Пояснительная записка icon

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
Дата конвертации23.08.2012
Размер334.29 Kb.
ТипПояснительная записка
скачать >>>


Программа дисциплины

«История политических и правовых учений»

(для специальности «Юриспруденция», подготовки специалиста)

Пояснительная записка



История политических и правовых учений – базовый правоведческий курс с элементами теории и истории государства и права, сравнительного правоведения, философии, политологии, общегражданской истории, культурологии, религиоведения, геополитики и т.д. Курс призван обогатить знания, полученные студентами в ходе изучения теории государства и права, истории отечественного и зарубежного государства и права, отраслевых юридических дисциплин у будущих специалистов в различных отраслях права, показать им основные закономерности развития взглядов на государственно-правовую реальность на протяжении истории и при необходимости научить их применять свои знания в научной и практической деятельности.

По итогам изучения курса истории правовых и политических учений студент должен:

ЗНАТЬ основные этапы развития политико-правовых идей на Востоке и Западе с древнейших времен до наших дней, особенности эволюции концепций основных отраслей права, основные подходы отечественных и зарубежных мыслителей к государству и праву, их сходство и различия.

ИМЕТЬ основные представления о цивилизационных и культурных государственно-правовых парадигмах и их проявлениях во времени, о связи историко-правового развития и развития политико-правовых идеологий.

УМЕТЬ работать с памятниками историко-правовой мысли и смежными с ними (религиозными, философскими и т.д.) источниками, анализировать их, сопоставлять типологические модели политико-правовых идеологий и взглядов на отраслевые вопросы в прошлом и настоящем, выявлять политико-правовые традиции, их жизнеспособные и нежизнеспособные стороны.

ОБЛАДАТЬ навыками сравнительного исследования памятников права, реферативного их изложения, реферативного изложения различных точек зрения историков, юристов, философов и политиков на изучаемые вопросы, навыками написания рефератов и курсовых работ по проблематике курса.

БЫТЬ СПОСОБНЫМ формулировать и отстаивать свою собственную точку зрения вне зависимости от позиции преподавателя, вести дискуссию.

Несмотря на то, что данный курс является обязательным для юристов всех специальностей, особенную значимость он имеет для тех, кто собирается специализироваться в области теории и истории права и государства (специальность 021100), в особенности заниматься научной работой, а также работать в высших органах государственной власти (администрации Президента, Государственной Думе, Совете Федерации), посвятить себя публичной политической деятельности.


В ходе чтения курса учтены особенности ГУ-ВШЭ, поэтому особое внимание уделяется связи тех или иных политико-правовых учений с близкими им экономическими доктринами, влиянию политико-правовых концепций на экономику.

Некоторые методологические указания



История политических и правовых учений как наука и как учебный курс сложились в нашей стране к середине ХХ века. В университетах Европы и Америки история политических и правовых доктрин, как правило, отдельные научные и учебные дисциплины, причем первую преподают на политических факультетах, вторую – на юридических. На наш взгляд, отказываться от сложившейся отечественной образовательной практики нет необходимости, поскольку в любой цивилизации право и политика тесно связаны, более того, взаимно определяют друг друга. Иной вопрос, что ставить на первое место – «правовое» или «политическое». Здесь ответ зависит от того, придерживается ли автор курса естественно-правовой концепции или находится на позициях юридического позитивизма, иными словами, как он отвечает на вопрос о первичности государства или права в данной диаде. Это следует оговаривать на вступительной лекции; при составлении программы мы следуем общепринятой в большинстве вузов терминологии.

В то же время сам по себе данный курс можно строить как по чисто хронологическому – как это делалось прежде – так и по парадигмальному принципу (от греч. ?????????? – ???? – сверх, над, и ?????? – проявление). В философии Платона и неоплатоников это слово использовалось для описания трансцендентного образца, предопределяющего форму вещей, «непроявленное в проявленном». Парадигмальный подход позволяет проводить сходства и различия между явлениями совершенно разных понятийных, идеологических и временных рядов и не только дополнить, но и совершенно заменить хронологический, связанный только с одной из парадигм – парадигмой линейного исторического времени – хотя возможны и иные. На полную замену хронологического подхода парадигмальным мы, однако, сегодня не решаемся и предполагаем построить курс на сочетании того и другого.

Предметом науки истории политико-правовых учений является, прежде всего, историко-сравнительное изучение взглядов на проблематику власти и закона в их взаимоотношениях. Здесь можно выделить несколько основных парадигм, объединяющих и разъединяющих политико-правовые идеологии.

1. Циклическое время (сакральная парадигма) и линейное время (историческая парадигма).

2. Первичность власти по отношению к собственности (восточная парадигма) и первичность собственности по отношению к власти (западная парадигма).

3. Первичность власти по отношению к закону (парадигма традиции) и первичность закона по отношению к власти (парадигма модерна).

4. Власть и закон как проявление (откровение) и власть и закон как договор («завет»).

Эти и некоторые другие парадигмы мы можем выявлять на протяжении всей истории политико-правовых учений с древнейших времен до наших дней.

С точки зрения хронологии мы следуем за принятым в литературе делением на древний мир (древневосточный, античный и библейский), средние века (прибл. c IV в. по Р.Х. до XV-XVI вв.), эпоху модерна (от XVII в.), добавляя к этому делению также начавшийся в конце ХХ столетия промежуточный период «постмодерна», который, по мнению «модернистов», означает начало «конца истории», а по мнению традиционалистов – начало «великого возвращения» через преодоление постмодернизма.

Содержание курса претерпело некоторые изменения по сравнению с основными учебными пособиями и тем, что обычно в нем содержится. Дело в том, что на протяжении долгого времени многие крупные имена и целые течения замалчивалась, другим же, напротив, уделялось неоправданно много внимания, несоразмерно с их подлинным значением, что было вызвано конъюнктурными и иными привходящими обстоятельствами. Мы попытались этот пробел восполнить. Мы также обращаем внимание студентов на то, что большинство политико-правовых идей на протяжении истории были в большей степени связаны с породившей их культурно-религиозной средой, чем о том порой было принято говорить. И здесь мы пытаемся сделать, пусть первый, но все-таки шаг вперед.

На протяжении всего курса лекций мы стремимся показать пронизанность каждого исторического периода одними и теми же политико-правовыми парадигмами. Такой подход может превратиться для студентов в увлекательное путешествие по карте политико-правовых идеологий. Например, перед ними могут оказаться поставлены такие вопросы, как «Что общего между теориями средневековых герметиков, анархизмом М.Бакунина и концепцией «советского социалистического права?», «Почему смертная казнь рассматривалась в древности как проявление милосердия?» или «Как связана концепция «отчуждения» Карла Маркса с «творением из ничего»?» Таких «вопросоответов» множество.

В ряде случаев автор курса применяет сравнительно-исторический метод. Он проявляется не только в сопоставлении школ и учений одной (или разных) стран и эпох, но и в изложении оценок тех или иных мыслителей более поздними, в том числе позднейшими, авторами. Это помогает ретроспективному взгляду на историю политико-правовых учений, пониманию ее целостности.

Ввиду общего парадигмального подхода к нашему предмету, в перечне литературы мы отказались от ее группировки по темам, разделив только на: 1) ведущие учебники и хрестоматии, 2) основную литературу, необходимую для сдачи экзаменов и зачетов, 3) (условно) дополнительную литературу, необходимую, однако, для тех, кто действительно хотел бы нас понять.

Совершенно очевидно, что по некоторым проблемам у лектора и студентов могут существовать разные точки зрения. Мы не стремимся навязывать собственную. Это, однако, не означает, что наличие альтернативных суждений может выражаться в непосещении лекций или нарушении учебной дисциплины. Единственное условие: точка зрения студента должна быть аргументирована, а не основана на «общих местах» публицистического плана.

Указания по учебному плану, контролю и отчетности



Учебным планом предусмотрено 24 часа учебных занятий (20 - лекционных часов и 4 часа - консультации).

Изучение курса истории политических и правовых учений завершается экзаменом по данной дисциплине.

Критерии оценки





Признаки

Оценка

Незнание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников.

Неудовлетворительно:

2 балла по 5-балльной шкале,

1-3 балла по 10-балльной шкале

Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников

Удовлетворительно:

3 балла по 5-балльной шкале,

4-5 баллов по 10-балльной шкале

Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников, а также дополнительной учебной и методологической и литературы

Хорошо:

4 балла по 5-балльной шкале,

5-7 баллов по 10-балльной шкале

Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника, основных законодательных памятников, дополнительной учебной и методологической литературы, а также научной литературы, знание разных точек зрения по вопросу

Отлично:

5 баллов по 5-балльной шкале,

8-10 баллов по 10-балльной шкале



Итоговая форма контроля: зачет




Содержание программы:


Тема 1. Введение.




Идеи о власти и законе в их историческом развитии как предмет науки истории политических и правовых учений. Понятие истории. История – деградация, прогресс или «вечное возвращение»? Понятие парадигмы. Время как парадигма. Основы метафизического подхода к истории. Метафизика и онтология. Манифестационизм и креационизм – основные метафизические парадигмы. Власть и закон в манифестационизме как «онтофания». Деградация онтофании от сакральной монархии к тоталитарным идеям ХХ в. Власть и закон в креационизме как «договор», «завет». Деградация договорных принципов от авраамических религий к современному либерализму. Существует ли «третий путь»? Троическая метафизика и преодоление дуализма. Метафизика Воскресения. «Трагическое понимание» власти и закона. Восток и Запад, «правое» и «левое» в политике и праве.


Тема 2. Политико-правовые учения Древнего Востока.




Основная парадигма политической и правовой мысли и государственности Востока – манифестационизм: сакральность власти, первичность власти по отношению к собственности. Второстепенные элементы договорного начала в праве.

Китай – «иное человечество»? «Желтый Предок» и «Книга перемен». «Всеобщие превращения» и «путь дракона». Император как «дракон». Даосизм. Учение о недеянии как форме власти. Что такое «Дао» и «дэ»? Лаоцзы. Неподвижность царской власти. Аномизм как основа правопонимания. Чжуанцзы: «путь бабочки» – взаимопревращения аномии. Конфуций и конфуцианство как противоположность даосизма. Учение об иерархии. Признание ценности закона и законодательства у Конфуция. Категории «жэнь» и «ли». Ритуал как основа права. Почитание предков и старших. Социально-политические и правовые идеи Моцзы. Школа фацзя (легистов). Император Шан Ян. Учение о преступлении и наказании. Карательная природа права у легистов. Соотношение право и закона. Элементы конфуцианства и даосизма у фацзя. Становление дуальности политико-правовой идеологии Китая: экзотеризм (конфуцианство) и эзотеризм (даосизм).

Политико-правовая мысль Индии. Арии и дравиды. Теории происхождения ариев: северно-причерноморская, гиперборейская. Мировоззрение ариев – классический и законченный манифестационизм. Учение о кальпах, манвантарах и югах. Адвайта (недвойственность). Происхождение мира из жертвоприношения. Атман и брахман. Ведизм. Учение о варнах. «Дваждырожденные». «Ригведа». «Рита» и «дхарма» как закон и правовая норма. Широта понятия «дхарма». Отсутствие императивности права. «Законы Ману» как основа арийского миропонимания. «Артхашастра». Буддизм и его разновидности (ламаизм, буддизм чань, тантрический буддизм).

Политико-правовая мысль Древнего Ирана (Арьяварты). Иранские арии и индийские арии. «Авеста» – «Веды» наоборот. Зороастризм. Дуалистичность мира в зороастризме: добро и зло, правое и левое. Право как высшая добродетель. «Неюридическое право». Учение о царской власти. Понятие «хварно» – царское избранничество. Последовательный сакральный монархизм в Арьяварте. Доисламские корни суфизма.

Древний Израиль и его особое место на Востоке. Израиль – «колыбель Запада на Востоке». Кто такие древние евреи? Происхождение креационизма. Понятие «брит» (договор) как основа будущего западного правопонимания. «Обрезание» и «избранность». Моисеев закон. Второзаконие. Теократия – высшая форма креационизма в праве. Теократия Судей. Негативное отношение авраамизма к монархии. «Царство» в Израиле – падение теократии. Давид и Соломон: самоотрицание креационистской теократии. Пророки и пророческая традиция. Пророческие школы. Понимание истории Израиля в христианстве и исламе.


Тема 3. Политико-правовые учения античности.




Древняя Греция. Арийские корни древних эллинов. Почему античный мир стал основой правопонимания Запада: географические и геокультурные особенности Средиземноморья. Мировоззрение досократиков и его родственность ведизму и зороастризму. Философия огня у Гераклита и апология войны. Демокрит: «атеистический креационизм». Уникальность Демокрита в античном мире. Понятие справедливости у досократиков. Бытование идей о договорном происхождении государства, о естественных и человеческих законах у софистов и киников. Протагор. Антифонт. Пифагор и пифагорейство. Сократ как оппонент софистов. Сократ, «расколдовавший мир», – создатель европейской цивилизации. Идеи индивидуальной свободы у Сократа. Сократ и самоубийство. Ницше о Сократе. Сократ и Христос – аналогия или противоположность? Платон – ученик Сократа или Пифагора? Учение Платона об эйдосах. «Пещера». Теория эроса. Государство как основной тип общественного бытия. Происхождение государства у Платона. Государство философов. Воины в государстве. Воинский строй и эрос. Изгнание поэтов. Государство Платона как республика. Антимонархизм Платона. Всеобщая регламентация. Отношение Платона к браку и деторождению. Государственная роль музыки. Круговорот государственных форм. Платон и идеи коммунизма. Почему В.И.Ленин почитал Демокрита и отрицал Платона? А.Ф.Лосев о Платоне. Аристотель: имманентная проекция платоновской философии. Метафизика Аристотеля и «неподвижный двигатель». Аристотель – создатель современной политико-правовой науки. «Афинская полития». Государство как «семья». Учение о формах государства: монархии, аристократии и политии (демократии). Правильные и неправильные формы государства. Предпочтительность формы государства в зависимости от его размеров и географического положения. Почему Аристотель был взят за основу аппарата католической схоластики? Политические и правовые идеи Полибия. Круговорот государственных форм. Учение о смешанной форме правления. Теория Полибия как продолжение аристотелизма. Л.А.Тихомиров об Аристотеле и Полибии. Неоплатоники (Плотин).

Рим как изначальный архетип мирового государства (ROMA-AMOR). «Римская идея» сквозь века. Первые цари Италийского полуострова («Царь Нимейского леса»). Рим и Троя. Этруски. Политико-правовое мировоззрение эпохи царей. «Законы XII таблиц» и их основные идеи. Нума Помпилий. Аристократическая республика. Политическое мировоззрение патрициев и плебса. Основные идеи братьев Гракхов. Учение Цицерона о праве и государстве. Политическая мысль Вергилия. Мировоззрение императоров эпохи принципата и домината. Римская курия и религиозный плюрализм. Политико-правовые идеи стоиков. Космополитизм стоиков. Сенека о двух видах государства. Учение римских юристов о праве. Римские юристы о природы и системе права. Право и справедливость. «Право народов». Имперский плюрализм римского права. Право публичное и частное. Римское частное право как основа всех правовых систем Запада. Универсальность института частной собственности в римском праве.

Славяно-кельтский и германский миры. Условность деления на славян, кельтов и германцев в начале I тыс. по Р.Х. «Варвары», «вандалы», «венеды». Готы. Сведения Геродота, арабских историков, Прокопия Кесарийского, Хинкмара, Фредегара. Легендарные сведения и археологические находки. Друидизм. «Волшебное королевство» Меровингов. Архаическое право славян. «Голубиная книга» как древнейший памятник славянской мысли.


Тема 4. Христианство и политико-правовые мысль.




Основные политико-правовые идеи Нового Завета. «Царство не от мира сего». «Власть от Бога». «Царя чтите». Метафизика закона и аномии в Новом Завете. «Сень законная прейде». Первохристианская церковь. Эллино-христианство и иудеохристианство. «Несть еллина ни иудея». Учение апостола Павла об «удерживающем ныне» (катехон). Апокалипсис св.Иоанна Богослова как христианское видение истории. «Новая земля и новое небо». Отношение первоначальной Церкви к римской власти. Признание римских законов и римского права. Политические и правовые взгляды ранних Отцов Церкви: св. Игнатий Богоносец, св. Ириней Лионский, св. Иустин Философ. Ориген. Гностики: «негативный креационизм». Два типа гностицизма в отношении закона: гностицизм «правой» и «левой руки». Аномизм гностиков. Маркион. Гностицизм как колыбель социалистических и коммунистических учений. Формирование православного христианства после Миланского эдикта и I Вселенского Собора. Капподокийская школа: св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский. Критика современных политико-правовых учреждений у св. Иоанна Златоуста. Формирование канонического права. Правовые взгляды Императора Юстиниана. Рецепция каноническим правом римского права. Формирование византизма как «симфонии властей». Политико-правовые идеи в книге «Об управлении Империей» Константина Багрянородного и в «Воспоминаниях» Анны Комнины. Паламитские споры. Исихазм и государство. Флорентийская уния.

Линейное время католического Запада. Концепция «двух градов» у Августина. Политико-правовые взгляды Боэция. Концепция «движущегося Рима» у франкских хронистов. Обоснование Западной Римской Империи. Концепция «двух мечей» и «двух светил» в Римо-католицизме. Реформа Григория VII и Клюнийская реформа. Бенедиктинцы и доминиканцы – два взгляда на государство и право. Правовое положение католических орденов. Рецепция римского права европейскими университетами. Формирование Романо-германской правовой системы. Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского. Юридические аспекты деятельности католической инквизиции.

Политико-правовые идеи раннесредневековой Руси. «Анархо-монар-хизм» «Слова о Законе и Благодати» Иллариона Киевского. Политико-правовое сознание Рюриковичей. «Поучение» Владимира Мономаха. Церковная функция князя в «Житии Авраамия Смоленского». Иосифляне и нестяжатели о проблеме собственности. Русский взгляд на земельную собственность. Учение Иосифа Волоцкого «о царе и мучителе». Влияние теократических концепций доминиканцев. Монархический ответ. «Тягловое государство». Восприятие византийского церковно-правового наследия и симфонии властей после Флорентийской унии. Идея Третьего Рима. Главная задача царя по Филофею Псковскому. Политическое и правовое учение Иоанна Грозного. Ответ на него князя Андрея Курбского. Политико-правовая и каноническо-правовая концепция «Стоглава». Политическо-правовые аспекты опричнины. Учение о «земском государстве» у Ивана Тимофеева и Авраамия Палицына. Церковно-политические концепции Патриархов Филарета и Иосифа. «Капитоновщина» и гностицизм. Кружок «боголюбцев» – путь к «антропоцентризации» Православия. Патриарх Никон и его иерократическая утопия. Раскол. Политико-правовые идеи в русском старообрядчестве. Протопоп Аввакум. Собор 1666-67 гг. и конец Третьего Рима.

Тема 5. Мировые религии и политико-правовая мысль.




Возникновение ислама – последовательно креационистской монотеисти-ческой религии. Единство ислама как религии и права. Специфически правовой характер ислама. Шиизм и суннизм. Становление фикха – мусульманской правовой доктрины. Мухаммад аш-Шафин: «корни фикха». Четыре толка суннитского мусульманского права: ханафитский, маликийский, шафиитский и ханбалийтский. «Эпоха таклида» (традиции). Политико-правовые взгляды Ибн Халдуна. Формирование шариата. Частно-правовые аспекты шариатского права. Шиитская концепция государства и права. «Братья чистоты» – Ибн Сина и Ибн Рушд. Влияние на них взглядов Платона и Аристотеля. Учение о «добродетельном городе». Политико-правовые взгляды аль-Фараби. Утопия Всемирного халифата. Халифат (мирская власть) и имамат (духовное владычество). Теократизм и демократизм исламской концепции государства. Антимонархизм ислама. Династия Омейядов как узурпаторская (в рамках исламского мировоззрения). Политико-правовое учение Ибн Халдуна. Трактат «Мухаддим». Разновид-ности форм правления. Различие монархии и халифата. Суфийская мысль, политика и право. Ибн Араби. Сохраварди. Развитие мусульманской политико-правовой мысли в последующие времена. Аль Афлани. Мухаммед Абдо и его концепция шариата как естественного права. Современные концепции мусульманского права. Государственно-правовое обоснование исламской революции в Иране. Цивилизационная модель ислама и современность.

Возникновение иудаизма как нового прочтения ветхозаветной религии в III в. по Р.Х. Агадическое право. Галаха. Иудаизм в средние века. Политико-правовые взгляды Маймонида. Талмудическая и каббалистическая школы. «Зогар». Рабби Акиба. Кордовская и виленская школы. «Воссоздание иврита» в позднем средневековье. Неортодоксальные течения внутри иудаизма: саббатианство, учение Якова Франка. Хасидизм. Возникновение сионизма и его основные положения. Теодор Герцль, Ахад Гаам, В-З.Жаботинский.

Монгольская империя средневековья как один из основных архетипов имперского государства. «Сокровенное сказание монголов» и средневековые представления о происхождении правящих родов. «Imperium mundi in statu nascendi». Противоположность монгольской концепции международных отношений и римского «права народов». «Великая Яса» и карательное право. Идея всеобщего равенства. Влияние монгольской политико-правовой идеи на русскую государственную и правовую традицию.


Тема 6. Политико-правовые учения Нового времени.




Реформация как попытка возвращения к авраамическому креационизму в Европе. Критика протестантами «язычества» Ритмо-католической Церкви. Отказ от церковного Предания. Республиканский и буржуазный характер Реформации. Реформация в Германии: Мартин Лютер, Томас Мюнцер. Социалистические и коммунистические идеи у Мюнцера. Кальвинизм: учение о предопределении. Кальвинизм как основа формирования буржуазной этики и права. Макс Вебер и Вернер Зомбарт о протестантских корнях капитализма. «Мистический протестантизм» (Яков Бёме). Контр-реформация. Политико-правовые взгляды Пия II. Унификация политической организации и канонического права Римо-католической Церкви на Тридент-ском соборе. Политико-правовая концепция ордена иезуитов. «Император Неба и Император Вены».

Герметизм как основа европейского Ренессанса. Герметизм – «макси-мальный манифестационизм». Влияние алхимии на политическую мысль Проторенессанса и раннего Ренессанса. «Королевское искусство» и традиции королевских родов. Сакральное цареубийство. Золото и «труп короля». Фиксация в алхимии и фиксация права. Василий Валентин, Николай Фламель, Раймунд Луллий. Политическая философия розенкрейцерства. Идея западной антилатинской империи у Джона Ди («зеленая земля»). Влияние идей Джона Ди на будущее формирование атлантического сообщества.

Начало детеологизации и деэтизации политики и права. Макиавелли. Технологии властвования у Макиавелли. Учение о централизованной власти и государственном суверенитете у Жана Бодэна. Идеи «всеобщей справедливости» и «гражданского общества» у Ф.Бэкона. Гуго Гроций – создатель современного международного права. Соотношение права и силы. Договорная концепция государства и права у Гроция и Гоббса. Спиноза: imperium и civitas. Республиканские концепции государства в Англии XVII в. Т.Гоббс: государственно-правовой механицизм. Развитие договорной теории государства у Дж.Локка. Секуляризация юридической науки С.Пуфендорфом. Договор и постановление как источники права. Б.Спиноза о юридической и фактической свободе. Ш.Монтескье: теория разделения властей и ее аристократическое происхождение. Монтескье и князь А.Курбский: единая историческая парадигма. «Дух законов» Ш.Монтескье. Соотношение закона и свободы. Типы законов. Учение об общественном договоре у Ж.-Ж.Руссо. Руссо и «правовой экологизм». Руссо о суверенитете. Демократическое прочтение идей Монтескье и Руссо в революции 1789-93 гг. Политические идеи английского и французского масонства. Иллюминизм. Революция 1789-93 гг. как синтез политических идей «третьего сословия» и иллюминизма. Возникновение концепции прав человека и гражданина. Идеи 1789 г. как основа новоевропейской цивилизации. Разделение революции. Якобинцы и жирондисты. Возникновение бонапартизма. «Кодекс Наполеона» как фиксация буржуазного частного права. Буржуазная империя Наполеона Бонапарта. Граф Жозеф де Местр о революции и контрреволюции. Идеи Жозефа де Местра и ХХ век.

Политико-правовые учения в США в XVIII-XIX вв. Английское и фран-цузское колониальное правление в Северной Америке. Геноцид коренного населения в английских колониях. Английские колонисты и пуританизм. Идеи библейской теократии в английских колониях и на первом этапе возникновения США. Первые хартии вольностей. Роджер Уильямс и Натаниэль Уорд. Попытки установления в английских колониях монархии Стюартов и их неудача. Декларация независимости и американское прочтение теории разделения властей. Политико-правовые идеи Т.Джефферсона и Б.Франклина. Дж.Адамс и идея «сдержек и противовесов». Теория республики. Политико-правовые идеи Томаса Пейна. Война Севера и Юга XIX в. и ее политико-правовые аспекты.

Учение Иммануила Канта о праве и государстве. Методологические основы, разумные и этические начала права. «Категорический императив». Взаимосвязь права и государства, определенность природы государства, его устройства и деятельности правом. Идея «правового гражданского общества». Обоснование либерализма. Разделение, координация и согласие властей. Формы государства. Идея всемирной федерации равноправных республик. «Право гражданина мира». Проект вечного мира. «К вечному миру».

Учение Г.В.Гегеля о праве и государстве. «Философия права». Методо-логические основы доктрины. Разумные основы государства и права и их действительность. Понятие права. Право как свобода, как ступень и форма свободы, как закон. Ступени развития понятия права (абстрактное право, мораль и нравственность). Соотношение гражданского общества и государства. Понятие государства. Появление идеи государства. Концепция разделения и органического единства властей. Конституционная монархия. Гегель о международном праве, войне и мире.

Историческая школа права. Г.Гуго. Ф.К.Савиньи. Г.Пухта. Идеи естественного и стихийного развития обычного и позитивного права. Дух, сознание народа и право. Язык и право. Критика теории естественного права.

Политические и правовые концепции основоположников позитивизма. Политико-правовое учение Огюста Конта. Методологические основы позити-визма. Отрицание познания сущности государства и права. Теория социократии. Принцип «Порядок и прогресс». Конт о революции как патологическом явлении, классовой солидарности как средстве предотвращения революции. Субъективное право как обязанность и социальная функция.

Политическое и правовое учение Герберта Спенсера. Органическая теория государства. Дифференциация и специализация функций и органов государства в ходе его эволюции. Примитивный (военный) и высший (индустриальный) типы государства.

Юридический позитивизм. Джон Остин (Англия), К.Бергбом и П.Лабанд (Германия). «Юриспруденция понятий». Право как совокупность норм, установленных государством, как закон. Критика теории естественного права. Соотношение государства и юридический характер государства. Идея правового государства.

Социологический позитивизм. Учение о государстве и праве Рудольфа фон Иеринга (Германия). «Юриспруденция интересов». Право как юридичес-ки защищенный интерес. Борьба за право социальных сил. Право как неустойчивый компромисс конкурирующих интересов. Взаимная обуслов-ленность государства и права: нормативно-юридический аспект государства и политико-властный аспект права. Иеринг о борьбе государств и формиро-вании единого мирного государства в будущем.

Политическое и правовое учение Людвига Гумпловича (Австрия). Происхождение права и государства. Теория насилия. Эволюция форм государственной власти. Особенности «современного культурного государства».

Дуалистическая теория государства Георга Еллинека. Социологический и юридический методы познания и аспекты государства. Концепция самоограничения, связанности государства законодательством и международным правом.

Неокантианская политико-правовая философия Рудольфа Штаммлера. Право как логическая первооснова хозяйства. «Возрожденная» теория естественного права с меняющимся содержанием.

Учение Фридриха Ницше о праве и государстве. Концепция воли к власти. Идея вечного возвращения. Государство как средство культурной и социальной эволюции. Аристократический и демократический типы государства. Государство и личность. Элементы аристократического анархо-индивидуализма. Государство и историческая перспектива. Элитарная концепция права. Естественное право как право на неравенство. Взгляд на войну и мир. Революция как угроза культуре. Влияние Ницше на русскую (К.Леонтьев) и германскую мысль.

Традиционалистская и монархическая политико-правовая мысль XIX в. в Европе. Т.Карлейль, Луи де Бональд, Доносо Кортес.

Политико-правовая мысль России XVIII в. Оформление идеологии государственного абсолютизма. Феофан Прокопович: «Правда воли монаршей». Возникновение «двух правосознаний» – дворянского и народного. Протекционизм и меркантилизм. «Книга о скудости и богатстве» (Иван Посошков). Возникновение идеологии частной собственности (середина XVIII в.) в связи с освобождением дворянства от службы. «Просвещенный абсолютизм» и «Наказ» Екатерины II. Критика современности и аристократический проект кн. М.М.Щербатова. Мистические учения середины-конца XVIII в. и их влияние на правовую мысль. Учение о «сродностях» Григория Сковороды. Правовая доктрина русского масонства (И.Елагин, И.Шварц, Н.Новиков). Попытка «консервативной революции» и ее неудача при Павле I. Попытки преодоления церковного раскола (Единоверие). Идеология «Указа о престолонаследии и Императорской фамилии». Стремление Павла I к законодательному преодолению крепостнических отношений. Геополитический континентализм Императора Павла.

Легитимизм и Священный Союз. Доктрина «официальной народности» графа А.С.Уварова. Славянофильство как явление. Условность понятия «славянофильство». «Власть» и «земля» у А.С.Хомякова, И.С.Аксакова. «Свобода без демократии». Стремление к «преодолению права». Учение о праве и нравственности. Разработка славянофилами учения о собственности (Ю.Ф.Самарин, А.С.Беляев). Влияние немецкого романтизма на славяно-филов. «Почвенничество».

Возникновение цивилизационного подхода к изучению политико-правовых явлений («Россия и Европа» Н.Я.Данилевского). К.Н.Леонтьев и его учение о стадиях политико-правового развития. «Органический консервативный социализм» К.Н.Леонтьева. Учение о единоличной власти Л.А.Тихомирова. Критика доктрины разделения властей. Разработка целостной теории монархической государственности. Л.А.Тихомиров о соотношении монар-хического, аристократического и демократического начал в управлении, о целостности и единстве верховной власти. Л.А.Тихомиров как создатель теории соотношения власти и управления. Возможность применения государственно-правовых идей Л.А.Тихомирова в государствах немонархического типа (в том числе в президентских республиках).

Либеральная и революционная (левая) правовая и политическая мысль XIX-начала ХХ вв. Русский либерализм как обратная сторона петербургско-синодальной государственности. Корни либерализма – Указ о дворянской вольности 1762 г., творчество А.Радищева и Н.Новикова. Декабристы. М.М.Сперанский. Деятельность русской адвокатуры после 1862 года. Правовой либерализм. Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин. «Государственная школа». Формирование новой для России теории права. Русская теория права в общем движении юридического позитивизма. Формирование психологической школы права. Л.И.Петражицкий. Попытки рецепции естественно-правовой теории (кн. Е.Н.Трубецкой). Либеральные тенденции в «русской религиозной философии» начала ХХ века. Н.А.Бердяев. И.А.Ильин и неогегельянство в праве. Переход части «религиозных философов» на консервативные позиции («Новое средневековье» Н.А.Бердяева, учение о монархии И.А.Ильина). Левый либерализм. «Западничество». Т.Н.Грановский. История права М.Ковалевского. Правовая теория Б.А.Кистяковского. Идеи правового государства как идейная основа будущей партии конституционных демократов – «партии юристов». «Оправдание добра» В.С.Соловьева. Учение В.С.Соловьева о справедливости. Теократический прокатолицизм В.С.Соловьева.

Тема 7. Политико-правовая мысль Новейшего времени.




Древность социалистического и коммунистического политико-правового дискурса. Гностицизм (негативный креационизм) и манихейство как основной метафизический источник социализма и коммунизма. «Пересотво-рение мира». Коммунистические идеи в раннем христианстве и средневековых ересях. «Беггарды», «братья свободного духа», гуситы, Томас Мюнцер. Манифестационистская солярная утопия (герметический аристократический социализм) в эпоху Ренессанса (Кампанелла, Дж.Бруно, Сирано де Бержерак). Социализм и алхимия. «Утопия» Т.Мора – социализм или иезуитизм? Государство иезуитов в Парагвае. Элементы социализма во французской буржуазной революции XVIII в.: Г.Бабёф и «заговор равных». Утопический социализм XIX в.: Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн. Возникновение марксизма. В.И.Ленин об источниках и составных частях марксизма. Карл Маркс как гностик. «Философско-экономические рукописи 1848 г.» и теория «отчуждения». Библейское «творение» и марксово «отчуждение». «Тезисы о Фейербахе» – постановка вопроса об уничтожении «отчуждения». Пролетариат как оперативное орудие. Маркс и Энгельс об уничтожении семьи, частной собственности и государства. Метафизика труда и капитала. Формационный подход к истории. Исключение самим Марксом России из своей схемы и учение об «азиатском способе производства». Перманентная революция во всемирном масштабе. «Царство необходимости» и «царство свободы». Марксистское определение государства. Право как «надстройка». Марксизм в России. Г.В.Плеханов о необходимости в России буржуазной революции. В.И.Ленин: государство и «партия нового типа». «Демократический централизм» как «внутрипартийное право». Идеи Ленина как попытка использования марксизма в российских условиях. Ленин о государстве. Идея «отмирания» государства и права («Государство и революция»). Революционные концепции права (П.Стучка, Е.Пашуканис). Разделение большевизма после его победы на марксистский интернациональный большевизм (Л.Д.Троцкий) и «национал-большевизм» (И.В.Сталин). Идея «победы социализма в одной, отдельно взятой стране в условиях капиталистического окружения» – атеистическая версия идеи «Третьего Рима». «Автаркический коммунизм». И.В.Сталин об усилении «классовой борьбы» при социализме и необходимости укрепления государства. Трансформация марксистских определений государства. Теории государства и права А.Я.Вышинского. Возрождение в СССР теории юридического позитивизма. Создание «советской социалистической правовой науки». Окончательный переход И.В.Сталина к «византизму» и традиционной российской политике в годы Великой Отечественной войны. Преодоление марксизма в теории государства и экономической теории («Экономические проблемы социализма в СССР»). Попытки возвращения к «марксизму-ленинизму» после ХХ съезда КПСС. Превращение марксизма в язык. А.Ф.Лосев о марксизме как языке. Советская юридическая наука в 50-80-е годы ХХ в.

Марксизм в Европе. Развитие Д.Лукачем теории отчуждения. А.Грамши и его теория революции. «Тюремные тетради» А.Грамши. Возникновение еврокоммунизма. Еврокоммунизм о государстве и праве. Крах попыток привнесения еврокоммунистических идей в СССР.

Идеи «консервативной революции» в Европе. Германский романтизм и французский традиционализм как основные источники идеи «консервативной революции». Традиционализм в ХХ веке: Р.Генон, Ю.Эвола. Ю.Эвола о государстве. Иерархизм и антиэгалитаризм. Преодоление «принципов 1789 года». Возникновение геополитических подходов к государству и праву: К.Хаусхофер, Х.Макиндер. Идеи «консервативной революции» в России: К.Леонтьев, В.В.Розанов, раннее евразийство. Евразийство – попытка «русского синтеза». Творческое развитие и преодоление славянофильства и «государственной школы», соединение консерватизма и «демотии». Евразийство о монархии и республике. Теория «идеократического государ-ства». Акцентирование традиций Золотой Орды и Московской Руси (кн. П.Н.Трубецкой), русская геополитика (П.Н.Савицкий). Принципиально новая теория права Н.Н.Алексеева: учение о правообязанности. Евразийство и практика социалистического строительства в СССР. Евразийство и Православие (в т. ч. Cтарообрядчество). Неоевразийство в современной России. Политическая и правовая идеология русского «национал-большевизма»: Н.Устрялов, И.Лежнев, М.Пришвин (в дневниках). Связь «национал-большевизма» с евразийством. Попытка использования государственной властью идей «национал-большевизма» в конце 40-х-начале 50-х гг. ХХ в. и крах этих попыток после ХХ съезда КПСС.

Идеи консервативной революции в Германии 20-х годов. А.Мёллер ван ден Брук о «вечной Империи». Э.Никиш: привнесение концепций социалис-тического права. Э.Юнгер: рабочий класс как новая аристократия. Основные историсофские идеи О.Шпенглера. Германская консервативно-революцион-ная юридическая мысль. К.Шмитт. Учение К.Шмитта о суверене и суверени-тете. Юридический децизионизм (термин К.Шмитта). Различие правовых систем «государств суши» и «государств моря». Теория чрезвычайного положения и диктатуры. Искажение и вульгаризация идей «консервативной революции» в германском национал-социализме и итальянском фашизме. Критика фашизма справа у Ю.Эволы. Партия как ядро государства и основа его аппарата. Идеи происхождения права из «духа расы». Эзотерические основы нацизма: «гностицизм справа». Антикатолицизм. «Фюрер-принцип». Германский этнический национализм. Альтернативные проекты европейской федерации внутри руководства нацистской Германии. Италия: первоначальный фашизм как делегация монархической власти. Корпоративное государство и право в Италии. Переход фашизма на республиканские позиции: «социальная республика Сало». Поражение национал-социализма и фашизма во Второй мировой войне.

Анархизм и его возникновение. У.Годвин. П.Прудон. Прудон о власти и собственности. «Индивидуалистический анархизм» М.Штирнера. «Свобода без пределов» у М.Штирнера versus либеральное «свобода личности ограничена свободой другой личности». Критика К.Марксом идей М.Штирнера («Немецкая идеология»). Русский анархизм и его корни: казачество, радикальные старообрядческие согласия и проч. Скрыто правый характер русского анархизма. Русский анархизм и идея «тайного царя». Анархия как герметическая первоматерия. Символика «мертвой головы». Основные идеи М.А.Бакунина. Метафизика бунта. Бакунин как «консервативный революционер» («Романов, Пестель или Пугачев»). Идеи славянской федерации. Русский патриотизм Бакунина. Бакунин против Маркса и Маркс против Бакунина. Л.А.Тихомиров о соотношении анархизма и монархизма в России. «Институциональный анархизм» П.А.Кропоткина. Кропоткин о федерации общин. Анархизм в эпоху гражданской войны. Н.И.Махно и «республика Гуляй-поле». Н.И.Махно об анархии и монархии. Анархизм в Европе и Латинской Америке. Анархизм и троцкизм. Анархисты в IV Интернационале. Анархисты в гражданской войне в Испании 30-х гг. ХХ века. Анархизм в Европе в 60-е годы ХХ в. Ги Дебор и его теория борьбы с «обществом спектакля». Современный «пессимистический анархизм». Хаким Бей и возвращение к гностическим корням левого дискурса. «Правые» элементы анархизма Хаким Бея.

Революционные идеи в ХХ веке в Азии. Революционное народничество Сунь Ятсена. Политико-правовые идеи партии «гоминдан». Превращение гоминдана в буржуазную партию. Чан Кайши. Возникновение Коммунисти-ческой партии Китая. Политические идеи КПК: даосизм по содержанию, марксизм по форме. Диктатура Мао Цзедуна как ханьская национальная этнократия в противовес монголо-уйгурским императорским династиям. «Большой скачок». Идея культурного плюрализма без плюрализма полити-ческого («пусть расцветают сто цветов»). Отказ от культурного плюрализма на рубеже 60-х гг. ХХ в. «Культурная революция» 1966 года как возобновле-ние борьбы даосизма и конфуцианства. Осуществление европейских идей «ротации элит» (Г.Моска, В.Парето) в ходе «культурной революции». «Большой китайский проект» и конфликт с СССР. Правовые идеи в Китае 60-х гг. ХХ в.: перенос на китайскую почву концепций П.Стучки, Е.Пашуканиса, А.Вышинского. Даосские мотивы в политических текстах позднего Мао Цзедуна. Скрытая верховная власть китайской армии после смерти Мао Цзедуна. Победа «криптоконфуцианской» линии. Дэн Сяопин и его концепция экономических и политических реформ. Локальная рецепция континентально-европейского частного права в Китае 80-90-х гг. ХХ в. «Социализм с китайской спецификой». Превращение Китая в мировую сверхдержаву. Влияние политико-правовой идеологии КНР на соседние страны. «Идеи чучхэ» в Северной Корее.


Тема 8. Политико-правовые учения эпохи постмодерна.




Конец эпохи модерна – окончательная деонтологизация и десакрализация государства и права. Характерные черты и основные направления буржуазной политической и правовой мысли в Европе и США в ХХ в. Основные правовые теории ХХ в. Правовая теория солидаризма Л.Дюги. Социальная солидарность и историческое развитие. Норма социальной солидарности как основа права. Спонтанное развитие права. Идеи о синдикалистском федерализме, децентрализации власти, политическом и правовом плюрализме как средстве преодоления классовой борьбы. Государство как орудие солидарности. Нормативистская теория права Г.Кельзена. «Чистая» теория права, ее деидеологизация и деаксилогизация. Юриспруденция как наука о сфере должного. Ступени права: основная норма, конституционные нормы, общие и индивидуальные нормы. Создание общих норм как применение конституции. Правотворчество и право-применение. Суд как творец индивидуальных норм и общих прецедентов. Государство как система отношений господства и подчинения. Концепция государственного суверенитета как логической предпосылки нормативного порядка. Социологическая юриспруденция. Школа «свободного права». Е.Эрлих. Право как «живой порядок» отношений и «внутренний порядок» человеческих союзов. Закон, кодификация как поздние стадии проявления права. Свободный поиск права судом. Гарвардская социологическая школа права. Теория права Р.Паунда. Функции права. Право как высший вид социального контроля для согласования и компромисса интересов. Три аспекта права: система отношений, совокупность предписаний, судебный и административный процесс. «Реалистическая» теория права в США (К.Ллевеллин, Д.Фрэнк и др.). Противопоставление «права в законе» («бумажного») «реальному праву». Право как судебная и административная практика, как решение, а не правило. Фрэнк об «авторитарных мифах» нормативизма. Социально-психологическое течение движения свободного права (Г.Канторович и др.). Роль интуиции, чувств в обосновании судебного правотворчества. Психологические теории права. Право как продукт сознания психики. Правовые понятия как «субъективные убеждения». Идеи об инстинктивной основе права. Критика иллюзорной нормативности законодательства. Психоаналитические концепции государства и права. З.Фрейд о происхождении государства и права из отцеубийства. Право как «вытеснение». К.-Г.Юнг: государство и право как проявления коллективного бессознательного. Право и архетипы у Юнга. Теории «возрожденного естественного права» и их основные разновидности. Неотомизм и право: Ж.Маритен, Э.Жильсон. Естественное право как основная политико-правовая концепция современной Римо-католической Церкви.

Государство, право и экзистенциализм. «Правый» экзистенциализм М.Хайдеггера – «реванш онтологии». Возрождение М.Хайдеггером учения досократиков. Право как функция слова у М.Хайдеггера. «Основы метафизики». Связь и разрыв М.Хайдеггера с национал-социализмом. Либеральная экзистенциалистская историософия К.Ясперса. «Левый экзистенциализм» Ж.-П.Сартра. «Экзистенциализм – это гуманизм». Фундаментальный атеизм Сартра. Философия свободы. Критика Сартром буржуазного государства и права. Ж.-П.Сартр и Советский Союз. Ж.-П.Сартр, коммунизм и маоизм. Юридический экзистенциализм В.Майхофера («Бытие и право», «Естественное право как экзистенциальное право») и Э.Фехнера («Естественное право и экзистенциальная философия»). Конкретная ситуация как источник права у Г.Кона.

Постмодернистские государственно-правовые идеи в Европе и США. Идеи «открытого общества». К.Поппер («Открытое общество и его враги») и Ф.Фукуяма («Конец истории»). Упразднение государства и «общество кочевников» Ж.Аттали. Обоснование перехода власти от государства к транснациональным корпорациям.

Политико-правовые взгляды американских неоконсерваторов. Диспенсациализм и десакрализованное христианство. “Manifest Destiny” как обоснование глобальной роли США. Теории «экспорта демократии». Постмарксистский левый дискурс. Критика современных государственно-правовых реалий Запада у Н.Хомски. Книга «Империя» как манифест современного левого дискурса. «Новые правые» в современной Европе. Критика христианской истории государства и права у А. де Бенуа. Возвращение «новых правых» к органицизму и «философии жизни». Французская философия постмодернизма (Ж.Делёз, Ж.Бодрияйр и др.) и ее влияние на теорию государства и права. М.Фуко: история государства и права как история сексуальности и наказания.

Государство и право в русской философии ХХ века. Юридический позитивизм (С.В.Пахман, Г.Ф.Шершневич). «Внутренняя» и «внешняя» стороны права. «Метаюридические» и юридические аспекты права. «Чистая» форма права (мера, величина) как предмет юридической науки. Критика «социологизации» права. Психологическая теория права в России. Л.И.Петражицкий. Право как этические переживания, эмоции. Правовой плюрализм. Право официальное и неофициальное, позитивное и интуитивное, их взаимосвязь. Аксиомы интуитивного права как критерии оценки позитивного права. «Возрожденное естественное право» в России (Е.Н.Трубецкой). «Философия права» Е.Н.Трубецкого. Государство и право в русской философии «Серебряного века» – «от марксизма к идеализму». Софиологическое направление в учении о государстве (С.Н.Булгаков). Еретичность софиологии С.Н.Булгакова с точки зрения Православия и ее недостаточность с точки зрения гностиков. Христианский социализм С.Н.Булгакова и его «Философия хозяйства». «Царство Духа и царство кесаря» Н.А.Бердяева. «Опыты православной теодицеи» о. Павла Флоренского. Государство и право как производные религиозного культа («Философия культа»). Монархизм как православный догмат у о.П.Флоренского 10-х гг. ХХ в. Признание о. Павлом Флоренским Советской власти. Учение позднего П.А.Флоренского о государстве и его «Записки о будущем государственном устройстве России». Близость позднего о. Павла Флоренского к национал-большевизму Н.Устрялова. Методология А.Ф.Лосева и ее значение для теории государства и права. Святоотеческие и византийско-московские корни философии А.Ф.Лосева. Философия имени и мифа А.Ф.Лосева. «Хаос и структура». Использование метаматематики А.Ф.Лосева для анализа феноменов государственности, права и анархии. А.Ф.Лосев о множественности языков науки и культуры и о возможности использования марксизма как языка в условиях Советской власти. А.Ф.Лосев как историк политических учений (анализ трудов Платона, Аристотеля и неоплатоников). Универсальность наследия А.Ф.Лосева.

Политико-правовые идеи «антисоветского проекта». «Холодная война» как источник последнего. «Гарвардский проект» и его реализация. Основные идеи правозащитного движения в СССР: юридический буквализм, общемировое значение концепции прав человека, примат Конституции СССР над принципами партийного руководства. Теория «конвергенции». Критика «реального социализма» с «неозападнических» (А.Д.Сахаров) и «неопочвен-нических» (А.И.Солженицын, И.Р.Шафаревич) позиций. «Антисоветский проект» как официальная идеология «перестройки». Рецепция идей гражданского общества, правового государства, прав человека перед и в связи с распадом СССР. Постсоветская юридическая наука: «от марксизма к либерализму». Публичные заявления ученых ИГПАНа (В.Е.Гулиева и др.) об ошибочности всей своей предыдущей деятельности. Идеология современного российского конституционализма (С.С.Алексеев, Б.В.Топорнин, М.В.Баглай, В.А.Туманов). Формирование новых школ юридической науки: цивилитарно-либертатной школы (В.С.Нерсесянц), российского юридического неопозитивизма (Г.В.Мальцев). Идеи управляемости мирового сообщества и всемирного государства (Г.Х.Шахназаров). Ретроспектива государственно-правовых аспектов «советской цивилизации» и «неосоветский проект» (С.Г.Кара-Мурза). Возрождение интереса и «герметической политике» и эзотерическим аспектам права (И.А.Исаев), православно-монархическому государствоведению (А.Н.Боханов). Политико-правовые идеи в современной российской философии: постмодернизме (А.С.Подорога) и социал-консерватизме (А.С.Панарин). Возрождение евразийства и возникновение неоевразийства на основе идей интегрального традиционализма (А.Г.Дугин). Неоевразийство о «правах народов» и «правах человека». Цивилизационно-правовой плюрализм неоевразийства. Возрождение теории право-обязанности. Современное российское государство и право на распутье. Быть или не быть российской государственности?


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Даосизм как политико-правовое мировоззрение.

  2. Политико-правовые взгляды Конфуция.

  3. Метафизика и «вселенский закон» в Ведах.

  4. Варновая система древней Индии.

  5. Зороастризм и учение о власти.

  6. Политико-правовые взгляды досократов.

  7. Учение об идеях и право у Платона.

  8. Учение Платона о государстве.

  9. Учение Платона о государстве.

  10. Политические формы у Аристотеля.

  11. Учение Полибия.

  12. Римское право как мировоззрение.

  13. Политико-правовые взгляды первых христиан.

  14. Философия истории христианства и учение об «удерживающем».

  15. Империя и Церковь в Византии.

  16. Политико-правовая доктрина Римо-католицизма.

  17. Политико-правовое мировоззрение раннесредневековой Руси. Слово о законе и благодати митрополита Иллариона.

  18. Политико-правовые учения Московской Руси.

  19. Реформация: политические и правовые аспекты.

  20. Политико-правовые взгляды Дж. Локка и Т. Гобба.

  21. Учение Ш.Монтескье о разделении властей.

  22. Возникновение доктрины прав человека.

  23. Политико-правовые взгляды И.Канта.

  24. Философия права Г.В.Гегеля.

  25. Формирование теории правового государства.

  26. Формирование юридического позитивизма.

  27. Формирование теории естественного права.

  28. Политико-правовая мысль XIX века.

  29. Формирование социалистических и коммунистических политико-правовых учений.

  30. Либеральная политико-правовая мысль конца XIX – начала XX веков.

  31. Тоталитарные политические идеологии в XX веке.

  32. Основные направления политико-правовой мысли постмодерна.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература.





  1. История политических и правовых учений. (Под ред. О.Э.Лейста). М., 2002.

  2. История политических и правовых учений: хрестоматия. (Под ред. О.Э.Лейста). М., 2000.



Наши адреса в сети интернет:


Страница кафедры на сайте ГУ-ВШЭ:

http://new.hse.ru/C15/C3/kaf-tpisp/default.aspx


Рабочий портал кафедры:

http://new.hse.ru/sites/tp/default.aspx


Страница данной дисциплины: http://new.hse.ru/sites/tp/prof/pages/ИППУ.aspx


Автор программы к.ю.н., доцент Карпец В.И.





Похожие:

Пояснительная записка iconДокументи
1. /Информационное письмо по составлению отчета за 2008 г..doc
2. /Пояснительная...

Пояснительная записка iconРабочая программа по физике в 10 классе на 2012-2013 учебный год Составитель: Тремаскина В. С. Пояснительная записка
Пояснительная записка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кочетовская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей 52 Пояснительная записка
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей Пояснительная записка
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Пояснительная записка iconСавенков Александр Ильич доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор содержание I. Организационно-методический раздел пояснительная записка
Организационно-методический раздел Пояснительная записка
Пояснительная записка iconПояснительная записка на тему: «Конструирование редуктора приборного типа» Группа: Студент: Руководитель проекта: 1997г
Расчётно-пояснительная записка на тему: «Конструирование редуктора приборного типа»
Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану мбоу «гимназия №28»
Пояснительная записка к учебному плану мбоу «гимназия №28» вахитовского района г. Казани
Пояснительная записка iconДокументы
1. /Пояснительная записка 10-11 класс ПЛАТНЫЕ.docx
2. /Пояснительная...

Пояснительная записка iconПояснительная записка. Аннотация

Пояснительная записка iconПрограмма пояснительная записка

Пояснительная записка iconРасчётно-пояснительная записка

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы