Искусство этрусков icon

Искусство этрусков



НазваниеИскусство этрусков
Дата конвертации23.08.2012
Размер281,37 Kb.
ТипРеферат
Искусство этрусков


Искусство этрусков, живших в первом тысячелетии до н. э. (конец VIII –I вв. до н. э.) на территории Апеннинского полуострова, оставилозначительный след в истории мировой культуры и сильно повлияло надревнеримскую художественную деятельность. Произведения этрусскогоискусства создавались в основном в районе, ограниченном с севера рекойАрно, а с юга Тибром, но существовали и значительные художественныемастерские в этрусских городах на север от этих границ (Марцаботто, Спина)и на юг (Пренесте, Веллетри, Сатрик). Этруски известны современномучеловеку, пожалуй, больше своим искусством, чем какими-нибудь другимиформами деятельности, так как многое в их истории, религии, культуре,включая и пока еще не вполне понятную письменность, остается загадочным. Освоение различных видов изобразительного искусства у этрусков шло темже путем, что и у других народов. Чувство пропорций, ритмов, числовыхсоотношений находило отражение в архитектуре – об этом свидетельствуютэтрусские храмы, гробницы, крепостные сооружения. В монументальной икамерной скульптуре, украшавшей храмы, гробницы, саркофаги, погребальныеурны, культовые и бытовые предметы – треножники, цисты, зеркала – получиловыражение тонкое ощущение пластической формы. Этрусские скульпторыобращались к портретным образам, знаком был им и рельеф различных видов –низкий и высокий. Отпечаток художественных вкусов этрусков сохранилакерамика своеобразных форм, украшавшаяся рельефными и живописнымиизображениями. Торевты исполняли из драгоценных металлов исключительные покрасоте серьги, браслеты, фибулы, кольца, диадемы. Резчики по камнюпомещали на геммах-печатках разнообразные по сюжетам и темам композиции,умело соотнося углубленный рельеф с формой небольшого цветного камня.Этрусские погребальные росписи дают наиболее представление о характереантичной живописи первого тысячелетия до н. э. Этрусским мастерам были известны разнообразные материалы. Длясооружения крепостных построек, фундаментов храмов и жилых домовприменялись различные породы камня, а также дерево и глина, из которойизготавливались сырцовые кирпичи для кладки стен. В скульптуре каменьиспользовался реже, чем у греков. Этруски знали ваяние, когда мастеротсекает от каменной глыбы лишние куски и как бы высвобождает видимый имхудожественный образ, но охотнее они обращались к пластике и создавали своипроизведения постепенным наращиванием материала – сырой глины или воска, втерракоте или бронзе. Характерно, что подобное предпочтение пластики ваяниюотличает художественные принципы восточных народов, с искусством которыхэтруски были хорошо знакомы. Мрамор, несомненно известный этрускам, почти не находил у нихприменения. Они любили серый туф, темный травертин, породы вулканическогопроисхождения с грубой поверхностью, усиливавшей условность памятников.Возможно, этруски сознавали, что полупрозрачный мрамор, хорошоимитировавший фактуру человеческой кожи, будет повышать реальность их и безтого очень конкретных, нередко подчеркнуто резких, эмоционально напряженныхобразов. Основными материалами этрусских скульпторов и керамистов былабронза и терракота. Им уступали камень, драгоценные металлы, кость иполудрагоценные камни, применявшиеся для изготовления украшений и гемм-печатей. В живописи гробниц использовались минеральные краски разныхцветов, преимущественно теплых тонов, наносившиеся на сырую штукатурку,реже на сухую, а порой и прямо на поверхность скалистых стен склепа. Вкерамике применялись черный и красный лак, белая краска, пурпур. Для этрусков не характерны монументальные и гражданские памятники,подобные водружавшимся на площадях и улицах древнегреческих городов.Значение этого вида искусства у этрусков, если он вообще существовал, было,как и в древневосточных государствах – Ассирии, Финикии, Египте, -невелико. В этрусской скульптуре нет статуй, намного превышающихчеловеческий рост, но чаще встречаются изваяния, даже божеств, героев,воинов, нарочито уменьшенные. И тем не менее созданные этрусками в камне,терракоте, бронзе, золоте, кости, полудрагоценных и драгоценных камняхпроизведения далеки от камерности и выражали не только личные настроениямастеров и заказчиков, но и чувства всего народа. Этрусские ваятели придавали большое значение цвету. На многихтерракотовых статуях и рельефах сохранилась раскраска, часто применялисьярко-зеленая или темная бронза, камень-известняк с сурово-серой шероховатойповерхностью, матово-кремовая кость, ярко-желтое золото или резныеполудрагоценные камни разнообразных цветов. Работа скульптора в Этрурии вряд ли высоко оценивалась и была так жепочетна, как в Древней Греции. Во всяком случае, имена мастеров почти недошли до наших дней, известно лишь имя жившего в конце VI – начале V векадо н. э. Вулки, упомянутое римским ученым и писателем Плинием. Памятники этрусского искусства были известны уже в средние века, ноособенный интерес к ним возник в эпоху Возрождения, когда с живописью искульптурой этрусков соприкоснулись крупнейшие мастера Ренессанса.Итальянские гуманисты сознавали красоту и совершенство произведенийэтрусков, их бронзовые скульптуры нередко подновлялись и реставрировались в те годы. В XVIII веке появились первые фундаментальные работы об этрусках,такие, в частности, как «Семь книг о царской Этрурии» Ф. Демпстера сгравированными изображениями. В городе Кортоне создали «Этрусскую академию»с целью сбора и сохранения материалов об этом народе. Одним изисследователей, утверждавших самобытность этрусского искусства истремившихся определить его место в этрусском обществе, был немецкийисторик искусства Винкельман. Этот ученый, которого иногда называютосновоположником современной истории искусства, наиболее систематическиизложил свои взгляды на античное искусство в 1764 году, в знаменитой«Истории искусства древности». Привлекали внимание ученых этрусскиеросписи, обнаруженные при раскопках в Тоскане. В Вольтерре священникГварначчи основал первый этрусский музей, получивший его имя. В 20-х годахXIX века заинтересовались найденными около Перуджи этрусскими надписями ипамятниками, обнаруженными во многих неразграбленных этрусских могилах.Сведения о них опубликовал Э. Герхардт. В России этрусками занимался впервой половине XIX века ученый А.Д. Чертков. Гробница Реголини-Галасси, вскрытая в 30-х годах XIX века, сохраниламножество произведений искусства. Десятилетие спустя коллекционер Д.Кампана открыл близ Вей большую, названную его именем, этрусскуюусыпальницу с рельефами. В 50-х годах XIX века найдена гробница Франсуаблиз Вульчи. Во второй половине XIX века интерес к этрускам несколько угас, и дажеукоренилось мнение, что этрусское искусство – явление второразрядное, чтооно лишь отблеск и тень искусства греческого. Это убеждение было порожденоформальной точкой зрения на произведения этрусского искусства. Дело в том,что высшим мерилом художественного творчества считалось греческоеискусство, с которым сопоставлялись шедевры других народов. Подобныйпринцип был применен и к этрусскому искусству. Между греческими иэтрусскими памятниками искусства обнаружились удивительные параллели исовпадения, которые механически объясняли тем, что этруски лишь копировалинедосягаемые греческие образцы. Никто не отрицает, что греческое влияние в этрусском искусстведействительно было очень велико. Настолько велико, что специалисты не безоснования считают авторами многих творений не этрусков, а греков, живших вэтрусских городах. Вместе с тем в художественных произведениях этрусковможно различить типично восточные элементы. Однако в этрусском искусствеесть черты, определяющие его подлинную индивидуальность, выражающиетипические особенности этрусской среды. Своеобразие этрусского искусства ощущается особенно сильно в изделиях,вышедших из мастерских чеканщиков по металлу и гончаров, а также вофресках, украшающих могилы знатных этрусков. Оно проявляется в реализме, вумении подчеркнуть характерные детали, что придает этрусскому искусствугрубоватость выражения, присущую местной италийской среде и отличающуюэтрусское искусство от греческого. Истинную красоту, скрытую в этрусских произведениях искусства, вбольшинстве случаев трудно заметить при поверхностном осмотре. При первомвзгляде на этрусские памятники они производят впечатление непривычнойсуровости, иногда даже жестокости. Лишь длительное изучение их содержания иформы позволяет понять, в чем сила их эмоционального воздействия. Наряду с реализмом, характерным для этрусского искусства, необходимоподчеркнуть его тесную связь с мифологическим миром религиозныхпредставлений. Его герои были хорошо знакомы каждому этруску, онисопровождали его на протяжении всего жизненного пути. Не удивительно, чтомифология оказала влияние на художественное творчество. Боги, демоны,легендарные титаны не были для этрусков тенями, отброшенныминесуществующими телами, наоборот, они представляли собой такую жереальность, как их собственная жизнь. Наряду с бытовыми сценами и веселымипиршествами мифология и религия были наиболее обильным источником сюжетовдля этрусского искусства. В XX веке широкие археологические работы в различных этрусскихгородах и некрополях дали много нового материала. Ценные сведения ученыеполучили во время исследований древних городов Марцаботто и Спина, раскопокхрамового комплекса в Вейях и у поселка Санта-Севера, близ Рима.Эффективность изучения этрусского искусства в настоящее время повышаетсяблагодаря использованию археологами новейших методов аэрофотосъемки предраскопками городов и фотоперископов при вскрытии склепов. Крупнейшие этрусские археологические комплексы – городские ипогребальные – Марцаботто, Спина, Вейи, а также Черветери, Тарквинии,Кьюзи, Вольтерра. Памятники этрусского искусства хранятся в основном всобраниях Ватиканских музеев и Музее виллы Джулия, Археологическом музееФлоренции, музеях Болоньи, Кьюзи, Вольтерры. Кроме этого, оригинальныеэтрусские произведения имеются в коллекциях многих преимущественнотосканских городов. Изделия этрусских мастеров можно встретить и вразличных странах мира. Богатое собрание их представлено за океаном – в нью-йоркском Метрополитен-музее. Интересны памятники Британского музея Лондонаи парижского Лувра. В свое время Россия приобрела крупную коллекцию Д.Кампана, сейчас она украшает залы Государственного Эрмитажа. Произведенияэтрусского искусства есть в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве, Музеезападного и восточного искусства Киева, Археологическом музее Одессы,художественном музее Воронежа. Периодизация этрусского искусства – одна из самых сложных проблемсовременной этрускологии. Вопрос этот до сих пор занимает ученых, норешения его не всегда одинаковы, хотя и сходны. Различные мнения приопределении границ отдельных эпох этрусского искусства объясняются какслабой изученностью социально-политического и экономического развитияэтрусских городов, так и трудностью точной датировки многих памятников.Наиболее верна, по-видимому, точка зрения итальянских антиковедов, вчастности Р. Бьянки Бандинелли, который различает следующие этапы развитияэтрусского искусства VIII – I веков до н. э. Характер искусства конца VIII– VII веков до н. э., когда на художественную культуру этрусков сильноевоздействие оказывали народы Восточного Средиземноморья, определяется имкак ориентализирующий. Период особенно тесной связи этрусских мастеров VI –V веков до н. э. с художниками Греции он называет архаикой и подразделяетна два этапа – расцвет этрусского искусства с ионическими влияниями (600 –475 гг. до н. э.) и спад экономической и культурной активности этрусков схарактерной тогда ориентацией на аттическое искусство (475 – 400 гг. до н.э.). Для IV века до н. э. и части III века до н. э. он выбирает термин«средние годы», указывая, что это время, когда римляне завоевывалиэтрусские города (в 396 г. Рим захватил Вейи), было весьма трагическим дляэтрусков. Однако и в годы потрясений этруски продолжали активную деятельность, сними считались даже особенно агрессивные в ту эпоху римляне. Этрусскоеискусство тогда не только не погибло, но обогатилось новыми образами иформами, хотя и потеряло свою былую интенсивность. III – I века до н. э.характеризуются как эллинистические. В завоеванных римлянами этрусскихгородах жизнь несколько стабилизировалась, оживились искусства и ремесла.Это был последний период расцвета. В художественной продукции все болеезаметным становилось воздействие не только эллинистических образцов, но иримских, все менее проявлялось присущее этрускам своеобразие, и к концу Iвека до н. э. их творческие способности, которыми римляне всегда живоинтересовались, постепенно иссякли. В периодизации Р. Бьянки Бандинелли, как в хронологии, так итерминологии (ориентализирующий, архаический, эллинистический), сильнасвязь с периодизацией греческого искусства. Понятно также, почему онизбегает для V – IV веков до н. э. термина «классический», которымопределяются годы расцвета и наивысшего внутреннего подъема эллинскихгородов; этрусская реальность тех столетий была наполнена жестокой борьбой,страданиями, страхом порабощения. АРХИТЕКТУРА Творческий дух этрусков проявился в таком прикладном виде искусства,как архитектура. Для строительства городов и уникальных зданий, особеннохрамов, естественно, нужны были опытные архитекторы и инженеры.Сохранившиеся укрепления в некоторых этрусских городах свидетельствуют отом, что этруски умели решать довольно сложные технические задачи. Длятворчества этрусских зодчих наиболее типичны склепы. Они привлекаютвнимание прежде всего своим внешним видом. Многие из них поражаютразмерами, например гробницы из обширных некрополей в окрестностях Цере идругих городов. Могилы этрусков имели различное строение. К самому раннемупериоду относятся небольшие шахтовые могилы, на дно которых ставилибиконическую урну с пеплом умершего. Этот способ погребения мертвых былизвестен на севере Италии еще в доэтрусскую эпоху. Глиняные урны прикрываликрышкой, нередко в форме шлема. Наряду с кремацией мертвых хоронили вмогилах, напоминающих рвы. С VII века до н. э. в Этрурии распространились могильные помещения ввиде круглой комнаты, в которую помещали саркофаг с телом умершего. Могилувытесывали в скале или сооружали из каменных плит. Круглые стены склепасужались к потолку. На ряд каменных плит, пригнанных друг к другу иуложенных по окружности, клали следующий ряд, несколько меньшего диаметра,так, чтобы он выступал с внутренней стороны. Таким образом постепенносоздавался ложный свод, естественно менее прочный, чем свод настоящий.Чтобы потолок не обрушился, центр свода обычно подпирали толстым столбом.До этрусков ложный свод знали еще греки, применявшие его в знаменитыхмикенских могилах, но не им принадлежит честь его изобретения. Цепочкатянется дальше на Восток. Вероятно, ложный свод свидетельствует озаимствовании древними греческими и этрусскими зодчими строительных методовВостока. Ранняя греческая архитектура, как и этрусская, не избежалавосточного влияния. Внутреннее помещение могилы соединялось с внешним миром ходом,заканчивавшимся дверью, которая буквально и символически связывала мирмертвых с миром живых. В некоторых случаях коридор, ведущий к могиле,служил погребальным помещением, как, например, в известной «Могиле Реголини-Галасси». Могилы подобной конструкции, обозначаемые греческим термином«толос», были широко распространены. Типичны для этрусских некрополей и внушительного вида склепы, такназываемые тумулы, обнаруженные в окрестностях нескольких этрусскихгородов. Особенно известны тумулы, расположенные вблизи от Цере. Строилсятумул так: вокруг большого склепа или нескольких небольших могил сооружаликруговой фундамент, на который насыпали глиняный куполообразный холм.Тумулы производят величественное впечатление благодаря строгой простоте ибольшим размерам – самый крупный в Цере имеет в диаметре 48 м, т. е. поплощади равен небольшому городскому кварталу. Строительство таких могил,разумеется, обходилось недешево. Их внутреннее убранство свидетельствует отом, что возводились они лишь для погребения знатных людей. Тумулы строили до VI века до н. э. Одновременно получилораспространение и более простое погребальное сооружение – каменный склеп сдверьми, но без верхнего сферического глиняного холма, нередковытесывавшийся в скалистых отрогах гор. Подобные склепы постепенновытесняли обширные куполовидные гробницы, но не стали единственной формойзахоронения у этрусков. В последние века до нашей эры погребальный обрядупростился. Участились случаи кремации тел, что обходилось дешевле пышногопогребения в склепах. Города мертвых сооружались этрусками столь же добротно, как и городаживых, а может быть, еще тщательнее. Жилые дома в этрусских городах чащевсего представляли собой легкие здания, а обширные некрополи, этивыдающиеся творения этрусских инженеров, строились прочно и массивно, навека, чтобы они давали надежный приют тем, кто в них покоится. Этрусскиегробницы в окрестностях Цере, Тарквиний, Ветулонии и Популонии – уникальныев своем роде сооружения. Некрополи располагались вблизи от городов и представляли собойзамкнутый комплекс, своеобразный мир в себе. Города мертвых были настоящимидвойниками и спутниками мира живых. Царские гробницы строились нехаотически одна возле другой, общий план некрополя был продуман, в немчувствуется та же целеустремленность, что и в планировке городов. Этрусские кладбища не только выдающиеся памятники архитектуры. Всклепах сохранилась обстановка и утварь, благодаря которым мы можем ближепознакомиться с бытом этрусков и глубже проникнуть в их духовный мир. ЖИВОПИСЬ Значение этрусских склепов для изучения культуры не исчерпываетсятехническим совершенством и своеобразием построек и уникальностьюобнаруженных в них находок. Многие могилы стали богатым источником сведенийо живописи этрусков, одной из наиболее интересных сторон искусства этогонарода. Этрусская живопись – самая ранняя живопись Италии и в некоторомсмысле уникальный источник для понимания античной живописи вообще.Этрусские погребальные фрески и картины на терракоте дают возможностьизучить развитие живописи в Италии на протяжении пяти-шести веков.Наиболее богатые этрусские гробницы представляют собой настоящие картинныегалереи. Римская живопись II-I вв. до н. э. выросла на богатойхудожественной традиции этрусков. К самым древним этрусским гробницам, украшенным фресками, относится«Грот Кампана», находящийся в окрестностях древних Вей. Эту могилу VI векадо н. э. нашли в 1842 году. Фрески «Грота Кампана», бесспорно,свидетельствуют о зарождении этрусской стенной живописи. По ним видно, чтохудожнику еще было трудно изобразить движение и равномерно распределитьдетали картины по всей площади, соблюдая между ними пропорцию. Фрескисоздают впечатление скованности. Не исключено, что этому немалоспособствовало и влияние восточного искусства, образы и сюжеты которогофигурируют на фресках. Сказочные чудовища – сфинксы и хищные звери –изображены рядом со сценой охоты, которая вдохновила художников,оформлявших другие склепы. Охота, вероятно, играла важную роль в жизниэтрусской аристократии. Более тщательный анализ выявляет не тольковосточное, но и критское влияние. Даже этот ранний памятник привлекаетяркими красками, типичными для всех этрусских фресок. Поистине уникальна стенная живопись склепов в окрестностях Тарквиний.Здешние находки относятся к разным периодам. Самые ранние могилы датируютсявторой половиной VI века до н. э., самые поздние – II веком до н. э.,следовательно они являются свидетелями почти всей истории взлета и паденияэтрусского народа. Как и в склепах, находящихся в других частях Этрурии,стенная живопись в Тарквиниях должна была создавать иллюзию, что местовечного отдыха этрусских вельмож – их дом, полный жизни, и что смерть нелишила его обитателей связи с миром. К самым ранним склепам, украшенным фресками, относится «Могила сбыками» (вторая половина VI века до н. э.), названная так потому, что на еестенах дважды изображены быки. Их стилизованные контуры нанесены простыми,даже грубоватыми штрихами. Это упрощение не режет глаз, несмотря на то чтохудожник не сохранил пропорций тела животных, удлинив и сузив его. Смыслэтого изображения до сих пор неясен. Возможно, этрусский художник находилсяпод влиянием распространенного в Средиземноморье представления о быке как осимволе плодородия. Если это действительно так, то, видимо, художник хотелпротивопоставить бренности бытия, о которой не может не думать каждый, ктовходит в склеп, идею постоянно обновляющейся жизни. Из фресок, сохранившихся в «Могиле с быками», особенно интереснасцена, изображающая последнее мгновение перед смертью троянского герояТроила, сына царя Приама. Троил скачет к водоему, чтобы напоить своегоконя, но из засады выглядывает греческий герой Ахилл. Через секунду Ахиллвыскочит – и Троил падет на землю мертвым. Рисунок этих фресок еще неотточен, замысел и исполнение довольно примитивны. Могучий конь, например,слишком велик по сравнению с фигурами Троила и Ахилла. Стремление заполнитьпустое место ведет к перенасыщению росписей второстепенными деталями. Весь комплекс фресок вызывает мысли о роковой неотвратимости судьбы ивнезапности смерти. Она настигает человека в тот момент, когда он ее меньшевсего ждет. Однако герои не умирают. Они гибнут в бою, покрывая себяславой, благодаря которой продолжают жить и после смерти в мыслях и сердцахбудущих поколений. Источником, вдохновившим художника на создание этихросписей, был хорошо известный этрускам цикл легенд о Троянской войне. Сюжетом фресок в тарквинийских склепах часто служит культовоечествование мертвого. Одним из наиболее распространенных способов выказатьуважение к нему был оргиастический танец под аккомпанемент музыки,сопровождавшийся обильными трапезами. Пиршества в честь мертвых, судя повсему, не отличались от радостных празднеств – излюбленноговремяпровождения этрусской аристократии. Фрески с изображением поминальногопиршества больше всего поражают тем, что на них радость жизни преобладаетнад страхом смерти. На картинах участники празднеств, среди которых, какправило, изображен и умерший, живут только данным мгновением. Подобной тематике посвящена и живопись «Склепа со львицами»,относящегося к концу VI века до н. э., и других знаменитых могил Тарквиний,например, «Склепа с леопардами» (середина V века до н. э.), «Склепа стриклинием» (вторая половина V века). По сравнению с грубоватыми росписямииз «Могилы с быками» в склепах «С леопардами» и «С триклинием» болееутонченные и отшлифованные изображения. Все же и они еще сохраняютизвестную простоту, придающую им одновременно жизненность и утонченность.Греческая живопись того времени, бесспорно, оказала влияние и нахудожественную выразительность этрусских фресок. Сюжеты стенной росписи в тарквинийских склепах не ограничиваются,однако, поминальными трапезами. Фрески «Могилы авгуров» и «Могилы охоты ирыбной ловли» воспроизводят две различные стороны жизни этрусков. Надидиллической сценой рыбной ловли художник изобразил поминки. Супружескуючету окружает прислуга. Музыканты услаждают слух пирующих, раб черпает дляних вино из большой амфоры. Картины «Могилы охоты и рыбной ловли» озаренызаходящим солнцем. В то же время на стенах гробниц встречаются изображения другого рода,особенно в период упадка могущества этрусков. Идиллическое видениезагробного мира уступает место мрачным представлениям о демонических силах,господствующих над судьбой человека, который после смерти становитсябеспомощной игрушкой в их руках. Изменяется характер традиционного сюжетапоминальной трапезы – меланхоличен образ пирующих, как бы замкнувшихся всебе. Всей картине недостает жизнерадостности, которая раньше родниламертвых с живыми. В стенной живописи склепов отражается сущность философии этрусков, накоторую сильное влияние оказал весь ход развития их истории. Первоначальноепредставление о том, что со смертью не кончается радость жизни, сменяетсяпрямо противоположным убеждением и примирением с этим грустным фактом. Покорность судьбе – такова идея поздней этрусской фрески в одной измогил в Вульчи, названной по имени ее открывателя «Склепом Франсуа». Темасмерти здесь трактуется, как в тарквинийском «Склепе с быками», в связи строянским мифологическим циклом. В центре фрески изображен Ахилл, которыйумерщвляет пленного врага, принося его в жертву душе своего друга Патрокла,убитого троянцами. За действиями Ахилла следят Харун с молотком в руках икрылатый демон Ласа. Ни тот, ни другой не останавливают Ахилла, хотя взглядХаруна выражает сочувствие несчастному, обреченному на смерть. Ведьнеумолимой судьбы не избежать – живет лишь тот, кому суждено, а тот, комупредначертано закончить свой жизненный путь, неизбежно умрет. Покорностьсудьбе, которую символизируют собой фигуры, наблюдающие за жестокимидействиями Ахилла, - таков логический вывод из этой сцены. Этрусская живопись относится к наиболее замечательным сторонамэтрусского искусства. Художники, украшавшие стены склепов, умели передаватьсвои замыслы с особым лаконизмом и простотой. Их произведения поражаюттакже цветовыми контрастами. Наше восхищение их мастерством увеличиваетсяпри мысли, что они вынуждены были творить при слабом искусственном свете, вполутьме могил. Большинству этрусских живописцев присуще умение изобразить героев вдвижении или за мгновение до его начала. Танцовщицы, схваченные в моментрезкого поворота, кажется, вот-вот закончат пируэт, при исполнении которогоони застыли, повинуясь волшебной кисти художника. Противники на стене«Склепа авгуров» в следующую секунду бросятся друг на друга… Реализмизображения порождает даже звуковую иллюзию: нам кажется, что с фрески«Склепа охоты и рыбной ловли» доносится шум птичьих крыльев или звукмузыкального инструмента, сопровождающего хоровод. Только люди на картинахбезмолвствуют, ни одна сцена не оставляет впечатления беседы. Гордоемолчание персонажей надгробных фресок лишь усиливает впечатлениемонументальности. Желание отобразить динамику движения заставляло этрусских художниковвоспроизводить не только отдельные самостоятельные сцены, но и целыйкомплекс событий. Одно событие они делили на несколько картин, сюжетносвязанных между собой. Так возник своеобразный стиль изображения сцен,последовательно ведущих рассказ. Этот стиль – вклад этрусков в развитиетворческого художественного метода. СКУЛЬПТУРА Стремление к реалистическому изображению действительности нашловыражение не только в этрусской живописи, но и в скульптурныхпроизведениях. Среди наиболее типичных творений подобного рода особенноинтересны изображения людей. И в этом случае художественное творчество былонеразрывно связано с погребальными обрядами. Ведь скульптуры чаще всегоукрашают урны и саркофаги. Этруски издавна стремились подчеркнуть индивидуальность человека.Замечательные изделия этрусских мастеров, так называемые антропоморфныеканопы, в большом количестве найдены в окрестностях древнего Клузия(некоторые из них относятся к VII веку до н. э.). Это овальные урны,стилизованные под человеческое тело, с ручками в виде человеческих рук.Урна закрывалась крышкой с изображением головы умершего. При изготовлении крышек проявилось умение этрусков передать портретноесходство. Отдельные изделия отличаются друг от друга не меньше, чем самилюди при жизни, но выражение их лиц говорит о том, что они смотрят на насне из мира живых. Эти портреты напоминают посмертные маски, снимавшиеся,как правило, с лиц зажиточных этрусков. Скульптурные изображения умерших и в более поздний период украшалиурны и саркофаги. На плитах, закрывающих саркофаг, и на крышках урнвозлежали фигуры мужчин, женщин и даже супружеские пары. Эти произведения часто называют вершиной портретного искусстваэтрусков. Создателей саркофагов обвиняют в том, что, стараясь подчеркнутьособенности модели, они впадали в грубый реализм и даже натурализм.Действительно, этрусским скульпторам нельзя отказать в желании точноотобразить действительность в любом ее виде. В некоторых случаях скульпторыподчеркивали индивидуальные черты лица еще и тем, что голову изображалинепропорционально большой по сравнению с телом. Показывая стариков, этрускине скрывали морщин, толстяки не становились на их скульптурных портретахстройнее. Наоборот, складывается впечатление, что создатели этих уникальныхпроизведений искусства несколько шаржировали, подчеркивая неправильность влицах изображаемых. В этом, вероятно, секрет своеобразия этрусских надгробных скульптур ипроизводимого ими впечатления. Они, бесспорно, представляют собойзначительное явление в этрусском искусстве. Те черты их произведений,которые сегодня представляются нам крайним проявлением реализма, близки ктрадициям народного изобразительного творчества, еще не поднявшегося доосмысления реалистического портрета, характерного для классическогогреческого и римского искусства. Лишь под влиянием эллинистического искусства индивидуальные чертыэтрусских портретов стали менее резкими, хотя скульптуры сохранили своехарактерное выражение. Этрусские скульпторы создали выдающиеся произведения, совершенствокоторых не может не вызывать восхищения. Самое знаменитое из них – статуяАполлона, найденная в Вейях вместе с обломками скульптуры бога Меркурия. Аполлон и Меркурий из Вей, созданные около 500 года до н. э., являютсяшедеврами этрусского изобразительного искусства. Они изваяны замечательныммастером, имя которого случайно сохранилось: Вулка прославилсятерракотовыми скульптурами, предназначавшимися как для Вей, так и для Рима,которым тогда правили этрусские цари. Оба эти памятника раскопал в 1916 году итальянский археолог Джилиоли.Они были частью оформления храма Аполлона, являясь персонажами сцен борьбыАполлона с Геркулесом за лань. От всей сцены остались лишь обломки, ноученым удалось реконструировать ее. Статую Аполлона, к счастью, время почтине тронуло. В ней мы можем наблюдать черты, типичные для этрусскойскульптуры конца VI века до н. э., - характерное выражение лица,реалистическое отображение пропорций тела, легкость, с которой ваятельпередал движение. По сравнению с возвышенно-спокойными образамидревнегреческой архаики бог света этрусского скульптора поражаетдинамичностью и экспрессией. Широкий шаг, подавшееся вперед туловище ирешительно устремленный перед собой взгляд исполнены большой эмоциональнойсилы, выраженной движением огромной фигуры, напряженными чертами лица.Широкие складки одежды Аполлона ниспадают почти параллельно. Так жеоднообразно изгибающимися прядями показана его прическа. Лишь свободнолежащие на плечах и спускающиеся на спину, заплетенные в косички волосысмягчают резкость этих повторов. Поверхность глины покрыта слоемсохранившейся красной краски. Миндалевидные очертания глаз и архаическаяулыбка напоминают греко-малоазийские произведения. Однако резкость чертлица и уверенность взгляда, характерные для этрусков, не свойственныэллинским образам. Благодаря этому мы вправе назвать статую Аполлонауникальным памятником этрусского искусства. Этрусские скульпторы всегда стремились выразить сущность того илииного божества. На лице Меркурия, голова которого сохранилась от статуи,украшавшей тот же храм в Вейях, мастер показал хитроватую улыбку, выявивзначение бога с большой определенностью. Склонность этрусков к конкретномумышлению, к точности и четкости воспроизведения в художественных памятникахчерт характера сказались уже в конце VI века до н. э. Эти воспринятыеримскими ваятелями качества найдут впоследствии блистательное воплощение вих многочисленных скульптурных портретах. Не меньшего восхищения заслуживает бронзовая статуя воина из Тоди,известная под названием Марс из Тоди. Это выдающееся произведениеискусства, найденное в 1835 году, относится к IV веку до н. э., когда наэтрусков уже оказала сильное влияние классическая греческая скульптура.Мягкое и мечтательное выражение лица изображенного юноши контрастирует спрочным панцирем и копьем, недвусмысленно свидетельствующими о том, что егопрофессия – война. Образ спокойного, опирающегося на копье этруска полондостоинства и уверенности. Техника бронзовой отливки достигла здесьвысокого уровня: отдельно создавались туловище, голова, шлем, руки, ноги.Некоторые детали – шлем, копье и вставки инкрустированных глаз утеряны.Изваяние несколько меньше натуральной величины. Тенденция уменьшать размерыфигуры, свойственная этрусской посвятительной скульптуре, возможно, связанас культовыми соображениями или эстетическими нормами, определявшимисяназначением произведения. К началу I века до н. э. относится бронзовая скульптура Оратора,найденная в Санквинете в окрестностях Тразименского озера. Из надписи напостаменте явствует, что это статуя Авла Метеллы. Скульптура была создана вто время, когда в Этрурии усиливалось культурное влияние Рима.Романизированный этруск – его нелегко отличить от римлянина – спокойнымжестом правой руки призывает к тишине слушателей, к которым он хочетобратиться с речью. Скульптурой Оратора этрусский мир как бы прощается сосвоим прошлым, ибо неумолимый ход истории уже показал, что этрусскойкультуре суждено умереть. Это трагическое свидетельство судьбы этрусков впериод укрепляющегося римского могущества. Тематика этрусской скульптуры не исчерпывается изображением человека.Здесь, как и в живописи, проявилось увлечение этрусков изображениямиживотных. Скульпторы не отступили даже перед нелегкой задачей воспроизвестимифологическое чудовище химеру. Статуя мифического существа химеры, относящаяся к V веку до н. э.,вначале вызвала немало споров. Ученые, не слишком верившие в творческиеспособности этрусков, считали, что она либо ввезена из эллинистическихобластей, либо создана греческим мастером, творившим в Этрурии. В наши дниэти сомнения отпали и Химера считается одним из высших достиженийхудожественного гения этрусков. И действительно, немногие из этрусскихпамятников так наглядно и убедительно, как Химера, демонстрируютхарактерное для этрусского искусства сочетание изысканности и простоты. Вцелом эта скульптура создает впечатление сказочного существа. Но есливглядеться в отдельные ее части, исполненные в реалистической манере, этовпечатление исчезает, ибо сами по себе они не кажутся страшными инеобычными. Мастер соединил в теле Химеры льва, змею, в которую превращен хвост, икозла, неожиданно вырастающего из спины льва. Напряжение и ярость чудовищатрактованы с большой экспрессией: оно рычит, припав на передние лапы,оскалена пасть, шерсть на спине и гриве поднялась дыбом. Скульптор нескрывает здесь эмоции, как в статуе Капитолийской волчицы, но высвобождаетих от пластической скованности, присущей памятникам архаического искусства. Смело показано сложное движение Химеры, искусно моделированы ее кожа,с обозначением проступающих ребер и набухших кровеносных сосудов, мягкиеткани краев разинутой пасти, напряженные складки у глаз. Глубокие рваныераны Химеры объясняют ее ярость. Их особенно убедительная достоверностьсильно оттеняет нереальность монстра. Смелость, на которую были способныэтруски в те напряженные и страшные для них годы борьбы с Римом, помогла имдерзать в искусстве, в частности, изваять эту статую, в которой оказалисьслитыми жизнь и вымысел. Восхищение вызывает не только художественная композициямифологического существа, но и мастерство исполнения, ибо отдельные частискульптуры – на первый взгляд несовместимые – слиты в единое целоеудивительной впечатляющей силы. Достигается это благодаря поистинематематической точности и совершенству исполнения. К не менее известным творениям относится и Капитолийская волчица,датируемая концом VI – началом V века до н. э. Имя мастера, выполнившегоэту работу, осталось неизвестным, иногда ее приписывают мастеру Вулке, носама бронзовая волчица была знаменита уже в древности. Сильный зверь,крепко вцепившийся напряженными передними лапами в землю и повернувшийморду с оскаленной пастью, будто защищает младенцев Ромула и Рема, фигуркикоторых были помещены под набухшими от молока сосками в эпоху Возрождения.Предполагалось, что тем самым скульптуре будет придан ее первоначальныйвид. Однако в настоящее время волчица демонстрируется в том виде, в какомбыла найдена. Она притягивает зрителя своим взглядом, несколькопрезрительным и устремленным мимо него в мир неведомых зверей, к которомуона сама принадлежала без Ромула и Рема, спрятавшихся в ее тени. Благодаряпрямым передним лапам животного и шее, являющейся продолжением тела,кажется, что волчица оцепенела. Тем не менее изображение в целом непроизводит впечатления окаменелости, застывшей неподвижности. Выполненная вреалистической манере голова волчицы словно оживляет схематичные тело илапы и приковывает к себе внимание зрителя, благодаря чему второстепенныедетали ускользают из его поля зрения. Трактовка пластических масс в статуе,композиция всех элементов, выражение внешней сдержанности при внутреннемнапряжении соответствовали стилю и вкусам в искусстве, а возможно, инастроениям, господствовавшим на рубеже VI – V веков до н. э. нельзя непринять во внимание, что изваяние, прославлявшее Ромула и Рема, создавалосьэтрусским скульптором для его злейших врагов – римлян, возможно, какпамятник свержению этрусских царей в Риме и провозглашению республики.Римляне приняли этрусскую идею – хищный зверь охраняет благополучие города,как волчица оберегает покой младенцев. Художественные произведения из камня, созданные этрусскими мастерами,столь же совершенны, как и изделия из металла и обожженной глины. Этрусскиескульпторы, конечно, использовали для своей работы наиболеераспространенный на их родине материал – чаще всего туф или известняк,иногда алебастр. Как правило, они выбирали материал помягче, легчеподдававшийся обработке. Не лишено интереса, что знаменитые в римскийпериод залежи высококачественного мрамора вблизи от Лэны, на севереЭтрурии, не были известны этрускам. Камень служил этрускам для создания надгробных стел с изображениемфигур умерших. Стелы относятся к ранней эпохе – VII веку до н. э. Из камняваялись саркофаги, барельефы урн, скульптуры мужчин, женщин, животных имифологических существ. МЕЛКАЯ БРОНЗОВАЯ ПЛАСТИКА, КЕРАМИКА, ЗЕРКАЛА, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ О художественной одаренности этрусков свидетельствуют не толькомонументальные произведения, но и мелкие изделия – украшения и предметыобихода. Они изготовлены со вкусом и выдумкой, которые говорят о том, чтоэтруски и в повседневной жизни стремились к красоте. Светильники,канделябры, треножники, курильницы, металлическая и глиняная посуда,зеркала и другие предметы быта привлекают к себе внимание своим изяществом. Глина в руках этрусских скульпторов и простых ремесленников была стольблагодатным материалом, что изделия из нее ценились наряду с мастерскиобработанным металлом. Фантастические глиняные маски с изображением медузы-горгоны широко применялись в качестве антефиксов (украшений из обожженнойглины, прикрывающих концы балок по краям кровли). Этрусские мастера создали оригинальную керамику угольно-черного цвета,известную в современной науке под названием буккеро. Во второй половине VIIвека до н. э. В Этрурии налаживается производство ваз коринфского стиля.Рисунки на этих вазах нередко отличаются по своему типу от греческих. Ссередины VI в. утверждается чернофигурный стиль, сменяющийся во второйчетверти V в. краснофигурным. Здесь также, несмотря на греческое влияние,мы видим своеобразие художественного вкуса и мироощущения этрусков. Влияниеэтрусского художественного стиля ощущалось и в Риме, особенно послесоздания там в VI в. до н. э. коллегии горшечников. Керамика, производимаяв мастерских Этрурии, находила спрос вплоть до эпохи империи. Об этрусках как народе с давними традициями обработки металлов говоритбронзовое литье, высоко ценимое в Италии и за ее пределами. Греки в V в. дон. э. широко пользовались бронзовыми этрусскими сосудами и светильниками.Остатки плавильных печей находят во всей Северной Этрурии. Среди металлических предметов многочисленную группу находок составляютзеркала. Как и на металлических шкатулках и вазах, на тыльной сторонезеркал воспроизведены сюжеты из мифологии. Нередко встречаются и сценыповседневной жизни. Они изобилуют деталями, значительно обогащающими нашипознания об этрусках. На многих зеркалах есть надписи, поясняющие смыслрисунка. Особый интерес представляет техника изображения отдельных сцен.Ограниченная площадь зеркала, его стереотипная круглая форма, сам способработы – гравировка по металлу – определяли отличие от могильных стенныхфресок. Нетрудно, однако, заметить и сходство между ними, например наличиев обоих случаях наряду с тщательно выписанными деталями откровенносхематических набросков. Круглая форма зеркала вынуждала художников крациональному ее использованию. Им приходилось изображать фигурысклоненными или сидящими, помещая стоящих в середину зеркала, или жеуменьшать фигуры по бокам. Края зеркал украшались стилизованным орнаментомиз переплетения цветов, веток и т. д. Выгравированные изображения украшали также металлические сосуды –цисты. Их поверхность, естественно, предоставляла художникам большевозможностей, чем зеркала. Но наивысшее достижение этрусков в этой области – их ювелирныеизделия, отличающиеся великолепной техникой исполнения, изяществом,изысканностью форм. Особенно успешно этруски обрабатывали золото, причемнередко в качестве образца они пользовались чужеземными ювелирнымиизделиями, особенно восточными. И хотя этрусские драгоценности ни в чем имне уступали, в богатых склепах встречается немало украшений, привезенных издругих стран. Это убедительно свидетельствует о том, что этрусскаяаристократия жила в богатстве и роскоши. Изяществом поражают ювелирныеизделия этрусков из ажурной проволоки, так называемая филигрань, игранулированные украшения, замечательные, кроме того, техникойизготовления. Грануляция, т. е. припаивание мельчайших золотых шариков к медномуоснованию, пользовалась большой популярностью у этрусских ювелиров. Золотыекрупинки были очень малы, почти микроскопичны – на этрусских украшениях онидостигают 0,14 мм в диаметре. Естественно, для каждого изделия ихтребовалось огромное множество. На некоторых, особенно дорогих изделиях, ихчисло достигало нескольких тысяч. Искусство грануляции, достигшее высокого уровня в древнем мире, около1000 года н. э. было забыто. Только в XIX веке были сделаны попыткивыяснить технику грануляции, но они не дали результатов. Тайну удалосьоткрыть лишь намного позже – в 1933 году. Раньше никто не мог объяснить,как золотых дел мастера в древности припаивали золотые крупинки к меди, нерасплавляя их при этом. Технология оказалась довольно сложной. Золотыешарики особым способом приклеивали к папирусу, который затем накладывали намедную основу и постепенно нагревали. При температуре 890 градусов шарикиприпаивались, так как при нагревании меди в контакте с золотом их общаятемпература плавления ниже, чем при нагревании каждого металла вотдельности. В этом и заключается секрет припаивания золота к меди. Однако тайна грануляции до сих пор не раскрыта до конца. Загадкой,например, остается, как, собственно, древние ювелиры изготавливали самизолотые шарики. Этруски уже в сравнительно ранний период умели гравировать камни дляперстней. Вначале их привозили из других стран, в частности из Греции.Вскоре, однако, их стали изготовлять и в самой Этрурии. Судя помногочисленным находкам, они были у этрусков в моде. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Значение этрусского искусства, помимо собственной самобытной ценности,прежде всего в том, что его художественные формы легли в основу римскогоискусства. Покорив этрусков, римляне восприняли их достижения и в своемзодчестве, пластике и живописи продолжили начатое этрусками. Своеобразные технические приемы этрусков были той почвой, на которойформировалась римская инженерия. Особенно часто следовали этрускам римлянев строительстве дорог, мостов, оборонительных стен. Конструктивныепринципы, заявившие о себе в архитектуре ранней республики, во многомвосходят к этрусским системам. В храмовой архитектуре римляне взяли отэтрусков высокий подий, крутую многоступенчатую лестницу перед входом,глухую тыльную сторону здания. Заметно повторение этрусских форм в римскихгробницах. Этрусская скульптура оказала не менее сильное влияние, чемархитектура, на римлян. Уже в первые годы республики римский памятник –Капитолийская волчица - исполнялся этрусским мастером. В формированииримского скульптурного портрета нельзя недооценивать, наряду с греческими,традиций этрусских мастеров, особенно в бронзовом литье. Конкретностьхудожественного мышления этрусков, их любовь к точности и деталям оказалисьсозвучными римской манере восприятия действительности, преимущественно вжанре портрета. Широко развитая многокрасочная роспись этрусских гробниц сильноповлияла на римлян, вызвав у них развитие фресок и пробудив к жизни новую,- не пластическую, но иллюзорно-живописную практику видения мира, которойсуждено было стать далее господствующей в Европе. В этом отношении этрускипредопределили многие черты не только римского, но и всего позднейшегоевропейского искусства. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Я. Буриан, Б. Моухова. Загадочные этруски. Г.И. Соколов. Искусство этрусков. М., 1990. Древний Рим. Сост. Л.С. Ильинская. М., 2000.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Искусство этрусков iconИскусство этрусков, живших в первом тысячелетии до н э. конец VIII i вв до н э
Марцаботто, Спина) и на юг (Пренесте, Веллетри, Сатрик). Этруски известны современному человеку, пожалуй, больше своим искусством,...
Искусство этрусков iconКнига для учащихся / А. Д. Алехин. 2-е изд. М.: Просвещение; Владос; 1994. 160 с.: ил
Охватывает период с Х до ХХ вв в четырех хронологических разделах: "Древнерусское искусство", "Искусство xviii", "Искусство xix",...
Искусство этрусков iconРабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство»
Программа: Изобразительное искусство. 5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений. В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов...
Искусство этрусков icon«история изобразительного искусства»
Религиозные верования первобытного общества. Первобытное искусство Африки. Искусство древних скифов. Первобытное искусство на Урале...
Искусство этрусков iconДекоративное искусство. Декоративное искусство – один из видов пластических искусств
Декоративное искусство формирует окружающую среду, внося в нее эстетическое, образное начало
Искусство этрусков iconПрограмма "искусство: изобразительное искусство и художественная культура" 1 9 классы Программа "Искусство" рекомендована Гуманитарным советом иосо рао
Программа "искусство: изобразительное искусство и художественная культура" 1 9 классы
Искусство этрусков iconФестиваль как воздух для любительского театрального коллектива
Необходимо искусство, которое будит воображение, движет фантазию. Искусство, которое обращено и к разуму, и к душе человека. Всем...
Искусство этрусков iconРеферат тема: Искусство в системе культуры
Какие дисциплины изучают искусство? 3
Искусство этрусков iconЮридический дисциплина: история государства и права зарубежных стран контрольная работа №1
Тибр. Объединения путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших...
Искусство этрусков icon26 сентября 2012 года 06: 00 — 14: 00 — встреча участников фестиваля и их размещение 10: 00 — 18: 00
«Декоративно-прикладное искусство» и «Изобразительное искусство» (ул. Пароходская, 27)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы