Алкины icon

Алкины



НазваниеАлкины
Дата конвертации23.08.2012
Размер62.81 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Тема


Алкины.


Цель урока


Продолжить изучение особенностей основных классов непредельных углеводородов.


Задачи урока


Методы и методические приёмы

1. Изучить строение, гомологию, получение, свойства и применение алкинов, углубить знания об углеводородах.

2. Развивать навыки по составлению формул органических соединений, изомеров, правила составления и записи реакций с участием углеводородов.

З. Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Проблемный, частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный.


Тип урока

Вид урока


Изучение нового, первичного закрепления и совершенствования знаний

Урок-диспут

Структура урока


1 Организационный момент

2. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового

материала

З. Изучение нового материала (после каждого блока репродукция и закрепление)

4. Домашнее задание

5. Этап обобщения знаний

6. Рефлексивный этап


1.

Доброе утро, а оно действительно доброе, так как его мы начинаем с вами с урока химии- науке о веществах и их превращениях. Сегодня нам предстоит расширить наши знания об органических веществах- тех, которые мы «носим, которые входят в состав вполне привычных для нас веществ (авторучка, все изделия из пластмасс...). Но мы с вами уже знакомы с рядом классов органических соединений, - какие уже изучили?


2.

ответы учащихся сопровождаются дополнительными вопросами учителя:

НАПРИМЕР: Назовите три гомолога для пропена (для вопроса «е»); какова общая формула алканов (для вопроса «а») и т.п.


1. Что вы можете сказать об алканах, алкенах?- высказывания учащихся.

2. Ну а сейчас, чтобы мы настроились на рабочее состояние, попробуем почувствовать себя на месте вещества или процесса. Для этого я раздам вам «роли», которые вы должны будете отгадать (при этом встать), исходя из того, что я буду произносить об этом (роли: бутан, алкен, метан, изомеры, углерод, бутен, гомологи, алкины, алканы):

а) Углеводороды, в молекуле которых все связи одинарные (алканы)

б) Вещества, которые имеют одинаковый качественный и количественный состав, но отличающиеся по строению (изомеры)

в) Вещество, в молекуле которого 4 атома углерода и 10 атомов водорода (бутан)

г) Газ, основной компонент того, который мы используем для обогрева жилища (метан)

д) Углеводороды, в молекуле которых имеется одна двойная связь (алкены)

е) Вещества одного ряда, где каждый последующий отличается от предыдущего на гомологическую разницу –СН2 (гомологи)

ж) Вещество, в молекуле которого 4 атома углерода и 8 атомов водорода (бутен)

з) Атом, обязательный компонент органического вещества (углерод)

и) Углеводороды, в молекуле которых имеется одна тройная связь (алкины)


3.

А вот с последним классом соединений мы хорошо знакомы? Что мы можем о них сказать, исходя из названия? Значит, что нам предстоит сегодня о них узнать?- выслушиваются мнения учащихся и совместно формулируются задачи и цель урока. А чтобы нам было легче это делать, мы разделим урок на шаги (блоки), в конце каждого шага будем подводить итоги, поэтому будьте внимательны и сосредоточены. Итак, начнём наше «восхождение» по лестнице под названием АКИНЫ:


Шаг 1

Номенклатура и изомерия


Где встречались на практике с веществом под названием ацетилен?


Здесь отрабатываются навыки по составлению формул веществ, номенклатуре, составлении формул изомеров.

1. Формулировка учителем определения алкинов и его запись учащимися: «Углеводороды с общей формулой CnH2n-2 , в молекуле которых имеется одна тройная связь».


2. Вывод совместно с учащимися гомологического ряда по общей формуле:

n?1

n=2 C2H2 /этин, ацетилен/

n=3 C3H4 /пропин/

n=4 C4H6 /бутин/

n=5 C5H8 /пентин/

n=6 C6H10 /гексин/


3. Как вы думаете, какие виды изомерии могут быть характерны для алканов – учащиеся высказывают своё мнение.

Тогда попробуем составить все возможные изомеры для вещества следующего состава (атомы водорода расставить самостоятельно):


С-С-С-С-С?С (?) -пентин-1


  • Изомерия углеродного скелета:

С-С-С?С (?) -3-метилбутин-1

???? ?׀

С

  • Изомерия положения кратных связей:

С-С?С-С-С (?) -пентин-2

  • Межклассовая изомерия (таутомерия):

С═С═С-С-С (?) -пентадиен-1,2 (алкадиены)


С

∕ \

С С (?) -циклопентен (циклоалкены)

׀ ׀

С ═ С

Шаг 2

Получение

- Мы рассмотрим методы, имеющие практическое значение:

I. Для ацетилена:

  • Из метана, то есть основного компонента природного газа:

2СН4t? C2Н2 + 3Н2?


  • Карбидный способ (Вопрос классу: вам знакомо вещество карбид кальция, где вы встречались с ним, как из него можно получить этин?):

СаС2 + 2Н2О ? Са(ОН)2 + C2Н2?


II. Остальные алкины получают (в основном) из дигалогеноалканов, при этом главным условием является то, чтобы атомы галогенов находились при соседних атомах углерода:

НАПРИМЕР:

С-С-С-С + 2КОН –спирт? С-С?С-С + 2КBr + 2Н2О

׀ ׀

Вr Br

То есть, образуется бутин-2.

А какое вещество будет образовываться, если реагенты следующие (самостоятельная работа):

С-С-С-С-С + NaOH –спирт? ???

׀ ׀

Сl Cl



Шаг 3

Свойства

Учитель рассматривает свойства на примере пропина, а учащиеся должны записать реакции по аналогии для этина (если класс достаточно сильный, то возможен и обратный вариант)-кроме специфичных свойств.

Если алкины являются непредельными (ненасыщенными), то какие реакции могут быть для них характерны?- учащиеся высказывают предположения.

I. Реакции присоединения (учащиеся должны назвать продукты реакции):

Для этина:

1. гидрирование:

С?С + Н2 ? С═С


2. галогенирование:

С?С + Cl2 ? С═С

׀ ׀

Cl Cl


3. гидрогалогенирование (по правилу Морковникова):

С?С + НCl ? С═С

׀

Cl


4. гидратация (реакция Кучерова):

С?С + Н2О –HgSO4? Н3С-СОН (этаналь или уксусный альдегид- альдегиды)


5. изомеризация:

  • Тримеризация:

3 C2Н2С(активир.)? С6Н6 (бензол)


  • Димеризация:

2C2Н2СuCl? Н2С═СН-С?СН (винилацетилен- сырьё для получения хлоропренового каучука)


Другие представители алкинов:

1. гидрирование:

С-С?С + Н2 ? С-С═С


2. галогенирование:

С-С?С + Cl2 ? C-С═С

׀ ׀

Cl Cl


3. гидрогалогенирование (по правилу Морковникова):

С-С?С + НCl ? C-С═С

׀

Cl


4. гидратация (по правилу Морковникова):

С-С?С + Н2О ?Н3С-С-СН3

׀ ׀

О (пропанон, или ацетон - кетоны)

II. Реакции горения - а до чего сгорает большинство органических веществ?:

2C2Н2 + 5О2 ? 4СО2? + 2Н2О

Самостоятельно записать реакции горения пропина и бутина!


4.

Это основные свойства, которые вам необходимо знать, поэтому вашим домашним заданием является:

§ 13, страница 108 № 4 (а).

Знать: строение и свойства алкинов как класса ацикличеких непредельных углеводородов.

Уметь: записывать химические реакции, изомеры, называть вещества.


6. Рефлексия:

заслушивание мнений и высказываний учащихся, коллективное обсуждение результатов урока.

Вопросы этапа:

  1. Сегодня на уроке Я узнал(а)…

  2. Для меня самым сложным на уроке было…

  3. Я сам(сама) могу сделать….

  4. Урок мне понравился/нет, так как…

  5. Кто может утвердительно ответить на вопрос: «Я могу самостоятельно изучать химию без помощи учителя!»




5. Резервное закрепление- выполнение работы у доски.

С2Н4 -4? С2Н5ОН

?3

СаС2 -1? С2Н2 -2? С6Н6

?5

СН3СОН



Список литературы:

  1. О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И. Теренин; Под ред. В.И. Теренина. – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002.

  2. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008.

  3. Сайкс П. Механизмы реакций в органической химии. Пер. с англ. под ред. проф. Варшавского Я.М. Изд. 3-е, М., «Химия», 1977.




Похожие:

Алкины iconАлкины. Цели: изучив тему «Алкины», вы: ▪ расширите свои знания об углеводородах; ▪ закрепите понятие о кратных связях между атомами углерода;
Тип гибридизации электронных орбиталей атомов углерода в молекулах: этана …, этилена …, циклопропана …, бутадиена 1,3 …
Алкины icon886 Алкины

Алкины iconГомологический ряд, получение, свойства и применение Алкины Разработала учитель химии высшей категории моу лицей №21
Аналогичные закономерности изменения физических свойств алканов, алкенов и алкинов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы