|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет –Высшая школа экономикиФакультет менеджмента Программа дисциплины «Конфликты в системе управления и методы их урегулирования» для направления 080500.62 - «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор: к.э.н., доцент Решетникова Кира Викторовна Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры Секция «Менеджмент» Управления человеческими ресурсами Председатель Зав. кафедрой С.Р Филонович А.Г.Эфендиев «_______»_________________2009 г. «22» декабря 2009 г. Утверждено УС факультета менеджмента Ученый секретарь О.Н.Балаева «_______»_________________2009 г. Москва Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля: Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских занятий на основе оценки активности студентов в ходе групповой и индивидуальной работы. Промежуточный контроль осуществляется на основе выполнения домашней работы. Итоговый контроль: зачет. Итоговая оценка формируется исходя из результатов работы студентов на семинарских занятиях, по результатам выполнения домашнего задания и экзаменационного теста (зачета) по 10-ти балльной системе следующим образом: Оценки относительной важности текущего и итогового контроля: Wсз=0,4, Wдз=0,3, Wзач.=0,3 Оср.(окр.) = Осз * Wсз(0,4) + Од.з* Wд.з(0,3) + Озач. * Wзач.(0,3) Базовые учебники
Содержание программы Раздел 1. Методология анализа конфликтов в системе управления Тема 1. Определение предметного поля конфликтологии. Основные подходы к понятию «конфликт». Природа социального конфликта. Конфликтная природа управленческих отношений. Определение конфликта в системе управления. Соотношение понятий социального конфликта и конфликта в системе управления. Классификация конфликтов в системе управления. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2. Накопление знаний о конфликтах и становление конфликтологии. Природа конфликтов в системе управления с точки зрения классиков конфликтологии и представителей современных концепций. Конфликт как «социальная аномалия» в структурном функционализме. Формирование «конфликтной модели» в социологии К.Маркса, Г.Зиммеля, «конфликтная модель общества» Р.Дарендорфа, концепция «позитивно-функционального конфликта» Л.Козера. Психологическая традиция в изучении конфликтов: интрапсихическая интерпретация конфликтов, ситуационный подход, когнитивные модели. Становление отечественной конфликтологии – конец 80-х – 90-е годы. Основные направления исследований. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 3. Системные характеристики конфликтов. Структурные характеристики конфликта. Основные субъекты и участники конфликтного процесса. Виды объектов. Структура предметов конфликта: ресурсы, статус, ценности, нормы. Внешняя среда конфликта. Динамические показатели конфликта: стадии и фазы процесса конфликта. Конфликтная ситуация как первая стадия конфликта. Понятие социальной напряженности. Признаки социальной напряженности. Показатели напряженности. Конфликтное взаимодействие: процессы эскалации и деэскалации конфликта. Поведение в конфликте. Завершение конфликта и его основные формы. Функции и последствия конфликтов в системе управления. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 4. Типология конфликтов. Существующие подходы к разработке типологии конфликтов: проблемы и ограничения. Необходимость создания типологии конфликтов. Различные основания для типологии конфликтов. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 5. Методы исследования конфликтов в системе управления. Проблемы исследования конфликтов в системе управления. Исследование и диагностика конфликтов. Описательные и аналитические методы изучения конфликтов. Методики исследования разных типов конфликтов в системе управления. Особенности их использования. Игровые методы. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 6. Методы управления конфликтами. Неизбежность возникновения конфликтов и необходимость управления ими. Возможности и ограничения в управлении конфликтами. Основные стратегии управления конфликтами. Особенности и проблемы применения при работе с конфликтами стратегий регулирования, решения и разрешения конфликтов. Игровые методы управления конфликтами. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 7. Социальные технологии управления конфликтами. Использование деловых переговоров и посредничества при управлении конфликтами. Примеры использования этих технологий в практике управленческого консультирования по разрешению конфликтов. Основная литература:
Дополнительная литература:
Планы семинарских занятий Семинарское занятие 1, 2. Определение понятия «социальный конфликт». Основные подходы к исследованию феномена социального конфликта. (4 ч.) Цель занятия: ориентация студентов в предметном и проблемном поле конфликтологии, формирование базовых знаний основных конфликтлогических концепций и направлений исследований. Темы докладов :
Литература: 1.Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта. / Пер. с немецкого. – Калуга, «Духовное познание», 2002. 2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 1999. 3. Гришина Н.В. Психология конфликта –СПб.: Издательство «Питер», 2000. 4. Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М.,Academia, 2000. 5. Козер Л. Функции социального конфликта. Пер. с анл. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 6. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования, 1994, № 5. 7. Левин К. Разрешение социальных конфликтов./ Пер. с англ. СПб: Изд-во «Речь», 2000. 8. Левин К. Типы конфликтов.// Психология личности / Под ред. Ю.Б.Гипенрейтер, А.А.Пузырея. – М., 1982. 9. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1985. 10.Рубин Дж. Пруйт Д., Ким Хе, Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 11. Парк Р. Экология человека. / в кн. Теоретическая социология. Под ред. Баньковской С.П. – М., Книжный дом «Университет», 2002. 12. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический Проект. 2003. Семинарское занятие 3. Структурные характеристики конфликтов. (2 ч.) Цель занятия: развитие навыков выявления и анализа основных структурных характеристик конфликтов: субъектов конфликта, отношений конфликтующих сторон, объекта и предмета конфликта, внешних условий конфликта. Порядок проведения занятия. За неделю до проведения занятия студенты получают для ознакомления несколько кейсов, содержащих описание конкретных конфликтных ситуаций. В ходе занятия студентам предлагается разделиться на группы по 2-3 человека, каждая группа получает один кейс и задание. В течение 20 минут студенты могут обсудить полученный кейс и проанализировать его, выделив в каждом случае структурные характеристики описанных конфликтов и охарактеризовав более подробно показатели, описывающие эти характеристики. Каждая группа представляет результаты своей работы. Решения обсуждаются всей группой. Семинарское занятие 4. Динамические характеристики конфликтов. Поведение в конфликте.(2 ч.) Цель занятия: развитие навыков выявления конфликтных ситуаций и прогнозирования возможности возникновения конфликтов в различных ситуациях, а также вариантов поведения субъектов. Порядок проведения занятия.
Семинарское занятие 5. Методы исследования конфликтов. (2 ч.) Цель занятия: знакомство с различными методиками диагностики конфликтов. Порядок проведения занятия:. Студенты готовят сообщения (5-7 минут) с представлением конкретных методик диагностики конфликтов. Сообщение должно содержать информацию о: - назначении данной методики; - описание и порядок проведения исследования; - возможности и ограничения данной методики. Литература: 1.Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта. / Пер. с немецкого. – Калуга, «Духовное познание», 2002. 2.Гришина Н.В. Психология конфликта –СПб.: Издательство «Питер», 2000. 3.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М., 1999. Раздел III. 4.Давыдов А.А. Измерение социальной напряженности. – М., 1992. 5.Рукавишников В.О., Иванов В.Н. Социальная напряженность: опыт измерения. // Социологические исследования, 1992, 7. 6.Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Методическая разработка./ Сост. Б.И.Хасан. – Красноярск, 1990. 7.Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал, 1992. – Т. 13. - № 4. – С. 107 – 117. 8.Хасан Б.И. Война с конфликтом. Критика методологических оснований психологических исследований и разработок / Прикладная психология: опыт и перспективы. – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990. – С. 52 – 73. 9.Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М., МЦФЭР, 2003. Семинарское занятие 6,7. Методы управления конфликтами (4 ч.) Цель занятия: формирование навыков диагностики конфликта и разработки стратегий и тактики управления данным конфликтом. Порядок проведения занятия. Занятие проводится в игровой форме. Деловая игра «Управление международного развития» До проведения игры студенты должны распределить роли Сотрудников управления и Консультантов. Сотрудники Управления распределяют роли между собой, получая на руки материалы интервью с каждым сотрудником. В ходе игры все участники игры знакомятся с игровой ситуацией, получая на руки материалы: информацию об Управлении международного развития, органиграмму. Студенты, исполняющие роль Консультантов получают на руки только описание ситуации с заданием на игру. 1 этап. Консультанты проводят предварительный анализ ситуации для формирования методики интервью. Сотрудники Управления знакомятся со своими ролями индивидуально, затем совместно обсуждают и уточняют игровую ситуацию. 2 этап. Консультанты берут интервью у Сотрудников Управления. 3 этап. Консультанты анализируют данные в соответствии с полученным заданием, формулируют возможные предварительные решения диагностируемых проблем. Сотрудники Управления также анализируют ситуацию и формулируют возможные предварительные решения диагностируемых проблем. 4 этап. Презентация результатов обсуждения каждой группы и анализ действий участников. Семинарское занятие 8. Переговоры как технология разрешения конфликтов. (2 ч.) Цель занятия: отработка навыков делового общения в переговорах. Порядок проведения занятия. За неделю до проведения занятия студенты получают описание ситуации и тексты интервью с участниками конфликта ( 3 участника, представляющие 2 стороны конфликта). Заранее должны быть сформированы три группы, каждая из которых получает одно задание: 1 группа: подготовить и представить переговорный процесс между участниками конфликта без участия посредника (3 человека); 2 группа: подготовить и представить переговорный процесс между участниками конфликта с участием посредника (4 человека); 3 группа: подготовить и представить переговорный процесс между участниками конфликта по модели принципиальных переговоров Фишера и Юри ( 3 человека). В ходе занятия каждая группа представляет свою инсценировку переговорного процесса. Студенты оценивают правильность проведения этой процедуры, результатов переговоров и сравнивают разные технологии проведения переговоров с точки зрения их эффективности. Тема домашней работы Структурные и динамические характеристики конфликтов в системе управления, методы исследования и управления. Студенты получают кейс с вопросами, на которые надо дать письменные ответы. Домашняя работа сдается для проверки за 4 недели до завершения курса в письменном виде. В электронном виде работы не принимаются. Объем работы не должен превышать 6 печатных страниц. Вопросы к кейсу:
5.Предложите набор диагностических средств для всестороннего изучения данного конфликта. Обоснуйте применение каждого из них, объяснив, что с помощью этого средства Вы хотите выявить. 6.Какие стратегии и методы управления описанным конфликтом представляются Вам наиболее эффективными и почему? Каковы могут быть последствия применения этих методов? Методические указания для написания домашней работы: 1. Под конфликтными зонами имеются в виду зоны возникновения возможных противоречий. При описании этих конфликтных зон необходимо указать, между кем и кем возможно возникновение конфликта и какого рода противоречие может послужить основой для его возникновения. Надо иметь в виду, что самого актуального конфликта может еще не быть, однако почва для его возникновения (конфликтная ситуация) на той или иной стадии развития уже сформировалась. При выделении организационных и социально-психологических причин следует разделить все причины на две указанные группы. Организационные причины связаны с противоречиями в структуре организации и внутриорганизационными отношениями, которые могут носить как формальный, так и неформальный характер. Социально-психологические причины не связаны непосредственно с самой организацией, но могут иметь специфические проявления организационного характера. 2.Структурные составляющие можно выделять в соответствии с любой схемой, описанной на лекциях или в учебниках. Но обязательным является подробная характеристика показателей, раскрывающих каждую структурную характеристику применительно к описываемому конфликту. Если Вы выделяете несколько актуальных конфликтов, то можно или описать их все, или остановиться на каком-либо одном, но тогда обосновав, почему Вы считаете необходимым рассмотреть именно данный конфликт. 3.Динамические характеристики конфликта также могут быть описаны по любой схеме, но должны быть рассмотрены именно с точки зрения того конфликта, который описан в кейсе. Перечисление этапов конфликта и их описание будет оцениваться только в том случае, если оно имеет отношение к приведенному в кейсе конфликту. Следует обратить внимание на то, что здесь нет необходимости описывать стратегии и тактики поведения в конфликте участников. 4.Ключевым моментом в определении типа конфликта является обоснование Вашего мнения. Типологии могут быть использованы различные, можно определить типы по разным основаниям, важно написать, почему данный конфликт может быть отнесен к тому или иному типу. При описании можно ссылаться на те характеристики конфликта, которые были определены при анализе структурных и динамических характеристик конфликтов в предыдущих вопросах, но ответ должен быть аргументирован. 5.При ответе на данный вопрос необходимо перечислить те методы и методики диагностики конфликта, которые могут быть использованы в данном случае. При перечислении методик важно учесть следующие моменты: - какие данные Вы хотите получить, используя ту или иную методику (для получения какой информации необходима эта методика?) - возможно ли получить эти данные с помощью указанной методики; - ограничения применения данной методики. Отвечая на данный вопрос нет необходимости указывать и описывать все возможные методы сбора информации, которые Вы знаете, надо перечислять только те из них, которые надо и возможно применить в случае описанного конфликта. 6. Выбирать стратегии и методы управления конфликтами можно по любой существующей классификации, однако выбор этот необходимо обосновать. Для каждой из стратегий необходимо разработать сценарий развития событий с указанием конструктивных и деструктивных последствий данного конфликта и для организации, и для группы, и для самих участников. Кроме того, надо определить возможные ограничения и условия в применении тех или иных стратегий и методов. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Автор программы К.В.Решетникова |
![]() | Юго-западный государственный университет (г. Курск, Россия) Гомельский государственный технический университет им. П. О. Сухого (Беларусь) ргкп «Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева» (Казахстан) «современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах» | ![]() | Отчет о работе конференции «Инноватика-2012» Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,... |
![]() | Информационное сообщение Корея), Хошиминский университет технологии (Вьетнам), Харбинский университет науки и технологии (Китай), Монгольский государственный... | ![]() | Федеральное агентство по образованию Казанский государственный университет Казанский государственный технологический университет Казанский государственный технический университет им. Для участия в конференции необходимо направить до 10 мая 2008 г заявку, включающую тему доклада, сообщения, авторскую справку (фио,... |
![]() | Пpесс-релиз e-ural: проект, направленный на поддержку научно-технического сотрудничества между учеными ес и России в области окружающей среды Воронежский государственный университет; Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Архангельский государственный... | ![]() | Скворцова Мария Владимировна ... |
![]() | Санкт-Петербургский государственный университет (СПб гу) Московский государственный университет (мгу). Факультет государственного управления. Специальность государственное и муниципальное... | ![]() | Содержание углерода у древесных видов на юге штата огайо и томской области Томский государственный университет (Томск), Огайский государственный университет (сша) |
![]() | Правила приема иностранных граждан в Липецкий государственный технический университет на 2009/2010 учебный год I. Общие положения «Липецкий государственный технический университет» (далее – лгту, университет) для обучения по основным образовательным программам... | ![]() | 7 апреля 2011 года состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы изучения краеведения в образовательном учреждении» Курганский государственный университет; Челябинский государственный педагогический университет |
![]() | Казанский государственный университет Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет Национальный музей Республики Татарстан информационноеписьм о Казанский государственный университет, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет и Национальный музей рт |