Технология полного усвоения знаний на уроках истории icon

Технология полного усвоения знаний на уроках истории



НазваниеТехнология полного усвоения знаний на уроках истории
Дата конвертации22.08.2012
Размер119,33 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Технология полного усвоения знаний на уроках истории.


Всех учить всему!”- на протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского. Но реально ли решить эту задачу?

Именно такая задача ставится в подходе к обучению, получившему название “полного усвоения”. Этот подход считается одним из характерных новшеств в мировой образовательной практике, значение его разработки сравнивается с открытием пенициллина в медицине. (Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999. – с.118)

Психологической основой системы полного усвоения стали идеи американских ученых Дж. Кэррола, Б. Блума и мн. др. В Эстонии система полного усвоения знаний получила развитие в работах Э.В. Крулль. В России краткое описание этой системы можно найти в работах М.В. Кларина.

Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала. Выходит, что темп усвоения у каждого должен быть свой, что позволит устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 95 % учащихся.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

1. Учебный процесс разбивается на блоки, соответствующие предварительно выделенным учебным единицам (в простом случае их последовательность соответствует изложению материала в выбранном учителем учебном пособии).

2. Изложение нового материала и его проработка учащимися происходят традиционно. Однако вся учебная деятельность проходит на основе ориентиров, которые представляют собой точно, конкретно сформулированные учебные цели (их перечень уже объявлен учащимся как эталон, на основе которого будут оцениваться их учебные результаты). После изучения и проработки учащимися данной учебной единицы проводится проверочная работа («диагностический тест»), результаты которого объявляются учащимся сразу же после его выполнения. Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.

3. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим одноклассникам либо просто могут быть свободны - до начала изучения следующей учебной единицы. Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С ними организуется вспомогательная (коррективная) учебная деятельность. Для этого вначале выявляются имеющиеся пробелы в знаниях и умениях. По той части учебного материала, которая должным образом не усвоена большинством детей, проводятся занятия со всей группой; изложение материала повторяется заново, причем способ изложения изменяется, - например, с предъявлением материала посредством таких наглядных пособий или ТСО, которые не применялись при его первом изложении, с привлечением дополнительных видов учебных действий детей и т.д. При устранении частных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа учителя с учеником. Основной формой работы в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по 2-3 человека), их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые успешно усвоили данный раздел (учебную единицу).

4. Вспомогательная работа завершается проверкой (диагностическим тестом), после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто все еще не достиг требуемого уровня (полного усвоения). Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы. Что касается оценочных суждений (не выставление отметок), то все формулировки результатов промежуточного (диагностического) контроля относятся к типу: «усвоил» - «не усвоил» («зачет» - «незачет»). Однако это не означает, что высказывания учителя будут сводиться именно к такого рода лапидарным и сухим оценкам. Оценочные суждения обычно носят содержательный характер и поддерживают, подбадривают ученика.

Оценка же в виде традиционной отметки выставляется по результатам контрольных работ, охватывающих либо весь курс, либо материал крупного раздела, куда входят несколько учебных единиц.

После проверки контрольных работ учитель готовит для каждого ученика обзорную информацию, которая конкретизирует данные итоговой проверки, привязывая их к разделам курса (учебным единицам). Для такой конкретизации применяется уже составленная учителем таблица спецификации целей по всему курсу; крестики, отмечающие запланированные цели полного усвоения, заменяются условными обозначениями того результата, который достигнут учеником по отношению к этим целям, - например: «у» - полное усвоение, «н/у» - неполное усвоение.

Такие данные дают ученику возможность самостоятельно ориентироваться в полученных знаниях и эффективно восполнять имеющиеся пробелы как при подготовке к пересдаче разделов курса (при необходимости), так и в входе дальнейшего обучения.

Педагогическая деятельность учителя – это результат его творческих поисков и опыта практической работы. Даже при внешней схожести использования технологии при ее реализации большую роль играют личные черты учителя. Учителю предстоит определить, в чем состоит полное усвоение и какие результаты должны быть достигнуты всеми. Учителем могут быть использованы следующие познавательные задания.

Категории целей познавательной деятельности:

знание: ученик запоминает, воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие и т.д.) – “запомнил, воспроизвел, узнал”;

понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие событий) – “объяснил, продемонстрировал, проиллюстрировал, интерпретировал”;

применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;

анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого – “вычленил части из целого”;

- оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели – “определил ценность и значение объекта изучения”.

Типология познавательных заданий к учебному тексту.

I. Задания на проверку понимания прочитанного.

1.Тест с выбором ответов.

2.Тест с альтернативными ответами.

3.Тест с ограничениями на ответы.

4.Толковый словарь темы.

5.Календарь событий.

6.Синхронистическая таблица.

7.Хронологические задачи

8.Тест последовательности (расставить в хронологическом порядке)

9.Историческая карта.

10.Простой или информативный план параграфа.

11.Текст с ошибками.

12.Кроссворды, чайнворды, ребусы.

II. Задание на образную реконструкцию исторических фактов.

1.Картинный план.

2.Словесные портреты исторических деятелей.

3.Изложение исторических событий от имени одного из их участников, свидетелей, современников или потомков.

4.Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные противоположные мнения и оценки.

5.Словесная и образная стилизация исторической информации (“дневники”, “письма”, “мемуары”, “газеты”).

III. Задания на анализ учебного текста, на различение фактов и их авторского толкования:

1.Развернутый, или стереотипный, или смысловой план.

2.Сравнительно-обобщающая таблица.

3.Конкретизирующая таблица.

4.Логическая схема.

5.Познавательные задания на определение авторских подходов к оценке исторических фактов.


Целенаправленным обучением учащихся “рациональным приемам деятельности” и всемерной интенсификацией самостоятельной работы являются лабораторно – практические занятия, которое отличается высокой степенью самостоятельности учащихся в изучении новой темы, где роль учителя как организатора и консультанта.

Цели лабораторного занятия по учебнику:

– Формирование яркого, целостного образа – представления об исторических фактах и их изложение авторами учебников, реконструкция собственного эмоционального образа исторических фактов, формулирование и аргументация личных оценочных суждений.

– Развитие и совершенствование умений анализировать учебный текст, различая объективные исторические факты и их авторское изложение; оценивать учебную информацию на предмет достоверности; сопоставлять различные толкования исторических фактов; формулировать собственные выводы; аргументировать свою точку зрения; понимать вероятность и мотивы существования иных взглядов и подходов к изучаемым фактам.

Структура лабораторного занятия по учебнику:

1 этап – организационный. Учитель сообщает тему занятия и мотивирует её выбор и формулировку; выдвигает учебные проблемы или предлагает сделать это учащимся самостоятельно; знакомит класс с учебником или текстами, на основе которых будет организовано лабораторное занятие; определяет формы самостоятельной работы учащихся (фронтальная, групповая, дифференцированная); разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов лабораторной работы.

2 этап – самостоятельная работа учащихся с учебными текстами учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.

3 этап – коллективное обсуждение результатов в одном из вариантов: творческие отчеты групп, выступления представителей, фронтальное обобщающая беседа.

4 этап – подведение итогов лабораторной работы: суммирование подходов и оценок или формулирование общего вывода; оценивание школьников.


Лабораторные занятия по документам.

Документальный текст служит источником новых знаний и средством организации самостоятельной исследовательской деятельности учеников. Лабораторное занятие по документу, цель которого не простое углубление и конкретизация исторических знаний, развитие аналитических умений и навыков работы с текстом, а, главное, формирование объективного всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам, умений самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствии

В процессе работы в данном направлении предпочтение отдается диагностирующим функциям, где в качестве критерия оценки исторических знаний школьников выделено умение ориентироваться в историческом процессе, определены конкретные показатели такого умения, предложены активные формы его диагностики и одновременного развития.


Тема: Россия на рубеже 19-20 веков. (первый урок в 9 классе).п.1

Государство и российское общество в конце 19-начале 20 вв.

Цели :

- актуализация знаний учащихся из курса истории 19 века

- подвести учащихся к тому, что Россия в начале 20 века – среднеразвитая аграрно- индустриальная страна

- продолжить формирование умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.

Рекомендация- почти на каждом уроке учащиеся будут знакомиться с новыми словами, можно написать их на доске, поставить ударение, правильно произнести вместе с учениками объяснить правописание. Значение новых слов ученики могут найти сами в словарях в конце каждого параграфа.


1.Организационный момент.

- если способности учащихся класса вам уже известны, можно предложить такой вариант урока

- если класс новый для вас, то нужно провести входной контроль

2. Актуализация знаний учащихся из курса истории 19 века.


на «4» и «5»

на «3»

Беседа с учащимися.

- Какой период истории нашего государства мы изучали в 8 классе

- Как называлось наше государство в 19 веке

- Какие исторические события 19 века вам особенно запомнились и почему

- Кто из императоров управлял Российской империей в 19 веке

- Кто из великих деятелей культуры жил в 19 веке, каковы их достижения

Можно предложить написать мини-эссе «История 19 века глазами девятиклассников», « История 19 века в лицах», «События 19 века говорят о многом…» (5-7 мин)

Творческое задание- подобные темы ( либо темы по собственному выбору учащихся) для размышления дать учащимся на лето (в конце 8 класса).

- «Картинная галерея» событий 19 века (выставка рисунков с коментариями учащихся).

- реклама собственной презентации «Яркие исторические личности 19 века», «События истории России 19 века»…


Самостоятельно отвечают на предложенные вопросы в тетради, пользуясь учебником

- Какой период истории нашего государства мы изучали в 8 классе

- Как называлось наше государство в 19 веке

- Вспомните основные события 19 века

- Кто из императоров управлял Российской империей в 19 веке

- Назовите войны 19 века.

- предложен кроссворд «история России 19 век»

- тестовые задания




3.Территория Российской империи и административное деление в начале 20 века.(работа по карте и беседа с учащимися), население, религия.


на «4» и «5»

на «3

(ответы показать на карте у доски, составить свои вопросы, доказать что, Российская империя в начале 20 века была многонациональной страной)

- каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу 20 века

- какие территории входили в состав Российской империи к началу 20 века

- какие территории находились в зависимости от России

Какая территория в 1914 г. была принята под протекторат России

- на какие административные единицы делилась территория Российской империи в начале 20 век

- ответы показать на карте у доски

- что такое «автономия»

(ответы показать на карте у доски)

- каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу 20 века

- какие территории входили в состав Российской империи к началу 20 века

- какие народы проживали на территории России в начале 20 века (по учебнику п.1)

- выписать из словаря и выучить, что такое «автономия»


4.Особенности российской модернизации.


на «4» и «5»

на «3»

- вспомнить, что такое «модернизация»

- работа с текстом –Каковы особенности российской модернизации

- индивидуальная консультация тех, кто вперед выполнил задание

- выписать из словаря и выучить, что такое «модернизация», «индустриальное общество»




5.Политический строй. Государственные символы.


на «4» и «5»

на «3»

- доказать что, Российская империя оставалась самодержавной монархией

- индивидуальная консультация тех, кто вперед выполнил задание


- выполнение тестовых заданий ( предложенных учителем)


6. Социальная структура.


на «4» и «5»

на «3»

- ответить на вопрос- Какие изменения происходили в социальной структуре российского общества

-индивидуальное домашнее задание приготовить сообщение «Меценаты начала 20 века»

- индивидуальная консультация тех, кто вперед выполнил задание



- по данному пункту параграфа составить вопросы(вопросы можно задавать отвечающим учащимся)

- выписать из словаря и выучить, что такое «меценатство»


7.Образ жизни.


на «4» и «5»

на «3

- с.10-11 учебника – прокомментировать диаграммы, ответить на вопросы с.10.

-составьте таблицу «Образ жизни городского и сельского населения»

- индивидуальная консультация тех, кто вперед выполнил задание


- с.10-11 учебника – прокомментировать диаграммы, ответить на вопросы с.10.



Итоговый контроль.

1.Самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства

А) меценатство б) модернизация в) автономия


2. Общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским хозяйством

А) постиндустриальное общество б) индустриальное общество

В) традиционное общество


3.Согласно переписи 1897г. на территории Российской империи проживало

А) 130 млн.чел. б) 128,2 млн.чел. в) 125,7млн.чел.


4. М.П.Третьяков, С.Т.Морозов


А) художники начала 20 века б) меценаты начала 20 века

В) музыканты начала 20 века


5.Продолжите предложения

А) Гербом Российской империи был двуглавый орел с царскими регалиями…

Б) Государственный флаг представлял собой полотнище с …

В) Государственный гимн начинался словами…

Самопроверка по ответам на обратной стороне доски.

Рефлексия:

  1. Что я узнал нового на уроке?

  2. Что запомнилось больше всего?

  3. Что не понял? В чём не разобрался? Причина.

Домашнее задание:

  1. Если вы изучили все указанные вопросы, выполните творческое задание, подготовьте сообщение или презентацию «Меценаты начала 20 века», подготовиться к словарной работе.

  2. Если вы что-то не успели выполнить на уроке, выполните дома по &, подготовиться к словарной работе.

Усвоение знаний учащимися достигается при пятикратном повторении учебного материала:

-опережающее домашнее задание;

-презентация нового материала учителем;

-закрепление нового материала по вопросам задания рабочего листа к уроку;

-домашнее задание по материалам пройденного;

-повторение пройденного по вопросам части рабочего листа .

Следующий урок начинается с повторения домашнего задания по рабочим листам предыдущего урока.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Технология полного усвоения знаний на уроках истории iconМетодическая разработка специальность: 050704 Дошкольное образование
Тема: Технология портфолио как средство усвоения знаний по методике музыкального развития
Технология полного усвоения знаний на уроках истории iconТема: «Технология объяснительно-иллюстративного обучения на примере использования репродукций живописных полотен для создания исторической образности на уроках истории Отечества в старших классах»
Живопись как активный элемент технологии объяснительно-иллюстративного обучения в создании исторической образности на уроках истории...
Технология полного усвоения знаний на уроках истории iconТесты входного контроля по отечественной истории
Вопросы по разделам для оценки степени усвоения теоретических и фактических знаний студентов на уровне знакомства
Технология полного усвоения знаний на уроках истории iconРуководство по усвоению учебного содержания уэ-0 Цель уэ : знакомство с темой и задачей урока, с критериями полного усвоения темы (смотри цели урока)
Цель уэ: знакомство с темой и задачей урока, с критериями полного усвоения темы (смотри цели урока). В тетрадях запишите: Двадцать...
Технология полного усвоения знаний на уроках истории iconТема: «Контроль знаний на уроках истории и обществознания»
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений...
Технология полного усвоения знаний на уроках истории iconПодходы, принципы к изучению культуры на уроках истории
В современной методике преподавания истории слабо изученной остается проблема преподавания культуры на уроках истории. Сами культурологи...
Технология полного усвоения знаний на уроках истории iconСистема заданий для проверки качества усвоения учащимися учебного материала по теме: «Алканы» в курсе органической химии
Ь может проверить базовые знания учащихся, другие задания заставляют ученика сравнивать и анализировать, есть задания, которые требуют...
Технология полного усвоения знаний на уроках истории iconПрименение цор на уроках истории в среднем звене
Целью данной работы является попытка обобщить результаты применения авторских цор и электронных учебников на уроках истории в среднем...
Технология полного усвоения знаний на уроках истории iconПрименение цор на уроках истории в среднем звене
Целью данной работы является попытка обобщить результаты применения авторских цор и электронных учебников на уроках истории в среднем...
Технология полного усвоения знаний на уроках истории iconМетодические рекомендации по организации и проведению дистанционной олимпиады на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися
Раскрыть теоретические основы раздела «Информатика как наука, как вид практической деятельности». Разработать фрагмент урока-экскурсии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы