Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования icon

Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования



НазваниеКомитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
страница1/2
Дата конвертации23.08.2012
Размер426,23 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Ленинградский областной институт развития образования»

Учебно-методический центр гуманитарных дисциплин


Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области»



  1. Введение.

В 2011-2012 учебном году преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях области осуществляется на основе принципов, определенных Концепцией модернизации российского образования на период до 2012 года, национальным проектом «Образование» и образовательными инициативами «Наша новая школа». Современное качество образования предполагает не только усвоение обучающимися суммы знаний, умений и навыков, но и формирование ключевых компетентностей.

Важнейшей целью современного художественного образования является воспитание готовности и способности к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире, духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе лучших отечественных художественных традиций.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к самостоятельной образовательной области «Искусство» и интегрирует в себе все виды пластических искусств: изобразительные (живопись, графику, скульптуру), архитектуру, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства в их связях с литературой, музыкой, жизнью общества и человека. Изучение изобразительного искусства способствует гармонизации эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире, подготовке обучающихся к осознанному выбору индивидуальной или профессиональной траектории.

Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.

Для учебного курса «Изобразительное искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием различных художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, с использованием музейной педагогики и т.п.


II. Нормативные документы, регламентирующие деятельность

учителя изобразительного искусства


  1. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: http://www.businesspravo.ru).

  2. Концепция художественного образования в Российской Федерации (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403): http://www.gnesin.ru/normativy/concept of art education.html.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) http://standart.edu.ru и www.isiorao.ru.

  4. Эл. версия: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/kafedra/duh_nrav_lab.asp.

  5. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  6. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  7. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  8. Сборник нормативных документов «Искусство» (федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план). М., Дрофа, 2004.

  9. Стандарты второго поколения, «Искусство». М., Просвещение, 2010.

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. «Просвещение» 2011г.

Ознакомиться с проектами федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного и среднего (полного) образования рекомендуем всем педагогическим работникам.


III. Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в федеральном базисном учебном плане.

Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Изобразительное искусство представлено двумя вариантами с примерным распределением учебных часов по разделам курса. Первый вариант тематического планирования предусматривает изучение изобразительного искусства в объеме 134 часа и обеспечивает достаточную подготовку школьников для продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывного образования. Второй вариант ориентирован на расширенное изучение отдельных разделов курса и предусматривает 268 часов за счет интеграции изобразительного искусства и технологии. Варианты различаются логикой построения содержания и расставленными ацентами. Первый вариант построен по модульному принципу, второй- по блочно-тематическому.

В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:

- личностные результаты:

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной

культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;

метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;

предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:

- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;

- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;

- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.

Основное общее образование должно обеспечить личностное самоопределение учащихся – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей школьников (одаренных), способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Содержание образования на второй ступени создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учащихся к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классах основной школы отводиться всего 105 часов, занятия (уроки) проводятся раз в неделю. В 8 классе также отводится один час в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.

Изучение изобразительного искусства в основной школе является продолжением начального этапа художественно-эстетического развития личности, важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного художественного образования и направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира; предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что позволяет обеспечить становление целостного мышления учащихся. Навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, заложенные в учебном курсе «Изобразительное искусство» начальной школы, должны обрести новое качество.

Обучение школьников изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов:

- личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; умение воспринимать мультикультурную картину современного мира;

- в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы при выполнении практических художественно-творческих работ; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

- в познавательной сфере: уметь познавать мир через образы и формы изобразительного искусства;

- метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются: в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти; в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства; в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;

- в области предметных результатов учащимся предоставляется возможность научиться:

- в познавательной сфере: познавать мир через визуальный художественный образ; представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать изученные виды пластических искусств; описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей; развивать эстетический (художественный вкус) как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира; понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства; уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

- в коммуникативной сфере: ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях; организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

- в эстетической сфере: реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне; развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств; воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

- в трудовой сфере: применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.


IV. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК

Для преподавания курса «Изобразительное искусство» в соответствии с образовательными стандартами могут использоваться УМК допущенные и рекомендованные Минобрнауки РФ и включенные в федеральный список, утвержденные приказом №2080 то 24.12.2010 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».

Рекомендованные типовые учебно-методические комплексы по предмету «Изобразительное искусство».


«Школа XXI века» издательство «Вентана-Граф»


1.

СавенковаЛ.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство 1 кл.

Вентана-Граф

2.

СавенковаЛ.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство 2 кл.

Вентана-Граф

3.

СавенковаЛ.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство 3 кл.

Вентана-Граф

4.

СавенковаЛ.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство 4 кл.

Вентана-Граф


«Перспектива» издательство «Просвещение»


5.

ШпикаловаТ.Я., Ершова Л.В.

Изобразительное искусство 1 кл.

Просвешение

6.

СавенковаЛ.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство 2 кл.

Просвешение

7.

СавенковаЛ.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство 3 кл.

Просвешение

8.

СавенковаЛ.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство 4 кл.

Просвешение


«Школа России» издательство «Просвещение»


9.

Неменская Л.А./под ред. Неменского Б.М.

Изобразительное искусство 1 кл.

Просвешение

10.

Неменская Л.А./под ред. Неменского Б.М.

Изобразительное искусство 2 кл.

Просвешение

11.

Неменская Л.А./под ред. Неменского Б.М.

Изобразительное искусство 3 кл.

Просвешение

12.

Неменская Л.А./под ред. Неменского Б.М.

Изобразительное искусство 4 кл.

Просвешение


«Школа 2100» издательство «Баласс»


13.

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.

Изобразительное искусство 1 кл.

Баласс

14.

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.

Изобразительное искусство 2 кл.

Баласс

15.

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.

Изобразительное искусство 3 кл.

Баласс

16.

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.

Изобразительное искусство 4 кл.

Баласс


Завершенные предметные линии


17.

Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В.

Изобразительное искусство 1 кл.

Яхонт

18.

Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В.

Изобразительное искусство 2 кл.

Яхонт

19.

Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В.

Изобразительное искусство 3 кл.

Яхонт

20.

Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В.

Изобразительное искусство 4 кл.

Яхонт

21.

Кузин В.С, Кубышкина Э.И.

Изобразительное искусство 1 кл.

Дрофа

22.

Кузин В.С, Кубышкина Э.И.

Изобразительное искусство 2 кл.

Дрофа

23.

Кузин В.С, Кубышкина Э.И.

Изобразительное искусство 3 кл.

Дрофа

24.

Кузин В.С.

Изобразительное искусство 4 кл.

Дрофа


Рекомендовано


25.

Горячева Н.А., Островская О.В.

под ред. Неменского Б.М.

Изобразительное искусство 5 кл.

Просвещение

26.

Неменская Л.А, / под ред. Неменского Б.М.

Изобразительное искусство 6 кл.

Просвещение

27.

Питерских А.С., Гуров Г.Е.

под ред. Неменского Б.М.

Изобразительное искусство 7-8 кл.

Просвещение


Допущено из списка 2004 года


1.

Кузин В.С, Кубышкина Э.И.

Изобразительное искусство 2 кл.

Дрофа

2.

Кузин В.С, Кубышкина Э.И.

Изобразительное искусство 3 кл.

Дрофа

3.

Кузин В.С.

Изобразительное искусство 4 кл.

Дрофа

4.

Коротеева Е.И./под ред. Неменского Б.М.

Изобразительное искусство 2 кл.

Просвещение

5.

Горяева Н.А.,Неменская Л.А,

Питерских А.С. / под ред. Неменского Б.М.

Изобразительное искусство 3 кл.

Просвещение

6.

Неменская Л.А. /под ред. Неменского Б.М.

Изобразительное искусство 4 кл.

Просвещение

7.

СавенковаЛ.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство 2 кл.

Вентана-Граф

8.

СавенковаЛ.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство 3 кл.

Вентана-Граф

9.

СавенковаЛ.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство 4 кл.

Вентана-Граф

10.

Сокольникова Н.М., Ломов С.П.

Изобразительное искусство 2 кл.

АСТ, Астрель

11.

Сокольникова Н.М., Ломов С.П.

Изобразительное искусство 3 кл.

Астрель

12.

ШпикаловаТ.Я., Ершова Л.В.

Изобразительное искусство 2 кл.

Просвещение

13.

ШпикаловаТ.Я., Ершова Л.В.

Изобразительное искусство 3 кл.

Просвещение

14.

ШпикаловаТ.Я., Ершова Л.В.

Изобразительное искусство 4 кл.

Просвещение


Допущено в основной школе


15.

Ломов С.П., Игнатьев С.Е..

Изобразительное искусство 5 кл.

Дрофа

16.

Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.

Изобразительное искусство 6 кл.

Дрофа

17.

ШпикаловаТ.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А.

Изобразительное искусство 5 кл.

Просвешение

18.

ШпикаловаТ.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А.

Изобразительное искусство 6 кл..

Просвешение

19.

ШпикаловаТ.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А.

Изобразительное искусство 7 кл..

Просвешение
  1   2




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconКомитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Руководителям органов управления образованием муниципальных образований Ленинградской области
Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconКомитет общего и профессионального образования ленинградской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconКомитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconКомитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconКомитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Приглашаем Вас принять участие в IX междисциплинарной научно-практической конференции «Здоровье и образование»
Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconКомитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Приглашаем Вас принять участие в VIII междисциплинарной научно-практической конференции «Здоровье и образование»
Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconКомитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Чкаловский пр., д. 25-а, г. Санкт-Петербург,197136, Тел: (812)235-26-77, факс: 235-16-32
Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconКомитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Чкаловский пр., д. 25-а, г. Санкт-Петербург,197136, Тел: (812)235-26-77, факс: 235-16-32
Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconКомитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Чкаловский пр., д. 25-а, г. Санкт-Петербург,197136, Тел: (812)235-26-77, факс: 235-16-32
Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования iconКомитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Государственне образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы