Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты icon

Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты



НазваниеСоциальные организации и самоорганизации. Социальные институты
Дата конвертации23.08.2012
Размер105,97 Kb.
ТипРеферат
Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты


| ||Украинская государственная строительная корпорация ||"Укрстрой" ||николаевский строительный колледж || || || || || || || || || || || || ||по социологии на тему: ||"Социальные организации и самоорганизации" ||"Социальные институты" || || || || ||(литература взята на "фонарь") || || ||Преподаватель: ||Андриенко Г.С. ||Студент:группы КСМ - 56 ||Пигарёв С.Н. || || || || || || || | | | | |Николаев 1998 г. | || | | | | | | || | | | | | | | ПЛАН1. Вся жизнь в организациях.2. Группы и организации.3. Харизматические ассоциации.4. Учреждения тотального типа.1. Большинство из нас начинают свою жизнь в организации - в родильном доме. Там работают врачи, медицинские сестры, анестезиологи, санитарки и другие; все они заботятся о нашем здоровье. Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, - каждая из них имеет определенную структуру и порядок работы. После окончания школы нам снова не миновать организаций. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них. Мы имеем дело с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. После ухода на пенсию нам предстоит столкнутся с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения; не исключено, что мы окажемся в больнице или даже в доме для престарелых. Даже когда человек умирает, организации не оставляют его на произвол судьбы. Им занимается похоронные бюро, банки, юридические конторы, налоговые агентства и суды, где наследники улаживают дела покойного. Организации возникли сравнительно недавно. В менее развитых обществахзабота о здоровье, обучении, оказании помощи пожилым и т.п. осуществлялисьв семье или членами семьи.Но в промышленных странах жизнь значительно усложняется и возникаетпотребность в создании множества организаций. Поэтому необходимо подробнорассмотреть сущность организаций и их формы.2. Между членами первичных групп (семья, группа друзей ) устанавливаются личные отношения, затрачивающие многие стороны их индивидуальностей. В отличие от этого вторичные группы образуют для достижения определенных целей. Их члены играют, например, строго определенные роли, и между ними почти отсутствуют эмоциональные отношения. Основным типом вторичной группы является организация - большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Универсальные магазины, издательские фирмы, университеты, почтамп, армия и т.п. - этот список можно продолжить бесконечно.3. В реальной жизни трудно провести четкое различие между двумя образованиями: первичной группой и формальной организацией. Например некоторые группы, подобны организациям, так как они существуют для достижения определенных целей, но по своей структуре напоминают первичные группы. Таковы харизматические группы. Во главе их стоит лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, или харизмом; члены группы обожествляют лидера и готовы служить ему верой и правдой. Типичная харизматическая группа - Христос и его ученики. Сущность харизматической группы в непостоянстве их организационнойструктуры и зависимости от лидера. В них нет служебной иерархии (например,должностей вице-президента или секретаря и т.п.), существующей до тех пор,пока существует группа вне зависимости от её состава в любое данное время.Роли членов таких групп определяются в соответствии с их отношением клидеру. Здесь не существует такого понятия, как продвижение по службе - всёзависит лишь от расположения лидера к тому или иному члену группы.Поскольку личные отношения могут быть очень изменчивыми, структура группытакже нестабильна. Более того, в харизматических группах отсутствуютустойчивые внутригрупповые нормы, в отличие от более структурированныхорганизаций, лидеры которых с помощью сложившихся правил и норм укрепляютсвою власть. Поскольку харизматические группы неустойчивы, обычно онисохраняются до тех пор, пока лидеры обладают притягательной силой. Однако,поскольку лидеры не бессмертны, складываются правила, в соответствии скоторыми избираются их преёмники. Рано или поздно эти последователиубеждаются, что для сохранения группы на длительное время недостаточноодной лишь веры. Имеет значение также, какими способами члены группызарабатывают на жизнь. Часто группа решает эту проблему, облагая налогамисвоих членов или продавая некий товар. В ходе формирования определённыхправил, методов и традиций складывается иерархия должностных лиц. Такимобразом происходит формирование значительно более упорядоченнойорганизации. Макс Вебер назвал такой процесс рутинизацией харизмы. Этопроисходит во множестве групп. Например, Росс (1980) исследовал триорганизации, которые были образованы для оказания помощи населению городовСреднего Запада, пострадавших от ураганов. Хотя эти три группы во многихотношениях отличались друг от друга, поразительно, что прежде, чем статьорганизациями, они прошли одинаковые стадии. На стадии "кристаллизации"каждая группа осмысливала потребности общества и принимала решения о мерахих удовлетворению. Затем наблюдался переход к стадии "признания", когдалидеры вступали в контакт с другими организациями для обсуждения своихцелей и совместных усилий; таким образом, они получали признание со стороныдругих. Это приводило к третьей стадии, названной "институтонализацией",когда деятельность начинала осуществляться общепринятым способом. К этомувремени устанавливаются устойчивые формы взаимодействия между членамигруппы и с представителями других организаций. Интересно отметить, что врезультате этого процесса каждая группа становилась более упорядоченной;для осуществления её целей требовалось меньшее число людей,поэтому группа уменьшалась. При обсуждении специфики перехода от групповой к организационнойструктуре, у вас, возможно, возникла мысль о том, что существует много форморганизаций. Если так, то вы рассуждали правильно. Одна из таких форм -добровольная ассоциация, напоминающая неформальную группу; прямопротивоположна ей - тотальная организация. 4. Добровольные ассоциации распространенны во всём мире. Кним относятся религиозные группы, например, Всемирный съезд сионистов илиЖенский христианский союз, профессиональные общества вроде Американскойсоциологической ассоциации и Американского института планирования, а такжеассоциации, членов которых связывают общие увлечения, например Клубсобаководов или Общество охраны и поощрения вокальных квартетов средипарикмахеров Америки. Добровольной ассоциации свойственны три основных черты: 1. она образована для защиты общих интересов её членов; 2. членство является добровольным - оно не предусматривает предъявления требова-ний к определённым людям (что наблюдается при призыве на военную службу) иего не присваивают от рождения (как, например, гражданство). В результателидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов добровольнойассоциации, которые имеют возможность выйти из организации, если их неустраивает деятельность лидеров; 3. организация этого типа не связана с местными,государственными или федеральными правительственными органами (Силлс,1968). США считаются страной добровольных ассоциаций. По подсчётамэкспертов, более 75% взрослых американцев входят по крайней мере в однудобровольную группу (Силлс, 1968). Ещё в 1835г. Алексис де Токвиль писал,что "ни в одной стране мира принцип ассоциации не применяется так успешно ине охватывает столько людей, как в Америке" (1835/1945). Члены добровольныхассоциаций работают бесплатно. Там отсутствуют твёрдая структура и системапринудительной власти. Способность привлекать людей и собирать деньги -основная причина их большого влияния в американском обществе. Добровольные ассоциации часто превращаются в сложныеорганизации, называемые бюрократией. В качестве примеров можно привестиАрмию спасения, бойскаутов и Общество Красного Креста. Мы рассмотримхарактерные особенности бюрократии дальше, но перед этим выяснимособенности организации тотального типа, принципы деятельности которойпрямо противоположны добровольной ассоциации. 5. Добровольные ассоциации часто создаются для защиты каких-то общих интересов её членов. Учреждения тотального типа формируются длясодействия общественному благу, сущность которого формулируетсягосударственными, религиозными и другими организациями. Примеры такихучреждений - тюрьмы, военные училища и т.п. Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Часто онинаходятся под надзором охранников. Охранники осуществляют надзор надмногими сторонами их жизни, включая питание, жильё и даже индивидуальнуюзаботу. Не удивительно, что для поддержания порядка и зависимостиобитателей этих заведений от охранников издаётся множество постановлений. Врезультате формируется сильная группа охранников и слабая группа тех - ктоим подчиняется. Эрвин Гофман (1961), который ввёл термин "тотальныеучреждения", выделил несколько типов таких организаций: 1. больницы, дома и санатории для людей, которые немогут сами о себе позаботиться (слепые, пожилые, нищие, больные); 2. тюрьмы (и концентрационные лагеря),предназначенные для людей, считающихся опасными для общества; 3. военные казармы, морские судна, закрытыеучебные заведения, трудовые лагеря и другие учреждения, созданные дляопределённых целей; 4. мужские и женские монастыри и другие убежища,куда люди уходят от мира, обычно по религиозным причинам. Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим втотальное учреждение с помощью сложных или жёстких ритуалов. Это делаетсядля достижения полного разрыва людей с их прошлым и подчинения нормамзаведения. Гоффман описывает, как новые курсанты или "увальни",знакомятся с жизнью военного училища: "Полный разрыв с прошлым должен быть достигнут заотносительно короткий срок. Поэтому в течение двух месяцев "увальню" неразрешается уходить с территории военной базы или поддерживать социальныеконтакты с гражданскими лицами. Эта полная изоляция способствует созданиюскорее серой безликой массы, чем группы индивидов с разными взглядами истатусами. В первый же день курсанту выдаётся военная форма, на обсуждениеуровня благосостояния и семейных связей налагается табу. Хотя курсантамплатят очень мало, им запрещено получать деньги из дома. Роль курсантадолжна вытеснить все другие роли, к которым привык индивид. Сохраняютсялишь немногие черты, раскрывающие перед внешним миром прошлый социальныйстатус человека" Жизнь в таких условиях создаёт крепкие связи между обитателями такихучреждений. Их язык, ритуалы и опыт становятся страстно защищаемойсубкультурой. Вероятно, эта глубокая взаимосвязь - одно из немногих средствих самозащиты от тирании. Однако в особо унизительных ситуациях наблюдалсяпротивоположный результат. Беттлгейм (1947) рассказал, что жертвы зверств внацистских концентрационных лагерях иногда заимствовали мировоззрения своихпалачей, отождествляли себя с ними и проявляли садистские наклонности поотношению к себе. Это явление известно под названием "идентификация сагрессором". Литература1. Нейл смелзер "социология" Москва 1994 г. ст.168.2. "Социология" Москва издательство "Мысль" 1990 г.3. Человек и общество. Современный мир. Купцова В.И. Москва 1994г. Социальные институты.Другой тип социальных систем складывается на основе общностей , социальныесвязи которых обусловлены объединениями организаций . Такие социальныесвязи называются институциональными , а социальные системы - социальнымиинститутами . Последние действуют от имени общества как целого .Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как иххарактер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворенияпотребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни . Следовательно , социальные институты выполняют в обществе функциисоциального управления и социального контроля как одного из элементовуправления . Социальный контроль дает возможность обществу и его системамобеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущербсоциальной системе . Основными объектами такого контроля являются правовыеи моральные нормы , обычаи , административные решения и т. п. Действиесоциального контроля сводится , с одной стороны , к применению санкций вотношении поведения , нарушающего социальные ограничения , с другой - кодобрению желательного поведения . Поведение индивидов обусловлено ихпотребностями . Эти потребности могут быть удовлетворены различнымиспособами , и выбор средств для их удовлетворения зависит от системыценностей , принятой данной социальной общностью или обществом в целом .Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведениячленов общности . Воспитание и социализация направлены на то , чтобыпередать индивидам установленные в данной общности образцы поведения испособы деятельности . Социальные институты руководят поведением членов общности черезсистему санкций и наград . В социальном управлении и контроле институтыиграют весьма важную роль . Их задача сводится не только к принуждению . Вкаждом обществе существуют институты , осуществляющие гарантии свободы вопределенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений ,свободу слова , права на получение определенной формы и величины дохода ,на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например ,литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества , поискановых художественных форм ; ученые и специалисты обязываются исследоватьновые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д.Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как ихвнешней , формальной ( « материальной» ) структуры , так и внутренней ,содержательной . Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц,учреждений, снабженных определенными материальными средствами иосуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны -это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведенияопределенных лиц в конкретных ситуациях . Так, если есть юстиция каксоциальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие , то ссодержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцовповедения правомочных лиц , обеспечивающих данную социальную функцию .Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях ,характерных для системы юстиции ( роль судьи , прокурора , адвоката,следователя и т. д. ) . Социальный институт , таким образом , определяет ориентациюсоциальной деятельности и социальных отношений посредствомвзаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартовповедения . Их возникновение и группировка в систему зависят от содержаниярешаемых социальным институтом задач . Каждый такой институтхарактеризуется наличием цели деятельности , конкретными функциями ,обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей , а такжесистемой санкций , обеспечивающих поощрение желаемого и подавлениеотклоняющегося поведения . Важнейшими социальными институтами являются политические. С ихпомощью устанавливается и поддерживается политическая власть .Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределенияблаг и услуг . Семья также один из важных социальных институтов . Еедеятельность ( отношения между родителями , родителями и детьми , методывоспитания и т. д. ) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты , как система образования , здравоохранение ,социальное обеспечение , культурно-воспитательные учреждения и т. д. Всееще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии . Институциональные связи , как и иные формы социальной связи , наоснове которых складываются социальные общности , представляют собойупорядоченную систему , определенную социальную организацию . Это системапринятых видов деятельности социальных общностей , норм и ценностей ,которые гарантируют сходное поведение их членов , согласовывают инаправляют в определенное русло стремления людей , устанавливают способыудовлетворения их потребностей , разрешают конфликты , возникающие впроцессе повседневной жизни , обеспечивают состояние равновесия междустремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности иобщества в целом . В случае когда это равновесие начинает колебаться ,говорят о социальной дезорганизации , об интенсивном проявлениинежелательных явлений ( например , таких , как преступления , алкоголизм, агрессивные действия и т. п. ). ЛИТЕРАТУРАРоссийский экономический журнал № 1 1992 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты iconПрограмма дисциплины "Социология" для направления
«Социальные взаимодействия»; «Социализация»; «Социальная структура и социальная стратификация»; «Социальные группы и организации»;...
Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты iconВведение Социальные институты: сущность, структура и функции
Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения,...
Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты iconВопросы к экзамену по социологии специфика социологии как науки, ее объект и предмет
Социальные институты как элементы социальной структуры, основные и неосновные социальные институты
Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты iconСоциальные институты и организации

Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты iconРабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения
Акулич Е. М. Социальные институты и процессы. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности 22. 00. 04 – «Социальная...
Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты iconФакультет менеджмента Программа дисциплины «Социальные теории организации»
«Социальные теории организации» для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты iconТема социальные институты основные и не основные социальные институты

Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты iconВопросы к экзамену кандидатского минимума по социологии для специальности 22. 00. 04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»
Объект и предмет социологии как науки. Место социологии в системе социальных и гуманитарных наук. Социологическое знание и его структура....
Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты iconИ. В. Мерсиянова (гу-вшэ) Институты самоорганизации и качество жизни населения: прямые и обратные связи
Также показана обратная связь, когда речь идет о влиянии структур гражданского общества, их деятельности, вовлеченности россиян в...
Социальные организации и самоорганизации. Социальные институты iconПрограмма кандидатского экзамена по истории и философии науки Специальность 220004. 78 «Социальная структура, социальные институты и процессы» (уп 220004 78-11-1-3580. plax)
Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки для специальности 22. 00. 04 «Социальная структура, социальные институты...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы