Внешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран) icon

Внешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран)



НазваниеВнешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран)
Дата конвертации21.08.2012
Размер101.81 Kb.
ТипРеферат
Внешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран)


Внешнеполитические полномочия парламентовСодержаниеСодержание 21. Делегирование полномочий парламента 32. Внешнеполитические полномочия парламентов зарубежных стран 5 2.1. Австрия 5 2.2. Португалия 5 2.3. США 6 2.4. Швейцария 8 2.5. Япония 9Список использованных источников 12 Делегирование полномочий парламента Полномочия парламента зависят от того, закреплены ли они в конституцииили законах или их компетенция охватывает определенную сферу общественныхотношений. Главная задача парламента – принятие законов: конституций,поправки к ним, органические законы, а также ежегодно принимаемые законы огосударственном бюджете. Все они принимаются по особой процедуре, правда,неодинаковой для разных видов законов. Одним из важных институтов деятельности парламента являетсяделегирование полномочий. Обычно он уступает часть своих прав (полномочий)исполнительной власти – правительству. Делегированное законодательство – достаточно распространенное явлениедля современной западной государственной практики, его виды можноклассифицировать следующим образом: 1) фиксированная компетенция. Полномочия парламента строго закреплены в законе или конституции, есть конкретный перечень вопросов, по которым он принимает законы. Этот перечень называется фиксированной компетенцией (Франция). Вопросы, которые не попали в перечень полномочий парламента, могут решаться исполнительной властью – правительством; 2) уступка полномочий или прямая делегация. Парламент может принять специальный закон, в котором делегирует часть своих полномочий правительству, но нормы, принимаемые правительством, находятся под контролем парламента; 3) принятие такого закона, где полномочия на издание нормативных актов правительством подразумеваются. Этот вид используется тогда, когда закон, принятый парламентом, сформулирован неопределенно, не конкретно, требует развития при помощи правительственных актов. Во Франции такие законы называются законами-рамками, или рамочными законами, в англосаксонских странах – скелетным законодательством. Правительство получает косвенное право на издание нормативных актов, конкретизирующих закон. В научных источниках называют и четвертый вид делегированногозаконодательства, когда правительство принимает нормативные акты,регулирующие весьма важные нормативные отношения без какого-то полномочиясо стороны законодательной власти. Парламент либо молчаливо соглашается стем, что правительство присвоило себе эти полномочия, либо, если он с этимне согласен, эти акты оспаривает или отменяет. Оспаривание и отменавстречаются редко. Как правило, такой вариант означает узурпациюполномочий, присвоение полномочий исполнительной властью без разрешенияпарламента. Есть еще один вид как бы делегированного законодательства –американский вариант.
В США конституция предусматривает круг полномочий, покоторым Конгресс принимает законы, исполнительная власть в лице Президентапринимает исполнительные приказы и подписывает исполнительные договоры.Существуют и законодательство, и судебная практика, которые разграничиваютэти сферы на законодательство, которым занимается Конгресс, и полномочияисполнительной власти. Но в некоторых случаях Президент принимаетисполнительные приказы или подписывает исполнительные договоры, которыефактически превышают полномочия исполнительной власти, например вопросы,связанные с организацией механизма управления государством, структуройгосударственных органов, их полномочий и т.д. Если Конгресс как бы необращает внимания на такие акты, то передача полномочий происходит безделегирования. Это тоже присвоение полномочий законодательной власти,которая осуществляется властью исполнительной. Наиболее характерен такойпроцесс не в сфере принятия актов, а в сфере заключения международныхдоговоров. Внешнеполитические полномочия парламентов зарубежных стран В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает)международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию,решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Особое значение имеют финансовые и контрольные полномочия парламента.В большинстве стран только он может устанавливать материальные обременениягосударства (в частности, принимать решение о государственных займах, озаймах у иностранных государств и международных организаций). Рассмотрим внешнеполитические полномочия парламентов некоторыхзарубежных стран. 1. Австрия Из внешнеполитических полномочий парламента Австрии наиболеесущественными являются решение вопросов войны и мира и одобрениемеждународных договоров. Решение об объявлении войны может приниматься насовместном заседании Национального совета и Федерального совета(«Федеральное собрание»). В условиях постоянного нейтралитета Австрииочевидно, что такое решение может быть принято лишь в случае вооруженнойагрессии против Республики. В одобрении Национального совета нуждаютсяполитические государственные договоры, а также иные договоры, если ониизменяют или дополняют законы. Такие договоры могут заключаться лишь ссогласия Национального совета. Федеральный совет может выдвигатьвозражения, но они могут отвергаться Национальным советом. 2. Португалия Ассамблея Республики не совершает действий, направленных на объявлениевойны или заключение мира. Она, согласно Конституции, принимаетпринципиальное решении по этим вопросам, причем с предложением можетвыступить правительство. Приняв принципиальное решение, Ассамблеяуполномочивает Президента Республики на совершение конкретных действий всоответствии с принятыми решениями. Следует также отличать принятиепринципиального решения по вопросам войны и мира и заключение договора омире или других договоров, касающихся этих вопросов и носящих нормативныйхарактер. В отношении этих договоров у Ассамблеи сохраняется право ихутверждения для того, чтобы их можно было ратифицировать, после чего онивступают в силу. В качестве одного из дополнений, внесенных в Конституцию в ходепересмотра в 1989 г; было учреждение такого демократического института, какреферендум, который может проводиться по вопросам, отнесенным к сфереобычного законодательства или международных соглашений. Парламенту здесьотведена роль органа, вносящего предложение о проведении референдума.Решение, в котором формулируется данное предложение, должно быть принятоабсолютным большинством депутатов Ассамблеи. Другим органом, который такжеможет внести аналогичное предложение, является правительство. На основепредложений указанных органов Президент объявляет о проведении референдума. 3. США Конгресс – это парламент США, орган, осуществляющий на федеральномуровне законодательные функции. Конкретные полномочия Конгресса США установлены в разделе 8 статьи I,а также поправкой XVI к Конституции, они закрепляются за Конгрессом как заединым целостным органом без разграничения по палатам. Данные полномочияреализуются посредством принятия законов при формально одинаковом (нораздельном) участии палат. В сфере внешней политики Конгресс имеет право объявлять войну,формировать и содержать армию и военно-морской флот, создавать правила поих организации и управлению ими. Обратим внимание на то, что, хотя право решать вопрос о вступлении СШАв военные действия Конституция безоговорочно относит к компетенцииКонгресса, фактически в большинстве случаев оно осуществляется Президентомстраны. За всю историю США только пять из приблизительно 200 войн, вкоторых они участвовали, были объявлены Конгрессом. Во всех остальныхслучаях палаты Конгресса лишь санкционировали правомерность уже идущихвоенных операций. Примерами могут служить военные действия Д. Эйзенхауэра вЛиване, Д. Кеннеди на Кубе, Л. Джонсона в Доминиканской Республике, Д.Картера в Иране, Р. Рейгана в Гренаде, Ливии и Персидском заливе, Д. Буша вПанаме и Иране. Юридическим основанием для перераспределении ролейКонгресса и Президента в сфере принятия решений об использованиивооруженных сил стали решения Верховного суда США начала XIX века, которымипризнано право Президента, как главнокомандующего армии и флота США, безсанкции Конгресса использовать вооруженные силы для отражения внезапногонападения на страну, а с получением в последующем санкции – вести«ограниченные, частичные и неполноценные» (imperfect) войны[1].Окончательное размежевание компетенции Конгресса и Президента врассматриваемой области произошло с принятием резолюции о военныхполномочиях 1973 г. В соответствии с ней Президент может направлятьвооруженные силы для участия в военных действиях по собственномуволеизъявлению только в том случае, если последние являются «неизбежными»,и только после предварительных консультаций с Конгрессом. В течение 48часов после принятия решения Президент обязан уведомить об этом Конгресс,представив доклад в письменном виде. Если в течение 60 дней Конгресс недает официального разрешения на продолжение военных действий, Президентобязан отозвать войска из района из ведения. В крайних случаях «дляобеспечения безопасности вывода» американских вооруженных сил этот срокможет быть продлен еще на 30 дней. Однако, если палаты примут совпадающуюрезолюцию о прекращении военных действий в любое время в рамках этогосрока, Президент обязан подчиниться. 4. Швейцария Полномочия Федерального собрания в сфере внешней политики связаны,прежде всего, с одобрением договоров, которые заключает или к которымприсоединяется Федеральный совет и которые влекут для Швейцарии новыемеждународно-правовые обязательства или утрату старых. Одобряямеждународный договор, Федеральное собрание облекает свое решение в формуфедерального закона. Поскольку ни один международный договор не можетприменяться в Швейцарии непосредственно, закон об одобрении международногодоговора устанавливает порядок применения его предписаний в стране. Однако из принципа одобрения международных договоров Федеральнымсобранием делаются существенные исключения. Так, не требуют одобренияпарламента договоры: 1) не содержащие новых обязательств для страны; 2)заключаемые Федеральным советом, исходя из той компетенции, которой оннаделен; 3) заключенные во исполнение договоров, которые были заключеныранее. В ряде случаев международные договоры утверждаются на общенациональномреферендуме. В сфере объявления войны и заключения мира существует следующееразграничение компетенции между Федеральным собранием и Федеральнымсоветом. Объявление войны Швейцарией может последовать только в случае ясновыраженной позиции Федерального собрания, что практически исключено в силувечного нейтралитета этой страны. Если же Швейцария подвергнется нападению,Федеральное правительство должно немедленно предпринять все необходимыемеры, которые диктует сложившаяся обстановка. Это включает также правоФедерального совета осуществить мобилизацию швейцарской армии при условиинемедленного созыва Федерального собрания, которое должно одобрить эти мерыФедерального правительства. Федеральное собрание решает вопрос о заключениимира. Это включает в себя полномочие, обязывающее Федеральный советвступить в переговоры о заключении мирного договора. Федеральное собрание обязано принять все меры для обеспечения внешнейбезопасности, а также для поддержания независимости и нейтралитетаШвейцарии. Это могут быть и меры дипломатического характера –приостановление или разрыв дипломатических отношений, предъявлениеультиматума и т.п. Если Федеральное собрание не действует, то подобные мерыможет осуществлять и Федеральное правительство. В действительности привозникновении угрозы Союзу извне Федеральное собрание предоставлялочрезвычайные полномочия правительству (например, во время первой и второймировых войн). 5. Япония Одним из основных положений Японской Конституции и законов,регулирующих деятельность парламента, является определение прав иполномочий парламента в области внешней политики и экономики. Парламентобсуждает и ратифицирует заключаемые правительством международные договорыи соглашения, принимает законы, регулирующие политические и экономическиеотношения Японии с зарубежными странами. Полномочия парламента в области бюджета и финансов имеютнепосредственное отношение к внешнеполитической и внешнеэкономическойдеятельности парламента. Так, парламент определяет и утверждает бюджетныеассигнования на содержание дипломатических органов как в стране, так и зарубежом, утверждает расходы, связанные с оказанием финансовой поддержкинациональным монополиям в их международной деятельности и др. Согласно Закону о парламенте и регламентом палат, всеми вопросами ,имеющими отношение к внешнеполитической и внешнеэкономической сфере, должнызаниматься комиссии по иностранным делам палаты представителей и палатысоветников, которые представляют на утверждение в соответствующие палатызаконопроекты о ратификации международных договоров и соглашений, проектырезолюций по различным вопросам внешнеполитической деятельности кабинетаминистров и т.д. Процедура прохождения законопроектов, связанных с внешнеполитическойдеятельностью Японского правительства такая же, как и в случае обычныхзаконопроектов. Однако при рассмотрении законопроекта о ратификациимеждународного договора палата представителей имеет такие же преимуществапо сравнению с верхней палатой, как и при утверждении проекта бюджета. Договоры подготавливаются к утверждению на пленарном заседании каждойпалаты комиссиями по иностранным делам. Что касается функций полномочий поиностранным делам каждой из палат, то в отношении комиссии по иностраннымделам палаты советников они определены законом следующим образом: 1)вопросы, относящиеся к дипломатии; 2) вопросы, относящиеся к международнымдоговорам; 3) вопросы, касающиеся международных конференций и международныхорганизаций; 4) вопросы, относящиеся к японским гражданам, проживающим заграницей и к внешней торговле; 5) вопросы, касающиеся въезда и выезда изЯпонии; 6) прочие международные вопросы. В отношении комиссии поиностранным делам палаты представителей в законе лишь сказано, что оназанимается вопросами, находящимися в ведении министерства иностранных дел. На практике Японский парламент не только утверждает представленныеправительством законопроекты о ратификации международных договоров, но иобсуждает его внешнеполитическую деятельность. Немаловажное значение имеет также право парламента обсуждатьвнешнеполитическую деятельность правительства в ходе парламентских дебатовоп выступлению министра иностранных дел на очередной сессии парламента. Итак, внешнеполитические полномочия парламентов носят ограниченныйхарактер. Парламент практически почти лишен возможности оказывать решающеевлияние на формирование и осуществление внешней политики. Он можетвысказывать свое мнение и осуществлять в доступных для него формах контрольза внешней политикой правительства. Эти функции обычно возлагаются накомиссии по иностранным делам соответствующих палат. Чисто формальнымиявляются права парламента объявлять войну и заключать мир, поскольку этиполномочия фактически полностью сосредоточены в руках правительства. Чтокасается принадлежащего некоторым парламентам права ратификации иденонсации международных договоров, то и это полномочие, как правило.лишено действенного характера: часто правительство имеет право заключатьмеждународные соглашения, не требующие ратификации их парламентом. Список использованных источников 1. Депутат парламента в зарубежных государствах. – М.: Юридическая литература, 1995. 2. Конституции зарубежных государств. / Сост. проф. В.В. Маклаков – М.: Издательство БЕК, 2000 – 592 с. 3. Конституционное право зарубежных стран = Constitushional law of foreing countries/ Фонд содействия правоохранит. органам «Закон и право»; Под ред. Лучина В.О. и др. – М.: Закон и право, 2001. – 687 с. 4. Парламентское право России. / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. – М.: Юрист, 1999. 5. Парламенты мира. [Сборник] – М.: Высшая школа Интерпракс, 1991. – 624 с. 6. Чиркин В.Е. Очерки парламентского права. – М.: ИГиП, РАН, 1993.-----------------------[1] См.: Fisher L. The Constitution between friends: Congress, thePresident and the Law. – N.Y., 1987. P. 287.----------------------- Международные организации по регулированию мировых товарных рынков Международные организации по регулированию мировых товарных рынков




Похожие:

Внешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран) iconВопросы к экзамену по конституционному праву зарубежных стран для студентов дневного и заочного отделений Понятие, предмет и сущность конституционного права зарубежных стран
Место и роль науки конституционного права зарубежных стран в системе юридических наук
Внешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран) iconВопросы к экзамену по конституционному (государственному) праву зарубежных стран для студентов дневного и заочного отделения понятие, предмет и сущность конституционного права зарубежных стран
Место и роль науки конституционного права зарубежных стран в системе юридических наук
Внешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран) iconПрограмма по дисциплине «налоговые системы зарубежных стран»
Целью изучения дисциплины «Налоговые системы зарубежных стран» является получение базовых знаний по основным направлениям, необходимых...
Внешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран) iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Конституционное право зарубежных стран Цели и задачи дисциплины Проведение занятий по учебному курсу «Конституционное право зарубежных стран»
В результате освоения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» студент должен знать
Внешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран) iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
Система конституционного права зарубежных стран: конституционно-правовые нормы и институты
Внешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран) iconГрафик лекций и семинаров по курсу «Гражданское и торговое право зарубежных стран» на 3 курсе международно-правового факультета
...
Внешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «конституционное право зарубежных стран»
Учебно-методический комплекс по Конституционному праву зарубежных стран составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Внешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция
Новейшего времени (сша, Великобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы,...
Внешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция
Новейшего времени (сша, Великобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы,...
Внешнеполитические полномочия парламентов (зарубежных стран) iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в феврале 2011 г. Административное право зарубежных стран 67. 81 Б 26
Барциц, И. Н. Административное право зарубежных стран : учеб метод комплекс : направление подгот. "Юриспруденция". Магист программа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы