Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления icon

Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления



НазваниеПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
страница1/3
Дата конвертации23.08.2012
Размер446,88 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>
  1   2   3





Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет психологии


Программа дисциплины

«Психология самооценки»


для направления 030300.62 – «Психология»

подготовки бакалавра


Автор программы:

Молчанова О.Н., канд. психол.н., доцент, omolchanova@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры общей

и экспериментальной психологии «01» ноября 2011 г.

Зав. кафедрой А.К. Болотова

Рекомендована секцией УМС «Психология» «___» __________ 2011 г. Председатель В.А. Штроо


Утверждена УС факультета психологии «___» __________ 2011 г.

Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ___________________


Москва, 2011

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.62 – «Психология», по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Психология самооценки».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ по направлению подготовки 030300.62 "Психология";

  • Образовательной программой направления 030300.62 "Психология" подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.62 "Психология", утвержденным в 2011 г.



2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Психология самооценки» являются:

    • Формирование у студентов общих представлений о сущности самооценки, ее структуре, типах и уровнях, механизмах функционирования, условий формирования и развития в онтогенезе, причинах и последствиях различных видов самооценки.

    • Знакомство с основными направлениями и подходами в исследовании самооценки, методами ее исследования и способами коррекции.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные направления и методы исследования самооценки, важнейшие закономерности ее функционирования и развития.

  • Уметь раскрывать психологические последствия различных типов и уровней самооценки для становления личности и ее жизнедеяетльности.

  • Иметь первичные навыки исследования самооценки личности.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ОС ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системные компетенции

Способен применять профессиональные знания и умения на практике

СК-Б2

Понимает достоинства и ограничения методов исследования самооценки, умеет грамотно провести исследования психологиченских особенностей самооценки.


Лекции, семинарские занятия, эссе, домашнее задание

Инструментальные компетенции

Способен участвовать в проектной, научной, исследовательской, консультационной и прикладной деятельности на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей

ИК-Б1.1п/н/и/к/пр_6.1



Способен организовать и самостоятельно осуществить исследование особенностей самооценки личности.

Способен грамотно интепретировать полученные результаты по исследованию особенностей самооценки.



Семинарские занятия, домашнее задание

Сциально-личностные

Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов

    СЛК-Б4

Способен взаимодействовать в рамках «респондент-исследователь».

Умеет дать грамотную обратную связь респонденту об особенностях самооценки и вытекающих из этого проблемах и ресурсах

Лекции, семинарские занятия, эссе, домашнее задание



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к вариативной части Профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Общая психология, Научно-исследовательский семинар кафдры Общей и экспериментальной психологии и кафедры Психологии личности, Общепсихологический практикум.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание психологии на уровне учебной программы 1 курса

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной области (СК- Б1)

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении всех прочих дисциплин профессионального цикла.

5 Тематический план учебной дисциплины







Название темы

ВВсего часов

Аудиторные часы

Самостоятель­ная работа

Лекции

Семинарские занятия

1.

Развитие взглядов на природу самосознания и самооценки в истории психологии


16

4

4

8

2.

Основные подходы к определению, описанию и исследованию самооценки

12

2

4

6

3.

Самооценка в структуре самосознания

10

2

2

6

4.

Мотивы и механизмы самооценивания. Способы поддержания и защиты самооценки

14

4

2

8

5.

Типы и уровни самооценки

16

4

4

8

6.

Источники формирования самооценки

10

2

2

6

7.

Возрастные особенности самооценки

14

2

2

10

8.

Прикладные исследования самооценки

16

2

4

10

9.

Методы изучения самооценки

18

4

2

12

10.

Способы эффективного развития/повышения самооценки

18

4

4

10





ИТОГО


144

30

30

84



6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

Текущий

(неделя)

Эссе

*/7




5-10 страниц


Домашнее задание




*/5

10-20 страниц

Итоговый

Зачет







Письменный зачет 90 мин.




    1. Критерии оценки знаний, навыков


Студент должен продемонстрировать:

Эссе – умение выявить проблемы в избранной теме, проанализировать их, аргументированно изложить собственное мнение; продемонстрировать творческий подход к осмыслению предложенной темы.

Домашнее задание – способность организовать и самостоятельно провести исследование самооценки респондента по предложенному комплексу методик; проанализировать результаты исследования по каждой методике; сопоставить, обобщить и интерпретировать полученные результаты, сформулировать обоснованные выводы, содержащих ссылки на конкретные результаты исследования.

Зачет – знание базовых понятий, основных методов и направлений исследования самооценки; мотивов и механизмов самооценивания; типов и уровней самооценки; понимание закономерностей ее формирования и развития; способность на основе анализа особенностей самооценки раскрыть личностные и поведенческие особенности индивида, его возможные проблемные зоны и ресурсы.


7. Содержание дисциплины



ТЕМА 1. Развитие взглядов на природу самосознания и самооценки в истории психологии


Общее представление о феноменологии самооценки. Роль и функции самооценки в развитии и функционировании личности.

Общее описание основных подходов к определению и исследованию «Я», самосознания и самооценки. Подход У. Джеймса: «чистое» и эмпирическое «Я». Составные элементы эмпирического «Я»: физическая, социальная, духовная личность. Самооценка в структуре эмпирического «Я».

Теория «зеркального Я» (Ч. Кули). Интеракционистский подход (Дж. Мид). Самоуважение как социальный конструкт. Экспериментальные факты в поддержку теорий У. Джеймса и Ч. Кули. Модель С. Хартер.

Проблема «Я» в психоаналитической теории (З. Фрейд, К. Хорни).

Проблема «Я» в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс).

Развитие взглядов на природу самосознания и самооценки в истории отечественной психологии. Анализ самосознания в работах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Анализ в работах Б.В. Зейгарник исследований уровня притязаний в школе К. Левина. Уровень притязаний и самооценка.


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

ВВсего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Выполнение домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях

1.

Развитие взглядов на природу самосознания и самооценки в истории психологии

8

4

4


Литература:

Основная:

        1. Джеймс У. Личность // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2001. С. 251- 260.

        2. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: наука, 2010. С. 8-44.

        3. Фрейд 3. Разделение психической личности// Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2, испр. и доп. Т.1. Введение/ Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 402- 418.

        4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер, 1999. С. 254-261; 528-563.


Дополнительная:

1. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 333-365.

2. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина.– М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.64–98.

3. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 45-122.

4. Орлов А.Б. «Эмпирическая» личность и ее структура // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 156-173.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989. С. 236–249.

6. Фрейд З. Идеал «Я» // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 442–446.

7. Хорни К. Я-идеальное // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 423–441.


ТЕМА 2. Основные подходы к определению, описанию и исследованию самооценки и самооценивания


Подходы к пониманию самооценки и ее структуры. Самооценка как аффективный компонент Я-концепции. Самооценка как взаимосвязь между уровнями «Я». Регулирующая функция самооценки. Самооценка как определенный вид или уровень развития самоотношения и самопознания, как особое оценочное отношение к себе.

Самооценка в структуре Я-концепции (М. Розенберг, Р. Бернс). Самооценка в структуре самосознания (И.И.Чеснокова). Самооценка в контексте концепции смысла «Я» (В.В. Столин). Самооценка в структуре самоотношения (С.Р. Пантилеев). Самооценка как специфическая функция самосознания (Л.В. Бороздина).

Самооценка как процесс и как результат. Два процесса самооценивания: оценка и эмоция (N. Emler). Основные характеристики оценочного процесса (Р.С. Лазарус, К.А. Смит). Оценка Мотивационной релевантности события, оценка его Мотивационной конгруэнтности. Сравнение – суть оценочного процесса.

Структурно-процессуальная модель самооценивания. Компоненты самооценивания. Самооценка и эмоциональное отношение к себе.

Двухуровневое строение самооценки: общая самооценка и частные самооценки. Соотношение общей и частных самооценок: «восходящая» и «нисходящая» теории.


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

ВВсего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовка к контрольной работе по теме

2.

Основные подходы к определению, описанию и исследованию самооценки

6

2

4


Литература:

Основная:

1. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 130- 143.

2. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №4. С.99-100.

3. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: наука, 2010. С. 44- 72.

Дополнительная:

1. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. – СПб.: Питер, 2003. С. 388-393.

2. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 208-242.

3. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 174–207.

4. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 79-123.

5. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

6. Wells L.E., Marwell G. Self-esteem: Its Conceptualization and Measurement. London, 1976.


ТЕМА 3. Самооценка в структуре самосознания


Представление о самосознании и его структуре (Дж. Капрара, Д. Сервон, В.С. Мерлин, В.С. Мухина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.). Соотношение понятий «самосознание» и «Я-концепция».

Когнитивная подструктура самосознания. Процесс самопознания. Компоненты Я-образа. Модель М. Розенберга.

Оценочная подструктура самосозания. Самооценивание и самооценка. Параметры самооценки: высота, устойчивость, адекватность, аргументированность, дифференцированность, осознаваемость, точность, уверенность. Модальность самооценки: категорическая, проблематическая. Виды самооценки по ее временной отнесенности: прогностическая, актуальная, ретроспективная.

Эмоциональная подструктура самосознания. Самооценочные эмоции. Самопринятие. Самооценка и самоотношение. Эмоционально-ценностное отношение к себе.

Поведенческая подструктура самосознания. Основные функции Я-концепции (Р. Бернс). Саморегулирование в системе «Я-другие» и «Я – Я». Проблема самопрезентации. Внутренние действия по отношению к собственному «Я» (Н.И. Сарджвеладзе).

Феномен самоэффективности (А. Бандура). Характеристики самоэффективности. Источники самоэффективности. Самоэффективность и реальное поведение.

Самооценивание в структуре процессов самосознания. Модель Я-концепции.


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

ВВсего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Выполнение домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях

3.

Самооценка в структуре самосознания

6

2

4


Литература:

Основная:

1. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Бернс Р. Что такое Я-концепция // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 130- 143.

2. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: наука, 2010. С. 72-107.

3. Столин В.В. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С.144-155.

Дополнительная:

1. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. – СПб.: Питер, 2003. С. 349-370.

2. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 208-242.

3. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 174–207.

4. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.


ТЕМА 4. Мотивы и механизмы самооценивания. Способы поддержания и защиты самооценки


Мотив Я-соответствия (мотив самоверификации). Экспериментальная модель теорий Я-соответствия. Мотив самовозвышения (максимизации самооценки). Триада самовозвышения: эффект «выше среднего», иллюзия контроля, безосновательный оптимизм (K. Sedikides, А. Gregg). Мотивы самопознания, самосовершенствования, самопрезентации, самозащиты. Самовозвышение vs самоверификации: результаты эмпирических исследований.

Интериоризация «чужих оценок» как механизм самооценивания (Ч.Кули, Дж.Мид). Эмпирические исследования, подтверждающие факт изменения самооценки в сторону групповых оценок. Факторы принятия оценок других людей.

Социальное сравнение как механизм самооценивания. Основные постулаты теории социального сравнения (К.Хакмиллер). Эмпирические исследования подтверждающие, дополняющие и опровергающие основные положения теории социального сравнения.

Самоатрибуция как механизм самооценивания. Теория самовосприятия Д.Бема.

Соотнесение реального и идеального Я как механизм самооценивания. Точка зрения К.Роджерса и современные представления о расхождении реального и идеального Я.

Временное сравнение как механизм самооценивания. Конгруэнтный и неконгруэнтный подходы. Модель фокусирующего внимания.

Смысловая интеграция жизненных переживаний (В.В.Столин, И.С.Кон) как основа самооценивания.

Совместная работа различных механизмов самооценивания (Х. Хекхаузен). Теория Я-расхождений (Т. Хиггинс). Модель поддержания самооценки (A. Tesser).

Механизмы поддержания и защиты самооценки: обесценивание негативной обратной связи, подкрепление значимой части Я-концепции, игнорирование информации, приукрашивание себя в сферах, лежащих вне зоны актуального самопроявления, избирательность в выборе круга общения, сравнение с несходными другими, генерализация самооценки из одной области на другие и др. (К.Герген, В.В. Столин, В.Ф. Сафин). Стратегии поддержания собственного «Я» у лиц с высокой и низкой самооценкой (Р. Баумейстер).


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

ВВсего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Выполнение домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях

4.

Мотивы и механизмы самооценивания. Способы поддержания и защиты самооценки

8

4

4



Литература:

Основная:

        1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. С. 211-217.

        2. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: наука, 2010. С. 108-149.

        3. Sedikides K., Gregg A. Portraits of self // Sage handbook of social psychology – London: Sage Publications, 2002. P. 110–138. Web:

http://www.psychology.soton.ac.uk/people/showpublications.php?username=cs2&source=


Дополнительная:

1. Кон И.С. Психология самосознания. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 97-106.

2. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. – СПб: Питер, 1997. С. 79-98.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. – С. 245–254.

4. Роджерс К. Измерение изменений в «Я» // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 447-459.


ТЕМА 5. Типы и уровни самооценки


Общая и частные самооценки. Параметры общей и частной самооценки (А.В. Захарова).

Низкая и высокая самооценка. Психологические особенности и стратегии поведения людей с высокой и низкой самооценкой. Причины и последствия низкой самооценки. Путаная Я-концепция (Р. Баумейстер).

Адекватная и неадекватная самооценка. «Аффект неадекатности» (Л.И. Божович, М.С. Неймарк). Проблема измерения адекватности самооценки.

Стабильная и изменчивая самооценка. Роль стабильности и уровня самооценки в психологическом функционировании (М.Кernis).

Эксплицитная и имплицитная самооценка и их соотношение. Техники измерения имплицитной самооценки.

Независимая и зависимая самооценка. Модель J. L Tracy, R. Robins. Четыре формы «хрупкой» самооценки. Основания самооценки, определяющие ее независимость/зависимость (J. Crocker).

Оптимальная («здоровая») и хрупкая («слабая») самооценка. Подходы к их дифференциации. Модель оптимальной самооценки (J. Bluestein).

Фундаментальная структура самооценки (N. Branden, С. Mruk) и базовые типы самооценки: 1) высокая, 2) низкая, 3) основанная на чувстве собственного достоинства, 4) основанная на чувстве собственной компетентности. Уровни базовых типов самооценки (С. Mruk).


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

ВВсего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовка к написанию эссе

5.

Типы и уровни самооценки

8

2

6


Литература:

Основная:

1. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: наука, 2010. С. 150-197.

2. Bluestein J. The Myth of the Self-Esteem “Myth”.

Web: http://www.janebluestein.com/handouts/myth.html

3. Mruk C. J. Self-Esteem Research, Theory, and Practice : Toward a Positive Psychology of Self-Esteem. – New York, NY, USA: Springer Publishing Company, 2006.

Web: http://82.179.249.32:2066/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10171372

4. Reasoner R.W. What is optimal self-esteem? // Research Bulletin. 2006. № 1. Web: http://www.janebluestein.com/articles/nase_optimal.html


Дополнительная:

        1. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5-14.

        2. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 3. С. 18-30.

        3. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения // Вопросы психологии. 1975. №3. С.62-72.

        4. Baumeister R.F., Campbell J.D., Krueger J.I., Vohs K.D. Does high self-esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? Psychological science in the public interest. 2003. V. 4. № 1. Web: http://www.csom.umn.edu/Assets/53495.pdf

        5. Emler, N. Self-esteem: The costs and consequences of low self-worth. – York, England: York Publishing Services. 2001.


ТЕМА 6. Источники формирования самооценки


Внутрисемейные факторы, влияющие на формирование самооценки (Р. Бернс, M.Rosenberg). Формирование самосознания и детско-родительские отношения. Источники самооценки: что и как передают родители (В.В. Столин). Теория привязанности Дж. Боулби. Тип привязанности и самооценка. Детско-родительские отношения как предиктор особенностей самооценки взрослого человека.

Условия формирования низкой, средней и высокой самооценки (С. Куперсмит). Способы повышения и снижения родителями самооценки ребенка (G. Brecht).

Влияние взаимоотношений со сверстниками и значимыми взрослыми на самооценку ребенка. Социальная поддержка и успех/неуспех в деятельности.

Культурные нормы и традиции.

Факторы изменчивости самооценки на этапе взрослости. Представление о Я-схеме, рабочей Я-концепции и «возможных Я» (Х. Маркус).

Влияние событий жизни на самооценку. Изменение структурно-иерархической организации самооценки в кризисной жизненной ситуации.


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

ВВсего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовка к написанию эссе

6.

Источники формирования самооценки

6

2

4


Литература:

Основная:

              1. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 143-179.

              2. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: наука, 2010. С. 198-207.

              3. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Московского университета, 1983. С. 30-62.


Дополнительная:

1. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003.

2. Кузьмина З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи // Личность в психологическом эксперименте. М., 1973. С.34-44.

3. Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3. № 2. С. 23-51.

4. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

5. Тхостов А.Ш., Степанович Д.А. Влияние кризисной жизненной ситуации на струкутру самооценки // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 128-133.

6. Harter S. Development processes in the construction of the self // T.D. Yawkey, J.E. Johnson (Eds.) Integrative processes in socialization: Early to middle childhood. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988. P. 45-78.

7. Hoiat M. Satisfaction with early relationships with parents and psychosocial attitudes in adulthood: Which parent contributes more? // The j. of Genetic Psychology. 1998. V. 159. № 2. P. 203-220.

8. Markus H.R., Nurius P. Possible selves // American Psychologist. 1986. № 41. P. 954–969.


ТЕМА 7. Возрастные особенности самооценки


Зарождение самосознания. Самоощущение. Самовыделение и «принятие себя в расчет» в перцептивных и двигательных процессах. Дифференциация «Я» – «другой». Самоузнавание. Базовые категории самости: имя, пол, возраст. Личное действие и сознание «Я сам». Формирование аспектов самосознания: чувства телесного Я, ощущения непрерывной самоидентичности, самоуважения (Г. Олпорт).

Основы формирования образа самого себя у дошкольников. Понятие «предсамооценка» (Б.Г.Ананьев). Механизмы самооценивания в дошкольном возрасте. Особенности самооценки и их динамика от младшего к старшему дошкольному возрасту. Формирование аспектов самосознания: расширение Я, образ Я (Г. Олпорт).

Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Оценочная деятельность учителя и ее влияние на самооценку младшего школьника. Асинхронность становления структурных компонентов самооценки в младшем школьном возрасте (А.В.Захарова). Я как субъект рационального совладания (Г. Олпорт).

Самооценка в подростковом возрасте и в юности. Формирование идентичности (Э.Эриксон), проприативного стремления (Г. Олпорт). Статусы идентичности (Дж.Марсиа) и самооценка.

Динамика самооценки на этапе взрослости. Специфика самооценки в период ранней взрослости. Изучение содержания самооценки, ее источников и механизмов. Особенности самооценки в период средней взрослости. Различия в содержании самооценки, ее уровневой и структурной организации у мужчин и женщин.

Исследования самооценки в позднем возрасте. Изменение высоты самооценки и ее механизмов в геронтогенезе. Содержание самооценки, ее устойчивость и адекватность в пожилом и старческом возрасте. Процессы, компенсирующие нарастание негативных характеристик в позднем возрасте, стабилизирующие систему «Я».


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

ВВсего часов

Распределение самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям

Написание эссе

7.

Возрастные особености самооценки

10

2

8


Литература:

Основная:

              1. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: наука, 2010. С. 207-242.

              2. Олпорт Г. Развитие чувства Я // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психоло­гия»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 156-172.


Дополнительная:

1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. № 4. С.5-13.

2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. труды. М. 1980. Т.Н. С. 103-127.

3. Бороздина Л. В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. №1. С.23-41.

4. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой зрелости // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. психология. 1990. №2. С.24-38.

5. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. №4. С.45-57. Психология. 1997. № 1. С.27-43.

6. Бороздина Л. В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте пожилых. Сообщение 1: Содержание самооценки // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, №4, 1998. С. 29-40. Сообщение 2: Высота, устойчивость, адекватность самооценки // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, №1, 1999. С. 20-30.

7. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск. 1993.

8. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 1984. С.177-231.

9. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии, №2(18), 1999. С. 133-141.

10. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.


ТЕМА 8. Прикладные исследования самооценки


Образ физического Я и самооценка. Образ физического Я у подростков, страдающих ожирением (Е.Т.Соколова).

Особенности физического Я и самооценка при транссексуализме (Е.Т. Соколова).

Самооценка и уровень притязаний. Классические исследования уровня притязаний (Ф. Хоппе) и современные данные о соотношении самооценки и уровня притязаний (Л.В.Бороздина и др.). «Триада риска» (Л.В. Бороздина, О.В. Пукинска).

Самооценка и локус контроля. Самооценка и копинг-стратегии.

Самооценка и субъективное благополучие. Взаимосвязь самооценки и ощущения счастья. Соотношение интегральной самооценки и типов временной трансспективы.

Самооценка и коммуникативные проблемы. Проблема одиночества.

Особенности самооценки у лиц с делинквентным поведением: возможности изучения и коррекции.

Личностная и профессиональная самооценка. Продуктивность учебной и профессиональной деятельности. Самооценка и самоэффективность.


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

ВВсего часов

Распределение самостоятельной работы

Выполнение домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях

Выполнение домашнего задлания по текущему контролю

8.

Прикладные исследования самооценки

10

4

6


Литература:

Основная:

        1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 2000. С. 3-52

        2. Соколова Е.Т. Я-образ тела // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 406-422.

        3. Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества. М., 1989. С.169-191.


Дополнительная:


1. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

2. Бандура А. Теория социального научения. СПб: Евразия, 2000.

3. Бороздина Л. В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. №1. С. 104-113.

4. Бороздина Л.В., Рощина Е.С. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности // Новые исследования в психологии. 1987. № 1. С.23-26.

5. Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. №1. С. 45-54.

6. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2000.

8. Пукинска О.В. «Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 5. С. 63–72.

9. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 149-157.

10. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.


ТЕМА 9. Методы изучения самооценки


Систематизация и анализ методов изучения самооценки.

Нестандартизированные самоотчеты: самоописания в дневниках, письмах, беседе; методика свободного самоописания, методика «Двадцать утверждений» (M.H.Kuhn, T.S. McPartland).

Стандартизированные самоотчеты: опросник самоуважения М.Розенберга, опросник самоотношения Р. С. Пантилеева, опросник эмоционально-ценностного отношения к себе В.В.Столина и др.

Контрольные списки (техника «Лист прилагательных»): достоинства и недостатки.

Варианты методики Дембо-Рубинштейн (Л.В. Бороздина, А.М. Прихожан, С.Я. Рубинштейн).

Применение проективных техник для исследования Я-концепции и самооценки. Техники изучения имплицитной самооценки.

Автобиографические тексты и нарративы в исследовании самооценки.

Перспективы развития методов диагностики самооценки и связанных с ней конструктов.


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

ВВсего часов

Распределение самостоятельной работы

Выполнение домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях

Выполнение домашнего задлания по текущему контролю

9.

Методы изучения самооценки

12

4

8


Литература:

Основная:

        1. Бернс Р. Проблемы измерения Я-концепции // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 365-367.

        2. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во Московского университета, 1987. С. 254-289.


Дополнительная:

1. Кон И.С. О пользе и вреде самоанализа // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 117-122.

2. Роджерс К. Измерение изменений в «Я» // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 447-459.

        1. Кун М., Макпартлэнд Т. «Кто Я?» // Психология самосознания.

Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 460-468.

4. Mruk C. J. «Good» self-esteem assessment insruments // Self-Esteem Research, Theory, and Practice : Toward a Positive Psychology of Self-Esteem. – New York, NY, USA: Springer Publishing Company, 2006.

Web: http://82.179.249.32:2066/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10171372


ТЕМА 10. Способы эффективного развития/повышения самооценки


Развитие самопонимания, самопознания и самооценки. «Окно Джогари»: модель представления самого себя и соучастия других в процессе восприятия и познания.

Подходы повышения (развития) самоуважения у детей и взрослых: когнитивный; поведенческий; эмпирический; подход, основанный на развитии умений; подход, связанный с изменением окружающей среды (N. Branden).

Техники эффективного повышения самооценки: принятие и забота; последовательная, позитивная обратная связь; когнитивное реконструирование; осознание роли самооценки в жизни личности; обучение навыкам уверенного поведения; моделирование поведения; формирование умений разрешать проблемы (C.J. Mruk).

Главные принципы, на которых базируется самооценка («шесть столпов самоуважения») и их развитие: сознательная жизнь, самопринятие, самоответственность, самоуверенность, жизненная целенаправленность, личностная интеграция (N. Branden, 1994)

Примеры конкретных упражнений и тренингов в решении проблем, связанных с самооцйенкой: принципы работы и эффективность.


Самостоятельная работа:



Самостоятельная работа

ВВсего часов

Распределение самостоятельной работы

Выполнение домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях

Выполнение домашнего задлания по текущему контролю

10.

Способы эффективного развития/повышения самооценки

10

4

6


Литература:

Основная:

1. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: Наука, 2010. С. 242-264.

2. Mruk C. J. Effective self-esteem enhancement techniques // Self-Esteem Research, Theory, and Practice : Toward a Positive Psychology of Self-Esteem. – New York, NY, USA: Springer Publishing Company, 2006.

Web: http://82.179.249.32:2066/lib/hselibrary/docDetail.action?docID=10171372


Дополнительная:

1. Зимбардо Ф. Застенчивость. – М.: Педагогика, 1991.

2. Зимбардо Ф. Формирование самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. С. 282–296.

3. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. – М.: Генезис, 1997.

4. Полети Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо / Пер. с фр. Л. Боровиковой. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993.

6. Смит М. Дж. Тренинг уверенности в себе: пер. с англ. – СПб.: ООО «Речь», 2001.

8. Образовательные технологии



Данная дисциплина состоит из лекционных и семинарских занятий. Ряд семинарских занятий строится в виде дискуссий, ролевых игр, анализа и обсуждения результатов исследования самооценки по различным методикам и разбора практических задач по отдельным вопросам.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом гобу впо гу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом гобу впо гу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой по направлению
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030300. 62...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом гобу впо гу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой по направлению
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030300. 62...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом гобу впо гу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой по направлению
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030300. 62...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом гобу впо гу-вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой по направлению
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030300. 62...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы