Урок № Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Цели урока icon

Урок № Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Цели урока



НазваниеУрок № Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Цели урока
Дата конвертации23.08.2012
Размер67.52 Kb.
ТипУрок
источник

Тема 2. Изображение Земли на глобусе (по учебнику Климановой)

Урок № 3. Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы.

Градусная сеть.


Цели урока Образовательные: сформировать знания о глобусе как модели Земли,

градусной сетке, её значении для решения практических задач;

о свойствах меридианов и параллелей.

Развивающие: развить умения называть и показывать линии параллелей и

меридианов на глобусе, объяснять преимущества глобуса перед

картой; определять полушария по глобусу.

Воспитательные: способствовать воспитанию аккуратности и бережного

отношения к природе

Тип урока: изучение нового материала, практикум.

Методы обучения: беседа, рассказ, сообщения учащихся, работа с глобусом,

практические задания по глобусу.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация.

Какова форма нашей и других планет? Всегда ли мы знали о шарообразности Земли? Кто первым это предположил?

Беседа с использованием рис.11 учебника

  1. Изучение нового.

1. Сегодня мы рассмотрим, как появились глобусы, какими они

бывают, как правильно использовать глобус в учёбе.

Беседа с использованием рис 12 и текста к нему:

Велика ли наша Земля? 40 000 км составляет длина экватора. Сколько времени понадобится путнику, чтобы обойти нашу планету? Земля – огромный шар, сплюснутый у полюсов. Поэтому радиус Земли от центра к экватору отличается от радиуса полярного. Разница составляет примерно 21 км. Запишите в тетрадь: R экваториальный = 6371 км, R полярный = 6350 км.

  • Когда появились первые глобусы? (рис 13)

Земное яблоко. Сообщение уч-ся.

Так называют старейший (1492г.) сохранившийся глобус. Его создатель Мартин Бехайм, считается первым выдающимся немецким путешественником мирового значения. Он родился в Нюрнберге, вероятно, 6 октября 1459 года, о годах его молодости известно не много. Очевидно, Бехайм получил неплохое образование, так как, попав в 1484 году в Португалию, был принят в высшее мореходное ведомство — «совет математиков». Назначенный картографом, он и сопровождал Диего Кана во втором путешествии португальца вдоль западного побережья Африки.
Глобус задумывался как образец для изготовления последующих типографским способом, а также для побуждения купцов финансировать экспедиции. Нюрбергский учитель математики Рупрехт Кольбергер обтянул глиняный шар тканью и покрыл его клеем. Затем художник и резчик Георг Глоккендон разрисовал его, разделив на 24 сегмента и обозначив два полюса, взяв за основу карту Птолемея, купленную Бехаймом в Португалии.
Глобус Бехайма представляет собой металлический шар 507 мм в диаметре, на нём обозначены Европа, Азия и Африка, но нет Нового Света. На нём много географических неточностей и ошибок: Евразия представлена слишком вытянутой, расположение Африки неточно, нет указания широты и долготы по современному методу, но есть экватор, меридианы, тропики и изображения знаков зодиака. Глобус отражает знания европейцев об окружающем мире на конец XV века.

«Земное яблоко» — уникальное достижение картографии позднего Средневековья, как по точности карт, так и по наглядности изображения. Глобус быстро стал одной из городских достопримечательностей и до XVI века выставлялся в приёмном зале Нюрнбергской ратуши. Затем он перешёл во владение семьи Бехаймов, а с 1907 года экспонируется в Германском национальном музее Нюрнберга.

В 18 веке в Ленинграде появился Большой академический глобус, который явился первым в мире планетарием. Диаметр глобуса 3 метра, снаружи него выполнена земная поверхность, а внутри – звёздное небо. Планетарий вмещает 12 человек, которые могут осматривать вращающуюся композицию.

  • Рассмотрите, на каждом глобусе есть цифры, которые говорят нам о том, как точно данная модель передаёт размеры Земли, во сколько раз пришлось уменьшить истинные размеры.

Итак, учебные глобусы бывают:

большими, с масштабом 1: 30 000 000;

средними (1: 50 000 000) и малыми (1: 83 000 000)


2. Первичное закрепление изученного по вопросам на стр. 23 учебника.


3. Рассмотрим тонкие продольные и поперечные линии на глобусе.

Сегодня мы выясним, как они называются и для чего они нужны.

Мы уже знаем, как называется линия, которая равноудалена от полюсов и

условно делит земной шар пополам (экватор)

Найдите её на глобусе. Она проведена более жирно.

  • Какова длина экватора? (40 тысяч км).

Экватор делит Землю на два полушария.

  • Назовите и покажите их на глобусе. (Северное и Южное полушария)

На глобусе есть и другие линии, которые тоже направлены на запад и

восток. Все они параллельны друг другу и экватору, но меньше его по

длине. Покажите самую короткую параллель (800)


Итак,

параллели – это окружности, проведённые на глобусе и карте параллельно

экватору – запись в тетради.


4. Знакомство с меридианами.

Эти линии соединяют полюса Земли. Вспомним, какие есть полюса у нашей планеты? (Северный и Южный) Покажите их на глобусе.


Меридианы соединяют полюса, поэтому по форме они – дуги

(в отличие от параллелей, которые по форме – окружности).

  • Можно ли говорить, что все меридианы одинаковы по длине?

(Да, все меридианы одинаковы и по форме, и по длине)

  • Как выразить их длину в градусах? (1800)

  • А в километрах? (20 000 км).

  • Найдите на глобусе особенный меридиан, выделенный жирной

линией. Прочитаем его название.

Гринвич. Сообщение уч-ся.


Главной проблемой морской навигации в ХVII веке было определение долготы в открытом океане. Корабли терялись из-за неточностей карт, ведь в те времена их рисовали по звёздам. Перед учёными стояла задача обозначения точного месторасположения звёзд. Король Великобритании Карл II поручил первому королевскому астроному решить проблему наблюдений за Луной, чтобы находить долготу местности. Было выбрано место для новой Королевской обсерватории и в 1675 году её организовали в Гринвичском парке, в предместье Лондона. В 19 веке в обсерватории стали изучать звёзды, благодаря огромному телескопу Гринвича учёные впервые увидели Венеру. Вашингтонская конференция 1884 года решила принять меридиан, проходящий через Гринвич, за точку отсчета географической долготы. Здесь был установлен специальный знак, к которому ежедневно приходят толпы туристов. Очередь здесь - с раннего утра до позднего вечера. Ведь получается, что ты одной ногой в прошлом - другой уже в будущем. Такого места на планете больше нет. Фотографируются в точке нулевой долготы и на нулевом часовом поясе представители всех стран мира. В обсерватории Гринвича уже полвека не делают научных открытий. Теперь это только музей. Из-за смога над Лондоном звезд почти не видно. Ученые переехали в новую обсерваторию, а вот телескопы оставили. Зимой морозными вечерами туристам в Гринвиче показывают звезды и рассказывают о Вселенной.



  • Через предместье какого города проходит этот меридиан? (Лондон)


Поэтому у Гринвичского меридиана есть другое название - лондонский. Его принято также называть самым начальным, нулевым.

Нулевой меридиан делит Землю ещё на два полушария.

  • Покажите их на глобусе и назовите, вспомнив стороны горизонта.

(Западное и Восточное полушария)


Итак,

меридианы – это дуги, проведённые на глобусе и карте от Северного до Южного полюса Земли – запись в тетради.


5. Итак, мы познакомились с особенными линиями, которые можно

увидеть только на глобусе и карте. Пользуясь учебником (стр.24),

ответьте, какое понятие объединяет все параллели и меридианы?

(градусная сеть)

  1. Закрепление материала.

- Какой материк Земли пересекается всеми меридианами?

(Антарктида)

- Какие материки расположены и в северном, и в южном полушариях?

(Африка и Южная Америка)

- А океаны? (Атлантический, Тихий и Индийский)

- Какой меридиан, являясь продолжением нулевого, вместе с ним

делит Землю на два равных полушария? (меридиан 1800)

- Сколько можно провести меридианов и параллелей через наш город?

(только по одному)

- Покажите на глобусе и укажите, в каких полушариях находятся:

остров Гренландия,

Северный Ледовитый океан,

острова Новая Зеландия,

полуостров Индостан

В ответе должны быть указаны полушария северное или южное,

а также западное или восточное. Например, остров Гренландия

относительно экватора расположен в Северном полушарии,

относительно нулевого меридиана в Западном полушарии.


- Что такое градусная сеть? (Это все параллели и меридианы

на глобусе или карте)



  1. Итог урока.

Ребята, что нового сегодня мы узнали о глобусе Земли?

Какие линии на нём мы рассмотрели?

  1. Домашнее задание.

Изучить § 3 и 4; выучить новые термины, в рабочей тетради на печатной основе ответить на задания стр.10-12.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Урок № Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Цели урока iconВ рамках проекта был проведен открытый урок «Глобус Модель Земли»
Проект "Глобус – модель Земли" направлен на изучение какие бывают глобусы и как он устроен. Он позволил не только расширить знания...

Урок № Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Цели урока iconУрок окружающего мира во втором классе по теме «Глобус модель Земли»
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Глобус – модель Земли» является пятым в разделе 1 «Наша планета» и ориентирован преимущественно...

Урок № Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Цели урока iconПлан-конспект урока географии в 6а классе Тема: Глобус модель земного шара. Триединая дидактическая цель Дидактические задачи урока
Обобщенное, систематизированное и закрепленное понимание о форме Земли и сформированное представление о глобусе

Урок № Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Цели урока iconГлобус – модель Земли. 4 класс Методическая цель урока
Методическая цель урока. Познакомить с методикой организации учебных исследований

Урок № Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Цели урока iconГлобус – модель Земли Что такое метод проектов
Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем

Урок № Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Цели урока iconТема: «географические координаты»
Как относительно друг друга располагаются параллели и меридианы?

Урок № Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Цели урока iconТема: Глобус-модель Земли
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация, тест – программа; глобусы, клейкие метки для каждой группы, раздаточный...

Урок № Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Цели урока iconКонспект урока Тема урока: «Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего» (9 класс). Тип урока по цели и форме проведения: урок закрепления новых знаний
Цели урока. Обучающие цели: 1 закрепление полученных теоретических знаний; 2 подготовка к написанию сочинения

Урок № Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Цели урока iconГлобус – модель Земли Асадчих Кристина
Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями

Урок № Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Цели урока iconТест Как называют модель Земли? а экватор; б глобус
Как называется угол между направлением на север и направлением на данный предмет?

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы