История скорой помощи icon

История скорой помощи



НазваниеИстория скорой помощи
Дата конвертации21.08.2012
Размер390.53 Kb.
ТипРеферат
История скорой помощи


Московский Государственный Медико-стоматологический университет Кафедра истории медицины и правоведения. Зав. кафедрой доцент,к.м.н Пашков К.А. Курсовая работа ТЕМА : «ИСТОКИ СКОРОЙ ПОМОЩИ, МОСКОВСКАЯ СКОРАЯ ПОМОЩЬ ЗА 75 ЛЕТ, А. С. ПУЧКОВ И СКОРАЯ ПОМОЩЬ» Студента 1 курса 109 группы Вечернего лечебного факультета Выстрелкова А.С. Преподователь Вагина Е.И. Москва 2003г.ИСТОКИ СКОРОЙ ПОМОЩИ Во времена самой глубокой древности, как порыв милосердия, у человекавозникала потребность оказать помощь страждущему. Это чувство в егопервозданном виде существует поныне. Поэтому принято считать, что самыммассовым видом медицинской помощи больным или пострадавшим от несчастныхслучаев является скорая медицинская помощь. С момента возникновения этот вид медицинской помощи претерпевал и досего времени претерпевает различные изменения. Идет постоянный поискнаиболее удобных и оптимальных форм организации этой службы как в городах,так и в сельской местности. К самому древнему учреждению, оказывавшему первую помощь, можноотнести «ксендокию». Это странноприимный дом, множество которых былоустроено на дорогах специально для странствующих пилигримов. На этом этапе«больного доставляли к врачу», а не как позднее, — «врача к больному». В XII веке в Англии рыцарями Иерусалимского ордена Святого Иоаннасоздается благотворительное общество, призванное для подачи первой помощипострадавшим от несчастных случаев, а в XV веке в Голландии такжеблаготворительное общество оказывает первую помощь утопающим. В XVIII веке в Амстердаме (1767) и в Гамбурге действуют обществаспасения, в задачу которых входит не только оказание помощи утопающим, но ипри несчастных случаях и внезапных заболеваниях.В России в XV—XVI веках существовали так называемые Богадельни, кудасвозили пострадавших, больных, немощных, обмороженных для «призрения» их иподачи первой помощи. В XVII веке в Москве ближний боярин царя Алексея Михайловича ФедорМихайлович Ртищев на свои средства построил в Москве несколько таких домов,и команда рассыльных, созданная из его дворовых людей, собирала по улицам«больных и калек» и свозила их в своеобразную лечебницу, прозванную внароде «больницей Федора Ртищева», где, по свидетельству современников,оказывался «амбулаторный приют нуждающимся во временной помощи». «Больница»эта служила одновременно и богадельней для людей, которых «человечестводолжно было взять на свои руки до самой смерти». Тот же Ртищев, сопровождая царя в походе во время польской войны,объезжал поля сражения после военных действий и, собирая в свой экипажраненых, доставлял их в ближайшие города, где обустраивал для них дома. Этобыло прообразом военных госпиталей. В начале XIX века в оказании скорой помощи большую роль игралипожарные. Первую пожарную команду создал московский градоначальник граф Ф.В. Ростопчин. Эта команда с 1823 года стала городским учреждением и вместес полицейскими оказывала медицинскую помощь пострадавшим от несчастныхслучаев.
Пострадавшие доставлялись в приемные покои, существовавшие приполицейских домах. В 1826году доктор Ф. П. Гааз ходатайствовал «об учреждении в Москвеособого врача для наблюдения, за организацию попечения о внезапнозаболевших, нуждающихся в немедленной помощи». Московские властиотрицательно отнеслись к этой просьбе, сочтя эту меру «излишней» и«бесполезной», ибо при каждой части (полицейской) Москвы «есть ужеположенный по штату лекарь». И только в 1844 году Гаазу удалось открыть вМ. Казенном переулке больницу для приема поступающих «по внезапным случаямдля пользования и оказания бесплатной помощи для лиц, подобранных на улицев бесчувственном состоянии». Больница находилась в ведении московского обер-полицмейстера. Кроме Гааза в больнице трудились ординаторы и фельдшера. Прибольнице имелась амбулатория, где оказывалась первая помощь. В стационаре,рассчитанном на 150 коек, всегда находилось вдвое больше больных. Больницакроме лечения заботилась о помещении престарелых в богадельни, об отправкебедных крестьян на родину и т. д. В середине XIX века бурный рост промышленности оказал немалое влияниена приток населения в города. Росло число предприятий, жилых домов, наулицах увеличилось движение транспорта. В связи с этим появилисьмногочисленные несчастные случаи на улицах, заводах и фабриках. Они уносиличеловеческие жизни или делали их инвалидами. Жизнь в самой резкой формеуказывала на необходимость службы, способной немедленно оказыватьмедицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев. Поначалу эта функциялегла на плечи добровольных пожарных обществ и общества Красного Креста, Новозможности их были недостаточны. Нужна была самостоятельная служба,способная решить эти задачи. Пусковым моментом к возникновению Скорой помощи как самостоятельногоучреждения был пожар Венского театра комической оперы, случившийся 8декабря 1881 года. Это происшествие, принявшее грандиозные размеры, врезультате которого погибло 479 человек, представляло ужасающее зрелище.Перед театром на снегу валялись сотни обожженных людей, многие из которыхполучили различные травмы во время падения. Пострадавшие свыше суток немогли получить никакой медицинской помощи, несмотря на то, что Вена в товремя обладала множеством первоклассных и хорошо оснащенных клиник. Вся этаужасная картина совершенно потрясла находившегося на месте происшествияпрофессора-хирурга Яромира Мунди, который оказался беспомощным перед лицомкатастрофы. Он не мог оказать действенной и подобающей помощи беспорядочнолежащим на снегу людям. На следующий же день доктор Я. Мунди приступил ксозданию Венского добровольного спасательного общества. Граф Ганс Гильчекпожертвовал новосозданной организации 100 тысяч гульденов. Этим Обществомбыли организованы пожарная, лодочная команды и Станция скорой медицинскойпомощи (центральная и филиал для оказания срочной помощи пострадавшим отнесчастных случаев. В первый же год своего существования Венская станцияскорой помощи оказала помощь 2067 пострадавшим. В составе бригады работаливрачи и студенты медицинского факультета. Вскоре, подобно Венской, была создана профессором Ф. Эсмархом Станцияв Берлине. Деятельность этих станций была настолько полезной и необходимой,что за короткий период в целом ряд< городов европейских государств сталивозникать подобные станции. Венская станция играла роль методическогоцентра. В России, где капиталистические отношения стали складыватьсязначительно позднее, первая Станция скорой помощи возникла в 1897 году вВаршаве. Затем примеру Варшавы последовали города Лодзь, Вильно, Киев,Одесса, Рига. Чуть позднее станции скорой помощи стали открываться вХарькове, Петербурге и Москве. Появление карет скорой помощи на московских улицах можно отнести к1898 году: До этого времени пострадавших, которые обычно подбиралисьполицейскими, пожарными, а иногда и извозчиками, доставляли в приемныепокои при полицейских домах Необходимый в таких случаях медицинский осмотрна месте происшествия отсутствовал. Часто люди с тяжелыми телеснымиповреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах.Сама жизнь требовала создания карет скорой помощи. В ту пору в Москве существовало Дамское благотворительное обществоВеликой княгини Ольги. Оно попечительствовало над приемными покоями приполицейских участках, больницами и богоугодными заведениями. Среди членовправления общества была потомственная почетная гражданка, купчиха АннаИвановна Кузнецова, активная деятельница этого общества, содержавшая насвои средства гинекологическую лечебницу. На необходимость создания каретА. И. Кузнецова откликнулась с глубоким пониманием и немедленно выделиланеобходимую сумму денег. При Сущевском и Сретенском полицейских участках 28 апреля 1898 годабыли открыты две первых Станции скорой помощи. На каждой Станции было поодной карете. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар. Каждая карета былаоснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочнымматериалом. Дежурили как штатные врачи полиции, так и сверхштатные. Радиусобслуживания ограничивался пределами своей полицейской части. Начиналосьдежурство в 3 часа дня, заканчивалось в это же время на следующий день.Медицинскому персоналу была выделена комната. Каждый вызов фиксировался вспециальном журнале. Указывались паспортные данные обслуживаемого больного,какой вид помощи ему оказывался, куда и в какое время он был доставлен.Вызовы принимались только на улицы. На квартиры выезды были запрещены.Вызывалась карета только через посланного им же по телефону. В связи с малым количеством частных телефонов полицейская часть, оналичии их имевшая сведения, входила в соглашение с их владельцами на своейтерритории, чтобы круглосуточно можно было вызвать скорую помощь. Правовызова скорой помощи имели только официальные лица — полицейский, дворник,ночной сторож. Кареты кроме оказания помощи осуществляли перевозку тяжелыхбольных из квартир в больницы. Обо всех значительных происшествиях задежурство докладывалось старшему врачу полиции. В первый же месяц своей деятельности обе станции подтвердилинеотъемлемое право на свое существование. Понимая необходимость этого, обер-полицмейстер города приказал расширить территорию обслуживания этихстанций, не дожидаясь открытия новых. Результаты двухмесячной работы Сущевской и Сретенской станцийпревзошли все ожидания. Ими было выполнено 82 вызова и 12 перевозок, на чтобыло затрачено 64 часа 32 минуты. Анализ работы станций показал, что первоеместо среди обратившихся за помощью занимали лица, находившиеся в состоянииалкогольного опьянения. Их было 27. Далее следовали пострадавшие от травмы.С ушибами и ушибленными ранами — 8 человек, с переломами конечностей — 4,падение с высоты — 6, падучая болезнь — 4 и т. д. Своим приказом № 212 обер-полицмейстер обязал принимать вызовы в первую очередь к пьяным, находящимся«в бесчувствии». Остальных же, по его мнению, надлежит доставлять вприемные покои на извозчиках. 13 июня 1898 года в истории Москвы была первая катастрофа, обслуженнаяСкорой помощью. На Иерусалимском проезде, в доме Суровцева, упаластроящаяся каменная стена. Было девять пострадавших. Выезжали обе кареты.Всем пострадавшим была оказана первая помощь, пять из них былигоспитализированы. Следующий, 1899 год был ознаменован открытием еще трех станций приЛефортовском, Таганском и Якиманском полицейских участках. В январе 1900года при Пречистенском пожарном депо была запущена шестая Станция скоройпомощи. И последней, седьмой стала Пресненская, вступившая в строй 15 мая1902 года. Таким образом, вся тогдашняя Москва в пределах Камер-Коллежскоговала, включая Бутырские улицы, обслуживалась семью каретами скорой помощи. Увеличение числа станций, конечно, не могло не сказаться на состояниифинансовых субсидий, жертвуемых А. И. Кузнецовой. Их хватало с большимтрудом. На содержание медицинских работников начали поступать средства избюджета города. С 1899 года врачи стали выезжать только на очень серьезныевызовы, а основная работа выполнялась фельдшерами, которые выезжали ссанитарами. В 1900 году обер-полицмейстер обратился к Городской Думе спрошением взять на содержание города кареты скорой помощи. Этот вопроспредварительно обсуждался на комиссии «О пользах и нуждах общественных», ибыло предложено финансировать каре ты из городского бюджета, а ремонтпроизводить на средства А. И, Кузнецовой. 19 декабря 1900 года на заседанииДумы это предложение было поддержано Гучковым, Герье и князем Голицыным.Дума ассигновала 2160 рублей в распоряжение Московского обер-полицмейстерана содержание двенадцати лошадей для карет скорой помощи и 375 рублей длялошадей пожарных команд. В 1902 году после открытия Пресненской станции эта сумма былаувеличена до 2957 рублей. Особым событием 1903 года стало появление вМоскве первой кареты для перевозки рожениц при родильном приюте братьевБахрушиных. В этом же году прогрессивными московскими врачами делаетсяпопытка организовать «неотложную» помощь на дому в связи с надвигавшейсяэпидемией холеры. Но этой идее так и не суждено было осуществиться. Москва продолжала расти, появилось большое количество многоэтажныхдомов, росло население, увеличивался общественный транспорт, открывалисьновые заводы и фабрики. В Москве участились несчастные случаи. Карет скоройпомощи, которыми располагало полицейское управление, уже не хватало. Надобыло искать выход из создавшегося положения. С предложениями изменитьстатус скорой помощи, выделив ее из ведомства полиции, выступил губернскийврачебный инспектор Владимир Петрович Поморцов. Аналогичные предложениязвучали и из уст других видных общественных деятелей. Профессор Московского университета Петр Иванович Дьяконов (1855—1908)предложил создать добровольное общество скорой медицинской помощи спривлечением частного капитала. С большим энтузиазмом взялся он за делосоздания общества, но преждевременная смерть помешала его завершить. Нотруды П. И. Дьяконова нашли своих последователей и в мае 1908 годасостоялось учредительное собрание общества, на котором был утвержден устави избрано его правление. Общество ставило своей целью оказывать бесплатнуюмедицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев на улицах, вобщественных местах, на фабриках, железных дорогах и прочих местах.Председателем правления общества был избран Сулима, секретарем —Меленевский. Общество, состоявшее из энтузиастов, преданных делу людей, всвоей деятельности решило применить все самое передовое, что было в мире вто время в области оказания экстренной медицинской помощи. Секретарьобщества, Меленевский, был командирован на конгресс скорой помощи воФранкфурт-на-Майне. Кроме Франкфурта он посетил Вену, Одессу и ряд другихгородов, имевших станции скорой помощи. Вернувшись из командировки,Меленевский сделал доклад, выводы которого было решено использовать приорганизации скорой помощи в Москве. Вскоре членами общества Варнеком, Меленевским и Остроуховым былавыпущена брошюра «Несчастные случаи и подача помощи потерпевшим при них.Станции скорой медицинской помощи, их задачи, устройства и деятельность».По существу, это был первый сборник инструкций для практических врачей какпо оказанию экстренной медицинской помощи больным, так и по организацииработы станций. Большую помощь в создании этого труда оказала Одесскаястанция скорой помощи, поделившаяся своим опытом организации работы. В 1908 году исполнилось десять лет существования в Москве карет скоройпомощи. Отдавая должное уважение заслугам А. И. Кузнецовой, Общество скороймедицинской помощи направило ей приветствие, в котором подчеркивались ееблагородная роль в создании столь важной службы для родного города, еебольшой вклад в дело оказания первой помощи пострадавшим. В этом жеприветствии члены Общества выразили свою озабоченность тем положением,которое создалось к тому времени в Москве. В нем указывалось, что «... внастоящее время, в связи с быстрым ростом населения Москвы, с развитиемгородских путей сообщения и осложнением жизни во всех ее отношениях, числонесчастных случаев в домах и на улицах увеличилось в таких размерах, чтоскорая, находящаяся у нас в заведывании полиции, уже совершеннонедостаточна сравнительно с запросами на нее». Понимая, что скорая приполиции не может обеспечить потребности города, общество всеми силамистарается создать в Москве службу, способную удовлетворить запросырастущего города, вырвать ее из подчинения полицейскому ведомству ипередать Обществу скорой медицинской помощи. Но это оказалось труднойзадачей и встретило много препятствий со стороны городских властей. В апреле 1909 года члены Общества организовали медицинскоеобслуживание массового мероприятия, посвященного открытию памятника Н. В.Гоголю. На призыв Общества откликнулось много врачей и студентов-медиков,которые активно поработали, оказывая первую помощь участникам празднеств.Хорошая организованная Обществом работа заслужила самые лестные отзывы вмосковской печати. Вдохновленный этим успехом Сулима еще раз подтвердилсвою уверенность в необходимости создания в Москве самостоятельной станциискорой медицинской помощи. В мае 1909 года он заявил на годичном собранииОбщества: «Мы пришли к такому заключению, что при осуществлении нашего делав Москве на первых порах необходимо учредить одну центральную станцию, авпоследствии по мере развития дела возможно будет учреждать филиальныестанции в различных частях города». В его планы входила закупка шестикарет, лошадей и весь необходимый для этого инвентарь. По приблизительнымподсчетам, на это требовалось около 30 тысяч рублей, а годичное содержаниетакой Станции с персоналом составляло 25 тысяч рублей. Такими средствамиОбщество не располагало. Планам Сулимы не суждено было осуществиться. Отсутствие финансовых средств, а также уход с поста председателяСулимы, в связи с его переводом в Петербург, сильно пошатнули деятельностьОбщества. Финансовое положение Общества нельзя было назватьудовлетворительным. Только в 1912 году за счет частных пожертвованийудалось сколотить необходимую сумму денег для создания станции иоборудования санитарного автомобиля. Станция эта была открыта наДолгоруковской улице и работали на ней врачи — члены Общества и студентымедицинского факультета. Помощь оказывалась в общественных местах и наулицах в радиусе Земляного вала и Кудринской площади. По мнению членов Общества, деятельность Долгоруковской станции должнаподдержать их в упорной борьбе, начатой Сулимой, за передачу всех имеющихсякарет в ведение Общества, окончательно разорвав узы, связующие их сполицией. Но Городская управа всячески препятствовала этим действиям.Приглашенный на одно из заседаний Общества член управы Малинин заявил:«Пусть Общество скорой помощи покажет свою деятельность, тогда управа,может быть, пойдет навстречу этой организации». В 1912 году доктором В. П. Поморцовым была разработана конструкциягородской кареты скорой медицинской помощи. Это был комбинированный типэкипажа как для скорой, так и для обслуживания хирургической помощи вармейских условиях, в качестве подвижного лазарета. Этот труд положилначало созданию отечественного санитарного транспорта. Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, изменила многое в судьберазвития скорой медицинской помощи. Материальные ресурсы былипереориентированы на фронт. Из полицейских участков исчезли кареты А. И.Кузнецовой, Долгоруковская станция прекратила свое существование, аединственный в Москве санитарный автомобиль, принадлежавший Обществу скоройпомощи, был мобилизован для перевозки раненых. Прекратили также свою работустанции Петрограда и многих других крупных городов России. В середине 1917 года, после Февральской революции, вновь поднимаетсявопрос о создании в Москве скорой помощи. В городском самоуправлениивыступает с докладом о необходимости организовать скорую медицинскую помощьв городе доктор В. П. Поморцов. На страницах периодической печатипоявляется статья доктора С. М. Швайцара с предложением открыть четыреподстанции скорой помощи при Старо-Екатерининской, Бахрушинской. Яузской иI Градской больницах. Но вопрос этот так и не был решен. Москва оставаласьбез скорой помощи.МОСКОВСКАЯ СКОРАЯ ПОМОЩЬ ЗА 75 ЛЕТ Октябрьские события 1917 года не решили проблемы: Москва еще целых двагода продолжала существовать без скорой помощи. Медицинская помощьпострадавшим и внезапно заболевшим оказывалась больницами, существовавшимиеще до революции, но, как и в древние времена, «больного доставляли кврачу», а не «врача к больному». Сама жизнь диктовала о необходимостисуществования службы скорой помощи как службы города, способной оказыватьэкстренную медицинскую помощь в любом месте и своевременно. В периодической и медицинской печати стали появляться статьи бывшихчленов бывшего Добровольного общества скорой помощи с настоятельнымитребованиями: «... организовать в Москве станцию скорой медицинскойпомощи!» Бывший губернский врачебный инспектор доктор В. П. Поморцов,работавший в то время врачом почтамта, в специальной записке, поданной им вМосковский Совет, изложил свои предложения по созданию службы экстреннойпомощи. Предложения были рассмотрены 18 июля 1919 года на заседанииКоллегии врачебно-санитарного отдела Московского Совета рабочих депутатов,проходившем под председательством Н. А. Семашко. Присутствовавшие назаседании В. А. Обух, В. С. Вейсборд, В. П. Неёлов, С. С. Молоденков, С. М.Щвайцар с пониманием отнеслись к предложениям В. П. Поморцова и вынеслиследующее постановление:«Организовать в Москве Станцию скорой медицинской помощи, куда передатькареты бывшей скорой помощи. В первую очередь организовать скорую помощьпри несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и вобщественных местах. Для чего должен быть приглашен заведующий Станцией,коему и поручается организация Скорой медицинской помощи, для обслуживанияСтанции — 15 врачей, из коих должны быть хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи, затем санитары и прочий персонал». Доктор В. П. Поморцов, приглашенный на должность заведующего Станцией,оказался в тяжелой ситуации: надо было найти транспорт, кадры, помещение. Вте трудные годы эта задача была не из простых. В одной кустарной мастерскойвзялись переделать старый трофейный автомобиль под карету скорой помощи.Здесь помогла разработанная В. П. Поморцовым еще в 1913 году конструкция«Городской кареты скорой помощи», по чертежам которой был создан работавшийна Долгоруковской станции санитарный автомобиль. Помещение для Станции былопредоставлено бывшей Шереметьевской больницей на Б. Сухаревской (нынеИнститут имени Н. В. Склифосовского). В левом крыле этого подковообразного дома были выделены три небольшиекомнаты. Долго пришлось ждать, когда отремонтируют помещение и проведуттелефоны. Гараж для единственной машины отвели на Миусской площади. 15 октября 1919 года Московская станция скорой медицинской помощиначала работать. Первый вызов был выполнен врачом Леонидом ГригорьевичемОвосаповым, и с тех пор Станция не прекращала ни на минуту своейдеятельности, всегда готовая оказать помощь больному или пострадавшему. Как и было указано в постановлении врачебной коллегии, помощьоказывалась преимущественно в несчастных случаях. Работа шла в трудныхусловиях. Тяжело было выезжать на полуразбитой машине. После поступлениявызова приходилось ждать этот автомобиль, пока приедет с Миусской площадииз гаража. После принятия вызова врач звонил в гараж, и машина направляласьна Б. Сухаревскую, чтобы взять врача. Но тогда это считалось достижением,так как доезд до больного на лошади потребовал бы значительно большеговремени. Несколькими месяцами позже автомашине нашли место в старомдеревянном сарае, находившемся во дворе больницы. Но машина была до тогоизношенной, что то и дело ремонтировалась. В 1920 году В. П. Поморцов заболел и через некоторое время былвынужден оставить работу на Станции. Руководство скорой помощи сталоосуществляться главным врачом Шереметьевской больницы Г. М. Герштейном, гдеСтанция была на правах отделения. Деятельность же Станции начала расти,увеличивалось число выездов. Она уже не могла довольствоваться только общимруководством текущей работы. Ей требовался руководитель, способный видетьперспективы развития этой службы, заниматься ею каждодневно. На тот моментнеобходимо было не улучшать организационные формы работы, а создавать их.Нужны были правила, инструкции и другие документы, регламентирующиедеятельность городской Станции, а их не существовало. Человеку,руководившему больницей, было не под силу поднимать эту целину. Жизньставила вопрос о руководстве Станции скорой помощи. В то тяжелое время в Москве разразилась эпидемия сыпного тифа,принявшая грандиозные размеры. Эпидемическая обстановка осложнялась скаждым днем. В борьбе с инфекцией нужно было принимать самые интенсивные ирешительные меры. Наскоро строились сыпнотифозные бараки, развертывалиськойки, перепрофилировались некоторые больницы. Были выделены машины, чтобыперевозить больных. Для организации борьбы с сыпнотифозной эпидемиейспециальным приказом по военному ведомству были отозваны с фронтовгражданской войны врачи-организаторы и направлены в распоряжениеМосковского отдела здравоохранения. Это были В. В. Крылов, И. А. Арутюнян,Гительзон, С. М. Кабачник, Т. Ю. Маркович и А. С. Пучков. Врачам былопоручено организовать эвакуационную службу, способную осуществлятьтранспортировку больных сыпным тифом и контролировать коечный фондинфекционных стационаров. Руководство Центральным эвакопунктом, по желаниювсех вышеупомянутых врачей, было поручено Александру Сергеевичу Пучкову. Закороткое время создается новый тип медицинского учреждения, роль которогобыла едва ли не решающей в ликвидации эпидемии. В самые тяжелыепослереволюционные годы, когда шла гражданская война, Городской эвакопункт,или как его называли Центропункт, работал с полной отдачей. Зимой нехватало топлива, в диспетчерских работали в шубах, часто гаслоэлектричество и наряды записывали при коптилке, но работа неостанавливалась ни на минуту. Охваченные энтузиазмом люди понимали своеназначение. Руководство Московского здравоохранения высоко ценило деятельность А.С. Пучкова как начальника Горэвакопункта. Его незаурядный организаторскийталант и добрая инициатива послужили причиной тому, что в конце 1922 годаему предложено возглавить Станцию скорой медицинской помощи. На Станции, куда А. С. Пучков пришел 1 января 1923 года, он былпоражен состоянием дел. Находившаяся без руководства, она являла жалкоезрелище: побитая санитарная автомашина, три небольшие комнатки,канцелярская книга для записи вызовов и два телефона. Вот и все. А. С.Пучков сразу, со свойственной ему энергичностью, принялся за дело. Преждевсего были слиты в единое учреждение Центропункт и Станция под однимназванием «Московская станция скорой медицинской помощи». К тому временистала заметно стихать эпидемия, и Пучков сосредоточил свое внимание наСкорой помощи. С Центропункта была переведена одна санитарная машина. Такимобразом Скорая стала располагать двумя автомобилями. Это было большимдостижением для того времени. А. С. Пучкову пришлось организовывать работус самих азов, так как не у кого было даже перенять опыт. Работали восновном по «устным преданиям», порою самым противоречивым. Не было ниинструкций, ни Положений. От дореволюционной скорой не осталось и следа. Сдействующими в то время Одесской и Петроградской станциями связь былазатруднена и, когда они прислали свои материалы, нужда в них отпала. Работа Станции шла в трудных бытовых условиях: в одной из трехимевшихся комнат, где располагались врачи, стояли два телефона, по которымпринимались вызовы, в другой — были фельдшера и медбратья, в третьей —размещались водители. Помещения отапливались печкой-буржуйкой. Частоотключалось электричество. Приняв по телефону вызов, врач направлялся всоседнюю комнату за фельдшерами, которые затем вызывали водителя.Автомобили, стоявшие в холодном сарае, заводились очень тяжело. Вот стакими трудностями приходилось постоянно сталкиваться I нашимпредшественникам, стоявшим у истоков Станции и прокладывавшим путь для нас,пришедших значительно позднее, когда Станция обрела славу и добруюпопулярность. Память этих людей светла, и труд их — подвиг. Мы сблагодарностью должны вспоминать первых врачей Скорой помощи: Л. Г.Овосапова, В. А. Кругликову, О. П. Пиногорскую. Т. Ю. Марковича, диспетчераР. Е. Груз, эвакуатора Н. Ф. Корсунскую и секретарей Станции А. С.Жданову и Е. А. Артемьеву. В арсенале оснащения бригад были два ящика — терапевтический ихирургический. В терапевтическом находилось около тридцати стеклянныхбаночек с различными жидкими медикаментами и противоядиями, а хирургическийящик был наполнен бинтами, ватой и набором хирургических инструментов. Ужесамо по себе наличие двух непомерно тяжелых ящиков создавало неудобство.[ С таким положением мириться было невозможно. Станция нуждалась в коренномпереустройстве. Начало реформации положило введение в 1923 году должностистаршего дежурного врача. Это было дерзким новшеством, вызвавшим бурювозмущения со стороны выездных врачей и ироническое отношение Петроградскойи Одесской станции скорой помощи. Тщательно, до мелочей был разработанстатус этой должности. И прежде всего — подбор кадров. По определениюПучкова, старший дежурный врач — это сердце и мозг оперативной службы. Вконечном итоге, в часы его работы от него зависит не только своевременностьоказания экстренной помощи в городе, но и крайне важная чуткость подхода кобращающимся на Станцию в тревожные, порою роковые минуты. Были скрупулезноподобраны и подготовлены к выполнению этих функций врачи, обладавшие нетолько глубокими профессиональными знаниями, но умевшие моментальноориентироваться в постоянно меняющейся обстановке в городе, правильноотдифференцировать угрожающие жизни состояния среди потока обращений итребований, максимально и целесообразно использовать дежурный персонал исанитарный транспорт. Это была когорта энтузиастов, в течение долгих леттрудившихся на Московской скорой помощи и беззаветно ей преданных. Сглубокой признательностью вспоминаются работавшие в разные годы старшиеврачи: С. А. Букин, В. И. Маслов, С. Д. Пшеничников, И. П. Червонский, С.И. Фортус, И. И. Клочков, А. И. Михеев, В. Ф. Мельников, М. И. Коршунова,С. Р. Израитель. Жизнь показала правильность введения этой должности, и теперь ни однаиз станций скорой помощи нашей страны не мыслит возможности работы безстаршего дежурного врача. И воспринимается это как само собой разумеющееся.Постепенно Московская станция приобретала у москвичей популярность,которая, в свою очередь, порождала обращаемость населения за экстренноймедицинской помощью. При количестве двух бригад, работавших на Станции,трудно было добиться своевременности прибытия. И это порождало жалобы инарекания, Только к 1926 году стали функционировать три бригады, а в 1927—1928 годах их было уже четыре. 1930 год был ознаменован введением пятойбригады. Скорая, как это и было намечено при ее создании, выезжала только нанесчастные случаи. Внезапные заболевания, случившиеся на дому, как бытяжелы они ни были, оставались необслуженными. Особенно плохо обстояло делос тяжело заболевшими в ночные часы. В 1926 году при Станции был организован дежурный пункт неотложнойпомощи для обслуживания внезапно заболевших на дому. В этих случаях кбольным выезжали врачи на мотоциклах с колясками, а потом на маленькихмашинах. Количество таких выездов увеличивалось с каждым месяцем, инаступил такой период, когда на Скорую было невозможно дозвониться, так какогромное количество людей стало обращаться по поводу внезапных заболеваний.Тогда было решено выделить неотложную помощь из состава Станции и передатьее в ведение районных отделов здравоохранения. За Станцией было оставленотолько методическое руководство этой службой и помощь в необходимыхслучаях. Такое разделение дало свой результат — число звонков на Скоруюрезко сократилось. В 1927 году создается еще один вид неотложной помощи —психиатрической. Со Станции высылался автомобиль с врачом-психиатром кбольным, находящимся в состоянии возбуждения, являющимся социально опаснымидля окружающих. В 1936 году эта служба была передана в психоприемник,находящийся в ведении городского психиатра. Во все времена важнейшей проблемой Станции была и остается связь. В говремя она была только телефонной. Двух телефонов, стоявших на столестаршего дежурного врача, стало не хватать. Их число постепенноувеличивалось. Сначала появился третий телефон, затем еще несколькоаппаратов. Чтобы отличить их голоса, стали регулировать звонки, но и это неспасало положение. «Рабочая газета» от 19 октября 1930 года так описываетработу диспетчерской: «Тринадцать телефонов в двух смежных маленькихкомнатах беспрерывными звонками взывают о помощи. В трубке то истерическинадрывно, то угрожающе и озлобленно, то спокойно и настойчиво требуютсрочной помощи. Книга записей фиксирует эти призывы: «упал ребенок с 4этажа», «зарезали в драке», «отравился», «задавило автомобилем» и т. д. В этой насыщенной тревогой и гулом атмосфере врач должен спокойновыполнять свое дело. Обстановка такова, что бывали частые обморокителефонисток. Месяц назад техническая реконструкция коснулась и этогоуголка. Заведующий Станцией А. С. Пучков изобрел тихую систему вызовов. Спомощью инженера А. В. Виноградова она осуществлена пока в одной комнате.Сейчас старший врач сидит за бесшумным коммутатором-пультом, по световомусигналу принимает вызов, нажатием кнопки дает световые сигналы выезжать, ичерез одну-две минуты световой сигнал сообщает, что карета выехала». Эти телефонные пульты А, С. Пучкова и инженера А. В. Виноградовадолгие годы служили Станции, подвергались неоднократной модернизации.Впоследствии они были введены на станциях скорой помощи Ленинграда, Киева идругих крупных городов. В дальнейшем на Станции были внедрены многие другие техническиеновшества, разработанные А. С. Пучковым при содействии того же инженера А.В. Виноградова. Это указатели числа свободных бригад, числа очередностибригад, карта-светоплан, на которой в считанные секунды можно было отыскатьместо вызова, аппарат конференц-связи. Все эти усовершенствования иизобретения значительно помогали в работе персоналу Станции, повышая ееоперативность. До 1922 года на Станции полностью отсутствовала какая-либостатистическая форма отчетности. А. С. Пучков разработал целую систему,способную проследить за работой Станции, проанализировать ее деятельность ипрогнозировать перспективы работы на будущее. Отчетность была как цифровой,так и графической, причем носила сигнальный характер. Статистические отчетыпозволяли, как в зеркале, видеть все детали работы Станции, отражавшиежизнь Москвы. Информация велась за истекшие сутки, декаду, месяц, квартал,год и т. д. Была введена особая система записи вызовов, позволяющая быстроотыскивать адреса. Эта система в последующем перешла в амбулаторно-поликлиническую сеть. Разрабатывались книги, бланки вызовов, листы учета работы машин и,наконец, сопроводительный лист, возвращаемый обратно на Станцию изстационара и служащий для контроля диагнозов врачей скорой помощи. Сейчасэтим пользуются все станции страны. Большую работу в деле разработки всех статистических форм Станциипровела ее первый статистик Евгения Владимировна Воздвиженская, вернаясподвижница А. С. Пучкова, беззаветно любившая Скорую и отдавшая свойбесценный труд на благо Станции. В сравнительно короткий срок Станция из малоизвестного населениюучреждения превратилась в одно из самых популярных. Судить об этом можно почислу обращений на Станцию. Если в 1922 году Станцией выполнено 2129вызовов, то на следующий, 1923 год их было уже 3659. Обращения сталивозрастать в арифметической прогрессии. За 1929 год при наличии четырехбригад число их возросло до 14762 вызовов. Начиная с 1926 года А. С. Пучкова беспокоило, что бригады скоройпомощи не могут быстро добраться до места происшествия, так как проделываютдлинный путь от Б. Сухаревской в отдаленные по тому понятию места города.Жизнь заставляла рассредоточивать бригады в целях приближения помощинаселению. Проделан большой путь по различным инстанциям, доказываянеобходимость открытия подстанций. «Москва растет, — писал начальникСтанции, — и именно сейчас надо вводить в работу скорой помощи принципдецентрализации бригад при централизации управления». Московские городскиегазеты («Вечерняя Москва». «Рабочая газета» и др. ) ратуют за открытиеподстанций. «Необходима помощь Скорой!» — красной нитью проходит этотпризыв в многочисленных газетных статьях. Потребовалось много времени, пока в конце 1930 года удалось добитьсяоткрытия подстанции на территории I Градской больницы. Было выделенонебольшое помещение, где разместили бригады и транспорт. Первые же неделиработы 1-й подстанции показали, насколько быстрее стала подаваться помощь. В последующие годы были открыты еще несколько подстанций. В 1933 годуна территории Боткинской больницы начала работать 2-я подстанция, которойпочти тридцать лет руководила Ольга Павловна Пиногорская — заслуженныйврач, сподвижница А. С. Пучкова, работавшая на Станции с 1919 года,беззаветно преданная Скорой помощи. В том же году была открыта 3-яподстанция, на Симоновом валу, на территории Первой Таганской больницы(ныне 13-я городская больница). Потребовалось еще три года, чтобы открыть врайоне Киевского вокзала на Брянской улице 4-ю подстанцию. В 1936 году Мосгорздравотделом эвакопункт был выделен из составаСтанции скорой помощи. Изменились его задачи по сравнению с теми, что былипри его организации в 1921 году в связи с эпидемией сыпного тифа. Сейчаснеобходимо было сосредоточить работу по контролю за состоянием коечногофонда города: его распределением и использованием. Постоянный же ростСтанции требовал большего организационного участия со стороны руководстваСкорой помощи. Это и послужило принятию решения о выделении эвакопункта всамостоятельное учреждение. За Станцией была оставлена экстренная перевозкабольных с острыми хирургическими заболеваниями. На Горэвакопунктвозлагалась транспортировка всех больных, включая инфекционных. Станция скорой помощи постоянно развивалась и росла, создаваладочерние учреждения срочной медицинской помощи, такие, как неотложнаяпомощь на дому, неотложная психиатрическая помощь, организовалаэвакопункт. В течение нескольких лет были открыты несколько подстанций. Нопри всем этом Станция оставалась в составе Института имени Н. В.Склифосовского. Практически связь эта носила формальный характер и пороюдаже отрицательно сказывалась на росте Станции — слишком различны междусобой были эти организации. И в 1940 году летом Станция скорой медицинскойпомощи была выделена в самостоятельное учреждение, с непосредственнымподчинением Мосгорздравотделу. Подобные процессы выделения станций из состава институтов произошли в Ленинграде. Ростове-на-Дону, Ташкенте.Рост подстанций продолжался. В 1939 году, в связи с открытием Всесоюзнойсельскохозяйственной выставки, была пущена в строй 5-я подстанция приРостокинской больнице, а в 1940 году — 6-я при Благушинскойбольнице. В 1941 году предполагалось открыть еще две подстанции и построитьновое здание Центра. Для этого была подготовлена строительная площадка ивырыт котлован. Но планы были сорваны— грянула Великая Отечественная война! Жизнь Станции потекла по законам военного времени. В силу блестящеорганизованной работы она оказалась практически подготовленной квнезапно усложнившейся обстановке. А. С. Пучков моментально перевелсебя на «казарменное положение» и уже не уходил с работы. Под егоруководством был организован штаб. Сотрудники Станции работали по двое-трое суток беспрерывно. Полностью оправдала себя схема тактическихдействий при обслуживании массовых случаев. Она оказалась приемлемой ирациональной в условиях противовоздушной обороны. Как вспоминалвпоследствии один из организаторов Московской скорой помощи, верный друг ипомощник Пучкова доктор А. М. Нечаев: «Можно сказать, что Московскаястанция вышла с честью из испытаний «огнем и железом», что ееорганизационное построение оказалось гибким и пригодным как для мирного,так и для военного времени». Во время первых же вражеских налетов на Москву, когда было много загораний от зажигательных бомб, частооказывалась перегруженной пожарная связь. Население в таких случаяхобращалось на «03», и Станция первой узнавала об образовании «очаговпоражения», и туда сразу высылались бригады. которые прибывали раньшеслужбы ПВО. Как только старший дежурный врач получал сообщения о разрыве бомбы вкакой-либо точке города, работники Станции молниеносно устремлялись туда,увлекая за собой вереницу белых карет. Персонал скорой помощи всегда был впервых рядах спасателей, оказывая помощь под градом осколков падающих бомби разваливающихся зданий. Работа в военных условиях порождала новые трудности. Пришлосьотрабатывать технику перехода сотрудников оперативной части из своегопомещения в помещение командного пункта во время воздушной тревоги. Былодостигнуто минимальное время перехода от пяти до трех минут. Причем работасохраняла свою беспрерывность. Таковы были условия, требуемые Пучковым,Поэтапно переходили на КП диспетчеры и эвакуаторы. В оперативном оставалисьстарший врач и остальные эвакуаторы. После того как телефонная связьпереключалась на дублирующую установку, начинали работать телефонные пультыКП, в укрытие переходила вторая группа сотрудников. Москва была погружена в темноту. Выездным бригадам тяжело былоотыскивать в ночное время адреса. Отсутствовало уличное освещение, окнадомов были тщательно замаскированы. Движение по городу было рискованным.Включать фары было строжайше запрещено. Но работа шла, люди получалипомощь. Количество уличного травматизма резко возросло. Число жертв уличногодвижения, обслуженных Станцией скорой помощи в годы войны, почти в 50 разпревышало число пострадавших от воздушных нападений. Особенно высоким былочисло пострадавших в наиболее темном месяце 1941 года — октябре, когдаколичество их превысило 1500 человек. Много опытных кадровых сотрудниковбыло мобилизовано на фронт. Станция испытывала нужду в кадрах. И небольшоеядро оставшихся старых сотрудников сумело сохрани ть традицииСтанции, поддержать тонус в работе, обучить вновь пришедших технике итактике по усвоению особенностей службы скорой помощи, передать свой опыт иэнтузиазм.Заведующая личным столом Антонина Сергеевна Жданова с необыкновеннымискусством маневрировала скудными кадрами и проявляла необычайнуюизобретательность в комплектовании бригад. Не ослабевала связь Станции с пунктами неотложной помощи, врачикоторых самоотверженно несли свою трудную вахту. По предложению Станции,пункты неотложной помощи были включены в систему медико-санитарной службыгорода в качестве районных травматологических отрядов. Несмотря на военное время, начальником Станции скорой помощисистематически проводились селекторные конференции, в которых принималиучастие все подстанции. Каждый сотрудник мог не только слышать сообщениеПучкова. но задавать ему вопросы и выступать. Московская станция была единственной станцией в стране, работавшей ввоенное время бесперебойно и с тем же количеством бригад, что и в мирноевремя. Через много лет после окончания войны бывший начальник МедсанслужбыПВО Москвы П. Т. Приданников писал, что «персонал Станции под руководствомА. С. Пучкова выполнил огромную работу по оказанию экстренной медицинскойпомощи пострадавшим от воздушных налетов. Благодаря умелому руководству А.С. Пучкова и его личному примеру в работе со стороны персонала не было ниодного случая проявления трусости. Медицинская помощь оказывалась быстро идобросовестно. А. С. Пучков лично выезжал в крупные очаги поражения дляруководства работой медперсонала. В результате большой работы сотрудниковСтанции сотни пострадавших при воздушных налетах и тысячи пострадавших принесчастных случаях получили необходимую им медицинскую помощь». Но не только оперативные и тактические вопросы занимали Пучкова в товремя. В первые же месяцы Великой Отечественной войны он обратил внимание,что в утренних докладах старших дежурных врачей часто появляются сообщенияо случаях обмороков в магазинах. Глубоко проанализировав это явление, былоустановлено, что причиной является потеря продовольственных карточек. Этоугрожало голодом семье в течение всего месяца. Как и чем помочь людям втакие критические моменты? Этот вопрос не давал Пучкову покоя. И он нашелвыход! Он обратился в Московский Совет с предложением разделитьпродовольственные карточки на три декады. Это давало возможность носить ссобой только часть карточки, а не всю. Потеря же декадного талона быламенее тяжелой психической травмой. Вызовы на эти случаи свелись доминимума. Многие сотрудники Станции и Горэвакопункта ушли на фронт. В суровыегоды войны, оказывая помощь в военно-полевых условиях, на поле боя, ввоенных госпиталях и медсанбатах, они не забывали о своей мирной профессии,и каждый жил надеждой на скорейшее возвращение. Приходившие с фронтаписьма, а их было очень много, были полны любви и благодарности коллективуи. конечно, лично Александру Сергеевичу. Какой трогательной теплотой веялоот этих строк. В приказах того времени, как Станции, так и Горэвакопункта, появлялисьстрочки, совсем далекие от делового приказного стиля: «Доктор МарияАлександровна Таксор шлет горячий привет своим товарищам», «Фельдшер КостяТанупин шлет боевой привет с фронта», «Павлик Титов желает здоровья всемсотрудникам Горэвакопункта», «Люся Виноградова шлет горячий фронтовойпривет». Имена многих сотрудников, защищавших нашу Родину на фронтах ВеликойОтечественной войны, все чаще и чаще появлялись в приказах. В суровыхбоевых условиях им не хватало родного коллектива. Какой теплотой исердечностью пронизаны их фронтовые письма. И с какой радостьювоспринимались они сотрудниками, несшими свою вахту на трудовом фронте. Этилюди своим самоотверженным трудом с честью выдержали испытания военных лети сохранили авторитет и лучшие традиции Московской скорой помощи. Их трудбесценен. Главный хирург Красной Армии академик Н. Н. Бурденко считал, что«опыт Московской скорой в годы Великой Отечественной войны может бытьиспользован для внесения корректив в организацию военно-полевой хирургии». Отгремели победные марши. Стали возвращаться на Скорую фронтовики.Потекла жизнь, именуемая в нашей истории «послевоенными годами». В этовремя Станцией проводится большая работа по созданию нового типасанитарного автомобиля. Как и предыдущий, он создается на базе ЗИСа, нотолько теперь на базе модели «ЗИС-110». А. С. Пучков и А. М. Нечаев —частые гости конструкторского бюро автозавода. Под их непосредственнымнаблюдением инженеры и конструкторы разрабатывали новую машину скоройпомощи. Работа велась столь интенсивно, что в 1947 году на улицах Москвыпоявились новые белоснежные санитарные автомашины. Кроме транспорта надо было думать и о кадрах. Не все вернулись свойны. Надо было восполнять потери и думать о будущем. Станция проводитинтенсивную работу по подготовке кадров как для московской, так и длястанций других городов страны. Готовились врачи, способные оказатьэкстренную помощь, но и специалисты-организаторы. Это было крайне важно,особенно для городов, пострадавших в Великую Отечественную войну. А. С.Пучков читает лекции в Центральном институте усовершенствования врачей поорганизации Скорой помощи. В этот период по его схемам создаются новыестанции и восстанавливаются разрушенные во время войны. Послевоенная деятельность Станции характерна рядом крупныхорганизационных мероприятий, углубленным изучением и научной разработкойматериалов Станции. В 1946 году А. С. Пучков завершил диссертационную работу на тему:«Организация скорой медицинской помощи в гор. Москве». В этом уникальномтруде он обобщил двадцатипятилетний опыт своей многогранной деятельности посозданию службы экстренной помощи. Научную работу вели и другие сотрудники. В 1950 году выездной врач 3-йподстанции А. В. Сергеев начал систематическую работу по обезболиваниюзакисью азота в машине Скорой помощи. Обезболивание проводилось не толькопри травматических повреждениях, но нашло более широкий спектр примененияпри стенокардиях, инфарктах миокарда и других заболеваниях. В 1962 годудоктором А. В. Сергеевым, совместно с инженером Б. П. Горским', былсконструирован и введен в практику аппарат АН-8. Этот аппарат был подостоинству оценен станциями скорой помощи Киева, Свердловска, Ленинграда.Донецка и многих других городов. Сейчас нет такой станции, где не было быэтого аппарата. В 1952 году скончался Александр Сергеевич Пучков. Станция долго итяжело переживала кончину своего руководителя. Исполнял обязанностиначальника Станции Н. А. Ромодин. В 1954 году вновь произошло слияниеЦентропункта со Станцией скорой помощи. После слияния и до 1961 годаСтанцией руководил А. Ф. Шведов. В конце 50-х годов стало широко развиваться городское строительство.Появились новые жилые массивы: Черемушки, Мневники, Мазилово и т. д. Этопобудило к необходимости открытия новых подстанций, рост которых оборвалсяв 1940 году. В 1958 году была открыта 7-я подстанция, а к 1960 году введены ещепять новых подстанций. В том же 1960 году по плану создания Большой Москвык столице были присоединены подмосковные города Бабушкин, Кунцево, Люблино,с населением около 1 млн. человек. В состав Московской Скорой влилисьстанции этих городов, ставшие ее подстанциями. В 1957 году А. Ф. Шведовым организовывается введение двухстороннейрадиосвязи выездных бригад с оперативным отделом.Значительный рост сердечно-сосудистых заболеваний потребовал пересмотраорганизации медицинской помощи, а также тактики ведения больных этой группына догоспитальном этапе. Долгое время оставался неясным вопространспортировки и госпитализации больных с инфарктом миокарда. Благодарянаучным исследованиям врача 6-й подстанции В. К. Булычевой и научныхсотрудников ряда московских клиник были сделаны выводы о целесообразностигоспитализации этого контингента больных в самом раннем периодезаболевания. В 1960 году А. Ф. Шведовым было предложено организоватьспециализированные бригады: для оказания помощи пострадавшим при травмах(противошоковая бригада) и токсикологическую. В начале 60-х годов на Скорой помощи по инициативе начальника СтанцииЛ. Б. Шапиро создаются специализированные бригады по оказаниювысококвалифицированной помощи при тяжелых формах инфаркта миокарда.Одновременно в ряде крупных московских клинических больниц былиорганизованы специальные палаты, куда бригады Скорой помощи доставлялибольных, минуя приемные отделения. Это позволило решить вопрос единойтактики ведения больных и преемственности на этапе «Скорая — стационар». Вэти годы ширится контакт с ведущими клиниками Москвы, проводится совместнаянаучная работа. Это клиники академиков В. Н. Виноградова и Н. К.Боголепова. Клиники НИИ имени Н. В. Склифосовского — профессоров Д. А.Арапова, Б. А. Петрова, С. Г. Моисеева, П. Л. Сухинина, В. В. Лебедева. Этобыл новый этап развития Московской станции скорой помощи. В годы руководства Станцией Л. Б. Шапиро получила широкое развитиеспециализированная служба, ставшая прообразом специализированных бригад,создававшихся на станциях Скорой помощи бывшего СССР. В этот период наМосковской станции появляются новые типы бригад — неврологическая ипедиатрическая. Эти бригады функционально базировались в клиниках и научно-исследовательских институтах. В 1962 году создается специализированная подстанция, где былисосредоточены бригады всех профилей. Это время — время наивысшего подъеманаучно-практической работы на Станции. На материалах Станции подготовлены изащищены диссертации. На звание доктора медицинских наук А. С. Сметневым,кандидатские диссертации защитили: Э. С. Антипенко, В. С. Белкин. В. С.Виганд, В. В. Кованов, И. А. Кахновский, Е. А. Лужников, В. Я. Ильин, А. В.Сергеев, В. Д. Тополянский. Эти работы оказали большое влияние на развитиеболее совершенных методов и форм оказания экстренной помощи больным ипострадавшим. Служба Скорой медицинской помощи под руководством Л. Б.Шапиро поднялась на более высокий качественный уровень. Большое значениепридавалось профессиональной подготовке как врачей, так и среднегомедицинского персонала. По инициативе Московской станции был проведен ряднаучных конференций и семинаров, на которых были представлены 55 докладов исообщений врачами и 33 — фельдшерами. Надо отметить, что Л. Б. Шапиро был противником объединения Скорой сослужбой неотложной помощи. Он был убежден, что в условиях объединенияСкорая потеряет присущую ей оперативность и способность работать в самыхчто ни на есть экстремальных условиях. В период руководства А. Ф. Шведова и Л. Б. Шапиро Скорая помощьпользовалась высоким авторитетом среди населения и медицинских учрежденийстолицы. Работа диспетчерских служб, выездных бригад отличаласьдоброжелательностью персонала к обслуживаемым больным. И А. Ф. Шведовым иЛ. Б. Шапиро любовно сохранялись традиции Станции, заложенные А. С.Пучковым. С августа 1970 до 1984 года Станцию возглавлял Н. М. Каверин.Партийными органами и городскими властями на него возлагалась задачаосуществить объединение Станции скорой медицинской помощи с районнымипунктами неотложной помощи. Будучи энергичным человеком и администратором сбольшим опытом, он активно приступил к реализации этого решения, хотяматериальные и технические возможности как Московской станции, так иГородского здравоохранения в целом не благоприятствовали выполнению этойтрудной задачи. Самой первой из подстанций, с которой началось объединение,была 11-я подстанция, расположенная в Косом переулке, близ Каляевскойулицы. В ее состав вливался пункт неотложной помощи Свердловского района. В первые же дни деятельности этой структуры стало ясно, что тогдашниевозможности Станции не в состоянии обеспечить ее бесперебойную работу врамках объединения: не хватало кадров, испытывались трудности странспортом, отсутствовали помещения для размещения в них районныхподстанций. Необходимо было преодолеть стереотип, выработавшийсядесятилетиями у работников «неотложки», не привыкших стремглав выезжать навызов. Возникали трудности при переводе их на рельсы скоропомощной работы. Большая заслуга Н. М. Каверина заключалась в том, что уже к 1979 годумногие из перечисленных проблем хотя и не полностью, но были решены. Подего непосредственным руководством была реорганизована работа оперативногоотдела, введены должности старших диспетчеров и старших эвакуаторов.Большое внимание было уделено укреплению диспетчерской службы подстанции.Для создания большей оперативности в работе введены должности вторыхдиспетчеров. В целях улучшения качества оказываемой помощи больным ипострадавшим на подстанциях появились старшие врачи— заместители заведующихпо лечебной работе. Специально были выделены фельдшера, осуществлявшиеснабжение медикаментами и аппаратурой и занимавшиеся укомплектованиеммедицинских ящиков. В условиях интенсивного роста Станции укрупнялись такиевспомогательные отделы, как отдел связи, технический отдел, создана службаремонта. Благодаря усилиям Н. М. Каверина увеличилось число подстанций,достигнув сорока. Московская станция скорой и неотложной медицинской помощипревратилась в одно из крупнейших медицинских учреждений бывшего СССР. С 1984 года Станцией руководил А. В. Шматов. В этот период уделялосьмного внимания проблемам автоматизации управления целого ряда служб Скоройпомощи. Были введены АСУ — госпитализации, кадров, тарификации,бухгалтерии. Разработаны и введены территориально-зональный методобслуживания населения, зональный принцип госпитализации больных ипострадавших. Среди сегодняшних задач, стоящих перед Станцией, — это комплексноевнедрение автоматизированного управления оперативной службы Скорой помощи,и в первую очередь решение проблемы автоматизированного приема вызовов отнаселения и передача их на выполнение выездным бригадам. Остро стоят сегодня проблемы обеспечения Станции санитарнымавтотранспортом. Правительством Москвы, главным медицинским управлениемвыделяются значительные средства на приобретение медикаментов, новейшейаппаратуры, одноразовых шприцев и систем для переливания крови. Совместно с Главным медицинским управлением разработан комплексныйплан строительства новых подстанций по самым современным проектам,утвержденный Правительством Москвы. К 1995 году предполагается открытиесеми подстанций. В течение ближайших лет будет реконструировано и введено встрой сорок девять новых подстанций. Сегодня Московская станция — это крупнейшее медицинское учреждениеРоссии, осуществляющее огромную работу по оказанию скорой и неотложноймедицинской помощи населению столицы. Ежедневно Станцией выполняется от 5до 7 тысяч выездов. Только за 1993 год их выполнено свыше 2 миллионов. Структура Станции содержит в себе около пятидесяти подразделений.Бригады Скорой помощи работают во всех точках города. В настоящее время на Станции проходит реформация службы,предусматривающая создание региональных объединений, функциональноработающих с окружными медицинскими управлениями. Запланированы введениеновой классификации типов выездных бригад скорой помощи, разработкатабельного оснащения на каждый тип бригады, положение об этих бригадах,упорядочение поводов к их выездам. Реформация направлена на улучшение преемственности в работе Скорой стерриториальными поликлиниками города, снижение непрофильной обращаемостинаселения на «03», что в конечном итоге должно привести к реализацииосновных задач Станции — оперативному и качественному обслуживаниюнаселения экстренной медицинской помощью.А. С. ПУЧКОВ И СКОРАЯ ПОМОЩЬ Поздней осенью 1909 года во дворе Московской Александровской больницыв М. Казенном переулке на Покровке состоялось торжество открытия мемориалавеликому врачу-гуманисту Федору Петровичу Гаазу. Собралось много людей,пожелавших принять участие в чествовании человека, который был для нихсимволом милосердия, душевности и человеколюбия. Когда с памятника упалобелое покрывало, на присутствовавших смотрело полноватое лицо человека сдобрым широким подбородком, переходящим в бронзовое жабо. У самогооснования стелы было высечено евангельское изречение, которое определялоосновной девиз жизни Гааза; «Спешите делать добро!» И он следовал этому всюсвою жизнь. Инициатором и вдохновителем открытия памятника был главный докторАлександровской больницы Сергей Васильевич Пучков, видный московский врач иобщественный деятель. Событие это нашло подробное отражение во всехстоличных газетах, а популярнейший журнал «Нива» об этом событии поместилкорреспонденцию знаменитого юриста А. Ф. Кони. Но в то время ни у кого, включая самого С. В. Пучкова, не возникло иотдаленной мысли о том, что присутствовавший на торжествах его старший сынАлександр, в то время студент медицинского факультета Московскогоуниверситета, через несколько лет повторит подвиг Гааза и всю жизнь будетторопиться делать добро. В родном своем городе он создаст службу, спешащуюоказать помощь страждущему человеку, о которой мечтал доктор Гааз. Александр Сергеевич Пучков родился в 1887 году в Москве. Учился в IVмужской гимназии на Покровке, которую окончил в 1906 году. Среди педагоговособое влияние на учеников оказывал их классный наставник А. Р. Артемьев,Кроме своего учительства он играл на сцене Московского Художественноготеатра (под псевдонимом «Артем»); был любимым артистом А. П. Чехова,специально создавшим для него образы Фирса, Чебутыкина и др. Этот человекпрививал своим ученикам любовь к музыке, литературе, живописи. Недаромгимназия славилась тем, что из нее вышло много широкообразованных людей. Окончив гимназию, А. С. Пучков твердо решает идти по стопам своегоотца — в тот же год он поступает на медицинский факультет Московскогоуниверситета, который заканчивает в 1911 году в звании «лекаря с отличием».По завершении университетского курса практикует в качестве врача-зкстерна в5-м Московском родильном приюте в Басманной и Мясницкой больницах. В то жевремя в 1912 году он сдает экзамен в университет на звание «докторамедицины». В 1914 году, в связи с началом первой мировой войны, АлександрСергеевич Пучков был мобилизован в Армию и откомандирован в распоряжениеРоссийского общества Красного Креста, где и проходил службу в качествевоенного врача и представителя Красного Креста при 2-й Армии. В этот период начинается деятельность А. С, Пучкова как организаторамедицинской помощи раненым и пострадавшим на полях сражений. Минская газета«Известия Фронтового комитета Российского Красного Креста» от 29 мая 1917года сообщала, что избрание А. С. Пучкова особоуполномоченным 2-й Армиибыло встречено с глубоким удовлетворением. Подчеркивалось, что «в течениевсех трех лет работы в Красном Кресте он неизменно рука об руку шел сосвоими сотрудниками и все вопросы решал не единолично, а коллегиально». Профессор Н. М. Михельсон позднее вспоминал, что в период ихсовместной работы в 1916 году, когда он служил под началом АлександраСергеевича в качестве начальника передового лазарета, он всегда поражалсяего четкости и оперативности. «Если Александр Сергеевич вам говорит, чтоприедет через десять дней в такое-то время, то вы можете быть уверены, чтоон приедет в этот день и в этот час, несмотря ни на какую обстановку. Еслион бывал в лазарете и находил, что Вам чего-то не хватает, обычно этонехватавшее вам доставлялось без напоминания». После Октябрьской революции А. С. Пучков был избран председателемармейского комитета Красного Креста, где служил до марта 1918 года, когдапо болезни был эвакуирован в Москву. После болезни Александр Сергеевичпродолжал свою деятельность в Красном Кресте до августа 1918 года, когдапошел добровольцем в Красную Армию. Приобретенный в годы первой мировой войны опыт он использует на поляхсражений гражданской войны, а его организаторские способности были замеченысразу: он назначается начальником военно-санитарных поездов (сначала 123-го, а затем 37-го имени А, В. Луначарского). В 1921 году в Москве разразилась сильнейшая эпидемия сыпного тифа.Сотни людей выводила из строя эта коварная инфекция. Тогдашнеездравоохранение было бессильно перед нависшей перед страной угрозой,увеличивавшейся с каждым днем. Тифозная эпидемия принимала такие угрожающиеразмеры, что В. И. Ленин писал: «Или социализм победит вошь, или вошьпобедит социализм!» Альтернативы не было. Особым приказом по Военно-санитарному ведомству для борьбы с эпидемиейс фронта срочно были откомандированы санитарные автомобильные отряды,способные проводить быструю эвакуацию тифозных больных, а для организациивсего этого дела были отозваны шесть опытных врачей-организаторов. Создатьи возглавить это важнейшее для страны дело было поручено А. С. Пучкову, В те тяжелые годы, когда было трудно с топливом, продовольствием,медикаментами, транспортом, А. С. Пучковым создается совершенно новый типлечебно-эвакуационной службы. Но сначала это был отдел перевозки больных.Затем был организован центральный пункт (Центропункт), высылавший легковойтранспорт с врачом к особо тяжелым больным. Центропункт располагался на углу Тверской улицы и Охотного ряда. В товремя здание почти не отапливалось, улицы были завалены снегом, вучреждениях стоял такой холод, что в чернильницах замерзали чернила.Работали в шубах. Сотрудники Центропункта получали скудный паек военноговремени. Но, несмотря ни на что, все были охвачены огромным энтузиазмом. А, С. Пучков впоследствии вспоминал это время как «лучшее время своеймолодости», когда каждый день был радостью созидания, высоким сознаниемтого, что возводится фундамент нового здания, делается большое всенародноедело. Центропункт сыграл громадную роль, если не решающую, в ликвидации эпидемии. Центропунктом было перевезено свыше 700 тысяч больных. В этом же 1921 году, по просьбе заместителя Наркома здравоохраненияЗиновия Петровича Соловьева, А. С. Пучков совмещает свою непосредственнуюработу с деятельностью в Российском Красном Кресте в качестве заведующегомедицинским отделом. В течение пяти лет он самоотверженно трудился на этомпоприще и заслужил глубокое уважение и благодарность Народного комиссариатаздравоохранения. А московская служба Скорой медицинской помощи уже с октября 1919 годаначала отсчитывать свое существование. Назначенный заведующим Станциейдоктор В. П. Поморцов, так много сделавший для ее открытия, тяжело заболели вынужден был оставить работу. Служба в течение двух с половиной лет былабез руководителя и нуждалась в лидере. Выбор пал на А. С. Пучкова. Былислиты в единые учреждения Центропункт и Скорая помощь, и в январе 1923 годаАлександр Сергеевич Пучков становится начальником Московской станции скороймедицинской помощи. Придя на Станцию, по выражению самого Пучкова, он«оказался генералом без армии». Слишком плачевное состояние являла онасобой. И только его кипучая энергия и энтузиазм, с которым он взялся задело, помогли сдвинуть дело. Появились новые формы работы: введенадолжность старшего дежурного врача, стала учитываться проделанная работа,проводился анализ ее и делались выводы. Одними из новшеств были: в 1926году — неотложная помощь при внезапных заболеваниях на дому, в 1927 году —неотложная психиатрическая помощь. При непосредственном участии




Похожие:

История скорой помощи iconДневник практики работа на скорой помощи

История скорой помощи iconПресс-релиз 14 июня в Казани состоится презентация автомобилей скорой медицинской помощи Президенту Республики Татарстан Р. Н. Минниханову
Казани состоится презентация автомобилей скорой медицинской помощи Президенту Республики Татарстан Р. Н. Минниханову
История скорой помощи iconПсихотерапия суицидентов с учетом их личностных особенностей (в ближайшем стационарном периоде) 19. 00. 04 «Медицинская психология»
...
История скорой помощи iconГармаш Наталья «Удар автомобиля пришелся прямо в бензобак. Мы чудом не сгорели»
В центре Днепропетровска в машину скорой помощи врезалась иномарка. Погибла врач, которая везла в больницу тяжелую пациентку
История скорой помощи iconДокументация об аукционе открытый аукцион на право заключения государственного контракта на поставку автомобиля скорой медицинской помощи
Государственный заказчик: Учреждение Российской академии наук Больница научного центра ран в Черноголовке
История скорой помощи iconМихайлова ирина Николаевна Использование аутогемотрансфузии при оперативном лечении больных миомой матки 14. 00. 01 – «Акушерство и гинекология»
...
История скорой помощи iconПротокол рассмотрения и оценки котировочных заявок «05» октября 2006г. №40/06-п Запрос котировок проводится: Государственным
Выполнение работ по текущему ремонту системы отопления в санитарных комнатах стационара и зданий скорой помощи бпнц ран
История скорой помощи iconАнгиографическая диагностика и эндоваскулярное лечение при травме артерий. 14. 00. 19 «Лучевая диагностика, лучевая терапия» 14. 00. 44 «Сердечно-сосудистая хирургия»
Работа выполнена в гузм «Научно – исследовательский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского»
История скорой помощи iconКурсовой проект по дисциплине " Подвижной состав автомобильного транспорта."
В настоящее время данный автомобиль практически не используется, но его можно еще увидеть в качестве скорой медицинской помощи, а...
История скорой помощи iconСовершенствование системы оказания и оценки эффективности работы скорой медицинской помощи на малонаселенных территориях северо-запада россии 14. 00. 05 «Внутренние болезни» 14. 00. 33 «Общественное здоровье и здравоохранение»
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Петрозаводский государ
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы