Программа дисциплины icon

Программа дисциплины



НазваниеПрограмма дисциплины
Дата конвертации22.08.2012
Размер245.24 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>





Программа дисциплины



Компаративный анализ ценностных систем в цивилизационном контексте


для направления 080500.62 Менеджмент

(вторая ступень высшего профессионального образования)



Утверждена

Учебно-методическим Советом ПФ ГУ-ВШЭ

Председатель __________________________В.М.Архипов

«11» января 2007 г.


Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин

Зав.кафедрой _____________Е.В.Корчагина

«19» декабря 2006 г.




Пермь 2007 год



Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин


I. Пояснительная записка

1. Автор программы: старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ПФ ГУ-ВШЭ Зиновьева Лилия Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ПФ ГУ-ВШЭ Корчагина Е.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ПФ ГУ-ВШЭ Раков В.М., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ПФ ГУ-ВШЭ Широян С.Ш.

2. Требования к студентам: приступая к изучению данного курса, студент должен прослушать полный курс следующих дисциплин гуманитарного блока: философия, экономическая история, культурология и факультатива «Протестантская трудовая традиция». Студент должен уметь грамотно пользоваться полученными знаниями и творчески использовать их на семинарских занятиях и в самостоятельной работе. Необходимыми исходными навыками являются умение логически мыслить, анализировать текст, рассуждать, четко и связно выражая свои мысли.

3. Аннотация: Кафедра гуманитарных дисциплин ПФ ГУ-ВШЭ ставит перед собой задачу дать студентам интегративные знания гуманитарного характера, поэтому курс является синтезирующим по блоку гуманитарных дисциплин.

Цель изучения курса - содержательное единство всего комплекса читаемых по кафедре дисциплин. Изучение курса компаративистики находится в тесной связи с освоением материала дисциплин «Культурология», «Философия», «Социология», «Политология», «История экономики». Компаративистика являет собой момент встречи этих дисциплин, она выводит студента в междисциплинарное пространство интеллектуального поиска и, таким образом, помогает ему ориентироваться в становящемся все более сложном и многообразном мире.

Принцип компаративности реализуется через всестороннее рассмотрение ценностной структуры – философских, религиозных, моральных, социальных, экономических, политических, ее аспектов в историческом контексте.
Структура лекционной части факультатива базируется на основных либеральных ценностях, каждая из которых раскрывается в ракурсе конкретной дисциплины, ее теоретических подходов и категорий. Студенты учатся воспринимать иные культуры и ценности в режиме диалога и толерантности. Живой диалог позволит студентам увидеть при этом общую гуманитарную картину и прошлого, и современности, понять аналитическую значимость гуманитарных дисциплин, возможность их прикладного использования в будущей профессиональной деятельности.

Освоение курса компаративистики является необходимым элементом профессиональной подготовки студентов экономического ВУЗа, так как оно позволяет им понять ценностные основания различных культур и человеческих сообществ, связь этих оснований с экономикой и социальной жизнью, а также помогает им учитывать культурные и ценностно окрашенные различия между людьми в будущей профессиональной деятельности.

Практическая часть факультатива является необходимой отработкой навыков всестороннего гуманитарного анализа задач, встающих перед будущими специалистами.

4. Учебная задача курса: дать студентам интегративные знания гуманитарного характера, систематизирующие и обобщающие ранее изученный материал по блоку гуманитарных дисциплин. В итоге для студентов весь комплекс читаемых по кафедре дисциплин должен представлять собой содержательное единство.

Основными задачами курса являются:

  • формирование у студентов умения проводить сравнительное изучение различных ценностных систем на основе определенной совокупности объективных критериев;

  • знакомство студентов с различными типами культур, обществ, экономик, с их специфическим содержанием, характерными чертами и типичными моделями ценностно ориентированного поведения;

  • развитие гуманитарной культуры студентов, формирование гуманистических культурных ориентаций, преодоление однобокого рационалистического и прагматического взгляда на будущую профессию и профессиональную деятельность.

В результате изучения курса студент должен:

Знать:

  • основные системы ценностей, свойственные традиционным и современным обществам, их структуру;

  • содержание и обоснование либеральной системы ценностей, историю ее становления и тенденции развития

  • каким образом и посредством каких механизмов они (ценности) транслируются в в повседневную жизнь.

Уметь:

  • различать ценностные системы различных эпох и объяснять эти различия;

  • видеть преемственность и разрывы в эволюции ценностей;

  • применять целостный гуманитарный анализ событий и фактов,

  • видеть ценностные мотивации и основания экономических действий и экономических систем.

  • учитывать специфику каждого сравниваемого объекта в решении профессиональных задач.

Иметь представление:

  • о системе ценностей как целостном, комплексном явлении;

  • ценностном единстве гуманитарного знания;

  • ценностной вариативности цивилизационных систем

  • о нелинейности развития культуры, многообразии культур, о ценности и неповто-римости каждой культуры, о роли культурного диалога в развитии общества;

  • об основных тенденциях развития современного человечества, о культурных и иных аспектах глобализации;

  • основных понятиях либеральной системы ценностей, современных проблемах либерализма

Обладать навыками:

  • анализа разнородного материала для его конечного сведения к некоему общему, эвристически значимому образу;

  • терпимого отношения к ценностям различных культур;

  • практического применения полученных знаний в анализе экономических ситуаций и решении экономических задач.


5. Формы контроля:

  • Текущий контроль осуществляется на основе оценки знаний и активности студента, проявляемых на семинарских занятиях (в том числе по итогам текущих проверочных контрольных), работе на индивидуальных консультациях, а также по результатам проверки обязательных рейтинговых работ (эссе).

  • Итоговый контроль знаний проводится в виде устного зачета.

  • Итоговая оценка формируется на основе Положения о рейтинге, принятом в ПФ ГУ-ВШЭ.


III. Содержание программы.


Раздел I. Либерализм в контексте диалога традиций и новаций.

Тема 1. Либеральные ценности в сравнительно-исторической перспективе.

Прошлое и современное: диалог. Традиция – наследственность, повторяемость, стабильность. Новация (свобода) выход за культурные пределы и кризис. Единство новации и традиции как необходимость для существования культуры. Европа – модернизация на собственной основе, вторичная модернизация. Синтез традиции и новации – цивилизационный синтез – модернизационный баланс. Концепт современности.

Тема 2. Философия и типология традиции.

Сущность, структура, функции традиции. Типология традиции.

Традиция в России. Традиция и исламский мир. Традиция и Дальневосточный мир.

Античная традиция.

Средневековая (христианская) традиция/новация.

Византия – неоднозначность традиции, проекция на российскую цивилизацию.

Тема 3. Переходные общества и становление либерализма.

Возрождение и Реформация. Сложность процессов перехода. Причины и проблемы несостоявшейся Реформации: Франция, Скандинавия, Россия, Азия.

Ранний либерализм. Универсальность либеральных ценностей. Формализация как проявление универсальности (рационализм), «мусульманский либерализм»?

Тема 4. Либеральные ценности.

Свобода как ценность. Свобода, собственность, право. Гражданские, социально-политические свободы. Экономическая свобода.

Феномен гражданского общества. Гражданское общество, негосударственные и демократические институты. Общественный договор и право. Власть и общество. Гражданское общество в России.

Государство.

Рациональность.

Индивидуализм как ценность.

Индивидуализм, корпоративность, коллективизм, солидарность, ответственность, личность.

Толерантность. Толерантность и интолерантность.

Конкуренция как механизм социальной динамики.

Стабильность и динамика, традиционная, командно-административная система и рынок, элитарность и эгалитаризм, начальное неравенство и договор, закон как форма уравнивания, справедливость, конкуренция, эксклюзивность, равенство возможностей, средний класс, идея середины, медиация и инверсия как механизмы снятия социокультурных напряжений, массовое общество.


Раздел II. Современность как предмет компаративного анализа

Тема 5. Либерализм в условиях глобальных вызовов.

Проблемы становления нового миропорядка и перспективы либерализма.

Цивилизационные традиции и модернизации в эпоху глобализации и альтерглобализации.

Национальные государства, транснациональный характер капитала, мировой рынок. Геополитика. Глобализация - от иерархических систем к сетевым. (Интернет, МВФ, Банк Реконструкции и развития, ЮНЕСКО, ООН, НАТФА, ОПЕК)

Информационная эпоха, трансляция ценностей, образов и стилей жизни, проблема выбора, сохранения идентичности, трансформация идентичности: проблемы и противоречия – индивидуальный и групповой уровень.

Либерализм, современный фундаментализм, социалистические тенденции – проблемы взаимодействия.

Тема 6. Российская традиция и модернизация в компаративном аспекте.

VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Литература

Базовый учебник

Зиновьева Л.Е., Корчагина Е.В., Раков В.М., Широян С.Ш. Компаративный анализ ценностных систем в цивилизационном контексте. Учебно-методическое пособие. Пермь, 2007.

Основная

Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1-2. М., Аспект-пресс, 2000.

Дополнительная


Автономов В.С. Модель человека в экономической теории и других социальных наука // Истоки. Вып. III, М., Издательский дом ГУ ВШЭ, 1998.

Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли). - М.: Наука, 1993.

Александров И.А. Монархии Персидского залива. М., Дело и Сервис, 2000. –

Арон Р. Эссе о свободах. М., Праксис, 2005.

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Любое изд.

Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.

Бахмин В. О культуре толерантности в России. //Вестник Московской школы политических исследований «Общая тетрадь». – 2004. - №4. – С. 43-45.

Бек У. Что такое глобализация? - М., Прогресс-Традиция, 2001.

Бенедикт Р. Хризантема и меч. – М.: РОССПЭН, 2004.

Бергер П. Капиталистическая революция. М., Прогресс, 1994.

Берк Э. Размышления о революции во Франции. Канон-пресс, 1993.

Бринтон К. Истоки западного образа мысли. М., МШПИ, 2003.

Бурдье П. Практический смысл. Пер. с франц. - СПб.: Алетейя, 2001.

Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М., Логос, 2004.

Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.; Эдиториал УРСС. 1999.

Васильев Л.С. История религий Востока. М., КДУ, 2006.

Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т. Т. 2. Высшая школа, 2005.

Вигода Э. Государство и гражданское общество: от реагирования к сотрудничеству и партнерству. – М.: РАГС, 2003г.

Византизм и славянство. Великий спор. – М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001г.

Власть, бизнес и гражданское общество. – Материалы дискуссий. – М.: ОГИ, 2003.

Гайдар Е. Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории. М., Дело. 2005.

Гражданское общество: истоки и современность. СПб. Юридический центр Пресс. 2000.

Геллнер Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма. М.: Московская школа политических исследований, 2003. Серия: Библиотека Московской школы политических исследований.

Генон Р. Кризис современного мира. М., Арктогея, 1994.

Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург. У-Фактория. 2005.

Глобализация и национальные финансовые системы. М., Весь мир. 2005.

Григорьева Т.П. Дао и логос. М., Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1992

Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: курс лекций. М., ИНФРА-М, 2003.

Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург. У-Фактория. 2006.

Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. – М.: Алетейа, 2002г. Древние цивилизации. М., 1989.

Дружинин Н.Л. Япония. Экономическое чудо. С.-Пб. Питер, 2003.

Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация. Екатеринбург. У-Фактория. 2006.

Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. – М.: Наука, 2002.

Закария Ф. Будущее свободы. Нелиберальная демокра­тия в США и за их пре­делами, Москва: «Ладомир», 2004,

Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. - М., Магистр, 1998

Зидентоп Л. Демократия в Европе. М., Логос, 2004.

Империя пространства: хрестоматия по геополитике и геокультуре России / Сост. Д.Н. Замятин, А.Н. Замятин. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2003г.

Кара-Мурза С. Истмат и проблема Восток-Запад. М., Эксмо 2002.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Кастельс М. Галактика ИНТЕРНЕТ. – Екатеринбург: У-Фактория. 2004.

Кляйн Н. Заборы и окна: хроники антиглобализационного движения. М., Добрая книга. 2005.

Коэн Д., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. – М.: Весь мир, 2003.

Кругман П. Великая ложь – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004

Культура имеет значение. М., МШПИ, 2002.

Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., Университетская книга, 1997.

Лапицкий М. Деятельный без принуждения. М., Изд. дом НОВЫЙ ВЕК, 2002.

Ланьков А.Н. Быть корейцем. М., АСТ: Восток-Запад, 2006.

Леви-Строс К. Структурная антропология. Любое изд.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург. У-Фактория. 2005.

Леонард М. XXI век – век Европы. М., АСТ, 2006.

Либеральные реформы и культура. М., ОГИ, 2003.

Малявин В.В. Империя ученых. М., Европа, 2007.

Малявин В.В. Китай управляемый. М., Европа, 2005.

Масанори Моритани. Современное техническое и экономическое развитие Японии. М., Наука, 1986.

Мизес фон Л. Либерализм в классической традиции: Пер. с англ. М.: Начала-Пресс, 1994.

Многоликая глобализация. М., Аспект-Пресс, 2004.

Модели общественного переустройства России. ХХ век. М., РОССПЭН, 2004.

Мюллер А. История ислама. В 2-х т.т., М., ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина ХХ века). М., Прогресс-Традиция. 2000.

Пайпс Р. Собственность и свобода. М. МШПИ, 2001.

Раков В.М. «Европейское чудо» (Рождение новой Европы в XVI-XVIII вв.). Пермь, 1999.

Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов/ Под общ. ред. М.П. Мчедлова. – М.: Академический проект, 2003. (кафедра)

Русский мир: сборник. – М.: изд-во Эксмо, СПб.: Terra Fantastica, 2003.

Сен А. Развитие как свобода. М., Новое изд-во, 2004.

Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., Аспект-Пресс, 2001.

Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург. У-Фактория. 2006.

Сэнсом Дж.Б. Япония. Краткая история культуры. С.-Пб. Евразия, 1999.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., Ювента, 2003.

Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., Прогресс, 2001..

Толерантность. М., Республика, 2004.

Тораваль И. Энциклопедический словарь. Мусульманская цивилизация. – М.: Лори, 2001.

Уолцер М. О терпимости. М., Идея-Пресс, 2000.

Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.

Фитцджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. С.-Пб. Евразия, 1998.

Фридмен Милтон и Хайек Фридрих о свободе. В серии «Философия свободы», вып. 2. – М.: Социум, 2003.

Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек – М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004

Хайек фон Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. М., Аспект-Пресс, 1998.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург. У-Фактория. 2005..

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ.- М.: Аспект пресс, 1999.

Экономические реформы в России и Китае глазами российских и китайских экономистов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Республика, 1994.


2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

В течение изучения данного курса формой текущего контроля является такой вид работ как написание эссе.

Тематика эссе в приложении 2.


3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:

Уникальная ситуация ценностного единства и теоретической взаимодополняемости позволяет провести факультатив совместно, в форме полилога, делая центром отдельного обсуждения базовые либеральные ценности, ключевые процессы истории и современности, а также ценностные установки, определяющие социальную и профессиональную компетентность будущих специалистов (менеджеров, экономистов).

На семинарских занятиях также можно использовать форму полилога. При сопоставлении различных культурных традиций, анализе проблемных ситуаций можно прибегнуть к ролевым играм. На семинарских занятиях возможно использование таких форм обучения как доклады, тематические сообщения.

Тема 5 может быть вынесена на семинары. Тему 6 рекомендуется вынести на самостоятельную проработку для написания эссе.


4. Методические указания студентам:

Методические указания студентам учитывают как общие для ПФ ГУ-ВШЭ, так и утвержденные кафедрой в соответствии с ее спецификой требования и рекомендации. Семинарские занятия являются, исходя из специфики кафедры, с одной стороны, основной формой работы преподавателя со студентами, а с другой - формой контроля самостоятельной работы студентов.

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:

  • следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане семинарского занятия, не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными философскими текстами, хотя бы во фрагментах, стараться использовать в подготовке историко-философский материал, изложенный в лекциях. Необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы.

  • следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику.

  • следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы ее решения

  • при подготовке по теме семинарского занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.

Рекомендации к написанию эссе:

Исходя из особенностей гуманитарных дисциплин, кафедра особое внимание уделяет такому жанру, как эссе.

Эссе (опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным, изложением. Формы эссе могут варьироваться от сравнительного анализа до анализа статистических данных по изучаемой проблеме, примеров, иллюстрирующих исследуемую проблему, анализа материалов с использованием изучаемых моделей. Простая компиляция не рассматривается кафедрой как соответствующая жанру эссе.

При написании эссе рекомендуется выбирать тему, которая может иметь прикладное значение, вызывает личный интерес.

Работа над эссе обязательно должна включать обращение к оригинальным текстам. Если произведение слишком объемно, студент имеет возможность воспользоваться антологиями или хрестоматиями. Эссе позволяет сопоставить различные точки зрения на данную проблему, сформулировать собственную позицию. При написании эссе можно использовать разные формы сравнения: сопоставления, таблицы, диалоги и т.д.

Требования к эссе

Цель эссе – развитие у студентов навыков самостоятельной научной работы, творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Таким образом, помимо высокого уровня освоения темы, четкого лаконичного изложения сути поставленной проблемы, эссе обязательно должно содержать самостоятельный анализ и выводы по поставленной проблеме, демонстрирующие собственную позицию студента. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи.

Основные критерии оценки знаний на итоговом устном зачете:

Общие требования к качеству ответа должны оцениваться по следующим критериям (требования могут трансформироваться в зависимости от конкретной формы контроля – зачет, экзамен; основная дисциплина – дисциплина по выбору - факультатив):

  • знания базовых понятий и основных теорий;

  • умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения;

  • применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере;

  • умение формировать и аргументировать личную позицию;

  • наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала;

  • общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания.


5. Рекомендации по использованию информационных технологий.

При подготовке к семинарским занятиям, при написании эссе и рефератов целесообразно пользоваться Интернетом, электронными ридерами; при этом принципиально важно сохранить самостоятельное видение предмета или темы и отбирать лишь ту информацию, которая способствует их лучшему и самостоятельному раскрытию.


Рекомендуемые электронные адреса:

http://deja-vu4.narod.ru/Library.htm

http://sociology.extrim.ru/bibl.htm

http://www.libertarium.ru/libertarium/library

http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx

http://club.fom.ru/182/library.html

http://www.kulichki.com/moshkow/FILOSOF/

http://institutional.boom.ru/all.htm

http://www.russianparis.com/litterature/authors/philosophy.shtml

http://anthropology.ru/ru/texts/classic.html

http://books.atheism.ru/philosophy/

http://philosophy.allru.net/pervo.html

http://www.agnuz.info/library/books/filslov/main_ei.htm

http://deja-vu4.narod.ru/Content.htm

http://www.upelsinka.com/ups.htm

http://abuss.narod.ru/


http://www.ej.ru

http://www.ru newsweek.ru

http://gzt.ru/world

http://polit.ru

http://www.expert.ru

http://vlast.kommersant.ru

http://kommersant.ru

www.liberal.ru


Авторы программы Л.Е.Зиновьева

Е.В. Корчагина,

В.М.Раков,

С.Ш.Широян,



      1. Тематический расчет часов на 2007/2008 уч. год

по дисциплине «Компаративный анализ ценностных систем в цивилизационном контексте» для направления 080500.62 Менеджмент




п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего

часов

Лекции

Семинарские или практ. занятия

Всего



Раздел I. Либерализм в контексте диалога традиций и новаций.

Тема 1. Либеральные ценности в сравнительно-исторической перспективе.


4




4

4

8



Тема 2. Философия и типология традиции.

2




2

4

6



Тема 3. Переходные общества и становление либерализма.

2




2

4

6



Тема 4. Либеральные ценности.

4




4

4

8



Раздел II. Современность как предмет компаративного анализа

Тема 5. Либерализм в условиях глобальных вызовов.

4

6

10

6

16



Тема 6. Российская традиция и модернизация в компаративном аспекте.




2

2

8

10



Итого

16

8

24

30

54



Авторы программы Л.Е.Зиновьева

Е.В. Корчагина,

В.М.Раков,

С.Ш.Широян


Приложение 1

Факультет «Менеджмент»

Планы семинарских занятий по дисциплине

«Компаративный анализ ценностных систем в цивилизационном контексте»


Семинар № 1

Исламская цивилизация в цивилизационном контексте


  1. Портрет исламской цивилизации (историческая ретроспектива, социально-экономические основания).

  2. Базисные ценности исламского мира и западная цивилизация.
  3. Судьбы ислама на современном этапе. Проблема совместимости ислама и ценностей модернизации.

  4. Российская цивилизация и исламская цивилизация.




Литература


Базовый учебник

  • Зиновьева Л.Е., Корчагина Е.В., Раков В.М., Широян С.Ш. Компаративный анализ ценностных систем в цивилизационном контексте. Учебно-методическое пособие. Пермь, 2007.

Основная

  • Ерасов Б.С. Социальная культурология. . Ч.1-2. М., Аспект-пресс, 2000.

  • Лапицкий М. Деятельный без принуждения. М., Изд. дом НОВЫЙ ВЕК, 2002.

  • Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., Аспект-Пресс, 2001. Гл. X-XI.

Дополнительная

  • Васильев Л.С. История Востока. Т.2. М., Высшая школа, 2005.

  • Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.; Эдиториал УРСС. 1999.

  • Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. - М., Магистр, 1998

  • Кара-Мурза С. Истмат и проблема Восток-Запад. М., ЭКСМО-пресс, 2002.

  • Мюллер А. История ислама. В 2-х т.т., М., ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

  • Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 2003.

  • Тораваль И. Энциклопедический словарь. Мусульманская цивилизация. – М.: Лори, 2001.

  • Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., ООО «Издательство АСТ», 2003.

  • Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ.- М.: Аспект пресс, 1999.



Семинар № 2

Индия в пространстве компаративного анализа.


  1. Особенности становления индийской цивилизации.

  2. Ценностные основания цивилизаций Индии и России: сравнительная характеристика.

  3. Индийская модернизация в сравнительной перспективе.


Литература


Базовый учебник

  • Зиновьева Л.Е., Корчагина Е.В., Раков В.М., Широян С.Ш. Компаративный анализ ценностных систем в цивилизационном контексте. Учебно-методическое пособие. Пермь, 2007.

Основная

  • Ерасов Б.С. Социальная культурология. . Ч.1-2. М., Аспект-пресс, 2000.

  • Лапицкий М. Деятельный без принуждения. М., Изд. дом НОВЫЙ ВЕК, 2002.

  • Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., Аспект-Пресс, 2001. Гл. X-XI.

Дополнительная

  • Васильев Л.С. История Востока. Т.2. М., Высшая школа, 2005.

  • Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.; Эдиториал УРСС. 1999.

  • Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. - М., Магистр, 1998

  • Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов/ Под общ. ред. М.П. Мчедлова. – М.: Академический проект, 2003.



Семинар № 3

Дальневосточные цивилизации в мировом цивилизационном контексте.


1. Китайская и японская цивилизации: сравнительно-историческая характеристика:

- степень влияния китайской цивилизации на японскую и проблема своеобразия последней;

- китайская и японская культуры: общее и особенное. Ценностные основания китайской и японской цивилизаций; человек в китайской и японской цивилизациях.

- китайское и японское общество: общее и отличное;

- экономические основания китайской и японской цивилизаций.

2. Особенности японской и китайской модернизаций до середины XX в.

- японская и китайская модернизации во второй половине XX в. Японское и китайской экономическое чудо и их социокультурные основания.

- восточноазиатский вызов Западу и России и его возможные геостратегические и геоэкономические последствия.

Литература


Базовый учебник

  • Зиновьева Л.Е., Корчагина Е.В., Раков В.М., Широян С.Ш. Компаративный анализ ценностных систем в цивилизационном контексте. Учебно-методическое пособие. Пермь, 2007.

Основная

  • Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1-2. М., Аспект-пресс, 2000.

  • Лапицкий М. Деятельный без принуждения. М., Изд. дом НОВЫЙ ВЕК, 2002.

  • Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., Аспект-Пресс, 2001. Гл. X-XI.

Дополнительная

  • Бенедикт Р. Хризантема и меч. – М.: РОССПЭН, 2004.

  • Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М., 2004. Гл. 3.

  • Васильев Л.С. История Востока. Т.2. М., Высшая школа, 2005.

  • Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.; Эдиториал УРСС. 1999.

  • Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. - М., Магистр, 1998

  • Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация. Екатеринбург. У-Фактория. 2006.

  • Дружинин Н.Л. Япония. Экономическое чудо. М., 2003.

  • Культура имеет значение. М., МШПИ, 2002. Статьи Лусиен Пая и Ту Вэймина.

  • Масанори Моритани. Современное техническое и экономическое развитие Японии. М., 1986.

  • Сэнсом Дж.Б. Япония. Краткая история культуры. С.-Пб. Евразия, 1999.

  • Фитцджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. С.-Пб. Евразия,. 1998.

  • Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., ООО «Издательство АСТ», 2003.

  • Эйзенштадт Ш. Революция и преобразования обществ. М., Аспект пресс, 1999. Ч. 2. Гл. 4 и 7.

  • Экономические реформы в России и Китае глазами российских и китайских ученых. СПб., Шанхай, 2000.

  • Чен Х. Эти поразительные китайцы М., АСТ, Астрель. 2006.

  • Люттерйоганн М. Эти поразительные японцы М., АСТ, Астрель. 2006.



Семинар № 4

Российская модернизация – победы и поражения


  1. Цивилизационное положение российской цивилизации (предпочтения современной России – ХХI век).

  2. Место России в современном миропорядке: Россия и Западная Европа, Россия и «разные Азии», Россия и Россия (российское евразийство).

  3. Российская цивилизация в геополитическом пространстве: от «советского проекта» к современности. Поиск врагов или партнеров. Компромисс: достижение или проигрыш.



Литература


Базовый учебник

  • Зиновьева Л.Е., Корчагина Е.В., Раков В.М., Широян С.Ш. Компаративный анализ ценностных систем в цивилизационном контексте. Учебно-методическое пособие. Пермь, 2007.

Основная

  • Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1-2. М., Аспект-пресс, 2000.

  • Лапицкий М. Деятельный без принуждения. М., Изд. дом НОВЫЙ ВЕК, 2002.

  • Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., Аспект-Пресс, 2001. Гл. X-XI.

Дополнительная

  • Византизм и славянство. Великий спор. – М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001г. Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов/ Под общ. ред. М.П. Мчедлова. – М.: Академический проект, 2003.

  • Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.

  • Русский мир: сборник. – М.: изд-во Эксмо, СПб.: Terra Fantastica, 2003.

  • Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. – М.: Алетейа, 2002.

  • Империя пространства: хрестоматия по геополитике и геокультуре России / Сост. Д.Н. Замятин, А.Н. Замятин. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2003.

  • Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. - М., Магистр, 1998



Приложение 2

Факультет «Менеджмент»

Тематика эссе по дисциплине

«Компаративный анализ ценностных систем в цивилизационном контексте»


  1. Типология цивилизаций как проблема компаративистики.

  2. Компаративистский анализ традиций и их роли в Российской цивилизации.

  3. Цивилизация и новация: проблема принятия в Российской цивилизации.

  4. Российская и Европейская цивилизация – сравнительный анализ

  5. Конфуцианская цивилизация: Китай и Япония и Российская цивилизация – общее и различие.

  6. Цивилизации ислама и Российская цивилизация.

  7. Цивилизационные особенности буддизма и Российская цивилизация

  8. Россия как цивилизация: проблема идентичности

  9. Столкновение цивилизаций: реальность или …

  10. Российская цивилизация в процессе глобализации

  11. Миграция и проблемы межцивилизационных отношений (на примере России)

  12. Мегаполисы как территории встречи культур. Российские мегаполисы.

  13. Повседневность России в условиях культурных взаимодействий.

  14. Возможно ли появление новой цивилизации?
Приложение 3

Факультет «Менеджмент»

Вопросы для самоконтроля по дисциплине

«Компаративный анализ ценностных систем в цивилизационном контексте»


  1. Специфика компаративистского анализа

  2. Что такое цивилизация?

  3. Типология цивилизаций как проблема компаративистики

  4. Сравнительные характеристики цивилизаций

  5. Компаративистский анализ традиций и их роли в различных цивилизациях

  6. Цивилизация и новация: проблема принятия

  7. Европейская цивилизация и ее особенности

  8. Роль христианства в эволюции Западной цивилизации: прошлое и современность.

  9. Конфуцианская цивилизация: Китай и Япония – общее и различие.

  10. Цивилизации ислама

  11. Цивилизационные особенности буддизма

  12. Индийское общество: синтез, толерантность, источники напряженности

  13. Россия как цивилизация: проблема идентичности

  14. Российская традиция и модернизация в компаративном аспекте.

  15. Столкновение цивилизаций: реальность или …

  16. Глобализация как взаимодействие цивилизаций: проблемы и противоречия

  17. Глобализация, альтерглобализация, антиглобализация

  18. Феномен «глокализации»

  19. Либеральные и традиционные ценности

  20. Либерализм в условиях глобальных вызовов




Похожие:

Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины " Демография" по направлению
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 09 Трудовое право Цели и задачи дисциплины Программа дисциплины «Трудовое право России»
Программа дисциплины «Трудовое право России» подготовлена с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации, принятого 30...
Программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины "Вспомогательные исторические дисциплины: геральдика и генеалогия " Предназначена для студентов
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины " Источниковедение " Предназначена для студентов
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины " Археография " Предназначена для студентов
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины " Архивоведение " Предназначена для студентов
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Этнология» Предназначена для студентов 1 курса
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины иностранный язык на основе фгос впо рабочая программа по дисциплине включает в себя следующие разделы: Цель освоения дисциплины
Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций
Программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины " Методика исторического исследования " Предназначена для студентов
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины основы микробиологии, гигиены и экологии человека 2011г. Примерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины "историческая демография" Предназначена для студентов 1 курса, по специальности
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы