Использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна учитель биологии моу сош №8 с уиоп г. Егорьевска icon

Использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна учитель биологии моу сош №8 с уиоп г. Егорьевска



НазваниеИспользование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна учитель биологии моу сош №8 с уиоп г. Егорьевска
Семенова Лариса Юрьевна
Дата конвертации22.08.2012
Размер333.87 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>






ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна

учитель биологии

МОУ СОШ № 8 с УИОП г. Егорьевска


Содержание.



  1. Информатизация современного общества – информатизация образования.

  2. Преимущества использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности.

  3. Использование информационных технологий на уроках биологии.

- интегрированные уроки;

- применение учебных электронных пособий;

- интернет – ресурсы в помощь учителю биологии;

- проектная деятельность учащихся;

- мультимедийные презентации;

- тестирование;

- интерактивная доска. Преимущества работы с ней.

4. Использование интерактивной доски в процессе обучения школьников в курсе биологии (из опыта работы).

5. Заключение.

6. Список литературы.


Актуальность. В программе модернизации современного школьного образования содержатся требования использовать учителями различных педагогических технологий, способствующих прочному усвоению знаний учащимися, развитию их творческих способностей, применению знаний, умений и навыков в практической деятельности. В целях повышения творческого потенциала учителей и учащихся актуальное значение имеет применение в практике работы информационно-коммуникативных технологий, умение работать с различными компьютерными программами, учебно-методическими дисками, Интернет-ресурсами и т. п.

Цель работы – показать возможности использования интерактивного комплекса на уроках биологии.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Не секрет, что низкая мотивация учения – одна из главных проблем современной школы. Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе. Однако необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели.


Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика в таких условиях себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих. Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания различных предметов, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При работе на компьютере каждый ученик может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо. Снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий. При этом происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), анализ причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю построить собственную деятельность по управлению учебным процессом и постепенно работать над развитием творческого отношения учащихся к учению. Однако, эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д. Таким образом, компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения при изучении различных учебных дисциплин. Именно в этом случае компьютерные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности обучения по всем учебным дисциплинам. Использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач. Применять компьютерные технологии может только учитель, обладающий достаточным уровнем методических знаний и умений. Практическое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношения педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера. В противном случае никакие призывы и демонстрация работы вычислительной техники в учебном процессе не смогут привести к желанию ее использовать. Поэтому немаловажным является создание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у школьников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в познавательной деятельности. Применяемые на занятиях компьютерные программы должны быть технологически доступны для школьников и более эффективны в данный момент, чем другие учебные средства. Следует отметить положительные стороны в использовании ПК в образовательном процессе:

  • новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения;

  • цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;

  • компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления;

  • с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения;

  • компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением;

  • намного расширяются наборы применяемых учебных задач;

  • благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации.

Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Компьютерное обучение не должно занимать центральное место. Оно призвано содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь учителю. Компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между учителем и учеником, в противном случае образование утратит гуманитарный аспект.

По данным исследований, в памяти человека остаётся 1\4 часть услышанного материала, 1\3 увиденного, 1\2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3\4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения.

Биология как учебная дисциплина представляет собой идеальный резервуар всевозможных идей, связанных с использованием в учебном процессе компьютера. Нужно тщательно взвешивать, как, где и когда использовать ПК при обучении (например, использовать программы для демонстрации лекционных занятий, выполнения лабораторных работ; как тренажёры, источник новой информации в самостоятельной работе учащихся и т.д.).

Применение ИТ в преподавании биологии успешно реализуется в следующих направлениях:

  1. Внеклассная деятельность. Очень широкие возможности открываются перед учителем при использовании ИКТ технологий во внеклассной деятельности. Они помогают сделать мероприятия зрелищными, интересными и познавательными не только для учащихся, но и для родителей.

  2. Подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии и эффективна для самостоятельной работы дома. При этом тесты могут быть представлены как в электронном виде, так и в интерактивном режиме.

  3. Учебная деятельность. Каждый урок или этап обучения требует своего подхода в использовании компьютерных технологий.

Модель использования информационных технологий

на уроках биологии.


Интегрированные уроки

Электронные уроки



Иллюстративность



МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ информационных технологий

Тестирование



Презентации

Интернет ресурсы



Урок-демонстрация

В практику преподавания вошли интегрированные уроки. Они помогают учащимся осознать тесную взаимосвязь наук, а преподаваемый материал становится более наглядным и понятным.

К примеру, теме «Коммуникация» в школьной программе по биологии отводится незначительное место: сведения о способах общения животных и растений разбросаны по всему курсу, и у ребят нет целостного представления о способах передачи и получения информации в живой природе.

В курсе же информатики на первых уроках рассматривается тема «Способы передачи информации». На таких занятиях учащиеся знакомятся со способами передачи информации между людьми, между человеком и машиной и в природе. Целесообразно проводить такой урок совместно.

В рамках этого урока можно рассмотреть следующие вопросы:

1. Передача информации в растительном мире.

2. Коммуникация у животных (чем она отличается от таковой у человека и птиц; коммуникация у насекомых, птиц, млекопитающих).

Занятие получится более интересным, если с планом урока ознакомить учащихся заранее, чтобы они приготовили свои примеры организации общения, сделали рисунки или написали мини-сочинения, рассказ, а сам урок построить как проблемный: «Чей язык общения лучше?», «Умеют ли насекомые разговаривать?» и т.п.

На более глубоком уровне строится интегрированный урок «Нервная система как «живая ЭВМ»». На нём можно затронуть вопрос о создании «искусственного интеллекта». Можно провести урок-семинар, где ставятся, к примеру, следующие вопросы: «Возможно ли создание «искусственного интеллекта» в ближайшем будущем? От чего это зависит?» и т.п.

В своей практике на различных этапах урока я применяю учебные электронные пособия: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации. В настоящее время уже существует достаточно большое количество электронных учебников, которые помимо полного охвата тем школьного курса, предусмотренных обязательным минимумом школьного образования, содержат большое количество дополнительной информации, зачастую выходящей за рамки изучения школьной программы. Как правило, весь учебный материал пособий представлен в наглядной форме и снабжен комплексом мультимедийных возможностей. Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения.

Перечислю некоторые из таких пособий:

  • «Биология. 6–11 классы» (энциклопедия «Кирилл и Мефодий»; все этапы урока, индивидуальная творческая работа);

  • «Биология. Репетитор» (подготовка к урокам, олимпиадам, сдаче экзаменов; проектная работа, подготовка к поступлению в вузы);

  • «Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Организация жизни» (подготовка рефератов, иллюстративность, использование материалов для проведения занимательных уроков в 6–11 классах; фрагменты использования ИКТ на уроках биологии)

Но, наряду с укомплектованием образовательных учреждений электронно-вычислительной техникой, стала проблема информационной поддержки. И очень кстати пришлась программа «интернетизации» образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Согласно данной программе образовательные учреждения по всей стране были обеспечены широкополосным доступом к глобальной сети Интернет.

В связи с всеобщей «интернетизацией» российских школ актуализировалась проблема доступа к электронным образовательным ресурсам. Участникам образовательного процесса стали доступны практически все цифровые услуги глобальной сети Интернет, которые включают в себя:

  • информационные сервисы (электронные каталоги, газеты, журналы, библиотеки, информационные коллекции);

  • интерактивные сервисы (электронная почта, конференции, «живой журнал» или блог, «Вики», и др.);

  • поисковые системы (каталоги, поисковые службы, и др.).

Остановимся более подробно на каждом из них.

Информационные сервисы предоставляют широкий материал не только на этапе подготовки к конкретному занятию, но и во время занятий. Электронные версии некоторых статей, методические разработки учителей, новости науки, и многое другое из газеты «Биология» доступны на сайте http://bio.1september.ru/. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов, размещённая на сайте http://school-collection.edu.ru/, http://www.uic.ssu.samara.ru/ – «В мире науки», сайт для школьников по естествознанию, http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии, http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии, http://prcnit.ssu.runnet.ru/abiturient/win/liceum/bio_cap.htm - Анатомия, http://mega.km.ru/animals/ - Все о домашних животных,

http://numedsun.ncl.ac.uk/%7Ends4/tutorials/van/anatomy.html - Анатомия, http://www.insect%2Dworld.com/main/six.html - Птицы,

http://www.earthlife.net/insects/ - Насекомые.

Содержание ресурсов разнообразно: научные статьи, методические материалы, фото и видеозаписи различных природных объектов и явлений, анимированные модели различных процессов и др. Благодаря рубрикатору по классам, предметам и учебным материалам, пользователи коллекции получают не только удобный инструмент, но и имеют возможность самим определять степень и глубину проработки выбранной темы. В тоже время лицензионная чистота даёт право на некоммерческое использование ресурсов коллекции в собственных разработках участников образовательного процесса.

Возможность живого общения через коммуникационные услуги сети Интернет дает неоспоримые преимущества. Поэтому интерактивные (от англ. «interactive», диалоговые) сервисы в последнее время обоснованно завоевали большую популярность. Электронная почта – система обмена сообщениями, позволяющая пересылать их через компьютеры, подключенные к специальной сети (через почтовые серверы). Наибольшую популярность в России завоевали такие почтовые серверы как http://mail.ru/ и http://yandex.ru/. Электронные конференции представленные как в текстовой форме (форумы, чаты), так и в форме видеоконференции позволяют не только обмениваться информацией, но и проводить открытые и дистанционные уроки, семинары, олимпиады. Наиболее популярными являются форумы на портале «Вся биология» http://www.sbio.info/forums.php, «Портале Естественных Наук» http://e-science.ru/forum/index.php? showforum=10, а также на портале «Сеть творческих учителей» http://it-n.ru/, созданном в рамках проекта «Партнерство в образовании» совместно с компанией Microsoft. Одним из самых популярных и наиболее полных ресурсов является «Свободная энциклопедия – Википедия», на котором размещен портал Биология http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Портал :Биология.

Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:

во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Селекция» в 11 классе мною было дано задание найти сведения о современных методах селекции и успехах ученых по выведению новых пород животных и сортов растений. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной очень интересной информации по данным вопросам.

во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение. При изучении в 11 классе темы

« Генетическая и клеточная инженерия» мною было дано задание найти сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных ученых. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что вопрос создания клона человека вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие точки зрения ученых. Тем более этот материал ценен потому, что его вообще нет в учебниках. В ходе обсуждения учащиеся высказали своё мнение и своё отношение к данной проблеме.

в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. В 11 классе при изучении темы «Классификация организмов» мною было дано задание сделать дайджест по материалам о СПИДе. Собранный материал учащиеся оформили в виде мультимедийных презентаций.

Нельзя не сказать о значении в изучении биологии Интернета, где учащиеся могут работать в режиме on-line, например, на сайте школы университета штата Вирджиния (США) можно найти «Виртуальную лягушку». Эта оригинальная моделирующая программа позволяет препарировать на экране виртуальную лягушку. А на сайте http://www.darwin.museum.ru можно познакомиться с доказательствами эволюции не только книжного варианта, но и с последними палеонтологическими находками. Использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

Необходимо отметить важное значении Интернета для самообразования учителя. Возможность использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам, общение с коллегами других городов, регионов, обсуждения проблем в образовательных форумах, поделиться опытом, участвовать в конкурсах, в дистанционном обучении, все это способствует развитию педагогической компетенции учителя.

Таким образом, современные Интернет-технологии позволяют интенсифицировать и повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, а также построить индивидуальный маршрут образовательной деятельности как во время обучения в школе, таки после её окончания. (Приложение)

Огромную роль в формировании учебно-познавательных навыков играет проектная деятельность обучающихся. Очень интересно предлагать одинаковые проекты в разных классах (нет ни одного похожего), а особенно выдвигать разные гипотезы по спорным вопросам, например при работе над проектом «Трансгенные продукты- плюсы и минусы» в параллелях 9-11 классов получились различные подходы к видению проблемы. Проектные задания должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им понятий в сочетании с новыми знаниями, которые необходимо им приобрести.

В ходе проектной деятельности обучающиеся не только получают знания по предмету, но и развивают ИКТ-компетентности: работая в программе “Publisher” создают буклеты об интересных животных и растениях, охраняемых видах, рекламу и антирекламу «Геномодифицированных продуктов», «О вреде курения, алкоголя», «Осторожно, мутагены», приобретая навыки работать с дополнительной литературой, отбирая материал. Используя программу Power Point, создают не только презентации с яркими иллюстрациями, но и схемы, таблицы, диаграммы.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией. В мультимедийную презентацию можно включить диаграммы и рисунки, фотографии, анимацию, видео- и аудиоклипы, музыкальное сопровождение. В этом случае задействуются различные каналы восприятия школьников, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, стимулирует самостоятельную познавательную деятельность школьников.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на следующих этапах урока биологии:

  • при объяснении учителем нового материала в качестве наглядного материала, демонстрируемого с помощью мультимедийного проектора на экран;

  • при самостоятельном изучении учебного материала учащимися в качестве опорного конспекта либо компьютерного эксперимента;

  • при повторении, закреплении и контроле знаний на уровнях узнавания, понимания и применения;

  • при выполнении домашнего задания в качестве дополнительной информации или отчёта о проделанной работе.

Использование на уроке мультимедийных презентаций позволят построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительных процессов, гуманизации содержания образования. Кроме этого, при наличии принтера презентации легко превращаются в красочный раздаточный материал.

Применение компьютерной презентации PowerPoint на различных этапах урока биологии позволяет:

  • Учителю: расширить возможности в выборе и реализации средств и методов обучения, разрабатывать собственные электронные пособия (лекции, инструкции к лабораторным работам, тестовые задания, опорные конспекты, виртуальные экскурсии и т.п.), использовать информационные объекты как иллюстративный материал к новым темам, готовить раздаточный материал для повторения и закрепления, стимулировать познавательный интерес школьников, формировать навыки самостоятельной работы учащихся, умения работать с информацией.

  • Ученику: самостоятельно изучать новый материал, без использования специальных приборов рассматривать и изучать биологические объекты, наблюдать за живыми существами в их естественной среде с помощью виртуальных экскурсий, проводить исследовательскую и аналитическую работу путем создания рефератов и докладов с сопровождением в виде мультимедийной презентации, развивать творческие способности.

Таким образом, использование компьютерных презентаций Power Point на уроках биологии открывает перед учителем и учащимися широкие возможности, являются мощным средством обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.

В качестве примера могу привести разработанный мною урок-презентацию по биологии на тему «Мутационная изменчивость». Не буду останавливаться на содержании компьютерного урока, просто хочу отметить следующее:

  • объем полученной информации (по сравнению с классическим уроком) увеличился в два с лишним раза;

  • усвоение (понимание) материала – 100%;

  • качество знаний по данной теме на следующий урок – 100%;

  • остаточные знания по теме через месяц – 93%.

Больше всего презентаций я делаю для проведения уроков по общей биологии, в среднем звене чаще всего использую электронные учебники. Для проведения уроков в 10–11 классах мной разработаны презентации к урокам по курсу общей биологии: "Неорганические вещества клетки", "Состав и строение белков", "Функции белков", "Деление клетки", "Происхождение человека", "Доказательства эволюции", "Природные сообщества", "Гибридологический метод изучения наследственности. Первый закон Менделя", и др. Необходимо оговориться, что положительный эффект от применения презентаций будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически. И весь урок не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации лучше всего использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

Особенно хорошо запоминается материал презентаций, которые готовят к уроку сами дети. Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, причём одну из самых сейчас распространенных программ Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займёт мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьёзно относятся к такому домашнему заданию.

Тесты могут быть использованы на уроке при проверке домашнего задания и при закреплении. В электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. По результатам таких тестов можно судить о степени подготовленности учеников по данной теме.

Нельзя не сказать о значении тестирования в подготовке к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии и эффективна для самостоятельной работы дома. При этом тесты могут быть представлены как в электронном виде, так и в интерактивном режиме. Интернет незаменим при подготовке учащихся к ЕГЭ, где учащиеся могут работать в режиме on-line. Сайты ориентированы на подготовку к ЕГЭ. Всегда доступные КИМы, демо-версии ЕГЭ, методические письма, рекомендации к использованию в качестве учебных пособий для подготовки к ЕГЭ.

В дополнение к компьютеру и видеопроектору появились интерактивные доски.  На первый взгляд, свойства интерактивной доски интуитивно понятны: в них совмещены возможности обычной доски и видеопроектора, следовательно, на такой доске можно писать обычным образом или проецировать любое изображение, например, интерактивную модель, анимацию, видеофрагмент. Вместе с тем интерактивная доска даже при использовании только лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне.

Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Учащиеся также взаимодействуют с материалом физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки своим пальцем. Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Ученики могут делать записи на доске маркером или пальцем, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения.

Исследования по воздействию технологий на обучение показали, что благодаря интерактивной доске дети больше хотят учиться и их результаты улучшаются. Работа с этим учебным оборудованием и широкие возможности для исследований развивают дискуссию в классе и делают уроки динамичными.


Интерактивная доска позволяет педагогу:

1.Вносить пометки и замечания в демонстрируемый материал, тем самым поощряя импровизацию и гибкость;

2.Изменять последовательность демонстрируемых кадров, сохранять кадры для последующей работы;

3.Показывать изображения в цвете (видео, анимации);

4.Делать записи маркерами нескольких цветов, писать поверх изображения, веб-ресурсов и запоминать данный кадр, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру;

5.Затенять изображения и делать их видимыми в нужный для учителя момент: при объяснении материала учитель может на изображении схемы, чертежа делать любые поясняющие записи либо использовать только чистый экран интерактивной доски и полностью процесс объяснения проводить с записями формул, графиков;

6.Объяснять новый материал из центра класса и работать в большой аудитории;

7.Сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

8.Воспроизводить 3-D модель различных технических устройств в объеме и движении, их вращение в пространстве, продемонстрировать интерактивную модель с частями такого устройства;

9.Сохранять в компьютере всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Вместе с тем, интерактивная доска обладает огромным потенциалом в плане конструирования познавательных задач, использования существующих методов и средств развития мышления и памяти учащихся, поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности:

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

  • освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять всё, что появляется на доске. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов (в них просто отпадает необходимость);

  • благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания;

  • учащиеся начинают понимать сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию на творческий подход к выполняемым заданиям.

Разработка школьных заданий с помощью ПО интерактивной доски поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Для этого в нем есть все необходимые средства:

1.Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления;

2.Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать. На интерактивной доске можно организовать лабораторную работу при отсутствии натуральных объектов;

3.Аудио- и видео- вложения значительно усиливают подачу материала: можно захватывать видео-изображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи;

4.Технология Drag & drop («бери и тащи») помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать рисунки, схемы и многое другое. Drag & drop позволяет легко проверить знания учащихся при составлении схем, сопоставлении объектов;

5.Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Часть экрана легко скрыть и показать его, когда будет нужно. Инструмент "прожектор" позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана;

6.Объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия — отменять или возвращать;

7.Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую;

8.Соединение с цифровым микроскопом позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

1.Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;

2.Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений; 3.Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

4.Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

5.Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

1.Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

2.Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

3.Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

4.Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

5.Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

Использование интерактивной доски предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурировании урока, улучшении темпа и течения занятия.

В программе модернизации современного школьного образования содержатся требования использовать учителями различных педагогических технологий, способствующих прочному усвоению знаний учащимися, развитию их творческих способностей, применению знаний, умений и навыков в практической деятельности. В целях повышения творческого потенциала учителей и учащихся актуальное значение имеет применение в практике работы информационно-коммуникативных технологий, умение работать с различными компьютерными программами, учебно-методическими дисками, Интернет-ресурсами и т. п.

В МОУ СОШ № 8 с УИОП в кабинете биологии установлена интерактивная доска I»nterwriteTM Board», обеспечивающей наилучшее разрешение, высокую скорость реагирования на прикосновение и точность позиционирования.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

  • Материалы к уроку можно приготовить заранее – это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

  • Можно создавать ссылки с одного файла на другой (например, аудио-, видеофайлы или Интернет-страницы). Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование.

  • Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование

  • После занятия файлы можно сохранить, изменить, дополнить. Их можно использовать во время проверки знаний учеников, при актуализации знаний, решении проблемных ситуаций, закреплении знаний.

  • Можно использовать разные цвета, а также выделение текста или фрагментов и целых рисунков.

  • Можно взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию.

Интерактивная доска связана с компьютером. Значит, все, что есть на компьютере, можно показать и на интерактивной доске.

В своей практике использую широкий спектр ресурсов, таких как:

  • презентационное программное обеспечение,

  • текстовые редакторы,

  • интернет,

  • изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана),

  • видео-файлы,

  • звуковые файлы,

  • программное обеспечение для интерактивной доски,

  • программное обеспечение, относящееся к различным предметам

Освоение интерактивного комплекса позволило активно использовать в своей практической деятельности инструменты примечаний и дополнительные инструменты. Так как уроки биологии постоянно требуют достаточной наглядности, можно применять содержание Галереи рисунков. Галерея содержит 2 раздела: «Моя галерея» и «Категории». Раздел «Категории» имеет небольшой набор рисунков и схем, которые не могут полностью удовлетворить запросы содержания уроков. А раздел «Моя галерея» – это пространство, которое можно заполнять различными образовательными ресурсами, их накапливать, изменять.

Где можно взять подобные материалы? Фотографии, рисунки, видеофрагменты содержатся на сайтах Интернет-ресурсов, откуда их легко скопировать. Можно сканировать отдельные материалы из печатных источников, преобразовать их в необходимые файлы. Хорошие схемы процессов, явлений, рисунки и фотографии содержатся на обучающих CD-R, CD-RV и CD-DVD дисках. Но использование этих дисков не всегда удобно, так как рисунки на них мелкие, текст не всегда содержит полную информацию, необходимую для конкретного этапа урока. Если производители дисков позволяют использовать эту информацию, то ее можно также скопировать и вставить в нужный фрагмент урока.

Например, в разделе «Введение в общую биологию» (9 класс) при изучении уровней структурной организации молекул белка, на доску последовательно выводятся схемы структур (см. рис. 1), затем каждой дается характеристика. Хорошо просматривается пространственное строение структур. При закреплении знаний учащиеся могут прямо по рисунку нанести дополнения (прописать последовательность аминокислотных звеньев, тип связи, нарисовать ось симметрии и т. д).





Первичная структура молекулы белка

Вторичная структура молекулы белка









Третичная структура молекулы белка

Четвертичная структура молекулы белка

Рис. 1. Структурная организация белковой молекулы.

В разделе «Общая биология» (10 класс) эти рисунки можно использовать для самостоятельной характеристики учащимися уровней организации белковой молекулы.

На уроках «Строение и функции нуклеиновых кислот» актуальна работа со схемами – строение нуклеотидов и строение фрагментов нуклеиновых кислот (см. рис. 2, 3).

Данные схемы заранее или на разных страницах выводятся на доску, учащиеся получают задание и тренируются в заполнении пропусков, достраивают цепи нуклеиновых кислот по принципу комплементарности.

















Рис. 2. Схемы строения нуклеотидов.

















Рис. 3. Схемы строения фрагментов молекулы.

Из раздела «Категории» Галереи использую рисунки-схемы нуклеотидов. Можно составить множество заданий для разных этапов урока (построение цепей ДНК и РНК, достроить цепи, решить задачи на процентный состав нуклеотидных звеньев, продемонстрировать схемы процессов транскрипции и другие).

В теме «Строение клетки» использую рисунки целых клеток и отдельных органоидов как при изучении нового материала, так и при подготовке заданий, направленных на применение знаний в разных учебных ситуациях.

Рисунки с надписями используются при изучении нового материала, рисунки с цифровыми обозначениями – для актуализации и проверки знаний, развития умений работать с рисунками (см. рис. 4). Можно расположить данные рисунки на одной странице и скрыть с помощью «шторки», а можно распределить на разные страницы и чередовать их.














Строение клетки с обозначениями

Строение клетки с условными обозначениями

Строение клетки без условных обозначений



Рис. 4. Схемы строения животной клетки.

При изучении особенностей клеток эукариотических и прокариотических организмов, использую рисунки разных видов клеток (см. рис. 5).









Схема строения растительной и животной клетки.

Схема строения бактериальной клетки.





Схема строения фотосинтезирующей клетки.

Схема строения животной клетки.

Рис. 5. Схемы строения различных клеток

Сравнивая бактериальную, растительную и животную клетки, учащиеся соединяют линиями одинаковые части клетки, органоиды, делают надписи к рисункам, устанавливают причинно-следственные связи для объяснения единства органического мира. Подобные задания использую при сравнении строения органоидов, например, митохондрий и пластид (см. рис. 6).







Строение митохондрии.

Строение митохондрии (без обозначений.)

Строение хлоропласта.

Рис. 6. Схемы строения клеточных органоидов.

Большие возможности открываются перед учителем, когда на уроке необходимо использовать сразу много объектов, которые не содержатся одновременно на одной печатной таблице или имеют мелкие размеры. Такие объекты заранее сохраняются на страницах конспектов и на их основе я строю с учащимися схемы (типы соцветий, виды плодов, цепи питания, сети питания, строение систем органов, распределение организмов по природным зонам, экологические системы и т. д.).

Выводы. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее усваивают новые знания, высказывают оригинальные идеи. Педагоги, которые уже достаточно долго работают с интерактивными комплексами, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось. Универсальность интерактивной доски обеспечивает вовлеченность учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию через зрительный и двигательный анализаторы.

Конечно, нельзя сказать наверняка и однозначно, что качество знаний учащихся повышается только благодаря работе с интерактивной доской, но отметим, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал уроков.

Важно понимать, что использование интерактивной доски не решит всех проблем учителя моментально. Уроки с использованием интерактивного комплекса являются составной частью общей системы планирования уроков биологии и должны занимать определенное место и время в этой системе.


Заключение.

Применение информационных технологий:

  • интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;

  • позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися;

  • создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному); экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорение темпа;

  • материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета.

  • способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов.

  • способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.

  • способствует выявлению и поддержке одаренных детей.



Список литературы:

1.Роберт И.В. , Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. М: Школа - Пресс, 2002.

2. Борис С.И., Ханнаннов Н.К. Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии // Биология. – 2005. – № 6.

3.Булычева М.Б. Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках биологии // Биология. – 2008. – № 16.

4.Козленко А.Г. Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии // Биология. – 2008. – № 17.; Биология. – 2008. – № 18.; Биология. – 2008. – № 19.; Биология. – 2008. – № 20.

5.Мартынов Е.Б. Новые технологии в подготовке школьников // Биология в школе. – 2004. – № 8.

6.Станбергская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе. – 2006. – № 6.

7.Барышникова М. Ю. Единая образовательная коллекция. Первый шаг в общество знаний // Учебные материалы нового поколения. Опыт проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.

8.Интернетизация образования. Обеспечение всех российских школ доступом к сети Интернет // http://www.mon.gov.ru/pro/pnpo/int/

9.Нефедова В.И. Дидактическая модель проведения урока с применением Интернет-технологий http://www.orenedu.ru/index.php?option= com_content&task=view&id= 101&Itemid=206

10. http://www.mdito.pspu.ru

11. http://www.1september.ru




Похожие:

Использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна учитель биологии моу сош №8 с уиоп г. Егорьевска iconМоу сош №2 с уиоп п. Восточный
Автор: Маслак Екатерина Николаевна – учитель биологии высшей категории моу сош №2 с уиоп
Использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна учитель биологии моу сош №8 с уиоп г. Егорьевска iconМетодическая разработка Авторы: Семёнова Н. И. учитель начальных классов моу сош №5, высшая квалификационная категория; Шнырова О. В. учитель начальных классов мбоу сош с уиоп
Внеурочная работа, как одна из форм организации свободного времени учащихся (актуальность, новизна работы, её цели и задачи)
Использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна учитель биологии моу сош №8 с уиоп г. Егорьевска icon«Игровые технологии на уроках как условие повышения мотивации к овладению иностранным языком»
Цель моей деятельности заключается в создании условий для повышения мотивации к изучению иностранного языка, в активизации деятельности...
Использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна учитель биологии моу сош №8 с уиоп г. Егорьевска iconУчитель английского языка моу сош №2, г. Гвардейска
Создание условий для развития высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроке
Использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна учитель биологии моу сош №8 с уиоп г. Егорьевска iconРоголева Наталья Маркеловна, учитель истории и обществознания моу «Бакчарская средняя общеобразовательная школа». Аннотация статья
Использование информационных технологий в деятельности учителя истории и обществознания
Использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна учитель биологии моу сош №8 с уиоп г. Егорьевска iconРоголева Наталья Маркеловна, учитель истории и обществознания моу «Бакчарская средняя общеобразовательная школа». Аннотация статья
Использование информационных технологий в деятельности учителя истории и обществознания
Использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна учитель биологии моу сош №8 с уиоп г. Егорьевска iconСеминар Использование информационных технологий для повышения уровня
Зергирова Лилия Наилевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна учитель биологии моу сош №8 с уиоп г. Егорьевска iconПлоды, их разнообразие разработала учитель биологии моу сош №1 г. Курганинска Гагаузова Ритта Владимировна
Разработала учитель биологии моу сош №1 г. Курганинска Гагаузова Ритта Владимировна Если в цветке только один пестик, то плод развившийся...
Использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна учитель биологии моу сош №8 с уиоп г. Егорьевска iconМотивация к учению: как управлять ее развитием учитель географии Желнина Я. В. Янао, г. Ноябрьск моу сош №3
Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний...
Использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности исполнитель: Семенова Лариса Юрьевна учитель биологии моу сош №8 с уиоп г. Егорьевска iconНовые образовательные технологии во внеурочной деятельности
Щербакова Лариса Геннадьевна, Волгоградская область, г. Волжский, моу сош с углубленным изучением отдельных предметов №12, учитель...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы