Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема icon

Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема



НазваниеРазвитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема
Дата конвертации21.08.2012
Размер159,16 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Развитие творческих способностей учащихся

как дидактическая проблема


В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускникам средних школ следует не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате соответствующим образом организованной деятельности. В качестве условий для развития творческих способностей учащихся могут выступать соответствующие технологии обучения. Причем на старшей ступени обучения эти технологии целесообразно согласовывать с профильной направленностью обучения.

Таким образом, проблема поиска условий для развития творческих способностей учащихся является одной из острых и актуальных проблем современного отечественного образования.

Необходимость развития творческих способностей учащихся является на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем дидактики. Действительно, способность творить, создавать новое, мыслить неординарно – это залог успеха человека в условиях современного стремительно изменяющегося мира. И в этом смысле творческая личность, поиск условий, необходимых для её становления является определяющим исходным пунктом дидактических исследований практической деятельности современного учителя.

Проблема «творчества», характеристик творческой личности находится в центре внимания исследователей очень давно. Обратимся к важнейшим результатам этих исследований.

При рассмотрении понятий «творческие способности» и «развитие творческих способностей» можно взять за основу работы С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Н. Лука, Р.С. Немова, Е.Н. Степанова и др.

Прежде чем, говорить о понятии «творческие способности», рассмотрим более широкое понятие «способности». С. Л. Рубинштейн понимал под способностями пригодность к определенной деятельности. Он считал, что главными показателями, которые позволяют судить о способностях, являются легкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Способность, по С. Л. Рубинштейну, представляет сложное синтетическое образование личности.

Согласно Б.М. Теплову, понятие способностей включает в себя три признака: 1) под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; 3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Р.С. Немов, продолжает мысль Б.М. Теплова: способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Под творческими же способностями понимаются такие, которые определяют процесс «создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, иными словами, творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности».

Исследователи выделяют также критерии развития творческих способностей. В частности, Е.Н. Степанов предложил в практике обучения и воспитания творческих способностей в школе опираться на следующие критерии : чувство новизны; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество; критичность. В качестве показателей учёный рассматривает следующие: умение и стремление к познанию; наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях; развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей; обладание способности к рефлексии, оценке и самооценке.

Понятие творческих способностей неразрывно связано с понятием творческая деятельность, т.к. именно в ней проявляются и развиваются эти способности. Обозначим черты творческой деятельности :

1. Самостоятельный перенос знаний, умений и навыков в новую ситуацию: решая какую-либо новую для него проблему, ученик способен использовать давно усвоенные знания, умения и навыки для поиска соответствующего решения.

2. Видение новой проблемы в знакомой ситуации.

3. Видение новой функции объекта: человек, привыкая к окружающим предметам и их значению, умеет усматривать в них способность служить иной, неожиданной цели;

4. Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый.

5. Видение структуры объекта: человек, столкнувшись с ситуацией, проблемой, новым текстом, улавливает все элементы этого объекта, существенное и несущественное соотношение этих элементов;

6. Альтернативное мышление, т.е видение возможных решений данной проблемы, различных способов решения, наличия противоречивых доказательств, иными словами, разностороннее видение объекта (проблемы);

7. Построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.

Черты творческой деятельности проявляются не одновременно при решении каждой проблемы, а в различном сочетании и с различной силой.

Деятельность учащихся в любой области состоит из двух компонент. Одни действия можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Выпускникам средних школ следует не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Это вряд ли возможно без создания специальных условий в рамках образовательного процесса для развития творческих способностей учащихся.

Острая актуальность развития творческих способностей для современного человека обусловливает необходимость активизации поиска педагогических условий их развития в образовательном процессе современной школы.

В качестве методологического основания исследования выбран деятельностный подход к организации образовательного процесса. Сущность подхода вытекает из основных положений философии диалектического материализма: личность формируется через деятельность. Основатель подхода – А.Н. Леонтьев писал: «Для овладения достижениями человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществлять деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями». В числе основных положений подхода следующие: утверждение представления о социальной, деятельностной и творческой сущности человека; взгляд на деятельность как основное средство и решающее условие развития личности; утверждение о том, что именно в деятельности человек проявляется как субъект своего развития; необходимость организации в школе полноценной в социально-нравственном отношении жизнедеятельности личности; необходимость формирования деятельности личности как целостного психологического процесса, включающего потребность, мотив, цель и содержание, действия и операции, средства, результат, организация, регулирование, контроль, самоанализ и оценка результатов своей деятельности.

Каким же образом должна быть организована учебная деятельность школьников, чтобы максимально полно раскрыть их творческие возможности?

Итак, творческие способности развиваются и проявляются в процессе творческой деятельности. Творческая деятельность вообще и творческая деятельность ребёнка различаются.

Творчество или творческая деятельность определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. По словам Я.А.Пономарева в творчестве необходимо различать два рода критериев – психологические и социологические. Т.е. создаваемое новое является новым и для создающего и для всех. Детское творчество не является творчеством в полной мере: оно является таковым только в психологическом отношении. Ребенок создает новое лишь для себя, но не создает нового для всех. Но отсутствие общественной новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения, творчество следует определить как «форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение» (там же). Детское творчество – это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Но, ни сообщение знаний о способах творческой деятельности, ни само осуществление данных способов в сходных ситуациях, ещё не может обеспечить накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом. Чтобы его приобрести, ребенку «необходимо самому оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности» (там же).

Итак, для того, чтобы обучиться творческой деятельности, а в процессе такого обучения будут естественно развиваться творческие способности учащихся, нет иного способа, кроме практического решения творческих задач, это требует наличия у ребёнка творческого опыта и, в то же время способствует его приобретению.

Сущность развития личности ребенка состоит в качественном изменении деятельности, в которой он выступает как субъект. Эти изменения происходят за счет изменения целей, задач, предметных действий, операционной и мотивационной сторон деятельности, а также позиции самого ребенка, который, накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным. Однако те или иные качества личности ученика развиваются не в процессе деятельности вообще, а в ходе осуществления вполне определенных по содержанию и структуре конкретных форм деятельности. Поскольку, как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается, необходимо определить, в чем заключаются развивающие возможности обучения. Выбор той или иной логики построения процесса обучения определяется, как и все процессы познания, диалектикой связи субъекта познания и объекта познания, а также характером взаимодействия субъектов познания. (Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект, т.е учитель; Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания, т.е ученик).

Взаимодействие объекта и субъекта познания проявляется, с одной стороны, в степени преобразования объекта, с другой – в способности субъекта использовать приобретенные знания в качестве метода дальнейшего познания. Это взаимодействие определяет и взаимосвязь творчества и регламентации в познавательном процессе. Современные концепции процесса обучения, нацеленного на развитие творческих способностей ученика, различаются, прежде всего, именно тем, как задан в обучении учебный материал, выступающий как объект познания ученика. Существенно важным в определении характера познавательной деятельности учащихся является отбор и создание таких логических конструкций знания, которые бы могли стать для учеников инструментом творческого познания и преобразования мира.

Таким образом, одним из вопросов, на который должна ответить логика построения процесса обучения, является вопрос о том, как должен быть задан объект познания учащихся в целях развития творчества учащихся .

Кроме определения способа структурирования учебного материала и путей формирования положительной мотивации, потребности в поиске при построении логики процесса обучения, направленного на включение учащихся в творчество, необходимо учитывать и характер взаимоотношений субъектов познания, влияющих на протекание творческого процесса. Согласно экспериментальным данным, творческий учитель, воспринимая каждую, стоящую перед ним учебно-воспитательную задачу как уникальную и предлагая оригинальные способы ее решения, тем самым передает свой творческий потенциал ученикам. В таких классах учащиеся более самостоятельны, инициативны, способны к поиску неординарных решений по сравнению со школьниками, руководимыми педагогом, жестко придерживающимся стандартных функционально-ролевых приемов воздействия.

Таким образом, второй вопрос, который должен быть разрешен при конструировании логики процесса обучения, заключается в нахождении условий взаимодействия участников познавательного процесса, оптимальных с позиции обеспечения наибольшей эффективности творческого поиска.

Таким образом, логика процесса обучения, понимаемого как процесс взаимосвязанного творчества учителя и учащихся, предполагает рассмотрение сущности следующих связей:

  1. Учитель – учебный материал (моделирование структуры учебного материала, процесса его передачи, планирование);

  2. Ученик – учебный материал (условия понимания, закрепления, присвоения знаний, превращения знаний в инструмент дальнейшего освоения и оценки явлений окружающего мира);

  3. Учитель – ученик, ученический коллектив (прогноз результатов изучения данного учебного материала конкретными учениками, выбор дидактической тактики и стратегии);

  4. Ученик – учитель, ученический коллектив (осознание собственной позиции, расширение социальных позиций в процессе обучения, перерастание воспитания в самовоспитание).

  5. Создание условий для развития творческих возможностей – актуальная проблема для любого возрастного периода жизни человека. Однако анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой особенностям развития личности старшеклассников, показывает, что именно в этом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности, которые влияют на развитие творческих способностей (6,7,8).

Возрастные особенности и их влияние на развитие творческих способностей учащихся представлены в таблице 2:

Возрастные особенности старшеклассников


Влияние на развитие творческих способностей личности

Доминанта развития личности учащихся

Развитие зоркости в поисках проблем и гибкости мышления, способности к переносу опыта, сближению понятий, творческого воображения.

Становление и развитие новообразований

Определяют направленность, эффективность, продуктивность и отношение к своему творчеству самого ученика. Это дает возможность повысить эффективность развития критичности сознания учащихся в этом возрасте. Ведущий тип деятельности - интимно-личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества ученика, направленность творчества на результат.

Стремление учащихся к социальной мимикрии и в то же время желание выделится в группе сверстников

Снижение эффективности организации педагогом творческой деятельности учащихся.



Интересен перечень условий, необходимых для развития творческих способностей, выделенных Р.С. Немовым . Таблица 3:


Условия

Их характеристика

Творческий характер деятельности

Ориентация деятельности на открытие нового, приобретением новых знаний.

Деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой

Расположение в потенциальной зоне развития учащихся.

Развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям

Необходимо развивать стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества.


Создание проблемных ситуаций в процессе обучения

Включение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся.


Практическое решение творческих задач

Требует наличия у учащихся творческого опыта и, в то же время способствует его приобретению.


Конструирование специальных педагогических ситуаций

Создание условий для творческого решения.

Стремление к самостоятельному решению творческих задач, а в лучшем варианте и к самостоятельной постановке этих задач

Развитие у учащихся фантазии и воображения, направленное на преодоление инертности мышления.



Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников невозможна без ясного представления о способах (механизмах) этой деятельности. К настоящему времени психологами выделены следующие группы механизмов творческой познавательной деятельности:

- поиск неизвестного с помощью анализа через синтез;

- поиск неизвестного с помощью эвристических приемов;

- поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма;

-поиск неизвестного с помощью механизмов взаимодействия интуитивного и логического начал.

Краткая характеристика механизмов представлена в таблице 4:

Механизм

Его характеристика

Анализ через синтез

Объект в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает в новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта таким образом, «вычерпывается» все новое содержание; он как бы «поворачивается» каждый раз другой своей стороной, в нем проявляются все новые свойства.

Эвристические приемы


а) понимание постановки задачи;


б) составление плана решения;


в) осуществление плана


г) Изучение полученного решения

Наводящие вопросы, «метод контрольных вопросов», «метод ключевых вопросов» (самый продуктивный список таких вопросов «как решать задачу» был составлен Д.Пойя). Помогает посмотреть на задачу с новой, неожиданной точки зрения.

Что известно? Что дано? В чем состоит условие? Достаточно ли условия для определения неизвестного?

Найти связь между данным и неизвестным. Вопрос: не встречалась ли эта задача раньше, хотя бы несколько в другой форме?

Контроль над каждым шагом. Ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? Сумеете ли доказать, что он правилен?

Нельзя ли проверить результат? Нельзя ли проверить ход решения? Можно ли получить тот же результат иным методом решения.

Поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма

Использование различных аналогий: конкретных и абстрактных, живой природы и неживой, аналогий по форме, структуре, процессам и т.п.

Интуитивное решение творческих задач:

- прошлый опыт


- взаимосвязь научного и художественного познания

Использование вспомогательных задач, задач-подсказок. Можно осуществить путем изменения формулировки задачи, либо путем решения подзадач к этой же задаче.

Активизация интуиции путем сопоставления научного и художественного миров. Связь художественного и научного познания мира прослеживается «неявно» в нескольких видах, например, в «схожести» подходов эстетического и научного осмысления реальности и во влиянии эстетического вкуса на научное творчество ученого.



Исследователем Н.Н. Грачевым были выделены 5 этапов творческого процесса:

1. Беспокойство или создание задачи, т.е ситуация столкновения с какой-то задачей, идеей ставит перед человеком проблему, которую необходимо решить;

2. Подготовка, т.е человеком подробно исследуются все возможные решения и различные сочетания, способные дать удовлетворительный результат;

3. Вынашивание идеи, т.е прокручивание в мозгу различных «забытых» комбинаций;

4. Озарение, т.е своего рода свежий взгляд на ту или иную проблему.

5. Проверка идеи на верность. Обычно осуществляется с помощью эксперимента.

Таким образом, рассмотрение условий развития творческих способностей подростков позволяет нам выделить пути реализации их развития в процессе обучения в школе. Первый – организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся старшего школьного возраста. И второй путь через приобщение учащихся к художественно – творческой деятельности через изучение отдельных предметов.

Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности; творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются ею. Не всякая деятельность способствует развитию способностей вообще, а тем более творческих. Развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями. Другими словами, творческие способности развиваются только в любимой деятельности. Эту мысль развила Е.Л.Яковлева. Согласно ей основным психологическим условием развития творческого потенциала школьников является трансформация когнитивного содержания в эмоциональное. Трудно переоценить необходимость внутренней мотивации учения. Только на ее основе возможно успешное развитие способностей, создание благоприятных возможностей для развития одаренности. Основное отличие интеллектуально одаренных детей от обычных - высокая умственная активность, потребность в умственной работе, к познанию.


Список использованной литературы:


  1. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.

  2. Крейг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000

  3. Кулагина И.Ю.Возрастная психология // Развитие ребенка от рождения до 17 лет // Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180 с

  4. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков - М., Academi A, 1996

  5. Леонтьев А.Н. Сознание. Деятельность. Личность - М., 1977

  6. Немов Р. С. Психология – М.- Владос. 2001

  7. Немов Р.С. Психология - М., 1990.

  8. Пономарев Я. А. Психология творчества — М.: Наука, 1976. — 303 с.

  9. Российская Педагогическая энциклопедия в 2-х томах, Т-2 – Москва.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1999, 420с.

  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, - СПб, 1998.

  11. Скаткин А.М. Дидактика средней школы - М., 1982

  12. Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе // Методическое пособие - 2006.

  13. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий - М., 1961.

  14. Тряпицина А.П. Организация творческой учебно - познавательной деятельности - Ленинград, 1989.

  15. Юркевич В. C. Воспитание против одаренности // Проблемы развития познавательной активности детей в семье. – М., 1995




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема iconКрасногвардейский район Белгородской области Проблемное обучение как метод активизации мыслительной деятельности и развитие творческих способностей учащихся
Проблемное обучение как метод активизации мыслительной деятельности и развитие творческих способностей учащихся на уроках физики
Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема icon«Развитие творческих способностей учащихся через театрально-художественную деятельность» Автор: Копцева Лариса Алексеевна учитель начальных классов моу «Любинская сош №2»
«Развитие творческих способностей учащихся через театрально-художественную деятельность»
Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема icon«Как много девушек хороших…»
Цели и задачи: развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся
Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема icon«моя семья – как много в этом слове»
Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности
Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема iconТема урока: Обобщение знаний об имени существительном. (Аппликация на бархатной бумаги «Верба», стихи, посвященные маме) Цели урока
Й и умений в разнообразных ситуациях. Развитие индивидуальных свойств ученика – способностей, интересов, склонностей. Развитие личностно...
Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема iconЦель: Способствовать проявлению и развитию творческих способностей учащихся. Задачи
Содействие становлению и проявлению индивидуальности учащихся их творческих способностей
Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема iconРазвитие творческих способностей учащихся по авторской прог

Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема iconАнализ работы группы продленного дня учащихся начальных классов за 2008-2009 учебный год
Главная цель гпд – создание условий для полноценного развития личности младшего школьника: развитие эмоций, творческих способностей,...
Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема iconРазвитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению

Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема iconТворческие самостоятельные работы как условие самореализации личности учащихся на уроках немецкого языка
Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы