Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа icon

Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа



НазваниеПереписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа
Дата конвертации23.08.2012
Размер95.22 Kb.
ТипКонтрольная работа
Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного


Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) Контрольная работа по «Древнерусской литературе» «Стиль - это сам человек» (Ж.-Л. Бюффон) От драматической и таинственной эпохи Ивана Грозного до нашего временисохранилось не много письменных свидетельств. Многочисленные пожары XVI-XVII вв., небрежение к старинным документам в XVIII и даже XIX столетияхпривели к потере множества ценнейших источников, хранившихся вгосударственных архивах. От частных архивов того времени до нас дошли лишькрупицы. Многие документы, летописи, повествования иностранцев искаженыпозднейшими переписчиками, изданы по неисправным или неполным спискам, чтосильно затрудняет работу с ними. Тем большую ценность представляютисточники, сохранившиеся если не в первозданном виде, то в близком кподлиннику и представляющие связный текст, а не обрывки или пересказпозднейшего автора. К ним принадлежит уникальная по своему характерупереписка царя Ивана с Андреем Курбским, которая наиболее ярко представилав литературе особенности своего времени. Началом знаменательной переписки послужило обличительное послание князяАндрея Михайловича Курбского, крупного военачальника, который, имеяоснования ожидать опалы и казни, бежал в 1564 г. в Литву, откуда и переслалИвану IV письмо. В нем он обвиняет Ивана Грозного в непомерной жестокости,неоправданных гонениях, грозит царю Страшным судом. Ответом явилось первоепослание царя, обозначенное как царское послание в «Российское …государство». В этом послании, охарактеризованным Курбским как«широковещательное и многошумящее», Иван IV излагал свою государственнуюпрограмму, защищал свое право самодержца на неограниченную власть, осуждалбояр, под которыми он подразумевал все противоборствующие ему силы. Яростноотвергал царь и упреки Курбского, причем особенно болезненно воспринял онукор в "сопротивности православию". Вопрос об авторстве произведений, подписанных именем Ивана IV довольносложен, т.к. Грозный как глава государства подписывал огромное количестводипломатических посланий и других документов. Мнения о том, были ли царьписателем довольно противоречивы. Так Э.Каин, профессор Гарвардскогоуниверситета, поставил под сомнение авторство Ивана IV «отсутствиемавтографа» и заявил о подложности переписки Грозного с Курбским. Нобольшинство литературоведов выделяют главным критерием для установленияавторства – своеобразный стиль произведений[1]. Главная черта «Переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским», отличающаяее от других публицистических произведений XVIв – «значительный ростиндивидуального начала в стилей произведений». Как писал Д.С.Лихачев[2]:«Индивидуальные особенности стиля, поднявшиеся над жанровыми трафаретами,были уже в достаточной мере ясны у обоих главных антогонистов эпохи –Грозного и Курбского». До Ивана IV не было ни одного писателя, в творчествекоторого с такой силой были бы выражены индивидуальное начало и личностьавтора.
Грозный и Курбский вели спор в жанре эпистолярной публицистики[3]. Этотжанр включал в себя разные типы писем. Литературные послания моглииспользоваться как условная форма проповеди, богословского трактата илипублицистического сочинения; официальные и дипломатические грамотыподчинялись законам деловой письменности. Частные, бытовые письма свободновключали в себя народную речь и образность. Между литературными посланиямии деловыми письмами существовали разнообразные переходные формы. В своихпосланиях Грозный отразил разрушение некогда строгих границ между жанрамилитературы и деловой письменности. Иван IV умело воспользовался в своемтворчестве свободой, которую предоставлял эпистолярный жанр. В творчестве Ивана Грозного приемы острой публицистической полемикидостигли особого развития. Живой спор с противником, обильные риторическиевопросы по его адресу, издевательское пародирование аргументов оппонента ивместе с тем нередкое обращение к его рассудку («ты бы сам себепоразсудил»). Эти особенности проходят через все послания Ивана IV. В литературе царь Иван был прежде всего новатором. Для всякойсредневековой письменности, в том числе и для русской, характеренлитературный этикет. В литературе были строгие правила, в каких выраженияхположено писать о врагах и о друзьях, о боевых подвигах и о церковнойжизни, где место бытовым подробностям, а где надо выражаться торжественнои величественно. В средние века разговорный и литературный языки далеко стояли друг отдруга. Живые обороты устной речи иногда можно было встретить в деловыхдокументах и в записях показаний на суде. Для литературы они считалисьпротивопоказанными. Иван Грозный, пожалуй, первый употребил в своихпосланиях разговорный язык и просторечия. Умение царя взорватьлитературный этикет средневековой письменности ярко проявилось в егопереписке с Курбским. Однако последний был очень талантлив, но оставалсяцеликом в рамках литературной традиции. По своей форме послания Грозноговесьма нетрадиционны, в нем можно заметить даже скоморошеские черты,контрастирующие с высокой патетикой в рамках одного и того же произведения. В творчестве Ивана Грозного отразилось и его положение безраздельноговладыки, наследственного и единовластного государя всея Руси, полноправногопреемника римских кесарей и помазанника Божьего. Грозный нарушает вселитературные жанры, все литературные традиции, как только они становятсяему помехой. Стиль письма Грозного – как бы часть поведения его в жизни. Онпостоянно переходит от одного чувства к другому: то до крайности резкий игневный, то лирически приподнятый, то мастер церковно-славянского стиля, тоопускающийся до грубой брани. На протяжении всего «Первого послания ИванаГрозному Курбскому» ощущается перемена тона письма, вызванная нарастающимгневом царя. Начало «Первого послания Ивана Грозного Курбскому» – пышное иторжественное, в котором он развернуто обвиняет Курбского в измене: «Ты же тела ради душу погутилъ еси, и славы ради мимотекущия нетленнуюславу презрелъ еси, и на человека возъярився, на бога возсталъ еси. Разумейже, бедник, от каковыя высоты и в какову пропасть душею и телом сшелъ еси!» Далее следует ответ на вступительную часть послания Курбского, которыйначинается обычной формулировкой: «Писание же твое приято бысть иуразумлено внятелно». Послание царя по композиционному построениюсоответствуют формам деловой переписки: Иван Грозный цитирует почти каждуюстрочку послания Курбского и дает ответ на все его обвинения. Но, повторяявслед за своим оппонентом его аргументы, он разбивает их, иронизирует,насмехается или отмечает, что аргументация противника и сам противникдостойны только смеха: «тем же убо смеху подлежит сие», «и аще убо, подобнотебе, хто смеху быти глаголет, еже попу повиноватися?» Иван Грозный гневно опровергает упреки в «гонениях» и «сопротивностиразуму». Утверждая о гибельности разделения власти («Нигде же бо обрящиши,ежи не разорится царству, еже оно от поповъ владому») и доказывая своиубеждения, царь совершенно свободно оперирует примерами не только изистории древней Иудеи, изложенной в Библии, но и из истории Византии: «Но единого Моисея, яко царя, постави владетеля над ними; священствовати же ему не повеленно, Аарону, брату его, повелелъ священноствовати, людскаго же строения ничего не творити; ега же Ааронъ сотвори людские строи, тогда от господа люди отведе». В свои послания Иван IV свободно включал не только сдобренные ссылкамина Библию и исторические примеры рассуждения, но и простые, написанныеживым языком зарисовки. (Например, описание одного из боярских мятежей:"...а митрополита затеснили и манатью на нем с источники изодрали, а бояр вхребет толкали"). Иван Грозный не просто опровергает обвинения, но и унижает и высмеиваетслова Курбского. В «Первом послании Грозному» Курбский торжественнообъявил, что монарх не увидит его лица до Страшного суда («уже не узреши,мню, лица моего до дни Страшного суда»), на который обвинитель собиралсяотправиться вместе со своим гонителем, имея при себе обличительный документ– «слезами измоченное» письмо. Пафос обвинительной речи Курбского разбилсяо язвительный ответ Грозного: «Лице же свое показуеши драго. Кто бо убо ижелает таковаго эфиопского лица видети? Где же убо кто обрящет мужаправдива и зыкры очи имущи? Понеже вид твой и злолукавый твой нрависповедует!» В посланиях Грозного часто встречаются иронические вопросы, с которымион обращается к Курбскому: «Ино, се ли храбрость, еже служба ставити в опалу?» «Се ли убо пресветлая победа и одоление преславно?». Высмеять означало для Ивана IV уничтожить противника духовно. На протяжении всего письма Грозный раз за разом возвращается кобвинению, которое задело его больше всего. Это был упрек в том, что царь,явившийся было «пресветлым в православии», ныне стал «сопротивным» и даже«прокаженным совестью». Смысл этих слов заключается в обвинении царя,прежде «от бога препрославленному», в измене своей первоначальной«пресветлости». В письме царь вновь и вновь доказывал свою верность«пресветлому православию», опровергал все обвинения и обличал главныхврагов государства. В тексте то и дело встречаются рефрены: « И се ли сопротивен разум, еже не хотети быти работными своими владенну?» «Се ли разумеваемая «супротив», яко вашему злобесному умышленнию … погубити себя не дал есми?» «И се ли супротивно явися, еже вам погубити себя не дал есми? А ты о чем сопротивно явися, еже вам погубити есми?» «Се ли убо сопротивно разуму, еже по настоящему времени жити?» «И сие ли супротивно разуму и совесть прокаженна, еже навету взустиси и злодейственных человек возразити…?» «Ино се ли сопротивно разуму, еже не восхотехал в совершенном возрасте младенцем быти?» «Тако же наш промысел и попечение о православии и тако сопротивен разу, по твоему злобесному умышлению!». Царь настойчиво возвращается к тема «сопротивности разуму», повторяетсодержание и склоняет на все лады одну и ту же мысль, и с каждымповторением раздражение Ивана IV усиливается. И уже длинное рассуждение соссылками на учение фарисеев, с цитатой из апостольских посланий внезапнозаканчивается грубой и разговорной фразой: "Что же, собака, и пишеши и болезнуешъ, совершивъ таковую злобу? Чемуубо советъ твой подобенъ, паче кала смердяй?" Тон письма становится все более запальчивым, Грозный с азартомиздевается и высмеивает Курбского, отпуская такие насмешки, которые ужелишены всякой официальности. Своей исключительной грубостью Иван IVнарушает эпистолярный и дипломатический этикет. Характеристика царскогостиля – «глаголы нечистые и кусательные». «Кусательный» стиль Грозногопеременчив как его характер. Усмешка переходит в язвительную иронию,которая сменяется злобно-насмешливвым раздражением. Стиль царя –сознательный полемический прием, основанный на игре слов и образов, ихнеожиданных сочетаний и переносных значений. Можно составить обширныйсписок ругательств Ивана Грозного, которые применяются в письме кКурбскому: «собака», «злобесное умышление», «злобесовкий», «пес смердящий»и т.п. Любимые эпитеты Грозного «пес», «бес», «зло», «злобесный»представлены в его произведениях разными сочетаниями. Наиболее выразительный момент в письме Грозного – воспоминания о своемдетстве. Резкие обвинения бояр в измене, в похищении ими у него в юностивласти («от юности моея благочествие бесподобно поколебасте, и еже от богадержаву, данную ми от прародителей наших под свою власть оттогосте»),подкрепляются яркими картинами сиротского детства царя: «Питати начаша яко иностранныхъ или яко убожйшую чадь. Мы же пострадали во одеянии и в алчбе. Во всеъ босемъ воли несть». Грозный использовал бытовые миниатюры, в которых он с помощьювыразительных деталей изобразил гордыню первенствующего боярина ИванаШуйского, в присутствии малолетнего государя осмелившегося опереться локтемо великокняжескую постель и положить ногу на стул, его казнокрадство ибедность: у Шуйского была только одна поношенная шуба – «телогрея». Вязыковой композиции произведения эти детали-подробности, детали-вещиперерастают в зловещий символ боярского произвола, ведущего к гибелицарства. «Едино воспомянути: намъ бо въ юности детская играюще, а князь Иванъ Васильевичъ Шуйский седя на лавке, лохтемъ опершися о отца нашего постелю, ногу положа на стулъ, к намъ же не прикланяяся не токмо яко родителски, но ниже властелски, рабское же ничто же обретеся. И такова гордения кто можетъ понести?» В.В. Калугин[4] называет «Первое послание Курбскому» «апофеозомнеограниченной монархии», который «имеет ярко выраженную эмоционально-риторическую форму». В своем торжественном сочинении царь соединил высокиецерковнославянизмы с народно-разговорными словесными рядами и контекстами.Это его живые и образные воспоминания о сиротстве в годы боярскогоправления, жизненные зарисовки, полемические выпады. Было бы ошибкой видетьглавную заслугу автора лишь в отборе ненормативных форм и конструкций,сниженной лексики и фразеологии. В его творчестве намечен переход отархаичной риторической композиции произведения к «устной» организацииязыковых единиц. Грозный часто вел себя как рассказчик. Он не писалчитателю, а разговаривал с собеседником, стараясь использовать ясную идоходчивую манеру изложения. Появление слов и оборотов, свойственных устнойречи, было вызвано демократизацией структуры текста – важным процессом,затронувшим все уровни языка древнерусской литературы. Литературную манеруГрозного, доминирование в творчестве царя индивидуальности личности надлитературными канонами точно охарактеризовал Д.С. Лихачев[5]: «Письма ИванаГрозного – неотъемлемая часть его поведения и деятельности в целом: каждоеиз них – его общественный поступок”. Иван IV – первый русский писатель, втворчестве которого ясно выражен образ автора. По своему свободномуотношению к литературному творчеству Грозный значительно опередил своюэпоху, но писательское дело не осталось Ивана IV без продолжателей. Вовторой половине XVIIв., через сто лет, его талантливым последователем вчисто литературном отношении явился протопоп Аввакум[6]. Литература: 1. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/ Текст подгот.:Я.С.Лурье,Ю.Д.Рыков. - Репринт.изд.1981г. - М.,1993. 2. Лихачев Д.С. На пути к новому литературному сознанию//Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века.-М., 1986.-С.5-14. 3. Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси.-Л., 1984. 4. Лурье Я.С. Был ли Иван IV писателем?// ТОДРЛ.-М.-Л., 1958.-Т.15.- С.505-508. 5. Калугин В.В. Андрей Курбский и Иван Грозный: Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя.-М., 1998. 6. Калугин В. Царь Иван Васильевич Грозный как писатель//Литературная учеба.-1993.-№3.-С.211-226.-----------------------[1] См.об этом: Лурье Я.С. Был ли Иван IV писателем?// ТОДРЛ.-М.-Л., 1958.-Т.15.-С.505-508.[2] Лихечев Д.С. На пути к новому литературному сознанию//Памятникилитературы Древней Руси: Вторая половина XVI века.-М., 1986.-С.7.[3] См. об этом: Калугин В.В. Особенности эпистолярного жанра// КалугинВ.В. Андрей Курбский и Иван Грозный: Теоретические взгляды и литературнаятехника древнерусских писателей.-М., 1998.-С. 135-145.[4] Калуги В. Царь Иван Васильевич Грозный как писатель// Литературнаяучеба.-1993.-№3.-С.219.[5] Лихачев Д.С. Стиль произведений Грозного и стиль произведенийКурбского (Царь и «государев изменник)//Переписка Ивана Грозного с АндреемКурбским.-М., 1993.-С.185.[6] Калуги В. Царь Иван Васильевич Грозный как писатель// Литературнаяучеба.-1993.-№3.-С.226.




Похожие:

Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа icon1. Какие военные реформы производились во время правления Ивана Грозного
Установить правильную хронологическую последовательность событий правления Ивана Грозного
Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа icon1. Какие военные реформы производились во время правления Ивана Грозного
Установить правильную хронологическую последовательность событий правления Ивана Грозного
Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа iconКонтрольная работа по дисциплине "Военная история" Тема : "Влияние военных реформ Петра I и Ивана Грозного на становление и укрепление Русской армии"
Правление Ивана-iv и Петра-i страной имели огромное значение в преобразовании и развитии экономики, политики государства, так и реформировании...
Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа iconПлан реферата по теме Иван Грозный: тиран или святой. I. Вступление к реферату II. Эпоха Ивана IV
А введение опричнины и становление Ивана Грозного самодержцем с неограниченной диктатурой
Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа iconУрок по теме «Русь в 9-14 века (от истоков до времен правления Ивана Грозного)» Цель : обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древняя Русь и Русь Московская»
Обобщающий урок по теме «Русь в 9-14 века (от истоков до времен правления Ивана Грозного)»
Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа iconРеформы Ивана IV грозного

Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа iconПравление Ивана IV грозного

Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа iconРеформы Ивана IV грозного

Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа iconВремя Ивана Грозного

Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа iconИвану Грозному Пересветов, ссылаясь на волошского воеводу, уже прямо говорит о засилье в Русском царстве бояр. В «Сказании о Магамет-салтане» в замаскированной форме представлена целая политическая программа
Публицистическая литература XVI в. (сочинения Ивана Пересветова, А. Курбского, Ивана Грозного)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы