Муниципальное образовательное учреждение icon

Муниципальное образовательное учреждение



НазваниеМуниципальное образовательное учреждение
страница1/4
Дата конвертации23.08.2012
Размер0.63 Mb.
ТипРеферат
скачать >>>
  1   2   3   4





Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №124

Красноармейского района города Волгограда


Использование игровой технологии на уроках русского языка в 5-8 классах как средство активизации познавательной деятельности учащихся (на примере изучения разделов «Морфология», «Орфография»)


Выполнила:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ №124

Куличкова Анна Владимировна


Волгогоград,2010


Содержание


Введение












Организация игры















Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
















Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий















Кроссворды















Уроки с элементами сюжетно-ролевой игры













Заключение













Список используемой литературы




























































Введение


В настоящее время не утихают разговоры о том, что школьники не хотят учиться, что они перегружены, что современная система образования несовершенна. Современная педагогика предлагает нам и школы с углубленным изу­чением предметов, и лицеи, и гимназии. Но углубленное изучение предметов - это для одаренных, талантливых. А зачем нашим ученикам древнегреческий и латынь, которые теперь преподают в лицеях, если они своего родного языка не знают? А увлечение детей западными фильмами? С экранов телевизоров они видят агрессию, насилие, секс. Естественно, что интерес учащихся к чтению произведений художественной литературы резко снижается, замедляется процесс интеллектуального развития учащихся. Меня, как учителя русского языка и ли­тературы, очень волнуют данные проблемы. Почему русский язык для многих школьников, судя по результатам анкетирования и опроса учащихся, является трудным и нелюбимым предметом? Как найти выход из создавшейся ситуации? Как поднять престиж нашей национальной культуры? Как повысить интерес к книге, литературе? Как сформировать положительную мотивацию учения? Как, наконец, воспитать творческую, интеллектуальную личность, способную к самостоятельной творческой деятельности? Я считаю, что одним из возможных путей реше­ния данных проблем является развитие у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы. А значит, к каждому уроку учитель должен готовиться основательно, отбирая оптимальные методы и средства обучения, формы организа­ции деятельности учащихся, подбирая интересный, познавательный материал, за­дания творческого характера, дифференцированные задания, развивающие увраж -нения, выбирая формы проведения уроков.

Уже в течение нескольких лег я работаю над темой "Формирование поз­навательного интереса к урокам русского языка и литературы как средство ак­тивизации мыслительной деятельности учащихся, развития интеллектуальных и творческих способностей" и могу с уверенностью сказать, что интерес явля­ется движущим фактором в процессе обучения, стимулирующим творческое мышле­ние, познавательную активность учащихся. Только формируя познавательный ин­терес к урокам русского языка и литературы, учитель успешно может решать вопросы образования и воспитания учащихся, добиваться лучших результатов обучения за более короткое время. Поддерживать интерес к урокам на протяже­нии всех лет обучения ребенка в школе - вот к чему должен стремиться учитель.

Как сделать урок русского языка интересным? Этот вопрос всегда задают себе учителя-словесники. Каждый отвечает на поставленный вопрос по- своему. Кто-то использует яркий, необычный дидактический материал, кто-то активно применяет компьютер, но практически все учителя едины в том, что устойчивый интерес к предмету возможен только тогда, когда учитель организует уроки нетрадиционно, нестандартно.

На своих уроках русского языка в 5- 8 классах я активно применяю игровую технологию. Почему?

Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упр000ажняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра- деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Спросим малышей и подростков, любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? Услышим ответный единодушный выдох: «Да!». Спросим старшеклассников, длинноногих, басовитых, широкоплечих, а любят ли играть они, такие серьёзные и важные. Их ответ обрисуется сияющим блеском загоревшихся глаз и дополнится сдержанным, но столь же единодушным: « Да». Столь же радостно вступают в игру и педагоги.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры ( игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придаёт весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение лёгкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьёзному - такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлечённый ходом игры, он забывает о своём авторитете, перестаёт заботиться о своём реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлёб.

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра- дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащённым, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры знают и поэтому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети осваивают то, что было трудным ранее.

В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное- поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придаёт интригу, держит интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность - на уровне высокой активности. О свободе мечтают малыши и старики. Свобода, проявление своего автономного мира, с ег0о сложностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых, игра - самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчинённых, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостаёт в социальном мире. Человек, вступивший в игру, есть играющий человек – не более того,- и все его регалии, должности, звания, достижения, положения забываются всеми играющими, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. Игра- общение равных.

Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя её чрезвычайной ролью:

- игра – фактор развития ребёнка;

- игра – способ приобщения ребёнка к миру культуры;

- игра – щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным умениям;

- игра – мягкое корректирование воспитанности ребёнка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

- игра – деликатное диагностирование социального развития ребёнка;

- игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;

- игра – способ педагогической помощи ребёнку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;

- игра – один из простых способов подарить ребёнку счастливые моменты проживания радости жизни;

- игра – простой и лёгкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

Содержанием игры выступают:

- ценностные отношения детей к миру (они проживаются);

- умения детей взаимодействовать с миром (они вырабатываются);

- знания детей о мире (они приобретаются).

Знания, умения, отношения – вот содержание учебно-воспитательного процесса.


Организация игры


Один из ответственных моментов в детских играх – начало игры, определение организатора и распределение ролей. При распределении ролей очень важно учитывать особенности каждого участника игры с тем, чтобы исполнение ролей позволило неактивным, замкнутым детям проявить активность, смелость; неисполнительным стать организованными; новичкам проявить себя, сдружиться с одноклассниками.

При распределении ролей хорошо ввести для детей такие правила: ведущим в игре имеет право быть каждый ребёнок; ведущего выбирают все дети совместно с учителем. Следует при этом отметить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий в достижении целей, самостоятельный поиск. Отсюда вытекает правило: вмешиваться в самостоятельность игры следует тогда, когда дети нуждаются в этом.

Особое внимание следует уделить «неигровым» детям. Я стараюсь привлекать таких ребят к выполнению простых ролей, замечаю проявление успешных действий, нередко помогаю советом, подсказкой.

В организации и управлении детскими играми на уроках можно выделить следующие общие правила:

1. Игра должна приносить радость. Не заставляйте ребёнка играть, а создавайте условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.

2. Оживляйте игру внесением нового содержания и правил.

3. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность детей.

4. Хвалите детей за успехи, особенно если они успешно освоили действия, исполнили главную роль.

5. Наблюдайте, анализируйте, как ребёнок выполняет правила игры, игровые действия, исполняет роли.

6. Стройте свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделяйте с ними радость, успехи, показывайте образцы внимательного отношения к людям, взаимопомощи, вежливости, культурного поведения.

После окончания игры проводится рефлексия. Это даёт возможность внести коррективы, изменить направленность игры, наметить совместные эпизоды, которые детям хотелось бы разыграть в следующий раз.

Во время таких обсуждений дети выражают своё отношение к поведению игроков, вместе выясняют, что мешало играть, кто проявил выдумку, творчество, что можно внести нового. Дети обычно говорят: « Мне было интересно и хорошо… Я понял, что… Теперь я постараюсь…»


Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм


Мягкая посадка


При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит. Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.


Третий лишний


Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);

• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);

• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).


Игра «Я работаю волшебником»


Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например: Превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).


Игра «Помоги Пете Ошибкину»


Например:

1) В слове вьюга Петя Ошибкину написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Coгласны ли вы с Петей?

2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное

слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?

3) Не был Петя Ошибкину написал слитно. «Это слово, - сказал

он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал».

4) Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами

пишется раздельно», - заявил Ошибкину.

5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под

ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

6) Расчистил Петя написал с буквой З. Он рассуждал так:

«Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не

изменяются». Прав ли он?

7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, это я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?

8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго

склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке,

когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?

9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит

проверочное слово -рослый. А как надо?


Игра «По щучьему велению»


Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся -ться- в глаголах». И др.


Игра «Справочное бюро»


Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит ее.


Словарный диктант


Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.


Диктат-шутка


Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» больную сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.


По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове эяслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на

веселое шоу.


Диктант-«молчанка»


Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний. Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол- ..., пол.... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочередно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные на них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т.д. Ученики,соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни,пол-яблока, полсливы и т. д.


Лингвистический футбол


Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.


Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант


Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретению базовые знания, которые необходимо быстро вспомнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.


Детям дается установка:


- Вашем вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых и красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5) Независимое предложение в составе сложноподчиненного]

называется главным. (Да.)

6) И - это схема сложносочиненного предложения с союзом.

(Нет.)

Итого ответов: 0 0 1 0 1 0.


Найди пару


Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.

1) Николай и не заметил,

надо прилежно учиться. 1 4

2) Скучен день до вечера,

установилась теплая, солнечная погода. 2 5

3) Чтобы получить хорошую профессию,

тихо шелестящих под ветром. 3 1

4) Которая бывает в начале сентября,

что стало светать.

5) Воздух пропитан ароматом трав,

коли делать нечего.

  1   2   3   4




Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение iconАвтор: Абдулсаттарова Мавсиля Ульфатовна Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Детство»
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Детство» компенсирующего...
Муниципальное образовательное учреждение iconПреподаватель – Журавлёва Людмила Николаевна Образовательное учреждение – Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр «Поиск»
Образовательное учреждение – Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр «Поиск», Северск,...
Муниципальное образовательное учреждение iconПреподаватель – Журавлёва Людмила Николаевна Образовательное учреждение – Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр «Поиск»
Образовательное учреждение – Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр «Поиск», Северск,...
Муниципальное образовательное учреждение iconАвтор: Журавлева Светлана Геннадьевна Образовательное учреждение
Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение Подгорнская средняя общеобразовательная школа село Подгорное...
Муниципальное образовательное учреждение iconЗеленина Марина Борисовна Образовательное учреждение: Муниципальное автономное образовательное учреждение лицей №2 города Альметьевска Республики Татарстан Аннотация к урок
...
Муниципальное образовательное учреждение iconСценарий урока с использованием компьютера
...
Муниципальное образовательное учреждение iconАвтор: педагог-психолог Тетерина Надежда Владимировна Образовательное учреждение
Образовательное учреждение: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Усть-Кутского муниципального...
Муниципальное образовательное учреждение iconСценарий занятия с использованием компьютера Автор Бродская Ирина Константиновна Образовательное учреждение Муниципальное учреждение зато северск «Средняя Общеобразовательная Школа №198»
Образовательное учреждение Муниципальное учреждение зато северск «Средняя Общеобразовательная Школа №198»
Муниципальное образовательное учреждение iconПолное название образовательного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50», г. Муром Владимирской области
Муниципальное образовательное учреждение iconТема урока «Линейная функция и её график»
Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» Омского района
Муниципальное образовательное учреждение iconРекомендации авторы: Овчинникова Татьяна Викторовна, Киселёва Елена Петровна. Муниципальное образовательное учреждение «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное образовательное учреждение «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа» п. Краснооктябрьский, Медведевского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы