|
Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускникам средних школ следует не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате соответствующим образом организованной деятельности. В качестве условий для развития творческих способностей учащихся могут выступать соответствующие технологии обучения. Причем на старшей ступени обучения эти технологии целесообразно согласовывать с профильной направленностью обучения. Таким образом, проблема поиска условий для развития творческих способностей учащихся является одной из острых и актуальных проблем современного отечественного образования. Необходимость развития творческих способностей учащихся является на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем дидактики. Действительно, способность творить, создавать новое, мыслить неординарно – это залог успеха человека в условиях современного стремительно изменяющегося мира. И в этом смысле творческая личность, поиск условий, необходимых для её становления является определяющим исходным пунктом дидактических исследований практической деятельности современного учителя. Проблема «творчества», характеристик творческой личности находится в центре внимания исследователей очень давно. Обратимся к важнейшим результатам этих исследований. При рассмотрении понятий «творческие способности» и «развитие творческих способностей» можно взять за основу работы С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Н. Лука, Р.С. Немова, Е.Н. Степанова и др. Прежде чем, говорить о понятии «творческие способности», рассмотрим более широкое понятие «способности». С. Л. Рубинштейн понимал под способностями пригодность к определенной деятельности. Он считал, что главными показателями, которые позволяют судить о способностях, являются легкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Способность, по С. Л. Рубинштейну, представляет сложное синтетическое образование личности. Согласно Б.М. Теплову, понятие способностей включает в себя три признака: 1) под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; 3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Р.С. Немов, продолжает мысль Б.М. Теплова: способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Под творческими же способностями понимаются такие, которые определяют процесс «создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, иными словами, творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности». Исследователи выделяют также критерии развития творческих способностей. В частности, Е.Н. Степанов предложил в практике обучения и воспитания творческих способностей в школе опираться на следующие критерии : чувство новизны; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество; критичность. В качестве показателей учёный рассматривает следующие: умение и стремление к познанию; наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях; развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей; обладание способности к рефлексии, оценке и самооценке. Понятие творческих способностей неразрывно связано с понятием творческая деятельность, т.к. именно в ней проявляются и развиваются эти способности. Обозначим черты творческой деятельности : 1. Самостоятельный перенос знаний, умений и навыков в новую ситуацию: решая какую-либо новую для него проблему, ученик способен использовать давно усвоенные знания, умения и навыки для поиска соответствующего решения. 2. Видение новой проблемы в знакомой ситуации. 3. Видение новой функции объекта: человек, привыкая к окружающим предметам и их значению, умеет усматривать в них способность служить иной, неожиданной цели; 4. Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый. 5. Видение структуры объекта: человек, столкнувшись с ситуацией, проблемой, новым текстом, улавливает все элементы этого объекта, существенное и несущественное соотношение этих элементов; 6. Альтернативное мышление, т.е видение возможных решений данной проблемы, различных способов решения, наличия противоречивых доказательств, иными словами, разностороннее видение объекта (проблемы); 7. Построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных или не являющегося комбинацией известных способов решения. Черты творческой деятельности проявляются не одновременно при решении каждой проблемы, а в различном сочетании и с различной силой. Деятельность учащихся в любой области состоит из двух компонент. Одни действия можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Выпускникам средних школ следует не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Это вряд ли возможно без создания специальных условий в рамках образовательного процесса для развития творческих способностей учащихся. Острая актуальность развития творческих способностей для современного человека обусловливает необходимость активизации поиска педагогических условий их развития в образовательном процессе современной школы. В качестве методологического основания исследования выбран деятельностный подход к организации образовательного процесса. Сущность подхода вытекает из основных положений философии диалектического материализма: личность формируется через деятельность. Основатель подхода – А.Н. Леонтьев писал: «Для овладения достижениями человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществлять деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями». В числе основных положений подхода следующие: утверждение представления о социальной, деятельностной и творческой сущности человека; взгляд на деятельность как основное средство и решающее условие развития личности; утверждение о том, что именно в деятельности человек проявляется как субъект своего развития; необходимость организации в школе полноценной в социально-нравственном отношении жизнедеятельности личности; необходимость формирования деятельности личности как целостного психологического процесса, включающего потребность, мотив, цель и содержание, действия и операции, средства, результат, организация, регулирование, контроль, самоанализ и оценка результатов своей деятельности. Каким же образом должна быть организована учебная деятельность школьников, чтобы максимально полно раскрыть их творческие возможности? Итак, творческие способности развиваются и проявляются в процессе творческой деятельности. Творческая деятельность вообще и творческая деятельность ребёнка различаются. Творчество или творческая деятельность определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. По словам Я.А.Пономарева в творчестве необходимо различать два рода критериев – психологические и социологические. Т.е. создаваемое новое является новым и для создающего и для всех. Детское творчество не является творчеством в полной мере: оно является таковым только в психологическом отношении. Ребенок создает новое лишь для себя, но не создает нового для всех. Но отсутствие общественной новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения, творчество следует определить как «форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение» (там же). Детское творчество – это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Но, ни сообщение знаний о способах творческой деятельности, ни само осуществление данных способов в сходных ситуациях, ещё не может обеспечить накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом. Чтобы его приобрести, ребенку «необходимо самому оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности» (там же). Итак, для того, чтобы обучиться творческой деятельности, а в процессе такого обучения будут естественно развиваться творческие способности учащихся, нет иного способа, кроме практического решения творческих задач, это требует наличия у ребёнка творческого опыта и, в то же время способствует его приобретению. Сущность развития личности ребенка состоит в качественном изменении деятельности, в которой он выступает как субъект. Эти изменения происходят за счет изменения целей, задач, предметных действий, операционной и мотивационной сторон деятельности, а также позиции самого ребенка, который, накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным. Однако те или иные качества личности ученика развиваются не в процессе деятельности вообще, а в ходе осуществления вполне определенных по содержанию и структуре конкретных форм деятельности. Поскольку, как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается, необходимо определить, в чем заключаются развивающие возможности обучения. Выбор той или иной логики построения процесса обучения определяется, как и все процессы познания, диалектикой связи субъекта познания и объекта познания, а также характером взаимодействия субъектов познания. (Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект, т.е учитель; Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания, т.е ученик). Взаимодействие объекта и субъекта познания проявляется, с одной стороны, в степени преобразования объекта, с другой – в способности субъекта использовать приобретенные знания в качестве метода дальнейшего познания. Это взаимодействие определяет и взаимосвязь творчества и регламентации в познавательном процессе. Современные концепции процесса обучения, нацеленного на развитие творческих способностей ученика, различаются, прежде всего, именно тем, как задан в обучении учебный материал, выступающий как объект познания ученика. Существенно важным в определении характера познавательной деятельности учащихся является отбор и создание таких логических конструкций знания, которые бы могли стать для учеников инструментом творческого познания и преобразования мира. Таким образом, одним из вопросов, на который должна ответить логика построения процесса обучения, является вопрос о том, как должен быть задан объект познания учащихся в целях развития творчества учащихся . Кроме определения способа структурирования учебного материала и путей формирования положительной мотивации, потребности в поиске при построении логики процесса обучения, направленного на включение учащихся в творчество, необходимо учитывать и характер взаимоотношений субъектов познания, влияющих на протекание творческого процесса. Согласно экспериментальным данным, творческий учитель, воспринимая каждую, стоящую перед ним учебно-воспитательную задачу как уникальную и предлагая оригинальные способы ее решения, тем самым передает свой творческий потенциал ученикам. В таких классах учащиеся более самостоятельны, инициативны, способны к поиску неординарных решений по сравнению со школьниками, руководимыми педагогом, жестко придерживающимся стандартных функционально-ролевых приемов воздействия. Таким образом, второй вопрос, который должен быть разрешен при конструировании логики процесса обучения, заключается в нахождении условий взаимодействия участников познавательного процесса, оптимальных с позиции обеспечения наибольшей эффективности творческого поиска. Таким образом, логика процесса обучения, понимаемого как процесс взаимосвязанного творчества учителя и учащихся, предполагает рассмотрение сущности следующих связей:
Возрастные особенности и их влияние на развитие творческих способностей учащихся представлены в таблице 2:
Интересен перечень условий, необходимых для развития творческих способностей, выделенных Р.С. Немовым . Таблица 3:
Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников невозможна без ясного представления о способах (механизмах) этой деятельности. К настоящему времени психологами выделены следующие группы механизмов творческой познавательной деятельности: - поиск неизвестного с помощью анализа через синтез; - поиск неизвестного с помощью эвристических приемов; - поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма; -поиск неизвестного с помощью механизмов взаимодействия интуитивного и логического начал. Краткая характеристика механизмов представлена в таблице 4:
Исследователем Н.Н. Грачевым были выделены 5 этапов творческого процесса: 1. Беспокойство или создание задачи, т.е ситуация столкновения с какой-то задачей, идеей ставит перед человеком проблему, которую необходимо решить; 2. Подготовка, т.е человеком подробно исследуются все возможные решения и различные сочетания, способные дать удовлетворительный результат; 3. Вынашивание идеи, т.е прокручивание в мозгу различных «забытых» комбинаций; 4. Озарение, т.е своего рода свежий взгляд на ту или иную проблему. 5. Проверка идеи на верность. Обычно осуществляется с помощью эксперимента. Таким образом, рассмотрение условий развития творческих способностей подростков позволяет нам выделить пути реализации их развития в процессе обучения в школе. Первый – организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся старшего школьного возраста. И второй путь через приобщение учащихся к художественно – творческой деятельности через изучение отдельных предметов. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности; творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются ею. Не всякая деятельность способствует развитию способностей вообще, а тем более творческих. Развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями. Другими словами, творческие способности развиваются только в любимой деятельности. Эту мысль развила Е.Л.Яковлева. Согласно ей основным психологическим условием развития творческого потенциала школьников является трансформация когнитивного содержания в эмоциональное. Трудно переоценить необходимость внутренней мотивации учения. Только на ее основе возможно успешное развитие способностей, создание благоприятных возможностей для развития одаренности. Основное отличие интеллектуально одаренных детей от обычных - высокая умственная активность, потребность в умственной работе, к познанию. Список использованной литературы:
|