Программа интегрированного курса «Я гражданин России» icon

Программа интегрированного курса «Я гражданин России»



НазваниеПрограмма интегрированного курса «Я гражданин России»
страница1/3
Дата конвертации23.08.2012
Размер496,9 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>
  1   2   3



Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»


Программа

интегрированного курса

«Я - гражданин России»


Составители: Кислицина Елена Викторовна

учитель начальной школы

МОУ «СОШ № 7»

Лисина Вера Ивановна

учитель начальной школы

МОУ «СОШ № 7»


Рецензент: Мурзина Наталья Павловна

доцент кафедры

профессиональной педагогики,

психологии и управления,

к.п.н.


ОМСК 2008


Пояснительная записка

Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.

Гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования. Перспективы его развития были определены решением коллегии Министерства образования «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 № 122); Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422).

Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования начинается с детского сада и начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.

Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.

Дети, живущие в детских домах, неблагополучных семьях, которые с раннего возраста находились в асоциальной среде, в условиях безнадзорности, очень часто оказывались никем и ничем не контролируемые, особенно нуждаются в развитии указанных качеств личности.

У этих детей частично отсутствует внешняя и внутренняя правовая культура, сознательность, искажен смысл основных нравственных понятий (справедливость, доброжелательность, честность и др.), они с самого рождения имели негативный жизненный опыт. Оказавшись в детском доме, эти дети попали в условия однообразной социальной среды и контактов, что в свою очередь влечёт ограниченность в познании окружающего мира, несамостоятельность поведения. Всё это часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок и поступков (пассивность, несамостоятельность, низкий уровень или полное отсутствие социализации).

В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных образовательных стандартов.

В основе программы лежат следующие направления: нравственное (раздел «Азбука нравственности»), гражданско-правовое (раздел «Азбука гражданина»). При этом центральным является нравственное направление, так как нравственность-это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.

Нравственный аспект указанного направления воспитания (раздел «Азбука нравственности») способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.

Гражданско-правовое направление (раздел «Азбука гражданина») позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.

Вопросы безопасности (раздел «Азбука безопасности») рассматривается в рамках учебного предмета ОБЖ (если предусмотрено базисным учебным планом) и внеклассной работе (10 часов по правилам дорожного движения).

Программа курса «Я – гражданин России» является пропедевтической для обучения учащихся демократическим ценностям и правам человека в основной и средней школе.

Программа интегрированного курса «Я – гражданин России» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Организационно - методические условия.

В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:

  • системность и преемственность по годам обучения;

  • единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;

  • единство урочной и внеклассной работы по нравственному и правовому обучению и воспитанию;

  • стимулирование познавательной активности младших школьников,

использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;

  • постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях

корректировки его дальнейшей работы с учащимися.

Цель программы.

Цель программы – способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.

Основные задачи:

  1. формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка.

2) формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;

3) способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;


Требования к уровню усвоения

содержания дисциплины

и ключевым компетенциям.

В результате изучения курса учащийся демонстрирует компетенции:

Когнитивная составляющая – знание

- общечеловеческих ценностей;

- прав человека на образование в РФ;

- государственных символов России, области, города;

- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;

- прав и обязанностей обучающихся;

- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;

- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;

- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;

- правил дорожного движения и пожарной безопасности.

Деятельностная составляющая - умения:

- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;

- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;

- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;

- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы и воспитанников детского дома.

- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.


Ценностносная составляющая –

проявлять личностные свойства и

качества в решении жизненно важных задач:

- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;

- человечность к окружающим людям;

- честность;

- целеустремлённость;

-трудолюбие;

- самодеятельность и самостоятельность;

- жизнестойкость.


Организация занятий:

Программа предусматривает 4 года обучения. Предусмотрено 84 учебных часа и 36 часов внеклассной работы:

- 1 класс-30 учебных часов и 9 часов внеклассных мероприятий;

- 2 - 4 классы - 18 учебных часов и 9 часов внеклассных мероприятий.

Занятия проводятся в 1 классе -1 раз в неделю, во 2-4 классах – 1 раз в две недели и 1 раз в месяц внеклассное мероприятие.

Межпредметные связи.

Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Обучение грамоте», «Литературное чтение», «Внеклассное чтение», «Мир вокруг нас», «ОБЖ».

Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием. В программе отражена также и внеклассная работа: проведение классных часов, праздников, экскурсий, игр и другие формы. Цель этой работы – закрепление знаний учащихся на практике.

  • Тема, содержание, форма проведения внеклассных мероприятий могут быть изменены по усмотрению учителя.



Основные понятия курса

Конституция, закон, право, правительство, президент, гражданин, федерация, государственные праздники, Государственная дума, независимость, обязанность, государство, Россия, Родина, Отечество, малая Родина, флаг, герб, гимн, столица, поколение, старина, уважение, дружба, взаимопомощь, добро, зло, защита, жадность.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(с распределением общего времени в часах)




Раздел курса, содержание



Всего

По классам

учебные

часы

Внеклассные часы

Формы и виды контроля

1

2

3

4

1

2

3

4




1.

Азбука гражданина.



41/19

12

8

10

11

5

5

5

4

Входной, промежуточный и итоговый

тест




-Российское государство и общество.

14

4

2

4

4

2

2

2

2







- Символы государства, области, города.

7

2

1

1

3



















- Законы государства.

11

3

3

3

2

2

2

1

1







- Права и обязанности гражданина.

9

3

2

2

2

1

1

2

1




2.

Азбука нравственности.

36/16

16

7

7

6

4

4

4

4

Входной, промежуточный и итоговый

тест




-Правила вежливости.

10

4

2

2

2

1

1

1

1







-Правила поведения.

8

4

2

1

1

2

2

1

1







- Отношения в семье, коллективе.

8

4

2

1

1

1

1

2

2







- Природные богатства России.

10

4

1

3

2
















3.

Азбука безопасности.

5/1

1

2

1

1










1

Входной, промежуточный

и итоговый

тест




- Правила личной безопасности.

5

1

2

1

1










1







- Правила дорожной безопасности.































4.

Итоговый урок (диагностика).




1

1

1

1

















* Вопросы правил дорожного движения (ПДД) рассматриваются в рамках предмета ОБЖ и внеклассных часов по ПДД (10 часов в год).


  • Входной контроль (устный опрос) проводится в начале каждого года обучения.

  • Промежуточный контроль – в конце каждого учебного года.

  • Итоговый контроль – в конце курса, четвёртого года обучения.


Методы и формы обучения.

Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы. Формой проведения становятся нетрадиционные уроки, построенные как: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие.


Содержание программы:

1 класс.



Название темы

Кол-во

часов

Предмет,

тема урока

Формы и методы проведения

Понятия курса

«Я - гражданин»

1-2.

Из истории Русского государства.

2 ч.

Обучение грамоте.

Тема: «Звуки и буквы Нн».

Тема: « звуки и

буквы Пп».

Урок – сказка изучения нового материала

Государство, право, обязанность.

3.

Моя страна.

1 ч.

Мир вокруг нас.

Тема: «Моя страна».

Урок –путешествие изучения н/м.


Отечество, Родина,

государство, столица.

4.

Москва-столица России.

1 ч.

Обучение грамоте.

Тема: «Звуки и буквы Мм».

Урок – путешествие изучения н/м.


Отечество, Родина, столица.

5.

Россия-Родина моя.

1 ч.

Обучение грамоте.

Тема: « Звуки и буквы Яя».

Урок- путешествие изучения н/м.


Флаг, герб, гимн.

6.

Старость надо уважать.

1 ч.

Обучение грамоте.

Тема: « Звук и буквы Шш».

Урок изучения н/м.


Поколение, уважение, старость.

7-8.

О дружбе, товариществе.

2 ч.

Обучение грамоте.

Тема: « Звук и буквы Жж».

Тема: «Звук и буква Щщ».

Урок изучения н/м.


Дружба, товарищество.

9.

Защита государства – один из законов Конституции.

1 ч.

Обучение грамоте.

Тема: « Звук и буква й».

Урок изучения н/м.


Конституция, закон, обязанность, защита.

10.

Хлеб – всему голова.

1 ч.

Обучение грамоте.

Тема: «Звуки и буквы Хх».

Урок изучения н/м.





11-12.

Право на труд.

2 ч.

Обучение грамоте.

Тема: «Звук и буквы Цц».

Литературное чтение.

Раздел: «Сказки, загадки, небылицы».

Урок изучения н/м.


Урок-обобщение.

Право, обязанность, Конституция,

трудолюбие,

леность.

13.

Светофорчик.

1 ч.

Обучение грамоте.

Тема: « Звуки и буквы Фф».

Урок – игра изучения н/м.


ПДД.

14.

История флага.

1 ч.

Обучение грамоте.

Тема: « Звуки и буквы Фф».

Урок закрепления.

Андреевский флаг, Российский флаг.

15-16.

Доброе дело – великое счастье.

2 ч.

Обучение грамоте.

Тема: « Звуки и буквы Фф».

Литературное чтение.

Раздел: «Я и мои друзья».

Урок закрепления.


Урок-обобщение.

Добро, зло.

17.

Наше Отечество.

1 ч.

Обучение грамоте.

Тема: « Наше Отечество».

Урок –путешествие изучения н/м.


Отечество, Россия, мать.

18-19.

Умел ошибиться - умей и поправиться.

2 ч.

Обучение грамоте.

Тема: «Произведения Л.Н.Толстого».

Литературное чтение.

Раздел: «И в шутку и всерьёз».



Урок изучения н/м.


Урок-обобщение.

Добро, жадность, взаимопомощь.

20-23.

Наши меньшие друзья.

4 ч.

Обучение грамоте.

Тема: «Произведения

В.В. Бианки».

Тема: «Произведения

М.М.Пришвина».

Мир вокруг нас.

Тема: «Многообразие животного мира».

Литературное чтение.

Раздел: «О братьях наших меньших».

Урок изучения н/м.


Урок изучения н/м.


Урок-обобщение.


Обобщающий урок-игра.

Природа, животные,

охрана.

24.

Тебе смешно, а мне до сердца дошло.


1 ч.

Обучение грамоте.

Тема: «Произведения В.А.Осеевой».


Урок изучения н/м.



Уважение к старшим.

25-27.

Знай и люби родную природу.

3 ч.

Мир вокруг нас.

Тема: «Многообразие растений».

Тема: «Береги природу».

Литературное чтение.

Раздел: «Апрель! Апрель! Звенит капель».

Обобщающий урок – игра.


Урок-обобщение.

Закон, природа, защита.

28.

Покормите птиц зимой.

1 ч.

Мир вокруг нас.

Тема: «Покормите птиц зимой».

Урок – экскурсия.

Закон, природа, защита.

29.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

1 ч.

Литературное чтение.

Раздел: «Жили-были буквы».

Урок-обобщение.






30.

Итоговое занятие.

1 ч.

Диагностика

Диагностика






Примерное содержание внеклассных мероприятий.




Тема занятия

Кол-во

часов

Содержание

Формы и методы проведения

1.

Школа – наш дом

1 ч.


Знакомство со школой.

Устав школы.

Урок – экскурсия.

2.

Ты ученик

1 ч.

Правила поведения в школе.

Беседа.

3.

Будем знакомы

1 ч.

Правила знакомства, приветствия, прощания.

Беседа с элементами игры.

4.

Права и обязанности ребёнка


1 ч.

Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка. (*)

Беседа.

5.

Конституция Российской Федерации

1 ч.

Знакомство с Конституцией РФ. (*)

Беседа.

6.

Наши защитники

1 ч.

День защитника Отечества.

Праздник.

7.

Неразлучные друзья

1 ч.

Международный женский день 8 марта.

Праздник.

8.

Наш город

1 ч.

Знакомство с достопримечательностями

города.

Экскурсия.

9.

Этот день Победы



1 ч.

Встреча с ветеранами ВОВ.

Беседа.
  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа интегрированного курса «Я гражданин России» iconПрограмма патриотического воспитания в начальной школе «Я гражданин России»
Программа «Я гражданин России» разработана на основе программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 –...
Программа интегрированного курса «Я гражданин России» iconПрограмма интегрированного образовательного курса
Программа интегрированного образовательного курса «В этом загадочном мире…»/авторы: учитель высшей категории Кузьмина Т. Н., учитель...
Программа интегрированного курса «Я гражданин России» iconПрограмма интегрированного курса в рамках работы историко-литературного клуба
Программа элективного курса «Господин Великий Новгород» ориентирована на учащихся 6 класса. В процессе изучения данного курса учащиеся...
Программа интегрированного курса «Я гражданин России» iconМой любимый город! «Я гражданин России, я гражданин Ноябрьска»

Программа интегрированного курса «Я гражданин России» iconПриказ №5 г. Липецк
В соответствии с планом работы Г(О)оудод «дэбц» и на основании Положения о X всероссийской акции «Я – гражданин России» Г(О)удод...
Программа интегрированного курса «Я гражданин России» iconКонспект интегрированного урока по русскому языку и геометрии «Без слов и грамматики не учат математике». Цель интегрированного урока
Цель интегрированного урока – показать тесную связь предметов гуманитарного и математического цикла
Программа интегрированного курса «Я гражданин России» iconПояснительная записка (рассчитан на 56 часов, адаптированная) За основу взята программа интегрированного спецкурса «Математическая логика»
За основу взята программа интегрированного спецкурса «Математическая логика» инновационного общеобразовательного учреждения Ангарский...
Программа интегрированного курса «Я гражданин России» iconПрограмма интегрированного курса (информатика +обществознание) «Пропаганда Конституции РФ через компьютерные технологии»
На современном этапе развития общества Российское государство заинтересовано в развитии всех уровней культуры
Программа интегрированного курса «Я гражданин России» iconЕстественные науки программа модуля «Биологическое краеведение»
«Биология» использовать для преподавания интегрированного учебного курса «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей....
Программа интегрированного курса «Я гражданин России» iconПрограмма гражданско-патриотического воспитания детей «Я гражданин России»
Место работы (полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом), должность
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы