Доказательства по делу о нарушении таможенных правил icon

Доказательства по делу о нарушении таможенных правил



НазваниеДоказательства по делу о нарушении таможенных правил
Дата конвертации23.08.2012
Размер307.87 Kb.
ТипРеферат
Доказательства по делу о нарушении таможенных правил


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу: «Таможенное право» Доказательства по делу о нарушении таможенных правил. Выполнила: Студентка 5 курса Заочного отделения ИКиМ гр. ТД-252 Кравцова Виктория г. Ростов-на-Дону 1998г. СОДЕРЖАНИЕ:Предмет и пределы доказывания по делу о нарушении таможенных правил 3Понятие доказательств 6Оценка доказательств 8Классификация доказательств 9Виды доказательств 10Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за НТП 14Объяснения свидетеля 15Экспертиза, заключение эксперта 17Вещественные доказательства 20Письменные доказательства 23Литература 26 Предмет и пределы доказывания по делу о нарушении таможенных правил Успешное решение задач производства по делам о нарушении таможенныхправил, а именно: своевременное, полное и объективное выяснениеобстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии сзаконодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, атакже выявление причин и условий, способствующих свершению административныхправонарушений, предупреждение правонарушений, — во многом предопределяетсячетким представлением о предмете данной деятельности — предметедоказывания. Под предметом доказывания понимается совокупность обстоятельств,подлежащих доказыванию по делу о нарушении таможенных правил. Перечень этихобстоятельств дан в статье 320 ТК РФ. Конкретизацией его содержания вкаждом случае служат диспозиция статьи главы 39 ТК России ("Виды нарушенийтаможенных правил и ответственность за эти нарушения"), по которойквалифицируется совершенное правонарушение, а также соответствующиеположения главы 38 ТК России ("Общие положения"). В соответствии с законом доказыванию при производстве по делу онарушении таможенных правил подлежат следующие обстоятельства. 1. Событие правонарушения, то есть предусмотренное соответствующейстатьей главы 39 ТК общественно опасное деяние со всеми характеризующимиего обстоятельствами (время, место, способ и другие обстоятельствасовершения нарушения таможенных правил). Подлежат установлению обстоятельства, позволяющие квалифицироватьсовершенное правонарушение по соответствующей статье главы 39 ТК,отграничить его от смежных составов, когда такое разграничениеосуществляется по признакам объективной стороны состава правонарушения илипо его объекту. 2. Виновность физического лица или должностного лица в совершениинарушения таможенных правил. Следует установить, совершило ли лицо,привлекаемое к ответственности, вменяемое ему в вину деяние, фамилию этоголица, его имя, отчество, дату и место рождения, национальность, образованиеи другие данные о нем, которые позволяют с несомненностью удостоверить еголичность. Доказав факт совершения деяния определенным лицом, необходимовыяснить, действовало ли оно при этом умышленно или неосторожно, каковаформа умысла или неосторожности.
Важное значение имеют мотивы и цели правонарушения, поскольку онимогут быть признаны должностным лицом таможенного органа РФ,рассматривающим дело о нарушении таможенных правил, обстоятельством,смягчающим либо отягчающим ответственность. В случаях, когда по обстоятельствам дела возникают сомнения впсихической полноценности лица, привлекаемого к ответственности занарушение таможенных правил, в его способности осознавать значение своихдействий или руководить ими, подлежит доказыванию вменяемость этого лица(ст. 235 ТК России). 3. Факт совершения нарушения таможенных правил предприятием,учреждением или организацией, а также лицом, занимающимсяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица. При невыполнении должностными лицами и иными работниками предприятия,учреждения или организации действующих в таможенном деле требований, занарушение которых Таможенным кодексом установлена административнаяответственность, а равно при невыполнении таких требований инымифизическими лицами, выполняющими для предприятия, учреждения илиорганизации работы по договорам гражданско-правового характера, кответственности привлекаются указанные предприятия, учреждение илиорганизация, за исключением случаев, когда правонарушение произошловследствие действия непреодолимой силы (пункт 6 ст. 231 ТК России). Таким образом, следует установить, что противоправное действие либобездействие совершено работником юридического лица при исполнениивозложенных на него или принятых им на себя обязательств, касающихсятаможенного дела. 4. Обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственностилица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. Статьи 236 и 237 ТК РФ предусматривают ряд обстоятельств, смягчающихили отягчающих ответственность. Одни из них характеризуют особенностиправонарушения (его объект, объективную сторону, субъект или субъективнуюсторону), другие — последующие действия правонарушителя. Все они имеютсущественное значение для правильного разрешения дела, для определениястепени и характера ответственности. Поэтому они обязательно подлежатдоказыванию. 5. Причины и условия, способствовавшие совершению таможенныхправонарушений. Зачастую они могут влиять на характер и степеньответственности, имеют существенное значение для правильного разрешениядела и подлежат доказыванию в обычном порядке. Их выявление необходимотакже для проведения профилактических мероприятий и выработки мер борьбы стаможенными правонарушениями. Обстоятельства, подлежащие доказыванию, которые перечислены в статье320 ТК, конкретизируются с учетом особенностей каждого дела о нарушениитаможенных правил в зависимости от состава расследуемого правонарушения.Содержание предмета доказывания зависит также от особенностей отдельныхкатегорий дел. В процессе установления истины по делу о нарушении таможенных правилнередко определенную значимость для него приобретают различного рода фактыисторического, географического, экономического и социально-политическогохарактера касательно полномочий, компетенции и порядка деятельностиразличных органов, учреждений и должностных лиц; факты, касающиесяразнообразных явлений, а также законов природы в жизни людей и т.д.Подобного рода факты именуются "общеизвестными" и не нуждаются вдоказывании. Говоря общеупотребительными словами, предмет доказывания — этосердцевина, ядро или основа всех познаваемых по делу обстоятельств. Онвключает в себя такие обстоятельства, которые непременно должны бытьустановлены посредством специальной процедуры административногодоказывания. Необходимо отличать его от предмета исследования по делу о нарушениитаможенных правил. Предметом исследования является совокупность подлежащихисследованию по делу доказательств, которые необходимо собрать, проверить иоценить для обеспечения всестороннего, полного и объективного установленияимеющих значение для дела обстоятельств. Предмет исследования по каждомуделу имеет свой объем, свои границы, которыми очерчиваются пределыисследования, именуемые обычно пределами доказывания.Понятие пределов доказывания тесно связано с понятием предмета доказывания.Вместе с тем оно далеко не тождественно ему. Если предмет доказываниявключает в себя совокупность фактов и обстоятельств, подлежащихдостоверному установлению по каждому делу посредством доказательств, топределы доказывания представляют собой необходимую и достаточнуюсовокупность доказательств, с помощью которой обеспечивается успешноерешение задачи доказывания, достоверного установления всех обстоятельств,входящих в предмет доказывания. В то же время, поскольку необходимая идостаточная совокупность доказательств по делу добывается и исследуетсяпосредством производства соответствующих процессуальных и иных действий, тов понятие пределов исследования, видимо, правомерно включать и самусовокупность, весь комплекс процессуальных и иных действий, с помощьюкоторых обеспечивается успешное решение задачи получения и исследованиянеобходимых и достаточных доказательств по делу. Правильное определение границ исследования или пределов доказыванияимеет большое значение для обеспечения объективного, полного ивсестороннего исследования обстоятельств дела, для решения задачиустановления объективной истины по делу. Эти границы исследования зависятнепосредственно от предмета доказывания, а также от особенностей каждогодела. На практике неверное определение пределов доказывания приводит кнезакреплению или утрате данных, могущих являться доказательством по делу(например, об умышленном характере действий должностного лица илифизического лица), что в конечном итоге влияет на принятие решений опривлечении не только к административной, но и к уголовной ответственности. Понятие доказательств В статье 321 ТК РФ дано развернутое определение доказательств,которое почти полностью соответствует определениям доказательств как вуголовно-процессуальном, так и административном праве (ст. 69 УПК РСФСР,ст. 230 КоАП РСФСР). Доказательствами по делу о нарушении таможенных правил являютсялюбые фактические данные, на основе которых в определенном Кодексом идругим законодательством РФ порядке устанавливаются: а) наличие или отсутствие нарушения таможенных правил; б) виновность физического лица или должностного лица, привлекаемого кответственности за нарушение таможенных правил; в) факт совершения такого правонарушения предприятием, учреждениемили организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица; г) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешениядела. Эти данные устанавливаются протоколами и другими документами,составленными при проведении таможенного контроля, производстве таможенногооформления, ведении производства по делу о нарушении таможенных правил илипри его рассмотрении, объяснениями лица, привлекаемого к ответственности занарушение таможенных правил, объяснениями свидетелей, заключениямиэксперта, вещественными и письменными доказательствами. Под фактическими данными, о которых говорится в законе, следуетпонимать содержащиеся в доказательствах сведения, информацию о прошлыхсобытиях. Фактические данные, согласно ТК, должны быть выражены илипредставлены в соответствующих источниках или формах, которыми могут быть:протоколы и другие документы, составленные при проведении таможенногоконтроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делуо нарушении таможенных правил или при его рассмотрении, объяснения лица,привлекаемого к ответственности, объяснения свидетелей, заключенияэксперта, вещественные и письменные доказательства.В доказательстве, как в любом отражении, следует различать две главные егостороны — содержание и форму. Содержанием в доказательстве являютсязаключенные в нем сведения, то есть фактические данные, а формой, способомсуществования и выражения отображения — источник фактических данных. Так,например, содержанием показаний свидетеля будут сообщаемые на опросесвидетелем фактические данные, а формой — само сообщение, сделанноесвидетелем на опросе и записанное в протоколе. Доказательство представляет собой единство фактических данных (знанийо предмете доказывания или иных обстоятельствах, имеющих значение для дела)и законного источника фактических данных (устного, письменного иливещественного), полученного и процессуально оформленного в материалах делав установленном законом порядке. К доказательству предъявляются в соответствии с законом следующиеосновные требования: а) содержащиеся в нем данные должны быть не просто "данными", но"фактическими данными", то есть являться не абстрактными оценочнымисуждениями или мнениями, а достаточно конкретными данными о вполнеконкретных действиях людей, об определенных событиях и т.п., позволяяотвечать на вопросы, что, где, когда, каким образом случилось илипроизошло; б) фактические данные должны быть относимыми к данному конкретномуделу. Под относимостью доказательства понимается его способностьподтверждать или опровергать определенное обстоятельство, подлежащеедоказыванию по делу; в) способы получения и формы закрепления доказательства должнысоответствовать виду доказательства и источнику фактических данных.Соответствие доказательств требованиям закона к его процессуальной формепринято называть допустимостью доказательств. Суть всех указанных требований закона состоит в том, чтобыдоказательства по делу о нарушении таможенных правил были собраныуполномоченными на то должностными лицами, чтобы эти лица действовали впределах предоставленных им ТК полномочий, с соблюдением установленных имспособов, порядка и форм. Оценка доказательств Должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или нарассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил,оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному навсестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела вих совокупности, руководствуясь законодательством Российской Федерации.Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы (статья 322 ТК). Оценка доказательств в совокупности предваряет собой готовностьвынесения по делу постановления (решения). Однако оценке подлежит каждоеотдельно взятое доказательство, относящееся к факту совершения нарушениятаможенных правил. В оценке нуждаются все добытые фактические данные. В основу вынесенияпостановления без доказывания (анализа) могут быть положены такие факты,достоверность которых не вызывает сомнения (например, сведения осовершенных ранее правонарушениях, содержащихся в официальных справках, базах данных). Доказательства, положенные в основу постановления по делу о нарушениитаможенных правил, нельзя делить по принципу "ценные" и "менее ценные". Заключение эксперта, показания участников производства по делу онарушении таможенных правил не могут быть положены в основу принятиярешения, если они противоречат остальным доказательствам, материалам дела. Оценка доказательств по внутреннему убеждению исключает вмешательстводругих органов и должностных лиц, их давление на процесс формирования исостояние убеждения тех лиц, которые компетентны принимать решения посуществу по своему убеждению. Оценка доказательств является весьма важным и необходимым элементомподготовки к вынесению решения по каждому конкретному делу. Умениевсесторонне, полно и объективно оценивать доказательства оказывает влияниена законность принимаемых по делу решений. Классификация доказательств На основе присущих им свойств доказательства принято в теории делитьна обвинительные и оправдательные, первоначальные и производные, прямые икосвенные. Обвинительными являются доказательства, могущие служить дляизобличения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенныхправил, или установление обстоятельств, отягчающих его ответственность. Оправдательными являются доказательства, могущие служить дляустановления невиновности физического лица или должностного лица,привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, отсутствиянарушения таможенных правил со стороны юридического лица или обстоятельств,смягчающих их ответственность. Первоначальными (или первичными) называют доказательства, полученныеиз первоисточника. Например, объяснения свидетеля - очевидцаправонарушения, объяснения лица, привлекаемого к ответственности занарушение таможенных правил, о собственных неправомерных действиях. Производными (или вторичными) называют доказательства, полученные неиз первоисточника, а через посредствующее лицо, как бы из "вторых рук".Так, производными будут показания лиц в случаях, когда они сообщают не олично воспринятых фактах, а со слов других лиц, являющихся их очевидцами.Производными также будут копии документов, содержащих сведения относительнообстоятельств, подлежащих доказыванию по делу. Прямыми считают доказательства, которые своим содержанием однозначноподтверждают или опровергают существование любого из обстоятельств,подлежащих доказыванию по уголовному делу. Соответственно к косвенным относят доказательства, которые своимсодержанием неоднозначно подтверждают или опровергают существованиедоказываемого обстоятельства по делу. Прямое доказательство отражает доказываемое обстоятельство такимобразом, что значение его содержания по отношению к последнему допускаетединственное истолкование. Косвенное доказательство отражает существованиеподтверждаемого или опровергаемого им обстоятельства совершенно иначе.Значение его содержания по отношению к последнему допускает не одно, анесколько различных истолкований. Выбор единственного его истинногозначения осуществляется методом исключения всех остальных значенийобязательно путем опоры на совокупность других доказательств по делу. Виды доказательств Авторы "Теории доказательств в советском уголовном процессе",характеризуя деление доказательств по видам источников, отмечали, что в егооснову "положено различие процессуальных способов собирания и закреплениядоказательств, соответствующих специфике отдельных видов фактическихданных." Сказанное в полной мере относится и к доказательствам по делам онарушении таможенных правил. На практике видами доказательств именуются перечисленные в статье 321ТК РФ виды источников фактических данных: - протоколы и другие документы, составленные при проведениитаможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведениипроизводства по делу о нарушении таможенных правил или при егорассмотрении; - объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушениетаможенных правил; - объяснения свидетелей; - заключения эксперта; - вещественные доказательства; - письменные доказательства. Протоколы и другие документы, составленные при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делу о нарушении таможенных правил и при его рассмотрении Доказательствами по делу о нарушении таможенных правил являютсясоставленные в порядке, предусмотренном ТК, протоколы и другие документы,удостоверяющие обстоятельства и факты, имеющие отношение к правонарушению: - установленные при проведении таможенного контроля и производстветаможенного оформления; - установленные при ведении производства по делу о нарушениитаможенных правил и при его рассмотрении (ст. 323 ТК). Таким образом, предусмотренный в ст. 323 ТК самостоятельный виддоказательств законодатель подразделяет на две группы. Протоколы и другие документы, составленные должностными лицамитаможенных органов Российской Федерации при проведении таможенного контроляи производстве таможенного оформления, могут содержать фактические данныекак о действиях (бездействии) лица, привлекаемого к ответственности занарушение таможенных правил, так и о мерах, предпринимаемых сотрудникамитаможенных органов в отношении этих лиц, а также перемещаемых ими товаров итранспортных средств. При проведении таможенного контроля и производстве таможенногооформления могут составляться следующие документы: требование о присутствиипри таможенном оформлении лица, обладающего полномочиями в отношениитоваров и транспортных средств, о совершении им грузовых и иных операций;акт взятия проб и образцов товаров; акт досмотра товаров и транспортныхсредств, справки (рапорта, докладные записки и пр.) о проведении учетатоваров и транспортных средств, проверке системы учета и отчетности,проведении осмотра помещений и территорий и др.; акт проверки финансово -хозяйственной деятельности; документы, составленные при проведениитаможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; актыинвентаризации товаров и транспортных средств, находящихся под таможеннымконтролем, а также другие документы, определенные ТК и нормативными актамиГТК России. Все перечисленные документы составляются при проведении таможенногоконтроля и производстве таможенного оформления, то есть до заведения дела онарушении таможенных правил. На них не распространяются требованиязаконодательства, предъявляемые к процессуальным действиям должностных лицпри производстве по делам о нарушении таможенных правил, и многие из них неимеют строго установленной формы. Однако это не исключает предъявления кним определенных требований по способу фиксации, как на законодательномуровне, так и нормативно - технологическом. Указанные документы ценны,прежде всего, своим содержанием, поскольку отражают обстоятельства,возникающие непосредственно при отправлении таможенными органами своихфункций, и, следовательно, позволяют сделать вывод о наличии тех или иныхправоотношений между таможенными органами и лицом, привлекаемым кответственности за нарушение таможенных правил. Единство содержания и формы (процессуального способа собирания изакрепления доказательства) достигается при приобщении таких протоколов идругих документов к делу о нарушении таможенных правил, котороеосуществляется при составлении протокола о нарушении таможенных правил либопутем истребования документов после заведения дела в таможенном органе илитом его структурном подразделении, которое проводило таможенный контрольи/или производило таможенное оформление. Экземпляры таких документов могутнаходиться у правонарушителя и других лиц (например, при направлениитребования, вручении акта проверки). В этом случае они могут приобщаться кделу как путем истребования, так и при проведении изъятия или иныхпроцессуальных действий. Протоколы и другие документы, составленные при проведении таможенногоконтроля и производстве таможенного оформления, отличаются от письменныхдоказательств по делу о нарушении таможенных правил тем, что в нихфиксируются действия должностных лиц таможенных органов РоссийскойФедерации при осуществлении контрольных функций, возложенных на нихзаконом. Акты, справки, письменные сообщения и другие документысоставляются другими государственными органами либо предприятиями,учреждениями или организациями, а также лицами, занимающимисяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица,физическими лицами или должностными лицами, деятельность которыхконтролируется таможенными органами. Протоколы, составленные должностными лицами таможенных органов РФ приведении производства по делу о нарушении таможенных правил и при егорассмотрении, которыми удостоверяются обстоятельства и факты, установленныепри осмотре, изъятии товаров, таможенном обследовании, предъявлении дляопознания, взятия проб и образцов для сравнительного исследования,наложении ареста на имущество, составленные в порядке, предусмотренномзаконом, являются самостоятельной группой этого вида доказательств. Ее общей особенностью является то, что доказательство в этом случаесодержит фактические данные, непосредственно воспринятые должностным лицомтаможенного органа, обнаруженные и наблюдавшиеся им самим при проведенииконкретного процессуального действия. Если же в протоколе процессуальногодействия содержатся сведения, полученные от других лиц (протоколы опросовлица, привлекаемого к ответственности, свидетеля), то этот протоколотносится к иному виду доказательств (объяснения лица, привлекаемого кответственности, объяснения свидетеля). Для рассматриваемого вида доказательства существенны еще двапризнака, относящиеся к способу их получения: - они могут быть получены только в процессе производства по делу онарушении таможенных правил путем совершения процессуального действия; - фактические данные, содержащиеся в протоколе, должны бытьзакреплены в порядке, предусмотренном ТК России, должностным лицом,уполномоченным на совершение процессуального действия. Объективность протоколов таких процессуальных действий по законуподтверждают понятые. Проверка и оценка протоколов и других документов, несмотря на то, чтоони происходят от должностных лиц таможенных органов, осуществляются на техже основаниях, что и всех иных видов доказательств, так как они не имеютзаранее установленной силы и не исключено, что в них могут содержатьсяискажения, ошибки, неточности. К протоколам процессуальных действий предъявляются высокие требованияв части строгого соблюдения процессуальных норм, определяющих порядок ихпроизводства и фиксации. Протокол процессуального действия должен быть составлен толькоправомочным должностным лицом. В нем должны присутствовать все необходимыепо закону атрибуты, в том числе подписи участвовавших в процессуальномдействии лиц. При проверке и оценке этого вида доказательств учитывается, насколькоего документы корреспондируются с другими доказательствами, и правоваялогичность соответствующих протоколов, наличие в них данных о разъясненииучастникам процессуального действия права делать замечания по поводупроизведенных действий, а также содержание подобных замечаний. В отдельныхслучаях должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, проверяяправильность протокола процессуального действия, вправе вызвать и опроситьпонятых, присутствовавших при процессуальном действии и подписавшихпротокол. Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за НТП Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушениетаможенных правил, — это сообщение физическим лицом или должностным лицомфактических данных по поводу вменяемого ему в вину нарушения таможенныхправил, либо органов (представителей) юридического лица по поводу признанияего совершившим нарушение таможенных правил, иных известных имобстоятельств по делу и имеющихся в дел доказательств, сделанное во времяопроса в установленном законом порядке. Как и другие доказательства, объяснения лица, привлекаемого кответственности за нарушение таможенных правил, используются таможеннымиорганами для установления истины по делу о нарушении таможенных правил. Вто же время его права, предусмотренные статьей 324 ТК, давать объяснения поповоду его привлечения к ответственности, а равно относительно иных,известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств,являются одним из элементов права обвиняемого на защиту. Привлекаемое к ответственности лицо всегда, более чем какое-либодругое, заинтересовано в исходе дела о нарушении таможенных правил. Насодержание его объяснений влияют преследуемые им цели (избежать наказания,добиться смягчения ответственности и т.д.). Лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил,не несет административной ответственности за отказ или уклонение от дачиобъяснений. Он вправе как полностью отказаться от дачи объяснений, так и неответить на вопросы, ставящие его в затруднительное положение. Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушениетаможенных правил, подлежат проверке и оценке наряду с другими собраннымипо делу доказательствами. Заведомая заинтересованность привлекаемого к ответственности лица висходе дела обязывает должностное лицо таможенного органа к критическойпроверке и оценке этого вида доказательств. Вместе с тем объяснения такого лица обладают ценными свойствами и вомногих случаях служат эффективным средством установления истины. Ононаиболее полно и точно осведомлено об обстоятельствах совершенияправонарушения, его мотивах, знает о причастных к нему лицах и т.п.Правдивые показания лица, привлекаемого к ответственности за нарушениетаможенных правил, признавшего свою вину или факт совершения нарушениятаможенных правил, — одно из средств полного раскрытия правонарушения,собирания и проверки других доказательств по делу. Привлекаемое к ответственности лицо не только дает объяснения поинтересующим таможенные органы вопросам, но и подвергает критике, оцениваетсо своей стороны другие доказательства, собранные по делу, что должноспособствовать формированию у должностного лица таможенного органаобъективного представления о расследуемом правонарушении. На практике встречаются случаи, когда лицо, привлекаемое кответственности за нарушение таможенных правил, после заведения дела онарушении таможенных правил опрашивается в качестве свидетеля по поводу егособственных действий или действий других лиц, чьи интересы он представляет(защищает), с предупреждением об административной ответственности за отказили уклонение от дачи объяснений. Совершение таких действий при ведениипроизводства по делам о нарушении таможенных правил абсолютно недопустимо,поскольку опрос в качестве свидетеля привлекаемого к ответственности лица(его адвоката, представителя) лишает его возможности осуществить свое правона защиту и поэтому не может быть признано соответствующим процессуальнымтребованиям ТК. Объяснения свидетеля Объяснения свидетеля — это сообщение лицом известных ему фактическихданных об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, сделанное вовремя опроса в установленном законе порядке. Этот вид доказательства используется по всем делам о нарушениитаможенных правил и относится к числу наиболее распространенных. Круг свидетелей ТК определен широко. Он не содержит ограничений дляопроса в качестве свидетеля в зависимости от возраста, пола, служебногоположения свидетеля, гражданства, его специфических отношений с лицом,привлекаемым к ответственности за нарушение таможенных правил. Согласно статье 314 ТК, в качестве свидетеля для дачи объясненийможет быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либообстоятельства, подлежащие установлению по делу о нарушении таможенныхправил. Не могут опрашиваться в качестве свидетеля: - адвокат и оказывающий юридическую помощь представитель лица,привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, обобстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием таких услуги помощи; - лицо, которое в силу своих физических или психических недостатковне способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение длядела, и давать им правильные объяснения. Супруг и близкие родственники физического лица или должностного лица,привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил,освобождаются от обязанности давать объяснения. Не могут опрашиваться в качестве свидетелей участникиадминистративного процесса: лицо, привлекаемое к ответственности занарушение таможенных правил, эксперт. Интересующие должностное лицотаможенного органа сведения они сообщают в форме объяснения лица,привлекаемого к ответственности за нарушении таможенных правил, заключенияэксперта. Опрос в качестве свидетелей сотрудников таможенных органов,осуществлявших функции по таможенному контролю и таможенному оформлению, врезультате которых выявлено правонарушение, пресекавших противоправныедействия, принимавших участие в задержании, вполне допустим, а зачастую инеобходим. Свидетель может быть опрошен о любых обстоятельствах, подлежащихустановлению по делу о нарушении таможенных правил, в том числе о личностифизического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности занарушение таможенных правил, и о своих взаимоотношениях с ним. Не могутслужить доказательствами фактические данные, сообщаемые свидетелем, если онне может указать источник своей осведомленности (ст. 325 ТК). Предположения, догадки свидетеля по поводу тех или иных обстоятельствдела, возможного развития событий и т.п. доказательствами не являются, вотличие от конкретных фактических данных, на которых они основаны.Свидетель не обязан высказывать свое мнение по поводу обстоятельств,устанавливаемых по делу, и предусмотренной статьей 442 ТК ответственностиза отказ отвечать на соответствующие вопросы не несет. В тех случаях, когда обязанность свидетеля дать объяснения приходит впротиворечие с установленной для него законом обязанностью хранить в тайнете или иные сведения, опрос свидетеля по поводу этих сведений долженпроизводиться лишь после получения разрешения от соответствующего органаили должностного лица. Экспертиза, заключение эксперта Заключение эксперта — это представленные по поручению должностноголица таможенного органа Российской Федерации в установленном закономпорядке мотивированные выводы лица, обладающего специальными познаниями внауке, искусстве, технике или ремесле, об обстоятельствах, существенных длядела, полученные в результате их исследования с применением этих познаний. Заключение эксперта — весьма своеобразный и получающий все болееширокое применение в правоприменительной деятельности вид доказательств. Согласно статье 326 ТК экспертиза назначается в случае, если дляразъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке,искусстве, технике или ремесле. Необходимость привлечения специальных познаний для выясненияобстоятельств дел о нарушении таможенных правил обусловлена разнообразиемправонарушений, обстановкой их совершения, когда правильное установлениефактов невозможно без обращения к содействию лиц, владеющих необходимымиспецифическими знаниями и методами исследования. Даже в тех случаях, когда должностное лицо таможенное органа обладаеткакими-либо специальными познаниями, необходимыми для выяснения тех илииных обстоятельств дела, закон не позволяет ему принимать на себя функцииэксперта. Это обусловлено необходимостью квалифицированного, тщательного иобъективного производства экспертизы с созданием необходимых гарантий длявсесторонней критической проверки и оценки заключения эксперта какдоказательства, опирающегося на специальные познания постороннего поотношению к делу лица. Экспертиза назначается в случаях, когда необходимы специальныепознания в любой отрасли знаний, кроме права. Решение правовых вопросов,подлежащих разрешению при производстве по делу, образует исключительнуюкомпетенцию должностного лица таможенного органа, в производстве или нарассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. К ихчислу относятся вопросы о виновности или невиновности физических лиц илидолжностных лиц в совершении правонарушения, вопросы толкованиядействующего материального и процессуального права и т.д. Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий и другихсоответствующих учреждений либо иными специалистами, назначеннымидолжностным лицом таможенного органа, в производстве или на рассмотрениикоторого находится дело о нарушении таможенных правил. В качестве экспертаможет быть вызвано любое физическое лицо, обладающее необходимымипознаниями для дачи заключения. Решение о назначении экспертизы обязательнодля эксперта, которому этим решением поручена экспертиза, и для должностныхлиц предприятий, учреждений или организаций, где работает эксперт. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могутвыходить за пределы специальных познаний эксперта. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Взаключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные врезультате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Еслиэксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для делаобстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправевключить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Заключение эксперта опирается на имеющиеся в деле фактические данные,является результатом исследования материальных объектов или отраженных вделе сведений. Но во всех случаях оно имеет своим содержанием новыефактические данные, существенные для дела, полученные в результатеэкспертизы с применением специальных познаний сведущим лицом. Опираясь нарезультаты собственного исследования представленных ему объектов, экспертили обнаруживает новые факты, ранее по делу неизвестные, или точноустанавливает факты, лишь предполагавшиеся или выясненные приблизительно,или же дает оценку тех или иных фактов через специальные познания, которымион располагает. Другим важным моментом в характеристике заключения эксперта какдоказательства является то, что оно не только содержит фактические данные,но и сообщает те сведения из специальной отрасли знания, на основаниикоторых эксперт их выяснил, пришел к определенным выводам. Заключение эксперта, как и любое иное доказательство, можетпроверяться и оцениваться путем сопоставления его с другимидоказательствами, установленными по делу фактическими данными. Заключение эксперта не является обязательным для должностного лицатаможенного органа, однако несогласие с заключением эксперта должно бытьмотивировано и отражено в постановлении, вынесенном по рассмотрении дела. В случае недостаточной ясности или полноты заключения может бытьназначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другомуэксперту. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в егоправильности может быть назначена повторная экспертиза, поручаемая другомуэксперту или другим экспертам. Представленные в таможенные органы Российской Федерации заключения,акты, справки и иные документы, излагающие исследования и выводы, если этидокументы были подготовлены не по поручению должностных лиц таможенныхорганов, либо не по поручению должностных лиц других правоохранительныхорганов Российской Федерации, у которых находятся или находились материалы,имеющие отношение к делу о нарушении таможенных правил, заключениямиэксперта не являются. Такие документы признаются доказательствами только в случае, если ониобладают признаками вещественных или письменных доказательств (ст. 326 ТК). Вещественные доказательства Вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правилслужат: а) товары и транспортные средства, являвшиеся непосредственнымиобъектами такого правонарушения; б) товары и транспортные средства со специально изготовленнымитайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ ссокрытием предметов, являвшихся непосредственными объектами нарушениятаможенных правил; в) документы и средства идентификации, использованные для незаконногоперемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; г) иные предметы, сохранившие на себе следы правонарушения либомогущие служить средством к обнаружению нарушения таможенных правил ивыявлению лиц, совершивших правонарушение, а также к установлениюфактических обстоятельств дела. Это определение, сформулированное законодателем (ст. 327 ТК),содержит все существенные признаки вышеприведенного понятия и вряд линуждается в сокращении или расширении. Сущность вещественного доказательства, в отличие от всех иныхдоказательств, содержащих словесное описание тем или иным лицом какого-либофакта, состоит в непосредственном материальном отображении, запечатлениифактических данных, на основании которых устанавливаются имеющие значениедля дела доказательства. Не являются вещественными доказательствами образцы для сравнительногоисследования, получаемые при совершении процессуальных действий в порядкест. 347 ТК в связи с проведением экспертизы, а также товары, транспортныесредства, документы и иные предметы, аналогичные тем, которые имеютзначение для дела. Любое лицо, которое владеет предметом, обладающим признакамивещественного доказательства, обязано предъявить такой предметдолжностным лицам таможенных органов Российской Федерации. Вещественные доказательства приобщаются к делу о нарушении таможенныхправил. Они должны быть подробно описаны в протоколах о нарушениитаможенных правил, изъятия, производства таможенного обследования или виных протоколах. В случае необходимости вещественные доказательства могутбыть сфотографированы или зафиксированы с помощью других техническихсредств и по возможности должны быть опечатаны. В материалах дела о нарушении таможенных правил по поводу каждоговещественного доказательства должны быть зафиксированы: факт и всеобстоятельства их обнаружения, что отражается в протоколе о нарушениитаможенных правил либо протоколе соответствующего процессуального действия;индивидуальные признаки, специфические особенности, следы, имеющие значениедля дела, что отражается в протоколе процессуального действия, во времяпроизводства которого вещественное доказательство было найдено, или вотдельно составляемом протоколе осмотра вещественного доказательства. Должностное лицо таможенного органа, в производстве или нарассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, обязанопринять все меры к обеспечению сохранности вещественных доказательств доокончательного разрешения дела. Порядок и сроки хранения вещественных доказательств определяются ТКРоссии, а в части, не урегулированной им, — нормативными актами ГТК РФ. Если в силу их громоздкости или по другим причинам вещественныедоказательства не могут быть приобщены к делу, должностным лицомтаможенного органа составляется справка о месте их нахождения, котораяприлагается к делу. Вещественные доказательства хранятся до истечения сроков обжалованияпостановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил илидо принятия решения вышестоящим таможенным органом Российской Федерации,районным (городским) судом или Высшим Арбитражным Судом РоссийскойФедерации, рассматривавшими жалобу на постановление таможенного органа поделу о нарушении таможенных правил в порядке, предусмотренном статьями 370и 371 ТК России. Вещественные доказательства, которые в соответствии с постановлениемтаможенного органа по делу о нарушении таможенных правил подлежатконфискации, конфискуются в порядке, предусмотренном статьей 380 ТК России. Вещественные доказательства, в отношении которых не было вынесенопостановление об их конфискации, однако не могущие по закону находиться вовладении данного лица, подлежат отчуждению в трехдневный срок всоответствии с законодательством РФ. Вещественные доказательства, не представляющие никакой ценности и немогущие быть использованными, подлежат уничтожению. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в делео нарушении таможенных правил в течение всего срока хранения этого делалибо передаются заинтересованным государственным учреждениям. Остальные вещественные доказательства помещаются таможенным органомна склад временного хранения с уведомлением об этом лица, у которого онибыли изъяты. Срок временного хранения в этом случае не может превышатьшести месяцев со дня направления уведомления. В отдельных случаях, если вещественные доказательства не подлежатконфискации, они могут быть возвращены лицу, у которого они были изъяты,если это возможно без ущерба для разрешения дела. Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, послеосмотра возвращаются лицу или передаются соответствующим предприятиям,учреждениям и организациям для использования по назначению. Вопрос овозврате стоимости таких предметов, вырученной от их реализации, решаетсяв соответствии с принятым по делу о нарушении таможенных правил решением.Указанием ГТК России "О реализации скоропортящейся продукции" от 24.05.95N 01-12/443 начальникам таможен предписано "после задержания судов и другихтранспортных средств при незаконном перемещении на них скоропортящейсяпродукции (рыбы, морепродукты и др.) и заведения дел о нарушении таможенныхправил или возбуждения уголовных дел о контрабанде, если эта продукциябудет признана в качестве вещественных доказательств по этим делам, послеосмотра, а в случае необходимости — взятия проб и образцов, передавать ееторговым и перерабатывающим предприятиям и организациям для последующей еереализации и использования по назначению". На практике особую сложность у должностных лиц таможенных органоввызывает обращение с вещественными доказательствами при наличии уголовногодела или материалов о контрабанде или иных преступлениях. Согласно статье328 ТК по окончании дознания по уголовному делу о контрабанде или иныхпреступлениях, проведение дознания по которым отнесено к компетенциитаможенных органов Российской Федерации, вещественные доказательствапередаются вместе с делом в орган предварительного следствия, на которыйзаконодательством возложена обязанность производства предварительногоследствия по делам об этих преступлениях. Если в силу их громоздкости или по другим причинам вещественныедоказательства не могут быть переданы в орган предварительного следствиявместе с уголовным делом, таможенные органы должны в момент передачи деласообщить органу предварительного следствия о месте нахождения вещественныхдоказательств. С момента передачи органу предварительного следствия уголовного делаответственность за обеспечение сохранности вещественных доказательстввозлагается на органы предварительного следствия, все расходы, связанные сих хранением и транспортировкой, не относятся на счет таможенных органовРоссийской Федерации. Порядок возмещения таких расходов определяетсязаконодательством. По результатам анализа возникающих в правоприменительной деятельностиспорных ситуаций ГТК России дополнительно было подготовлено письмо "Особлюдении таможенного и уголовно - процессуального законодательства приобращении с вещественными доказательствами" от 05.05.94 N 01-13/4914, вкотором дается анализ положений законодательства о вещественныхдоказательствах и их практического применения, а также рекомендации поупорядочению обращения с вещественными доказательствами. При проверке и оценке вещественного доказательства учитываютсяобстоятельства, при которых оно было обнаружено, время, место и условия егообнаружения. Если в материалах дела нет данных о том, когда и при какихобстоятельствах обнаружен предмет, хотя бы и хранящийся при деле, то онлишается доказательственного значения. Подлежит учету время с момента приобретения вещественнымдоказательством своих особых свойств, а также наличие и характер изменений,происшедших "с вещдоком", со следами на нем. Должна учитываться ивозможность подделки вещественных доказательств, умышленное их создание илиискажение свойств и признаков и, конечно, уничтожение. Письменные доказательства Письменными доказательствами по делу о нарушении таможенных правилявляются акты, справки, письменные сообщения и другие документы, в которыхпредприятиями, учреждениями или организациями, а также лицами,занимающимися предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица, физическими лицами или должностными лицами изложены илиудостоверены факты и обстоятельства, имеющие значения для дела. Письменные доказательства должны храниться в деле. В случае, если документы обладают признаками, указанными в статье 327ТК России, они являются вещественными доказательствами (ст. 329 ТК России).Акты, справки, письменные сообщения и другие документы являютсядоказательствами, если обстоятельства и факты, удостоверенные илиизложенные в них указанными в статье 329 ТК лицами, имеют значение для делао нарушении таможенных правил. Закон различает документы, в которых удостоверяются имеющие значениедля дела обстоятельства и факты, и документы, в которых они излагаются.Поэтому есть основания различать документы, о которых говорится в статье329 ТК России, как удостоверяющие и излагающие (фиксирующие). К числу удостоверяющих документов относятся такие, которые официальноподтверждают те или иные обстоятельства, имеющие значение для дела(нотариально удостоверенные документы, справки о совершении правонарушенийранее, копии постановлений по делам о нарушении таможенных правил,документы, по которым устанавливается личность, подтверждающие наличие улица каких-либо специфических прав или заслуг и т.п.). При исследовании и оценке удостоверяющих документов обращаетсявнимание на их происхождение, наличие у должностных лиц или государственныхорганов, организаций права на выдачу соответствующих документов,соответствие формы и содержания документа установленным правилам. Принеобходимости могут быть запрошены по поводу содержания документа выдавшиеего органы, допрошены лица, имеющие отношение к составлению документа.Проверяется подлинность документа и отсутствие в нем подделок и искажений. Удостоверяющие документы могут исходить и от граждан, если ониотвечают определенным условиям составления и подтверждения правильности ихсодержания (расписки, договоры с другими гражданами и т.п.). Излагающие (фиксирующие) документы могут выдаваться государственнымиорганами, предприятиями, учреждениями или организациями, а также лицами,занимающимися предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица, физическими лицами или должностными лицами (служебныедокументы, характеристики, протоколы собраний, письма, заявления, в которыхсообщаются сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела).Документы этой группы возникают вне процессуальных правил, создающихдолжные гарантии получения достоверных сведений, и требуют подтвержденияпутем проведения опросов. Документы - доказательства хранятся в материалах дела. В ряде случаев документы могут стать вещественными доказательствами.В этом случае они подвергаются осмотру и приобщаются к делу. Литература : 1. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. Под ред. А.Н. Козырина. – М: МГИМО, 1996г. 2. Основы таможенного дела. Учебное пособие. Выпуск V: Правоохранительная деятельность таможенных органов. – М: РИО РТА, 1995г. 3. Таможенное право. Под ред. Б.Н. Габричидзе. – М: БЕК, 1995г. 4. Уголовный процесс. Под ред. К.Ф Гуценко. – М.: Зерцало, 1998 г.




Похожие:

Доказательства по делу о нарушении таможенных правил iconДоказательства по делу о нарушении таможенных правил
Тк РФ. Конкретизацией его содержания в каждом случае служат диспозиция статьи главы 39 тк россии ("Виды нарушений таможенных правил...
Доказательства по делу о нарушении таможенных правил icon«производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение»
Введение. Основные цели и задачи производства по делам о нарушении таможенных правил
Доказательства по делу о нарушении таможенных правил iconДознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3
Требования предъявляемые к таможенным органам для обеспечения порядка проверки сведений о нарушении таможенных правил. 11
Доказательства по делу о нарушении таможенных правил iconОбщие условия производства по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрения

Доказательства по делу о нарушении таможенных правил iconРешение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «энергэс» Решение по делу можно скачать по ссылке ниже
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «энергэс»
Доказательства по делу о нарушении таможенных правил iconРешение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ПетербургГаз» Решение по делу можно скачать по ссылке ниже
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ПетербургГаз»
Доказательства по делу о нарушении таможенных правил iconРешение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "энергэс" Решение по делу можно скачать по ссылке ниже
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "энергэс"
Доказательства по делу о нарушении таможенных правил iconРешение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении гуз «Городская поликлиника №54» Решение по делу можно скачать по ссылк ниже
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении гуз «Городская поликлиника №54»
Доказательства по делу о нарушении таможенных правил iconРешение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Гофра-2001» Решение по делу можно скачать по ссылке ниже
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Гофра-2001»
Доказательства по делу о нарушении таможенных правил iconРешение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Ростелеком» Решение и предписание по делу в прикрепленном файле
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Ростелеком»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы