыполнения игровых правил. Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типакартинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальныйпоказ игровых действий воспитателем, пробный ход, поощрительно-контрольныезначки, жетончики, фишки- всё это также входит в фонд наглядных средств,которые используются для организации игр и руководства ими. При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляетвнимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт.Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладениюразнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровыхдействий. Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средствавоздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры,он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу,сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком- либособытии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его походу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткийрежиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководитразвитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведётих к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскуюдеятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражаетудивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п. Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливаяобучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игрехарактер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачиобучения. Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей,большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнемусвоения правил, их эмоцианальными переживаниями, степенью увлечённости. Впериод усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и началаигры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда играразвйртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игрыэмоцианальный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следуетдопускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпаигры.убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность,несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольникине успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игрывозникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается многомелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как быотдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могутруководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрееутомляются, однообразие снижает эмоцианальный подъём. В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширенияи обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой,вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленноговремени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего засчёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов,реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемыхзадач. Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению,создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "В следующий раз будемиграть ещё лучше" или: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитательразрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные иувлекательные. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время,которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильноесоотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь иместо в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногдапредшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечениеинтереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра можетчередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельнуюдеятельность детей, организовать применение усвоенного в игровойдеятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал. Настольные игры-пособия. К настольным играм относятся разнообразные игры-пособия типа картинок,предметного лото, домино; тематические игры ("Где что растет", "Когда этобывает", "Кому это нужно"и др.); игры, требующие двигательной активности,сноровки и т.д.("Летающие колпачки", "Попади в цель", "Гусёк" и др.); игры типа мозаики.Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся застоликами, требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуютрасширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание кдействиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умениепредвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки,строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парныхкартинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода,простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами,соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета,того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющейречи ( яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке). Для детей старших групп интересны настоль-печатные игры, в которыхотражены явления природы, представлены разные виды транспорта ("Кто на чёмездит, плавает, летает"), действуют герои сказок ("Сказки Пушкина", "Смелыеи ловкие", и др.) Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания иприменения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений наэкскурсиях. Ценными и интересными для старших детей являются игры, всодержании, в игровых действиях и правилах которых имеется элементсоревнования в ловкости, точности, быстроте, сообразительности("Настольный кольцеброс", "Настольные кегли", "Волчок" и др.) Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элементнеобычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор.Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их .Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия ,илиотсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, адругие учат детей проявлять волевое усилие. К играм-забавам относятся такиеизвестные, как "Поймай зайчика", "Жмурки с колокольчиком" (определениенаправления по звуку), "Кто скорее соберёт картинку" ( на координациюдвижений) и др. Подвижные игры с правилами. Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Онидают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется вбеге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движениятребуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшемуобмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельностиорганизма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическоеразвитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызываютположительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детямприходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движенияпри других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость,быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей,доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которыххарактерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Впрограмме воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детейпредусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов:бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастныхособенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения,соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяетсяеё ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведениекаждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; детидолжны уметь ими пользоваться в разных условиях. В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходуигры, в старших - перед началом. Подвижны игры организуются в помещении ина прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят такжев состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могутпроводить её самостоятельно. Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем.Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого еёхарактера двигательной деятельности, доступность игровых правил исодержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игреучаствовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но недопуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление. Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игрысамостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм,предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, напраздниках и т.д. Список использованной литературы. 1 Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина.1986 год. 2 Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/Под ред. А. В. Запорожца А. П. Усовой. М., 1966 год 3 Эльконин Д.Б. Детская психология М., 1960 год 4 Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры.- Дошкольное воспитание. 1965 год.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Значение игры для всестороннего развития ребёнка iconРеферат по курсу: «Основы дошкольного воспитания» Тема: «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
...
Значение игры для всестороннего развития ребёнка iconЗадача школы состоит в том, чтобы давать определенный минимум знаний фактов, положений, истин научных, технических, политических, эстетических.
В законе Российской Федерации “Об образовании” подчеркивается задача всестороннего развития личности учащегося, необходимость формирования...
Значение игры для всестороннего развития ребёнка icon2 Значение театрализованных игр и постановок в эстетическом развитии ребенка
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление...
Значение игры для всестороннего развития ребёнка icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Значение стресса в детском возрасте. Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое...
Значение игры для всестороннего развития ребёнка iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология» для специальности «Дошкольное образование» 4
Проблема периодизации возрастного развития ребенка. Движущие силы, условия и факторы психологического развития человека. Роль и значение...
Значение игры для всестороннего развития ребёнка iconПодвижные игры, как средство развития двигательных качеств подростков (методические рекомендации)
В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, жизни...
Значение игры для всестороннего развития ребёнка iconВопросы к зачету по дисциплине «Возрастная психология»
Сюжетно-ролевая игра: структура, функции, значение игры для психического развития дошкольника
Значение игры для всестороннего развития ребёнка iconПродукта: «Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников»
Место работы (полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом), должность ксош №4,учитель начальных...
Значение игры для всестороннего развития ребёнка iconЭкзаменационные билеты Билет-1 Сведения из истории возникновения и развития игры в футбол. Эволюция игры до первой международной встречи (1872г.)
Развитие отечественного футбола. Образование первых футбольных клубов и команд. Зарождение крупнейших всесоюзных соревнований и их...
Значение игры для всестороннего развития ребёнка iconПсихологическое обеспечение гармоничного развития ребенка
Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери для благоприятного протекания этого периода
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы