Крещение Руси icon

Крещение Руси



НазваниеКрещение Руси
Дата конвертации23.08.2012
Размер108.85 Kb.
ТипРеферат
Крещение Руси


московский государственный университет геодезии и картографии КРЕЩЕНИЕ РУСИ ПЛАН1). Первые христиане2). Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел.3). Историческое значение крещения Руси.4). Библиография ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕОбразование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалосьсерьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизнидуховной. Значительным событием в ранней истории большинства европейскихнародов стало их приобщение к христианству. Состаящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов,древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. По Р.Х сталапревращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е.религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских иславянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принималинемногие воины, учавствовавщие в набегах на Византию, и в торговли схристианами-греками (профессии воина и купца в то время очень частосовпадали). Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они многовремени проволили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии,где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы схристианской верой. Племенные, языческие верования были, как правило, основаны нанепонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил.Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, сособенностями местности, со специфическими занятиями населения, Поэтомусерьезные изменения в быте ставили под сомнение различные элементыверования, порождали религиозный кризис(так, поклонявшиеся духам горплемена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись наравнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене рилигиипоказывала самая активная часть общества: воины и купцы. Некоторыеисторики, как О.М Соловьев и А.В Карташев, принимают факт крещения Аскольдаи Дира, ходивших на Константинополь в 860 году. Но это был негосударственный выбор веры, а личный. Тем не менее крещение отдельныхвлиятельных людей способствовало знакомству всего населения схристианством. Часто побуждением перехода в другую религию была победахристианского народа над язычниками: “Чужо Бог” сильнее. Известны также имиссионерские подвиги: Андрей Первозванный, св. Кирилл. Но настоящих фанатов язычества было немного, хотя хотя обряды любили исовершались. В городах на пути из варяг в греки было много купцов, срдикоторых было много христиан. Также много крещенных было среди дружинников.В то время, в середине X в., в Киеве стояла церковь Илии Пророка. Во 2-ойполовине X в. Существовали православные храмы в Новгороде. В других городахна пути из варяг в греки. Вдова Игоря Ольга, управлявшая государством по смерти мужа, принялакрещение. Некоторые ученые считают обращение Ольги политической игрой, ноэто не вполне верно. Конечно, расчет был наверняка, но главным факторомбыло личное побуждение Ольги.
Существует предание о крещении княжны: она, решив принять крещение,отправилась в Царьград, что бы принять крещение у патриарха. Но императорКонстантин не сразу ее принял, ее ладьям долго пришлось стоять в Суде.Послов из разных стран и князей допускали во дворец по очереди и Ольга небыла исключением.Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде онапроявила удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной,он был восхищен ее красотой, умом, и хотел взять ее в жены и зделатьимператрицей. Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла кхитрости: язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока онее не крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом.Когда опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взятьменя женою, когда сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивилсяуму Ольги и отпустил ее с большими дарами. Но всеже точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга.Легенда ирусская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955или 957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином. Однако,в его подробных записках о крещении Ольги не упоминается. “Скорее Ольга крестилась еще до посещения Константинополя (в столицуВизантии она прибыла со священником, скорее духовником княгини.)”(2).Такили иначе, Ольга стала православной, а ее народ, в целом, оставалсяязыческим. В X в. Происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесспочти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников.Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве,но не государственной. Распространение христианства в княжеской и дружиннойсреде (в то время они в известной степени совпадали) происходило, как я ужеотмечал, быстрее. Постепенно создавались предпосылки для официального признания новойрелигии и для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкамсуждено было сбыться во времена правления св. Князя Владимира-КрасноеСолнышко. КРЕЩЕНИЕ РУСИКнязь Святослав, заботившийся о своей военой славе больше, чем огосударственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколькопоходов на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, наЮг и Юго-Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на земляхпридунайских славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу-Переяславец. Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям,Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему досталсякиевский престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В дальний НовгородСвятослав отправил еще одного сына, Владимира, бывшего в глазахсовременников не совсем ровней Ярополку и Олегу (очевидно, что матьВладимира была не варяжского, а славянского рода, и занимала невысокоеположение ключницы и считалась не женой, а скорее наложницей князя, т.к.многоженство тогда имело место). Владимира, еще ребенка, сопровождал егодядя и наставник Добрыня. По смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула междоусодица.Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на древлян. Походзакончился победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе, образовавшейсяпосле отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами городаОвруга и многие из них попадали в ров; такая участь постигла и Олега). Прослышав о событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир отправилисьв Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главеэтоговойска,пополненного жителями северных городов и селений, Владимирдвинулся на Юг, к Киеву. Предлогом для похода стали действия Ярополка,приведшии к братоубийству. По дороге воины Владимира покорили Полоцкуюземлю, а в 978 или 979 г. Вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю-брату был убит. Усобица завершилась победой Владимира. Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки-христианки в детстве,отличался веротерпимостью и даже благоволил сторонникам “греческой веры”,то Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. Послеубийства брата новый князь приехал устроить на одном из городских холмовязыческое капище, где в 980 г. Были поставленны истуканы племенных богов:Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др. Так в конце X в. В Киеве была предпринята попытка оживить традиционноеязычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество,казалось переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князьи большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальныеубийства, которые в предшедствующие годы, десятилетия были почти что забыты(по крайней мере в Киеве). Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался отязычества и принял крещение, приступив затем к обращению своих подданых. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, былаподготовлена предшедствующим развитием русских земель и вызвана к жизниполитическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руковдсвовалсяисключительно пониманием государственной пользы христианства неверно.Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, безискреннего обращения в православие Владимир не смок бы действовать стольпоследовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителейогромной языческой державы. Но как ярый язычник вдруг уверовал во Христа? Возможно это былораскаянием в совершенных злодеяниях, усталость от разгульной жизни иощущение душевной пустоты. Но во всяком случае, став христианином, Владимир, как натура деятельная,обладающая, несомненно умом, пришел к мысли о распространении православия всвоих владениях. Он понял, что его держава все-таки состоит из отдельныхкняжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу. И что Русьможет объединить только какая-то сверхъидея, и что этой сверхъидеей должностать именно православие. В любых отношениях с христианскими государствами языческая странанеизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир небыл согласен (обращение в христианство усилило присущее ему чувствоответственности за государство, за его авторитет). Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеиприсылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры.Первыми послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когдакнязь узнал что по корану првоверным пологается обрезание и нельзя питьвино, он сказал:”Руси есть веселие пити”. Послы папы римского так жепотерпели неудачу. Выслушав иудеев Владимир спросил, где отечество их.Послы же ответили:”В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил наспо чужим землям”. На что Владимир ответил:”И вы, наказанные Богом,осмеливаетесь учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своегоотечества”. Наконец греческий философ, опровергнув своей речью другие веры,рассказал в кратце князю Ветхий и Новый Завет и слдержание Библии. В концеразговора он показал картину страшного суда с изображением участи праведныхи грешников. Князь, пораженный, промолвил:”Благо добродетельным и горезлым”.”Креститесь,-отвечал греческий мудрец,-и бубете в раю с первыми”. Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы теузнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрениемотозвались о всех религих, кроме греческой. Про католицизм они сказали, чторелигия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили:”Мы не помнили,где мы находились-на земле или на небе”. Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение,на что получил ответ:”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел наХерсонес. Осушив городские колодцы, он заставил здаться город. Заняв его,Владимир послал к послов к Василию и Константину с предложением отдать ихсестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить кКонстантинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за негоотдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послалиее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию,Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, товылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и далему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился отслепоты. Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорскимдомом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если быон рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бытакое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал. Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог ВасилиюII сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж засеверного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и,захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной,многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство. Повозвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затеми других своих подданых. Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение вхристианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианствокак государственную религию; отказ от крещения в таких условиях былравнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезныхоснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных изападных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие вмногоязычной, многоплеменной среде. Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси.Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991).Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян,возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в городсына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религиюпредков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской иРостовской земель. Причиной столь враждебного отношения являетсяприверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городахсложились элементы религиозной языческой организации (регулярные иустойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвы, кудесники). В южных,западных городах и сельской местности языческие верования существовали,скорее, как суеверия, чем какоформившаяся религия. Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженноеотношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религиярассматривалась как угроза политической автономии северных и восточныхземель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и былобезграничным. Владимир нарушивший эти традиции, хотя и выросший вНовгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазахнасильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником,поправшим исконные вольности. В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным.Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чащевсего совмещали веру в этих духов с элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и дажевеков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих многих поколенийсвященнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, чтоэлементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в видеразличных суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепитьновую веру, были проникнуты языческим духом. Одной из проблем после формального (насильственного) было просвещениеподданых в христианском духе. Эту задачу выполняли священники иностранцы, восновном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX в. Принялихристианство. Болгарская церковь обладала независимостью отконстантинопольского патриарха, в частности избирать главу церкви. Этообстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяявизантийскому импкратору, Владимир решил подчинить русскую Церковьболгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 годаи был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянскомязыке, близкому разговорному русскому. Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианскийидеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощаяразбойников; Раздача питания неимущим. Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества. Историческое значение этого времени заключалось в следующем: 1)Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. 2)Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. 3)Русь была признана как христианское государство, что опредилило болеевысокий уровень отношений с европейскими странами и народами. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, сталасилой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическуюобщность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придалосвоеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевскогогосударства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычнымии тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианскойцивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становлениямногонационального государства (это государство развивалось на основе ненациональной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколькоправославным. Когдаже народ потерял веру-государство развалилось). Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русскимобществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства ихрешения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации,развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).Заимствование становилось основой для сотруднечества, из осваиваемыхдостижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменноезодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание,школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременноедействие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизациивосточно=славянских и соседствовавших с ними племен-крещение Руси создалоновые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этническихгрупп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.Библиография:1) Головатенко “Истори России: спорны проблемы.”2) Костомаров Н.И “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”3) Соловьев С.М. “Сочинения. Книга I”4) Карташев А.В. “Очерки по истории русской церкви” т.IБутромеев “Русская история для всех”




Похожие:

Крещение Руси iconОбъективные причины принятия христианства на Руси
Крещение Руси и мнения некоторых отечественных историков на причины принятия христианства на Руси
Крещение Руси iconКрещение Руси

Крещение Руси iconКрещение на Руси

Крещение Руси iconКрещение Руси

Крещение Руси iconКрещение Руси

Крещение Руси iconКрещение Руси Владимиром Красное Солнышко Любечский съезд князей Правление Владимира Мономаха На Любечском съезде князей было принято решение
Муж Рогнеды Полоцкой, до крещения многоженец, отец Ярослава Мудрого, креститель Руси
Крещение Руси iconСергей Родин       химера
Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев это второй...
Крещение Руси iconЗарождение и развитие учётно-статистических работ до XVIII века
Учётно-статистические работы в России зародились прежде всего с фискальными целями. Принятие христианства крещение Руси в 988 г ускорило...
Крещение Руси iconКрещение Руси историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
Крещение Руси iconКрещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы