Рудольф Штайнер и его Философия свободы icon

Рудольф Штайнер и его Философия свободы



НазваниеРудольф Штайнер и его Философия свободы
Дата конвертации22.08.2012
Размер96.19 Kb.
ТипРеферат
Рудольф Штайнер и его Философия свободы


ПЛАН1. Жизнь и деятельность Р.Штайнера1. Основные идеи «Философии свободы»1. Заключение ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861г. в городке Кралевиче,расположенном близ австро-венгерской границы, в семье железнодорожногослужащего. Семья была небогата и дети должны были помогать родителям похозяйству. В окружении радушной сельской жизни, яркой природы, добрыхоткрытых людей мальчик вырос живым и восприимчивым, он научился общаться сприродой, видеть то, что другим было не видно. Мечтой отца было видеть сына инженером-железнодорожником, поэтому онотдал мальчика в реальное училище в Винер-Нейштадте. В училище у негопоявляется интерес к интеллектуальным занятиям, а с 14 лет он увлексяфилософией. Летом 1879 г. юноша успешно оканчивает реальное училище, а осенью тогоже года поступил в Венское высшее техническое училище, где получаетосновательное естественнонаучное и математическое образование, углубленнозанимается философией, литературой, историей. Благодаря занятиям у К.Ю.Шроера, профессора истории литературы,Р.Штайнер глубоко изучил творчество Гете, а так же его научные труды.Именно Шроер порекомендовал издательству «Немецкая национальнаялитература» И. Кюршнера пригласить двадцатидвухлетнего студента дляподготовки к печати научных трудов Гете. И в 1883 г. Р.Штайнер приступает кработе над введением и комментариями к изданию, что дало ему возможностьуглубить свои научные исследования. В Гете Р.Штайнер видел мыслителя,воззрения которого на природу «вели к переходу от естественных наук к наукео духе». Закончив в 1884 г. Высшее техническое училище, Р.Штайнер принялпредложение стать воспитателем в семье одного венского коммерсанта.Педагогический опыт, приобретенный в эти годы, позволил Р.Штайнеру заложитьосновы своей «антропологии», получившей дальнейшее развитие в егопозднейшей деятельности, особенно с 1919г., когда была основанаВальдорфская школа. В 1889г. Р.Штайнер был приглашен сотрудничать в подготовке большогоиздания, которое начинало тогда выходить в Веймаре, -- Полного собраниясочинений Гете (так называемого «Издания великой герцогини Софии»). С этоговремени Р.Штайнер находился в постоянном общении с учеными, поэтами,людьми искусства. Еще в 1886г. он опубликовал в Вене свою первую книгу «Основы теориипознания гетевского мировоззрения». В те же годы он написал диссертацию опроблемах теории познания. Эта диссертация в октябре 1891 г. принесла емудокторскую степень. Предпослав к ней предисловие и прибавив заключительнуюглаву, он опубликовал ее в том же году в виде книги под названием «Истина инаука». Эти работы были для Р.Штайнера подготовкой к самому значительному изего философских произведений – «Философии свободы» (1893). В первом изданиикнига имела следующий подзаголовок: «Результаты психологических наблюдений,поведенных согласно естественнонаучному методу».
Рудольф Штайнер хотелприложить к философии методы наблюдения, принятые в современной науке, инаправить наблюдения на внутреннюю жизнь. Он показывает, что человек,развивающий в этом отношении необходимую силу мысли, может посредствомточного восприятия чистых идей, «отрешенных от чувственного мира»,перешагнуть «границы познания», о существовании которых твердили теоретики,и вновь найти себя как свободное существо в мире духовном, в мире идей. В те же Веймарский годы вышли книги Р.Штайнера: «Фридрих Ницше – борецпротив своей эпохи» (1895) и « Мировоззрение Гете» (1897). Параллельно с работой над естественнонаучными произведениями Гете былиподготовлены для издательства Котта биографические и литературно-критические вводные статьи к собраниям сочинений Шопенгауэра и Жан-ПоляРихтера. С началом столетия начинается новый период в деятельности Р.Штайнера.Он решает публично выступить с результатами своих духовных опытов. 8 октября 1902 года Р.Штайнер выступил с докладом для членов«Ассоциации Джордано Бруно», в котором открыто объявил о начале своей новойдеятельности и определил ее цель – найти методы познания внутренней жизни,аналогичные методам научным. Об этой своей задаче он говорил как отеософской в «западном» понимании этого слова. Этот шаг заключал в себе известный риск. Р.Штайнер имел в научныхкругах хорошую репутацию специалиста по творчеству Гете, философа ипопуляризатора научных знаний. У него были дружеские отношения с философомЭдуардом фон Гартманом, ученым Эрнестом Геккелем, равно как со многимидругими выдающимися людьми. Этот доклад вызвал удивление среди слушателей,но вместе с тем и большой интерес. Впоследствии Р.Штайнер назвал его«своей» основополагающей антропософской лекцией, «отправной точкой» всейсвоей антропософской деятельности. 20 октября 1902 г. он принимает предложение войти в Теософскоеобщество в качестве генерального секретаря Немецкой секции. Вскоре появляются такие его духовнонаучные сочинения: «Теософия.Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека»(1904),«Как достигнуть познания высших миров?» (1904-1905), в котором указываетсяпуть духовного ученичества в упражнениях и медитациях, «Очерк тайноведения»(1910), где с духовнонаучной точки зрения излагается космология и историячеловечества. Все эти годы Р.Штайнер ведет интенсивную лекционную деятельность.Важнейшее место в ней занимают циклы лекций по христологии, в которыхмногосторонне освещаются значение Христа и мистерии Голгофы какцентрального события в эволюции человечества. Различие в понимании значенияХриста привело в 1913 г. к конфликту между руководством ТеософскогоОбщества и Р.Штайнером, в результате которого Р.Штайнер, а вместе с ним ибольшая группа его последователей, вышли из Теософского Общества. В том же году было основано Антропософское Общество, заложенкраеугольный камень здания Гетеанума в Дорнахе (близ Базеля, Швейцария),куда с тех пор переместился центр антропософской деятельности. Настроительстве здания Гетеанума в период первой мировой войны вместеработали представители восемнадцати народов Европы. Автором проекта ивнутреннего оформления здания (росписей, витражей, пластических элементов)был Р.Штайнер, называвший Гетеанум «Домом Слова». Результатом его работы всфере искусства стали постановки четырех написанных им драм-мистерий, новоеискусство движения («искусство видимой речи») – эвритмия, искусстворечеобразования и рецитации, которые развивались при активном участии егоближайшей помощницы – Марии фон Сиверс-Штайнер. После окончания войны, когда устои довоенной социальной жизни Европыбыли потрясены до основания, Р.Штайнер выступил с идеями о трехчленностисоциального организма. Принципиальные воззрения его в этой области изложеныв книге «Основные черты социального вопроса» (1919). Тогда же им были даны важнейшие положения новой педагогики и 7сентября была открыта первая «Свободная вальдорфская школа», в основекоторой лежало антропософское понимание существа человека. Во все школьныепредметы вносились элементы искусства: живопись, пение и др., особенно вмладших классах. Давая детям знания, обращаются не только к их интеллекту,а постоянно стремятся к тому, чтобы эти знания оказывали подлинное«формирующие» действие на их чувства и волю. Ибо в школу приходитчеловеческое существо целиком, а не только его голова. В ночь на 1 января 1923 года пожаром было уничтожено здание Гетеанума,что явилось ударом для Р.Штайнера и всего Антропософского Общества. НаРождество 1923 г. оно было коренным образом реорганизовано во ВсемирноеАнтропософское Общество со Свободной Высшей Школой Духовной Науки. Последний год жизни Р.Штайнера отмечен поразительной по своейинтенсивности и разносторонности деятельностью. Он создает макет новогоГетеанума, который был построен уже после его смерти, читает циклы лекцийпо медицине, сельскому хозяйству, драматическому искусству, лекции длятеологов и рабочих Гетеанума, с новых точек зрения развивает многие темы,разработанные им ранее, дает новые эзотерические указания для углублениявнутренней жизни. Уже с начала 1924 года Р.Штайнер страдал тяжелой болезнью, котораяочень быстро развивалась. В сентябре, когда его работа по углублениюантропософского учения значительно возросла, увеличился также потокпосетителей, нуждавшихся в его помощи. За три недели, в течение которых ончитал в среднем по 4 лекции в день, секретарь насчитал 400 посетителей. 28 сентября 1924 г. Р.Штайнер прочел свою последнюю лекцию. С этогодня он уже не вставал с постели. Все окружающие единодушно свидетельствуют,что в течение всего этого года борьбы с нарастающей слабостью он во всем допоследних мелочей сохранял душевное равновесие и свойственное ему чувствоюмора. Прикованный к постели, он тем не менее продолжает работать. «Мощнымвыдохом его духа» назвала это время его жизни Мария фон Сиверс-Штайнер. Рудольф Штайнер скончался в Дорнахе 30 марта 1925 года у подножиясозданной им статуи Христа. В настоящее время во многих странах мира распространены Вальдорфскиешколы и детские сады, биологическо-динамическое сельское хозяйство,исключающее использование химических удобрений и способствующеевосстановлению естественного плодородия почвы, антропософские клиники ифармацевтические фирмы, лечебно-педагогические учреждения, школы эвритмии имногое другое, что возникло из импульсов, данных Рудольфом Штайнером. Основные идеи «Философии свободы» Однажды, на случай будущей катастрофы, Рудольфа Штайнера спросили, чтоон хотел бы увидеть уцелевшим из всего им созданного, Штайнер ответилмоментально: «Философию свободы». Он действительно любил эту книгу: самыйодинокий человек – самую одинокую книгу. Штайнер называл «Философиюсвободы» «непрочитанной» книгой, и спустя двадцать пять лет после еепервого издания, когда в 1918 году встал вопрос о переиздании «Философиисвободы» Р.Штайнер сказал: «Держались отнюдь не того, что им давалось, авсяких лозунгов и шаблонов... По сути относились довольно-таки безразличнок сказанному мною самим, к тому, что сам я счел нужным издать. Конечно что-то читалось. Но из того, что нечто читается, никак не следует еще, что онопринималось...» Говоря о «Философии свободы», Р.Штайнер всегда в первую очередьподчеркивал, что ничто не имеет такого значения для ее понимания как«самостоятельное мышление», более того без этого не возможно постичь то,что в ней заложено. Не мозг должен автоматически мыслить, а должновключаться свободное сознание, свободное от навязанных правил, терминов иих комбинаций, которые не зависимо от нас возникают в нашем мозгу и даютшаблонные оценки происходящему вокруг. В основу композиции книги легло евангельское изречение: «Познайтеистину, и истина сделает вас свободными». Каждая из обеих частей книгиотражает поступенчатость самого изречения: «познайте истину» – «Наукасвободы», и «истина сделает вас свободными» – «Действительность свободы». Многими философами поднимался вопрос «свободы воли», одни соглашалисьс ее существованием, другие нет, но и те и другие видели в ней высшеепроявление свободы. Штайнер говорит о том, что воля как таковая несвободна. Человек, осознающий свои желания, думает, что он свободен, еслидействует в соответствии с ними. Но возникает вопрос, действительно личеловек свободен или он только думает, что он свободен, и что всепроисходит согласно его воли. Штайнер придерживается той точки зрения, чтоподобная свобода является иллюзорной, и в подтверждение проводит аналогию скамнем, который получив от внешней причины определенное количество движениячерез толчок, продолжает с необходимостью двигаться и по прекращениитолчка. Штайнер пишет : «Допустите теперь, прошу вас, относительно камня,что он во время своего движения мыслит и знает о своем стремлении повозможности продолжить движение. Этот камень, сознающий лишь своестремление и отнюдь не ведущий себя безразлично, будет думать, что онсовершенно свободен и что он продолжает свое движение не по какой-нибудьпричине, а только по той, что он этого хочет. Но это и есть та человеческаясвобода, о которой все утверждают, что они ею обладают, и которая состоиттолько в том, что люди сознают свое желание, но не знают причин, которымионо определяется". Настоящая свобода заключается в раскрепощение мысли, ибо толькомышление способно познать причины. В мышлении мы совершенно не зависим отвнешнего мира. Весь непосредственный образ мира мы получаем извне, черезвнешние органы чувств; мысль – единственное, что нам дано автономно и безкакой-либо соподчиненности телесным и душевным процессам. И первое узнаниемысли есть опыт в самом прямом эмпирическом смысле слова, но опыт нечувственный, а сверхчувственный. Суть которого состоит в том, чтобы непринимать ничего на веру без предварительного прогона через контрольсознания. Штайнер говорил о том, что нужно строго держаться опыта, не связываяего заведомо всякого рода ограничениями, но доверяясь ему, контролироватьего собственной здоровой силой суждения. Р.Штайнер подразделял опыт наступени. На первой ступени опыта происходит непосредственное мировосприятиепри отсутствии каких-либо категориальных упорядочений воспринятого.Данность чистого восприятия – данность хаоса; о познании, по Штайнеру, наэтой стадии не может быть и речи, но налицо – воля к познанию. Познание начинается тогда, когда в самой данности хаоса обнаруживаетсянекая более высокая данность: данность мысли, в обнаружении которой опытрасширяется до сверхчувственного. Познание – это соединение обеих половинок данности: чистого восприятияи чистого понятия, когда к данности чувственного опыта подыскиваетсясоответствующая данность опыта сверхчувственного. По учению Штайнера самамысль находится «в» вещи, как сущность ее и смысл, и задача познаниясостоит в том, чтобы извлечь ее «из» вещи и понять тем самым саму вещь,подыскав ей нужное понятие. И только через мышление возможно осмысление(т.е. соединение с понятием) и упорядоченность этого «извлечения», и толькопосле этого оно становится познанием. Мышление и чувствование, по Штайнеру, соответствуют двоякой природечеловеческого существа. Он пишет: «Мышление есть элемент, посредствомкоторого мы соучаствуем в общем свершении Космоса; чувствование – это то,посредством чего мы можем идти на попятную и стягиваться в тесноту нашегособственного существа". В мышление, говорит Р.Штайнер, человеку дан элемент, соединяющий егоиндивидуальность в одно целое с космосом: «Когда мы ощущаем и чувствуем (атакже воспринимаем), мы суть отдельные существа; когда мы мыслим, мы все –единое существо, которое все проницает». Мышление связывает человека смиром, а чувствование уводит человека обратно в самого себя, -- и именнооно делает человека индивидуумом. Р.Штайнер считает, что благодаря тому,что мышление в человеке выходит за пределы его отдельного бытия и находитсяв связи со всеобщим мировым бытием, в человеке возникает влечение кпознанию. Возвращаясь к вопросу о свободе, можно обобщить все выше сказанное:Что же такое свобода ? -- это значит научиться самостоятельно мыслить, тоесть обнаружить в мысли содержание мира и понять: в мысли я не толькосозерцаю развитие Вселенной, но и принимаю деятельное участие в нем. ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы. Но мы не можемдодумать до конца понятие человека, не придя к свободному духу какчистейшему выражению человеческой природы. Ибо мы поистине люди лишьпостольку поскольку мы свободны». «Философия свободы» Рудольф Штайнер СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Р.Штайнер «Философия свободы», Ереван, изд-во «Ной», 1993




Похожие:

Рудольф Штайнер и его Философия свободы iconВольдорские школы
С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. Рудольф Штейнер главную свою философскою книгу назвал «Философия Свободы». Современная...
Рудольф Штайнер и его Философия свободы iconКурсовая работа по предмету: Педагогические теории, системы, технологии
С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. Рудольф Штейнер главную свою философскою книгу назвал «Философия Свободы». Современная...
Рудольф Штайнер и его Философия свободы iconБегство от свободы
Фромма изолировала его. Эта изолированность непереносима и человек становится перед выбором: избавится от свободы с помощью новой...
Рудольф Штайнер и его Философия свободы iconКонтрольная работа по дисциплине «Политология» на тему «Права человека»
Охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и...
Рудольф Штайнер и его Философия свободы iconСвобода учреждения (перемещения) компаний в ес регулирование свободы перемещения компаний Договором «О функционировании Европейского союза»
Содержание свободы учреждения компаний: национальный режим, запрет ограничений (дело Reinhard Gebhard c-55/94). Формы учреждения...
Рудольф Штайнер и его Философия свободы iconФилософия свободы

Рудольф Штайнер и его Философия свободы iconЗачем (что говорит нам сегодня) этика Канта? Биография и основные сочинения Канта. Контекст этических традиций
Общефилософские основания: Философия свободы, как метафизический фундамент коренной проблемы кантовской этики: критико-философское...
Рудольф Штайнер и его Философия свободы iconРеферат по дисциплине "Философия" на тему «Философия Платона. Платон о государстве»
Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы...
Рудольф Штайнер и его Философия свободы iconРеферат по дисциплине "Философия" на тему «Философия Платона. Платон о государстве»
Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы...
Рудольф Штайнер и его Философия свободы iconПрограмма дисциплины «Философия права» для направления 030100. 62 «Философия», уровень подготовки «бакалавр»
Эти идеи стали зародышем всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о единстве права, свободы и справедливости,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы