Учитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна icon

Учитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна



НазваниеУчитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна
Дата конвертации24.08.2012
Размер94.35 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

«Интегрированное обучение на уроках биологии в условиях модернизации образования».

Учитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна

Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок,
А где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрёт…
Л. Куклин.

       Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, решение задач по физике или химии требует чисто математических навыков, работа с компьютером связана со знанием соответствующей английской лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
      Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
Методологическая функция
– формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность
Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета.
Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя зависит от содержания материала, но приблизительно должно быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.


Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагается отдельным ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.
Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; Если по двум дисциплинам или если он обобщал знания из смежных предметов, то оценка выставляется по этим предметам.

Преимущества интегрированных уроков.

  • Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

  • В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

  • Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Интеграция -- необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.


Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.


Закономерности интегрированных уроков:

  • весь урок подчинён авторскому замыслу,

  • урок объединяется основной мыслью (стержень урока),

  • урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,

  • этапы и компоненты урока находятся в логико - структурной зависимости,

  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

  • логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

  • Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

  •   В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех
    различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока

  • Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

  •   При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий,

Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть

  1. Паритетным, с равным долевым участием каждого из них;

  2. Один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;

  3. Весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.


Методы интегрированного обучения:


  • исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения);

  • активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);

  • словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа);

  • наглядный (иллюстрации, работа с картой, презентация, рисунки);

  • исследовательский и проблемный (подготовка сообщений, материалов к уроку, характеристика, сравнение;

  • Игровые методики (биологические игры, викторины, кроссворды, занимательные вопросы по теме, загадки, синквейны, творческие задания).


На этих уроках формируются следующие компетенции:
• Ценностно-смысловые
(понимание цели урока, важности изучаемой темы);
Информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
Коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).

  • Компетенции личностного самосовершенствования

  • Общекультурные, учебно-познавательные компетенции


Современное биологическое образование уже с шестого класса начинает рассматривать биологические проблемы, требующие знаний по физике, биология перекрывается с химией при исследовании закономерностей химического взаимодействия в живых системах и т. д. Поэтому интеграция дисциплин естественнонаучного цикла способствует комплексному изучению и формированию у учащихся знаний об изучаемых биологических процессов.
Интегрированные уроки построены таким образом, что бы обеспечить реализацию дифференцированного подхода к получению знаний учащихся. Для разных категорий учеников в зависимости от их способностей предлагаются разные методы усвоения знаний: от анализа изучаемых процессов до пересказа полученной информации. Кроме того, изучение биологических процессов носит не только описательный, но и поисковый характер. Поставленные перед учениками проблемы требуют использования знаний, полученных в курсе химии и др. наук. Следовательно, изучаемые проблемы рассматриваются с разных точек зрения.
Таким образом, в ходе проведения интегрированных уроков решаются задачи развития умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, обеспечивается преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне, что не маловажно для формирования модели выпускника школы.

Результаты интегрированного обучения и его значение

Опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему.

Интегрированное обучение:

· способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

· даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

повышает качество знаний учащихся;

· повышает и развивает интерес учащихся к предметам;

· формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,-- которые вырабатываются согласованно;

· формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

· позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;

· расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

· приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.


Каковы могут быть формы интегрированных уроков? Хотелось бы еще раз отметить, во-первых, что их может вести и один учитель. Роль второго тогда будет состоять в совместной разработке системы уроков, постановке целей и задач, в подготовке занятий, отборе материала, а также в присутствии на уроке коллеги, чтобы и свои уроки построить в соответствии с общими планами, с обязательными ссылками на материал другого предмета, активизируя тем самым в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин

Интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему.

. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большей предварительной подготовки учащихся.
Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.

Урок – издание газеты или научного альманаха. Для него группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого и поискового характера по определениям темы. Результаты работы и составляют содержание предполагаемой газеты или альманаха

Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет. Интересны зачеты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение задач проблемного характера, зачет-конкурс или аукцион.


Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортная.
За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом.

Проводя мониторинг успеваемости учащихся в течение нескольких лет, хочу отметить, что темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются учащимися лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках. Выполнение контрольных заданий по таким темам 100%, а качество колеблется от 60% до 97%. Это говорит о том, что интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.

.


.






        




Похожие:

Учитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна iconОтчёт о проведении практического занятия «Организация проведения конкурсов педагогических инициатив»
Практические занятия проводили: Кибешев А. Н., учитель высшей квалификационной категории моу №94, Таран Т. В., методист ркц, учитель...
Учитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна iconЛ. С. Зарандия, учитель истории высшей квалификационной категории Анацко О. Э., учитель химии высшей квалификационной категории, гоу гимназия №399 Организация деятельности учащихся в рамках гимназического проекта «Старшие для младших»
Термин «учебно-воспитательный процесс» прочно вошел в жизнь любого образовательного учреждения. Трудно представить, как можно учить,...
Учитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна iconБузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок
Автор разработки: Бузмакова Ольга Леонидовна, учитель географии высшей квалификационной категории
Учитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна iconМ п учитель биологии высшей квалификационной категории моу «сош №53» Ивушкина Т. В. учитель информатики и икт высшей квалификационной категории моу «сош №53» Урок
Доказать необходимость ухода за зубами, как одну из важнейших составляющих здоровья; создать условия для исследования чистоты зубов,...
Учитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна iconКомпьютерное моделирование нахождения оптимального месторасположения электростанции. Заковранова Элеонора, ученица 11 «А» класса Научный руководитель – учитель ивт высшей квалификационной категории Малашонкова Е. Д
Научный руководитель – учитель ивт высшей квалификационной категории Малашонкова Е. Д
Учитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна iconКоленникова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок
Автор разработки: Коленникова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Учитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна iconТригонометрические уравнения и методы их решений. Кухаренко Алина,11 «А» класс Мозжухина Софья, 11 «А» класс Научный руководитель – учитель математики высшей квалификационной категории Еремина Л. А
Научный руководитель – учитель математики высшей квалификационной категории Еремина Л. А
Учитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна iconПредставление-ходатайство
Городская аттестационная комиссия представляет на рассмотрение Главной аттестационной комиссии для присвоения высшей квалификационной...
Учитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна iconЧерненко Юлия Игоревна, 1970 года рождения, учитель высшей квалификационной категории закон
Черненко Юлия Игоревна, 1970 года рождения, учитель высшей квалификационной категории. Закончила в 1994 году Нижегородское областное...
Учитель высшей квалификационной категории Кукина Галина Васильевна iconЭлектромагнитная природа света. 9 класс Беляева Татьяна Васильевна, учитель физики высшей квалификационной категории
В чём заключается суть опыта Юнга, что этот опыт доказывает и когда поставлен? необходимо вспомнить работу с интерактивной моделью...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы