Проект примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических иследований icon

Проект примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических иследований



НазваниеПроект примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических иследований
страница1/3
Дата конвертации23.08.2012
Размер0.52 Mb.
ТипПримерная программа
скачать >>>
  1   2   3


ПРОЕКТ


Примерная программа учебной дисциплины


Микробиология и техника микробиологических иследований


060105 Медико-профилактическое дело


2012 г.


Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060105 «Медико-профилактическое дело»


Организация-разработчик: ГОУ СПО “Нижегородский медицинский базовый колледж”.


Разработчики:

Скворцова Инна Евгеньевна, преподаватель микробиологии высшей квалификационной категории, кандидат биологических наук.


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).


Заключение Экспертного совета № ________от “____”__________20___г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


7

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАМЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


30

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


36


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

микробиология и техника микробиологических исследований


    1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060105 «Медико-профилактическое дело», базовый уровень образования.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Микробиология и техника микробиологических исследований» относится к профессиональному циклу общепрофессиональных дисциплин.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • принимать, регистрировать, отбирать пробы объектов внешней среды и пищевых продуктов.

  • Готовить исследуемый материал, питательные среды, реактивы и оборудование для проведения микроскопических, микробиологических и серологических исследований

  • проводить микробиологические исследования проб объектов внешней среды и пищевых продуктов

  • оценивать полученный результат и вести документацию. ________________________________________________________________

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • классификацию и морфологию микроорганизмов, способы их идентификации

  • задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории.

__________________________________________________________________


1.4. Перечень формируемых компетенций


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологических обследований коммунальных объектов земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.

ПК 1.2

Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.

ПК 1.4

Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по общей и коммунальной гигиене.

ПК 1.5

Участвовать в проведении социально – гигиенического мониторинга и других статистических наблюдений с использованием информационных технологий.

ПК 2.1

Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологических обследований промышленных объектов с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.

ПК 2.3

Производить отбор проб для проведения лабораторных исследований и испытаний.

ПК 2.4

Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене труда.

ПК 3.1

Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.

ПК 3.3

Производить отбор образцов продовольственного сырья и пищевых продуктов для проведения лабораторных исследований и испытаний.

ПК 3.5

Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене питания.

ПК 4.1

Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологического обследования образовательно – воспитательных учреждений для детей и подростков с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.

ПК 4.2

Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.

ПК 4.4

Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене детей и подростков.

ПК 5.2

Участвовать в проведении эпидемиологических расследований очагов инфекционных и паразитарных заболеваний
с отбором образцов различных факторов среды, биологического материала и выполнении комплекса первичных противоэпидемических мероприятий.


ПК 5.3

Участвовать в проведении эпидемиологических обследований объектов с отбором проб.


ПК 5.5

Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации
по эпидемиологии и паразитологии.


ПК 5.7

Участвовать в проведении дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий на объектах и в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний, контролировать качество
их проведения и оформлять соответствующую документацию.


ПК 5.8

Осуществлять элементы эпидемиологического надзора
за внутрибольничными инфекциями и вести делопроизводство помощника эпидемиолога лечебно-профилактического учреждения.


ПК 5.9

Участвовать в организации производственного контроля
за соблюдением санитарных норм и правил, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в учреждениях здравоохранения.


ОК 13

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 14

Вести утвержденную учетно – отчетную документацию


1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 222 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 148 часов;

самостоятельной работы обучающегося 74 часа.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДСЦИПЛИНЫ

МИКРОБИОЛОГИЯ И ТЕХНИКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

222

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

148

в том числе:




- лабораторные работы

66

- контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

74

в том числе:




- подготовка информационного сообщения

11

- составление опорного конспекта

18

- составление сводных (обобщающих) таблиц по темам

10

- составление глоссария (не менее 20 слов)

6

- подготовка и защита рефератов

10

- создание учебных материалов - презентаций

14

- составление кроссвордов

5

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических исследований


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел I:

Общая микробиология







Тема I.1 «Предмет микробиологии. История ее развития»

Содержание учебного материала

Микробиология как наука. Медицинская микробиология - дисциплина, изучающая экологическую систему «макроорганизм – микроорганизм» в определенных условиях внешней среды. Задачи и достижения медицинской микробиологии. Основные этапы исторического развития. Роль А. Левенгука, Л. Пастера, Р. Коха в становлении микробиологии. Роль И.Мечникова и П. Эрлиха в развитии иммунологии. Открытие патогенных простейших, вирусов, прионов. Роль отечественных микробилогов (Е.Н.Павловского, П.Ф. Здродовского, М.И,Чумакова, Л.А. Зильбера, З.В. Ермольевой и др.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Написание реферата «Тайны третьего царства», подготовка презентаций о микробиологах. Написание реферата «Современный этап развития микробиологии»

2




Тема I.2 «Морфология микроорганизмов»

Содержание учебного материала

Основные принципы классификации микроорганизмов. Современная международная классификация Берджи. Протисты: эукариоты (простейшие, грибы), прокариоты (бактерии, спирохеты, риккетсии, хламидии, микоплазмы). Морфология и ультраструктура бактерий. Основные форма и величина, полиморфизм бактерий. Морфология грибов, спирохет, простейших, риккетсий, микоплазм, вирусов.

3

1

Лабораторная работа №1 «Освоение методик изучения микробиологического мазка. Микроскопирование с иммерсией»


Ознакомление с лабораторной посудой и ее назначением. Требования к чистоте лабораторной посуды. Демонстрация сухих красок и приготовление рабочих растворов красок. Приготовление микроскопического мазка из агаровой и бульонной культур. Фиксация и окраска по Граму. Микроскопирование с иммерсией. Оформление протокола с зарисовкой выявленных форм.


Лабораторная работа № 2 « Освоение техники приготовления и микроскопирования препаратов «висячая» и «раздавленная» капля. Определение подвижности бактерий».


Техника приготовления и микроскопия препаратов «висячая» и «раздавленная» капля. Определение подвижности бактерий.

Окрашивание препаратов по методу Ожешко. Капсульные и спорообразующие формы бактерий. Демонстрация окраски по Цилю – Нильсену.

6


6


3


3



Контрольная работа

Тестовый контроль по теме «Морфология микроорганизмов»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сводной таблицы «Патогенные кокки», Подготовка презентации «Патогенные нейссерии». «Стрептококковые инфекции», «Стафилококковые инфекции». Составление глоссария микробиологических терминов по теме.

8




Тема I.3 «Химический состав микробной клетки. Физиология микроорганизмов»

Содержание учебного материала

Химический состав микробной клетки. Питание микроорганизмов. Типы питания. Характеристика питательных сред для выращивания микроорганизмов. Дыхание бактерий. Аэробы и анаэробы. Ферменты. Методы изучения ферментативной активности бактерий и использование их для идентификации микроорганизмов. Рост и размножение микробов. Образование пигментов, ароматических веществ, витаминов, токсинов.

4

2

Лабораторная работа №3 «Приготовление плотной питательной среды. Изучение культуральных свойств микроорганизмов»


Демонстрация сухих и готовых питательных сред. Приготовление плотной питательной среды. Посев на плотные питательные среды петлей и тампоном (газоном, штрихом, уколом в столбик). Выделение чистой культуры. Изучение культуральных свойств микроорганизмов..

Подбор сред для изучения ферментации бактерий.

6

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление глоссария микробиологических терминов. Составление сводной таблицы «Характеристика питательных сред и их применение». Подготовка сообщения на тему: «Современные технологии в микробиологической практике»

5




Тема I.4 «Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Вирусы бактерий (бактериофаги). Изменчивость микроорганизмов»

Содержание учебного материала

Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы в природных условиях и искусственном воздействии. Физические факторы. Температурный режим. Стерилизация и ее виды. Влияние химических факторов на микроорганизмы. Понятие о дезинфекции. Виды дезинфекции. Основные дезинфицирующие вещества и их применение. Механизм действия дезинфицирующих средств.

Влияние биологических факторов. Симбиоз и антагонизм в мире микроорганизмов. Вирусы бактерий. Морфология и химический состав, биологические свойства фагов. Распространение в природе, получение и практическое применение фагов.

Понятие о фенотипической и генотипической изменчивости. Направленная изменчивость и ее практическое применение в медицине. Лекарственно устойчивые формы бактерий. Значение изменчивости бактерий в лабораторной диагностике инфекционных заболеваний.


4

2

Лабораторная работа № 4 « Изучение видов стерилизации. Освоение подготовки лабораторной посуды к стерилизиции»


Стерилизация и ее виды. Работа автоклава и сухожарового шкафа. Подготовка лабораторной посуды к стерилизации. Дезинфицирующие растворы (карболовая кислота, хлорамин, лизол). Приготовление 2% раствора хлорной извести. Проведение дезинфекции рук и рабочего места.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения и презентации на тему «Требования к стерилизации и дезинфекции», «Контроль качества». Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика влияния антибиотиков на микроорганизмы» и самостоятельно сделать выводы.

Изучение наборов и заполнение таблицы «Сравнительная характеристика вакцин», «Сравнительная характеристика бактериофагов»

3




Тема I.5. «Нормальная микрофлора человека»

Содержание учебного материала

Нормальная микрофлора тела человека. Значение отдельных представителей аутофлоры для организма. Микрофлора ротовой полости, желудочно - кишечного тракта, кожи, слизистых. Понятие о дисбактериозе, причины развития дисбактериоза, последствия для организма.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Распределение микроорганизмов в теле человека».

1




Тема I.6. «Учение об инфекции»

Содержание учебного материала

Понятия «инфекция», «инфекционные болезни», Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Патогенность и вирулентность. Единицы измерения вирулентности. Факторы вирулентности. Условно - патогенные (оппортунистические) микроорганизмы. Экзо- и эндотоксины. Характеристика, получение и применение токсинов. Роль микроорганизмов внешней среды и социальных условий в возникновении и развитии инфекционных заболеваний. Экзогенные инфекции. Источники инфекции, пути передачи, входные ворота. Эндогенные инфекции. Пути распространения микробов и токсинов в организме. Динамика развития инфекционного процесса. Носительство патогенных микробов. Формы инфекции.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление глоссария по теме «Учение об инфекции». Составление кроссвордов на тему «Инфекционный процесс»

1













Тема I.7. «Учение об иммунитете»

Содержание учебного материала

Естественная устойчивость организма к факторам внешней среды. Иммунная система организма. Виды и формы иммунитета. Барьеры иммунитета. Защитная роль кожи, слизистых оболочек, лимфатических узлов. Гуморальные факторы защиты: система комплемента, Лейкины, нормальные антитела, лизоцим, интерферон. Клеточные факторы защиты. Т- и В- лимфоциты. Фагоциты. Виды фагоцитирующих клеток. Механизм фагоцитоза. Учения И.И. Мечникова о фагоцитозе. Значение воспаления в борьбе с патогенными микроорганизмами. Роль нормальной микрофлоры в защите организма от инфекции. Специфический приобретенный иммунитет. Антигены. Свойства, химическая характеристика. Полноценные и неполноценные антигены (гаптены). Детерминантные группы (эпитопы).Антигенная структура бактериальной клетки (O, V, K, H – антигены). Протективные антигены. Антитела. Классы иммуноглобулинов. Свойства. Структура.

4

1

Контрольная работа

Тестовый контроль по теме «Иммунология»

1

2

Лабораторная работа № 5 «Постановка реакции непрямой агглютинации, кольцепреципитации. Определение чувствительности к антибиотикам методом дисков».


Реакции агглютинации на стекле, в пробирках. Постановка реакции непрямой агглютинации, кольцепреципитации. Определение чувствительности к антибиотикам методом дисков.

4

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление глоссария по разделу иммунология. Написание рефератов по разделу «иммунология», подготовка сообщения «Современная номенклатура лимфоцитов».

5




Тема I.8 «Специфическая иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных болезней»

Содержание учебного материала

История вакцинации. Препараты для создания активного и пассивного иммунитета. Вакцины живые, убитые, химические. Ассоциированные вакцины. Аутовакцины. Анатоксины. Способы приготовления вакцин и анатоксинов. Методы вакцинации. Ревакцинация. Вакцинопрофилактика и вакцинотерапия.

Сыворотки антитоксические и антивирусные. Гамма – глобулин. Способы приготовления и хранения антитоксинов. Серопрофилактика и серотерапия. Развитие вакцинно-сывороточного дела.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика вакцин и сывороток». Подготовка сообщения «Вакцинация – ЗА и ПРОТИВ»

1




Тема I.9 «Аллергия и анафилаксия»

Содержание учебного материала

Аллергия. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов. Анафилактический шок. Понятие о сывороточной болезни. Способы предупреждения анафилактического шока и сывороточной болезни. Атопия. Инфекционная аллергия. Сенсибилизация и десенсибилизация. Аллергические реакции и их диагностическое значение .

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление списка наиболее распространенных аллергенов.

1




Тема I.10 «Химиотерапия и химиопрофилактика инфекционных болезней. Антибиотики»

Содержание учебного материала

Понятие о химиотерапии и химиопрофилактике. Общая характеристика химиотерапевтических препаратов. Основные группы антимикробных химических веществ. История открытия антибиотиков (работы И.И. Мечникова, А. Флеминга). Работы отечественных ученых (З.В. Ермольева, Н.А. Красильников, Б.П. Токин и др.). Классификация антибиотиков. Получение антибиотиков. Понятие об антибактериальном спектре действия антибиотиков. Свойства антибиотиков. Механизмы их действия на микроорганизмы. Побочные действия при антибиотикотерапии. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Классификация антибиотиков»

1







Раздел II: ЧАСТНАя микробиология

Тема II.1 «Патогенные кокки. Стафилококки. Стрептококки»

Содержание учебного материала

Общая характеристика патогенных кокков. Распространение кокков в окружающей среде.

Стафилококки. Морфология и биологические свойства. Токсины и ферменты. Экология. Устойчивость к факторам окружающей среды. Классификация. Пиодермия как профессиональное заболевание. Стафилококковые инфекции в родильных домах. Пищевые стафилококковые инфекции. Энтеротоксины. Иммунитет к возбудителям пищевых токсикоинфекций. Правила взятия материала и доставка его в лабораторию. Сопроводительная документация. Лабораторная диагностика. Фаготипирование.

Специфическая профилактика и терапия. Медицинская этика.

Морфология и биологические свойства стрептококков. Экология. Антигенная структура. Устойчивость к факторам окружающей среды. Классификация. Заболевания, вызываемые стрептококками. Роль стрептококка в этиологии скарлатины и при ревматизме. Иммунитет. Правила взятия материала и доставка его в лабораторию. Меры безопасности при заборе и доставке. Лабораторная диагностика. Специфическая терапия. Медицинская этика.


2

2

Лабораторная работа № 6

«Изучение препаратов кокковой инфекции: стафилококки, стрептококки.»


Морфология и биологические свойства кокков. Патогенные кокки. Изучение препаратов кокковой инфекции: стафилококки, стрептококки. Описание колоний, выявление кокковой микрофлоры. Характеристика колоний на посеве воздуха седиментационным методом по Коху.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сводной таблицы «Сравнительная характеристика патогенных кокков».

Подготовка сообщения «Патогенные кокки». «Стрептококковые инфекции».

2




Тема II.2 «Патогенные кокки. Менингококки. Гонококки. Пневмококки»

Содержание учебного материала

Пневмококки. Морфология и биологические свойства. Экология. Серовары. Устойчивость к факторам окружающей среды. Заболевания у человека. Патогенез. Иммунитет. Меры безопасности. Сопроводительная документация. Лабораторная диагностика. Специфическая терапия. Менингококки. Морфология и биологические свойства. Экология. Антигенная структура. Устойчивость к факторам окружающей среды. Заболевания, вызываемые менингококками, патогенез. Иммунитет. Правила взятия материала. Меры безопасности при заборе и доставке материала, правила доставки. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика. Гонококки. Морфология и биологические свойства. Антигенная структура. Экология. Устойчивость к факторам окружающей среды. Заболевания, вызываемые гонококками. Патогенез. Правила взятия материала. Меры безопасности при заборе материала. Доставка материала в лабораторию. Профилактика бленнореи. Специфическая терапия гонореи. Медицинская этика.

2

2

Лабораторная работа № 7 «Изучение препаратов менингококков, пневмококков, гонококков».


Изучение препаратов менингококков, пневмококков, гонококков. Описание микроорганизмов и зарисовка. Морфологическая и физиологическая характеристика. Механизмы и пути заражения. Методика приготовление препаратов из чистой культуры стафилококка и из гноя больного, их окраска и микроскопия.

2

3

Контрольная работа

Тестовый контроль по теме «Патогенные кокки».

1




Самостоятельная работа обучающихся

Написание рефератов: «Пневмония», «Менингит». Составление словаря микробиологических терминов по теме.

2,5




Тема II.3 «Кишечные бактерии. Эшерихии.

Содержание учебного материала

Морфология и биологические свойства. Экология. Антигенная структура. О-, Н-, К-антигены. Классификация. Устойчивость к факторам окружающей среды. Роль в физиологии человека. Антагонистические свойства. Эшерихии как условно-патогенные микроорганизмы. Их значение как санитарно- показательных микроорганизмов. Патогенные эшерихии. Иммунитет. Правила взятия материала и доставка его в лабораторию. Сопроводительная документация. Лабораторная диагностика эшерихиозов.

2

2

Лабораторная работа № 8 «Изучение культуральных свойств санитарно – показательных микроорганизмов»


Санитарно-показательные микроорганизмы. (СПМО). Возбудители кишечных инфекций. Кишечная палочка – симбионт человека. Изучение культуральных свойств. Посев на среду Эндо. Изучение готовых препаратов и культур.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Презентация «Санитарно – показательные микроорганизмы». «Escherichia coli». «Патогенные эшерихиозы». Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика СПМО» Постановка ориентировочной реакции агглютинации с поливалентными коли-сыворотками.

2




Тема II.4 «Кишечные бактерии. Сальмонеллы»

Содержание учебного материала

Характеристика рода. Морфология и биологические свойства. Экология. Антигенная структура. О-, Н-, V-антигены. Международная классификация. Устойчивость к факторам окружающей среды. Патогенез брюшного тифа, паратифов А и В, пищевых токсикоинфекций. Правила взятия материала. Правила доставки в лабораторию. Меры безопасности. Основные принципы бактериологической диагностики тифо- паратифозных заболеваний (гемокультура, копрокультура, уринокультура). Серодиагностика. Обследование на бактерионосительство.

3

1 - 2

Лабораторная работа № 9 «Изучение сальмонелл на демонстрационных препаратах»


Демонстрация сальмонелл в препаратах. Методика посева крови на 10% желчный бульон и среду Рапопорт, испражнений на среду накопления (Мюллера или хлористо-магниевую) и среду с висмут-сульфит агаром. Выделение чистой культуры и ее идентификация. Фаготипирование. Серодиагностика.


1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат «сальмонеллез», «Пищевые токсикоинфекции», составление кроссвордов,

2




Тема II.5 «Кишечные бактерии. Шигеллы. Кампилобактеры»


Содержание учебного материала

Морфология и биологические свойства шигелл. Полиморфизм. Экология. Международная классификация. Устойчивость к факторам окружающей среды. Патогенез дизентерии. Иммунитет. Правила взятия материала. Доставка материала. Меры предосторожности. Особенности микробиологического диагноза. Выявление носителей. Специфическая терапия.

Кампилобактеры. Морфология и биологические свойства. Клиника и лабораторная диагностика кампилобактериоза.

2

2

Лабораторная работа № 10 «Изучение шигелл на демонстрационных препаратах»


Демонстрация шигелл в препаратах. Методика посева испражнений на среду Плоскирева. Выделение чистой культуры. Изучение биохимических свойств. Серодиагностика. Постановка V-гемагглютинации с эритроцитарным диагностикумом.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение «роль кампилобактеров и хеликобактеров в развитии гастрита». «Особенности физиологии кампилобактеров»

2

3

Тема II.6 «Холерные вибрионы»


Содержание учебного материала

Особо опасные, карантинные инфекции. Биовары. морфологические и тинкториальные свойства. Культуральные свойства. О- и Н- антигены. факторы патогенности. Эндотоксин и холероген. Клиника.Устойчивость к факторам внешней среды. Патогенез. Профилактика.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Презентация «Эпидемиология холеры». Сообщения «карантинные инфекции», «Особенности патогенеза холеры».

1




Тема II.7 «Иерсинии псевдотуберкулеза и энтероколитика»


Содержание учебного материала

Род иерсиний. Морфология и биологические свойства. Экология. Антигенная структура. Серовары, возбудители заболеваний у человека. Биовары иерсиний, энтероколитика. Устойчивость к факторам окружающей среды. Сведения о патогенезе и клинике заболевания. Носительство. Взятие материала. Правила доставки в лабораторию. Лабораторная диагностика.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сводной таблицы «Особенности бактериологической диагностики кишечных инфекций»

1

2

Тема II.8 «Иерсинии чумы»


Содержание учебного материала

Морфология. Биологические свойства. Экология. Антигенная структура. Устойчивость к факторам окружающей среды. Изменчивость, патогенность для животных. Механизм заражения. Патогенез чумы. Клинические формы чумы. Иммунитет. Взятие материала. Меры безопасности при взятии и доставке. Режим работы в специальных лабораториях. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и терапия.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Доклад «Эпидемии чумы» «Трансмиссивные болезни» Подготовка презентации «Природно - очаговые болезни» , «Особо опасные инфекции»

1




Тема II.9 «Франциселлы туляремии»


Содержание учебного материала

Морфология и биологические свойства. Полиморфизм. Экология. Антигенная структура. Устойчивость к факторам окружающей среды. Патогенность для животных. Механизм заражения. Патогенез. Клинические формы туляремии. Иммунитет. Взятие материала, меры безопасности. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.

1

1

Тема II.10 «Бруцеллы»


Содержание учебного материала

Морфология. Биологические свойства. Экология. Антигенная структура. Устойчивость к факторам окружающей среды. Изменчивость, патогенность для животных. Классификация. Источники заражения человека бруцеллезом. Патогенез. Клинические формы бруцеллеза. Иммунитет. Особенности бактериологического исследования. Серодиагностика (Р. Райта). Аллергические пробы Бюрне. Специфическая профилактика.

1

1

Тема II.11 «Бациллы сибирской язвы»


Содержание учебного материала

Морфология. Биологические свойства. Экология. Антигенная структура. Капсульные и соматические антигены. Протективные антигены. Устойчивость к факторам окружающей среды. Сибирская язва у животных и человека. Патогенез сибирской язвы. Клинические формы сибирской язвы. Иммунитет. Правила взятия материала. Меры предосторожности. Лабораторная диагностика. Специфическая терапия и профилактика.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сводной таблицы «Сравнительная характеристика возбудителей инфекционных болезней наружных покровов». Подготовка сообщения «Особо опасные инфекции»

2




Тема II.12 «Патогенные клостридии»


Содержание учебного материала

Общая характеристика. Клостридий. Распространение в природе. Значение в патологии человека в мирное и военное время.

Клостридии анаэробной газовой инфекции Морфологические и биологические свойства. Экология. Полимикробный характер инфекции. Антигенная структура. Токсины и ферменты патогенности. Устойчивость к факторам окружающей среды. Механизм заражения. Лабораторные методы исследования. Специфическая профилактика и терапия.

Клостридии столбняка Морфология. Биологические свойства. Экология. Антигенная структура. Классификация. Токсинообразование. Устойчивость к факторам окружающей среды. Патогенез столбняка у человека и животных. Механизм заражения. Серопрофилактика и серотерапия. Активная иммунизация. Клостридии ботулизма

Морфологические и биологические особенности. Токсинообразование. Экология. Антигенная структура. Устойчивость к факторам окружающей среды. Условия загрязнения пищевых продуктов. Патогенез ботулизма. Правила взятия материала. Доставка в лабораторию. Оформление сопроводительной документации. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и терапия.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебником. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика патогенных клостридий»

1




Тема II.13 «Бордетеллы коклюша»


Содержание учебного материала

Морфологические и биологические свойства. Экология. Антигенная структура. Устойчивость к факторам окружающей среды. Патогенез коклюша. Иммунитет. Правила взятия материала, меры предосторожности. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.

3

1

Лабораторная работа № 11 «Изучение бордетелл на демонстрационных препаратах» Правила взятия материала из носоглотки»


Демонстрация бордетелл в препаратах. Демонстрация тампонов для взятия материала из носоглотки. Методика посева на казеиново-угольный агар материала методом кашлевых пластинок. Изучение колоний в микроскопе.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика возбудителей респираторных инфекций»

2




Тема II.14 «Неспоровые анаэробные бактерии»


Содержание учебного материала

Неспоровые (неклостридиальные) анаэробные грам-отрицательные бактерии: легионеллы, бактероиды, фузобактерии, вейлонеллы. Грам-положительные актиномицеты, пептококки, пептострептококки. Морфология и биологические свойства.Облигатная микрофлора человека. Антигенная структура. факторы патогенности. Устойчивость к факторам окружающей среды. Патогенез заболеваний. Лабораторная диагностика.

3

1

Лабораторная работа №12 «Разбор схемы лабораторной диагностики гнойно-септических заболеваний»

Разбор схемы лабораторной диагностики гнойно-септических заболеваний. Возбудители, наиболее часто вызывающие гнойно-септические заболевания: клебсиеллы, синегнойная палочка, бактероиды, псевдомонады и др.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации «Нормальная микрофлора тела человека».

2




Тема II.15 «Коринебактерии дифтерии»


Содержание учебного материала

Морфологические и биологические свойства. Токсины. Экология. Антигенная структура. Устойчивость к факторам окружающей среды. Патогенез заболевания. Лабораторная диагностика. Иммунитет. Биовары и серовары. Роль носителей в эпидемиологии дифтерии. Правила взятия и доставки материала в лабораторию. Меры безопасности. Лабораторная диагностика. Реакция Шика. Специфическая профилактика и терапия.

2

1

Лабораторная работа № 13 «Изучение коринебактерий дифтерии на демонстрационных препаратах».


Демонстрация коринебактерий дифтерии в препаратах. Взятие слизи из зева. Микроскопия препарата, сделанного с тампона. Посев слизи на среды Клауберга и Костюковой. Изучение подозрительных колоний. Методика выделения их на сывороточный агар. Определение токсигенности. Постановка проб на цистиназу и уреазу.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика возбудителей респираторных инфекций»

Подготовка сообщения «Дифтерия»

2




Тема II.16 «Патогенные микобактерии и актиномицеты»


Содержание учебного материала

Морфологические и биологические свойства микобактерий туберкулеза и актиномицетов в препаратах. Микроскопия. Знакомство с вакциной Профилактика туберкулеза. Вакцина БЦЖ. Диагностика БЦЖ и туберкулином. Терапия. Достижения в борьбе с туберкулезом. Медицинская этика и деонтология. Проказа. Актиномицеты. морфология и физиология. Морфологические и биологические свойства. Антигенная структура. Токсинообразование. Устойчивость к факторам окружающей среды. Туберкулез. Патогенность. Друзы актиномицетов. Экология и эпидемиология актиномикозов

4

2

Лабораторная работа № 14 « Изучение возбудителей туберкулеза, актиномикоза на демонстрационных препаратах»


Демонстрация возбудителей туберкулеза, , актиномикоза. Патогенез заболевания. Методы лабораторной диагностики. Современные выявления больных. Правила взятия материала. Правила доставки. Особенности иммунитета. Туберкулин. Аллергические реакции и их практическое применение.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации «Туберкулез». Рефераты «Современные методы диагностики туберкулеза».

2,5

3

Тема II.17 «Патогенные спирохеты»


Содержание учебного материала

Морфологические и биологические свойства. Экология. Устойчивость к факторам окружающей среды. Изменчивость возбудителя. Патогенез сифилиса. Особенности иммунитета. Забор материала. Меры предосторожности. Микроскопический метод диагностики и серодиагностики сифилиса. Применение темнопольного микроскопа. Медицинская этика.

Боррелии возвратного тифа

Морфологические и биологические свойства. Экология. Эпидемический и эндемический возвратный тиф. Переносчики. Механизм передачи инфекции. Патогенез возвратного тифа.

Работы И.И. Мечникова, Г.Н. Габричевского, Г.Н. Минха, Е.Н. Павловского. Правила взятия материала. Лабораторная диагностика. Иммунитет.

Лептоспиры Морфология и культивирование. Экология. Серогруппы, серовары. Факторы распространения, патогенез, иммунитет. Лабораторная диагностика.


2

2

Лабораторная работа № 15 « Освоение методика окраски по Романовскому. Постановка реакции Вассермана»


Методика окраски по Романовскому. Постановка реакции Вассермана

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление терминологического словаря. Работа с учебной и дополнительной литературой. Написание рефератов.

2




Тема II.18 «Патогенные грибы»


Содержание учебного материала

Возбудители дерматомикозов: парши, микроспории, трихофитии. Морфологические и биологические свойства. Экология. Патогенез.

Возбудители субкутанных микозов: споротрихозы, хромомикозы. Морфологические и биологические свойства. Экология. Патогенез.

Возбудители глубоких микозов: кокцидиодоза, гистоплазмоза. Морфологические и биологические свойства. Экология. Патогенез. Грибы рода Кандида. Морфологические и биологические свойства. Экология. Кандидоз. Клинические формы. Роль антибиотиков в возникновении кандидоза.

2

1

Лабораторная работа № 16 «Изучение плесневых грибов: аспергилла, пенициллума, мукора.»


Изучение плесневых грибов: аспергилла, пеницилума, мукора.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика микроскопических грибов»

1, 5




Тема II.19 «Патогенные простейшие»


Содержание учебного материала

Систематическое положение и морфологическая характеристика простейших. Протозоонозы. Циклы развития, механизмы и пути заражения, инвазионные стадии дизентерийной амебы, лямблии, балантидия, трансмиссивные протозоонозы: лейшманиозы, трипаносомозы, малярийные плазмодии.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Таблица «Сравнительная характеристика паразитических простейших». Работа с учебной литературой.

1,5




Тема II. 20 «Риккетсии»


Содержание учебного материала

Общая характеристика и таксономия. Экология. Классификация патогенных риккетсий и риккетсиозов, по Здродовскому. Принципы культивирования.

Риккетсии Провачека Морфология. Токсины риккетсий. Экология. Антигенная структура. Источники инфекций. Переносчики и механизм заражения. Патогенез. Болезнь Брилля. Иммунитет. Краткие сведения о риккетсиях Бернета и Музера.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение «История открытия риккетсий». Работа со справочной и учебной литературой .

1




Тема II.21 «Вирусы»


Содержание учебного материала

Исторические данные (Д.И. Ивановский). Свойства вирусов и их природа. Архитектура вирионов. Типы симметрии. Капсомеры, капсид, нуклеокапсид, пепломеры, пеплос. Химический состав. Принципы классификации, номенклатура вирусов. Культивирование. Взаимодействие вируса с клеткой. Экология. Латентные вирусы. Онкогенные вирусы, особенности иммунитета при вирусных инфекциях. Интерферон. Интерференция. Достижения в области вирусологии.

РНК-геномные вирусы

Ортомиксовирусы. Вирусы гриппа. Морфология и ультраструктура. Экология. Антигенные свойства и типы вирусов гриппа. Изменчивость. Патогенность для животных. Патогенез. Иммунитет. Правила взятия материала. Лабораторная диагностика. Специфическая терапия и профилактика. Парамиксовирусы. Краткие сведения о возбудителе кори и эпидемического паротита. Рабдовирусы. Вирус бешенства. Морфологические особенности. Тельца Бабеша- Негри. Вирус уличного бешенства и фиксированный вирус. Экология. Патогенность для животных. Механизм заражения. Патогенез. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика: антирабическая вакцина и антирабический гамма-глобулин. Роль пастеровских станций в борьбе с бешенством.

Пикорнавирусы. Вирус полиомиелита. Морфология и микроструктура. Экология. Серовары. Устойчивость к факторам окружающей среды. Механизм заражения. Патогенез. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Гамма- лобулинопрофилактика. Вакцинация и ее роль в снижении заболеваемости полиомиелитом. Краткие сведения о вирусах Коксаки и ЕСНО. Краткие сведения о артовирусах (вирус ящура).

Арбовирусы . Краткие сведения о вирусе клещевого энцефалита. Ретровирусы. Вирус иммунодефицита человека: лантивирус (Ф 50). Открытие. Морфология. Особенности репродукции. Серовары. Устойчивость к факторам окружающей среды. Механизм заражения. Группы риска. Клинические формы. Лечение. Профилактика. Лабораторная диагностика: иммуноферментный метод, иммуноблотинг, выявление антигена, определение вирусных нуклеиновых кислот, определение показателей клеточного иммунитета.

Рубивирус. Краткие сведения о вирусе краснухи.

ДНК- геномные вирусы.

Поксвирусы. Вирус натуральной оспы. Морфология, ультраструктура. Тельца Пашена и внутриклеточные включения Гварниери. Экология. Устойчивость к факторам окружающей среды. Механизм заражения. Патогенез. Иммунитет. Правила взятия материала. Меры безопасности. Правила доставки материала. Режим работы в лаборатории. Лабораторная диагностика. Успехи в деле ликвидации оспы на всем земном шаре.

5

1




Контрольная работа

Контрольная работа по теме «вирусы»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Рефераты, работа с дополнительной литературой, поиск материалов об актуальных вирусных инфекциях в Интернете.

3







Раздел III: Санитарная Микробиология


Тема III.1 «Санитарно – микробиологические исследования»


Содержание учебного материала

Значение санитарной микробиологии и ее задачи. Экология воздуха, воды и почвы.

Распространение микроорганизмов в природе, роль в круговороте веществ. Санитарно-микробиологические исследования воздуха. Санитарно- показательные микроорганизмы воздуха, воды, почвы. Роль воздуха в передаче инфекционных болезней. Факторы, влияющие на микробный состав. Методы санитарно-бактериологического исследования воздуха. Определение микробного числа, санитарно-показательных и патогенных микроорганизмов.

Санитарно-микробиологическое исследование воды. Роль воды в передаче кишечных инфекций. Эшерихии, как санитарно-показательные микроорганизмы. Методы санитарно-микробиологического исследования воды. Определение микробного числа, санитарно-показательных и патогенных микроорганизмов. Вирофлора воды и ее эпидемиологическая роль. Коли-фаги –индикаторы вирусного загрязнения воды.

Санитарно-гигиеническое значение микробиологических процессов в почве. Факторы, влияющие на качественный и количественный состав микроорганизмов почвы. Почва как фактор распространения инфекционного заболевания. Методы санитарно-микробиологического исследования почвы. Определение микробного числа, санитарно-показательных и патогенных микроорганизмов.

Санитарно-микробиологическое исследование пищевых продуктов. Роль пищевых продуктов в возникновении инфекционных заболеваний. Пищевые отравления. Общие принципы санитарно-микробиологического и вирусологического исследования пищевых продуктов. Методы исследования. Контроль за режимом в лечебных учреждениях, пищевых блоках и коммунальных предприятиях, методы санитарно-микробиологических исследований поверхностей. Дезинфекция и ее контроль.

Госпитальные инфекции. Пути передачи. Бактериологическое обследование персонала.

Санитарно – микробиологическое исследование предметов обихода, оборудования. Фекальная загрязненность и контаминация патогенными микроорганизмами объектов окружающей среды как возможных факторов передачи возбудителей инфекционных заболеваний. Человек как источник микробного загрязнения. Общие принципы санитарно – микробиологического исследования предметов обихода, материалов, мелкого инвентаря. Методы исследования.


4

1

Лабораторная работа № 17 «Освоение методов санитарно-микробиологического исследования воды.»


Санитарно-микробиологическое исследование воды. Роль воды в передаче кишечных инфекций. Эшерихии, как санитарно-показательные микроорганизмы. Методы санитарно-микробиологического исследования воды. Определение микробного числа, санитарно-показательных и патогенных микроорганизмов. Вирофлора воды и ее эпидемиологическая роль. Коли-фаги –индикаторы вирусного загрязнения воды.


Лабораторная работа № 18 «Методы санитарно-микробиологического исследования почвы. Определение микробного числа, санитарно-показательных и патогенных микроорганизмов.»


Санитарно-гигиеническое значение микробиологических процессов в почве. Факторы, влияющие на качественный и количественный состав микроорганизмов почвы. Почва как фактор распространения инфекционного заболевания. Методы санитарно-микробиологического исследования почвы. Определение микробного числа, санитарно-показательных и патогенных микроорганизмов.

Лабораторная работа № 19 « Исследование воздуха закрытых помещений седиментационным методом Коха».

Санитарно – микробиологическое исследование воздуха. Исследование воздуха закрытых помещений седиментационным методом Коха.

Лабораторная работа № 20. «Методы исследования и общие принципы санитарно-микробиологического и вирусологического исследования пищевых продуктов.»

Санитарно-микробиологическое исследование пищевых продуктов. Роль пищевых продуктов в возникновении инфекционных заболеваний. Пищевые отравления. Общие принципы санитарно-микробиологического и вирусологического исследования пищевых продуктов. Роль пищевых продуктов в возникновении инфекционных заболеваний. Пищевые отравления. Общие принципы санитарно-микробиологического и вирусологического исследования пищевых продуктов. Методы исследования. Контроль за режимом в лечебных учреждениях, пищевых блоках и коммунальных предприятиях, методы санитарно - микробиологических исследований поверхностей. Дезинфекция и ее контроль.



6


6


6


6



3


3


2


2


2

Лабораторная работа № 21 «Освоение методики определения загрязненности рабочих поверхностей. Метод смыва. Проведение смывов рук. Проведение смывов с мелких предметов. Определение общего микробного числа и БГКП».


Санитарно – микробиологическое исследование материалов, смывов. Общие принципы санитарно – микробиологического и вирусологического исследования материалов, оборудования, мелкого инвентаря. Методы исследования. Методика определения загрязненности рабочих поверхностей. Метод смыва. Проведение смывов рук. Проведение смывов с мелких предметов. Определение общего микробного числа и БГКП.


Самостоятельная работа обучающихся

Изучение нормативно - методической документации. Подготовка сообщений «ГОСТ-2874 – 82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством». ГОСТ- 50474 – 93. Продукты пищевые. Методы выявления и определения количества бактерий группы кишечной палочки.

Выполнение исследовательского проекта «Исследование микробной обсемененности почвы». «Исследование микробной обсемененности воздуха закрытых помещений»


Всего

6


12


222

3



  1   2   3




Похожие:

Проект примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических иследований iconПроект примерная программа учебной дисциплины оп. 06. Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ по специальности 060604. 51 Лабораторная диагностика
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Проект примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических иследований iconПроект примерная программа учебной дисциплины основы патологии
...
Проект примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических иследований iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Проект примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических иследований iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических иследований iconПроект примерная программа учебной дисциплины основы философии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических иследований iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических иследований iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических иследований iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических иследований iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Проект примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических иследований iconПроект примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы